Сочинение про алишера навои

Обновлено: 03.07.2024

Об Алишере Навои достаточно рассказать одну из многочисленных притч, которые зародились в народе ещё при его жизни, и сразу станет понятно, о сколь выдающемся человеке идёт речь. Убеждённый гуманист и идеалист, пытавшийся претворить в жизнь свои идеи о справедливости, интеллектуал, основоположник узбекского литературного языка и узбекской классической литературы, поэт оставил глубочайший след в истории всех народов Востока.

Низамаддин Мир Алишер Навои родился 9 февраля 1441 года в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого в Герате был центром общения людей искусства. Мальчик рано приобщился к миру поэзии и уже в пятнадцать лет стал известен как поэт, слагавший стихи на двух языках — тюрки* и фарси.

* Тюрки — древнеузбекский язык.

Алишер учился в медресе Герата, Мешхеда и Самарканда. В годы учёбы он познакомился и подружился с наследником престола государства Тимуридов Султан-Хусейном Байкара (1438—1506). Наследник тоже был писателем и поэтом, его произведения тоже стали классикой азиатской литературы Средних веков, по сей день переиздаются и изучаются в учебных заведениях.

Государство Тимуридов было охвачено междоусобными войнами. Султан-Хусейну пришлось воевать, чтобы занять престол предков. Но едва в 1469 году он стал законным правителем, как немедленно призвал своих друзей по медресе на помощь. Алишер Навои не скрывал от властителя, по некоторым данным — своего молочного брата, что его идеалом является просвещённая монархия. Султан-Хусейн подходил под образ такого монарха. В 1469 году Навои стал хранителем печати, а в 1472 году получил титул эмира и был назначен визирем государства Тимуридов.

На последнем посту проявился организаторский талант Алишера Навои. В степи на караванных дорогах он строил пристанища для путников, в душном городе разбивал парки. Благодаря ему в Герате, на берегу канала Инджиля, были возведены мечети, медресе, библиотека, баня-шифайя*, которая служила чем-то вроде лечебно-оздоровительного центра, где табибы** лечили больных. Археологи утверждают, что предназначенная для учёных и поэтов ханака*** походила на современный Дом творчества. При гератской библиотеке работали каллиграфы, переплётчики, художники-миниатюристы.

* Баня-шифайя — лечебница.
** Табиб — врач.
*** Ханака — суфийский странноприимный дом.

Визирь лично участвовал в строительных работах: носил кирпичи, месил глину. По окончании очередных работ Навои премировал мастеров нарядными халатами. Более того, ежегодно визирь раздавал одежду нищим, а себе оставлял лишь часть получаемой им от правителя суммы, равную расходам обычного человека.

Согласно традиции, у каждого восточного поэта в жизни были две ключевые фигуры — правитель и возлюбленная. О женщинах в жизни Навои история умалчивает. Известно, что у него не было ни жены, ни детей.

Есть старинная легенда, будто Алишер и Султан-Хусейн влюбились в одну девушку по имени Гуль. Верный долгу поэт стал просить девушку выйти замуж за султана, которому он был многим обязан. После долгих уговоров девушка согласилась, но попросила Навои выполнить одно её условие — выпить некое лекарство. Она тоже выпила какое-то снадобье. Сразу после свадьбы с султаном Гуль открыла поэту свою тайну — он навсегда останется бездетным, а она умрёт через сорок дней. Так всё и случилось.

Идеальное правление визиря долго продолжаться не могло. В 1487 году Султан-Хусейну потребовались дополнительные деньги. В государственной казне нужной суммы не оказалось. Навои был против повышения налогообложения. Правитель предпочёл прислушаться к сопернику Навои — Мадждеддину Мухаммаду, обещавшему добыть искомую сумму и даже большую, если его назначат на пост визиря. Навои был удалён из Герата под предлогом назначения его правителем далёкой, но очень важной провинции Астрабад*.

* Астрабад — город в Северной Персии, в 15 км от юго-восточной оконечности Каспийского моря.

Литературное наследие Алишера Навои велико и многогранно. Поэт создал около тридцати сборников стихов, больших поэм, прозаических сочинений и научных трактатов.

* Навои создал более 2600 газелей.

Вскоре после отъезда Навои в Астрабад Хорасан вновь охватили междоусобицы. Воевали между собою сыновья и родственники Султан-Хусейна. По возвращении в столицу, поэт пытался примирить соперников, но безуспешно. Тогда, опечаленный своими неудачами, Навои решил совершить хадж в Мекку, чтобы провести остаток дней в отдалении от Тимуридов. Перед отъездом он собрал на пир поэтов, учёных, музыкантов и объявил в разгар торжества о своём решении стать отшельником-дервишем и удалиться в ханаку. Гости благоговейно пали перед поэтом ниц, однако хадж по невыясненной причине так и не состоялся.

Известно, что всю жизнь Навои, получивший от отца большое наследство, стремился к аскезе. Его ханака, построенная у восточного крыла гробницы поэта, мало чем отличалась от монашеской кельи. В ней Алишер и умер в 1501 году.

А вот и легенда, с которой я намеревался начать этот рассказ.

— Вы своими благодеяниями и святостью намного превзошли других паломников.

И не дал соизволения на хадж.

Прошёл год. И Навои вновь собрался к святым местам. И опять отказал ему Султан-Хусейн, объяснивший:

— Без вас будет трудно управлять страной, Мир Алишер. На моих советников и вельмож нельзя положиться, они только того и ждут, чтобы сместить меня с трона. Если вы считаете меня своим другом, то не оставите в трудный час.

И в третий раз вознамерился Навои совершить хадж. Султан-Хусейну нечем было удержать поэта, и он дал своё соизволение.

Обрадованный Навои поспешил домой. По дороге к нему присоединился попутчик — бедный юноша, который пришёл из глухой деревушки и никогда не видел поэта. Он слышал, что Навои всегда помогает сирым и убогим, и хотел молить благодетеля о помощи.

Во дворе Навои они увидели множество людей, собрались хафизы и поэты, музыканты и каллиграфы, переплётчики и каменотёсы, художники и литераторы, хлебопёки и повара, садовники и кузнецы, арбакеши* и носильщики — все, кому столько лет помогал тимуридский сановник.

К удивлению юноши, все стали кланяться его спутнику и молить его не покидать их — иначе снова нарушится в стране покой и прольётся кровь невинных людей.

— Вы заменяете отца сиротам, даёте приют бесприютным, несёте воду жаждущим, — взывали люди к Навои. — Перед вашим милосердием и великодушием благоговеют не только люди, но и все земные существа. Откажитесь от хаджа!

Навои остался дома. А бедного юношу поэт усыновил и сделал своим наследником.

На русский язык произведения Алишера Навои переведены П.Г. Антакольским, Б.Л. Пастернаком, Н.Н. Ушаковым, С.Н. Ивановым, С.И. Липкиным и другими.

О, как пылает грудь моя от многолетних ран,
Как солоны потоки слёз и как красны от ран.

Я разлучён с рубином губ, — едва пригубил кубок,
Но вижу, что напиток мой и горек и багрян.

Закрыла вери от меня румяные ланиты,
И посрамлён я, как Меджнун, среди подлунных стран

Глупец, обвенчанный с луной, всегда теряет разум
Блуждает по кругам небес, как звёздный караван

Но животворна для души та лихорадка плоти,
И разорённый догола на пир щедрейший зван.

Народы мира тщетно ждут, что кончатся их беды,
Весь мир в отчаяньи, во зле, — он злейший их тиран

О Навои, твои глаза на мир глядят различно,
И двуединый этот взор не для веселья дан.

Перевод П.Г. Антокольского


Переводы поэзии Алишера Навои, сделанные Сергеем Николаевичем Ивановым

Весна мне — преисподний ад, когда ты не со мной:
Цвет красных роз огнём объят, цвет белых — ледяной.

С тобою врозь весна — что ад, и станет адом рай:
Ведь без тебя и райский сад не расцветёт весной.

Твой лик мне видится стократ и застилает взор,
И слёзы облекают взгляд сплошною пеленой.

Мне из твоих медвяных уст горька любая речь:
Хоть сладок плод, а горький вкус в нём чувствует больной.

И сердце просит забытья у сил небытия:
Жестокой дланью бытия гнетёт мой путь земной.

Не говори, что наг-раздет несчастный Навои:
И в холод одеянья бед его хранят и в зной.

Несёт нам вести небосклон, что шах уж на коне,
Секирою вооружён — недельною луной.

Не своевольной силой я, поверь, к вину влеком:
Порукой в том — спина моя, я в немощи горбат.

Меня святоша-пустослов корит за страсть к вину, —
Он не сказал таких бы слов, будь он не глуповат!

Пусть, виночерпий, твой фиал, как факел, светит мне:
Среди святош я заплутал, кромешной тьмой объят.

И от ханжей в притон хмельной ты освети мне путь:
Мне их притворства мрак ночной погибелью чреват.

Паду я головой во прах к порогу погребка, —
Богач и бедный, раб и шах — все в тот притон спешат.

В заветном имени тайком суть ищет Навои:
Кто этим именем влеком — благословен стократ.

Мир лукав, он схож с невестой, с ним не заводи бесед:
Как ни холь его, ни пестуй, к людям в нём участья нет.

Льнущий к миру беззаботен: ждёт удачи, а она
К одному из многих сотен не придёт и за сто лет.

Всё вершит он хитрым ладом: залучит тебя в силки,
Думаешь — удача рядом, а глядишь — пропал и след.

В перстне солнца сгустки яда он готовит для людей:
Блеск его — как бы услада, но опасен тот шербет.

Ты оставь эту невесту, в этом мире ты — лишь гость:
Страннику при ней — не место, он — иным местам сосед.

Даже ежели вы двое меж собой недалеки,
Встречей с близкою мечтою ты не будешь обогрет.

Навои, свой дух очисти, с высшей сутью будь един,
Чтобы пут твоей корысти не осталось и примет.

Пока любимая вдали, грустить не перестану.
Когда ж сравнения искать для милой пери стану,
Я в сад пойду: в цветенье роз увижу лик прекрасный,
А рядом — стройный кипарис, её подобный стану.

Кинжал разлуки в эту ночь затеял пир и справил,
Но рок, мне сердце истерзав, недуг мой не исправил.
Тогда он в Тун меня послал и пыткой мучил втуне,
Как нужно мучить — не забыв ни одного из правил!

Бальзам для ран я не нашёл, страницы книг листая.
Что тело мне терзает в кровь — не хищных птиц ли стая?
Огонь любви мне душу сжёг, и в горькой той пустыне
Не отыскал ни одного целебного листа я!

Мой взор состарила слеза, в мученья пролитая,
Но ты, как прежде, — лишь мечта, что дразнит, пролетая.
Один — в тоске я слёзы лью, но если ты со мною,
Мой, как у Хызра, долог век, — что ж вспомнил про лета я?

Нет, ты — не роза, я правдив в сравненье этом смелом:
По бледности твоё лицо соперничает с мелом!
Затворница! Румянец щёк тому лишь дан в награду,
Кто не гнушается вином и в страсти будет смелым!

Низамаддин Мир Алишер Навои – прославленный узбекский поэт и мыслитель. В его огромном наследии – десятки сочинений художественных, научных, философских, которые отражают не только его богатейший духовный опыт, удивительно разносторонние знания, но и многие стороны жизни народов Средней Азии XV в. Исключительной художественной ценностью обладает свод лирических поэм Навои “Сокровищница мыслей” (1498 – 1499) и собрание пяти поэм – “Пятерица” (1483 – 1485). В красочной и философичной “Сокровищнице мыслей” собраны лирические

миниатюры Навои, его мысли, выраженные чаще всего в краткой, афористичной форме. “Сокровищница мыслей” объединяет четыре поэтических книги: “Диковины детства”, “Редкости юности”, “Диковины среднего возраста”, “Назидания старости”. Лирика Навои, с ее богатством содержания, раскрепощенным человеческим чувством, противостоит нормам господствовавшей в то время феодально-религиозной литературы.

Как новатор, открывающий перед узбекской литературой новые горизонты, выступает Навои и в “Пятерице”. В пяти поэмах (объемом более 53 тысяч строк) поэт развивает свои гуманистические

В “Пятерице” Навои бичует несправедливость и вероломство, хищничество и взяточничество, осуждает праздность, поучает правителей, призывает к активной борьбе за счастье и справедливость. Величественна третья поэма “Пятерицы” – “Фархад и Ширин”, повествующая о любви богатыря Фархада к красавице Ширин. Фархад, сын царя, потрясенный тяжелейшим трудом каменотесов, сам берется за кирку, чтобы помочь им.

Он совершает титанический подвиг во имя освобождения народа, во имя народного счастья: “Теперь звучал не горя – счастья крик: “Да он один пророет весь арык!” “Фархад и Ширин” – это гимн борцу за правду и справедливость, гимн свободному человеческому чувству, не закрепощенному религиозными догмами. В образе Фархада Навои воплощает лучшие черты своего народа.

Замечательные высокохудожественные произведения Навои, пронизанные жизнеутверждающим пафосом, страстной верой в человека, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие узбекской литературы. Сочинения Навои читаются и изучаются на протяжении пяти веков, и каждое новое поколение находит в бесценном кладезе его творений новое для себя, вдохновенное и прекрасное, способное духовно обогатить человека.

Алишер Навои — поэт, философ, общественный, государственный деятель писал на двух языках – тюркском и фарси (персидском). Его называют родоначальником литературы народов Центральной Азии.

Особое отношение к Алишеру Навои сложилось в Узбекистане, где его считают отцом-основателем литературного языка. Навои был выдающимся поэтом, мыслителем, общественным, государственным деятелем. Высокообразованный поэт творил на двух языках – тюркском и персидском. Он жил в XVI веке, но его афоризмы, произведения до сих пор не утратили своей актуальности.

Детство и юность

Этого человека многие народы Центральной Азии считают своим земляком, относятся к нему с глубоким уважением. Мудрецы и поэты всегда пользовались большим расположением у простого народа. Алишер Навои не стал исключением.

В истории сохранились точные сведения об имени и происхождении великого поэта. Его полное имя – Низомиддин Мир Алишер. Мальчик родился под созвездием Водолея в феврале 1441 года в Герате. В тот период именно Герат считался столицей провинции Хорасан. Последняя входила в состав Мавераннахра, государства, основателем которого стал Амир Тимур.

Алишер Навои

Происхождение поэта до сих пор не дает покоя его соотечественникам, другим заинтересованным ученым. Некоторые считают Алишера потомком уйгурских сказителей (бакши). Есть иная версия – многие ученые полагают, что предками Навои были представители монгольского племени барласов, к которому принадлежал и сам Тимур.

Вторая версия имеет большее право на жизнь. Она объясняет, по какой причине отец Навои занимал высокую должность при дворе Тимуридов. Его звали Гиясиддин Кичкине, он был просвещенным человеком, представителем древней династии. Известно и о двух дядюшках Алишера, один из которых был поэтом, другой – знаменитым музыкантом, каллиграфом.

Алишер, сын высокопоставленного чиновника, жил вместе со своим отцом во дворце правителя Хорасана. С царевичем Хусейном Байкарой, который приходился внуком Омар-шейху, сыну Тимура, их связывала давняя дружба. Оба мальчика посещали медресе, оба увлекались гуманитарными науками, поэзией, литературой.

Способности к творчеству у Навои проявились рано. В пятнадцатилетнем возрасте он писал стихи, которым мог позавидовать любой взрослый поэт. В этом виде творчества многое зависит от наставника. Учителем способного юноши был суфий Джами, известный персидский поэт, увлекающийся мистицизмом. После, в течение трех лет, с 1466 по 1469 год, юный поэт учился в медресе других городов – Мешхеда и Самарканда.

Государственная и общественная деятельность

В Самарканде он занимался изучением многих наук – логики, математики, философии. Когда в родном Герате произошла перестановка во власти, престол Хорасана занял Хусейн Байкара, Навои вернулся сюда. По приглашению султана Хусейна он занял должность визиря, с 1472 года стал носить титул эмира. Байкара прекрасно понимал, что людей с такими способностями, как у Алишера, нужно привлекать во власть.

Алишер Навои

Так у молодого султана появился верный соратник, который оказывал ему поддержку при проведении многих реформ. Но более всего Навои был полезен в делах культуры родного города, которая во время его нахождения у власти переживала настоящий расцвет. Байкара и сам был талантливым поэтом, писал стихи, подписывая их вымышленным именем Хусайни. Султан с большим уважением относился к деятельности ученых, поощрял творчество поэтов, художников, музыкантов.

Во время правления Навои в столице Хорасана возникло несколько творческих сообществ, состоящих из поэтов, историков, музыкантов, каллиграфов, художников. Он заботился о сооружении мечетей, за время правления Алишера их число увеличилось более чем на 20 зданий. Строители возвели 10 ханаков, в которых жили суфии, было построено и несколько мавзолеев. Не забывал Навои о светской жизни, заботился о благоустройстве города, построил 20 водоемов, несколько дамб, 16 мостов.

Большое внимание визирь уделял реставрации старинных зданий. В годы его правления была восстановлена Соборная мечеть Герата, построенная в XIII веке. Строители в этот период возводили прекрасные здания, каллиграфы украшали их великолепной вязью. Визирь Навои был очень деятельным человеком, он прекрасно понимал, что материальное положение земляков зависит от уровня развития ремесла. Он заботился о развитии ткачества, ковроделия, о процветании гончарного, ювелирного искусства. За несколько лет Герат стал процветающим, высоко развитым центром Востока.

Алишер Навои

Алишер занимался благотворительностью. Он был далеко не бедным человеком и, не жалея, тратил собственные средства на возведение различных построек для общественных нужд. Визирь проводил благотворительные акции для малоимущих. Он закупал, раздавал одежду, продукты нуждающимся, делал для бедняков обеды.

В биографии Алишера есть противоречивые сведения. Есть информация о том, как визирь ушел в отставку, стал заниматься поэзией. В других источниках современники чиновника утверждают, что и после отставки он не покинул султана, оказывая тому посильную помощь в управлении государством.

По разному трактуют назначение Навои на должность наместника Астрабадской области Хорасана. Это случилось в 1487 году. Некоторые эксперты утверждают, что в тот период между султаном и визирем возникли разногласия, чиновник был отправлен в ссылку. Есть иная версия – управление сложной областью было фактом особого доверия Байкары к успешному подчиненному и другу.

С тех пор прошло слишком много времени, выяснить правду не представляется возможным. Но уже через год всемогущий визирь полностью удалился от государственных дел. Он мечтал вплотную заняться развитием своего поэтического тдара и наконец-то нашел для этого время. Алишер поселился в Герате, целиком отдался творчеству.

Алишер Навои (1441–1501) — тюркский поэт, мыслитель, суфий, государственный деятель. Свои произведения писал на двух языках: персидском (фарси) и тюркском. Вошёл в историю как основоположник литературы многих тюркоязычных народов. Алишер Навои, биография которого характеризует его как талантливого поэта и мудрого визиря, оставил большой след в культуре Центральной Азии.

Ранние годы

Низомиддин Мир Алишер появился на свет 9 февраля 1441 года в Герате — столице Хорасана (территория современных Узбекистана и Ирана).

Происхождение Алишера до сих пор вызывает споры у историков: по одной версии, он был потомком уйгурских бахши (сказителей), по другой — принадлежал к монгольскому племени барласов.

Отец Алишера занимал привилегированное положение в обществе. При дворе Тимуридов он служил чиновником и слыл очень образованным человеком. Впрочем, все мужчины в роду Алишера были просвещёнными людьми: один дядя был поэтом, другой — каллиграфом и музыкантом, двоюродный брат также был поэтом.

Неудивительно, что Алишер с ранних лет испытывал большой интерес к поэзии, а в возрасте 15 лет уже писал превосходные стихи на двух языках: персидском и своём родном языке — староузбекском.

В 1466–1469 годах Алишер проходил обучение в медресе Мешхеда и Самарканда, где изучал философию, логику, математику и прочие науки. По окончании образования юноша вернулся в Герат, где к тому времени на хорасанский престол взошёл его лучший друг детства — Хусейн Байкара.

Государственная деятельность

Султан Хусейн назначил друга визирем, а в 1472 году даровал ему титул эмира. Правитель Хорасана был просвещённым человеком и стремился поддерживать науку и культуру в своём государстве.

При поддержке султана Алишер на своём посту стремился обогатить культурную жизнь Герата. Его усилиями было организовано сообщество поэтов, историков, музыкантов, художников, каллиграфов. Он организовал строительство множества мечетей, мостов, мавзолеев, водоёмов.

При Алишере произошёл расцвет зодчества хорасанского государства. Стали активно развиваться местные ремесла: ковроделие, ткачество, ювелирное и гончарное искусства. За короткий промежуток времени Герат стал процветающим культурно-ремесленным центром Востока.

В краткой биографии Алишера Навои важно отметить, что он был очень милосердным человеком и регулярно занимался благотворительностью: устраивал беднякам обеды, раздавал одежду.

Творческое наследие

Алишер Навои был весьма плодотворным автором и за всю жизнь создал 3000 газелей — лирических стихотворений, объединённых в поэтические сборники — диваны. Кроме того, на счету Алишера немало научных и философских трудов, которые в дальнейшем были переведены на многие языки, в том числе и на русский язык.

Личная жизнь

Алишер Навои был глубоко религиозным, набожным человеком. Он принадлежал к суфийскому ордену Накшбандия и добровольно принял аскезу — отказ от семейной жизни. У тюркского поэта никогда не было ни жены, ни детей.

Скончался Алишер Навои 3 января 1501 года в полном одиночестве, ослабев от долгой болезни. Перед смертью он отказался от мирской суеты и жил отшельником.

Читайте также: