Сочинение по высказыванию добролюбова
Обновлено: 17.05.2024
ГРОЗА В ОЦЕНКЕ ДОБРОЛЮБОВА.
Трудно говорить об этом произведении, минуя те суждения, которые содержатся в знаменитой статье критика - Луч света в темном царстве. Написанная в 1860 году, статья эта раскрыла художественный смысл и общественное значение Грозы. Пьеса и статья как бы соединились в сознании читателей и приобрели громадную силу воздействия.
Гроза, по словам Добролюбова, самое решительное произведение Островского, ибо она знаменует собой близкий конец самодурной силы. Центральный конфликт драмы - столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром темного царства- выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. И именно поэтому драму Гроза критик считал истинно народным произведением.
Характеризуя общественную атмосферу 60-х годов, Добролюбов писал: Куда вы ни оглянитесь, везде вы видите пробуждение личности, предъявление ею своих законных прав, протест против насилия и произвола, большею частью еще робкий, неопределенный, готовый спрятаться, но все-таки уже дающий заметить свое существование. Проявление проснувшегося и все растущего протеста против гнета самодуров увидел Добролюбов в чувствах и поступках, в самой гибели Катерины.
. Конец этот кажется нам отрадным,- пишет критик,--легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу. В образе Катерины, по мнению Добролюбова, воплотилась великая народная идея- идея освобождения. Критик считал образ Катерины близким к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе.
Конечно, Добролюбов далек от того, чтобы считать Катерину революционеркой. Но если женщина - самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества - не может больше мириться с гнетом самодурной силы, значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение. Это возмущение должно распространяться все шире и шире и побудить народ к решительной борьбе. Критик не мог в подцензурной статье произносить слово революция, но революционным духом проникнута вся его статья.
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Главный Попко
Лучший ответ:
Суррикат Мими
Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный (Н.А.Добролюбов) 1)Какова основная мысль высказывания? Основная мысль высказывания Добролюбова заключается в том, что ненавидить какой-либо народ не значит любить свой собственный, скорее, наоборот, такой человек, ксенофоб или шовинист, не любит и свой народ. Если человек злой, он не может быть хорошим, если привести узкий пример. 2)Согласны ли вы с автором? Обоснуйте свой ответ. Я согласна с автором. Человек, который принижает другие народы, считает представителей других народов неполноценными и ненормальными, не может гордиться своим народом, не может любить его – это лицемерие. По-настоящему патриот уважает и другие народы, а не восхваляет свой за счет принижения других. 3)Как вы думаете, почему автор сделал такой вывод? Я думаю, что автор сделал такой вывод из наблюдения за различными ксенофобами, шовинистами и националистами, которые называют себя настоящими патриотами и людьми, уважающими свой народ. Но неуважительное отношение к другим народам, никогда не создает любви и уважения к своему. Чтобы убедиться в этом, достаточно только посмотреть на поведение этих людей. Любой народ состоит из нескольких этносов. И если человек ненавидит весь народ в целом, не разделяя тех, кто ему навредил когда-то, он не может также любить и свой народ не разделяя. 4)Как может сложиться судьба человека, если он живет в стране, народ которой он не любит? Судьба такого человека будет плачевной, прежде всего, для него самого, потому что такой человек не будет счастлив в нелюбимом окружении, которое всегда будет его раздрожать. Он всегда будет натыкаться на те стороны народа, которые он не любит больше всего, и этого будет хуже только ему самому.
Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.
Вид занятия: цивилизованная дискуссия (диспут) Неоднозначность восприятия и трактовки образа Катерины делает возможным выбор именно этой формы проведения урока(дискуссии).
1 курс СПО, в группе 27 человек
Цели и задачи:
обучающие:
- ознакомление с разными точками зрения на образ Катерины, осмысление этих точек зрения
- выяснение, с чем связана разноречивость оценки.
развивающие:
Подготовка
На предыдущем уроке учащиеся были ознакомлены с высказываниями Писарева и Добролюбова о Катерине и получили задания:
Особое задание получают назначенные учителем организаторы дискуссии (6 человек:4 протоколиста и 2 эксперта ):
- памятку выступающим
- оценочный лист для учащихся
- сигнальные карточки с восклицательным и вопросительным знаками
Экспертам :подготовить рассказ о личности и литературно-критической деятельности Писарева и Добролюбова,о политической обстановке в годы написания каждой статьи.
Организация пространства:
столы расставлены по периметру кабинета для 4-х групп: друг напротив друга оппоненты, остальные стороны для неопределившихся и организаторов.
Ход урока:
1этап
На левой и правой сторонах доски известные уже цитаты:
2этап
Заполнение таблицы продолжениями цитат (центральная часть доски или мультимедиапроектор)
3 этап
Учащимся предлагается высказаться по любому из утверждений по принципу СОГЛАСЕН-НЕ СОГЛАСЕН с критиком ,но перед началом выступлений группам дается 2-3 минуты для координации своих действий: кто по какому вопросу желает высказаться.
Таким образом, дискуссия начинается с комментирования чужих высказываний и переходит к формулировке и аргументации собственного мнения.
2 протоколиста (по одному на каждую группу) по ходу дискуссии заполняют оценочный лист ,другие 2 другие фиксируют наиболее удачные высказывания ораторов.
4 этап
После того,как все желающие высказались,обеим группам задается вопрос:
Чтобы ответить на этот вопрос,предлагается выслушать экспертов(один рассказывает о личности и взглядах Добролюбова,времени написания статьи,другой о личности и взглядах Писарева и изменении в политической обстановки за годы,разделяющие 2 статьи).
Делается вывод,, что на восприятие литературного образа влияют такие факторы, как время написания статей, политические убеждения автора статьи.
3Подведение итогов
- Было ли интересно работать над своими темами?
- что удалось?
- В чем испытали трудности?
- Что узнали нового?
- Какие навыки в речевом общении на приобрели?
- Над чем можно было бы еще поработать?
- Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?
- Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?
Суть обломовщины по Добролюбову
Иногда это удавалось, и мальчик залезал на голубятню, ловил жуков в садовых зарослях, а то и просто рылся в канале, собирал корешки, очищал их и ел жадно. Теперь же, лежа на диване, Илья Ильич воображал себя храбрым полководцем, завоевателем, художником или философом. Видно, что он человек ищущий и думающий, но барская привычка получать все без каких-либо усилий превратила его в нравственного раба.
В отношении с женщинами обломовцы одинаковы: они пользуются ими, кокетничают, а когда дело коснется серьезных чувств, то в лучшем случае сбегают. Когда Илья Ильич предложил Ольге стать его женой и получил согласие, он начинает пытать девушку, так ли сильно она любит, чтобы прежде стать любовницей.
Когда Ольга потребовала от Обломова решительных действий, он просто-напросто струсил и написал письмо в духе онегинского: что, мол, не так хорош, она еще найдет достойного и т. д.
Оценка образа Штольца
Оценивая образ Штольца в романе, Добролюбов говорит не только о его достоинствах, но указывает и на недостатки. Молодой человек получил по тем временам хорошее образование, обучился, как все дворяне, французскому языку, неплохо играл на фортепьяно. Отец старался вводить сына в практические дела и даже устроил на работу, дав ему должность мастерового. Андрей добросовестно относился к своим обязанностям и вникал в другие хозяйские дела.
Читатель видит Штольца уже в тридцатилетнем возрасте. Он ровесник Обломова, но смотрится моложе, так как физически хорошо сложен и, в отличие от последнего, ведет активную жизнь. Андрей очень организованный человек:
- во всем любит порядок и всегда этого придерживается;
- он никогда не сидит без дела и все проблемы решает самостоятельно.
Ольга Ильинская
Не обращая внимания на правила приличия и репутацию, Ольга едет к любимому домой, и, заметив малейшую фальшь в словах и поступках Обломова, прямо говорит об этом. Тем не менее, терпя с его стороны неприятности и насмешки, девушка продолжает любить Илью Ильича до тех пор, пока полностью не убеждается, что перед ней — дрянной человек. Тогда Ольга решается сказать, что прекращает с ним всякие отношения, этим самым уничтожив Обломова, как еще никто из обломовцев в истории литературы не был уничтожен женщиной:
Другие критики о романе
По его словам, эта женщина не любила бездействующего Обломова; и, может быть, их отношения развивались и дальше, если бы ей удалось переделать скучающего друга по своему усмотрению. Министр просвещения Ковалевский в письме к императору дал высокую оценку произведению Гончарова, вместе с тем отметив некоторые описания в романе слишком утомительными. Герой романа, считал он, положительный и добрый по натуре человек, но даже любовь не смогла избавить его от лени и заставить действовать.
Читайте также: