Сочинение про однокоренные слова

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Номинация: Язык, культура (русский язык)

ученица 2 класса

Горенкова Вероника Владимировна

учитель начальных классов

Фролова Мария Михайловна

1. Понятие семьи. Семья слов.……………………………………………..…. ….. 5

2. Какие слова можно считать родственными (однокоренными).……………..… 6

3. Приёмы, которые помогут ученикам находить и подбирать однокоренные

4. Собственный иллюстрированный словарь однокоренных слов. .………….… 7

Первородство

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.
И когда я слышу;
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня! -
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под серым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.

Значимость темы: большое количество орфограмм связано с умением подбирать однокоренные слова. Значит, нам, ученикам, необходимо знать, какие слова являются родственными и не путать их с другими словами.

Гипотеза: грамотная речь, как устная, так и письменная, во многом зависит от умения находить и подбирать однокоренные слова к определённому слову. Значит, без знаний об однокоренных словах не обойтись.

Цель: выяснить, какие слова можно считать однокоренными словами.

определить, что представляет собой семья слов;

выяснить, какие слова можно считать родственными;

подобрать приёмы, которые помогут находить и подбирать однокоренные слова;

создать собственный иллюстрированный словарь однокоренных слов.

Объект исследования: однокоренные слова.

Продукты деятельности:

исследование слов с корнями: -вод-, -гор-, -лет-, -нос-, -цвет-;

собственный иллюстрированный словарь однокоренных слов;

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ

1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ. СЕМЬЯ СЛОВ

Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой мы узнали определение семьи и его составляющих. Семья - группа живущих вместе близких родственников.
Родственник - человек, который находится в родстве с кем-либо.
Родство - связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого.

Мария Михайловна предложила нам группу слов: с нег, снеговик, дождь, туман, снежок, снежная, ветер, снежинка. Учительница предложила найти среди данных слов родственников, то есть собрать семью слов.

Наше мнение разделилось: одни дети считали, что слова снег, дождь, туман, ветер – это погодные явления, поэтому они и будут родственными. Другие утверждали, что слова снег, снеговик, снежок, снежная, снежинка будут являться семьёй, ведь все они связаны со словом снег .

Мария Михайловна пояснила нам, что, как и в нашей семье, мы связаны родством, так и слова должны быть связаны между собой и объясняться с помощью одного слова, которое и будет их связующим элементом. Помимо этого, однокоренные слова должны иметь одинаковую общую часть.

В первом случае слова связаны только тем, что всё это погодные явления, но в них нет главного слова. Все слова имеют разное значение. А вот во втором случае все слова объясняются с помощью слова снег. Они связаны с ним. Поэтому родственными мы можем назвать лишь вторую группу слов.

С руководителем мы решили нарисовать семью для главного дерева нашей родины – берёзы. Вот берёз а. Берёз ка – это маленькая берёза, под берёз овик – гриб, который растёт под берёзой, берёз овый – лист берёзы, берез няк – лес из берёз (см. Приложение 1).

Так и произошло наше знакомство с понятием семья слов. Мы узнали, что и у слов есть свои родственники. Очень важно научиться их находить и не путать с другими словами.

2. КАКИЕ СЛОВА МОЖНО СЧИТАТЬ РОДСТВЕННЫМИ (ОДНОКОРЕННЫМИ)

Из учебника русского языка мы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.

Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень слова мы находили по памятке 4 (см. Приложение 2). Так как в корне заключается лексическое значение, нами раскрывалось значение каждого слова.
Лететь – передвигаться по воздуху. Лето – время года. На простом примере мы видим, что слова имеют разное значение, несмотря на то, что у них корень –лет-. Следовательно, однокоренными мы назвать их не можем.

Таким образом, приходим к выводу : чтобы слова можно было считать однокоренными необходимо, чтобы соблюдалось 2 условия:

1) наличие одинаковой общей части (корня);

2) наличие общего лексического значения (смысла слов).

Следовательно, возникает необходимость вдумываться в смысл каждого слова и не торопиться делать вывод, что слова являются однокоренными.

3. ПРИЁМЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ УЧЕНИКАМ НАХОДИТЬ И ПОДБИРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

Тема оказалась довольно трудной. Порой, не всегда нам удаётся находить верные однокоренные слова. Поэтому мы с моим руководителем поставили перед собой задачу: подобрать приёмы и методы, которые помогут школьникам находить и подбирать однокоренные слова.

Мы подобрали следующие приёмы:

* модели – рисунки слов;

С помощью моделей – рисунков нам сразу становится понятно, являются ли слова однокоренными или нет. Например, сравниваются слова вода, водить, водяной (см. Приложение 3) и слова гореть, горевать, подгорелый (см. Приложение 4). Благодаря моделям – рисункам, мы видим слова вода и водить, гореть и горевать не будут являться однокоренными. У них совершенно разное лексическое значение. А вот слова вода и водяной, гореть и подгорелый – будут. Водяной живёт в воде, поэтому он так и назван. Гореть – поддаваться действию огня. Подгорелый – обожжённый, но не уничтоженный окончательно огнём, жаром. То есть значение у этих слов общее.

Например, даны слова носить, носище, носовой, поднос, уносит, носик. Ученикам предлагается выделить цветом разные однокоренные слова. Должны получиться две группы:

1) со значением орган обоняния : носище, носовой, носик;

2) со значением перемещать, доставлять куда-либо: поднос, уносит, носить.

Данные приёмы использованы нами на практике. Они оказались очень полезными (см. Приложение 5).

После применения приёмов мы провели небольшую проверочную работу, чтобы узнать: разобрались ли они с данной темой, усвоили ли второклассники данный материал. Результаты работы показали, что школьники поняли данную тему и прочно освоили материал. Теперь они смогут найти или подобрать родственные слова, не путая их с другими (см. Приложение 6).

Мы пришли к выводу: работа над однокоренными словами обязательно должна сопровождаться использованием данных приёмов. Тогда нам, ученикам, будет интересно знакомиться с разными семьями слов, находить родственные слова для определённого слова.

4. СОБСТВЕННЫЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЛОВАРЬ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

Меня очень увлекла данная тема, и мы с моим руководителем решили создать небольшой иллюстрированный словарь однокоренных слов , который будет оказывать незаменимую помощь при изучении темы (см. Приложение 7).

В составленном нами словаре можно познакомиться с некоторыми группами однокоренных слов. Мы включили такие корни, которые имеют несколько значений. Как минимум, два. В словаре записаны значения корня, рисунки к каждому из них, примеры слов с данным корнем в определённом значении.

Читайте также: