Сочинение про коня вещего олега

Обновлено: 18.05.2024

Васнецов часто писал свои картины на основе устного народного творчества, поэтому так интересны сюжеты его полотен. В основу его художественных замыслов часто ложились истории из сказок, былин и баллад. Одно из таких народных произведений о князе Олеге и его странной смерти настолько сильно понравилась Виктору Михайловичу, что он решил этот сюжет запечатлеть на своем полотне. Так и получилось, что глубокая и содержательная картина известного и великолепного художника, непревзойденного мастера живописи Виктора Васнецова является прекрасной иллюстрацией к народной былине

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

На голове князя воинский шлем, а на плечи накинут красный плащ — это символы его рода и воинской чести. Прекрасен конь под Олегом! Могучий и покорный, он никогда не подводил своего хозяина в бою. Этот белоснежный друг с прекрасной развивающей гривой всегда понимал своего хозяина с полуслова. Много побед ими было одержано!

Возвращаясь после боя, князь встречает кудесника, который также является центральным образом картины Виктора Васнецова. Кудесник у художника представлен так, словно это воля судьбы перед князем. И явная противоположность полку Олега то, что расположено за кудесником. За ним виднеется лишь только черный и очень мрачный лес, который уже является предвестником чего-то плохого и неприятного.

Кудесник, увидев князя Олега, начинается ему что-то говорить, а князь его внимательно слушает. Но это и понятно, ведь случайный знакомый предсказывает ему судьбу. По выражению лица Олега, по тому, как все объясняет кудесник, становится ясно, что слова случайного знакомого его ранит. С каждым словом лицо князя становилось все тревожнее и настороженнее. Слышало это все и войско, которое просто замерло в ожидании.

Старец у художника изображен величавым и грозным. И это оправдывается тем, что он уже смог повидать много на своем веку: горе и несправедливость, поэтому он уже давно перестал бояться. Вот и на картине он говорит Олегу смело и открыто, не боясь его гнева и раздражения. Старец у Виктора Васнецова одет в длинное и белое платье, которое у него подвязано поясом. В руках у него мощная палка, которая помогает ему при ходьбе. Его длинные, густые и седые волосы развиваются на ветру. Весь образ так создан художником, что все говорит о том, что мудрец опытен и мудр.

Старец предсказывает своему попутчику ужасную гибель и в это Олегу нужно поверить и понять, ведь мудрец не может ошибаться. Опыт и знания ему не позволяет это делать. Кудесник говорит лишь только то, что знает. И вот теперь, глядя прямо в лицо князю, предсказывает ему его судьбу и смерть. Но и чего же должен бояться старец? Он много пожил, он славно жил, а теперь он лишь исполнитель того, чего желают небеса. И эту волю небесную он просто доносит до адресата. Это понимает и великий князь, поэтому даже не собирается гневаться на старика.

И вот тут опять взгляд смотрящего на картину невольно скользит на лес, который как бы отражает предсказание старца. Страх и ужас веет от этого темного места за спиной кудесника. И от этого страх и сумрак от предсказания кажется еще больше, страшнее. Получается, что художник задумал и выполнил контраст между далью, которая ждет впереди, а она светлая и безоблачная, и дремучим лесом, который стоит впереди перед воинами. И так выходит, что за спинами воинов все светло и безоблачно, а впереди их ждут проблемы и потери.

Необычно понимать и осознавать, глядя на это талантливейшее полотно Виктора Васнецова, что этот князь, который известен всему миру, как храбрый и мужественный воин, вдруг может смириться с предсказанием случайного кудесника, которого он не знает и встретил совершенно случайно. А предсказание действительно страшное: принять смерть от своего верного боевого друга – коня. Но все знают, как развиваются события дальше. Олег расстается со своим другом, но продолжает о нем заботиться. А себе он берет нового коня, молодого и горячего. Он часто навещает свою лошадь, от которого, по предсказанию кудесника, ему грозила смерть.

И вот однажды, когда он праздновал со своим войском очередную победу в сражениях, то он опять вспомнил своего коня, как они вместе сражались. И спросил он тогда слугу о том, как же себя чувствует его верный конь. Но ответ не был утешительным, так как слуга вынужден был признаться, что пока Олег воевал, его конь умер. Это сильно опечалило князя, и он решает посетить его гробницу. Слуга повел Олега, и когда тот стоял у изголовья могилы его верного коня, за могилой которого хорошо ухаживали, из черепа покойной лошади вылезла змея и ужалила Олега. Так исполнилось страшное и жуткое предсказание кудесника, ведь укус оказался просто смертельным.

Это картина Виктора Васнецова открыла целый цикл в его художественном мире, так как после этого он создавал много иллюстраций к различным литературным произведениям. Этот художник стал основателем нового направления в живописи.

Как и большинство людей той далёкой поры, князь в трудную минуту обращается к кудеснику – вестнику богов. Он обещает старцу богатую награду, поскольку хочет заглянуть в будущее и узнать собственную судьбу. Покорный Перуну волхв отказывается от княжеского дара, однако сообщает Олегу, что тот выиграет ещё немало битв. Смерть же примет от коня, годами верно служившего ему. Князь решает, что сможет избежать предначертанных свыше событий, и даёт слугам распоряжение поменять коня.

Мистическую гибель князя Олега можно трактовать по-разному. Одним она кажется случайностью. Другие уверены, что таким образом поэт высказывает мысль, что у каждого человека в этом мире своя миссия, своё предначертание. Кем-то свыше определено, что и когда с ним должно произойти, потому глупо и бессмысленно пытаться как-то корректировать судьбу. Она не зависит от людской воли. Определённые события можно лишь отстрочить во времени, но они всё равно произойдут.

Кто прав? Ответить тяжело.

Сочинение 2

Произведение Пушкина, написанное на историческую тему, посвящено не только напоминаю о славном прошлом Древней Руси, но и важным философским проблемам.

В произведении также присутствует тема неспособности человека познать и понять все: Олег, прозванный Вещим (знающим), все же не смог уберечься от предсказанной ему смерти. Это пример того, что попытки контролировать все бесплодны.

Другим ярким образом, нарисованным в произведении, является волхв, предсказавший судьбу князю. Языческий жрец показан бескорыстным служителем истины, говорящим людям правду, вне зависимости от их желания. Волхв, скорее всего, введен в повествование не только для развития сюжета, но представляет собой образ поэта, каким ощущал себя Пушкин, особенно обращаясь к гражданской лирике.

4, 5, 6, 7, 8 класс

Песнь о вещем Олеге

Песнь о вещем Олеге

Популярные сочинения

Лидию Михайловну можно назвать одним из центральных персонажей данного произведения, написанного замечательным писателем Распутиным. Двадцатипятилетняя учительница, которая преподает французский язык

В произведении Пушкина он затрагивает самые важные проблемы, которые являются популярными и на сегодняшний день. К ним относится любовь, дружба, благородие и подлость. Когда человек влюблен

В нашем мире существует большая разница между доходами разных людей. Чем же богатые отличаются от бедных? Иногда можно подумать, что богатство открывает практически безграничные возможности.

Александр Сергеевич Пушкин бережно относился к историческому наследию своей Родины, поэтому не раз в своих произведениях обращался к этим темам. В основе баллады “Песнь в вещем Олеге” лежит запись о походе князя Олега в “Повести временных лет” Нестора. В летописи Нестора повествуется, что “волхвы предсказали князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. Прошло четыре года: в осень пятого Олег вспомнил о предсказании, и, слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и

Но в черепе таилась змея: она ужалила князя, и герой скончался..”. Воспроизводя летописный текст, Карамзин описывает те же факты в произведении, но делает собственные выводы.
Легенду о смерти Олега Пушкин знал с юности. Она поразила воображение поэта своим драматизмом. Пушкин передает эту легенду, облекая в поэтическую форму, наполняет более эмоциональным звучанием, выделяя мотив привязанности князя к своему коню и добавляя новый образ “вдохновленного кудесника”, имеющий особую значимость.
Реально существовавший князь Олег многое сделал для благополучия своего народа:

он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор. Поэтому и в памяти народа он оставил неизгладимый след. О правителе сложено много песен, легенд и преданий, в которых воспевались его мудрость, талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого правителя.

Это отражено и в “Песне о вещем Олеге”.
С этого момента князя стали считать “вещим”. Пушкин рассказывает об Олеге как о былинном богатыре, которого берегла судьба. Известно, что князь прожил до глубокой старости. Такая легендарная личность не могла просто тихо умереть в своей постели смертью простого человека.

Его гибель в бою или смерть должны быть как знамение, как высшая воля, таинственная и неизбежная, способная породить легенды и сказания, навсегда остаться в памяти потомков. Но рока не избежать, судьба предначертана. Чтобы подчеркнуть свою мысль, Пушкин уже в начале произведения иронично называет Олега “вещим”.
Поэт должен быть свободен, он не страшится гнева властей за правдивое повествование, ведь он в ответе перед потомками. Позднее эта мысль получила продолжение в исторической трагедии “Борис Годунов”. Летописец Пимен предстает перед читателями как ревностный историк, стремящийся только к достоверному отражению фактов.
Таким образом, в рассказанной А. С. ПушкинЫм легенде о славном князе Олеге, отражены две основные мысли автора: мнение о неизбежности судьбы и о высшем предназначении поэтов как волхвов, чья основная задача состоит в реальном отражении события.

Великий русский поэт за основу взял только сюжет предания, полностью переосмыслив его и вложив свои собственные воззрения в текст.

Получилось удивительное, органичное и невероятное по силе воздействия на читателя произведение, в котором явно проступает личность автора.

Вещий Олег – главное действующее лицо баллады. Его образ особенно важен для понимания сути произведения.

Это смелый князь, не боящийся столкнуться с врагом, талантливейший полководец, славно побеждавший коварного противника много раз.

Он уверен, расчётлив, отважен, напорист. Образ настоящего русского правителя, за которым народ идет без сомнения, без колебаний.

Даже кудесник не отрицает великих заслуг Олега:

Об особенной мудрости прирожденного полководца, талантливого тактика и стратега, говорит и прозвище, данное Олегу в народе. Он Вещий, а это значит, что может предугадывать действия противника, оказываясь на несколько шагов впереди врагов.

Благодаря особенному дару, настоящему военному чутью, князь прошел такой славный путь воина, победив во множестве непростых сражений, причем без серьезных потерь.

Он мудрый, смелый, умный и хитрый – важнейшие качества для правителя тех стародавних времен.

Однако, несмотря на все эти положительные качества, Олег отнюдь не пророк. Он не владеет даром предвидения собственной судьбы, поэтому и спрашивает о будущем волхва, встретившегося на его славном пути:

Когда кудесник дает свое предсказание, говорящее, что смерть великий князь примет от верного боевого коня, вещий Олег усмехается. Кажется, он не хочет верить словам волхва, но вынужден, и потому принимает непростое решение.

Киевский правитель отпускает коня на покой, наказывая слугам внимательно ухаживать за животным. Этот поступок, помогает точнее понять образ князя.

Да, Олег – непревзойденный полководец на то время, равных которому не было. Да, он смелый, сильный, умный и отважный. Но даже такой человек не может противиться воле небес.

Он пытается обмануть судьбу, искренне поверив кудеснику. Однако противостоять коварному року не может никто, даже сильные мира сего.

И, несмотря на эту небольшую хитрость, князь все-таки примет смерть от своего коня:

Образ Олега яркий, сильный и точный. Пушкин, представляя читателю величайшего киевского князя, сделал его максимально человечным.

Талантливый полководец, мудрый правитель испугался предсказания волхва, иначе он поступил бы по-другому.

Принятое Олегом решение говорит о том, что перед нами, хоть и великий, но все-таки человек со своими слабостями и страхами.

Есть и еще она черта, делающая образ князя душевнее, человечнее. В отличие от летописного, пушкинский Олег с тяжелым сердцем отпускает коня, потом постоянно вспоминая об оставленном боевом друге.

Перед нами предстает образ по-настоящему бесстрашного воина, у которого доброе сердце. Но, несмотря на сильный и смелый характер, князь испытывает некоторые страхи, как и любой человек.

Все это делает Олега более понятным и простым по сравнению с одноименным героем летописи.

Читайте также: