Сочинение про няню пушкина арину родионовну

Обновлено: 05.07.2024

Родилась она в 1758 году в семье крепостных крестьян, поэтому сама всю жизнь была крепостной. В 1759 году она попала в семью деда поэта - Абрама Ганнибала . В 1781 году вышла замуж за крепостного Матвеева, с которым прожила 20 лет. В этом браке у них родилось четверо детей.

Вообще, Арина Родионовна была няней нескольких поколений Пушкиных. Вначале она опекала мать поэта, затем - ее детей, в том числе и Александра Сергеевича. А одно время она нянчила и племянников бабки поэта, за что та подарила Арине Родионовне собственную избу.

С маленьким Сашей няня не расставалась со дня его рождения до поступления в лицей в 1811 году. Эти годы особым образом повлияли на будущее великого поэта, ведь замечательные сказки, созданные им, были написаны со слов его любимой няни. Особенно сильно на их взаимоотношения повлияли годы ссылки Пушкина в село Михайловское в 1824-1826 годах . Все это время Арина Родионовна была рядом со своим повзрослевшим воспитанником, с которым они весело проводили время и которому она читала те самые сказки о царе Салтане, о семи богатырях, о рыбаке и рыбке . В благодарность же поэт посвятил ей три стихотворения и сделал ее прототипом многих героинь своих произведений, например, мамки Ксении в "Борисе Годунове" , тем самым обессмертив имя своей няни.

Последний раз они встретились в 1827 году в селе Михайловском, а через год она скончалась после недолгой болезни. Самой известной няне было 70 лет.

От нее не сохранилось ни личных вещей, ни даже могилы. Однако имя Арины Родионовны , благодаря ее великому воспитаннику, воистину стало бессмертным и известным. Ведь благодаря ей мы сейчас можем наслаждаться прекрасными сказками Пушкина. И сейчас любой школьник может сказать, кому посвящены эти строки:

. Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.



Великий русский поэт А. С. Пушкин несколько своих произведений посвятил няне – Арине Родионовне. Эта тихая и почтенная женщина принимала самое непосредственное участие в воспитании юного поэта. А что известно о самой Арине Родионовне, кроме того, что всю свою жизнь она посвятила детям господ?

Детство и юность всеобщей няни

Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйда Санкт-Петербургской губернии. Ее родители, Родион Яковлев и Лукерья Кириллова, были крепостными. Чтобы прокормить семерых детей они много работали. Дети помогали им. Маленькой Арине с восьми лет приходилось работать в поле, ухаживать за домашним скотом. Когда девочке было 10 лет, ее отец умер. Семья оказалась в еще более бедственном положении. Все воспоминания о детстве у Арины ассоциировались с нуждой, тяжелой работой и недоеданием.

Когда девушке исполнилось 23 года, она вышла замуж за крепостного крестьянина Федора Матвеева. Произошло это в 1781 году. Федор был родом из деревни Кобрино, которая принадлежала деду Александра Пушкина Осипу Абрамовичу Ганнибалу. После женитьбы молодая пара поселилась на родине мужа.

Жизнь в хозяйском доме

У крепостных крестьян Матвеевых родились дети: сыновья Егор и Стефан, дочери Надежда и Марья. Семейная жизнь Арины Родионовны не была легкой. Все та же тяжелая работа в поле и дома от заката до рассвета. Федор Матвеев умер рано, оставив жену одну с детьми. Если бы не помощь господ, у которых Арина работала няней, семья пошла бы по миру.

В господский дом крепостная крестьянка попала в 1792 году , когда бабушка великого поэта Мария Алексеевна Ганнибал взяла ее няней для племянника Алексея. Арина Родионовна была аккуратной в быту, приветливой и миролюбивой, знала много сказок и прибауток. Она искренне привязалась к господским детям. Ее все полюбили. Мария Алексеевна за хорошую службу подарила своей крепостной избу в Кобрино, что по тем временам было удивительно.

В 1797 году у господ Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных, родителей будущего поэта, родилась дочка Оля. Арину Родионовну вновь взяли в господский дом няней и кормилицей для девочки. Через 2 года у четы родился мальчик, которого назвали Сашей. Арина Родионовна стала няней и для него. В 1805 году у супругов Пушкиных вновь пополнение в семействе – родился сын Лев. Младшего Пушкина няня также воспитывала лаской и добротой.

Любимая няня великого поэта

Арина Родионовна рассказывала маленькому Саше сказки, которых знала великое множество. Позже, став писателем, Александр Пушкин использует этот материал из устного народного творчества для создания своих сказок.

Последнее встреча няни и Пушкина

В 1807 году семья Пушкиных продала поместье в Кобрино вместе с крестьянами и переехала в Псковскую губернию. Арина Родионовна как крепостная была прикреплена к дому, а не к земле. Поэтому она последовала за своими хозяевами на новое место жительства.

Лето Пушкины проводили в деревне, а зимой жили в Петербурге. Няня всегда была с ними, заботилась об их детях. А когда они выросли, она сохранила с ними теплые, почти родственные отношения.

Последний раз Арина Родионовна и Пушкин встретились незадолго до ее смерти в Михайловском, а именно 14 сентября 1827 года. Пушкин не раз потом будет вспоминать об этой встрече.

Старшая дочь Пушкиных Ольга вскоре вышла замуж и переехала к мужу в Петербург. Родители дали молодой чете несколько дворовых людей. В их числе была и Арина Родионовна. Она появилась в доме Ольги в марте 1828 года, и спустя несколько месяцев скончалась от болезни. Любимой няне Пушкина на тот момент было ровно 70 лет. Похоронили старушку на Смоленском кладбище в городе Петербурге.

Арина Родионовна страстно любила своего воспитанника. От нее в детстве он слышал много русских сказок, пословиц, поговорок. Сам Александр Сергеевич всю жизнь с теплотой вспоминал свою няню, которая привила ему любовь к устному народному творчеству.

Рахманова Наталья Геннадьевна

ВложениеРазмер
tychenkova_renata_6-4.docx 215.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 349 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Образ няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Автор: ученица 6-4 класса

русского языка и литературы

Рахманова Наталья Геннадьевна

2.1 Сведения об Арине Родионовне.

2.2 Портрет няни.

2.3 Роль няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

4.Список используемой литературы.

Объект исследования - образ няни великого русского поэта А.С. Пушкина, Яковлевой Арины Родионовны.

Предмет исследования - роль няни в жизни и творчестве поэта.

- любовь, которой были пронизаны взаимоотношения Александра Сергеевича Пушкина с Ариной Родионовной, оказала большое влияние на становление личности поэта;

- сказки, предания, пословицы и поговорки, которые А.С. Пушкин слышал из уст своей няни, стали частью художественного мира поэта, повлияли на его творчество.

Цель : рассмотреть образ няни А.С. Пушкина.

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2.Познакомиться с материалами, касающимися биографии Арины Родионовны, исследовать письма няни к А.С. Пушкину, воспоминания о ней, оставленные самим поэтом, членами его семьи, друзьями поэта.

3.Изучить стихотворения А.С. Пушкина и его современников, посвященные няне поэта.

4.Найти произведения, в героях которых А.С. Пушкин отразил черты Арины Родионовны.

5.Сделать вывод о роли образа няни в жизни и творчестве великого русского поэта.

2. Основная часть

До нас не дошла полная биография Арины Родионовны, но воспоминания о ней встречаются в записях некоторых современников Пушкина. Возможно, поэтому пушкинисты и по сей день ведут споры о самой Арине Родионовне и о той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве поэта. Большинство склоняется к мысли, что именно няня ввела Александра Пушкина в мир народной поэзии, в общество сказочных героев. Не случайно, много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками было необходимо для совершенного знания основ русского языка.

Уже после смерти Арины Родионовны многие пушкинисты стали излишне преувеличивать ее роль в творчестве поэта. В советское время роль Арины Родионовны возрастает с новой силой. В торжественной обстановке отмечают ее юбилеи. Один из них связан со 180-летием со дня рождения, другой был приурочен к 110-й годовщине со дня смерти. Однако, как раньше, так и сейчас, существует противоположная версия образа Арины Родионовны. Некоторые ученые ссылаются на то, что нигде сам поэт не называет няню своей наставницей, покровительницей, руководительницей, посредницей, как это трактовал биограф Пушкина, П. В. Анненков. Сторонники этого мнения заявляют, что Арина Родионовна была обычной, заурядной женщиной, но словоохотливой и доброй.

В своей работе я предприняла попытку собрать воедино имеющиеся сведения о жизни простой русской женщины, крепостной крестьянки, няне великого русского поэта А.С. Пушкина, чтобы ответить на вопрос о ее роли в жизни и творчестве гения. С этой целью я изучила материалы, касающиеся биографии Арины Родионовны, письма няни к поэту, воспоминания о ней самого Александра Сергеевича и его современников, а также художественный материал – стихотворения поэта и его друзей, посвященные няне, портреты и скульптурные изображения, созданные в разное время.

2.1 Сведения об Арине Родионовне

Как уже было сказано во введении, биография няни до наших дней не дошла. Сохранилось только несколько отрывочных фактов.

Существует точка зрения, что Арина Родионовна была няней матери Пушкина Надежды Осиповны. Территориально это было возможно. Ребенком Надежда Осиповна часто жила в селе Кобрино. Однако по времени срастается не очень. Надежда Осиповна родилась в 1775 году, а Арина Родионовна приехала жить в Кобрино к мужу в 1781 году, когда девочке было уже шесть лет. Сергей Львович Пушкин вскоре после рождения дочери вышел в отставку и с семьей переехал в Москву , где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними. В 1799 году у Пушкиных родился сын Александр. С рождения Ольги Арина Родионовна жила в доме Пушкиных почти постоянно. Вместе с ней в доме жила кормилица будущего поэта, однофамилица Арины Родионовны, Ульяна Яковлева. По некоторым данным, она и была первой няней маленького Саши.

Такова простая история жизни няни великого поэта А.С. Пушкина.

В литературе она известна как Арина Родионовна, реже под фамилией Яковлева. И совсем не упоминается как Матвеева, под фамилией мужа. В быту для всех она была Родионовной (в старости). Кстати, сам Пушкин не называл ее по имени, для него она всегда оставалась няней.

2.2 Портрет няни

И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы.
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло…

Судить о том, какой осталась няня в воспоминаниях поэта, можно и по следующему стихотворению:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой…

В различных источниках можно встретить немало репродукций картин, на которых можно увидеть А.С. Пушкина и его верную няню. Но все они лишь плод воображения художников, отражающий скорее внутреннюю суть этой удивительной женщины, но не внешнее сходство с оригиналом.

2.3 Роль няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина

Откуда же Арина Родионовна так много знала? Напомним, что деревня Суйда, в которой она родилась, расположена на северо-западе России. Поэтому в ней соединились среднерусские и новгородские, шведские и финские предания. Няня слышала их еще в пору своего детства и юности, а потом пересказывала Пушкину.

2.4 Анализ стихотворения А.С. Пушкина, посвященного Арине Родионовне.

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила.
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Младенчество прошло, как лёгкий сон.
Ты отрока беспечного любила,
Средь важных Муз тебя лишь помнил он,
И ты его тихонько посетила;

Но тот ли был твой образ, твой убор?
Как мило ты, как быстро изменилась!
Каким огнём улыбка оживилась!
Каким огнём блеснул приветный взор!

Покров, клубясь волною непослушной,
Чуть осенял твой стан полувоздушный;
Вся в локонах, обвитая венком,
Прелестницы глава благоухала;
Грудь белая под жёлтым жемчугом
Румянилась и тихо трепетала…

Постоянно черпая материал из ранних произведений для более поздних, уже в 1821 году Пушкин внезапно придавал изображению старой няни условные атрибуты античной Музы, которую воспевал в Лицее. Стихотворение „Наперсница волшебной старины“ совершенно исключительно тем, что в нем старушка-няня и прелестная дева-Муза являются воплощением одного и того же лица.

Подводя итоги своей работы, сделаю вывод, что проведенное исследование подтвердило гипотезы о том, что любовь, которой были пронизаны взаимоотношения Александра Сергеевича Пушкина с Ариной Родионовной, оказала большое влияние на становление личности поэта;

- сказки, предания, пословицы и поговорки, которые А.С. Пушкин слышал из уст своей няни, стали частью художественного мира поэта, повлияли на его творчество. Поэт на всю жизнь сохранил трогательное, любящее отношение к своей няне, посвятил ей стихотворения, многократно упоминал в письмах.

Отношения между няней Родионовной и её воспитанником были душевно-тёплыми. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал об её безграничной любви к нему. Баюкая его в младенческие годы, утешая в трудный период северной ссылки, Арина Родионовна душой всегда была с ним.

4. Список используемой литературы:

1. Бойко С. Няня Пушкина Арина Родионовна/ С.Бойко// Народное образование.-1999.-№3-4.-С. Большакова А. "Наперсницы волшебной старины. ": К спорам о Пушкинской народности/ Большакова А. // Детская литература.-1999.-№5-6. Жизнь. Литература. Критика. Современники поэта).

3. Добрая подружка бедной юности моей : [О няне А.С.Пушкина - Арине Родионовне]// Отчий дом.-1999.-№3.

6. Зуева Т.В. Фольклорные и литературные особенности сказок А.С.Пушкина/ Т.В.Зуева// Русская речь.-1999.-№3.(Писатель и фольклор).

7. Истоки пушкинских сказок: [Мифологические образы в сказках А.С.Пушкина]// Юный художник.-1999.-№4. (Мифологический словарь).

10. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя/ Ю.М.Лотман.-Л.: Просвещение, 1983.-255c.: ил.-(Биогр. писателя).-Библиогр.

11. Модзалевский Б.Л. Пушкин: Воспоминания. Письма. Дневники. / Б.Л.Модзалевский.-Печ-ся по изд. 1929г.-М.: Изд. "Аграф", 1999. (Лит. мастерская/ Оформ. Иваншина Т.).



Няне — краткий анализ стихотворения


Анализируя стихотворение Пушкина Няне, мы видим, как грустит женщина, находясь в глуши и проводя свое время под окном светлицы в ожидании, когда же приедет ее воспитанник и любимец. Свое время она любит проводить за вязанием, но стоит вдали послышаться какому-либо звуку, как работа останавливается, она замирает и прислушивается. Может это к ней приехал ее лирический герой.

В стихотворении Няне мы видим, насколько сильно женщина переживает за судьбу героя и его счастье. Но в то же время и сам герой хочет оградить няню от тревог и волнений. Поэтому он шлет ей послание, где пишет, что эй все чудится. На этом и завершает поэт свое стихотворение, посвященное своей любимой няне.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!


Проанализируйте стихотворение. Каким предстает образ лирического героя в этом стихотворении?

Это стихотворение А.С. Пушкин посвятил Арине Родио­новне Яковлевой, доброй и заботливой своей няне, оберегаю­щей поэта в трудные жизненные минуты. Оно было написано в 1826 году, во время разлуки с ней после двух лет совместной жизни в Михайловском.

Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.

Как лирический герой тоскует в разлуке со своей няней, так и она, проникнутая материнским чувством, мечтает уви­деться со своим воспитанником:

Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия,заботы Теснят твою всечасно грудь.

Здесь исподволь возникает мотив блудного сына, разлу­ченного с родным домом, близкими людьми. В голосе лири­ческого героя звучат грустные, тревожные нотки.

Таким образом, лирический герой Пушкина раскрывает свой внутренний мир через отношение к близкому ему чело­веку.

Здесь искали:
  • анализ стихотворения пушкина няне
  • анализ стихотворения няне
  • анализ стихотворения пушкина няня

1. История создания

Поэт был общительной, увлекающейся, социально активной личностью, поэтому вынужденное двухлетнее заточение угнетало его.

И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.

Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.

Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.

Стихотворение, как признание в любви

Жанр стихотворения – послание. Произведение написано четырехстопным ямбом. Ритм музыкальный, почти песенный. Текст не разделен на строфы, что приближает его к разговорной речи.

Произведение небольшое, в нем всего пять предложений. Первое – восклицательное, содержит обращение к няне, второе — повествовательное. Следующие два предложения – сложные, длинные, они передают душевные терзания лирического героя, его взволнованность. Последняя строка обрывается, словно даря слабую надежду, дает читателю возможность думать, размышлять.

Стихотворение, написанное почти два столетия назад, вызывает восхищение пушкинским гением, оно стало признанием в любви всем женщинам, посвятившим себя воспитанию детей.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что:

  • Стихотворение несет в себе послание. Оно передает чувства Пушкина к няне, подчеркивает их теплые взаимоотношения.
  • Стихотворение передает глубоко личные эмоции поэта. Несмотря на простоту, в нем раскрываются глубокие чувства, показаны душевные переживания самого автора и его няни.
  • Стихотворение отражает не только отношения Пушкина с няней, оно раскрывает чувства всех матерей и их детей: любовь, тревога, нежность, тоска, забота, грусть.

Голубка дряхлая…

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.

В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

Картинка к стихотворению Няне


5. Проблематика

Произведение затрагивает проблемы материнской любви, преданности. Старушка осталась одна, но ни на минуту не забывает о своем воспитаннике, ожидая встречи с ним.

Послушайте стихотворение Пушкина Няне

6. Тематика

В стихотворении Пушкин затрагивает тему нежных, родственных отношений между Ариной Родионовной и им.

Текст состоит из воспоминаний и предположений автора. Он наполнен душевностью, теплом и искренней любовью.

7. Идея

Идея пушкинского произведения проста и прозрачна: это своеобразное художественное признание в искренних чувствах, дань уважения доброй женщине, относящейся к воспитаннику, как к собственному ребенку.

И хотя во всем стихотворении нет ни одного слова о любви, но читатель чувствует трепетное отношение поэта, которое сквозит в каждой строчке.

8. Пафос

Эмоциональный фон насыщенный. Читателю передаются такие чувства, как любовь, уважение, некая ностальгическая грусть.

Одновременно ощущается глубокое одиночество покинутой старушки, ее тоска, ожидание встречи. Все это автор мастерски передал в своем коротеньком, неоконченном произведении.

9. Система образов

Центральный образ стихотворения – конечно же, няня. Поэт настолько точно, буквально филигранно рисует его, что читатель представляет старушку, как живую.

Вот она сидит у окна, медленно вяжет, постоянно поглядывая вдаль: не едет ли любимый воспитанник? Ждет, а сама переживает, волнуется за него. И тоска, печаль, смутные предчувствия не дают покоя старушке, разрывают ее многострадальное сердце.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами можно назвать саму няню и лирического героя, от лица которого идет повествование.

Все стихотворение пропитано искренней любовью к старушке. Воспитанник не может приехать, но тоже думает о ней, мысленным взором представляя такой знакомый и трогательный образ.

Няня бесконечно дорога лирическому герою, и возможно, где-то в глубине души он корит себя за то, что оставил ее одну.

11. Лирический герой

Лирическим героем произведения является художественная проекция Пушкина. Няня, к которой он обращается, – реальный человек, и чувства, испытываемые автором, тоже реальны.

Нельзя сказать, что поэт и лирический герой едины, но то, что в нем есть много от личности самого Пушкина, – бесспорно.

14. Художественное своеобразие произведения

Создавая бессмертное творение, Пушкин, видимо, испытывал сильнейшие эмоции. Это ощущается в оформлении произведения: мысль льется потоком, разделения на строфы нет.

На писателя как будто нахлынуло воспоминание – и в одно мгновение родились трогательные строчки. По сути, все стихотворение является развернутым портретом няни и одновременно монологом, раскрывающим душу автора.

17. Значение произведения

Произведение имеет большое значение для понимания души его автора, чувств, двигающих творчество поэта.

Не только социальные изменения и общественная жизнь волновали Александра Сергеевича, но и близкие, родственные связи, которые он бережно хранил до трагической гибели.

18. Актуальность

Стихотворение остается актуальным до сих пор. Ведь у каждого читателя есть такие люди, которые его ждут и любят, несмотря ни на что.

19. Моё отношение

20. Чему учит

Произведение учит ценить и беречь своих близких, и стараться находиться с ними как можно чаще, несмотря на перипетии непредсказуемой судьбы.

Кол-во блоков: 29 | Общее кол-во символов: 12279
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:

Читайте также: