Сочинение по заданному началу или концу

Обновлено: 06.07.2024

Погружение в проблему.Сочинение – это общее название разнообразных видов упражнений связного, развернутого изложения какого-либо содержания. Школьное сочинение – вид творческого задания, в результате выполнения которого учащимися создается текст определенного типа, стиля, композиционной формы.

Особенности сочинений состоят в том, что в них в наибольшей степени отражается: внутренний мир ученика (его мировоззрение, отношение к окружающим, самому себе и т.п.); в сочинении проявляются знания учениками фактического материала, умения пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей.

Задание 1. Сочинения различаются (Т.А. Ладыженская):

1) на лингвистическую тему;

2) на литературную тему (на основе изучаемых литературных произведений);

3) на свободную тему;

· по типу создаваемых текстов:

· по форме и стилю речи:

3) на основе книжного или разговорного стиля речи.

· по источнику получения материала:

1) на основе литературных источников (сочинения по литературным произведениям)

2) на основе жизненного опыта.

Сочинение может быть осложнено дополнительным заданием: лексическим. грамматическим, стилистическим и др.

Дополнительное задание: назвать еще и другую классификацию (со ссылкой).

Е.А. Баринова предлагает следующую классификацию сочинений:

На заметку .

Педагогу необходимо учитывать и проблемы психолого-педагогического и научно-методического характера: память, опыт, сложившиеся представления (в социуме, дома, в школе), наблюдательность, воображение учащихся, уровень развития речи. При этом деликатно направлять, сопровождать и корректировать некоторые представления о мире, прошлом и настоящем (о культуре речи в том числе).

Процесс подготовки к сочинению:

-подготовка на специальном уроке развития речи.

Как работать над сочинением

1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.

2. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением.

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4.Определите, какай тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.

5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художественный, публицистический и др.).

6. Составьте план.

7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Для описания видов самостоятельных высказываний учащихся в методике существует понятие жанров и композиционных форм сочинений.

Для методических целей различают более конкретизированные виды сочинений в зависимости от темы, например сочинение-описание помещения, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему и т. д., каждый из которых имеет композиционное своеобразие и свой уровень сложности.

Т. А. Ладыженская предлагает следующее распределение жанров и композиционных форм сочинений по классам
Повествование
О каком-либо случае из жизни На основе увиденного и услышанного На основе данного сюжета по началу, по концу (выдуманные рассказы) На заданную тему, например по пословице (выдуманные рассказы) На самостоятельно выбранную тему
Описание
Описание отдельных предметов, животных Описание помещений, природы Описание действий, процессов, внешности человека Описание местности, архитектурных ансамблей, производственных объектов
Рассуждение
Рассуждение-ответ на вопрос, заключенный в теме Рассуждение на тему дискуссионного характера Рассуждение, требующее раскрытия понятия

Основная литература (учебники, учебные пособия):

1. Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. Учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пел. ин-тов./Под общей редакцией Е.А. Бариновой. М., 1974.

2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Учебное пособие для педагогических институтов. - М., 1987.

3. Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990.

4. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1991.

5. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. /Составитель Т.П. Сальникова. - М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Балашова Т.Ю. Подготовка к сочинению-описанию природы.// РЯШ 2006.− №2

2. Добромыслов В.А. Изложения и сочинения в школе. — М.: Ленинград, 1960.

3. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. В кн.: В защиту живого слова. — М., 1969.

4. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.- 2002.- №19.

5. Калмыкова Ю.А. Методика проведения лексико-синтаксической подготовки к сочинению //РЯШ. −1983. −№4

6. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. -М.: Просвещение.1985.- 237 с

7. Сычугова Л.П. Когда сочинение в радость.// РЯШ. −2004.−№1.

8. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.// Собр. соч.: в 6 т. — М., 1989. — Т.4.

9. Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007.- №12.

10. Храмова Г.И. Учимся писать сочинение-рассуждение.// Русский язык в школе. −1995.− №10.

В качестве пожелания:

1.Основная литература (учебники, учебные пособия) – 4-5 источников. Обратите внимание: Работа над сочинением по картине.

3.Нормы оценки изложений и сочинений (хранить у себя в портфолио).

Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Примерный объём текста для подробного изложения:

в V классе — 100—150 слов,

в VI классе — 150—200 слов,

в VII классе — 200—250 слов,

в VIII классе — 250—350 слов,

в IX классе — 350—450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объём классных сочинений:

в V классе — 0,5—1,0 страницы,

в VI классе — 1,0—1,5,

в VII классе — 1,5—2,0,

в VIII классе — 2,0— 3,0,

в IX классе — 3,0—4,0 страницы.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

– богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

– стилевое единство и выразительность речи;

– правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи – умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы – лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) – и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение по началу и концу формирует творческие навыки к созданию собственного сочинения, фантазию, уметь выстриавать композицию по двум оправным точкам.

Сочинение по началу и концу. Предлагаем ребятам начало и конец сочинения, а все остальное они пишут сами.

Я включила телевизор и уселась поудобнее в кресле. Люблю вечерами, в тишине, смотреть фильмы или интересные актуальные передачи.

Не успела выбрать канал, как раздался звонок в дверь.

Офицер отдал честь, щелкнул каблуками и удалился.

Я включила телевизор и уселась поудобнее в кресле. Люблю вечерами, в тишине, смотреть фильмы или интересные актуальные передачи.

Не успела выбрать канал, как раздался звонок в дверь. Очень не хотелось вставать, покидать уютное кресло, но пришлось идти, так как дома никого не было.

Открыв дверь, я очутилась перед высоким молодым мужчиной в военной форме, судя по погонам, он был в звании капитана. Офицер тепло улыбнулся и поздоровался.

Я ответила на его приветствие, гадая, зачем он пришел и что ему нужно.

А он тем временем отдал честь и произнес:

Разрешите представиться: Матвеев Олег Викторович.

О-очень приятно, - ответила я растерянно. - А по какому вы вопросу?

Я в ваших краях проездом и хотел бы повидаться со своим сослуживцем, вашим братом Михаилом. Если я не ошибаюсь, Вы его младшая сестра Варя?

Да. - протянула я. - А. Так Вы к Мише? К сожалению, его нет дома: он уехал в командировку, но скоро будет дома.

Жаль, очень жаль. - расстроился Матвеев. - Я его лет семь не видел.

А вы приходите в субботу, Миша уже приедет, - посоветовала я.

Спасибо, я бы с удовольствием. Да сам сегодня отбываю назад.

Я почувствовала себя неловко и, спохватившись, предложила:

Что ж мы в дверях стоим? Вы проходите, я Вас чаем напою.

Премного благодарен, но мне не хочется Вас утомлять своим присутствием.

Передайте Мише мои координаты и наилучшие пожелания.

С этими словами он вынул из внутреннего кармана и передал мне визитку, на которой был вытеснен его адрес и несколько номеров телефонов.

Мне было неловко за то, что Мишиного знакомого не пригласила в дом, я еще раз попыталась его пригласить на чай, но он вежливо отказался. Ничего не оставалось, как попрощаться с неожиданным гостем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование урока: интерактивная доска, слайд, видеофильм,тексты художественных произведений.

Ход урока:

І. Организация класса

ІІ. Актуализация

  1. Беседа с классом на повторение типа речи – рассуждение.
  • Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?
  • Что такое рассуждение?
  • Какова композиция рассуждения?
  • Что такое тезис?
  • Из чего состоит основная часть сочинения – рассуждения?
  • Что пишем в заключении?
  1. Работа с памяткой

Памятка

Сочинение – рассуждение

( имеется у каждого учащегося)

Цель рассуждения – убедить другого или других в чем – либо или опровергнуть

чью-либо точку зрения.

План сочинения – рассуждения.

1.Тезис –то, что требуется доказать. Высказывается какая – то мысль, четко сформулированная и доказуемая.

2. Доказательства, аргументы, доводы, обоснования

Примечание: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.

3.Вывод ( заключение) – обобщение вышесказанного.

ІІІ Формирование новых понятий и способов действия

  1. Беседа с классом по теме сочинения.

Эпиграф к уроку

Не забывайте люди, что вы люди!

Не забывайте о соседях, стариках.

Не забывайте одиноких, слабых в будни,

Почаще думайте о них, как о долгах

Сегодня, ребята, ваша задача облегчается, так как четко сформулированный тезис вам будет предложен, останется привести аргументированные доказательства. Мы будем писать сочинение- рассуждение по данному началу на морально – этическую тему.

Словарная работа- мораль, нравственность, этика, честь.

2. Предлагается текст, как начало сочинения

Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать, - это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А что значит быть хоршим сыном или дочерью?

3. Беседа

-Итак, что же значит быть хорошим сыном или дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему.

1) Составление карты ассоциаций

Быть хорошим ребенком- это - оказывать любую помощь.

2) - Как вы понимаете выражения: чувство долга перед родителями, сыновний долг?

- Какую помощь вы оказываете родителям?

- Стремитесь ли вы радовать родителей, как?

- Как мы должны относиться к старым людям?

3) Послушайте высказывания знаменитых людей, которые вам, возможно, помогут осмыслить предстоящее сочинение.

Дополнительный материал

/Высказывания знаменитых людей/.

4) Чтение наизусть стихотворения А.Яшина «Спешите делать добрые дела.

Слово учителя Послушайте слова литературоведа О.Ю.Богдановой, вдумайтесь в их смысл:

-Как вы понимаете эти слова?

ІV. Применение. Формирование умений и навыков

Слово учителя

  • В КАЗАХСТАНЕ БОЛЕЕ 50 ДОМОВ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ
  • Количество проживающих в домах престарелых-7867
  • В ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ 3 ТАКИХ ДОМА, ГДЕ ДОЖИВАЮТ СВОЙ ВЕК 467 ДЕДУШЕК И БАБУШЕК

Мне хотелось бы закончить урок словами В.Г.Белинского

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 15 урок.doc

Дата -19/09/2016

Тема: Составление продолжения текста по данному началу.

Тип урок а: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.

Сформировать представление о теме, изучаемой на уроке

формировать орфографические и пунктуационные навыки.

Метапредметные

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения главных и второстепенных членов предложения, определения способов их выражения.

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся.

1. Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма

устойчивый познавательный интерес к русскому языку

формулировать собственное мнение,

осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

работать в группе

переработку текста (план, схема, таблица)

выразительного читать, строить устное и письменное высказывание,

проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя

планирование самостоятельного выполнения заданий,

выбор темпа работы,

умение действовать самостоятельно

Деятельность обучающихся

1 этап урока. Организационный момент

Настроить обучающихся на работу.

1. Приветствие

– Начинаем наш урок по развитию речи.

2. Мотивация

– Для чего нам необходимо развивать свою речь? (От умения правильно строить свои речевые высказывания зависит успех в вашей учебной и в дальнейшей трудовой деятельности)
– Но сначала разгадаем загадку:

Его окрас - его натура:
Зелёным будет он в листве,
К земле прижавшись, станет бурым
И пёстрым в луговой траве.
Замрёт - и тихо цвет меняет
В расцветку окруженья он:
Никто его не замечает,
Поскольку он - ( Хамелеон )

Видели ли вы хамелеона? Расскажите о нем.

Осуществлять самоконтроль готовности;

принимать и сохранять учебную цель

2 этап урока. Введение в тему

Сегодня мы посвятим урок хемалеону. Мы будем учиться составлять текст по данному началу. Откройте упр. 73

Вызвать интерес и готовность к учебной деятельности; подвести под понятие темы.

Выделять и извлекать нужную информацию.

Обосновать и оценить собственную деятельность.

Взаимодействовать с учителем во время проверки.

Слушать собеседника, строить для собеседника высказывания

Выражать свои мысли полно и точно.

Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять высказанные мнения. Контроль.

Организует беседу по теме урока:

- Какие виды сочинений вам известны?

- Дополните название вида сочинения по данной характеристике

Текст, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причины между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.

Текст, в котором автор описывает кого-либо или что-либо: внешность человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание природы (пейзаж), описание животного, описание обстановки (интерьер).

Текст, в котором изображаются события и явления, совершающиеся не одновременно, а следующие друг за другом и рассказывается о том, что произошло или случилось.

- Мы на уроке будем писать сочинение по данному началу.

В написании вам поможет план текста, который мы сейчас вместе составим после ознакомления с презентацией о хамелеоне:

- Повторим, как называется 1 часть текста (вводная часть)

- Назовите другие части текста (основная или кульминация, заключительная или развязка)

Организует физминутку.

Применять новые знания на практике.

Уметь осуществлять анализ текстов, рассуждать, доказывать.

Основные виды речевой деятельности.

Слушание и чтение, говорение.

Осуществлять самоконтроль понимания текста.

Принимать и сохранять учебную цель; осуществлять самоконтроль.

4 этап урока. Закрепление

– Переходим к практической части нашего урока.

Словарно – орфографическая подготовка:

Уд. вительные м. стера, х. м. леон, ч. шуйчатые ящ. риц. особе. ости, сущ. ство, ср. да об. тания, . краска тела, м. нять облик, средс. во ко. уникации.

Работа над средствами речи

Хамелеон, мастер маскировки, удивительная ящерица.

Организует написание сочинения по плану.

Самопроверка

Зачитывание сочинений по желанию учащихся

Участвовать в беседе.

Выполнять действия по алгоритму.

Работать с творческим заданием.

Понимание текста, извлечение информации; осознанно строить речевое высказывание.

Осуществлять анализ речевых ситуаций, представленных в тексте.

Участвовать в обсуждении содержания текста

Осуществлять самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Аргументировать свое мнение.

Уметь использовать текст для регуляции своего действия.

Формировать выводы, строить понятные высказывания.

Самоконтроль понимания текста.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Самоконтроль выполнения задания

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

5 этап. Итог урока и рефлексия

Организует рефлексию нового материала, изученного на уроке.

Организует рефлексивный анализ учебной деятельности.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Организует фиксацию неразрешенных затруднений на уроке.

Обосновывать и оценивать собственную деятельность

Проектирование выполнения д/з

Осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цель и результаты.

Обосновывать и оценивать правильность общения в соответствии с поставленной задачей.

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: