Сочинение психологическая помощь семье

Обновлено: 05.07.2024

Несовершеннолетний и родители, находящиеся в состоянии острого и (или) повторяющегося конфликта, острой кризисной ситуации в семье: 1. плохо развиты навыки ведения хозяйства, отсутствие санитарно-гигиенических условий для нормального развития несовершеннолетних детей; 2. отсутствие у Ивановой О.И. работы, плохое материальное положение семьи; 3. ссоры и конфликты в семье

Сроки работы с семьей

Программа мероприятий

Специалист, ответственный за реализацию мероприятия

Срок реализации мероприятия

Результат реализации мероприятия

Проблема: Острая кризисная ситуация в семье

1 изучение психологической атмосферы в семье;

2. оказание психологической помощи ребенку в преодолении последствий ЖО

Ресурсы: семья, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, психолого-педагогическая служба.

Диагностика внутрисемейных коммуникаций

Повышение педагогической компетенции родителей

Успешная сдача ОГЭ

Подготовка к поступлению в колледж

Коррекционно-развивающие занятия с Еленой на темы: "Выработка новых навыков взаимодействия с родителями", "Целевые ориентиры"

Формирование эмоционального благополучия в семье

Оптимизация ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации.

Успешное разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи.

Тьюторское сопровождение в рамках образовательного процесса

Осуществление персонального сопровождения учащегося в современном образовательном пространстве, создание эффективных условий для раскрытия его внутреннего потенциала и последующей успешной адаптации в окружающем социуме.

Оказание психологической помощи

Снятие психоэмоционального напряжения, повышение личной эффективности

Проблема: 1. плохо развиты навыки ведения хозяйства, отсутствие санитарно-гигиенических условий для нормального развития несовершеннолетних детей;

Задачи: 1. обучение социально-бытовым навыкам;

обучение навыкам ведения домашнего хозяйства;

обучение созданию социально-бытовой среды для развития несовершеннолетних детей;

проведение медицинского осмотра;

оказание юридических услуг

Беседа о санитарно-гигиенических нормах. Беседа о необходимости регулярной уборки квартиры

Повышение грамотности матери о сани тарно-гигиенических нормах

Рекомендации по использованию чистящих и моющих средств

Повышение грамотности матери по использованию чистящих и моющих средств

Составление плана действий по уборке квартиры

Квартира убрана, выброшены ненужные вещи, коробки, кровати заправлены

Определение сроков выполнения уборки

Повышение знаний по организации социально-бытовой среды

Выполнение женских обязанностей (уборка, стирка и.т.д.)

Рекомендации по организации рабочего места для несовершеннолетних

Оборудовано рабочее место для занятий

Планирование перестановки мебели в большой комнате с матерью

Освобождены комнаты: захламленность вещами

Беседы с несовершеннолетними о поддержании чистоты и порядка в комнатах

Повышение грамотности членов семьи о сани тарно-гигиенических нормах

Предоставление социальных услуг на дому семье Семушевых психологами СРЦН (социально-психологическое консультирование получателя социальных услуг, оказание помощи в поучении юридических услуг получателю социальных услуг)

Оказание социальных услуг на обслуживание и сопровождение семьи

Главный специалист отдела по Мотовилихинскому району

07.12.2020г. – 06.12.2023 г.

Оказание содействия в проведении медицинского обследования всех членов семьи

Прохождение медицинского осмотра

По мере необходимости

Динамика семейной ситуации

ТУ МСР ПК г. Перми

1 раз в 2 недели

Проблема: 2. отсутствие у Семушевой О.Ю. работы, плохое материальное положение семьи;

Задачи: 1. формирование у мамы мотивации на трудоустройство;

формирование психологической готовности к трудоустройству;

поиск вакансий и трудоустройства

Ресурсы: мама, социальный педагог, педагог-психолог, межведомственное взаимодействие

Информирование мамы о родительских обязанностях по содержанию своих детей; информирование о трудовой деятельности (пенсии, налоги, доплаты);

У мамы сформировано желание работать

Январь-февраль 2021 г.

Работа психолога по формированию мотивации трудоустройства; выяснение предпочтений в работе ( где бы хотела работать); определение сроков трудоустройства

У мамы сформировано желание работать, начала поиск работы

Декабрь 2020 г. – январь 2021 г.

- проигрывание ситуации приемов на работу (что говорить, как себя вести…); обучение навыкам делового общения; индивидуальные консультации психолога

Психологическая готовность мамы приступить к работе

Декабрь 2020 г. – июнь 2020 г.

Составление плана действий в поиске работы

Выбор места работы и трудоустройство мамы

Постановка на учет в Центр занятости; консультация по сбору документов (мед.книжка, трудовая книжка)

Выбор места работы мамы

Размещение важности официального трудоустройства; сопровождение на место работы (при необходимости)

Январь-февраль 2021 г.

Оказание содействия в оформлении мер социальной поддержки семьи (оказание содействия в сборе пакета документов, недостающих документов, справок)

Улучшение материального положения семьи

Оказание юридической помощи

В случае нуждаемости

Динамика семейной ситуации

ТУ МСР ПК г. Перми

1 раз в 2 недели

Проблема: 3. ссоры и конфликты в семье.

Задачи: 1. Формирование уважения членов семьи друг к другу ;

Организации индивидуального и семейного досуга

Ресурсы: мама, папа, социальный педагог, педагог-психолог

Беседа о семейных ролях, распределение домашних обязанностей; семейные консультации; обучение навыкам общения в семье

Уменьшение количества конфликтов

Рекомендации по семейному времяпровождению: выяснение интересов и предпочтений каждого члена семьи; предоставление информации о родительских клубах, городских мероприятиях

Появление интересов и занятий вне рабочее и вне школьное время, совместный отдых, увеличение времени , отведенного на досуг

Анализ проведения семейного досуга

Участие семьи в социальном проекте "С детьми не разводятся"

Уменьшение количества конфликтов

Пермская региональная общественная организация по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства "НАСМНОГО"

Базовая ситуация нарушения адаптации к жизни — изменения, которые прямо или косвенно нарушают относительно устойчивое динамическое равновесие внешних и внутренних условий бытия семьи и каждого ее члена, создавая тем самым потенциальную или актуальную угрозу существованию и удовлетворению основных жизненных потребностей ее членов. Перед личностью или семьей возникает проблема, от которой невозможно уйти и которую вместе с тем невозможно разрешить при помощи выработанных ранее способов адаптации.

Итак, можно сказать, что социально-психологическое сопровождение — это:

— во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;
— во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате — эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций;
— в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Диагностика

Определение образа желательного будущего

Отбор и применение методических средств

Одним из обязательных компонентов работы на третьем этапе является анализ промежуточных и конечных результатов и внесение на его основе изменений в программу и методы сопровождения.
Психологическое сопровождение основано на процессуальном анализе, определении динамики, состоящей из стадий, ступеней и шагов, как на каждой встрече (консультации или тренинге) с клиентом, так и на протяжении всего пролонгированного процесса психологического сопровождения.
Свою позицию в отношениях с клиентом на различных стадиях процесса психологического сопровождения каждому специалисту приходится выбирать самостоятельно.
Конечно, на начальном этапе освоения профессии специалисту необходимы в качестве ориентира более простые и мобильные схемы. По содержанию можно выделить три общие стадии процесса сопровождения:

— осознание не только внешних, но и внутренних причин кризиса (жизненных затруднений) клиента;
— реконструкция семейного или личного мифа, развитие у клиента ценностного отношения;
— овладение клиентом необходимыми жизненными стратегиями и тактиками поведения.

На схеме приведена динамика изменений в самосознании личности в процессе психологического сопровождения, разработанная и апробированная под руководством А. Шадуры в лаборатории социально-психологической реабилитации личности ГосНИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда и социального развития РФ.
Результаты апробации представленной теоретической модели психологического сопровождения личности показывают, что она является хорошей основой для разработки путей и методов психологического сопровождения семей в кризисные периоды жизни, а также для профилактики возможной непродуктивной адаптации к жизни.

Эта инвариантная модель пригодна для осмысления и выстраивания всего процесса психологического сопровождения. Общая схема наполняется реальным содержанием в соответствии с поставленными задачами. Вот как, к примеру, ее наполнение представлено в диссертационном исследовании В. Горяниной (19), где в качестве основной задачи выступало совершенствование стиля взаимодействия (см. таблицу).

Психологическая помощь и поддержка родителей, испытывающих чувство горя и вины в связи с рождением ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

Автор Щербакова Ж. Н. ,

Педагог - психолог

МБОУ г. Мурманска СОШ №11

Психолог, работающий с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должен хорошо понимать психологию этой категории людей, быть готовым к длительной и кропотливой работе. Он должен обладать специальной подготовкой и иметь знания в этой очень узкой специфичной области психологии. Мой ежедневный, многолетний опыт сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей показал, что 100% матерей имеют психологические отклонения и нуждаются в помощи, даже если сами они не признают этого. Необходимо отметить, что наиболее значительную трансформацию претерпевает психология именно матери ребенка с ОВЗ, исходя из физиологических, психологических особенностей женского организма, а так же культурных традиций и социальных особенностей нашего общества. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психологическим расстройствам. По мнению известного врача А. И. Захарова у матерей, имеющих детей-инвалидов, имеются следующие невротические изменения:

- сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность;

- аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону снижения;

- тревожность – склонность к беспокойству;

- противоречивость личности - недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний;

- доминантность - стремление играть значимую роль в отношениях с окружающими;

- эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения;

- гиперсоциализация – повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов, неадекватная самооценка, постоянное чувство вины, личностные нарушения связанные с честностью.

Психологические нарушения самих матерей оказывают сильное деформирующее воздействие на всю систему внутрисемейных отношений. Вследствие чего матери детей, имеющих отклонения в развитии, часто остаются без поддержки супругов, один на один со своим горем. Страдают не только супружеские отношения, но и система воспитания и общения с ребенком : от гиперопеки и симбиотического варианта до гипоопеки или полного отвержения.

Утрата надежд, связанных с рождением здорового ребенка, переживание его неблагополучия и отсутствие будущего, зачастую осложненные разводом или уходом из семьи супруга, формируют состояние горя и безысходности. Проводя параллель между процессами переживания матерью ситуации рождения больного ребенка и нахождения конструктивного решения, можно сказать,что они оказались практически аналогичны со стадиями процесса происходящего с психикой у людей, переживающих утрату, горе.

Основываясь на трудах ученых, работающих с синдромом утраты, горем (Моховикова А. Н. ,2001, Малкина-Пых И. Г. ,2005, Линдеманна Э. ,1984, Кюблера-Росса Э. ,2000, Ткачевой В. В. ,1999 и т. д, разработала карту наблюдения и анкету, с помощью которых выявляю состояние матери и отслеживаю признаки осложненного синдрома потери. Анализ результатов показал, что 87% родителей прибывают в состоянии отклоняющегося горя различного по форме. Признаками осложненного горя для меня являются :

1. Нарушение общего эмоционального фона настроения.

2. Частые соматические заболевания. Любое горе – это физическое страдание (потеря аппетита, нарушение сердечной деятельности, частые головные боли, неврологические заболевания и т. д.).

3. Наличие психологического страдания. Считается, что у людей в состоянии горя наблюдается потеря ясности сознания, из чего следуют нарушения поведенческого характера (агрессия, отстраненность).

4. Человек в состоянии горя поглощен образом утраченного. Находится в иллюзии, не воспринимает наличие беды, диагноза ребенка.

5. Люди, испытывающие горе всегда преследуемы чувством вины.

6. Горе как процесс всегда сопровождается враждебными реакциями, чаще спонтанными. Иногда окружающие принимают это поведение за помешательство.

7. Люди в состоянии горя утрачивают прежние модели поведения, они хаотичны, суетливы, заново учатся жить с утратой.

8. Снижение чувствительности или повышенная чувствительность.

Для себя, как психолога, я ставлю задачу научить матерей жить с утратой, перестроить их систему мировоззрения, имеющуюся до потери надежды на рождение здорового ребенка. Пытаюсь преодолеть поглощенность матерей образом несуществующего ребенка и наделить его несуществующими качествами, а самое главное, пытаюсь их вернуть в то состояние горя, которое необходимо перепрожить и проработать совместно с психологом. В данном состоянии я стараюсь дать матери возможность проплакать, пережить этот кризисный этап и перейти к тому состоянию, в котором можно её ввести в тренинговую группу для дальнейшей работы.

Состояние горя очень динамично, его этапы, предложенные Линдеманном очень схожи с этапами реабилитации матерей, переживающих рождение больного ребенка, анализируемых Кублером- Россом.

По Линденманну горе от утраты или смерти близкого человека проходит следующие этапы:

1. Шок и оцепенение (7-9 недель). В любую минуту может смениться реактивной реакцией (выбросится из окна, взрыв эмоций отрицание всего, что произошло). Психолог просто слушает и поддерживает присутствием.

2. Стадия поиска (5-12 дней, до 6 недель). Характеризуется стремлением выразить, преодолеть утрату. Страх сумасшествия, видение образов.

3. Острое горе (7-6 недель). Период наибольших страданий. Идеализация человека. Если это состояние не проходит, происходит агрессия.

4. Депрессия (через 6 месяцев).

5. Стадия восстановления через один год.

6. Стадия завершающаяся.

Я всегда помню, что горе человек должен пережить самостоятельно и обращаю внимание только на те случаи, когда происходит застревание на одной из стадий.

Попробуем провести аналогии этапов горя с процессом переживания матерью ситуации рождения больного ребенка Кублера Росса. Следует обратить внимание, что они несколько различны:

1. Этап отрицания, шок, неверие.

Матерям необходимо помочь преодолеть чувство страха, неуверенности в себе, неприятие ребенка, его дефекта, принять себя. Родителям свойственно чувство агрессии и гнева.

2. Депрессия и полное ко всему безразличие.

Для себя в работе с матерями на этом этапе, я вижу основную задачу вывести их любыми способами из состояния оцепенения. Необходимо заставить мать говорить, плакать, искать пути решения своих проблем.

3. Этап самый тяжелый в жизни матери больного ребенка - утрата интереса к жизни, склонность к самоубийству.

В своей работе на этом этапе считаю самым важным не упустить такой момент. Вовремя оказаться рядом, чтобы поддержать и выслушать. Тогда этот этап пройдет наиболее безболезненно. Из своего опыта считаю, что применение групповых методов работы в это время неэффективно,так как сложно в группе отследить индивидуальную реакцию каждого и гибко изменить психотерапевтическое воздействие.

4. На периоде готовности к переговорам очень эффективно всякого рода психотерапевтическая и психокоррекционная помощь. В том числе групповые формы работы. С этого момента усиленно начинаю прорабатывать личностные проблемы матерей. Считаю для себя важным вселить в них веру в будущее и самого себя, а по возможности, изменить все мировоззрение, сформировать новую модель поведения с приятием утраты.

5. Следующая стадия выхода из кризиса, которая характеризуется согласием с самим собой и настроем на решение.

Матери, находящиеся на этой этапе реабилитации, очень полезны на психологических тренингах, так как они не только сами находят решение своих проблем, но и помогают другим родителям в преодолении тех этапов, на которых они находятся.

6. Этап полная реабилитация. На этом этапе матери находятся в согласии с собой, находят возможности общения с окружающими, а зачастую вступают во второй брак. На данном этапе психологическое сопровождение практически не требуется.

Существует несколько форм отклоняющегося горя, которые являются типичными для категории матерей, имеющих детей с ОВЗ:

- хроническое горе, переживания носят постоянный характер;

- конфликтное горе или горе преувеличенное. Восприятие действительности искажается или преувеличивается;

- подавленное горе, горе недостаточно пережитое или не пережитое вообще. Данному состоянию свойственно наличие большого количества у матери соматических заболеваний и частых беспричинных головных болей;

- неожиданное горе. Внезапность делает невозможным пережить его. Свойственны постоянные мысли о самоубийстве и постоянном планирование его;

-отсроченное горе. Переживания откладываются на несколько лет за счет эмоционального сдвига. Спустя некоторое время состояние под действием обстоятельств всплывает.

- отсутствующее горе. Человек ведет себя так, будто ни чего не случилось (стадия шока или отрицания.

Задачи, которые должны быть решены в процессе горя :

1. Мать должна признать факт потери, т. е. прекратить попытки сделать ребенка тем, кем он никогда не будет (увлеченность методиками по восстановлению утраченного).

2. Нужно пережить боль потери. Все, что мешает горевать, должно быть на время отодвинуто (непрерывная работа, бесконечные путешествия, отрицание боли).

3. Организовать окружение, где ощущается отсутствие желаемого, но при этом сохраняются годами создаваемые устои и традиции.

4. Выстроить новые отношения к ребенку с отклонениями в развитии и начать дальше жить.

В своей работе с горем я никогда не останавливаю плач, так как это физиологическая потребность, смягчающая боль. Позволяю матери говорить о том, какого ребенка она хотела видеть. Не ограничиваю длительность встреч. Во время индивидуальных консультаций, если матери тяжело проговаривать вслух то, что ей не нравиться в своем ребенке, разрешаю написать. Даже, если, с моей точки зрения, произошла реабилитация, продолжаю наблюдать за поведением родителей, так как всегда помню о том, что состояние горя способно возвращаться под действием ежедневных стрессов. После реабилитации стараюсь включить маму в активную жизнь образовательного учреждения.

Продиагностировав психологическое состояние мамы, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и определив особенности состояния, в котором она пребывает, необходимо грамотное специализированное сопровождение. Психологическая помощь оказывается как индивидуально так и в форме групповой психотерапии.

Не следует приступать к профессиональному консультированию, если не владеешь практическими специализированными методами психокоррекции и психотерапии. Консультирование включает в себя психокоррекцию отдельных, наиболее болезненных эмоциональных состояний (те чувства, которые они испытывают в данный момент и степень их выраженности). Необходимо оценить этап психодинамического процесса, на котором в данный момент находиться семья. Правильная оценка этапа позволяет наиболее эффективно построить консультационную работу с семьей путем подбора адекватных техник и приемов коррекции, достичь планируемых целей в целом.

Надо помнить, что в процесс консультирования матерей консультант не должен быть ведомым. Психологическому состоянию родителей свойственна цикличность на своей проблеме. Если только слушать и сопереживать, клиент не получит необходимой помощи, а наоборот, впадает в свойственное ему состояние. Консультант должен отслеживать психологическое состояние матери и с помощью всевозможных психотерапевтических приемов (внушения, отзеркаливания, рефлексии, НЛП, гештальттерапии, психоанализа и др.) вести планомерную корректировку негативных состояний и установок. Количество консультаций определяется по необходимости и чаще всего сама мама решает прийти ей еще или нет в силу внутренней потребности. Однако психологическое сопровождение на этом не заканчивается, и следующим его шагом должно быть наблюдение и групповая психотерапия.

Все формы групповой психологической помощи должны решать ряд задач:

1. Оказание психологической помощи и поддержки матерям в преодолении состояния осложненного горя, коррекция неадекватных поведенческих реакций. Необходимо освободить родителей от психологического стресса и обеспечить их эмоциональную стабильность.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей и психологической культуры.

3. Оптимизация стиля семейного воспитания (информативного и обучающего характера).

4. Гуманизация детско-родительских отношений.

1. Разминка, разогревающие игры и психотехники, которые включают в себя знакомство участников тренинга и установление между ними тесного эмоционального контакта. Длительность этого этапа различна. Первые встречи могут длиться даже несколько часов.

2. На первом тренинге принимаются правила работы группы, которые повторяются на каждой последующей встрече. Они включают в себя:

а) активное участие всех членов тренинга;

б) доверительный стиль общения;

в) искренность в общении;

г) конфиденциальность всего происходящего в группе;

д) группа оказывает поддержку каждому.

3. Основная часть содержит необходимые методы для решения конкретно стоящей передо мной задачи.

4. Рефлексия или обратная связь. Подведение итогов занятия. От ведения дневников, в силу занятости наших родителей, мы отказались.

Для себя я всегда имею в запасе несколько разогревающих игр для снятия напряжения или просто заполнения пауз между этапами, а так же стараюсь заучивать наизусть ряд баек, анекдотов не только для разрядки обстановки, но и с философским смыслом.

Для первого этапа работы с осложненным горем я использовала специально разработанную для матерей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, психокоррекционную программу В. В. Ткачёвой. В ходе работы с родителями по данной программе внесла некоторые изменения. Например, прежде чем ввести рассказы психодрамы, я не использовала предложенные ею психологические игры и упражнения, а проводила релаксацию для снятия эмоционального напряжения с использованием методов НЛП, лёгких трансовых форм, элементов аутогенной тренировки и символ драмы. И заканчивала занятия релаксацией.

- рассказ-образец, в котором рассказывается о продуктивных формах общения и взаимоотношений в семье;

- проблемный рассказ, в котором нет готовых советов, и члены группы сами подсказывали главным персонажам выход из сложившейся ситуации на основе личного опыта.

Психолог оказывает помощь матерям в развитии личностных качеств, способствующих адаптации их в окружающей действительности. Для этого проводит ряд психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие веры в себя и в завтрашний день, а также обучению навыкам общения со своим ребёнком и с окружающими людьми. Широко используется эффективные, в силу своей простоты и естественности, методы креативной терапии:

- психо-гимнастика;

- все техники, направленные на формирование позитивного мышления.

Творческое сочинение сказок позволяет трансформироваться нашим родителям двумя способами :

В работе с родителями широко использую различного рода психологические игры. В первую очередь игры – отреагирования. Родителей ставлю в стрессовую ситуацию и предлагаю найти самостоятельно выход из неё. Как ведущая стараюсь влиять на ход игры и исправлять их по необходимости. Эти игры тоже позволяют тоже освободиться от боли. Используются мною также деловые игры, на которых обсуждаются ситуации повседневного характера. На них предлагается смена различных ролей. Родитель ставится на место администрации либо на место ребёнка или воспитателя. Проводятся также игры- драмы, где сценарий игры сочиняется самими родителями. Мною как психологом предлагается только тема.

Невозможно охватить всё многообразие методов и приёмов работы с родителями в данной нестандартной ситуации. Следует только отметить, что у групповых форм работы есть свои положительные и отрицательные стороны. К отрицательным сторонам мы отнесем невозможность оказания экстренной помощи в особо сложных ситуациях и невозможность обсуждения деликатных тем. А к явным преимуществам можно отнести большой объём охваченных психологическим воздействиям родителей и оказание помощи друг другу в процессе проведения тренинга.

В заключение хочу сказать, что само главное в психологическом сопровождении родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, - это бесконечное терпение чуткость и понимание проблем с которыми они сталкиваются каждый день.

Малкина –Пых И. Г. Экстремальные ситуации. -М. :Изд-во. Эксмо,2005.

Василюк Ф. Пережить горе. О человеческом в человеке. М. ,1991.

Линдеманн Э. Клиника острого горя. Психология эмоций. Тексты. Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. Изд-во МГУ, 1984

Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. Киев, София,2000.

Вайтхед М. Консультирование человека в состоянии горя :модель помощи. Психология зрелости и старения, №1(17,весна, 2002

Шипицина Л. М. Мир семьи ребенка с проблемами в развитии.

Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии-М.

Ткачева В. В Психокоррекционная работа с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по гормонизации внутрисемейных отношений. -М.

Ткачева В. В Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Практикум по социальной адаптации семьи. -М.

Адлер Х. НЛП: современные психотехналогии. СПб., Питер, 2000.

Андрющенко А. В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуации утраты объекта экстраординарной значимости. Психиатрия и психофарматотерапия, 2000 № 4 Т. 2.

Черепанова Е. М. Психологический стресс. М. ,Академия,1996

Чувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителей

Чувство патриотизма нужно развивать с малых лет. Консультация для родителей Патриотизм-это уважительное отношение к своей стране, чувство преданности и верности своему Отечеству, желание служить его интересам и защищать.

Истоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителей

Истоки патриотизма, чувство любви к малой Родине, родной земле моих родителей .

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)

Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Сотрудничество с родителями. Помощь родителей в изготовлении пособий.

Сотрудничество с родителями. Помощь родителей в изготовлении пособий. Сотрудничество с родителями. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Нам для работы с малышами.

Все содержание психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, может быть представлено в трех направлениях:

  • психологическом изучении проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития;
  • психологическом консультировании семей;
  • психолого-педагогической и психокоррекционной работе с детьми и их родителями.

Психологическое изучение проблем семей. Цели, задачи, принципы и направления диагностической работы

Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.

Цели и задачи психологического изучения семей

Основная цель психологического изучения семьи — выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:

  • определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
  • выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
  • определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
  • определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
  • определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
  • определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.

Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса. Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.
Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.
Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.
Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. Следует подчеркнуть, что у всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л. C. Выготский, Ж. И. Шиф). Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.

Читайте также: