Сочинение про змея горыныча

Обновлено: 06.07.2024

В славянском фольклоре змеи были также связаны со стихиями огня и воды. Например, люди верили, что огненный змей мог приходить к женщинам по ночам. А также считали, что в виде летающих и огненных змеев могут представать черти или покойники.

В славянском фольклоре змеи были также связаны со стихиями огня и воды. Например, люди верили, что огненный змей мог приходить к женщинам по ночам. А также считали, что в виде летающих и огненных змеев могут представать черти или покойники.

Есть в русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя.

…Каждый день выходит из синего моря, из-за серого камня, двенадцатиглавый змей и поедает по человеку за единый раз, теперь дошла очередь до царя… Есть у него три прекрасные царевны; вот только сейчас повезли старшую на взморье — зме́ю на съедение.

А Змея Добрыне ему взмолилася:
— Ах ты, эй, Добрыня сын Никитинич!
Мы положим с тобой заповедь великую:
Тебе не ездити далече во чисто поле,
На тую на гору сорочинскую,
Не топтать больше младыих змеенышей,
А не выручать полонов да русскиих,
Не купаться ти, Добрыне, во Пучай-реке.
И мне не летать да на святую Русь,
Не носить людей мне больше русскиих,
Не копить мне полонов да русскиих.

Советский фольклорист Владимир Пропп искал истоки образа Горыныча (и других змеев) в волшебных сказках и их предшественниках — мифах. Ученый пришел к выводу, что первоначально чудище в виде змеи фигурировало в обрядах посвящения:

В сказках змей выполняет две функции: утаскивает людей в царство мертвых или охраняет границу между мирами. Граница обычно проходит по огненной реке, у которой герой и бьется с Горынычем.

Похожую роль в русских сказках иногда играют Кощей Бессмертный или Вихрь. Специалисты считают, что эти персонажи могут быть взаимозаменяемыми.

Собака Тугарин был Змеевич‑от.
Да Богу собака не молится,
Да князю с княгиней не кланятся,
Князьям и боярам он челом не бьет.
Вышина у собаки ведь уж трех сажон,
Ширина у собаки ведь двух охват,
Промеж ему глаза да калена стрела,
Промеж ему ушей да пядь бумажная.

Тугарин уже не был змеем в буквальном смысле, а лишь иноверным врагом. Исследователи связывают образ Тугарина с половецким ханом Тугарканом, который жил в XI веке.

Так со временем мифологический персонаж превратился в военного противника Руси, а сказочный герой, который добывал волшебную силу лично для себя, — в защитника всей родной земли.

Змей Горыныч — крылатый, огнедышащий многоголовый змей ( дракон), представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.
Существует огромное количество гипотез, пытающихся объяснить происхождение сказочного образа Змея Горыныча. От претерпевших значительные изменения воспоминаний о мамонтах, природных стихиях до оружия на основе сырой нефти. Тема очень обширная, но я постараюсь описать всё кратко и доходчиво.
Поклонение змеям (распространенное у многих народов), никогда не было свойственно духу русского народа. К змею на Руси, всегда относились к змею с пренебрежением и не искали в пресмыкающемся предмета обожествления. Леший, водяной, не говоря уже о домовом, пользовались в русском народе несравненно большим почитанием, чем Змей Горыныч, несмотря на всю его силу и устрашающий вид.
Под Змеем Горынычем в древности подразумевались скорее всего грозные темные тучи, застилающие на небе путь солнечным лучам и лишающие тем самым живой мир главного источника жизни - света. С течением времени Змей Горыныч стал ассоциироваться уже не с самой тучей, а с вылетающими из "небесной горы" молниями, похожими на змей, которые собственно и подкрепляли этот образ. Доказательством этой теории может служить то что Змей Горыныч в русских сказках всегда нападает сверху и никогда не появляется из леса или из воды, что характерно для драконов из мифологии других народов.


Впоследствии представление о Змее Горыныче перешло и на метеоры, огненным шаром проносящиеся над землей и рассыпающиеся искрами на глазах у всех. Так же аналогия вулканической деятельности. Ручьи жидкой или застывающей лавы, взрывы в кратере, землетрясение, облака пепла взметнувшиеся в небо, образование чёрной горы (ГОРЫныч) из остывшей лавы. И сопутствующие бедствия для окружающего населения.
Из века в век переходят древние предания о борьбе с этим страшным чудовищем - воплощением жестокой порабощающей силы. Как гласит сказание, летит такой змей, изо рта его пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Как взревет он зычным голосом - задрожит от змеиного рева лес-дубравушка, так что листья с деревьев осыпаются; бьет хвостом он по сырой земле - реки выплескиваются из берегов; от дыхания ядовитого сохнет трава-мурава, птицы замертво падают. Кажется, нет спасения от такого чудища грозного! Но вставали на его пути сыны земли русской и спасали ее от злого нашествия.
Сохранились образы могучих богатырей, вступавших с ним в единоборство. Былинный богатырь Добрыня Никитич одолел "змея лютого Горынчища", потоптал конем змеенышей, вызволил из неволи бояр, князей и других пленников и забрал добро награбленное.


А другой былинный герой, Никита Кожемяка, впряг Змея Горыныча в плуг весом 300 пудов и вспахал на нем землю от Киева до самого моря, борозды те видны до сих пор. Тянутся эти так называемые Змиевы валы по территории Украины на сотни километров (по объяснению ученых, эти легендарные валы были возведены для защиты от набегов степных кочевых племен приблизительно в IX - X веках. Народ же по-своему толковал их происхождение).


Так же существует версия что Змей Горыныч в русских сказках является олицетворением южных врагов славян. Орды захватчиков, накатывавшихся на Русь с южных степей, будь то половцы, татаро-монголы или иные кочевники. Эта версия стала наиболее популярной в советский период, когда все народные сказания дружно объяснялись как отражение борьбы русского народа против угнетателей, внутренних классовых либо внешних захватнических. Объяснялась эта версия красиво, но малоубедительно. Мол, полчища кочевников многоголовым змеем накатывались на Русь, их лавина извивалась, подобно змею, а хитрый и подлый нрав татаро-монгол в точности повторял характер пресмыкающегося гада.



Змей Горыныч – это аллегория силы и власти, не обремененных мудростью и знанием. Этот персонаж был жаден и горделив до крайности. Он жил в Черных горах, куда стаскивал всю свою добычу – золото и драгоценности. Однажды он позарился даже на светлых дев Даждьбогa, полубогинь, каждое утро открывающих небесные ворота солнечному диску. Даждьбог бросился в погоню за змеем, спас дев, но чудище убить не успел, оно скрылось в своем логове в Черных горах. Однако вскоре Змей Горыныч решил повторить попытку, но в этот раз выбрал другую цель – владычиц золотого, серебряного и медного царств, что раскинулись в месте стыка земли и небес. Дракон без труда украл царевен и спрятал в Нижнем Подземном Царстве у Кащея. Три небесных богатыря Ночка, Зорька и Вечорка пошли на выручку прекрасным девам. В финале этой сказки: богатыри вызволяют царевен из плена. А затем вместе выгоняют дракона из его логова. Змей Горыныч взлетел над облаками и сошелся в неистовой битве с богами –Семарглом, Даждьбогом и Стрыем. В результате Горыныч Змей был побежден, рухнул на землю и обратился Черной горой.


Наряду с очевидным символизмом этой легенды, как метафоры извечного противоборства разнонаправленных начал, в ней можно уловить много иных, глубинных мотивов древней культуры наших предков. Говоря про Змея Горыныча, нельзя не упомянуть, что фактически он является собирательным образом отступника, человека, переставшего жить по заветам предков. Змей Горыныч стремится к богатству, он беспринципен и извращен. Мораль чужда ему, его желания важнее желаний других. По мнению наших предков, такой человек обречен на гибель – сначала духовную (все планы Змея Горыныча по легенде рухнули один за другим), а затем и физическую (в финале повествования змей убит). Так же существует теория, что именно с этой легенды позднее были списаны все европейские сказки о драконах и рыцарях, но уже без истинного, междустрочного подтекста.

В двенадцать лет совершил свой первый подвиг Добрыня Никитич – победил Змея Горыныча. Когда уходил юный богатырь из дома, матушка дала ему наказ: стороной обходить Пучай-реку. Но Добрыня не только не погиб в опасной реке, но и непобедимого дракона одолел.

В былине рассказывается, что жил тот страшный дракон в горах и стерёг взятых в плен православных христиан. Своё поганое логово Змей Горыныч устроил на Сорочинской горе. Подрастали у него там маленькие змеёныши.

Под образом страшного, пышущего огнём чудовища имелись в виду враждебные племена, которые совершали набеги на русские земли и уводили людей в плен. Историки предполагают, что в этой былине речь идёт о кочевниках-половцах, символом (тотемом) которых был змей. В русских летописях часто встречается сравнение половцев с летающим змеем.

А Пучай-река, куда прилетал Змей Горыныч на водопой, – это приток Днепра в Киеве. В старину эта река была полноводной, а в былине она обрела необыкновенный сказочный образ. Характер у бурливой Пучай-реки свирепый, а воды её огненными искрами рассыпаются и, шипя, в дым превращаются. А средняя волна этой коварной реки, как стрела, бьёт насмерть.

Здесь, на Пучай-реке, и встретился Добрыня Никитич со страшным змеем. Вот мчится на богатыря свирепое чудовище. У него семь голов и семь хвостов, сверкают его когти железные, а крылья у него – огненные. Красное пламя пышет у дракона из ноздрей, а из ушей дым валит. Кажется, что нет спасения русскому богатырю. Но Добрынюшка снимает с груди мешочек. В этом мешочке, что матушка с собой в дорогу дала, горсть родной земли. Со всей силой богатырской метнул Добрыня мешочек в глаза Змею Горынычу. Застонал змей, свалился на землю, взмолился о пощаде.

Молод и доверчив Добрыня Никитич – поверил богатырь лживым обещаниям Змея больше не обижать людей русских, пощадил врага. Едет богатырь в Киев к князю Владимиру, а Змей впереди него туда же мчится. Налетел Змей Горыныч на широкий княжеский двор, схватил племянницу князя Владимира Забаву Путятичну и унёс в своё логово. Въезжает Добрыня в ворота, а во дворе княжеском плач да стон стоит. Просит князь Добрыню вызволить Забавушку из плена Змея Горыныча. Помчался Добрыня на Сорочинскую гору. Он безжалостно потоптал змеёнышей у поганого змеиного логова.

– Продержись, богатырь, ещё немного – и поборешь силу нечистую!

Так и вышло. Победил Добрыня Никитич Змея Горыныча, отрубил все его поганые головы. И освободил богатырь множество русских пленников. Но где же Забавушка? А Забаву Змей Горыныч приковал золотыми цепями к стене самой дальней пещеры. Освободил Забаву Путятичну Добрыня Никитич, посадил её на коня и отправился с победой и славой в стольный град Киев, к князю Владимиру Красное Солнышко.

Не правда ли, эта древняя былина очень похожа на всем известную русскую сказку? Добрыня Никитич так же, как герой сказки, бьётся с чудовищем и освобождает из плена красавицу. Но в былине богатырь спасает множество русских людей – он совершает высокий героический подвиг во имя земли Русской.

Все мы с детства любим слушать и читать волшебные сказки о храбрых героях и монстрах, с которыми им приходится сражаться. К последним принадлежит знаменитый Змей Горыныч, что появляется во многих русских сказках, былинах, легендах. Это не просто жуткое чудовище, придуманное, чтобы пугать детей. Напротив, в Змее Горыныче чувствуется могущество и особая сила.

Он – великий соперник богатырей, а победить его сможет лишь самый сильный и умелый воин. Змей Горыныч известен сражениями с русскими богатырями, похищением славянских красавиц, разорением деревень. Как же выглядел Змей Горыныч? Что о нём известно из преданий славян?

Имена и внешность Змея Горыныча

Образ могущественного Змея присутствует в мифологии самых разных народов. В Словении его называли Змок, в Украине – Змием. Сербы именовали Горыныча Змай Огнени, а также он был известен под именами Горынчат, Горынище.

Как считают исследователи, вторая часть имени ассоциировалась со словом “гореть”, то есть подчёркивала близость Змея к огненной стихии. Предания о нём рассказывают также, что он живёт в горах (ещё одна связь с именем “Горыныч”), неподалёку от реки, в которой вместо воды течёт огонь.

Внешне Змей Горыныч походит на огромного дракона. В былинах говорится, что он “с лесом вровень”, а от его дыхания содрогается земля. Его кровь сама по себе напоминает огонь. Она обжигает, а проливаясь на землю, превращает её в безжизненную пустыню, где долго ничего не вырастает. Гигантское тело Горыныча покрывает чешуя, которую не может пробить меч или копьё.

Как правило, у Змея Горыныча несколько голов – три, шесть или девять. Каждая из них дышит испепеляющим пламенем. Когда Змей терял одну из них, на её месте сразу же вырастала новая. Жуткий образ дополняли когтистые крепкие лапы, длинный шипастый хвост и крылья, благодаря которым Змей Горыныч преодолевал огромные расстояния.

Где живёт Змей?

Легенды рассказывают, что Змей Горыныч часто проживал в стороне от городов, предпочитая отдаление и безлюдные местности. Встретить его могли у скал или в дремучем лесу. По сути, столкнуться просто так с Горынычем было невозможно – необходимо было целенаправленно искать его убежище.

Кроме того, сам Змей мог прилетать в деревни, воруя себе невест. Нередко он грабил крестьян, похищая лошадей, свиней и коров, которыми питался. Большинство смельчаков, пожелавших пробраться в обитель Горыныча, были съедены.

Истоки образа Горыныча

Относительно появления образа Змея Горыныча в русских народных сказках исследователь Владимир Пропп высказал интересную версию. Фольклорист считает, что многие персонажи, подобные Змею (противники доброй стороны, испытывающие главных героев) связаны с древними культами, в частности, обрядами инициации.

“Благой змей, змей-податель есть первая ступень змея, обращающаяся потом в свою противоположность”, – пишет Пропп.

Исследователь отмечает, что змеиные культы нередко играли важнейшую роль при ритуалах, посвящённых взрослению и моральному становлению личности.

“Проглатывая” юношу Змей превращал его в мужчину. Аналогию Пропп проводит и с древнегреческим богом Кроносом, который, проглотив своих детей, в дальнейшем исторг их в качестве сильных богов. От себя хочу отметить, что встреча со Змеем Горынычем для многих былинных героев действительно становится испытанием на силу и мужество.

Вымысел или правда?

Учёные не перестают задаваться вопросом, мог ли в действительности существовать Змей Горыныч. Существует вполне обоснованная версия, что змеиный культ у разных народов сформировался от прообраза динозавров. Конечно, с самими ящерами люди не сталкивались, однако находили множество их скелетов, что и порождало предания о сражениях с огромными драконами и змеями.

Известный историк, академик Борис Рыбаков в своих трудах указывал, что в IV-V веках жители Новгорода почитали неизвестного водного ящера, а изображения змея встречаются на многих предметах быта и украшениях того времени. Рыбаков пишет:

Не менее интересны и находки, обнаруженные в Псковской области, на которых также вполне ясно заметны очертания крупного ящера с крыльями и когтистыми лапами.

“Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый Юрьевский скит святой стоит”.

Как видите, в старинных текстах встречаются весьма загадочные указания на то, что некий Змей мог существовать на самом деле. Именно они не дают нам право называть Змея Горыныча исключительно мифологическим персонажем. Быть может, грозный противник богатырей существовал на самом деле?

Змей Горыныч остаётся одним из самых известных, узнаваемых персонажей славянских сказок. Не секрет, что из древних преданий и сказов мы можем почерпнуть народную мудрость и даже тайные знания. Возможно, и образ Змея Горыныча скрывает в себе истины, что нам лишь предстоит разгадать и понять.

Читайте также: