Сочинение про хлеб на белорусском языке

Обновлено: 03.07.2024

3 Хлеб – здароўе, наша сіла!

4 Выпечаны хлеб зявіўся прыкладна 6 тысяч гадоў таму ў Старажытным Егіпце

6 Чорны хлеб больш карысны. Няма хлеба і сала – і работа стала!

8 Сто братоў адным поясам перавязаны Сноп

9 Каласковыя расліны Жыта Пшаніца

10 Каласковыя расліны Авёс Ячмень

11 Чорны хлеб пякуць з жыта Белы хлеб пякуць з пшаніцы

21 1.Няма хлеба і сала – і работа стала! 2. Без хлеба і хата – не хата, і свята – не свята, і поле – не поле, і доля – не доля! 3. Хто бульбы не зеў, той галодны чалавек. 4. Хлеб будзе, дык і ўсё будзе.

22 Хлеб! Ён ніколі не прыядаецца і ніколі не лішні. Ён і ёсць усяму галава!

23 Вам шчасця і долі, і хлеба ўволю!

Похожие презентации

День славянской культуры и письменности В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

День славянской культуры и письменности В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

Православная молитва. Проверка домашнего задания Что общего в словах Бог, богатый, убогий? Богатый – это… человек, обладающий богатством, сокровищами.

Православная молитва. Проверка домашнего задания Что общего в словах Бог, богатый, убогий? Богатый – это… человек, обладающий богатством, сокровищами.

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА. Библиотечный урок.. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Тысячи людей.

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА. Библиотечный урок.. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Тысячи людей.

Подготовила Чибисова М.Ю. МОУ СОШ 12. Икона ( от гр. - изображение, образ ) – принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых.

Подготовила Чибисова М.Ю. МОУ СОШ 12. Икона ( от гр. - изображение, образ ) – принятое Церковью и освященное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых.

Достопримечател ьность села – церковь Святой Троицы.

Достопримечател ьность села – церковь Святой Троицы.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Отец (отче) Лексическое значение и употребление Морфологические признаки Морфемный состав Стилистическая характеристика.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Отец (отче) Лексическое значение и употребление Морфологические признаки Морфемный состав Стилистическая характеристика.

Едва под дождём и солнцем рачительным Иголочки выбьются из-под земли, А мы уже говорим почтительно О травке этой: - Хлеба пошли!

Едва под дождём и солнцем рачительным Иголочки выбьются из-под земли, А мы уже говорим почтительно О травке этой: - Хлеба пошли!

1 2 Хлеб – 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Печёный хлеб. Ржаной или черный хлеб. Пшеничный или белый хлеб. 2. Такой продукт в виде крупного выпеченного.

1 2 Хлеб – 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Печёный хлеб. Ржаной или черный хлеб. Пшеничный или белый хлеб. 2. Такой продукт в виде крупного выпеченного.

Лекция 20. Беседа Иисуса Христа о Хлебе жизни (Ин. 6, 22-71).

Лекция 20. Беседа Иисуса Христа о Хлебе жизни (Ин. 6, 22-71).

Памяти Святого блаженного Андрея, Христа ради юродивого.

Памяти Святого блаженного Андрея, Христа ради юродивого.

Просительная ектения Диакон: Всех святых помянув, снова и снова в мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О принесенных и освященных святых.

Просительная ектения Диакон: Всех святых помянув, снова и снова в мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: О принесенных и освященных святых.

Троице –Сергиева лавра. Свято - Троицкая Сергиева лавра Каждый человек, побывавший в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, навсегда запечатлевает её в своём.

Троице –Сергиева лавра. Свято - Троицкая Сергиева лавра Каждый человек, побывавший в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, навсегда запечатлевает её в своём.

Свете тихий святые славы, Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедше на запад солнца, видевшие свет вечерний, поем Отца,

Свете тихий святые славы, Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе. Пришедше на запад солнца, видевшие свет вечерний, поем Отца,

Чрез кровь святую. Я в милости Отца, Чрез кровь святую В объятьях Господа, Чрез кровь святую В небесный дом родной Шаг за шагом я иду.

Чрез кровь святую. Я в милости Отца, Чрез кровь святую В объятьях Господа, Чрез кровь святую В небесный дом родной Шаг за шагом я иду.

Святые земли русской. Презентацию подготовил ученик 6 а класса МБОУ СОШ 2 г. Липецка Первеев Михаил.

Святые земли русской. Презентацию подготовил ученик 6 а класса МБОУ СОШ 2 г. Липецка Первеев Михаил.

The Holy Trinity-St. Sergius Lavra Свято-Троицкая Сергиева Лавра Учебник и путеводитель.

The Holy Trinity-St. Sergius Lavra Свято-Троицкая Сергиева Лавра Учебник и путеводитель.

Кутлуева Фазила Ганиятовна

Без хлеба не было бы жизни на земле. Хлеб-это начало жизни. Ведь каждое утро наше начинается с хлеба. Он приходит к нам на стол такой румяный, душистый, ароматный; в виде булочек, бубликов, пирогов, но все-таки хлеб. Если на столе нет хлеба — на нем чего-то не хватает. Никакие сладости не сравнятся с ним и не заменят его.

Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Хлеб сопровождает нас всю жизнь — от рождения до глубокой старости. Хлеб издревле берегли, в его честь составляли гимны. Хлеб бесценен. Хлеб нужен всегда. Он самый вкусный, он дороже золота, хлеб из нашего поля. Наши предки встречали гостей с караваем душистого хлеба и солью. И сейчас эта добрая традиция сохранилась.

Еще в старину люди добывали хлеб с большим трудом, не было механических машин, все работы выполняли вручную, вместо машин и тракторов были лошади. Каждая семья трудилась на поле, выращивая пшеницу, начиная с ранней весны до поздней осени, чтобы его хватило на весь год.

Хлеб начинается с зернышка и проходит большой и длинный путь, пока окажется на нашем столе. И проходит он его через добрые руки: механизатора, комбайнера, агронома, пекаря. Их труд велик и достоин нашего уважения.

Надо беречь и уважать хлеб. Потому что хлеб — это жизнь, он старше и почетнее всех, он вечен, как мать, как Родина!

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Мари Умняшка

Лучший ответ:


Суррикат Мими

У ім наша здароўе, сіла, у ім цудоўнае цяпло.
Колькі рук яго гадавала, ахоўвалі, берегло.
У ім - роднай зямлі сокі,
Сонца святло вяселы ў ім.. .
Уплетай за абедзве шчокі, вырастай волатам!

Круглобок і маслян ен,
У меру крут, посолен, -
Пахне сонечным цяплом,
Пахне гарачым полем. (хлеб)

"Адгадаць легка і хутка:
мяккі, пышны і духмяны,
Ен і чорны, ен і белы,
а бывае подгорелый". (Хлеб)

"Вырас у поле дом.
Поўны дом збожжам.
Сцены пазалочаныя. Аканіцы забітыя.
Ходзіць хата ходырам на слупе золатам" (Збожжа)

"Ты не клюй мяне, дружа, галасісты пеўнік.
У зямлю цеплую пайду, да сонца колосом узыду.
У ім тады такіх, як я, будзе цэлая сям'я". (Зерне)

"Усім патрэбны, а не кожны зробіць" (Хлеб)

Б'юць мяне кіямі, ціснуць мяне камянямі,
Трымаюць мяне ў вогненнай пячоры,
Рэжуць мяне нажамі.
За што мяне так губяць?
За тое, што любяць. (Хлеб)




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.




Покупай/Продавай на Capital-Market.by

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор


Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей


Благоустройство захоронений. Гранитные памятники



Военные мемориалы Беларуси

Хлеб в народной культуре белорусов

За многие века выработалось определённое отношение к хлебу. С ним связан ряд народных примет и поверий. Считалось большим грехом бросить на пол крошку хлеба. Если же случайно бывало, что падал кусок, то его поднимали и целовали, перед тем как положить в рот. Крошить хлеб также запрещалось: кто так сделает, тот никогда не будет иметь хлеба. По хлебу предсказывали судьбу членов семьи. Если буханка в печи развалится на две половинки, это не к добру: в том же году умрёт хозяин или хозяйка [10, с. 82]. Если в мякише случится вертикальная трещина – это предрекает близкий разлад семьи, а если горизонтальная-то или дочь пойдёт замуж, или сын пойдёт в примы.

При выпечке хлеба на первой сделанной из теста булке рукой делали крест, а ели эту булку всегда последней. Нежелательно было начинать новую буханку хлеба вечером, ведь считалось, что в таком случае пропадёт богатство. Согласно народному обычаю, нельзя было целый хлеб ломать руками, а необходимо его перекрестить и резать ножом, ибо Бог покарает и оставит без хлеба. Верили, что если обнести хлебом вокруг здания, которое горит, то огонь не будет дальше распространяться [3, с. 22]. Этот обычай, между прочим, сохранился до наших дней. Во время пожара в деревнях старые люди обносили хлебом место, которое горит, чтобы не дать огню распространиться.

С младенчества у белорусов воспитывали уважение и любовь к хлебу как к самому главному богатству. Белорусские этнографы XIX века приводят интересные примеры бережного отношения к нему. Так, даже во время драки между собой мальчишки откладывали в сторону хлеб, и только выяснив отношения, брали его снова и доедали [8, с. 43].

Во все времена хлеб символизировал благополучие, хлебосольство, гостеприимство. На столе в доме должен был лежать хлеб, покрытый полотенцем, который встречал и приветствовал гостей. С давних времён приготовление хлеба было привилегией женской половины семьи. Женщина, которая пекла хлеб, пользовалась уважением родных, соседей, односельчан. В деревне всегда хорошо знали, у кого из хозяек получался хороший хлеб.

Современный каравай

С чуть укисшего теста готовили драчены, оладки, кровянки. Для выпечки драчены добавляли квас или сыворотку, разбавляли молоком и подсыпали муки. Полученное тесто занимало промежуточное положение между хлебным и блинным. На сковороду его наливали ложкой. Сверху спечённую драчену мазали маслом, салом, а в пост – мёдом. Оладушки пекли, как и драчены, только не мазали сверху, и поэтому обычно применяли с каким-либо маканием. Если к тесту, из которого пекли драчены и оладьи, добавляли кровь свежего забитого животного, то получались кровянки.

Хлеб, который специально выпекали к какому-либо торжеству, назывался караваем. Наиболее известен на Беларуси свадебный каравай: его готовили специально приглашённые родителями молодых женщины-каравайницы. В процессе готовки, украшения, выпекания пелись песни молодыми девушками, готовились дрова, печь и необходимые устройства женатыми мужчинами, а сажать каравай в печь приглашался женатый парень, желательно кудрявый. Считалось, что чем больше будет людей, шума, веселья и шуток, тем лучше удастся каравай, а вместе с тем и будущая жизнь молодых.

Тадеуш НОВОГРОДСКИЙ,
Кандидат исторических наук, доцент
Беларуская думка, 2008

Перевод и подбор иллюстраций – Владимир ХВОРОВ

1. Анимелле, Н. Быт белорусских крестьян / Н. Анимелле // Этнографический сборник. Выпуск 2. – СПб., 1854.
2. Архіў Інстытута мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. – Фонд 6. – Воп. 13. – Спр. 67. – л. 28, 33, 62.
3. Богданович, А.Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов / А.Е. Богданович. – Гродно, 1895.
4. Доўнар-Запольскі, М.В. Гісторыя Беларусі / М.В. Доўнар-Запольскі. – Мінск, 1994.
5. Курыловіч, Г.М. Сямейны ўклад жыцця. / Г.М. Курыловіч // Беларусы. – Мінск, 2001. – т. 5. Сям"я.
6. Літоўская гаспадыня. – Мінск, 1994.
7. Навагродскі, Т.А. Народная кулінарыя Браслаўшчыны (на матэрыяле палявых этнаграфічных даследаванняў) / Т.А. Навагродскі // Браслаўскія чытанні. – Браслаў, 2001.
8. Никифоровский, Н.Я. Очерки простонародного житья-бытья в Витебской Белоруссии и описание предметов обиходности (этнографические данные). / Н.Я. Никифоровский. – Витебск, 1895.
9. Полное собрание русских летописей. – М., 1975. – т. 32.
10. Сержпутоўскі, А.К. Прымхі і забабоны беларусаў-палешукоў. / А.К. Сержпутоўскі. – Мінск, 1998.
11. Этнаграфія Беларусі. Энцыклапедыя. – Мінск, 1989.

Кое-что в тему

Ситный друг

В деже всегда должно быть тесто

Обряд пасада


Об авторе

Слуцкий хлеб: страницы истории

Поводов для гордости у случчан немало. Один из них – хлеб, выпекаемый Слуцким заводом. Однако мы редко обращаем внимание на этот продукт, ставший для нас обыкновенным и привычным. Люди со стороны, наоборот, наш главный продукт хвалят постоянно, отмечая его неповторимый вкус и высокое качество.

Без сомнения, похвала заслуженная. Но так было далеко не всегда, а путь к вершинам качества занял у работников хлебозавода не одно десятилетие.

Хлебный вопрос до войны и после

В 1938 году в районе улицы Урицкого (сегодня ул. Копыльская) началось строительство нового хлебозавода. Шло оно медленно, и до войны успели частично возвести только главный корпус. Согласно архивным данным, в годы войны все хлебопекарни были полностью разрушены, пострадал и недостроенный завод.

1944 год. После освобождения города остро встал вопрос о поиске новых помещений. Сгоряча предлагалось организовать выпечку хлеба в бывшей прачечной городской бани, но приступивший к работе Слуцкий горисполком посчитал этот вариант неприемлемым.

Груз проблем

Когда случчане получили первый хлеб, точно неизвестно, но в начале августа 1944 года он выдавался по карточкам, в списках значилось 7912 человек. Нехватка специалистов, сырья, топ­лива, постоянные перебои с подачей электроэнергии приводили к срывам в обеспечении города хлебом. Возникла даже задолженность перед жителями Слуцка. Её ликвидировали выдачей муки.

Интересно, что директора завода А.И. Решетникова строго обязали, несмотря на его сопротивление, использовать при выпечке хлеба картофель. Каково было качество продукта в этих условиях, говорить не приходится.

Быстрый рост населения города и расквартирование в нём воинских частей потребовали от хлебозавода значительного увеличения выпуска продукции. И объёмы выпечки были доведены до довоенного уровня (более 20 тонн в сутки).

Но на этом этапе возникли другие сложности. Поскольку монастырские здания были переданы военным, то они потребовали возвращения пекарни. После сложных переговоров произошёл её раздел. Военные и город с 1946 года выпекали хлеб порознь.

Сложности снабжения населения Слуцка решались путём расширения выпуска хлеба местными артелями и частниками, которым выдавались специальные регистрационные свидетельства.

Сырой продукт

Как говорилось выше, после войны хлеб и другие продукты питания распределялись среди жителей Слуцка по карточкам. Вопрос о выдаче карточек новым жителям города решался на заседаниях горисполкома.

Хлеб реализовывался через немногочисленные магазины. Чтобы уменьшить очереди, власти организовали работу ларьков на большинстве предприятий города, а за служащими и учителями закрепили отдельные торговые точки.

В решениях горисполкома постоянно отмечалось низкое качество хлеба: сверху горелый, внутри сырой, часто с инородными примесями, загрузка и разгрузка проводятся навалом и посторонними людьми. Кроме проработки руководства завода, принимались и реальные меры. В частности, по регулярному снабжению завода топливом, электроэнергией, водой.

После отмены карточной системы в декабре 1947 года особых проблем с обеспечением города хлебом не возникло.

Но случчане продолжали требовать улучшения качест­ва продукции. И власти принимали меры.

1948 год. На сессии Слуцкого горсовета в марте 1948 года качество хлеба стало одним из главных вопросов. Выступавшие отмечали, что прежние проблемы не решаются, налицо дефицит белого хлеба, кондитерских изделий. Директора Х.М. Россомахо упрекнули, что организовал выпечку пряников в городском посёлке Уречье с использованием обыкновенной русской печи.

После дискуссии пришли к заключению – необходимо срочно восстанавливать заложенный ещё до войны хлебозавод.

Временный прорыв

1953 год. Проходило оно сложно и сопровождалось характерными для того времени проблемами: нехватка строительных материалов, оборудования, низкое качество работ, задержка проектной и технической документации. Тем не менее, новый хлебозавод выдал первую продукцию в намеченный срок – 23 декабря 1953 года.

Тема снабжения города хлебом временно отошла на второй план.

В документах отмечалось, что улучшилось качество хлебобулочных изделий, но ассортимент, как выразился один из работников горисполкома, оставался скудным.

Дело в том, что построенный завод имел ограниченные возможности. К тому же при его строительстве не были учтены перспективы развития города.

1960–70-е. Быстрый рост Слуцка в 60–70-е годы прошлого века снова поставил в повестку дня расширение производства. Собственных мощностей уже не хватало: хлебобулочные изделия приходилось завозить из шести пекарен соседних районов.

Кроме того, опять всплыла проблема качества.

Вероятно, тогда же у случчан сформировалась устойчивая традиция: возвращаясь из Минска и других городов, везти с собой хлеб.

Новые горизонты

В итоге в 1978 году благодаря поддержке местных властей и настойчивости директора Алексея Богдашица было начато строительство фактически нового хлебозавода, который сдали в эксплуатацию в декабре 1980 года.

Не будем вдаваться в подробности восхождения слуцких хлебопёков к вершинам качества. Отметим только, что им пришлось преодолевать и перестроеч­ные вихри, и распад страны, и экономические ка­таклизмы 90-х годов.

Сергей БОГДАШИЧ

Хлебные правила на Руси

Русский хлеб – не просто продукт питания. Пожалуй, нигде в мире нет такого сакрального отношения к этому продукту, как в России. Тяжёлые времена были практически у всех народов, но только у славянских народов веками сохранялось ритуальное отношение к хлебу, как к святому, главному и самому почитаемому продукту. Именно, у славян существует ритуал поднесения хлеба и соли жениху и невесте на свадебном обряде, или при встрече почётных гостей.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

ХЛЕБ НА СКАТЕРТЬ

НИКАКОГО СМЕХА за столом

Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и даже малышам не позволялось баловаться. Застолье – это строгий ритуал, по народным преданиям даже самый невинный смех за столом мог обернуться слезами и самыми суровыми неприятностями.

ХЛЕБ ОТРЕЗАТЬ НОЖОМ, НО НЕ ЛОМАТЬ

На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломанная, как у нищего попрошайки. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.

ХЛЕБНАЯ ДОЛЯ

Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так вы можете их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберёшь чужую силу или долю.

ХЛЕБ НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ

С древнейших времён в народном сознании сохраняется бережливое отношение к хлебу. Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжёлым, непростительным грехом. Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует скормить птицам.

С принятием в 988 г. христианства на Руси дрожжевому хлебу стали придавать большее, чем раньше, значение, что было обусловлено богослужебной практикой, принятой на православном Востоке. Из Византии в русское православие перешёл обычай использовать квасной, или кислый, хлеб для совершения таинства Евхаристии.

Православное христианство на Руси с самого начала в хлебной традиции придерживалось именно кислого хлеб, ставшего основой питания наших предков, и так нелюбимого в католической западной Европе.

Многие рецепты выпечки квасного хлеба были заимствованы мирской общерусской кухней из монастырей, где монахи в качестве дрожжей использовали квас. Об этом говорится в житии преподобного Феодосия (1031–1091), игумена Печерского монастыря, который не раз сам молол жито для хлеба, вместе с пекарями месил тесто и выпекал ржаной хлеб. В начале XII века другой послушник той же обители, преподобный Прохор, первым стал печь хлеб из лебеды, а когда случился на Руси голод, кормил им нуждающихся.

Читайте также: