Сочинение про шамаханскую царицу

Обновлено: 02.07.2024

Каждый раз, когда я начинаю изучать вопросы не классической историографии в рунете, то сталкиваюсь с удивительным фактом — все связанное с Азербайджаном, как-будто специально замалчивается.

Я неоднократно писал, что даже на справочных ресурсах, в биографических данных известных людей, азербайджанский период жизни изымается или указывается одной строкой. В то время, когда часто он бывает основополагающим.

Так например было с Курчатовым , которому Баку дал путевку в жизнь.

Та же ситуация с "Шамаханской царицей". Откуда только не ведут ее происхождение, и с арабского Востока, и из Персии, и из Грузии. Даже с территории нынешней Российской Федерации, из Адыгеи.

Хотя в сказке Пушкина по-моему все достаточно ясно сказано.

Если есть Шамаханская царица, то она естественно из Шамаханского царства. А такое существовало в единственном числе, на территории Азербайджана, с 1747 по 1820 годы.

Причем, даже разночтение между "Шемахой" и "Шамахой" доказывают, что Пушкин имел ввиду именно азербайджанское ханство. Потому-что когда он писал свою сказку (1834 год), ханство называлось на азербайджанский манер — "шамаханским".

Интересно, как этот момент преподает Википедия:

Поразительное двуличие ресурса с администрацией из небольшой соседней страны.

Ни тебе географической привязки, ни каких-либо других сведений, как-будто речь идет о какой-то гипотетической стране за тридевять земель.

Почему Пушкин обратился к образу царицы из азербайджанского ханства

Азербайджанские ханства — условное название феодальных владений, в основном во главе с азербайджанскими тюркоязычными династиями, возникших на территории бывших провинций Сефевидского государства в результате распада государства Надир-шаха в середине XVIII века.

Причин тому несколько:

1. В отличие от других ханств, Шемахинское, стало достаточно известным в Российской империи с начала своего существования. Ведь здесь производился дефицитный шелк, который после отделения от Персии начал активно продаваться в Россию.

Ширванское ханство являлось важным шелководческим центром. Шёлк здесь производился в четыре раза больше, чем в других ханствах. В 1770-х гг. на территории ханства существовало около 1500 шёлкоткацких станков.

Шелк из Шамахи даже имел свое название — "таламанский", и пользовался огромной популярностью среди высшего света.

В своих сказках, Пушкин, желая показать высокий статус персонажа постоянно использовал выражение "шелковый шатер", то есть наверняка был знаком с предметом.

В той же "Сказке о золотом петушке":

2. Девушки из Шемахи славились своим умением танцевать далеко за пределами ханства. Им придавали мифические способности по умению околдовывать путешественников.

В русском языке сохранился фразеологизм "шемахинская баядерка", а в Москве, до сих пор, проводится ежегодный танцевальный фестиваль с таким названием.

Дюма, посвятил им целую главу в своей книге:

А вице-президент Императорской Академии художеств Российской империи Г.Г. Гагарин посвящал им свои рисунки (заглавный к статье также его кисти):

Талантливые произведения А. С. Пушкина полюбились не только взрослым, но и детям.

Шамаханская царица из сказки А.С. Пушкина

Его сказочные герои учат добру, справедливости, честности. Запоминающиеся женские образы становятся эталонами красоты, чистоты, очарования.

Героини произведений поэта обладают различными характерами. Среди них есть достаточно противоречивые персонажи.

Образ Шамаханской царицы

Шамаханская царица — обворожительная женщина, умело пользующаяся своей неземной красотой. Она обладает волшебной силой, способной заставлять людей подчиняться ее воле, совершать необдуманные поступки.

Сыновья царя Дадона, отправившиеся воевать с Шамаханской царицей, найдены мертвыми возле шатра повелительницы. Автор не описывает произошедшие события, но мы понимаем: поводом для ссоры братьев была красивая женщина. Вместо того, чтобы сражаться с войском Шамаханской царицы, царевичи уничтожают друг друга, подчиняясь колдовским чарам.

Сам Дадон, старый, немощный старик, воспылал любовью, увидев перед собой неземной красоты женщину. Под влиянием ее внешности царь забывает нанесенные обиды, не думает о погибших сыновьях. Он, как загипнотизированный, подчиняется воле царицы. Остается пировать у нее в гостях. Ради обладания красавицей Дадон отказывается выполнить данное обещание, совершает преступление. Он жестоко убивает мудрого звездочета, подарившего золотого петушка. Затем погибает сам.

Шамаханская царица умело пользуется своей красивой внешностью. Она хитра, жестока, безжалостна. Добиваясь цели губит людей, не испытывая жалости, не мучаясь угрызениями совести.

Вдоволь наигравшись судьбами окружающих, жестокая дева таинственно исчезает.

Прототипы

Образом Шамаханской царицы автор доказывает мысль о том, что иногда красивая внешность скрывает уродливую душу, жестокость, безжалостность, эгоизм.

Считается, что прототипом героини сказки стала супруга русского царя Ивана Грозного, которая отличалась безжалостным, беспринципным характером.

Некоторые исследователи считают, что черты бесстрашной воительницы А. С. Пушкин позаимствовал у грузинской царицы Тамары.

Ясно одно: Шамаханская царица — литературный персонаж, созданный богатым воображением талантливого поэта.

Шамаханская царица

Шамаханская царица

История создания

Александр Пушкин

Александр Пушкин

Сюжет, придуманный американским писателем, рассказывает о мавританском султане Абене Абусе, который был обеспокоен наличием врагов. Повелитель Гранады сам когда-то совершал набеги на различные государства, и теперь размышлял о том, что его постигнет та же участь, ранее подкравшаяся к другим монархам.

Владелец короны получил успокоение. Однажды ко двору прибыл ученый астролог. Выслушав жалобы султана, старик поведал Абену Абусу о флюгере в форме барана и соорудил нехитрую конструкцию – магическую медную фигуру всадника с копьем, которая поворачивалась в сторону врага, а петушок подавал сигнал тревоги. Это изобретение не стало панацеей, потому что беда случается нежданно-негаданно.

Жрица Барса на огненном троне

Жрица Барса на огненном троне

По легенде, именно эта повелительница пламени придумала вращающуюся скульптуру барана из красного камня. А над пьедесталом устанавливался стержень с бронзовым петухом: когда к землям Египта приближалась опасность, птица, изготовленная из металла, пела.

Царица Мария Темрюковна

Царица Мария Темрюковна

Говорят, что у главной героини сказки – Шамаханской царицы – был реальный прототип. Такое предположение выдвинула Анна Ахматова. По словам поэтессы, прообразом героини могла послужить вторая супруга Ивана Грозного Мария Темрюковна, которая обручилась с царем, дабы укрепить отношения Руси с кавказскими государствами. К слову, этой женщине приписывают отрицательное влияние на монарха. По легенде, именно она выдвинула идею о создании опричнины.

Биография и сюжет

Предположительно повелительница пришла из восточной страны Ширван, из города Шамахи, который существует на территории Азербайджана до сих пор. Это место находится в 122 км к западу от Баку. Восточная красавица появляется в сказке не сразу, но играет основополагающую роль, хотя происхождение царицы Александр Сергеевич предпочел скрыть от посторонних глаз.

Шамаханская царица - арт

Шамаханская царица - арт

Фабула сказки практически не отличается от той, которую придумал Ирвинг. Когда царь Дадон решил отдохнуть на старости лет от ратных дел, на его земли стали нападать враги, что неудивительно, ибо тот по молодости вдоволь наживался на соседних государствах.

Золотой петушок

Золотой петушок

После двух лет мирной жизни петушок подал тревожный сигнал, провернувшись на восток. Ленивый царь отправил на разборки старшего сына, а затем младшего, снарядив молодых людей войсками. Но от отпрысков не было ни единой весточки. Тогда старик сам отправился с армией на восток. На своем пути царь увидел шатер, возле которого лежали мертвые воины и царевичи, пронзившие друг друга мечами.

Когда из шатра вышла Шамаханская царица в национальном костюме, монарх мигом позабыл о случившемся горе, потому что эта женщина обладала чарующей красотой и бездонными глазами. Дадон был покорен обольстительницей, поэтому отправился к ней в жилище, где пробовал заморские яства. Таким образом, царь целую неделю пировал у черноволосой незнакомки, позабыв о государственных делах.

После праздника живота Дадон вместе с царицей вернулся в свои владения. Мудрец напомнил царю об уговоре и потребовал в качестве награды Шамаханскую царицу. Монарх пообещал звездочету любой подарок, однако девицу отдавать не захотел, тем более что скопцу она ни к чему.

Старик продолжал настаивать, и разозленный Дадон убил мудреца своим жезлом. Но тут же поплатился за свой поступок: золотой петушок вспорхнул со спицы и клюнул невежественного правителя в голову. Царь умер, а Шамаханская царица скрылась восвояси.

Экранизации и постановки

Костюм Шамаханской царицы в опере Римского-Корсакова

Костюм Шамаханской царицы в опере Римского-Корсакова

Известно, что на последнюю сказку Александра Сергеевича обратил внимание русский композитор Николай Римский-Корсаков, создав одноименную двухчасовую оперу. Либретто написал Владимир Бельский, а текст в опере сохранен с минимальной правкой. Но композитор привнес дополнения, которые не встречаются в оригинале. Например, появились два новых персонажа: воевода и ключница. В первой постановке в Шамаханскую царицу перевоплотилась Аврелия-Цецилия Добровольская, а в премьере, состоявшейся в Большом театре 6 ноября 1909 года, образ примерила Антонина Нежданова.

Красочная лента полюбилась зрителям, однако текст, написанный Владимиром Владимировым, полностью не соответствует оригиналу: сценарист брал за основу сюжета не сказку, а оперу. Стоит сказать, что смысл этого мультфильма прописан подробно, а не завуалировано, как у Пушкина, ибо царица говорит:

Сюжет рассказывает про Шамаханскую царицу, которая желает вернуть былую красоту, поэтому ищет источник вечной молодости. Оказывается, панацея есть: нужно собрать слезы красавиц и полить ими волшебное дерево. Однако царица красавиц не любила, поэтому их в ее царстве не было. Тогда хитрая старуха пожелала выйти замуж за киевского князя. Царь околдован фотографией героини, но не знает, что под никабом прячется женщина преклонного возраста.

Между тем, место под названием Шамаха существует в реальности, а поэтесса Анна Ахматова даже нашла в отечественной истории кандидатку на роль прототипа сказочной героини.

Золотой петушок согласно сюжету сказки, престарелый царь Дадон, устав от постоянных войн и нападок со стороны соседних государств, обращается за помощью к мудрецу, который вручает царю золотого петушка – птицу, способную предсказывать направление предполагаемой атаки врагов.

Царица Шамаханская – кто это такая

В благодарность за услугу царь Дадон обещает звездочету исполнить любое его желание. На протяжении нескольких лет петушок безошибочно указывает на грядущие опасности, давая армии царя время подготовиться к отражению атаки.

Такое преимущество заставляет правителей соседних государств отказаться от попыток завоеваний, и в царстве Дадона наступает мир. Спустя некоторое время петушок поднимает тревогу и поворачивается на восток. Дадон собирает войско, командование которым поручает старшему сыну, и отправляет его в поход.

Когда армия не возвращается, царь отправляет ей вслед другую – под командованием младшего сына. Не дождавшись вестей от сыновей, царь вынужден возглавить третье войско лично. Долгие поиски приводят Дадона к месту ужасного сражения, в котором армии его сыновей были разбиты.

Посреди поля боя располагается изящный шатер, из которого навстречу царю выходит прекрасная женщина – Шамаханская царица. Она быстро заставляет Дадона забыть о гибели двух сыновей, и счастливый и помолодевший царь с юной невестой возвращаются в столицу.

Царица Шамаханская – кто это такая-3

Здесь Дадона встречает звездочет, который требует царицу себе, так как царь обещал исполнить любую просьбу мудреца. Однако Дадон отказывается отдать женщину и в ходе разгоревшегося спора убивает звездочета.

Слетевший с крыши терема золотой петушок клюет Дадона в темя, и царь погибает, а Шамаханская царица бесследно исчезает. Считается, что в образе Шамаханской царицы Пушкин воплотил идею смертоносной и безжалостной красоты, ради которой люди готовы отказаться от всего, что им дорого.

Шамаха Между тем, город Шамаха на территории современного Азербайджана существует до сих пор. В 1820 году, то есть, как раз при Пушкине, он был присоединен к Российской империи.

История Шамахи начинается еще в V веке до н.э., а в X веке н.э. Шамаха стала столицей Ширванского государства, оставаясь ею вплоть до присоединения к России.

Царица Шамаханская – кто это такая-2

Анна Ахматова предположила, что в качестве прообраза Шамаханской царицы А.С. Пушкин использовал вторую жену Ивана Грозного – Марию Черкасскую, в девичестве Кученей Темрюковну, которая вышла замуж за русского царя в целях создания более прочного союза с кавказскими народами.

Ее традиционно считают человеком, в значительной степени повлиявшим на формирование отрицательных черт характера Ивана Грозного. В частности, именно ей приписывают авторство идеи “опричнины”.

Мария Темрюковна умерла в возрасте 28 лет – по одной версии, от простуды, по другой – она была отравлена недоброжелателями. Также Шамаханская царица является главной отрицательной героиней мультфильма “Три богатыря и Шамаханская царица”, в котором постаревшая злая правительница пытается вернуть ушедшую молодость, не считаясь ни с чем.



Спустя время петушок указал на Восток. Именно оттуда исходила новая опасность для царства Дадона. Но два войска, ушедшие в восточном направлении, так и не вернулись. Тогда царь сам возглавляет третье войско и отправляется в поход. Долго они скитались, пока не вышли на место огромного сражения. Царь увидел тела своих двоих сыновей и шатер посреди поля. А из него вышла неземной красоты Шамаханская царица. Он влюбляется в нее и увозит к себе в царство. Увидев Дадона и царицу, мудрец-звездочет напомнил об обещании царя отдать все, что тот пожелает. Конечно, мудрец хотел красавицу царицу. Но царь убивает его со злости. Однако ему не суждено было остаться с восточной красавицей. Золотой петушок клюет его прямо в голову, и Дадон тут же умирает. А царица исчезает бесследно.
Царь Дадон встречает в шатре Шамаханскую царицу и везет ее в свое царство.

Что известно о древнем городе Шемах и государстве Ширвана


Действительно, такой город существовал и не раз упоминался в ряде исторических документов. Город Шемах был столицей азербайджанского государства Ширвана. Территориально он находился в предгорьях Большого Кавказа в юго-восточном направлении. Город возвышался на 1000 метров над уровнем моря. Известно, что Шемах – это древний город с богатой тысячелетней историей. Это был центр торговли, культуры и науки. Город отличался благоприятным климатом, наличием многочисленных источников чистой воды и живописными садами. О Шемахе говорили как о рае на Земле. Здесь богатство и роскошь лились рекой. И это, конечно, привлекало других правителей.
Древний город Шемах был столицей азербайджанского государства Ширвана.


В Шемахе жили особенные люди, которые отличались неземной красотой, наличием ума и воспитанности. Особенно это касалось женщин. Большинство из них были не просто красивы, но и обладали какой-то магией. Их взгляд завораживал мужчин. Каждый хотел обладать такой исключительной женщиной. Однако этот величественный город, как и людей, проживающих в нем, постигла трагедия. Сильное землетрясение разрушило все вокруг, повлекло многочисленные жертвы. В один миг райское место превратилось в руины.
Шемах считали раем на Земле.

Источники Пушкина, которые создали образ Шамаханской царицы


Интересно, что последняя версия вполне могла стать реальностью. Согласно историческим документам, Иван Грозный был женат на Анастасии Романовой, но в 1560 году она умерла. Тогда был рассмотрен вариант привезти жену с Северного Кавказа. Дело в том, что Россия активно присоединяла к себе новые земли. Сначала это были Астраханское и Казанское ханства. Потом приблизились к Кавказским горам. Но завоевывать кавказский народ никто не собирался, поскольку они и сами были не против, чтобы их приняли в российское государство. Дворяне при дворе Ивана Грозного предложили жениться на кабардинке, чтобы закрепить союз между русским и кавказским народом .
Скорее всего, образ царицы был собирательный, основанный на наблюдениях Пушкина и архивной информации.

Гонцы от русского царя поехали по всем землям Северного Кавказа, в том числе и в Шемаху. Ивану Васильевичу предложили одну из дочерей черкеса (выходца из Кабарды) Темрюка Юнгича, которой едва исполнилось 18 лет. Звали молодую красавицу Кученей Темрюковна и жила она в городе Шемахи. Но привезти ее сразу к царю не удалось. Ее отец не отпустил дочку, поскольку не был уверен в серьезности планов относительно Кученеи. Тогда Иван Грозный попросил нарисовать портрет его невесты. Красота девушки его поразила, и он принял решение жениться. Правда, кабардинка должна была принять православие. Так Кученей Темрюковна стала Марией Черкасской. Венчание с русским царем состоялось в августе 1561 года.

Кем была царица на самом деле


Эксперты предполагают, что Пушкин в своей сказке действительно придумал образ царицы Шамахана. Скорее всего, не было реального прототипа этой роковой героини. Это собирательный образ после его путешествия на Северный Кавказ и Закавказье, в которое, кстати, тот отправился самовольно. Начиная с 1826 года поэт неоднократно просил власти дать разрешение на путешествие на Кавказ или за кордон, но ему не пошли на уступки. Взяв в марте 1829 года придорожную в канцелярии Петербурга, Пушкин отправляется в рискованное путешествие. Поскольку тогда уже началась русско-турецкая война, то он попадает в ставку фельдмаршала Паскевича. Именно он впервые видит солдат азербайджанцев, которые героически сражались на поле боя. Но перед Паскевичем стояли другие задачи, и он не хотел отвечать за безопасность поэта.
Пушкин отправился в путешествие на Кавказ в 1829 году, на тот момент шла османская война.


Поэтому Пушкин отправляется в Тифлис и живет там, наблюдая за традициями народа Кавказа. Писатель не только наблюдал, но и занимался там изучением важных исторических архивных документов. Известно, что Александр Сергеевич очень любил и отлично знал историю. Он постоянно интересовался и регулярно пополнял свою собственную библиотеку разными изданиями исторической направленности. О Шемахе он знал немало. Именно поэтому в своем очередном произведении Пушкин ввел образ Шамаханской царицы, подразумевая жрицу огня и волшебницу.
Пушкин отправляется в Тифлис и там изучает исторический архив для будущего своего произведения.

Читайте также: