Сочинение про симеона полоцкого

Обновлено: 04.07.2024

Симеон Полоцкий – один из ранних и наиболее талантливых представителей русского просвещения XVII в. Публицист, оратор, педагог, он и литературу ценил прежде всего “за ее способность: привлекать “слухи” и “сердца” и, тем самым, служить орудием просвещения в форме, всем доступной, легко запоминающейся и приятной”. Велика роль Симеона Полоцкого в развитии на Руси стихотворства и драматургии. Стремление писать стихами замечается у древнерусских авторов задолго до рассматриваемого времени,- так называемые досиллабические вирши,

то есть рифмованные строки с произвольным количеством слогов, встречаются в отдельных памятниках, начиная с XI в., особенно же много их появляется в XVII в.

Куски рифмованной прозы имеются в “Сказании” Авраамия Палицына, в “Летописной книге”, приписываемой Катыреву-Ростовскому, в сочинениях Ивана Хворостинина (первая четверть XVII в.). Множество парных рифмованных строк найдем у Аввакума. Симеон Полоцкий внес в русское стихотворство силлабический принцип, который сводился к равному количеству слогов в строке (большей частью – 11 или 13), женской рифме, одному постоянному ударению на предпоследнем

Принесенное из Польши, где оно отвечало духу языка с его постоянным ударением на втором слоге от конца, силлабическое стихосложение просуществовало на Руси до середины 30-х годов XVIII столетия, когда трудами Тредиаковского и особенно Ломоносова русский стих был преобразован и стал силлабо-тоническим.

Имя Симеона Полоцкого связано также с драматургией и театром. Интерес к зрелищам на Руси тоже возник давно. Характер театрализованных действ имели литургические драмы – инсценировки отдельных эпизодов из Ветхого и Нового Завета, которые органически входили в церковную службу,- таковы драмы пасхального цикла (“Шествие на осляти”, “Умовение ног”) и рождественского (например, “Пещное действо”, исполнявшееся у нас, очевидно, еще в XI в.).

В демократической среде большой популярностью пользовались представления скоморохов, которые, по существу, создали народный театр, направленный против господствующих классов. Это комедия о Петрушке, “Лодка”, “Царь Максимилиан”.

К 60-м годам относятся первые попытки создания профессионального театра: так в 1664 г. в Москве, в Посольском доме, был показан спектакль, “продолжавшийся несколько часов и доставивший иностранцам большое удовольствие”. Домашний театр был у одного из передовых людей XVII в. боярина Артамона Матвеева. В документе от 10 августа 1672 г. упоминается о существовании “комедийной хоромины” на Аптекарском дворе за Мясницкими воротами.

Симеон Полоцкий (его светское имя – Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) родился в Полоцке в 1629 г. По тем временам он получил блестящее образование, сначала в Киево-Мо-гилянской академии, затем в Виленской иезуитской коллегии, где приобщился к западноевропейской культуре, став на всю жизнь гторонником латинской образованности. По окончании коллегии Самуил снова живет в Полоцке. В 1656 г. он принимает монашество в Полоцком Богоявленском монастыре и делается учителем в местной братской школе.

От этого периода до нас дошли составленный Симеоном Полоцким конспект теории поэзии, сборник риторических упражнений на польском и латинском языках и “Метры на пришествие великого государя Алексея Михайловича” – приветственные стихи в честь царя, приезжавшего в 1656 г. в Полоцк в связи с событиями русско-шведской войны.

Большую роль в становлении таланта Симеона Полоцкого, очевидно, сыграл Полоцкий Богоявленский монастырь, бывший средоточием литературных занятий и книголюбия,- известно, что упомянутые выше “Метры” – не единоличный труд Полоцкого, а коллективное произведение отцов и братии монастыря. Будущий писатель был особенно близок с игуменом Игнатием Иевлевичем, от которого впоследствии получил для своей библиотеки ряд рукописей и книг, в том числе “Зерцало” Викентия из Бовэ, один из источников, откуда впоследствии черпались сюжеты для “Вертограда многоцветного”.

В 1660 г. Симеон Полоцкий с двенадцатью учениками, в составе свиты Игнатия Иевлевича, приглашенного в Москву для участия в соборе по делу патриарха Никона, приезжает в столицу и живет здесь несколько месяцев. На одном из приемов у царя полоцкие “отроки” выступили с декламацией приветственных “стихов крае-согласных”, сочиненных их учителем.

В 1664 г. Симеон Полоцкий навсегда переезжает в Москву, где сразу же начинает играть заметную роль в наиболее образованных кругах русского общества. Деятельность Симеона Полоцкого в Москве многогранна и плодотворна: он обучает латинскому языку подьячих приказа тайных дел, а с 1667 г. становится воспитателем царских детей; ученый богослов, Симеон выступает официальные обличителем раскола: он ведет устные споры с протопопом Аввакумом и составляет полемический трактат “Жезл правления”, направленный против Никиты Пустосвята и попа Лазаря; блестящий знаток латыни, Полоцкий становится переводчиком митрополита Паисия Лигарида, главного советника царя по богословским вопросам,- он переводит “латынь” ученого грека – и устно на церковном соборе 1666 г., и письменно,- перелагая на русский язык литературные произведения последнего. К числу просветительских заслуг Симеона Полоцкого принадлежат создание огромной по тем временам библиотеки, участие в создании открывшейся уже после его смерти Славяно-греко-латинской академии, издательская практика (в конце 1678 г. им была организована “верхняя” типография, где писатель печатал свои книги).

По предположению И. Татарского, к услугам искусного литератора неоднократно обращался и сам царь: возможно, что Симеоном написаны некоторые бумаги, составленные от лица Алексея Михайловича,- например, послания к восточным патриархам, направлявшимся в Москву для суда над Никоном, и торжественная речь царя, произнесенная при открытии собора.

Огромное литературное наследие Симеона Полоцкого разнообразно в жанровом отношении: его перу принадлежат два сборника публицистических прозаических произведений – проповедей “Обед душевный” и “Вечеря душевная” (напечатаны в 1681 г. и 1683 г., после смерти писателя), сборники стихотворений – “Вертоград многоцветный” (1678) и “Рифмологион” (1679), включавший в себя и драматические сочинения Симеона Полоцкого, стихотворное переложение псалтыри “Рифмотворная псалтырь” (1678), ряд педагогических сочинений.

Здесь встречаются стихотворения на общественно-политические и семейно-бытовые темы, обличаются человеческие слабости, превозносятся добродетели; наряду с серьезными произведениями помещаются шутливые. Вместе с тем “Вертоград многоцветный”- справочник по всевозможным вопросам: об исторических деятелях, о государственном правлении, сообщаются знания по географии, зоологии, минералогии. В книге имеются стихотворения, разъясняющие отдельные термины, много обработок исторических анекдотов и изречений.

В качестве источников Симеон Полоцкий использовал сочинения Плутарха, Иосиф, “русские” и “римские” летописцы, “Естественную историю” Плиния Старшего и другие сочинения.

Дидактической направленностью книги, очевидно, определена и ее композиция: для удобства читателей она построена в виде “азбуковника”, в котором материал расположен по алфавиту: “Аарон”, “Авель”, “Бдение”, “Безбедство”, “Вдовство” и т. д. I Такая структура делала сборник своеобразным энциклопедическим пособием, где легко можно было найти ответ по интересующему вопросу. Как указывает И. П. Еремин, принятая Симеоном азбучная система потребовала от него дополнений к уже накопленному материалу: еще в начале 1678 г. он был занят этими дополнениями, дописывал на те или иные буквы алфавита.

Симеон Полоцкий был видным деятелем русской культуры, педагогом, писателем и богословом, придворным поэтом и сочинителем речей царя Алексея Михайловича, а также учителем и воспитателем его детей. Симеон был православным монахом, родом из города Полоцка, входившего в то время в Великое княжество Литовское, в составе Речи Посполитой.

Следствием данной деятельности Симеона Полоцкого стало развитие отечественной культуры, формирование в России собственных традиций стихосложения и драматургии.

Симеон Полоцкий

Второй важный исторический процесс, в котором активно поучаствовал Симеон Полоцкий, – это развитие просвещения и образования в Русском государстве. В 1665-1668 гг. он преподавал в специальном учебном заведении Приказа тайных дел, обучая молодых подьячих латинскому языку – в то время языку дипломатии. Самым известным его учеником стал Сильвестр (Медведев), который во многом продолжил впоследствии богословскую и творческую линию своего учителя.

Симеону Полоцкому, скорее всего, принадлежит авторство первоначального проекта Устава Славяно-греко-латинской академии. В нём ректору и преподавателям предоставлялся высший контроль по делам веры и образования; возлагается на них обязанность бороться с ересями. Симеон основал школу при Заиконоспасском монастыре.

Также Симеон Полоцкий считается основоположником российского искусствоведения. Он признавал значимость античной мифологии, хотя в то время она ещё считалась языческой ересью; также известность получил его трактат об иконописи.

В целом, этот человек вошёл в историю как видный религиозно-общественный деятель периода правления царя Алексея Михайловича. Симеон Полоцкий многое сделал для развития русской культуры и показал себя настоящим просветителем, оказавшим заметное влияние на отечественную историю.

Конечно, Симеон Полоцкий получил широкую известность и популярность во многом благодаря покровительству царя Алексея Михайловича и своей личной ловкости в делах придворных. Однако при этом он и сам был весьма одарённым человеком, который убедительно призывал к просвещению и самосовершенствованию других людей.

Симеон Полоцкий

Монах, общественный и церковный деятель, писатель, публицист, поэт, педагог, переводчик.

Биография

В миру Самуил Гаврилович (Емельянович?) Петровский-Ситнианович, а прозвище Полоцкий присвоено ему впоследствии в Москве, по месту его первоначальной службы. Родился в 1629 г. в Белоруссии (по мнению некоторых — в Полоцке).

С 1637 по 1651 гг. - учился в Киево-Могилянской коллегии.

В 1653 окончил Виленскую иезуитскую коллегию.

В 1656 принял иночество и стал преподавателем (дидаскалом) в Полоцкой братской школе. При посещении Полоцка в 1656 г. Алексеем Михайловичем Симеону удалось лично поднести царю приветственные "Метры" своего сочинения.

В 1660 году впервые приехал в Москву, перед царским семейством в Кремле читал свои стихи и предложил царю свою литературную "службу", которая была принята.

В 1663/1664 г. он перехал в Москву. Царь поручил ему обучать молодых подьячих Тайного приказа, назначив местом обучения Спасский монастырь за Иконным рядом.

В 1665 г. Симеон поднес царю "благоприветствование о новодарованном сыне" и этим укрепил за собой благосклонность царя. В то же время Симеон с усердием выполнял некоторые поручения Паисия Лигарида, требовавшие специальных познаний и ловкого пера.

По уполномочию вост. патриархов, приехавших в Россию по делу Никона, Симеон произнес пред царем орацию о необходимости "взыскати премудрости" (т. е. усилить образовательные средства в государстве). По поручению собора 1666 г. он составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты. В конце 1667 г. этот труд был напечатан и издан от имени царя и собора под заглавием "Жезл правления на правительство мысленнаго стада православно-российския церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся во вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих". Книга является типичным образцом схоластической риторики. Богословская эрудиция, хорошая по тому времени обработка формы, утонченная аргументация — все это оказалось совершенно неубедительным для неискушенного ума "простецов", мало оценивших внешние литературные достоинства трактата и не нашедших здесь ответа на "сумнительства" свои. "Жезл" не только не оказал никакого влияния, но высокомерное отношение Симеона к противникам в связи с некоторыми резкими выражениями крайне оскорбило челобитчиков и усилило их враждебность к церковным новшествам. Хотя собор отозвался о труде Симеона с высокой похвалой, признав "Жезл" "из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным", однако в нем оказалось немало точек соприкосновения с западными богословскими мнениями, что и было впоследствии отмечено одним из противников Симеона, чудовским монахом Евфимием.

Своим независимым положением при дворе Симеон воспользовался в целях возрождения давно угасшей в Москве живой церковной проповеди, взамен которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Хотя проповеди Симеона (числом более 200) представляют собой образец строгого выполнения гомилетических правил, однако в них не упущены из виду и жизненные цели. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворных результатов для церковной жизни. Проповеди Симеона изданы уже после его смерти, в 1681—83 гг., в двух сборниках: "Обед душевный" и "Вечеря душевная".

Стихотворческие опыты Симеона лишены малейшей искры поэтического таланта и объясняются отчасти влиянием пройденной им школы, отчасти принятою им на себя ролью придворного стихотворца. Кроме стихотворного переложения Псалтири (изд. в 1680 г.), Симеона написал множество стихотворений (составивших сборник "Рифмологион"), в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в "Вертоград Многоцветный".

Симеон написал также две комедии для зарождавшегося театра: "Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных" и "Комедия притчи о Блудном сыне"; особенным успехом пользовалась последняя.

Значение Симеона должно быть измеряемо не количеством написанного им; гораздо важне то влияние, которое оказала на московскую жизнь кипучая деятельность его. Явившись в Москву проводником идей, воспринятых в преобразованной Петром Могилою киевской коллегии, Симеон служил живым и активным отрицанием той косности и неподвижности, в которой застывала московская церковная жизнь. Не успокоиваясь в сфере житейских удобств, какие давало ему положение воспитателя царских детей, он не переставал словом и делом ратовать за распространение образования, обогащая по мере сил московскую книжность почерпнутыми в Киеве из западных источников сокровищами знания. Его деятельность встречала глухую вражду со стороны представителей церковной власти и ее приспешников; но высокое положение Симеона делало его неуязвимым.

В 1678 организовал при дворе типографию, первой изданной книгой которой стал "Букварь".

В 1679 составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии.

Симеон Полоцкий умер в 1680 г. и похоронен в Заиконоспасском монастыре.

После его смерти были изданы его труды: "Тестамент Василия, царя греческого, сыну своему Льву Философу" и "История или повесть о житии преподобного Варлаама и о Иоасафе, царевиче индейском". Сборники его стихотворений остались неизданными; впоследствии напечатаны из них лишь отрывки. Симеон создал в Москве литературно-научную школу, представителем которой стал его ученик Сильвестр (Медведев). Лучшее исследование о Симеоне — Л. Майкова, "Симеон Полоцкий" (в "Древн. и нов. России", 1875; в дополненном виде вошло в "Очерки из истории русской литер. XVII и XVIII ст.", СПб., 889).



Симеон Полоцкий
Биография
Религиозный и культурный деятель допетровской эпохи Симеон Полоцкий прославился литературными и богословскими трудами. Активную светскую деятельность старец совмещал с монашеским званием и с одинаковым успехом писал церковные проповеди и сочинения от имени царя. Он был обласкан двором и занимался образованием подрастающих монархов. Будучи талантливым и разносторонне одаренным, стал заметной личностью своего времени
. Детство и юность
Мирское имя Симеона Полоцкого - Самуил Петровский-Ситнянович (встречаются разночтения фамилии). Он родился в 1629 году в городе Полоцке и по месту рождения получил свое прозвище, с которым остался в людской памяти. Белорусский Полоцк тогда входил в состав Речи Посполитой.

Самуил был одним из пятерых детей в семье. В то время серьезное образование в Восточной Европе можно было получить только в церковных учебных заведениях. Мальчик проявил интерес к наукам и в подростковом возрасте отправился в Киев, где стал учиться в Киево-Могилянской коллегии.

На тот момент это был старейший вуз православной церкви в Украине. Здесь давалось разностороннее образование: обучали языкам, арифметике, поэзии, музыке, философии и богословию. Наставником мальчика был Лазарь Баранович - епископ Черниговский.



Вышедший из стен коллегии Самуил представлял из себя ученого молодого человека, подкованного в диспутах, которые широко практиковались в учебном процессе.

Страсть к наукам привела его в Виленскую иезуитскую академию, куда юноша отправился в начале 1650-х. Существует версия, что там он стал членом униатского базилианского ордена. Историки упрекают Симеона в вероотступничестве, при этом отмечая, что юноша использовал орден как шанс получить приличное образование. Этим путем шли и другие современники.
Деятельность и служение
Окончив обучение, молодой человек возвращается в Полоцк и там становится православным монахом. В 1656 году с новонареченным именем Симеон он поступает в Богоявленский монастырь, где исполняет послушание учителя при братской школе. К тому времени мужчина уже почти 10 лет пишет стихи, вирши и декламации.


Когда царь Алексей Михайлович проезжал Полоцк, монах Симеон собственноручно преподнес государю хвалебные стихи с приветствием. Монарх запомнил талантливого поэта. В 1660 году Симеон с учениками прибыл в Москву и выступал при дворе с декламациями, тогда же он дерзнул предложить царю свою службу. Разносторонняя одаренность, речистость и образованность выгодно отличали полоцкого инока.

С 1664-го он переселяется в Москву в услужение к царю, который находит для него массу дел и поручений. Постепенно Симеон становится просто незаменимым. Сначала он занялся обучением мелких чиновников и делопроизводителей для Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, позволявшей тому контролировать бояр и следить за преступлениями против государства. Школа, где мужчина преподавал подьячим латынь, находилась при Заиконоспасском монастыре, но просуществовала только 4 года.


В то же время монах-полиглот становится переводчиком. В 1665 году в Москве состоялся собор по делу патриарха Никона, и Симеон, владевший латинским, польским, украинским и русским языками, стал толмачом при Иерусалимском епископе Паисии. Полоцкий монах активно участвовал в низложении патриарха Никона и его реформ. Программный трактат “Жезл правления” вышел в 1667 году от лица всего Собора в пику предводителям церковного раскола.

Историки усматривают слабость аргументации и общую схоластичность текста, однако к моменту издания документ признавался авторитетным и значительным. С этого же времени Симеон Полоцкий становится придворным поэтом и литератором, беря на себя написание речей и торжественных объявлений от имени государя. Он собирает богатейшую библиотеку и ратует перед царем за повышение уровня образования на Руси.


В 1667 году правитель выбирает своего соратника на роль учителя подрастающих наследников. Влияние Симеона Полоцкого на детей Алексея Михайловича трудно переоценить. Первым учеником стал царевич Алексей. Вслед за ним последовали царевна Софья и Федор , ставший спустя 10 лет царем Федором III. Благодаря преподавателю дети свободно говорили на нескольких языках, разбирались в философии, богословии, риторике и даже проявляли способности к стихосложению.

По воспоминаниям современников, Симеон Полоцкий выполнял при дворе функцию астролога, наблюдая за звездами и занимаясь предсказаниями. Александр Пушкин упоминал, что старец предрек рождение Петра I и даже славную биографию великого императора.

Мужчина приобрел влияние при дворе, что давало ему свободу. И он сосредоточился на церковной проповеди, стремясь оживить традицию пастырского слова. Литератор говорит как о духовных вопросах, так и о злободневных проблемах общества, подчеркивая необходимость просвещения и образования для положительных изменений.

Незадолго до смерти старец открыл в Кремле типографию, где печатались “Букварь” и иллюстрированные книги, над которыми работали художники и граверы. Симеон Полоцкий заложил проект Славяно-греко-латинской академии, которая открылась в Москве в период правления его ученицы - царевны Софьи Алексеевны.

Творчество Симеона Полоцкого - заметное явление в русской литературе. Он автор сотен стихотворений, проповедей, пьес и трактатов. Половину жизни поэт был приближен к государю и оставался верен ему творчеством и идеями. Его поэзия не только восхваляла царя, но и воспевала мощь и силу Русского государства. Поэтический портрет самодержца включал такие черты, как всемогущество и милосердие, непобедимость и великодушие.


Стихотворное наследие литератора включает много жанров: здесь панегирики и вирши, сатира и дидактика. Драмы Полоцкого написаны силлабическим стихом, среди них “Комедия притчи о блудном сыне”, где автор представляет современную трактовку проблемы отцов и детей. Поэт смело творит в жанрах, к тому времени слабо разработанных в русской литературе.

Писатель берется за поэтическое переложение Псалтири, издает собрание стихов “Рифмологион”. Стилистика поэзии сродни барокко: ей присущи вычурность и украшательство, любовь к сложным конструкциям и велеречивости.


Религиозное наследие Симеона Полоцкого сосредоточено на страницах “Венца веры” и сборников проповедей, которых на счету автора более 200. Эти произведения часто признаются сомнительными с точки зрения догматического богословия, однако пронизаны стремлением изменить мертвенное течение духовной и общественной жизни.

Для своих учеников воспитатель писал специальные произведения, среди которых переложение жизни Иисуса Христа и “Вертоград Многоцветный”. Этот проект представляет из себя тысячи текстов, расположенных по алфавиту славянской азбуки. Здесь собраны истории из Священного Писания и наблюдения из жизни. Книга стала пособием для чтения и обобщает нравственно-религиозные взгляды автора. Педагог стремился привить царским детям любовь к учению и труду, призывая к “люботрудной” жизни вне зависимости от статуса и положения в обществе.


Самуил Петровский-Ситнянович в 27 лет принял монашеский постриг с именем Симеон. В этот момент он принял обеты нестяжания и безбрачия, соответственно, у мужчины не было и не могло быть жены и детей. Вся личная жизнь монаха заключается в служении Богу и предстоянии перед ним. Случаются на этом пути прискорбные падения, но в отношении Симеона Полоцкого история не сохранила никаких фактов и даже слухов.
Смерть
Неизвестны интересные факты и подробности о последних днях жизни старца. О причине смерти летописцы тоже не пишут ничего конкретного. Симеон Полоцкий умер 25 августа 1680 года в Москве. Богослов был погребен в Спасском соборе Заиконоспасского монастыря Китай-города, где основал в свое время школу, ставшую прообразом Московской духовной академии. Сохранилась надгробная плита с могилы старца.


7 сентября 2003 года в Полоцке Симеону установили памятник работы белорусского скульптора Александра Финского. В городе работает музей-библиотека, где можно ознакомиться с рукописями и древнейшими изданиями писателя.

Читайте также: