Сочинение про адама мицкевича

Обновлено: 04.07.2024

Мицкевич – величайший поэт Польши. Его роль для польской литературы можно сравнить с ролью Пушкина для русской литературы, Шевченко – для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской литературы и нового польского языка.

Однако значение Мицкевича не исчерпывается его литературной деятельностью. Мицкевич был передовым политическим деятелем своего времени. Он стоял в центре польского революционного движения.

Первостепенное значение Польши в развитии передовых революционных идей века определило и мировое значение Мицкевича, который еще при жизни был для всего мира символом своего народа и его борьбы за свободу.

А. Мицкевич родился 24 декабря 1798 г. на хуторе Заосье, близ города Новогрудка. Раньше белорусские земли принадлежали Литве, поэтому Мицкевич и называет своей родиной Литву.

В конце XIV века Литва и Польша слились в единое государство. В тех кругах общества, к которым принадлежала семья поэта, господствовали польская культура, польский язык. Этим объясняется то, что в творчестве Мицкевича польский патриотизм сочетается с горячей любовью к Литве, ее природе и обычаям.

Отец поэта, Николай Мицкевич, принадлежал к мелкопоместной шляхте. Он занимал должность адвоката при городском суде в Новогрудке.

В доме Мицкевичей были живы свободолюбивые традиции польских патриотов. Николай Мицкевич сам принимал участие в народно-освободительном восстании 1794 года под руководством Тадеуша Костюшко и старался привить чувство патриотизма и свободолюбия своим детям.

Много интересных легенд и поверий слышал юный Адам и от Блажея, значение которого для поэта можно сравнить со значением Арины Радионовны для Пушкина. Развитию поэтического воображения Мицкевича способствовала и живописная природа окрестностей Новогрудка.

В 1807 году Адам Мицкевич поступил в школу при доминиканском костеле в Новогрудке. В то время школы обычно организовывались при католических церквах.

Уже в школьные годы Мицкевич проявлял живой интерес к родной поэзии. К этому времени относятся и его первые поэтические опыты.

Иоахим Лелевель, учитель Мицкевича в годы студенчества, позднее стал его близким другом. На протяжении всей своей жизни стоял в центре польского революционного движения.

В 1818 году Мицкевич окончил университет и был направлен в Ковно на должность учителя уездной школы.

В Ковно Мицкевич увидел необыкновенную бедность и нищету народа, угнетаемого царскими властями и царской полицией. Это способствовало формированию революционных взглядов поэт, пониманию необходимости решительной борьбы за освобождение народа.

Друзья младые! Вставайте разом!

Счастье всех – наша цель и дело.

Мицкевич понимал, что для выражения новых идей, для того, прогрессивные мысли стали достоянием народа, необходимы новые литературные формы. Молодой поэт обращается к народному творчеству, видя в нем животворный источник поэзии. Так появляются первые баллады Мицкевича, которые знаменуют начало польского романтизма.

Мицкевич в своих балладах использует сюжеты народной поэзии, фантастику сказок и преданий. Но поэта привлекли в народном творчестве не только фантастика и яркие образы. В народе Мицкевич видел носителя гуманных чувств, правдивых суждений, высокого патриотического духа.

В своих балладах он стремился воплотить народные понятия о справедливости, нравственном долге, патриотизме.

В 1822 году был издан первый том произведений поэта, в который вошли его баллады и романсы.

( Князь Новогрудка Литавор замыслил изменить литовскому князю Витольду из-за того, что тот на хотел выдавать город Лиду, приданое его жены Гражины. Она надевает доспехи Литавора и вступает в сражение против тевтонских рыцарей. Погибает. Литавр мстит за нее, убивает командора и искупает свою вину, восходя на костер вместе со своей женой. )

Исторический сюжет под пером Мицкевича приобрел романтическую окраску. Он ярко, со страстью воспел подвиг отважной народной героини.

Следствие по делу филаретов было закончено весной 1824 года 21 апреля. Мицкевич был выпущен из тюрьмы на поруки Левеля и остался в Вильно, Ожидая решения по своему делу. 22 октября Мицкевичу было передано распоряжение, не позднее чем через два дня выехать в Петербург.

Приезд в Россию знаменовал для Мицкевича начало нового периода в его жизни творчестве.

Однако, сверх его ожиданий, пребывание в России оказалось очень благоприятным для формирования его мировоззрения и развития его творчества. В Петербурге Мицкевича встречали восторженно. Он скоро сближается с декабристами К. Рылеевым и А. Бестужевым, которые становятся его друзьями.

Когда Мицкевич вернулся из Крыма, он узнал о своем назначении в канцелярию московского генерал-губернатора.

В конце 1825 года Мицкевич приехал в Москву.

Огромное влияние на Мицкевича оказал исход восстания декабристов. Он тяжело переживал жестокую расправу Николая I с героическими революционерами. Один из биографов поэта писал: “Нельзя предугадать, взялся бы Мицкевич за оружие если, если бы оказался в Петербурге во время восстания 14 декабря 1825 года. Но несомненно, что он бы разделил их судьбу …”.

Первое время Мицкевич жил в Москве уединенно, общаясь лишь со своими виленскими друзьями филоматами.

Весной 1826 года Мичкевич познакомился с Московским литератором Николаем Полевым, который ввел его в литературное общество Москвы. Мичкевич сблизился с виднейшими представителями русской литературы – Баратынским, Веневитиновым, Вяземским, Соболевским и другими. В октябре 1826 года состоялось знакомство Мицкевича с Пушкиным, которое потом переросло в искреннюю дружбу.

С этого времени и вплоть до своего отъезда Мицкевич находился в центе культурной жизни России. Живя в Москве, временами приезжал в Петербург, Мицкевич был литературных вечеров, встреч, где он, обладавшей непревзойденным талантом импровизатора, часто выступал. Сохранилось много воспоминаний об этих импровизациях поэта. В Петербурге Мицкевич познакомился с Жуковским, Грибоедовым, Крыловым, Дельвингом, много времени проводил в беседах с Пушкиным.

Трудно переоценить значение русского периода жизни для развития творчества Мицкевича. Ярый враг самодержавия, он обрел свой гражданский язык в общении с русскими революционерами.

В России Мицкевич сформировался как поэт дружбы славянских народов. Здесь он стал глубже смотреть на вопрос о национальной независимости Польши, Поняв его тесную связь с международной политикой. В эти годы он становится глашатаем политической свободы.

Одновременно происходил и рост художественного мастерства Мицкевича, что было связано с общением с русскими литературными деятелями, и прежде всего с Пушкиным.

Поэма Мицкевича имела огромное значение. Она призывала к борьбе за свободу родины, во имя которой не страшны никакие жертвы.

Именно так воспринимали ее польские патриоты в дни восстания 1830 года: она была для них боевым призывом к действию. Высокую оценку получила поэма Мицкевича в среде русских литераторов. Ксенофонт Полевой писал: «Многочисленный круг русских почитателей поэта знал эту поэму, не зная польского языка, то есть знал ее содержание, изучал подробности и красоты ее. Это едва ли не единственный в своем роде пример.

В 1828 году в Петербурге вышли два тома сочинений Мицкевича.

Знаменательно, что среди действующих лиц поэмы Мицкевич выводит образ декабриста Бестужева, тем самым подчеркивая связь польской национольно-освободительной борьбы с русским революционным движением.

Поэма пронизана глубоко патриотической идеей: необходимостью национального единства перед постигшим страну бедствием- потерей национальной независимости.

Большой интерес для характеристики воззрений Мицкевича представляет написанный им в 1837 году некролог на смерть Пушкина. Некролог - яркое свидетельство любви польского поэта к великому Пушкину.

В 1839 году Мицкевич переехал в Швейцарию, где читал курс римской литературы в Лозаннском университете. В 1840 в Париже в Коллеж де Франц открылась кафедра славянских литератур. Мицкевич принял предложение занять эту кафедру: он видел в этом возможность патриотического служения родине.

Революционная программа Мицкевича 1848 года представляет собой одно из величайших достижений польской революционно-демократической мысли того периода.

Последним актом в политической деятельности Мицкевича была поездка в 1855 году, во время русско-турецкой войны, в Константинополь. Мицкевич намеривался организовать польский легион для борьбы с царизмом. Он рассчитывал, что это легион впоследствии объединится с восставшими против самодержавия русскими и украинскими отрядами.

В Константинополе Мицкевич заболел и умер 26 ноября 1855 года.

Творчество Мицкевича, одухотворенное великими патриотическими и гуманными идеями, в наше дни стало достоянием широких народных масс.

Адам Мицкевич еще при жизни приобрел мировую славу, однако, можно с уверенностью сказать, что подлинное всенародное и всемирное признание он обрел только после победы польского рабочего класса и утверждение народно-демократической власти в Польше.

Около двух столетий тому назад июльским утром возле “Графской пристани” в Севастополе со шлюпки высадилась небольшая группа людей, среди которых был статный, с буйным кудрявым вихром, не очень панского вида юноша. Его имя уже было известное польскому читателю как талантливого поэта, первая книжка которого выдана в далеко в Вильно. Не со своей воли этот юноша покинул родные леса, озера, долины.

Родившийся на хуторе возле небольшого городка Новиком, сын провинциального адвоката Адам Мицкевич попал в эту странную компанию, которая высадилась

на “Графской пристани” потому что был изгнан с родины и загнан аж до Черного моря суровыми вихрями истории. Ни шум одесских салонов, ни шум черноморских волн, ни клич муэдзинов со шпилей крымских минаретов не могли приглушить внутреннего стремления Мицкевича услышать голос своей Отчизны, голос порабощенной Польши. И это стремление было сильным.

Оно жило в нем и тогда, когда он июльского утра сошел со шлюпки на “Графскую пристань”.

Кажется, это была его второе путешествие в Крым. Первое состоялась месяц назад – тогда вдвоем с Ржетвуским они побывали на несколько дней к Крыму. Сам поэт

А вот результатом этой, июльским странствием был блестящий ряд стихов – цикл из восемнадцати “Крымских сонетов” – настоящих шедевров мировой поэзии. Окруженный сухим океаном степи, его красками, поэт смотрит в даль:

Душу поэта влекла эта романтика гор, эта экзотика Востока, как влекла она и надышала Байрона, Гете, Пушкина. Мицкевич, часто оставляя компанию, верхом ездил крутыми горными дорогами от Севастополя до Алушты. В динамических ярких образах отобразил он свой переезд через Байдары.

Там, где горные орлы не залетали ни когда, Спит гром в колыбели из туч, обвитый в тумане, Там лишь звезда над моим поднималась тюрбане. Это Чатыр-Даг.

Звезда веры в свободу вела его сквозь Крым, сквозь мир, сквозь жизнь. Блеск этой веры осиял и крымские сонеты Адама Мицкевича. Не только красотой формы, цветистостью, а свободолюбивым содержанием своих строк, своей преданностью думам о порабощенной Отчизне предрасположили они сразу после появления в мир внимание как польских, так и украинских писателей и читателей. Эти сонеты внимательно читали, ими захватывались, несмотря на запреты цензуры.

Так, сонет “Плавба” призывает двигаться вперед, восстанавливать жизнь, не останавливаться ни на минутку. Именно это произведение как можно лучше раскрывает сложный внутренний мир героя. Он с радостью встречает шторм на море, так как в нем звучит радость битвы.

Ему кажется, будто он стал частичкой корабля и смог передать ему свою энергию. Бушующее море, опасность, храбрость – все это символизирует свободу и борьбу. Буря не пугает пилигрима, образ которого напоминает самого поэта:

И мой изобилует дух в разгуле стихий, Воображение распускает свой парус огненный. У меня вопль из груди, взлетевший над прахом… Как хорошо!

Знаю я, что значит быть птицей.

Поэты и писатели современности высоко ценили творчество Адама Мицкевича. Нам, приятно, что творчество польского поэта так тесно связанно с нами, где он написал одни из наилучших своих произведений. И сейчас, странствуя Крымским побережьем, вглядываясь в красоту Медведь – Горы, в ее величие, приходят на предположение строки из сонета Мицкевича, где описывается волшебная природа:

Чернеет прядь гор, долину ночь поймает, Шепчут, будто сквозь сон, потоки в рощах, И – цветов музыки – сладкий льется запах, Который для ушей молчит, к сердцу проговаривает.

В поэме отразились некоторые факты биографии автора (несчастная любовь, арест в Вильно за участие в деятельности кружков патриотически настроенной польской молодежи, высылка во внутренние губернии России). Первая часть поэмы закончена не была.

К женщине в трауре устремляется вдруг призрак с ликом бледным и ужасным, с кровоточащей раной в сердце. Не повинуясь никаким заклинаниям, он идет вслед за смеющейся женщиной.

Бьют часы. Густав исчезает.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В деревне подо Львовом юная Эва молится за несчастных, брошенных в тюрьмы, и за поэта, чьи стихи так прекрасны.

В своей роскошной спальне ворочается на кровати Сенатор. Черти радуются: эта смрадная душа от них не уйдет!

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Вильно. В приемном зале Сенатор и его приспешники создают все новые дела на поляков, пытаются бросить в темницу слепую вдову, которая молит о свидании с жестоко избитым в тюрьме сыном, глумятся над ксендзом Петром. Тот спокойно пророчит негодяям скорую смерть. наконец, вкусить запретные утехи«. А судья задумал женить племянника, которому собирается оставить свою усадьбу.

Вечером судья устраивает для многочисленных гостей ужин в полуразвалившемся замке. Он принадлежал когда-то богатому и знатному пану Горешко, который дружил с братом судьи, лихим рубакой Яцеком Соплицей, но отказался отдать ему в жены свою дочь, синеглазую красавицу Эву, хотя молодые люди и любили друг друга. Магнат нашел ей мужа познатнее… Потом, когда замок штурмовали занявшие Литву царские войска, Яцек метким выстрелом убил пана Горешко, возглавлявшего оборону этой крепости. За это новые власти отдали замок Соплицам. Но Яцек куда-то исчез. Теперь же его брат судится за замок с молодым голубоглазым красавцем графом, дальним родственником пана Горешко.

На пиру рядом с Тадеушем садится одетая по последней моде темноволосая красавица Телимена. Юноша счастлив: это её он видел сегодня утром! Правда, тогда она показалась ему моложе… Впрочем, это мелочи!

А судья беседует за столом с ксендзом Робаком — лихим монахом, лицо которого покрыто шрамами. Он пришел из-за Немана и вечно шепчется о чем-то с местными шляхтичами, после чего многие юноши бегут в польские отряды, которые сражаются под знаменами Наполеона. Поляки видят во французском императоре своего освободителя.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В лесу на Тадеуша и графа бросается разъяренный медведь. Юношей спасает подоспевший Робак, со ста шагов уложивший зверя. Так стрелял когда-то лишь удалец Яцек Соплица…

Увидев наряженную по последней моде Зосю в гостиной, Тадеуш столбенеет, а потом в отчаянии бежит в леса. Вскоре он видит Телимену, которая, заламывая руки, мечется по лужайке. Но дело тут не в душевных муках. Красавицу заели муравьи… Тадеуш бросается ей на помощь, а из-за кустов за парочкой следит ревнивый граф.

А судья и его гости в изумлении смотрят на комету. Недобрая это примета! Ксендз наконец признается судье, что он, Робак, — Яцек Соплица. Тадеуш же, окончательно запутавшись в своих любовных делах, решает немедленно драться с графом, а потом бежать к повстанцам. В темном коридоре юношу подстерегает Телимена и грозит всем рассказать, как Тадеуш коварно соблазнил её, невинную девицу. Юноша обзывает её дурой, но понимает: его будущность погублена. Пусть Зосенька найдет счастье с графом! И бедняга бежит топиться, но у пруда сталкивается с соперником, который едет штурмовать Соплицов. Тадеуша хватают; ватага шляхты налетает на усадьбу. Телимена бросается графу в ноги. Смущенный граф запирает пленников в доме, а шляхта атакует погреб и кухню.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Приносят письмо из Варшавы: объявлена война. Сейм постановил воссоединить Польшу и Литву. С примиренной душой Яцек умирает от ран.

Под цимбалы Янкеля все танцуют полонез, мелодия которого словно рассказывает о победах и поражениях поляков.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.


Среди литераторов-классиков очень много англичан, французов, немцев, американцев. Можно навскидку привести сразу несколько имен. А если попросить человека назвать поэта или писателя из Польши, большинство, вероятно, затруднится с ответом. Между тем, среди польских авторов есть как минимум один человек, который заслуживает того, чтобы его имя было у всех на устах, и это Адам Мицкевич. Биография поэта предлагается к ознакомлению далее.

Детские годы польского классика

Адам Бернард - таково полное имя литератора - появился на свет в небольшом городке Новогрудке. Сейчас в том месте, где родился Адам Мицкевич, расположен его дом-музей.

Дом-музей Мицкевича в Новогрудке

Счастливое это событие произошло в конце декабря 1798 года, в семье обедневшего шляхтича Миколая, который, чтобы прокормить семью, работал в Новогрудке адвокатом. Литовский род Мицкевичей был старинным, уважаемым и известным в Беларуси (Новогрудок сегодня относится именно к этой стране). Мать будущего поэта звали Барбарой, она тоже принадлежала к известной шляхте, а по происхождению была еврейкой – так что евреем был и сам Адам Мицкевич (еврейство устанавливается по матери).

С семи и до неполных семнадцати лет юный Адам посещал доминиканскую школу. Учиться ему нравилось, он схватывал знания на лету и отлично успевал по дисциплинам, а в более старших классах всей душой полюбил литературу. Именно тогда, в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет, мальчик попробовал впервые сложить поэтические строки. Стихи Адама Мицкевича тех лет нельзя назвать воплощением гениальности и литературного совершенства, однако в них - уже тогда! - прослеживается прекрасное владение словом, впоследствии ставшее отличительной чертой сочинений поэта.

Учеба в университете

Как уже упоминалось выше, семья Мицкевичей особыми богатствами не владела, а потому выучиться профессии за деньги Адам даже не помышлял. Ему, впрочем, несказанно повезло: благодаря своему усердию, тяге к знаниям и трудолюбию молодой Мицкевич получил казенную стипендию и смог попасть в Виленский университет. Согласно биографии Адама Мицкевича, его обучение там началось в 1815 году.

Адам Мицкевич на гравюре

Забавно при этом, что поначалу юноша выбрал в качестве предмета своего интереса физику с математикой, невзирая на явное тяготение к литературе. Было очень сложно. Тем не менее год на подобном профиле выдержать он смог, а затем все ж таки перевелся на историю и филологию. Именно на этом факультете - словесном - сложилось собственное и однозначное мировосприятие Мицкевича.

Участие в кружках

В светлой биографии Адама Мицкевича есть и "темное пятно" - и это политика. В стенах Виленского университета в то время активно процветали студенческие организации филаретов и филоматов (цель этих кружков была единой – просвещение, самосовершенствование, взаимопомощь). На своих собраниях эти студенты читали литературу, говорили о родном языке - но и не только. Будучи убежденными патриотами - а это явственно отличало всех членов подобных кружков, - студенты-филоматы и филареты выступали за сохранение родного языка, за создание национального достояния, за помощь нуждающимся. Все эти пункты входили в политическую программу данных кружков, которые вели политически активную жизнь.

После окончания университета

В 1819 году Адам Мицкевич выпустился из университета. Ему тут же предложили пройти педагогическую практику - и отправили в Каунас, подальше от происходивших в университете событий и царящей в нем атмосфере. Таким образом руководство университета хотело пресечь общение Мицкевича с членами тайных организаций и не позволить ему участвовать в них. Кто знает, возможно, таким шагом университетские начальники хотели защитить Мицкевича, понимая его талант, хотели обезопасить его, ведь судьба любой тайной организации и ее участников, по большому счету, является предрешенной. Помог ли такой "ход конем" Мицкевичу избежать определенных проблем, мы скажем далее, а вот что несомненно, так это то, что благодаря подобной "ссылке" стало возможным говорить о поэзии Адама Мицкевича как о самобытном явлении. Именно там, в Каунасе, он стал активно и много писать; именно там родились его первые произведения в жанре романтизма - баллады и поэмы, выражающие умонастроения и мировоззрения начинающего литератора. Как раз в те годы он написал ряд стихотворений, ставших программными. Среди них можно выделить "Оду к юности", например, сочиненную в 1820 году.

Учителем Адам Мицкевич трудился четыре года - вплоть до 1823-го. А потом. Потом грянула буря.

Дело филоматов и филаретов

В 1821 году пост попечителя Виленского университета занял прежний сподвижник Александра Первого, граф Николай Новосильцев. Это был весьма деятельный и жаждущий славы мужчина, а потому он рьяно взялся за изобличение возможных существующих в университете тайных организаций. Спустя два года ему удалось-таки докопаться до сути - филареты и филоматы были арестованы, а вместе с последними - вернее, по причастности к ним - и молодой поэт Адам Мицкевич, стихи которого только-только начинали набирать популярность (за год до того вышел первый сборник поэтических сочинений нашего литератора). Попытка прежнего руководства уберечь талантливого поэта ни к чему не привела - Новосильцев был неутомим в своей кипучей деятельности по "ловле преступников" (заметим в скобках, что он проявлял настолько сильную агрессию и жестокость по отношению к молодежи, что, по мнению многих, именно подобная его политика повлияла на произошедшее в 1830 году в стенах вуза восстание).

Итак, Мицкевич был арестован. Его посадили в тюрьму - прежде в том здании находился бывший базилианский монастырь Святой Троицы. В заключении Мицкевич провел не так много, как некоторые иные участники организации - всего около года, - но, должно быть, пережил немало неприятных минут. Тем не менее для Адама Мицкевича данное дело кончилось максимально мирным путем - в 1824 году, весной, он был выпущен из тюрьмы на поруки своих друзей, которые и заступились за него, а затем, через полгода, отправлен из Литвы в изгнание.

Вынужденная ссылка

Конечно, ссылкой в прямом смысле слова отъезд Мицкевича из Литвы назвать нельзя. Он не был ограничен в передвижениях, да и вообще, по сути, не имел никаких запретов, кроме как жить в Литве. Поэтому первые пять лет своего изгнания Мицкевич провел в России, где успел поочередно пожить в Санкт-Петербурге, Одессе, Москве и снова в Санкт-Петербурге. Где бы ни находился Мицкевич, он не забывал про творчество. Впрочем, думал поэт и про хлеб насущный, на который необходимо заработать. А зарабатывал он служа в канцелярии одного военного генерал-губернатора.

С Александром Пушкиным

Ничего запретного и нелегального Адам Мицкевич в России не предпринимал. Но и тихой мышкой не сидел - вел достаточно активную общественную жизнь, заводил новые знакомства. Так, например, сблизился он с декабристами - такими как Константин Рылеев или Александр Бестужев, - с разными литераторами, в том числе и с Александром Пушкиным, а также с князем Петром Вяземским.

В 1829 году литератор предпринял более дальнее путешествие, нежели из одного российского города в другой. Он выехал за границу, тем самым решившись на эмиграцию.

Жизнь зарубежная

Согласно биографии Адама Мицкевича, после отъезда из России он жил то в Германии, то в Швейцарии, то в Италии. Первоначально он собирался примкнуть к участникам польского восстания 1831 года, однако сделать этого ему по ряду причин не удалось. Какое-то время после этого, перекантовавшись в Дрездене, Мицкевич перебрался во Францию, которая и стала его приютом, его домом на долгие годы.

Понятно, что даже в эмиграции Мицкевич не оставлял свое творчество. Однако, помимо стихосложения, во Франции литератор стал заниматься и публицистикой. Кроме того, он активно сотрудничал с польской эмиграцией.

Поэт Адам Мицкевич

Первые годы жизни во Франции Мицкевич обитал в ее сердце - Париже, однако чуть позже, а если говорить конкретно, то в 1839-1840 учебном году, по приглашению уехал в Лозанну (Швейцария). Там в течение года литератор читал студентам курс по латинской литературе. После годовалого эксперимента в этой области Адам Мицкевич вернулся в Париж, но преподавание не оставил. Поэта взяли в Коллеж де Франс (учреждение, где можно пройти бездипломные курсы для получения высшего образования) читать славянскую словесность - и показательно, что именно он стал первым профессором данной дисциплины.

Преподавать и быть профессором Мицкевичу было приятно; тем досаднее, что он не смог долго удержаться на этом месте. Виной всему случай. В 1841 году Адам Мицкевич познакомился с идеями некоего польского мессианиста Анджея Товяньского, которые носили название "товянизм". Суть этих идей, если описывать их очень кратко, заключалась в следующем: стремление к реформированию мира; убеждение, что поляки выгодно отличаются от прочих народов мира и обладают выдающимися способностями, а также, что у некоторых стран (в том числе, разумеется, и у Польши) есть особая миссия (у Польши - быть Мессией, искупить человеческие грехи и быть за это распятой); вера в то, что высшие силы и Господь Бог действуют на Земле через своих посланцев в человеческом обличье, коих немного - а среди них Наполеон Бонапарт и сам Анджей Товяньский. Эти взгляды произвели глубочайшее впечатление на Адама Мицкевича и буквально поработили его. Он стал ярым адептом товянизма (иначе говоря, товианства), яро пропагандировал его везде, где можно и нельзя. За что в итоге и поплатился - был отстранен от чтения лекций в Коллеж де Франс спустя четыре года, в 1845 году. Тем не менее еще семь лет в университете Адам Мицкевич продержался, хоть лекции и не вел. Лишь в 1852 году литератора, перевалившего к тому времени за пятидесятилетний рубеж, отправили в отставку.

Последние годы жизни Адама Мицкевича

Уйдя в отставку, литератор получил место библиотекаря, а также издавал в Париже газету "Трибуна народов". Через три года, весной 1855 года, после ухода из жизни супруги, Мицкевич отправился в Константинополь. Там он хотел создать новую организацию по борьбе с русскими в Крымской войне. Но не успел - заразился холерой, в результате чего в конечном итоге и скончался осенью того же года. И если изначально на вопрос: "Где похоронен Адам Мицкевич?" можно было с уверенностью отвечать - в Париже, то теперь это не так. Останки литератора перевезли в Краков, где он и покоится в Вавельском кафедральном соборе с 1890 года.

Поэтическая жизнь

Как уже говорилось выше, среди произведений Мицкевича много программных, таких, что считаются теперь классическими, важнейшей вехой в его творчестве. К подобным сочинениям можно отнести довольно много его опусов, среди них поэма "Конрад Валленрод", драма "Дзяды", эпопея национального характера "Пан Тадеуш" - она считается главным произведением поэта. Не стоит забывать и про сборники стихотворений - наиболее знаковыми считаются "Баллады и романсы", а также "Крымские сонеты".

Дом-музей Мицкевича

Важным моментом в творчестве Адама Мицкевича является тот факт, что поэт сформировал свою личную программу, целиком и полностью основанную на различных легендах и верованиях. Романтический мир, мир грез и фантазий, мир, где балом правят чувства - вот что лежало в основе убеждений поэта, нашедших отражение в его творчестве. Интересно при этом, что определить жанровую принадлежность любого подобного произведения у Мицкевича достаточно непросто, границы словно размыты и жанры наслаиваются друг на друга.

Мицкевич писал на нескольких языках. Польский язык был, несомненно, в приоритете. Исследователи творчества поэта отмечают, что он сам называл язык своих произведений чаще всего польским, а иногда - литвинским. Тем не менее ученые-литературоведы утверждают, что это не "чистокровный" польский язык, а с вкраплениями белорусских элементов из местных говоров, так называемых провинциализмов, которые внедрялись им, разумеется, намеренно.

Интересно, кстати, что именно Мицкевичу жители Литвы обязаны появлением в их арсенале некоторых имен - Мицкевич хорошо владел литовским и придумал несколько новых женских имен, сложив их из существующих слов. Так, например, получившее распространение не только в Литве, но и в Польше имя Гражина образовалось из слова "красивая" (grazi), а еще одно популярное в Литве имя Живиле - от "двигаться" и "надежда" (zygiuoti и viltis соответственно).

Переводы работ Мицкевича

Адама Мицкевича переводили на многие языки мира, и в их числе, разумеется, белорусский и русский. Русскоязычными вариациями произведений поэта мы обязаны многим - и Александру Пушкину, который блестяще перевел одну из сложных стилистически и грамматически баллад Мицкевича, и Аполлону Майкову, и Ивану Козлову, и Игорю Северянину, и Давиду Самойлову и еще очень большому числу профессиональных переводчиков и литераторов разных эпох и поколений.

Сочинения Адама Мицкевича на белорусском языке появились благодаря стараниям также немалого количества людей. Среди них можно выделить Петра Бителя, Александра Ельского, Бронислава Тарашкевича и так далее.

Помимо двух вышеозначенных языков, книги Адама Мицкевича можно прочитать на литовском, чешском, украинском, эсперанто и так далее.

Влияние на культурную жизнь

Лишним будет говорить о том, насколько велико оказалось влияние Адама Мицкевича как на литературу Польши в частности, так и на культуру этой страны в целом. В мировой литературе следующих столетий можно без труда найти немало аллюзий, указывающих на его творчество и его мысли. В польском кинематографе одним из культовых фильмов считается лента, снятая именно по его произведению ("Пан Тадеуш", 2000 год). А польский классический театр весь основан именно на работах Мицкевича.

Личная жизнь литератора

Конечно, как и у многих творческих людей, для Мицкевича на первом плане были творчество, карьера, но тем не менее ничему человеческому он тоже не был чужд - разумеется, и влюблялся, и грезил, и страдал, как любой другой человек.

Адам Мицкевич с первой любовью

Личная жизнь Адама Мицкевича, несмотря на то, что находилась несколько "на задворках", тем не менее была достаточно насыщенной. Впервые полюбил поэт еще в студенчестве - красавицу Марылю, дочку судьи. Она ответила ему взаимностью, однако счастье их не продлилось долго - родители сосватали Марылю за богатого жениха. Мицкевич еще много лет сохранял теплые чувства к этой девушке и называл ее своей музой.

А сам женился он лишь в 1834 году, на девушке по имени Целина, которая родила ему шестерых детей – двух дочек, Марию и Хелену, и четверых сыновей – Юзефа, Яна, Александра и Владислава (последний стал значимым деятелем польской эмиграции, в том числе основал журнал для эмигрантов L’Esperance). Доподлинно неизвестно, питал ли он к супруге нежные чувства – такие же, как к Марыле, однако жили они дружно. Их брак закончился со смертью Целины в 1855 году – Адам Мицкевич пережил жену лишь на несколько месяцев.

Память о польско-белорусском классике

Поскольку влияние Адама Мицкевича как на польскую, так и на мировую литературу довольно велико, неудивительно, что память о нем и по сей день живет во многих местах. Так, в Париже с 1903 года существует музей Адама Мицкевича. Его основал сын поэта Владислав - там хранятся личные вещи его знаменитого отца. Музей поэта есть и в его родном городе Новогрудке, и в Вильнюсе.

Памятник Адаму Мицкевичу

А сразу в нескольких населенных пунктах - Кракове, Познани, Варшаве, Тбилиси, Львове, Одессе, Ивано-Франковске, Париже, Гродно, Минске и ряде других - стоят памятники Адаму Мицкевичу. В некоторых городах есть улицы, названные в его честь (в том числе, например, в Бердянске, Гродно, Лиде, Киеве и так далее). Его имя носит кратер на Меркурии, а в Варшаве и Познани действуют университеты имени Адама Мицкевича.

Читайте также: