Сочинение повествование в форме сказа

Обновлено: 05.07.2024

Николай Лесков – один из своеобразных представителей русской классической литературы. Его особенности повествования в значительной степени связаны с использованным писателем стилем изложения.

Одной из ключевых особенностей, присущих Лескову, является живая манера изложения, язык, близкий к разговорному. Тексты автора сильно отличаются от правильной литературной речи, но, при этом эта особенность не превращает их в излишне простые и примитивные.

Некоторые авторы, в том числе М.О. Меньшиков, критиковали Лескова за его увлечение простонародными выражениями и колоритом. Однако даже он отмечал правильность использованного языка.

Лесков намеренно вставлял в свои произведения речевые ошибки и неправильное употребление слов. Однако, следует заметить, что в подобных случаях таким образом звучит не прямая речь автора, а речевые обороты вложены в уста персонажей.

С помощью таких приемов Лескову удалось широко и многогранно показать русскую действительность, представителей разных социальных слоев. Писатель использует множество разных говоров, манер разговора, свойственных деревенским священникам или чиновникам. Их своеобразие помогает ему оживить повествование, сделать героев ярче и выпуклее.

При этом характерно, что писатель не воспроизводил действительную народную речь. Манера, используемая им, это только стилизация, но выглядящая очень натурально и правдоподобно.

Различны и стили повествования, используемые Лесковым. Это и обращение к фольклорным мотивам и к языку летописи, суда и других разных сторон жизни общества.

Широкое применение национального колорита диктовалось разными причинами. Прежде всего, целью Лескова было изобразить русских характер, недаром в ряде произведений он выводит его противопоставление иностранцам, в особенности немцам.

Кроме того, Лесков – это сатирик. Причудливые выражения разных действующих лиц помогали ему более ярко нарисовать образы героев, в которых он рисовал олицетворение качеств народа. Колорит языка повествования позволил писателю не прибегать к излишней драматизации в своих произведениях.

Произведения Лескова можно определить как сказ. В рассказ, выглядящий как повествование об истории, произошедшей в реальной жизни, вплетаются эпические элементы, что придает произведениям Лескова неповторимый колорит. Манера изложения имеет вид рассказа одного хорошего знакомого другому, где правду не так просто отделить от вымысла. Однако явно неправдоподобные детали никак не портят общего впечатления.

Вариант 2

Лесков является выдающимся писателем, который начал свою карьеру в двадцатом веке.

У Лескова совсем другой язык и стиль написания каждого произведения и поэтому его очень сложно с кем-либо перепутать. Также его можно назвать экспериментатором, который с одной стороны является добрым и веселым, а вот с другой стороны он серьезный, который ставит перед собой большие цели и делает все для того чтобы их выполнить.

Если рассмотреть его творчество, кажется, что у него нет границ. Он может вывести героев не только разных кругов, но и разных сословий. Кроме этого здесь же встречаются представители разных национальностей. Это могут быть украинцы, якуты, евреи, цыгане и поляки. И он прекрасно знает, как жилось каждому человеку. И на это у него был жизненный опыт, а также еще и память, чутье и зоркий глаз.

Прежде, чем поставить главным героем одного из людей нужно сначала изучить его манеры, а также научиться излагать речь и мысли как это делает он. Погрузиться хотя бы немного в его жизнь и сферу деятельности.

Рассказ о главном герое ведет не автор и не нейтральный персонаж, а специальный рассказчик, который находится в гуще всех событий. Рассказ может вести не только помещик или купец, но и монах, ремесленник или отставной солдат. При помощи этого каждое произведение насыщается живностью. Язык становится богатым и разнообразным. При помощи этой грани можно не только судить, но еще и оценивать каждого из героев, а также событие, которое происходит в произведении.

Поскольку раньше Лесков никогда не видел рабочих, то он одевает их так, как считает нужным. Многих слов он не знает, которые они употребляют в работе. Именно поэтому многие из них искажены и произносятся совсем по-другому.

В одном из своих произведений он рассказал про тульских мастеров, которые на самом деле являются профессионалами своего дела и могут сделать из любого материала прекрасные и миниатюрные вещи.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности стиля и языка Лескова (своеобразие повествовательной манеры)

Популярные сегодня темы

Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова освещают самые разнообразные проблемы и темы. Лейтмотивом всего его творчества является тема родины, патриотизма.

Данное произведение описывает мысли, ожидания автора и реакцию на то, что на самом деле породила революция. Алексей Максимович Горький ожидает того момента, когда народ наконец-то сможет творить историю самостоятельно

Я думаю, честь – это верность себе и своим словам. Человек чести, как правило, – это человек ответственный за свои поступки и решения, порядочный и добросовестный. По моему мнению, честь оскверняется тогд

Великодушие является характерным качеством сильного и благородного душой человека, имеющего представление о добре и зле. Иногда общество может противопоставить месть великодушию и рассудить отмщение как черту характера

Немало произведений было написано вначале прошлого века большим количеством гениальных и талантливых писателей. Французский литератор и летчик Антуан де Сент-Экзюпери безусловно относится к их числу.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Сочинение-стилизация (сказ). Презентация на заданную тему содержит 8 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500

Определение Стилизация – 1) нарочито подчёркнутая имитация оригинальных особенностей определённого стиля или особенностей языка определённой социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении 2) родовая общность “двуплановых” (термин Ю. Н. Тынянова) художественных произведений, в которых при полной самостоятельности и самоценности “плана содержания” “план выражения” представляет собой систему последовательных аллюзий на стиль чужого текста или группы текстов; 3) литературный жанр некомических “двуплановых” произведений, в которых используются языковые приметы, характеризующие речевую манеру целого ряда стилистически однородных произведений (относящихся к отдельному жанру, к творчеству одного автора или представителей определенного литературного течения, к определенной историко-литературной эпохе)

Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.

Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.

Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.

Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?

План сочинения-повествования

1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.

Как работать над рассказом

1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.

«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.

Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.

— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!

Питер дал понять, что ему хочется.

— Смотри не ошибись… пожалеешь…

Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.

— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА:Особенности сказовой манеры повествования.

-знать:понятие сказ,жанровые особенности сказа,сходство и отличие жанра сказа от сказки,сказовая часть произведения,авторы сказов.

-уметь:делать презентацию,выполнять работу с текстом,работать со словарями,выполнять творческие задания.

-понимать:отличие сказки от сказа,роль языковых средств в сказовой манере повествования,сказовая манера.

Тип урока:урок- беседа с элементами самостоятельной и творческой работы.

Виды учебной деятельности:продуктивная,творческая:презентация,групповые задания,творческая работа;

поисковая:поиск ответа на проблемные вопросы;

исследовательская:анализ языка произведения.

Обуродование урока:

«Язык,которым написаны многие страницы моих работ

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя с элементами беседы.

-Давайте вспомним,чем отличаются русские народные сказки от авторских сказок?

Из русских народных сказок родился совершенно особенный жанр литературы.Это-сказ.В большую литературу фольклорное слово сказ ввёл Н.С. Лесков.

3.Атуализация прежних знаний.

-Как называется сказ,с которым мы с вами уже познакомились?

-Дайте определение сказа как жанра.

На экране презентация.

-Сказ-жанр зпоса,опирающийся на народные предания и легенды.Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно

фантастическим миром фольклора.

-Несмотря на то,что сказ связан с фольклором,это не жанр устного народного творчества.Как вы думаете,почему?

-Назовите известных вам авторов сказов.

Прежде,чем мы обратимся с вами к теме урока,давайте попытаемся выявить отличительные черты сказки и сказа.

-Работа с классом.

На экране слайд:отличие сказа от сказки.

Отличительные черты сказа.

-герои -люли обыкновенные,

-присутствие рассказчика-человека из народа,

-волшебство и таинственность-неотъемлемая часть повествования.

-оличительные черты сказки.

-волшебные герои-добрые и злые,

-чтобы произошло волшебство,герою надо произнести заклинание,

-не имеют реальной основы.

-Определите,что объединяет эти два жанра.

В ходе беседы учащиеся должны прийти к выводу о том,что язык сказа и сказки имеет много общего.Учитель обращает внимание уащихся на язык произведений и особую манеру повествования.

На экране слайд:сказовая манера повествования.

-Это особый способ организации повествования,ориентированный на устную,часто простонародную речь героя,ведущего своеобразный расскаэ о событиях,участником которых он сам являлся.

-Вспомните,какие писатели использовали сказовую манеру повествования?

4.Аналитическая работа с текстами.

-Обращение к зпиграфу.

Сказовая манера повествования отличается и особенным языком.

Например:1гр.-забедно стало(обидно);2 гр.-двухсестная(двухместная).

-Словарная работа.Выписать примеры фразеологизмов,неологизмов, просторечий,каламбуров.

-Инсценирование эпизода.(учащиеся готовят инсценировку дома).Передача особенностей речи.

6.Домашнее задание.

-Закончить работу над сказами.

7.Вывод урока.Выставление оценок.

Контрольная работа

по литературе.

Читайте также: