Сочинение проза ильяса жансугурова

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Он наш поэт ,

он наша слава

(125 лет со дня рождения И.Жансугурова )

(Читательская конференция)

«Я с детства приникал к словестным родникам,

стараясь видеть дно, где самоцветов грани.

Вникал я в тайны слов и отдал дань строкам,

И. Жансугуров .

(во время всего мероприятия идет работа по слайдам,

все ученики участвуют в обсуждении)

Библиотекарь:

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

В созвездии имен, сверкающих на небосклоне казахской литературы, имя Ильяса Жансугурова занимает особое место. Истинная поэзия во все времена была отражением, лицом духовной жизни целого общества, эпохи. В числе немеркнущих имен многовековой казахской культуры достойное место занимает Ильяс Жансугуров. Он рано ушел из жизни, но за короткий срок, отведенный ему судьбой, успел сделать так много, что об этом можно было бы неспешно вести рассказ на страницах энциклопедий. Среди его книг разных жанров, реалистически отразивших народную жизнь, главное место занимают поэтические произведения, ставшие классикой нашей национальной литературы, поныне сохраняющие историко-познавательное и воспитательное значение.

1-й ученик:

Ильяс Жансугуров родился 14 мая в 1894 году в бывшей Аксуской волости Капальского уезда (нынешний Аксуский район). Его отец был по-мусульмански хорошо образованным человеком, собирателем книг на арабском, персидском и чагатайском языках. Он дополнительно знал сказки и легенды, героический эпос, события прошлого, устную летопись, к тому же

был виртуозным домбристом и прекрасным железных дел мастером. И своего сына, рано потерявшего мать, воспитал в лучших национальных традициях. Ильяс с детства усвоил образы песен, народных стихов, домбровых мелодий. Грамоте его учил отец, затем татарский мулла в местности Карагаш. После недолгой учебы он возвращается в семью, целиком отдается хозяйственным делам. А в воображении его чаще возникают поэтические картины, и в речь непроизвольно вплетаются слова, юноша начинает слагать стихи. Сначала шутливые и ироничные импровизации на своих друзей и сверстников. Но после знакомства с гениальной поэзией Абая, Ильяс по-другому воспринимает поэтическое искусство.

2-й ученик:

3-й ученик:

4-й ученик:

Абай и Асет – эти две выдающиеся фигуры во многом помогли Ильясу определиться и найти путь в поэзии.

В 1937 году незаконно репрессирован по политическому обвинению, в 1938 году расстрелян, реабилитирован в 1958 году. Именем И. Жансугурова назван Жетысуйский Государственный университет в г. Талдыкорган. Там же открыт литературно-мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству поэта.

5-й ученик:

Точно все онемели, кругом тишина,

Все безмолвно, домбра лишь стрекочет одна:

То камыш зашумел, то ручей зажурчал,

То в степи заунывная песня слышна.

6-й ученик:

Младшая сестра хана Карашаш, восхищенная искусством Кюйши, просит брата отдать ей его в собственность. И вот несчастный джигит, лишенный свободы, идет за принцессой, которая теперь может не только одарить его своими ласками, но распоряжаться жизнью и смертью певца. Не вытерпев тяжести ханских обид, молодой домбрист впадает в глубокую печаль. Он высказывает всю горькую правду об угнетателях:

Не Аблая ли сын этот гибельный хан?

На беду из родимых я вырвался стран;

Пьет он кровь бедняков, разрывает сердца,

Он не хан, он щетинистый черный кабан.

В начале тяжко переносивший неволю, Кюйши постепенно привыкает к своему положению. Его притягивает роскошь белоснежной юрты Карашаш, отделанной золотом и серебром, соболиными и бобровыми шкурами, утопающей в узорах и кружевах. Да и сама девушка, поначалу напоминавшая ему дракона, кажется стройной, манящей. Наступает пора нежной страсти. Тускнеют древние кюи, рождаются новые яростные мелодии…

Библиотекарь:

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

- Какие образы запомнились вам в поэме?

- Какие ситуации, поступки каких героев вызывали в вас наибольшее осуждение или, наоборот одобрение? Почему?

- Какова мораль этой поэмы?

(Отвечают дети)

Каждому ученику выдаю листы бумаги, на которых написано несколько фраз. Задача учеников - закончить одну из фраз.

Библиотекарь:

Произведения Ильяса Жансугурова глубоко воссоздавшие духовный облик, историю и быт казахского народа, его борьбу за социальное равенство и национальную независимость, навсегда останутся в сокровищнице литературы.

Слова перейдут к делу

Придет день который так долго ждали?!

Закипит буря и ветер,

И начнется дождь и сель,

По своему бушуя!

Будем скучать по широте.

Настроение мое как осиротело.

Пропитана жизнь ядом.

забрал все ветер, о мое солнце!

Что мое искуссто? знание?

Чему научился что узнал?!

Стал стремительным врагом,

Борясь с настроением

Как оставшийся щенок от щенка,

Только визги души.

Если хочешь забери

Это подарок судьбы!

Горюет дух, дыра твоя могила,

Обнимая рыдай лей из глаз слезы.

Сердясь горьким думам, становясь бурей,

Гонись за солнцем, броди по небосводу, обходи небо!

Переполох в душе көмей моржа,

Не видя четыре угла окрестности прогнозируй

Как ветер дыхание свое на горы и камни заклинайр,

Целуй, моли, обманывай, заворажи, заколдуй душу…

Отбеливает верхушку снег зарыв,

Сосет как сосунок неба грудь,

Как будто мать в золотой день

Направив сель, умыв однажды,

Направив ветер, овеял однажды,

Временами ссыпая свет

Повзрослевший высокий Гималай…

Не смог получить света этих дней,

Верхушка в дымке, склон узкий…

Высокий Гималай, почему так?!

не торопясь, бушевал, волнуясь,

Безутешно вышина качала,

На равнине как лошади наперегонки,

На плечах нитью завязались,

Разрушив гору, катя камни,

Журча говорили слова,

Почему кричали реки?

Не получил тайны этих вод,

Брови отвесные скалы, нос ледянной,

Высокий Гималай почему так?

Капало облако, хлестало,

Фонтаном выйдет солнце.

Под этим фонтаном

Измученный звук испускает.

Мучается и горюет.

Вершина то ли задыхается,

Какой бог его замял?

Упала ли молния?

Может враги уже захватили землю?

Высокий Гималай почему так?

И созвучие в этих строчках, и окончание строчек в форме вопроса показывает предпочтение Ильяса условности и приукрашения в стихах, нежели прямого описания.

Закопал свое солнце, утопил,

Камнем заморозил реку.

Скалу и лед схватил руками,

Мороз торопил, не давая опомниться,

Давился харкаясь кровью.

Как будто туман сдавил.

И не смог будто выйти с этого тумана,

Сердце рана глаза озера,

Гималай бедный несчастный, –

Понятно, что условность видна в словах что у горы есть сердце, но слова что сердце горы ранено приувеличиваете его особенность. Такое же мнение можно выразить и по многим другим деталям произведения. Так, можно сказать, что Ильяса отличает от остальных не обычные трудности как у С.Сейфуллина, а его необычное описание, условное портрет, вознесение в стихах.

Работая весь день без передыха,

Ляжешь как на постель нозакопченная кошма,

Радовался будто выскочили рога.

Утихла буря начавшаяся когда то,

Разошлись тучи, выглянуло солнце.

Вышла зелень, земля как в раю расцвела,

Наполнилась красными, желтыми и зелеными цветами .

Почувствовали, что пришел рассвет,

Проснулись мы копошась,

Начинали жить просыпаяь,

Шептались, боясь ночи.

…Сыпая свет на землю и небо

Приходит рассвет сияя;

Хлынуло счастье трепетая,

Билось сердце дрожа.

Когда весь мир покроет кровь,

Пена его достигнет небес,

Бесы станут друзьями людей,

Забудется равенство и прямота,

Евангелия Кран порвутся,

Будут лежать под ногами.

…Открылись двери небес,

Разлился свет рая.

Космическое светящееся лицо,

Чистый шелковые слова,

Красивые алмазные крылья.

Чтобы встретить рассвет

Нашли мы скакунов.

На хохолке красный букет

Украшая одели мы.

Красная бахрома держа галун,

Шелковое покрывало покрыли.

Борясь с серебренной полынью,

Хорошо пасли мы .

Здесь точное описание (надеть на хохолок скакуна искру) сливается с украшением (красный, букет надевать красиво, покрывало шелковое, полынь серебрянная). Тем не менее украшая символ свободы, хоть у оба поэта имеют схожесть в использовании условности и описывания, прочитав полностью стихи понятно что каждый поэт по своему описал красоту. Если у С. Сейфуллина описывается уверенность в скором освобождении, его окончательном установлении и чусвто счастья по всему стиху, то у М. Жумабаев не опьяненное чувство, а наоборот чувство тревоги и бдительности. То есть не берет отдельно реалий того времени (установление свободы), а беспокоится и предупреждает о возможных будущих трудностях тем самым отличаясь от своих коллег поэтов. Стихи М. Жумабаева не пишем об упоении победе, а наоборот не облегчает проблемы и придает некоторую холодность:

Свободо- наилучший ангел

Хочет улететь в космос

Готовит свои крылья.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Ильяс Жансугуров

Ильяс Жансугуров — писатель и мыслитель, классик новой казахской литературы — принадлежит к первой волне советской казахской интеллигенции. В его судьбе сыграли роль и возможности, предоставленные советской властью парню из глубинки, и трагические события в истории страны.

Ильяс Жансугуров: биография

В далеком ауле Семиреченской области, у которого вместо названия был порядковый номер — 4, родился 1 мая 1894 года мальчик Ильяс. Матери лишился рано, воспитывал сына отец — мастер и кузнец Джансугур.

Детство и отрочество Ильяса Жансугурова прошло в ауле. Системные знания получил в Карагашской школе, которую окончил в 17 лет.

Очень рано проявилась творческая натура мальчика. Ильяс научился играть на домбре, изучал народную словесность, сам импровизировал. Его привлекали айтысы между местными акынами. Вскоре он сам стал сказителем, любил участвовать в состязаниях-импровизациях, неоднократно побеждал в них.

В начале 1920-х годов Ильяс Жансугуров поступил на краткосрочные учительские курсы в Ташкенте, участвовал в экспедиции этнографа Абубакира Диваева, собиравшей фольклор в Туркестане и ряде областей края.

Во второй половине 1920-х гг. Ильяс Жансугуров три года живет в Москве — стал студентом Коммунистического института журналистики. Здесь появилась возможность вращаться в литературных кругах. Он встречается с Владимиром Маяковским, Демьяном Бедным, Эдуардом Багрицким, Михаилом Светловым и другими известными литераторами. Получив высшее образование, Жансугуров становится на родине первым профессиональным журналистом.

  • создает стихи;
  • осваивает новый жанр — поэму.

По мировоззрению он был советским интеллигентом, видел будущее Казахстана в социалистическом мире. Поэтому в его творчестве звучат темы промышленного развития страны: он романтически относится к советским достижениям.

Ильяс Жансугуров получил новое назначение в 1932 году — возглавил комиссию, готовившую съезд казахских писателей, а затем стал руководителем республиканского Союза писателей. В 1934-м участвовал в работе 1-го съезда советских писателей в Москве, выступал с докладом о том, как развивается национальная литература в республике. На съезде встречался с Максимом Горьким, обсуждал с певцом русской революции развитие метода соцреализма, особое значение придавали переводам произведений классической литературы на казахский язык.

Ильяс Жансугуров был редактором Казполитиздата с 1934 года и до ареста. В этот период активно писал художественные произведения.

Ильяс Жансугуров: биография и наследие

Насыщенной была и личная жизнь этого талантливого человека. Он четырежды был женат, воспитывал своих и усыновленных детей:

  1. Еще юношей его по традиции женили на вдове дяди. Но своенравный молодой человек не подчинился богатым родственникам жены, и супруги расстались через два года.
  2. В годы учительства Ильяс знакомится с красавицей Аманшой. Она стала его второй женой. Во время учебы Ильяса в Москве любимая жена, слабая здоровьем, умирает во время родов, погибает и новорожденный ребенок. Чувство боли и утраты от произошедшего поэт позже выразил в проникновенных строках.
  3. Третьей женой в 1929 стала Фатима Торебаева. В браке родилось двое детей — сын и дочь. Но Фатима уехала на учебу в Москву, и семья вскоре распалась.
  4. Жансугуров в 1932 году женился на интересной и образованной женщине Фатиме Габитовой, ставшей его музой. Она родила ему дочь Умут, мальчиков Ильфа и Булата. К тому же муж усыновил ее сыновей от первого брака. Многочисленная семья жила счастливо.

Но в стране в 1937 году поднялась волна репрессий, которым подвергались прежде всего видные представители интеллигенции, партийные и хозяйственные работники. По ложному доносу арестовали и Ильяса Жансугурова. Его обвинили в создании враждебной организации, попытке поднять национальное восстание и провести террористические акты. Он подписал признание под пытками, но никого из других людей за собой не потянул. Был расстрелян без суда в феврале 1938 года.

Ильяс Жансугуров: наследие

Творчество Ильяса Жансугурова разнообразно, осталось богатое литературное наследие, состоящее из текстов разных направлений и знаковых произведений:

После ареста Ильяса Жансугурова его произведения запретили, публикации изъяли из библиотечных фондов, а существование архива оказалось под угрозой. Но его часть хранил родственник в дальнем ауле. А еще часть архива обнаружили после смерти следователя НКВД. Он засвидетельствовал, что уничтожил документы, но тайно их сохранил.

Ильяс Жансугуров: биография и наследие

Рано погасшая звезда поэта

В этом году исполнилось 125 лет со дня рождения классика казахской литературы, поэта и журналиста Ильяса Жансугурова. Сегодня расскажем нашим читателям о некоторых моментах его жизни, ценном наследии и вкладе в развитие отечественной литературы.

Ильяс Жансугуров родился в 1894 году в одном из аулов Аксуйской волости Копальского уезда Семиреченской области. Обучаться в школе он не мог, так как в местности, где он жил, ее просто не было. Однако это не стало преградой на пути будущего поэта.

С детства Жансугуров занимался самообучением. Он самостоятельно научился писать и читать на казахском языке, также выучил арабский, был сказителем казахских эпосов, народных поэм и прочитал произведения Абая Кунанбаева, Ахмета Байтурсынова, Шакарима Кудайбердиева. Это, без сомнения, повлияло на его творчество в будущем.

Вместе с тем он не был далек от музыки. Ведь еще в детстве научился играть на домбре, позже принимал участие в айтысах. Стоит отметить, что одни из первых его произведений родились как раз во время импровизаций.

Воспитывал Ильяса его отец, Жансугур Берсугуров. Мать поэт потерял в раннем возрасте. Несмотря на то, что глава семейства был достаточно суровым, именно он обучил сына всему, что знал сам, – это и народное творчество, и литература, а также разные ремесла.

Благодаря таланту, упорству, стремлению к совершенству и многогранности личности Ильяса Жансугурова можно назвать ярким примером для нынешнего молодого поколения.

– Ильяс Жансугуров – Кулагер казахской поэзии, именно так его называют по сей день. За короткое время ему удалось стать поистине классиком отечественной литературы, – считает кандидат филологических наук, доцент кафедры казахской, русской филологии и журналистики ВКГУ
им. С. Аманжолова Айымгуль Сейпутанова.

Но счастье их было недолгим. В 1937 году Ильяса Жансугурова арестовывают, обвиняя его в антисоветской деятельности. Абсурдный исход событий, учитывая, что поэт отстаивал советскую власть и мечтал о коммунизме для рабочих. В итоге его приговорили к расстрелу. Приговор исполнен в феврале 1938 года.

Несмотря на то, что звезда поэта погасла очень рано, он успел оставить потомкам огромное и ценное наследие, которое со временем превратилось в классику казахской литературы. Свои произведения он создавал в самых разных жанрах – это и драма, и проза, и сатира. Ильяс Жансугуров умело описывал жизнь казахского народа и вместе с тем высмеивал некоторых советских деятелей.

– Также часто в его творчестве можно встретить природную лирику. Он очень умело описывал красоту окружающего мира. Возможно, потому, что вдохновлялся самой природой, прогуливаясь верхом на лошади по родным окрестностям. Ведь не зря говорят, что Жетысу – это рай на земле, – добавила Айымгуль Сейпутанова.

А собственные произведения автора часто затрагивали сложные и актуальные темы – такие как промышленная революция в стране, отношения между народами, взаимопонимание в семье, жизнь и свобода казахов.

Сегодня именем Ильяса Жансугурова названо большое количество улиц в разных городах Казахстана. Также его имя носит главная магистраль Талдыкоргана и Жетысуский государственный университет. Село Абакумовка (нынешний административный центр Аксуского района Алматинской области) переименовано в Жансугуров.

Спустя долгие годы казахстанцы также продолжают изучать творчество классика казахской литературы и помнить о выдающихся заслугах Ильяса Жансугурова.

Ильяс Жансугуров — один из самых выдающихся казахских поэтов XX века. Мы решили рассказать о жизни и творческом пути этого удивительно разностороннего человека, его личной жизни, а также трагической гибели.


Будущий поэт и писатель родился в 1894 году в отдаленном ауле без названия, известном как аул № 4, в Аксуйской волости Копальского уезда Семиреченской области. Казалось, в этих краях не может появиться на свет и вырасти крупный культурный деятель. В становлении молодого Ильяса большую роль сыграл его отец, местный мастер и кузнец Джансугур. Не получив никакого образования, он, тем не менее, знал арабскую грамоту и собирал устные поэтические произведения. С юных лет будущий поэт познакомился с творчеством Абая, Шернияза, Махамбета, Базара, Акана, Биржана.

С детства проявилось творческое дарование Жансугурова. Он любил играть на домбре, в ходе импровизаций сочиняя свои первые стихи. Он изучил айтысы между семиреченскими акынами Суюнбаем и Кунбалой, Асетом и Рысжаном, Биржаном и Сарой. Поэт и сам любил участвовать в айтысах, часто выходя из них победителем.


В годы учебы в Ташкенте

Первый брак Жансугурова оказался неудачным и закончился уже через два года. Ильяса практически насильно женили на вдове его дяди Жамиге, дочери местного бая. Богатая семья невесты стремилась полностью подчинить себе Ильяса. Своенравный поэт часто конфликтовал с тестем и вскоре расстался с Жамигой.

Ильяс со студентами краткосрочных учительских курсов

В Ташкенте молодой Жансугуров знакомится с известным исследователем-этнографом Абубакиром Диваевым. Ильяс уговаривает ученого, чтобы тот принял его в состав экспедиции по сбору народного фольклора в Туркестанском крае, Сырдарьинской и Джетысуйской областях.

Саят Жансугуров

После окончания учебы он возвращается в родной уезд и учительствует в Белтоганской аульной школе. В это время поэт познакомился со своей второй супругой, юной красавицей Аманшой. О личной жизни и творческом пути своего знаменитого отца рассказывает первый сын поэта Саят Жансугуров:

— Со второй женой у папы были очень теплые романтические отношения. Родственник отца, Чукенов, рассказывал, как он встретил его везущим на саночках свою Аманшу, завернув ее в теплую шубу или тулуп. Оба были веселы, громко смеялись.

Съезд учителей Жетысу

В 1923 году, оценив преподавательские заслуги Жансугурова, его назначают сначала учителем, а затем и директором института народного просвещения в Алма-Ате. Он привозит молодую супругу в город. Желая продолжить свое образование, в 1924 году по протекции своих друзей Асфендиярова и Жандосова Ильяс едет в Москву для поступления в Коммунистический институт журналистики. Жена из-за слабого здоровья не может последовать за поэтом. Через год в жизни писателя происходит трагедия.



Одно из ранних изданий Жансугурова, 1928 год

Ильяс Жансугуров в Кисловодске

Копия издания 500 казахских песен Затаевича

Пьесы Жансугурова

Жансугуров на съемках фильма к 10-летию Каз АССР


Вместе с Фатимой Торебаевой и сыном Саятом

Сын поэта Саят

Через короткое время родилась дочь Сайра. Полгода спустя Фатима уезжает учиться в Москву. В это время начинают ползти слухи об отношениях Жансугурова и супруги прославленного педагога Биляла Сулеева Фатимы Габитовой, с которой он познакомился еще до своего третьего брака. Сын поэта Саят так вспоминает об этом времени:


Через несколько месяцев погибла сестра Саята Сайра. Этот случай внес окончательный раскол в отношения Фатимы и Ильяса.

Ильяс Жансугуров ( в центре), Фатима Габитова (справа) и их дети

Четвертая супруга поэта Фатима Габитова была родом из семьи татарского купца. Девушка имела хорошее образование, знала казахский, русский и немецкий языки. Она одевалась по последней моде и вела светский образ жизни. Возможно, именно поэтому Фатима так привлекала творческих личностей. После брака с педагогом Билялом Сулеевым и Ильясом Жансугуровым она вышла замуж за Мухтара Ауэзова. С Жансугуровым они поженились в 1932-м, после ареста Биляла Сулеева. По свидетельству очевидцев, брак был счастливым. Фатиме Габитовой Жансугуров посвятил немало любовной лирики. Он усыновил двоих ее детей от первого брака — Жанибека и Азата. В браке с Габитовой у него родились две дочери и сын: Умут, Ильфа и Булат Габитовы-Жансугуровы.

Жансугуров в кругу казахских литераторов

Жансугуров дружил со многими видными деятелями казахской литературы. Среди его близких знакомых были Ауэзов, Каратаев, Муканов, Жароков.

Вместе с Мухтаром Ауэзовым на жайляу

Однако самые тесные отношения он поддерживал с двумя своими коллегами по цеху — Сейфуллиным и Майлиным. Эту троицу постоянно видели вместе. Даже в периоды долгой разлуки они писали друг другу дружеские письма. В переписке Беимбет Майлин однажды пошутил, что таких длинных и подробных писем Жансугурову не пишет даже его жена.

Первый состав союза писателей Казахстана

В 1932 году Жансугуров был назначен на ответственный пост председателя организационной комиссии и 1-го председателя Союза писателей Казахстана. Почти сразу после своего назначения он выступил с докладом, где обозначил основные проблемы казахской литературы и высоко оценил деятельность руководителя республики Левона Мирзояна. На посту председателя Союза писателей Жансугуров помогал молодым авторам заявить о себе и напечатать первые произведения.

С Максимом Горьким

В 1934-м Жансугуров в составе делегации от Казахской АССР принимал участие в легендарном Первом съезде советских писателей, проходившем в Москве. На этом съезде с докладом выступили такие литераторы, как Максим Горький, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Николай Бухарин, Юрий Олеша, Илья Эренбург, Алексей Толстой. В число этих видных советских писателей попал и Жансугуров. В своем докладе он уделил особое внимание развитию национальной и казахоязычной литературы, как части советской литературы. Он ратовал за увеличение количества произведений на казахском языке и подчеркнул особую значимость переводов на казахский классиков мировой литературы.

Там же, в Москве, поэт познакомился с Максимом Горьким и часто говорил с ним о возможностях развития соцреализма в казахской литературе и поддержке казахстанских писателей на союзном уровне.

Копия приговора Жансугурову

В 1937 году Жансугуров был арестован по ложному доносу одного из своих близких знакомых. Ему было предъявлено совершено дикое обвинение в создании буржуазно-националистической организации, антисоветской деятельности, попытке национальго восстания и организации террористических актов против членов Политбюро. Под допросами и пытками поэта вынудили подписать признание. Однако он не стал подписывать обвинения в отношении своих друзей, родственников и знакомых.

Жансугурова расстреляли по приговору Выездной сессии Военной Коллегии Верховного суда СССР 26 февраля 1938 года. В это же время был приведен в исполнение приговор одному из его ближайших друзей — Майлину. Оба писателя были захоронены в братской могиле в Алматинской области.


Долгое время Фатима Габитова ничего не знала о судьбе своего мужа. Ей говорили, что он сидит в одном из многочисленных лагерей. Она неоднократно подавала заявления о пересмотре дела и освобождении Жансугурова. До 50-х годов, будучи уже пенсионеркой, она писала письма в различные органы, чтобы хотя бы узнать судьбу своего мужа. В 1957 году, спустя почти двадцать лет после расстрела Жансугурова, Габитовой наконец прислали справку, в которой говорилось о том, что ее супруга уже нет в живых. В этом же году по постановлению Верховного суда поэт был полностью реабилитирован.

В 1964 году поселок Абакумовка был переменован в Джансугурово. Имя поэта было дано Талды-Курганскому педагогическому институту, улицам в Талды-Кургане и Алма-ате. Памятники литератору были установлены во многих городах Казахстана.

Саят Жансугуров и Фатима Габитова

Благодаря стараниям Фатимы Габитовой многие произведения и архивы Жансугурова дошли до наших дней. Она с риском для жизни скрывала их у своих родственников до реабилитации супруга. Также часть архива поэта прятал у себя следователь НКВД Голубятников, который дал органам расписку об его уничтожении. Бумаги были найдены в его доме после смерти хозяина в 1980 году.



25 июля 1984 года музей посетило высшее руководство страны — Динмухамед Кунаев и Нурсултан Назарбаев. Они отметили хорошее оформление экспозиции музея и его важность в деле пропаганды биографии одного из самых видных деятелей советской казахской литературы.


В экспозиции музея представлено 673 экспоната. Среди них много личных вещей Жансугурова, включая его трость, плащ.


В музее сохранен рабочий стол из дома Фатимы Габитовой, а также подлинная чернильница и печатная машинка Жансугурова.


В экспозиции можно найти множество фотографий поэта, документов, связанных с его жизнью.


На стендах представлены самые ранние издания произведений Жансугурова и его личные письма.


На сегодняшний день работники музея проводят большую работу по сохранению наследия великого поэта.

Читайте также: