Сочинение про армянские пословицы

Обновлено: 21.05.2024

В доме жениха еще ничего не знают, а у невесты уж свадьбу играют.

Я не говорил: не станешь царем, я говорил: не станешь человеком.

Бедняка многие уму-разуму учат, а хлеба никто не дает

Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдешь

У бегущего вора одна дорога, а у тех, кто за ним гонится, — тысячи.

У самих дома семь дураков, а тут еще один свалился на голову

Сколько ни тряси мешок из-под муки, все будет мука сыпаться.

Лучше не надо мне коровы, только бы у соседа не было двух

Бедняка многие уму-разуму учат, а хлеба никто не дает.

У Бога тысяча и одна дверь: если закроется тысяча, откроется одна.

Лучше пусть мудрый заставит тебя заплакать, чем дурак развеселит

Как долго ни береги свинью, конец ей — быть под ножом.

Когда долг твой дойдет до тысячи — ешь плов с курицей.

Лучше пусть мудрый заставит тебя заплакать, чем дурак развеселит.

Горевали о том, что кусок маленький, да и тот кошка отняла.

Мать девушку хвалит — оставь, беги; сосед хвалит — хватай, беги.

У говорящего правду у дверей должна быть наготове лошадь и одна нога в стремени.

У самих дома семь дураков, а тут еще один свалился на голову.

Если даже золото на земле найдешь — сперва посчитай, а потом бери.

Если нет меня в раю, пусть там хоть осел кувыркается.

— Тётя, а сколько нам еще терпеть такую бедность? — Сорок дней. — А потом? — Привыкнем.

Лучше не надо мне коровы, только бы у соседа не было двух.

Всё добро глупца можно погрузить на одного верблюда

Дали копейку, чтобы заговорил, а сейчас и двумя замолчать не заставишь.

Поднимающий тяжелый камень не собирается бросить его в кого-нибудь.

Гостям два раза рады: когда они приходят и когда уходят.

Все добро глупца можно погрузить на одного верблюда.

Кто просит — один раз осрамится, а кто не дает — дважды.

Бог захочет, так и хромая со слепой станут невестами.

Когда дочь хочет замуж, она бьет дома горшки; когда сын хочет жениться — едет на чужбину.

Если нет меня в раю, пусть там хоть осел кувыркается

Лучше отдать дочь местному пастуху, чем чужому царю

Не тот больше знает, кто дольше жил, а тот, кто дальше ходил.

Сколько ни тряси мешок из-под муки, всё будет мука сыпаться

У говорящего правду у дверей должна быть наготове лошадь и одна нога в стремени

Не тот больше знает, кто дольше жил, а тот, кто дальше ходил

Будь проклят тот дом, где не бывает гостей, но пусть умрет тот гость, который придя вечером не уходит до утра.

Поражают своей глубиной и помогают задуматься о многих важных вещах.

Все мы помним про тихий омут и про то, кто там на самом деле водится.

Очень важно сохранять здравый смысл. Не всегда стоит воспринимать спокойствие и нейтральность как безопасную среду.

По-настоящему коварные и хитрые люди умеют скрывать истинные чувства и намерения, долго вынашивают планы завоевания и планы мести, а потом жалят одним точным ударом.

Какой смысл бесконечно долго злиться и пытаться отомстить? Можно всю жизнь прожить и носить в себе злость.

Кровь здесь можно рассматривать и в метафоричном значении. Это страдание, боль, обиды.

Лучше просто смыть их чистой водой. Чистая вода – это позитивные мысли, конструктивные действия, новые планы, любовь к себе и к хороши людям.

Слова мудрого человека, знающего жизнь, во многом разбирающегося, не всегда могут нам быть приятными.

А шутки дурака – это просто слив времени. Приятно коротаете время, но в вас ничего не прибавляется.

Да, много в жизни таких ситуаций, когда нужно ответное, соизмеримое по силе оружие. Как известно доброе слово вместе с пистолетом намного действеннее, чем просто доброе слово.

Не со всеми можно просто договориться.

Опрометчиво, не оценив вои истинные ресурсы, идти штурмовать то ,что ты не возьмешь голыми руками.

Просто прожить жизнь – этого недостаточно, чтобы слыть мудрым и состоявшимся.

Опыт – вот самое ценное. Когда ты сам попробовал, сам довел дело до результата, сам набил свои шишки.

Тот, кто делал – то действительно знает.

Порой мы просто делаем недостаточное количество попыток.

Мы слишком рано сдаемся. Мы ленимся, опускаем руки.

А надо было всего лишь хорошенько поднапрячься и меньше себя жалеть.

Кто-то делает, достигает результатов, растет качественно. А кто-то просто мутит воду и создает шум.

В наш век, где правит Хвастограм, не стоит доверять громким словам и красивым картинкам.

Если что-то громко гремит – это еще не доказательство настоящего успеха.

Жизнь дана на то, чтобы радоваться.

Во многих ситуациях можно найти хорошее.

Когда ищешь плохое и негативное – то обязательно это найдешь. И сам в этом погрязнешь. Когда ищешь хорошее – то это и будешь видеть.

Конечно, поводы злиться есть у каждого. Но также у каждого есть поводы радоваться и наслаждаться жизнью.

Часто не враги и не коварные обстоятельства, а мы сами себе создаем большие проблемы.

Сами себя ограничиваем. Сами заблуждаемся. Сами ищем проблемы там, где их нет.

Сначала управляй собой и будь сам для себя другом – вот тогда меньше поводов будет искать виноватых среди окружения.

Из сосуда можно вылить только то, чем он уже наполнен. Сущность не изменишь.

Можно подкорректировать, иногда происходят постепенные изменения.

Но бесполезно верить, что черное вдруг побелеет. Даже если вам очень сильно этого хочется.

Паремии, то есть пословицы и поговорки, существуют в любом национальном языке, храня в себе народную мудрость, которая передается с их помощью от поколения к поколению. При наличии универсальных черт они отличаются национально-культурным своеобразием в каждом языке, что обусловлено различиями истории, традиций, уклада жизни, быта. А знание пословиц, в свою очередь, способствует лучшему пониманию менталитета.


Пословицы и поговорки разных народов очень близки друг к другу и имеют эквиваленты во многих языках, но отнюдь не все имеют готовые соответствия. При сравнении и противопоставлении русских и армянских пословиц были выявлены те, что обладают наибольшей степенью эквивалентности: это в основном пословичные изречения, которые отражают наиболее характерные общечеловеческие ценности, а также заимствованные из других языков и классических произведений. А те пословицы, которые отражают специфические для конкретного языка и культуры реалии, содержат географические названия, национально-специфические условия и ситуации быта характеризуются наименьшей эквивалентностью.

Сопоставление археологических, лингвистических и письменных источников выявляет сложную картину динамики развития социально-культурных и этнополитических процессов на обширной и пестрой горной территории Армянского нагорья. Эти процессы прослеживаются уже начиная с III тысячелетия до нашей эры, когда археологические данные выявляют процесс унификации материальной культуры с одной стороны, а лингвистические данные показывают обособление разных индоевропейских и хуррито-урартских диалектов с другой. Так же, как и условия политической жизни народа, армянские пословицы и поговорки ярко изображают особенности менталитета.


Пословицы о народе описывают патриотизм и единение армянского народа в трудных ситуациях и представляют собой одну из наиболее удивительных частей изустного фольклора, с ярко выраженным патриотизмом: голос народа сильнее грохота пушек. Развитая система правовых норм нашла отражение в армянских изречениях: Из царской чаши воды не пей, свидетель сельского старосты – его же рассыльный, и виновный, и невиновный известны правосудию. Пословицы и поговорки о богатстве и бедности показывают отношение армянского народа к трудолюбию, порицание чревоугодия, заставляют задуматься о проблеме денег: один умирает от обжорства, другой – от работы, сила и душа богатого в кармане. Особое место занимают пословицы, отражающие жизнь армянского народа на чужбине: хлеб пандухта (изгнанника) – горький, а вода – отрава, сердце пандухта всегда обращено к родине.

Пословицы и поговорки о деньгах служили своего рода мерилом отношения армян к финансовому капиталу. Они демонстрируют жизненный опыт, который дает обладание большими денежными средствами: лучше не иметь денег, чем не иметь души, наверху – бог, внизу – деньги. Пословицы о крестьянском труде и сопоставление крестьян с горожанами: о состоянии крестьянина – спроси у пастуха; крестьянин хлебом горожанина не насытится. О том, что армяне исповедовали христианство, свидетельствуют пословицы, в которых фигурируют храм, священник, поп, церковь. Прослеживается явная негативная окраска по отношению к попам: у попа семь животов, сколько ни дашь, все съест; одной рукой крест держит, а другой ворует.

Пословицы о правде играют важную роль в армянской национальной картине мира: прямая стена не рухнет; у лжеца дом сгорел – никто не поверил. Пословицы о знаниях это не просто народный фольклор, это способ показать растущему поколению всю важность и необходимость получения знаний на протяжении всей жизни: лучше знание, чем богатство; кто много читает, тот много знает. Труд и лень антонимы. В армянских пословицах и поговорках они часто противопоставляются друг другу. Труд народ почитает и хвалит, лень порицает и всячески высмеивает: труд и горы сравнивает; бездельник здоров за едой и болен на работе.

Пословицы и поговорки о сплетнях предостерегают от того, чтобы говорить за зря, впустую, за спиной, за глаза. Сплетни, пустословие обличаются. В пословицах доносчики, лазутчики, сплетники высмеиваются, им дают нелицеприятные сравнения: сабля порубила одного, а язык армию; строит и разрушает мир язык. Особое место занимают пословицы и поговорки, осуждающие глупость и дурость людей и восхищающиеся умом человека: лучше с умным камни таскать, чем с дураком плов кушать; пока умный женится, у жены дурака два сына родятся. Пословицы и поговорки о добре и зле помогают увидеть грань между благом и злом. Они дают возможность рассудить ситуацию по справедливости: и камень зазеленеет, если к нему с душой подойти. Армяне с великим почтением относятся к своим родителям, естественно это нашло отражение в пословицах и поговорках: хороший сын отцовский дом строит; одно материнское благословение снимает проклятие семерых попов.


О гостеприимстве армянского народа знают во всем мире. Это качество нашло свое место и в паремии. Пословицы и поговорки о любви народные мысли о великом чувстве, которое заставляет людей совершать безумные поступки и подвиги, также имеют немаловажное место в армянской национальной картине мира: любовь – неугасимый огонь; гость для хозяина – роза. Немаловажное место в пословицах и поговорках занимают темы молодости, красоты, старости, здоровья, опрятности, радости, горя, жизни и смерти: жить в бедности не стыдно, а жить в грязи – стыдно; счастье и несчастье – сестра и брат; смерть не спрашивает ни взрослого, ни малого. Пословицы про благодарность учат быть отзывчивыми и всегда помнить добро, которое им делали: даже курица, когда пьет, на небо поглядывает; собака лает там, где ее кормят. Пословицы о чести и достоинстве занимают особое место среди афоризмов армянской народной мудрости: лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Армения является горной страной, существует много пословиц, где можно встретить слова горы, камни, ущелья. Видное место занимает растительный и животный мир: не поднимай камень, который тебе не под силу; свидетель лисы – её хвост.

Однако встречаются и пословицы, эквивалент которых в русском языке найти или крайне непросто, или вообще невозможно. Зачастую они связаны с армянскими реалиями, часто и в прямом смысле отражающие среду обитания, уникальные условия жизни, политическую и духовную жизнь, черты характера армянского народа, проживаемого на своей земле: хлеб пандухта (изгнанника) – горький, а вода – отрава; не каждое дерево станет половником, не каждая гора – Масисом; делай так, чтобы ни шашлык, ни шампур не сгорели, посуда моя, да хаш чужой; каждый свой лаваш хвалит.

Безэквивалентные паремии есть и в русском языке: Москва – всем городам мать; русский ни с мечом, ни с калачом не шутит; домовой тешится, леший заводит, а водяной топит; алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют; не вдруг Москва строилась; авось да небось – из головы брось; в Москву пришёл Наполеон, а из Москвы вышел опалён.

В то же время в русском языке достаточное количество пословиц, которые имеют свои полные эквиваленты в армянском языке. Это обусловлено ценностными позициями на основе общей религии, связано также с единством человеческого мышления, логики, восприятия картины мира обыденным сознанием.

Бедняка многие уму-разуму учат, а хлеба никто не даёт.

Брось собаке кость — и она замолчит.

Велика шапка, а под ней пусто.

Ветер умер от холода.

Всё добро глупца можно погрузить на одного верблюда.

Горевали о том, что кусок маленький, да и тот кошка отняла.

Горшечник — Бог своих горшков.

Доброе ремесло с собой в могилу не уноси.

Долго не мыться — вредно для мыла.

Дурак сказал — умный поверил.

Как кошку ни брось, она четырьмя лапами на землю встанет.

Когда собаку хотят убить, говорят, что она бешеная.

Козлёнок блеял да жил, ягнёнок молча подох.

Кровь смывается не кровью, а водой.

Кто боится волков, тот не держит овец.

Кто просит — один раз осрамится, а кто не даёт — дважды.

Ленивая рука покоится на пустом желудке.

Лучше не надо мне коровы, только бы у соседа не было двух.

Лучше пусть мудрый заставит тебя заплакать, чем дурак развеселит.

Мать девушку хвалит — оставь, беги; сосед хвалит — хватай, беги.

Много ешь и мало говори.

Молитвой волку пасть не закроешь.

На двух глупцов хватит и одного ума.

Не тот больше знает, кто дольше жил, а тот, кто дальше ходил.

Ноша умного всегда на плечах у дурака.

Одиночество подобает только Богу.

Одним плевком пожара не потушишь.

Осла фиалками не накормишь.

Осталось дело до завтра — считай, что застряло.

От голодной кошки мышь не убежит.

Откуда волку знать, что мул стоит дорого.

Откуда знать снегу; что у бедняка дров нет?

Первый кусок всегда вкусный.

Песен много знаю, да голоса нет.

Поднимающий тяжёлый камень не собирается бросить его в кого-нибудь.

Пока умный размышляет, дурак сына женит.

Полмира горюет — полмира ликует.

После обеда каша становится дешевле.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Правду надо говорить шуткой.

Приданым жены в люди не выйдешь.

Прослыви сначала ягнёнком; потом становись волком.

Пустая телега сильно гремит.

Свари дураку траву: если съест — ещё свари.

Свечой и ладаном даже святых проведёшь.

Свинья звёзд не видит.

Сироту всякий бьёт.

Сколько ни тряси мешок из-под муки, всё будет мука сыпаться.

Слишком умный — брат безумному.

Смейся так, чтобы и я смеялся.

Сначала умри, потом я тебя полюблю.

Согласись на малое — получишь большее.

Сплетня и семью разрушит.

Стой позади кусающего, но впереди лягающего.

Стыдно жить не в бедности, а в грязи.

Такой, что не проглотишь и не выплюнешь.

То, что не рождается, — не умирает.

Трава не колет брюхо быка.

У говорящего правду у дверей должна быть наготове лошадь и одна нога в стремени.

Читайте также: