Сочинение по теме искусство древнего египта

Обновлено: 04.07.2024

2. Египетское искусство Раннего и Древнего царства.

3. Искусство Среднего и Нового царства.

5. Список литературы.

В истории мировых цивилизаций важнейшая роль отведена культурам Древнего Востока. Для современного человека Восток – это огромное географическое, историческое и культурное пространство, которое охватывает территории всей Азии и страны Северо-Восточной и Северной Африки и вбирает в себя много-тысячелетний путь развития человеческого общества.

Колыбелью мирового искусства издавна считают Ближний Восток – регион, объединяющий Египет с прилегающими к нему областями и Переднюю (или Западную) Азию. Именно на Ближнем Востоке родились древнейшие известные нам мифы, объясняющие возникновение Земли и человека, были созданы первые календари и карты звездного неба, изобретены гончарный круг и колесо, клинопись, алфавит и цифры.

Пирамиды, обелиски, сфинксы и колоссы фараонов в Египте, руины гигантских зиккуратов и разукрашенных майоликовыми панно дворцов в Двуречье и Эламе, загадочные ассирийские шеду, монументальные наскальные рельефы в Иране и многое другое осталось нам в доказательство дерзкой смелости, удивительных знаний, неисчерпаемой изобретательности и талан-тов архитекторов и художников древнего Ближнего Востока.

Цель настоящей работы: изучить искусство Древнего Египта, его особенности и влияние на искусство последующих эпох.

2. Египетское искусство Раннего и Древнего царства.

Одна из величайших цивилизаций древности – египетская – сложилась на северо-востоке Африки, в нижнем течении могучей и полноводной реки Нил.

Религиозные и космогонические представления египтян начали формироваться у неолитических земледельческих племен, которые, объединяясь в группы, заселяли определенные территории (номы). Каждый ном имел своих божеств и сам обожествлялся и персонифицировался, чаще в образе какого-либо животного. Древние египтяне поклонялись солнцу, луне, стихиям, небу, земле, камням, деревьям, птицам, змеям, различным животным; в образе бы-ка почитали вождя племени и первых египетских царей. Со временем египетские боги стали приобретать человеческие черты. Особый культ был связан с Нилом. Однако самое значительное место в религии древних египтян со временем занял заупокойный культ, связанный с верой в продолжение жизни после смерти в подземном царстве бога Осириса. Для загробной жизни необходимо было сохранить тело человека нетленным, чтобы его духовный двойник смог соединиться с ним в гробнице. Так возникла традиция бальзамирования умершего, превращения тела в тщательно спеленутую и помещенную в саркофаг мумию.

Идея обязательного безошибочного узнавания покойного его духовным двойником вызвала к жизни специфическую для древнеегипетского искусства портретность. Маскам саркофагов и помещенным в захоронения изображениям усопшего придавалось удивительно точное сходство с конкретным человеком. Не меньшее значение в жизни древнеегипетского общества имел культ обожествленного фараона. Царя почитали как сына Солнца, как земное воплощение небесного сокола Гора и как наследника, властвующего над производящими силами природы и над царством мертвых бога Осириса. На обслуживание заупокойного культа и государственного культа фараона и было в основном направлено художественное творчество древних египтян.

Одной из таких форм оказалась пирамида — сооружение, гениальное по своей простоте, физической устойчивости и психологической выразительности. Другим изобретением египетских зодчих, определившим на тысячелетия вперед наиболее распространенный тип величественного мемориально-триумфального сооружения, стал обелиск — возносящийся к небу каменный столб с пирамидальным завершением. Древнеегипетскому зодчеству принадлежит и заслуга преобразования в художественную систему стоечно-балочной конструкции, использование опоры и перекрытия как важнейших элементов пластического языка архитектуры, создание колонны.

Четкость объемов и точность рисунка, соразмерность всех частей ком-позиции характеризуют как изобразительное, так и декоративно-прикладное искусство Древнего Египта. Некоторые исследователи считают, что определяющие черты древнеегипетской каменной архитектуры — функциональность, монолитность объемов, простота и строгость форм — были заложены в додинастический период (до нач. 3-го тыс. до н. э.) в искусстве мебели. В изготовлении предметов, причисляемых нами к произведениям декоративно-прикладного искусства, египетские мастера следовали очертаниям простейших геометрических фигур — прямоугольника, трапеции, квадрата, круга и треугольника. В детали предмета вводились изящные украшения в виде связок тростника или стеблей лотоса с полураскрытыми цветками, священного жука-скарабея, фигур, полуфигур, голов или ног животных либо отвлеченных символов. Для достижения высокого декоративного эффекта египетские мастера прибегали к контрастам фактуры и цвета; матово блестящую черноту или шоколадный тон эбенового дерева оттеняли белизной слоновой кости и драгоценным сиянием золота; теплую поверхность дерева сочетали с холодным полированным камнем; жесткий блеск металла противопоставляли красочному свечению эмалей.

В эпоху Древнего царства, в XXVIII—XXIII вв. до н. э., Мемфис был столицей и ведущим художественным центром Египта. От 3-го тыс. до н. э. здесь сохранились лишь немногие остатки храма бога Пта. Зато некрополи Мемфиса, расположенные близ современных поселений — Гизы, Саккары, Абусира и Дахшура, — хранят величайшие памятники древнеегипетского зодчества [1,с.30].

Единственный свидетель истории некрополя в Гизе, возвышается у входного павильона в заупокойный комплекс фараона Хефрена его Большой сфинкс. Предполагают, что Большой сфинкс в Гизе был высечен из остатка скалы, дававшей камень для строительства пирамид, и дополнен плитами известняка. Фигура сфинкса, достигающая 20 м в высоту и 57 м в длину, органично слита со скалой и воспринимается как вырастающий из земли моно-лит. Бесстрастное лицо сфинкса было окрашено в красновато-оранжевый цвет и обрамлено сине-красным полосатым царским платком; надо лбом поднимался урей — изображение кобры, распустившей капюшон и готовой к броску, — охранительный знак царя и бога.

3. Искусство Среднего и Нового царства.

Возросшая самостоятельность провинций — номов привела к тому, что их правители — номархи стали строить свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Усыпальницы номархов оказались подлинными сокровищницами произведений изобразительного искусства — рельефов, росписей, статуарной и мелкой пластики, украшений. Искусство изображения в эпоху Среднего царства достигло больших высот.

Скульпторы Среднего царства виртуозно обрабатывали мягкие и твердые породы камня, дерево, слоновую кость и глину. Не отступая от канонов, они искусно фиксировали возрастные черты модели, усиливали портретность, индивидуальность изображения, что особенно хорошо видно в статуях фараонов XIX в. до н. э. — Сенусерта III и Аменемхета III. Рельеф стал более плоскостным, более графичным и более разнообразным по способам исполнения [1,с.33].

Однако главным достижением эпохи было развитие настенной живописи. Превосходные образцы стенописи с картинами нильской природы бы-ли обнаружены в гробницах номархов и знати в Фивах и Бени Xacaнe.

Эпоха Нового царства наступила после изгнания гиксосов фараоном Яхмосом I в сер. XVI в. до н. э. Фараоны XVIII династии установили господство Египта над Палестиной, Финикией и Сирией. Столица Египта — древние Фивы — стала одним из самых богатых и блистательных городов мира. В Фивах, на восточном берегу Нила, началось многовековое строительство двух величайших храмов Древнего Египта. Один из них, вытянутый вдоль реки с севера на юг, находится на территории современного города Луксора, другой, ориентированный перпендикулярно к Нилу, расположен примерно в трех км севернее, в селении Карнак. В древности храмы соединялись аллеей сфинксов. Оба храма были посвящены фиванской триаде божеств — АмонуРа, Мут и Хонсу. Установленный культ предполагал ритуальные процессии со встречей на Ниле ладьи богов и перенесением ее в святилище.

В соответствии с требованиями культа был создан новый тип храма, все основные части которого выстраивались строго по продольной оси. Ритмично сменяли друг друга мощные входные пилоны фасадов с обелисками и колоссами фараонов перед ними, залитые солнцем дворы с колоннадами, затененные, уподобленные священным рощам гипостили с рядами могучих каменных лотосовидных и папирусовидных колонн с цветными рельефными изображениями и надписями, погруженные в мрак святилища.

На противоположном, западном, берегу Пила, в долине Дейр-эль-Бахри, у подножия ограждающих долину высоких скал в нач. XV в. до и. э. архитектор Сенмут воздвиг заупокойный храм единственной в истории Египта женщины-фараона царицы Хатшенсут. Великий зодчий по новому использовал идею развернутой в пространстве архитектурной композиции. Три огромные прямоугольные каменные террасы с портиками на протодорических колоннах и внутренними помещениями поднимаются одна за другой, соединенные по центральной оси пологими широкими пандусами, к скрытому в скалах святилищу. Торжественный подход к храму от нильской пристани создавала прямая и длинная, в несколько километров, аллея сфинксов с портретными лицами царицы.

Главный храм, возведенный зодчим Пареннефером, ориентированный на восток и окруженный стеной с воротами-пилоном, включал открытые дворы с алтарями и многоколонные портики со статуями фараона. Стены помещений дворцов и храмов были облицованы цветным фаянсом, украшены рельефами с инкрустацией и позолотой, а также росписями, в которых фара-он представлен в необычно интимных для древнеегипетского искусства ситуациях—в кругу семьи, беседующим с женой, ласкающим детей.

В периоды поздних династий египетские художники в заботе о сохранении древних традиций иногда эклектически соединяли приемы разных эпох.

В настоящей работе мы рассмотрели тему – искусство Древнего Египта. Особенностью древнеегипетского искусства была его направленность на обслуживание заупокойного культа и государственного культа фараона.

Дошедшие до нас памятники, за редкими исключениями, представляют культовое искусство Древнего Египта. В архитектуре это святилища, храмовые комплексы, гробницы фараонов и знати; в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве — погребальные и храмовые статуи, рельефы, росписи, ритуальная утварь, предметы обихода, обнаруженные в гробницах. Таким образом, искусству в Древнем Египте отводилась почетная и священная роль: оно должно было обеспечивать бессмертие и прославлять государственную власть.

К изобретениям египетских зодчих относится пирамида — сооружение, гениальное по своей простоте, физической устойчивости и психологической выразительности. Другим изобретением стал обелиск — возносящийся к небу каменный столб с пирамидальным завершением.

К известным памятникам Египта относится пирамида Джосера, ансамбль пирамид в Гизе и принадлежащий уже к позднему эллинистическому периоду маяк на острове Фарос.

В целом торжество греческой культуры в Египте не было долгим; с сер. III в. до н. а. в искусстве Александрии возобладали глубинные, выпестованные многотысячелетним прошлым художественные представления и приемы.

5. Список литературы.

2. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Л.: Искусство - 1961

3. Павлов В.В. Искусство Древнего Египта. М.: Изд-во Ак. Худож. СССР, 1962


В середине 4 века до н. э. возле реки Нил (Африка) образовалось государство Древний Египет. Условия его существования способствовали довольно быстрому развитию культуры и искусства. Особенности этих сфер описаны в нашей статье.

Этапы развития искусства

Искусство Древнего Египта принято разделять на такие периоды:

  • Искусство Древнего Царства (32-24 века до н. э.): отличалось монументальностью (масштабность и возвышенность форм), постоянством сложившихся норм, тесной связью с верованиями;
  • Искусство Среднего Царства (21-18 века до н. э.): традиции сохраняются, но монументальность снижается, произведения искусства начинают приобретать индивидуальность, активно развивается ювелирное дело;
  • Искусство Нового Царства (17-11 века до н. э.): нормы утрачивают значимость, традиционные формы дополняются элементами, передающими личностные переживания; появлялись отдельные произведения искусства, показывающие человеческие чувства; в конце этого периода все снова вернулось к монументальному стилю, но он перестал быть таким естественным как на первом этапе.

Древнеегипетское искусство изжило себя, утратив новизну и творческие идеи.

В период Древнего Царства были возведены самые грандиозные сооружения – Великие Пирамиды, Большой Сфинкс, которые продолжают оставаться одним из чудес цивилизации, привлекая загадкой своего создания.

Египетские пирамиды

Рис. 1. Египетские пирамиды.

Особенности культуры

Известно, что культура Древнего Египта является одной из самых ранних. В конце 4 века до н. э. уже появилась древнеегипетская письменность. Основным видом письма были иероглифы, которые наносили на камень или папирус (изготовляли из одноименного растения).

На древнеегипетскую культуру сильно влияла религия. Единого верования не было, в разных местностях поклонялись определенному божеству, признавая существование других.

которые читают вместе с этой





Специфическим было отношение египтян к потустороннему миру. Они считали, что человек должен быть обеспечен всем необходимым, вступая в загробную жизнь. Также существовал особый символ Анх, обозначающий вечную жизнь. На земле являлся сильным оберегом, а после – ключом к царству мертвых (бессмертию).

Именно благодаря особенностям погребального культа (оснащение гробниц предметами быта, драгоценностями, надписями, рисунками, статуями) сохранилось большое количество свидетельств развитости древнеегипетской культуры и искусства.

Египетский символ Анх

Рис. 2. Египетский символ Анх.

Изобразительное искусство

Если говорить кратко о изобразительном искусстве Древнего Египта, то оно было представлено такими видами:

  • Живопись: изображения были яркими, поверхность для покраски предварительно обрабатывали (мягким гипсом, известняком), сверху покрывали лаком; картины в основном должны были облегчить человеку загробную жизнь, изображая переход в потусторонний мир; использовались простые линии и плоская проекция фигур;
  • Скульптура: наиболее строго соблюдались нормы, были установлены четкие правила передачи образов божеств и фараонов, использовались цельные каменные глыбы, небольшие деревянные статуэтки могли передавать изображение простых египтян;
  • Декоративно-прикладное: активно развивалось ювелирное направление (различные формы придавали золоту, умели менять его цвет, украшения дополняли цветными стеклами и поделочными камнями, современные драгоценные не использовались); создан стекловидный материал (фаянс), из которого изготовляли керамические изделия, бижутерию.

Выразительное искусство

В древнеегипетском искусстве также активно развивались:

  • Архитектура: была масштабной, но довольно однообразной; применялись пирамиды, пилоны (усеченные башни-пирамиды), колонны для строительства гробниц, дворцов, храмов; стены зданий украшали иероглифами и символическими изображениями;
  • Литература: в основном представлена религиозными и погребальными гимнами, текстами, стихами, биографиями; в Среднем Царстве добавились повествовательные произведения;
  • Музыка: основные инструменты – арфа, флейта; позже добавились бубны, лиры, барабаны; существовали профессиональные музыканты;
  • Театр: представления были массовыми, разыгрывались религиозные сценки, мистерии о борьбе добра и зла.

Что мы узнали?

Рассмотрев тему из курса истории (5 класс), по которой можно подготовить дополнительный доклад, мы узнали об особенностях и видах древнеегипетского искусства.

Искусство древнего Египта до сих пор оказывает воздействие на человеческую культуру. Первое о чем вспоминаешь при слове Египет – безусловно, пирамиды, которые сохранились до нынешнего времени. Свои дворцы египетские фараоны строили из не особенно прочных материалов, поэтому они практически не сохранились, но сохранились трапециевидные усыпальницы – мастабы, скальные гробницы и означенные ранее пирамиды.

Помимо этого следует отметить храмы. Которые воздвигались в период Нового царства, такими являются Карнакский и Луксорский, которые имеют характерные колонные дворы и огромные залы. Стены этих конструкций изобилуют рельефами и множеством иероглифов.

Скульптурное искусство развивалось довольно активно, но по большей части оно склонялось к монументальности. Характерным примером является громада Сфинкса в Гизе.

Скульптуры являлись частью религиозной культуры, с которой были тесно связаны. Согласно египетской религии, каждый человек обладал семью ипостасями души, и одна из таких ипостасей могла переходить в изображение, в том числе и статую. Поэтому огромные статуи фараонов имели в том числе и существенное культовое значение, в качестве примера вспомним гигантскую статую Рамзеса Второго.

Отличительной особенностью изображения людей на плоскости является стандартизация всех образов, которые предлагаются сугубо в профиль, но при этом лицо всегда повернуто одним глазом, смотрящим на зрителя. Также человеческие фигуры даются как бы в полоборота, где грудь и плечи, тоже разворачиваются к смотрящему. На самом деле такая особенность обуславливается совсем не неумением египетских художников рисовать, просто существовала многовековая традиция, согласно которой на плоскости изображались только видимые взглядом части зрительного поля.

Отдельная традиция существовала для изображения фараонов, которые запечатлевались в неподвижной и величественной позе с небольшой полуулыбкой. Помимо этого устранялись любые физические недостатки и иногда фигуры немного увеличивали для того чтобы указать на значимость по сравнению с остальными изображаемыми.

В V тыс.лет. до н.э. долина Нила стала местом основания первых государств рабовладельческого строя. Конец IV тыс.лет. до н.э. пришелся на создание царства с центром в городе Мемфисе, что на левобережье Нила. Жизнь государства была обособленной. В 2800гг. до н.э. там правил фараон Хуфу (ныне называемый Хеопсом). Его стремления заключались лишь в том, чтобы обогатиться. На плодородных берегах Нила работал трудолюбивый народ. Большая часть урожая сдавалась сборщикам царя. В птичниках и скотных дворах фараона содержалось несчетное поголовье животных и птиц. Фараоны владели рудниками и каменоломнями, в их руках была неограниченная власть. Так, закабалив сельское население, фараон решил прославить себя, создав самую высокую в царстве гробницу.

Изолированная от всего мира египетская цивилизация не меняла свой уклад в течение 3 тыс.лет. Ввиду отсутствия конкуренции методы добычи и обработки камней не изменялись. Поэтому гробница фараона, выстроенная, как и другие, в форме пирамиды, не отличалась изысканностью, но поражала своей грандиозностью. 100 тыс.человек было пригнано на ее сооружение. Работали они впроголодь, умирающие от истощения заменялись новыми. Строительство пирамиды Хеопса высотой в 147м продолжалось в течение 30 лет. В результате Хеопс добился, чего хотел, но страна была разорена.

В XXI-XVIII вв. до н.э., после разделения Египта на отдельные области, власть забрали фиванские правители. Их пирамиды более скромные и отличаются меньшим размером. В этот период получило распространение ювелирного дела.

В XII-XI вв. до н.э. возведение пирамид прекратилось, гробницы были перенесены в скалистые ущелья. Архитектура Египта была направлена на строительство храмов. В этот период появились святилища Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Помещения имели довольно сложное решение, в них можно было заблудиться.

В Древнем Египте наряду с архитектурой и литературой уделялось внимание театру. Главными действующими лицами представлений являлись мифические герои – бог загробного мира Осирис и его жена Исида. Тема была одна – война тьмы и света. В качестве актеров выступали жрецы, а иногда – фараоны.

Искусство Древнего Египта

Популярные сегодня темы

Нептун – самая далекая планета Солнечной системы, хотя вопрос о том является ли этот газовый гигант планетой для некоторых астрономов до сих пор остается открытым. Нептун имеет практически ид

Небо загадочное и таинственное место во вселенной. Днем оно голубое ночью черное. Иногда по нему плывут облака, а бывает оно полностью затянуто тучами.

Удмурты – коренные жители среднего и северного Предуралья и Прикамья. Относятся к финно-угорской этнической группе, и проживают на территориях Удмуртской Республики и соседствующих с ней обла

Наша планета Земля богата жизнью. И кроме животных, населяющих ее, большую роль играют растения.

Африка один из самых загадочных континентов мира. Их обычаи, традиции, язык, все это до сих пор не совсем понятно многим исследователям, посетившим эту часть земного шара. Перевод слова «Афри

1606 год стал легендарным для города Лейдена. Тогда в доме мельника Хармена ван Рейна появился уникальный ребенок. Он был окрещен чудным именем Рембрандт. Кроме него семья уже могла похвастат

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Искусство Древнего Египта.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


ОСОБЕННОСТИ ЕГИПЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Египтяне верили в загробную жизнь и готовили себя к ней.

Во время земного существования гробницы наполняли множеством предметов, сопровождающих человека при жизни. В египетской скульптуре встречается:

1. Изображение богов

2. Изображение фараонов и знати

3. Изображение слуг и рабов за своими основными занятиями, это маленькие статуэтки – ушебти

Боги изображались в виде животных: шакал, сокол, змея, корова, обезьяна, жук-скарабей, кошка. Иногда изображались с туловищем человека и головой животного.

ФАРАОНЫ И ЗНАТЬ

Статуи в рост, поза спокойная, одна нога впереди, руки вдоль тела, кисти зажаты в кулак, взгляд без эмоций, устремлён в вечность. Мужская фигура окрашивалась тёмной охрой, женская – светлой, на голове чёрные парики, глаза – полудрагоценные камни, веки подводились чёрной краской, у фараонов подвязывалась ритуальная бородка. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Одежда мужской фигуры – короткая юбка до колен, женской – узкое длинное платье из хлопка.

На голове у фараона поперёк волос платок – клевете (на него одевалась корона). На груди у фараона пектораль.

Читайте также: