Сочинение по теме своеобразие модернизма в творчестве л андреева

Обновлено: 02.07.2024

Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) – наиболее яркий, интересный русский прозаик серебряного века. Было много споров, к какому направлению отнести Андреева – к реализму или модернизму, у него есть произведения, соответствующие и тому, и другому. Сейчас установилось мнение, что в творчестве Андреева сочетаются реализм и экспрессионизм (течение модернизма).

Лично я отношу его больше к экспрессионистам, потому что наиболее яркие, интересные свои произведения Андреев написал в манере экспрессионизма. Что такое экспрессионизм?

Экспрессия – это яркое, интенсивное проявление чувств. В экспрессионизме на первом месте – преувеличенно выраженные эмоции, которые искажают, преображают реальность. Реальность показана не такой, какая она есть, а такой, как она кажется герою, испытывающему необыкновенно сильные эмоции, в основном негативные. Страдающий герой видит мир разорванным, страшным, изуродованным, неодушевлённые предметы оживают, люди, наоборот, кажутся мёртвыми куклами. Стиль Андреева – метафорический, эмоциональный, яркий.

Итак, с точки зрения формы Андреев – экспрессионист, а с точки зрения содержания – экзистенциалист. Что такое экзистенциализм?

Экзистенциализм – философское и литературное направление 20 века, которое рассматривает самые общие философские проблемы человеческого существования (экзистенция - существование): жизнь и смерть, одиночество, добро и зло, Бог, смысл жизни и т.д.

Леонид Андреев – типичный представитель неклассического мировоззрения. В отличие от классиков (Толстого, Достоевского) он крайний пессимист, по его представлениям мир – это страшный Хаос , абсурд, бездна (очень часто встречающееся слово у Андреева). Жизнь человека – это короткий странный промежуток между двумя безднами небытия, промежуток, полный страданий, одиночества, всяческого зла. Человека ожидает и как бы засасывает, притягивает к себе бездна смерти. Именно так, потому что бездна смерти активна, и её активность направлена против человека.

В мире Андреева царит смерть, Бездна, Судьба, Рок, нечто страшное, что заменило Бога. Самое страшное, что бездна смерти существует не только вне человека, как некая внешняя сила, но и в самом человеке, и проявляется как внезапная необъяснимая злоба, желание убивать, насиловать, лгать, красть, стремление к самоубийству, алкоголю, безумие и т.д. Нечего говорить, что большинство произведений Андреева заканчивается пессимистически (хотя и не все).

Андреев не верит в христианского Бога , если Бог и есть, то он – страшен, зол, непонятен, это уже не Бог, а бездна. В жизни слишком много ужасных бессмысленных страданий, с точки зрения христианства их невозможно объяснить.

Сила Андреева в том, что он волнует, потрясает, заставляет испытывать пусть и негативные, трагические, но сильные, яркие эмоции, тем более, что трагические эмоции в искусстве всегда просветлены самим фактом искусства. Сильные эмоции – это главное, что нужно человеку, поэтому Андреева будут читать всегда. Он заставляет страдать и сострадать.

Экзистенциальный аспект творчества Л. Андреева дает возможность ввести творчество российского писателя в контекст европейской модернистской литературной традиции. Частично эту тему уже освещали А. Григорьев, В. Келдыш, Л. Силард и С. Кирсис, и более подробное освещение этой темы позволило бы с другой стороны взглянуть на творческую эволюцию Леонида Андреева.

Сближение Андреева с Шестовым, а значит, с одним из вариантов раннего экзистенциализма, происходит на почве трагического мироощущения, возникающего вследствие неприятия метафизической постановки гносеологических проблем. В результате невозможности познания истины и отчужденности человека в гносеологическом, а затем и в социальном плане, появляется образ-символ Стены, имеющий множество значений у Андреева. Это и стена непонимания, и социального неравноправия, и предрассудков, и стремление отгородиться от мира, а также стена, разделяющая жизнь и смерть.

Для Андреева построение модели мира начинается с переработки философского наследия идеализма, в частности, с усвоения философий Ницше и Шопенгауэра. Интерес к Шопенгауэру на первом этапе творчества для Андреева был связан с интересом к Чехову, поэтому фельетоны Джемса Линча (псевдоним молодого Андреева) с их наполненностью бытом и пестротой чем-то схожи с чеховскими водевилями, являющимися оборотной стороной чеховских пьес, их подразумеваемым фоном. Стержнем водевилей выступает пошлость российского быта, и та же тема пронизывает фельетоны Андреева. Пошлость вырабатывает свой ритуал - систему рутинных правил, которые мешают общению людей, лишают их искренности и свободы.

Итак, начиная конструировать свой художественный мир, Андреев отталкивается от действительности и идет к идеальной модели. Признаками этой идеальной модели являются коммуникативная направленность по отношению к будущему. Проблема отчуждения человека в настоящем снимается за счет слияния его с человечеством в процессе развития духовного потенциала общества. В этом процессе отдельная личность занимает активную созидательную позицию.

В решении проблемы отчуждения Андреев испытывал влияние метерлинковской театральной системы. Если образ-символ Стены как выражение отчуждения идет у Андреева от Достоевского и Чехова, то образ-символ Звука-Тишины идет от Метерлинка. Как и у Андреева, мы можем выделить у Метерлинка два круга: бытовой (стихию мещанства), не испытывающий неудобства или неудовлетворенности от недостаточности коммуникации, и круг, в котором подлинное общение лежит вне вербального уровня. Проблема вербального общения дополняется у Метерлинка оппозицией слепоты-зрячести. Высшей формой коммуникации становится трансцендентальное общение душ. Вербальное общение хотя и возможно, но не дает полного понимания, поэтому важнейшими компонентами поэтики Метерлинка становятся повторы и паузы, где повтор - это нагнетание интенсивности слова, а пауза - продолжение диалога, идущего в трансцедентальном пространстве.

Заключение

Подведем итоги работы и сделаем ряд выводов. Итак, анализ экзистенциальной прозы Андреева показал, что, находясь на границе между
литературой и философией, она отвечает на вопросы о смысле жизни человеческого существования и содержит в себе достоинства как художественного, так и философского познания.

В ходе изучения экзистенциального творчества Леонида Андреева
становится очевидным, что для более удобной литературной
формы своего экзистенциального мировосприятия автор отдает предпочтение жанру рассказа, рамки которого дают возможность наиболее полно, динамично и лаконично представить свое видение экзистенциальной проблематики.

В представлении Л. Андреева, свобода является основой бытия и человеческой экзистенции. Эстетика андреевской свободы не имеет степени, она не способна вырасти или выродиться. Свобода либо существует, либо отсутствует в принципе. Писатель отчасти отождествляет свободу и принуждение, поскольку последнее, глубоко укоренившееся в природе необходимости человеческого существования, могло бы быть пронизано свободой. Именно по этой причине многие его персонажи бунтуют и восстают против бытия мира воли. Философия бунта становится ключевым моментом для понимания экзистенциального смысла свободы Андреева, трагичной по своей сути, так как рождается она из внутреннего раздвоения человеческого духа, который бьется над неразрешимыми вопросами бытия. Человеческий разум в равной степени служит свободе и несвободе.

Итак, основными экзистенциальными проблемами становятся проблемы добра и зла, свободы и смерти, одиночества и страха. В своих произведениях Андреев провозглашает самоценность жизни и призывает к размышлениям о бытийной картине мира, в которой каждый человек совершенно одинок, теряя подлинные жизненные ориентиры до наступления кризисной ситуации. Персонажи Л. Андреева попадают под власть идеи, испытывают страх перед хаосом бытия и неизбежно трагически погибают. Говоря же о экспрессионистской эстетике в работах писателя, необходимо упомянуть двойственную природу его художественного метода, симбиоз модернизма и реализма, в котором, однако преобладает реалистичное письмо, когда нередко Андреев делает персонажа своим заместителем. Эстетика писателя содержит элементы символизации, гротеска и экспрессионистской плакатности, что делает его авторский стиль оригинальным и уникальным.

Также в ходе исследования нами был изучен экзистенциальный аспект творчества Л. Андреева, дающий возможность ввести творчество российского писателя в контекст европейской модернистской литературной традиции. Частично эту тему уже освещали А. Григорьев, В. Келдыш, Л. Силард и С. Кирсис, и более подробное освещение этой темы позволило нам с другой, новой стороны взглянуть на творческую эволюцию Леонида Андреева.

Список литературы

1. Андреев JI.Н. Мои записки. - Берлин, 1908.

3. Андреев Л.Н. Дневник (1897). – ОГЛМТ. - № 15.

4. Андреев Л.Н. Дневник. - РАЛ (Русский архив в Лидсе), 1890.

5. Андреев Л.Н. Зарубежная литература ХХ века. – М.: Высшая школа, 1996.

6. Андреев Л.Н. Когда мы, мертвые, пробуждаемся. - М., 1996.

7. Андреев Л.Н. Леонид Андреев о своей повести. - Биржевые ведомости, 1908. - № 10797. 6 ноября.

8. Андреев Л.Н. Письма о театре. – СПб.: Шиповник, 1914. - №22.

10. Андреев Л.Н. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 4. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012.

11. Баевский В.С. Экзистенциализм. – Вестник Удмуртского университета, 2012. - №5-4.

12. Бальмонт К.Д. Полное собрание поэзии и прозы в одном томе. – М.: Альфа-книга, 2011.

13. Басинский П.В. Материалы к биографии. Л. Андреев. - М., 2001.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

15. Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. – М., 1984.

16. Беззубов В.И., Карлик Л.С. Художественное пространство в прозе Л. Андреева. – Тарту, 1979. – №491.

17. Белый А. Воспоминания об Александре Александровиче Блоке. Александр Блок в воспоминаниях современников: В. 2 т. Т. I. - М.: Художественная литература, 1980.

18. Белый А. Символизм как миропонимание: Сборник. – М.: Республика, 1994.

19. Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1. - М., 1992.

20. Бердяев Н.А. Новое христианство (Д.С. Мережковский). - СПб.: РХГИ, 2001.

21. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. - М., 1999.

22. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX-XX вв. Судьба России. - М., 1997.

23. Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1990.

24. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

25. Блок А. Избранное. - М., 1995.

28. Богданов А.В. Между стеной и бездной (Леонид Андреев и его творчество). – М., 1990.

29. Бодлер Ш., Готье Т. Цветы зла. – М.: Азбука, 2014.

30. Бондарева Н.А. Главная тема творчества Леонида Андреева. – Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2009. - №3 (15).

31. Бугров Б.С. Леонид Андреев. Проза и драматургия. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М., 2000.

32. Бурлюк Д.Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. - СПб., 1994.

34. Великовский А.С. В поисках утраченного смысла. – М., 1979.

35. Волжанин О. JI.Н. Андреев на заре литературной деятельности. - Вестник литературы, 1920. - № 3 (15).

36. Газданов Г.И. Вечер у Клэр. С того берега: Писатели русского зарубежья о России. Произведения 20-30 гг. Кн. II. - М., 1992.

38. Гесен С.И. Лев Толстой как мыслитель. Избранные сочинения. - М., 1998.

40. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - Л.: Гидрометиоиздат, 1990.

41. Гусев С.С. Парадокс позитивизма. Русский позитивизм. - СПб.: Наука, 1995.

42. Гусева Т.К. Гармония и хаос Леонида Андреева. – Филологические науки, 2012. - №2.

43. Гуссерль Э. Собрание сочинений: в 3 тт. Т. 2. - М.: Гнозис, 2001.

44. Гюбнер Ф. Экспрессионизм в Германии. Экспрессионизм: Сборник статей. - М., 1923.

45. Деблин А., Эдшмид К. Манифесты экспрессионизма. – Крещатик, 2012. - №2.

46. Доливо-Добровольский А.В. Николай Гумилев: поэт и воин. Кн.1. - СПб.: Русская военная энциклопедия, 2005.

47. Заманская В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. – М., 2002.

49. Затонский Д.В. Художественные ориентиры ХХ века. - М., 1983.

50. Золя Э. Собрание сочинений: В 26 тт. Т. 24. - М., 1966.

52. Иезуитова Л. А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906). - Л., 1976.

53. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. - М.: Политиздат, 1990.

54. Камю А. Бунтующий человек. - М.: Терра, 1999.

56. Кафка Ф. Рассказы. – М.: Иностранная литература, 1964. - №1.

57. Келдыш В.А. Реализм и неореализм. Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов): В 2 кн. Кн. 1. - М., 2000.

58. Кирсис С.С. Леонид Андреев и некоторые проблемы французского экзистенциализма. - Ученые записки Тартуского университета, 1985. – № 645.

59. Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. – Л., 1976.

60. Козлова Н.Н. Соцреализм: производители и потребители. - М., 1995.

61. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков. - М., 1990.

62. Конт О. Общий обзор позитивизма. - М. 2011.

63. Крелль М. О новой прозе. Экспрессионизм. – М., 1923.

64. Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм. – М., 1972.

65. Лейдерман Н.Л. Эстетические принципы экспрессионизма и его судьба в русской литературе. – Филологический класс, 2007. - №18.

66. Литературное наследство. – М., 1965. - №72.

67. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики. - М., 1991.

68. Лютц А.П. Проза Леонида Андреева: от реализма к экзистенциальному мировидению. – Филологические науки, 2012.

70. Матанцева Л.В. Ранняя проза Г. Газданова в контексте эстетики и поэтики экзистенциализма. – Литературоведение, Вестник СамГУ, 1999. – №1.

71. Меньшиков М.О. Выше свободы: Статьи о России. М., 1998.

72. Мережковский Д.С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. – М.: Книжная палата, 1991.

Леонид Андреев – очень своеобразный писатель. Любого, кто впервые берет в руки книги с его повестями и рассказами, с первых страниц поражает необыкновенно оригинальный талант писателя.

Одной из главных и характерных черт творчества Л. Андреева является внимание к внутреннему миру человека. Однако и здесь он отличается от своих предшественников. У него душа человека – это вовсе не прекрасный мир, где царствуют гуманизм и любовь к ближнему, а страшная пропасть, где живут злые, не подвластные никому силы.

Внутренний мир человека настолько

страшен, что ему понадобились два символа, чтобы показать его. Несомненно, эти символы – стена и бездна, которые появляются во многих его произведениях, например в одноименном рассказе “Стена”.

Другой определяющей темой в творчестве этого писателя является тема одиночества человека. Согласно мировоззрению этого писателя, в современном обществе человек обречен на одинокое существование, вследствие которого личность постепенно деградирует. Эта тема нашла наиболее яркое отражение в таких рассказах, как “Большой шлем”, “Рассказ о Сергее Петровиче” и других. Так, в “Большом шлеме”

Полгода люди регулярно играют друг с другом в карты и при этом не знают о своих партнерах даже элементарных вещей. Поэтому, когда один из партнеров умирает, остальные даже не знают, где он живет и кому сообщить о случившемся, и собираются искать его адрес через полицейский участок.

Герои Андреева – это живые аллегории, они соединяют в себе все возможные и невозможные отрицательные черты как физического, так и нравственного характера. Калека Трифон из рассказа “Жизнь Василия Фивейского” отвратителен и мерзок как внешне, так и внутренне.

Он пресмыкается перед окружающими, как змея, и способен даже на убийство. Иуда Искариот из одноименного рассказа, наоборот, поражает читателя тем, что так странно соединяет в себе физическое уродство, тонкую, ранимую душу и хитрый ум, способный на предательство. Этот образ вообще считается одним из самых противоречивых, сложных и необычных.

Писатель по-своему истолковывает евангельские события, делая образ Иуды более сложным и неоднозначным. У Андреева Иуда Искариот двойственен: формально он предатель, по сути – единственный преданный Иисусу человек. Андреев объединяет Иуду и Иисуса как ищущих пути усовершенствования человечества.

Иуда раскрывается полно, предстает человеком, ищущим справедливости, жаждущим любви, он претендует на роль первого ученика Христа. Иуда не верит в доброе начало в людях, и это неверие толкает его на эксперимент. Иуда пришел к Христу, чтобы проверить насколько всепонимающий, всевидящий спаситель способен предотвратить зло.

Он до последней минуты надеется, что люди поймут, что они творят, одни – действием, а другие – бездействием, но чуда не происходит.

Иисус созерцателен, его ученики слабы, уходят от своего учителя, хотя клялись в любви, устраивали состязания. Петр отрекся от Христа, и именно Иуда выступает судьей учеников, укоряя их в слабодушии, лицемерии. В доказательство своей любви и равенства с Иисусом, Иуда сам себя казнит.

И этот акт возвышает его в глазах читателя, заставляет принять за истину его последние слова. Завершая рассказ словом “предатель”, Андреев выражает не собственную точку зрения по поводу Иуды, а сложившееся мнение о нем, которое вовсе не является абсолютной истиной. К такому выводу приходит читатель, познакомившись с мыслями, переживаниями Иуды, имея возможность перенести их на его судьбу.

Андреев в рассказе “Иуда Искариот” выступает как оригинальный художник, который не терпит рутины, шаблона.

Проза Андреева сложна для восприятия, однако она стоит того, чтобы в ней разобраться. Она актуальна для современного читателя и, пожалуй, останется таковой еще очень долгое время.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Художественный стиль Л.Н. Андреева.

Л.Н. Андреев за время своей жизни написал большое количество художественных произведений, но свое признание писатель получил, в первую очередь, за свои рассказы. Читателя увлекали: новая тематика, необычный стиль повествования (с огромным количеством новых, неизвестных средств художественной выразительности), новые взгляды на жизнь и глубокий психологизм – все то, в чем заключалась новизна андреевских произведений. В своих произведениях писатель поднимал темы, актуальные не только в его эпоху, но и во все время существования мира и человека: бедность и скудность духовного мира личности, неравноправие социальных слоев общества, проблемы отсутствия веры и совести.

Среди исследований, посвященных различным аспектам творчества Л.Н. Андреева можно выделить следующие:

2) Во второй период развития мысли автор все больше внимания начинает уделять публицистике, общественным проблемам. Если в первый период, Андреева больше интересовали собственные интерпретации, то здесь основой его творчества является мысль – за ней он идет, развивая ее.

Итак, из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы об особом художественном стиле Л.Н. Андреева:

- произведения писателя носили новаторский характер и ярко отражали культуру, быт и социальное положение России во время непростого, переломного момента в развитии истории страны в начале ХХ века;

- автор старался акцентировать внимание на детализации изображаемого, подробно выписывая каждый элемент художественного мира произведения;

- одной из основных характеристик героев произведения Л.Н. Андреева можно назвать тщательную проработку их характера, глубокий психологизм как персонажей, так и общей атмосферы произведения в целом;

- при работе над своими произведениями автор старался провести необходимые эксперименты, сделать психологические выводы из знакомых ему жизненных ситуаций, что придавало его произведениям реалистический характер.

Читайте также: