Сочинение почему лермонтов называет участников бородинской битвы богатырями

Обновлено: 30.06.2024

Лермонтов в своём стихотворении показывает подлинное отношение к героизму русской армии. Они сражались за жизнь простого народа, за мир и спокойствие родной земли. Лермонтов во всей красе показал подвиг простой российской армии. Главной идеей стихотворения является то, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат.

Вариант 2

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Структура стихотворения проста: первая строфа — вступление, в котором молодой солдат задаёт вопрос ветерану — участнику сражения. Вторая строфа выражает главную мысль произведения.

Уж постоим мы головою

И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.

В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сра­жаться насмерть, до последнего.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Поэт из чисто внешних деталей создал картину психо­логического перенапряжения солдата перед смертным, не­отвратимым боем.

Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозмож­но.

проявленные русскими солдатами в этой битве, были отражены не только в исторических хрониках, но и в произведениях многих поэтов и писателей, вдохновленных великим подвигом своего народа.

С тех пор прошло уже очень много времени, но и сегодня мы гордимся и восхищаемся доблестью русского народа.

В одном из замечательных поздних стихотворений "Бородино" поэт вновь акцентирует внимание на символичности победы русского воинства - "богатырей" прошлых лет:
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
В "Бородине" в полную силу звучит мотив противопоставления "богатырям" "нынешнего племени", современников, не способных на подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом. Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". Лермонтов вскрывает основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует не сама по себе, но в слиянии с общиной. Это, по убеждению Лермонтова, и принесло победу русскому войску. Поэт нашел удивительную "точку отсчета": на сражение он смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска русские в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь.
Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили "командиров":
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки? "
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Так бесхитростно понимает солдат смысл выбора для решающего сражения Бородинского поля: есть где "разгуляться"! И в этой наивности - глубокая мудрость, ибо русскому крестьянину, волею судьбы ставшему воином, для победы достаточно чувствовать, знать, что от него зависит судьба России:
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: "Как наши братья умирали! " В страшную минуту люди объединяются для защиты родины, забывают о сословных различиях. Солдат с любовью вспоминает о командире, погибшем в сражении:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.. .
И эти естественные для людей взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет "нынешнее племя", когда не достоинства человека, а принадлежность к высшему обществу решает судьбу.

Современная война не предполагает непосредственного контакта с противником. Людей убивают на расстоянии, нередко с помощью автоматизированных систем.

Чтобы воевать в таких условиях, русскому солдату приходилось демонстрировать действительно величие духа. Русские богатыри не только выдержали удары французов, но и нанесли им такие потери, которые для Наполеона стали роковыми.

Именно поэтому Лермонтов называет участников Бородинской битвы богатырями.

текст при наведении

На самом деле никто из участников бородина богатярями не являлись.Лермонтов все специально преукрасил.Наверное для того чтобы те кто читал это произведение дусали какая у России сильная была армия и гордились.

Да и кто бы на месте Лермонтова это не сделал?Каждому хочется чтобы люди думали какая у нас прекрана страна и богатырская армия.

Вспомним, кто такой богатырь в русском народном фольклоре. Это герой былин, который обладал огромной, иногда просто нечеловеческой силой, совершал подвиги во имя родной земли, в одиночку противостоял огромным армиям и был носителем самых положительных человеческих качеств.

Богатырь для нас - это всегда патриот, защитник и простого народа и всей Отчизны.

В стихотворении "Бородино" Лермонтов устами своего героя обвиняет современное ему поколение в том, что оно уже не является богатырями. А вот те, кто отдавал свои жизни на Бородинском поле были богатырями.

Эти солдаты были преисполнены решимости стоять до конца за свою Родину, они помнили, что "Москва за нами", и отступать некуда. Они готовы были отдать свои жизни, для общей победы, для того, чтобы защитить Отечество.

И конечно в этом описании мы замечаем сходство с былинными богатырями, для которых также была важна не своя жизнь, а жизнь Родины. Именно великий патриотизм участников битвы и позволил Лермонтову сравнить их с богатырями.

Старый солдат противопоставляет молодое поколение с прошлым. Прошлое поколение более мужественное, сильное, отважное, как богатыри в былинах -высокие, широкоплечие, в то время как молодежь более приземленна, мелка, неспособна на ратные подвиги.

Кроме того, Бородинский бой являлся во многом главным, масштабным, и те потери французской армии, которые были в этой битве, настолько велики, что кажется, что это богатырь "махнет вправо-улица, махнет влево-переулочек".

Лермонтов воспел силу духа русской армии, сродни которой только богатырский дух.

Лермонтов ассоциирует парус скорей всего с человеком который ищет постоянно себя, находит возможно в конце, именно поэтому он называет свой парус мятежным, то есть парус суетится, постоянно находится в одиночестве и в поиске.

Полагают, что род Лермонтовых, из которого и происходил Михаил Юрьевич Лермонтов, берет начало от известного шотландского барда Лермонта.

Получается, что Шотландия - историческая родина Лермонтова.

Кроме того, Лермонтова часто ассоциировали с Байроном. Мать Байрона - Екатерина Гордон - происходила из известного шотландского рода.

А это духовное родство с Шотландией, через Байрона.

Михаил Юрьевич Лермонтов сам служил в действующей армии на Кавказе в качестве боевого офицера. И тогда у русских то же были проблемы с Грузией и Ираном (Персией). В этом плане ничего не меняется. Обстоятельства определяют стиль.

По ходу сюжета мы узнаем, что это еще и преданный в дружбе, душевный и добрый человек. За время службы на Кавказе они становятся приятелями с Печориным, а к его возлюбленной Бэле он относится, как к родной дочери.

Максим Максимыч полон радужных надежд от предстоящей встречи. Он рассчитывает на долгий душевный разговор с Печориным - им есть, что вспомнить. Увидев Печорина, он радостно бежит навстречу, готовый кинуться ему на шею. Но в ответ … холодное пожатие руки, и вежливая отстраненность. Печорин даже не пожелал остаться и поговорить с ним. Такое равнодушие больно ранит Максима Максимыча, он очень расстроен и чуть не плачет.

Но проницательный читатель может задуматься над такой неожиданной холодностью Печорина по отношению к приятелю, с которым были связаны такие драматические события в его жизни. А не может ли эта сдержанность и равнодушие быть связаны с нежеланием и болью трагических воспоминаний?


Краткое содержание этой повести Лермонтова могу вам рассказать даже я. Печорин приезжает служить в отдаленную крепость-гарнизон на Кавказе.Там он встречает Бэлу,дочь одного из мирных горцев и влюбляет её в себя.Бэла переезжает жить в крепость,но это вызывает недовольство у части горцев,которые считают русских врагами и всякие контакты с ними невозможными.В это время выясняется,что Печорин уже охладел к своей Бэле и тяготиться ею.В один из дней Бэлу похищают.Во время погони за ней,она получает смертельное ранение.Её полуживую вновь доставляют в крепость.Там она на руках Печорина и Максимыча и умирает.

Цели:

  • помочь учащимся к эмоциональному, глубокому восприятию стихотворения;
  • раскрыть в нем чувства и мысли народа;
  • познакомить учащихся с героем 1812 года и выяснить его отношение к героической странице русской истории;
  • выработать навык чтения;
  • познакомить с понятием диалог и монолог;
  • обогатить словарный запас учащихся.

Оборудование:

1. Оргмомент

Ученики: Это война была с французами, с Наполеоном.

Учитель: Правильно, ребята, Наполеон хотел завладеть всем миром и поэтому напал на Россию. Русские защищали Москву, и сражение за Москву произошло на Бородинском поле. При этом сражении погибло много офицеров и солдат.
– А каких вы помните героев Бородино?

Ученики: Багратиона, Раевского, Дениса Давыдова

3. Выразительное чтение учителя. Обратить внимание на непонятные слова

4. Анализ стихотворения

Учитель: Какое чувство передано в стихотворении? И какое чувство испытали вы, слушая стихотворение?

Ученики: Чувство гордости за народ. Восхищение за мужество, преданность России.

Ученики: Потому, что они защищали свою родину, Москву – сердце России.

Учитель: Прежде чем перейти к анализу стихотворения, я хочу задать Вам вопрос. Сколько лет служили в армии в 19 веке?

Ученик: 25 лет.

Учитель: Молодец! Да, ребята, раньше в армии служили 25 лет. А теперь немного о построении стихотворения, оно виде таких столбиков, в которых 7 строк. Посчитайте. Так вот, эти 7 строк называются строфой. Ребята, а кто и кого спрашивает в первой строфе?

Ученик: Молоденький солдат, новобранец, спрашивает старого солдата.

Учитель: Правильно. Сейчас, в 1837 году, старый солдат служит последний год, значит, начинал он свою службу как раз в 1812 году. И вот что он говорит:

«Да были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя!
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

– А, что мы видим на картине П.Е.Заболоцкого?

Ученик: Разговор двух солдат.

Учитель: А как называются разговор двух людей?

Ученик: Диалог.

Учитель: А разговор одного человека?

Ученик: Монолог.

Учитель: Молодцы! А как вы думаете зачем Лермонтов вводит диалог и монолог?

Ученик: Показать старое и новое поколение.

Учитель: Хорошо! Попробуем представить себе рассказчика, нарисовать устно его портрет, рассказать о его мыслях, чувствах, характере, подумать, что в его облике главное?

Ученик: Он артиллерист, невысокий, сильный, т.к. быть артиллеристом это тяжелая работа. Он с седыми усами, у него добрые глаза. рассказывая о битве он волнуется, он русский солдат, который любит свою родину.

Учитель: Скажите, ребята, а почему солдат всегда говорит МЫ и лишь иногда Я?

Ученик: Когда он говорит о себе, это говорит, о том, что он участник битвы и его конкретное место там, а МЫ, это весь народ, т.к. они воюют за всю Родину.

На доске записывается вопрос: Почему Лермонтов называет участников Бородинской битвы богатырями?

Учитель: Покажите в тексте, какие черты русского народа Лермонтов показывает как прекрасные

Ученики:

Могучее, лихое племя
Уж мы пойдем ломить стеною…
Уж постоим головою
За родину свою!
Полковник наш рожден был хватом!
Слуга царю, отец солдатом…
Ребята! Не Москва ль за нами?
Как наши братья умирали
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали…

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русской бой удалый
Наш рукопашный бой.

Учитель: Сейчас вы зачитали отрывки, где показаны черты русского солдата, а как, можно это назвать словами.

Ученики: Мужество, героизм, стойкость, удаль, отвага.

Ученики: Он не видит таких качеств у молодого поколения.

Учитель: Сейчас мы составим небольшой план, дома вы приготовите ответы по этому плану.

На доске записывается план, а ученики – в тетрадь.

План.

1. Что означают слова мужество, героизм, стойкость, удаль, отвага?
2. Почему были проявлены эти качества русского народа в битве?
3. Какая цель была у русского народа?
4. В чем проявились богатырские силы русского народа?

5. Домашнее задание

– Откройте дневники и запишите домашнее задание. Внимательно прочитать стихотворение, и подготовить развернутый ответ по плану.

6. Вывод

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЛИТЕРАТУРА 5 КЛАСС

Предметные: показать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г; учить сравнивать взгляды писателей и историков, раскрыть отношение автора к простым защитникам Родины.

Регулятивные: учить работать с историческими и литературными источниками, развивать умение анализировать художественный тест. Формирование коммуникативных и образовательных компетенций.

Личностные: воспитывать у учащихся любовь к Родине на ярких примерах героизма и храбрости русских воинов, их готовности стоять насмерть, защищая Родину. Воспитывать гуманизм, стремление жить в мире, желание противостоять агрессии, войне как источнику гибели всего живого на Земле.

Оборудование:

выставка книг о Отечественной войне 1812 года,

аудиозапись стихотворения "Бородино” в исполнении В.Зозулина,

1. Оргмомент

2. Вступительное слово (беседа):

Ребята, а с кем была война, и зачем она нужна была? ( Это война была с французами, с Наполеоном.)

Наполеон хотел завладеть всем миром и поэтому напал на Россию. Русские защищали Москву, и сражение за Москву произошло на Бородинском поле. При этом сражении погибло много офицеров и солдат.

А каких вы помните героев Бородино? (Багратиона, Раевского, Дениса Давыдова)

3.Чтение стихотворения ( аудиозапись стихотворения "Бородино” в исполнении В.Зозулина).

Лексическая работа (словарь слов прилагается).

4. Анализ стихотворения

Какое чувство передано в стихотворении? И какое чувство испытали вы, слушая стихотворение? (Чувство гордости за народ. Восхищение за мужество, преданность России.)

Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить? (Потому, что они защищали свою родину, Москву – сердце России.)

Прежде чем перейти к анализу стихотворения, я хочу задать Вам вопрос .

Сколько лет служили в армии в 19 веке? (25 лет)

Да, ребята, раньше в армии служили 25 лет. А теперь немного о построении стихотворения, оно виде таких столбиков, в которых 7 строк. Посчитайте. Так вот, эти 7 строк называются строфой.

Ребята, а кто и кого спрашивает в первой строфе? (Молоденький солдат, новобранец, спрашивает старого солдата.)

Сейчас, в 1837 году, старый солдат служит последний год, значит, начинал он свою службу как раз в 1812 году. И вот что он говорит:

«Да были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя!

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Попробуем представить себе рассказчика, нарисовать устно его портрет, рассказать о его мыслях, чувствах, характере, подумать, что в его облике главное? (Он артиллерист, невысокий, сильный, т.к. быть артиллеристом это тяжелая работа. Он с седыми усами, у него добрые глаза. рассказывая о битве он волнуется, он русский солдат, который любит свою родину.)

Почему солдат всегда говорит МЫ и лишь иногда Я? (Когда он говорит о себе, это говорит, о том, что он участник битвы и его конкретное место там, а МЫ, это весь народ, т.к. они воюют за всю Родину.)

На доске записывается вопрос: Почему Лермонтов называет участников Бородинской битвы богатырями?

Покажите в тексте, какие черты русского народа Лермонтов показывает как прекрасные

(Могучее, лихое племя

Уж мы пойдем ломить стеною…

Уж постоим головою

Полковник наш рожден был хватом!

Слуга царю, отец солдатом…

Ребята! Не Москва ль за нами?

Как наши братья умирали

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали…

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русской бой удалый

Наш рукопашный бой!

Сейчас вы зачитали отрывки, где показаны черты русского солдата, а как, можно это назвать словами. (Мужество, героизм, стойкость, удаль, отвага.)

Сейчас мы составим небольшой план, дома вы приготовите ответы по этому плану.

На доске записывается план, а ученики – в тетрадь.

1. Что означают слова мужество, героизм, стойкость, удаль, отвага?

2. Почему были проявлены эти качества русского народа в битве?

3. Какая цель была у русского народа?

4. В чем проявились богатырские силы русского народа?

Где происходило сражение?

С кем сражалась русская армия на Бородинском поле?

Какое укрепление построили на поле солдаты?

Как называли русские солдаты неприятеля?

Сколько дней войска были в перестрелке?

Что использовали в бою на третий день?

Что делали русские солдаты во время отдыха?

Какой русский город защищала армия на Бородинском поле?

Какие рода войск упоминает М.Ю.Лермонтов в своем стихотворении?

Как называется бой руками или холодным оружием?

Как называется расположение войск под открытым небом, привал?

7. Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворение, подготовить развернутый ответ по плану.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Барабан – военно-музыкальное орудие в виде цилиндра, низ и верх которого обтянут телячьей кожей.

Бивак расположение войск или временное сборище людей под открытым небом, вне населенного пункта, привал, становище, стан, табор.

Булат – старинная узорчатая твердая сталь для клинков, стальной клинок, меч.

Бусурман – в старину человек иной веры, не христианин, иноземец.

Гренадеры – отборные пехотные части, вооруженные гранатами для метания.

Драгуны – пешие или конные воины.

Залп – одновременный выстрел из нескольких орудий.

Заряд – ружейный патрон или количество пороха с ядром, пулей на один выстрел.

Картечь – несколько мелких пуль, заменяющих одну калиберную, обычно от 3 до 20 на заряд.

Кивер – военный головной убор из твердой кожи с расширяющейся кверху или прямой тульей и плоским верхом.

Лафет – подставка для артиллерийского орудия.

Мундир – форменная одежда военных.

Мусью – просторечное, с оттенком насмешки обращение.

Перестрелка – ведение стрельбы друг против друга.

Редут – укрепленное место, окруженное рвом.

Сеча – битва или сражение холодным оружием, рукопашный бой.

Уланы – конные воины, вооруженные пикой и саблей.

Хват – молодец, удалец, храбрец.

Штык – трехгранная рогатина, посаженная на солдатское ружье для удара.

Ядро пушечное – старинный орудийный снаряд в виде чугунного или железного шара.

2. В чем особенность данного стихотворения?

Это первое в русской поэзии произведение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны 1812 года — народ. Война здесь показана так, как ее видел рядовой участник. Стихотворение написано от лица старого солдата, участника битвы.

3. Приведите примеры, как в стихотворении показана готовность русских солдат стоять насмерть?

А)Старый солдат вспоминает о настроении воинов перед боем:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

Б)На призыв полковника умереть, но не пустить врага в столицу солдаты дают клятву верности:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

4. Как в стихотворении описывается стойкость и мужество солдат в бою?

А)Вам не видать таких сражений.

Носились знамена, как тени

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Б)Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Солдаты 1812 года с честью выполнили свой долг: они оказались сильнее духом, чем французы, которые намного превосходили по численности русскую армию. Как когда-то былинные богатыри, они до конца стояли за свою землю, защищая от врага русскую столицу. И если бы не мудрый маневр фельдмаршала Кутузова, который спас Москву, то ее спасли бы солдаты ценой своей жизни.

Читайте также: