Сочинение по тексту солоухина если бы какие нибудь вселенские диверсанты

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка 9 класс.

Тема: Способы формулировки проблемы, поднятой автором текста. (Слайд 1) Тип урока: комбинированный.

Вид урока : урок теоретической и практической работы. Форма деятельности на уроке: фронтальная работа, работа в группах. Оборудование : ПК, мультимедиа, презентация к уроку, раздаточный материал ( Приложение 1, 2 ), листы учёта знаний, умений и навыков.

Программа: для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой

Учебник: Власенков. А.И., Л.М.Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений.

Обучающие цели урока: - дать представление о месте и роли формулировки проблемы исходного текста в структуре сочинения ЕГЭ; - закрепить навык вычленения основной проблемы текста, формулирования её разными способами.

Развивающая цель : развитие навыков сопоставления, умения вести диалог, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Воспитывающая цель : способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах; формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету; создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив).

К1. Формулировка проблем исходного текста. (Слайд 2)

- Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. - 1 балл.

- Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.- 0

Ребята, вы все очень разные, а значит каждому из вас удобнее выбрать свой способ формулирования проблемы исходного текста. Итак, ребята, чему вы должны научиться на уроке? (Формулировка целей урока).

II. Работа над новым материалом. 1) Работа с текстом В.Солоухина (Приложение 1) : чтение текста, словарная работа.

2) Объяснение способов моделирования формулировки проблемы исходного текста. Коллективная работа.

а) Ключевое слово : (Слайд 3) Найдите и запишите ключевое слово текста (жадность).

Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово (порок, роковая страсть, страшные последствия, губит души и т.д.)

Сделайте переход к теме исходного текста (экология).

Вариант работы. Человеческая жадность - отвратительный нравственный порок, который владеет человеческими душами. Страшно, когда жадность овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В. Солоухин.

Запишите 3-4 назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.

Сделайте переход к исходному тексту.

Вариант работы. Чёрная, обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Ощущение дикого, вселенского одиночества. Вот что ждёт человечество, если оно не сможет преодолеть роковую страсть – жадность, о которой пишет В. Солоухин.

г) Название (Слайд 6) . Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его, чтобы название воплощало главную мысль. Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.

д) Пословица, афоризм, цитата. (Слайд 7) . Запишите пословицу (афоризм, цитату) которая выражает главную мысль текста. Сделайте переход к исходному тексту.

Вот вы и познакомились с разными способами моделирования первой композиционной части сочинения. Чтобы лучше освоить один из предложенных способов, я предлагаю вам самостоятельно поработать с другим текстом в группах (5 групп по 5 человек, каждой группе даётся один из способов формулирования проблемы исходного текста). Ребята, не забывайте, что проблемы бывают разные:

- философские (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления)

- социальные (касаются устройства и жизни общества)

- политические (связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп)

- экологические (отражают взаимодействие человека и окружающей среды)

- нравственные (этические) (связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек) и т.д.

1) Чтение текста.

2) Словарная работа (Слайд 8) : праведник - человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-нибудь религии; в православии святой, который прославился подвигами и святостью жизни в обычных мирских условиях; человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности; характеризуется полным посвящением человека на служение Богу; человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов; тот, кто во всём руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.

3) Самостоятельная работа учащихся.

V. Итоги уроки. Закончить урок мне хочется словами Н.А.Некрасова: Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме. Стих, как монету, чекань Строго, отчетливо, честно, Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно, Мыслям – просторно. В этих стихах – одно из замечательных правил словесного искусства: писать так, чтобы слово было точным, чтобы за каждым словом угадывался глубокий смысл, открывался простор воображению. И тогда удача на экзамене вам обеспечена! Домашняя работа: упражнение 407 (текст Д.Лихачёва). Написать первый абзац сочинения при помощи других способов моделирования.

Приложение 1

(1)Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мертвый камень, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (2)Говорят, что мы сбрасываем в Мировой океан ежегодно 10 000 000 тонн нефти. (З)Говорят, Рейн несёт в своих водах каждые сутки столько же ядовитых химических веществ, сколько могут перевезти 1000 железнодорожных составов. (4)Цифры, если их собрать, потрясающие; картина, если ее нарисовать, ужасна. (5)Остановиться уже нельзя. (6)Но я сейчас думаю о той пружине, которая дала первый толчок и подвигнула человека на этот пагубный путь. (7)Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну. (8)Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например, перепелят. (9)Он схватит одного и улетит, чтобы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, запрограммированную в нём от века.

(10)Лежбище котиков. (11)Люди ходят между беззащитными зверями и палками избивают их. (12)Как можно больше убить, как можно больше схватить. (13)Бей, пока есть патроны, бей, пока видишь, бей, пока шевелится, бей, если можешь убить и. положить в карман гладкий холодный кружочек золота. (14)Да, как ни печально это сознавать, но первым толчком, подвигнувшим человека на путь так называемого технического прогресса, была неутолимая, ненасытная жадность. (15)Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, от золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории. (В.Солоухин)

Приложение 2

(1)Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. (2)Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую. (3)- Ефим ее не любил. (4)Говорил: люблю одеваться культурно, а она - кое-как, все по-деревенски. (5)А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел. (6)Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою). (7)И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. (8)И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок. (9)В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! (10)А у нее не было. (11)Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! (12)Трижды в день варить ему, жить для него - и потом зарезать и иметь сало. (13)А она не имела. (14)Не гналась за обзаводом. (15)Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. (16)Не гналась за нарядами. (17)За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

(18)Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. (19)Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы. (20)Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. (21)Ни город. (22)Ни вся земля наша. (А.Солженицын)

Приложение 3

Знаю, что такое проблема исходного текста. Знаю все способы формулирования проблемы исходного текста.

Умею применять полученные знания при определении и формулировании проблемы исходного текста.

Научился (-лась) определять и формулировать проблему исходного текста разными способами.

(1) Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди и не только не считающие себя диверсантами, но мнящие себя друзьями природы.

(2) Говорят, что мы сбрасываем в Мировой океан ежегодно 10 000 000 тонн нефти.

(3) Говорят, Рейн несет в своих водах каждые сутки столько же ядовитых веществ, сколько могут перевезти 1000 железнодорожных составов.

(4) Говорят, одна только средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает в сутки в окружающий воздух 500 тонн серного ангидрида, который, соединяясь с любой водой, тотчас дает серную кислоту.

(5) Цифры, если их собрать, потрясающие; картина, если ее нарисовать, ужасна.

(6) Остановиться уже нельзя. (7) Но я сейчас думаю не о точке остановки, а о точке начала, о той пружине, которая дала первый толчок и подвигнула человека на этот пагубный путь.

(7) Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну. (9) Сытый лев пропускает мимо себя стадо антилоп, не пошевелив ухом.

(10) Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например, перепелят.

(11) Он схватит только одного и улетит, чтобы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, запрограммированную в нем от века.

(12) Насекомоядная птица по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех каких-нибудь там личинок, однако ее возможности ограничены самой природой.

(14) Люди расстреливают стадо бизонов с вертолета. (15) Тысячи туш остаются лежать и гнить в степи, потому что людям нужны только шкуры.

(16) Врезавшись в одуревшее стадо на вертолете, люди стреляют, пока есть патроны либо пока есть бизоны.

(17) Лежбище котиков. (18) Люди ходят между беззащитными зверями и палками избивают их. (19) Избиение продолжается до тех пор, пока есть силы или есть котики.

(20) Под угрозой истребления киты, слоны, страусы, крокодилы, носороги, многие виды животных и птиц.

(21) Истреблена морская корова, истреблена птица гага, истреблены – практически – зубры, если не считать нескольких штук в Беловежской пуще.

(22) Бей, пока есть патроны, бей, пока видишь, бей, пока шевелится, бей, если можешь убить и … положить в карман гладкий холодный кружочек золота.

(23) Да, как не печально это сознавать, но первым толчком, подвигнувшим человека на путь так называемого технического прогресса, была неутолимая, ненасытная жадность.

(24) Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но перешагните уязвленное самолюбие, посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, от золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории.

(25) Кто-то убил последний экземпляр морской коровы, последний экземпляр гаги.

– Чтобы вам было понятнее, с чего начать и чем закончить своё сочинение, давайте опять-таки обратимся к очередному тексту и на его примере сделаем работу.

(1) Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди и не только не считающие себя диверсантами, но мнящие себя друзьями природы.

(2) Говорят, что мы сбрасываем в Мировой океан ежегодно 10 000 000 тонн нефти. (3) Говорят, Рейн несет в своих водах каждые сутки столько же ядовитых химических веществ, сколько могут перевезти 1000 железнодорожных составов.

(4) Говорят, одна только средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает в сутки в окружающий воздух 500 тонн серы, в виде серного ангидрида, который, соединяясь с любой водой, тотчас дает серную кислоту.

(5) Цифры, если их собрать, потрясающи; картина, если ее нарисовать, ужасна.

(6) Остановиться уже нельзя. (7) Но я сейчас думаю не о точке остановки, а о точке начала, о той пружине, которая дала первый толчок и подвигнула человека на этот пагубный путь.

(8) Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну. (9) Сытый лев пропускает мимо себя стадо антилоп, не пошевелив ухом. (10) Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например, перепелят. (11) Он схватит одного и улетит, чтобы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, запрограммированную в нем от века. (12) Насе-комоядная птица по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех, ну, каких-нибудь там личинок, однако ее возможности ограничены самой природой.

(16) Врезавшись в одуревшее стадо бизонов на летящем поезде, люди стреляют, пока есть патроны либо пока есть бизоны.

(17) Лежбище котиков. (18) Люди ходят между беззащитными зверями и палками избивают их. (19) Избиение продолжается до тех пор, пока есть силы или есть котики. (20) Как можно больше убить, как можно больше схватить.

(21) Истреблена морская корова, истреблена птица гага, истреблены – фактически – зубры, если не считать нескольких штук в Беловежской пуще.

(22) Под угрозой истребления киты, слоны, страусы, крокодилы, носороги, многие виды животных и птиц.

(23) Бей, пока есть патроны, бей, пока видишь, бей, пока шевелится, бей, если можешь убить и. положить в карман гладкий холодный кружочек золота.

(24) Да, как ни печально это сознавать, но первым толчком, подвигнувшим человека на путь так называемого технического прогресса, была неутолимая, ненасытная жадность.

(25) Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но перешагните уязвленное самолюбие, посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, от золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории.

(26) Кто-то убил последний экземпляр морской коровы, последний экземпляр гаги. (27) Кто-то убьёт последний экземпляр кита и лебедя. (28) Мало ли что другие экземпляры. (29) Но ведь именно от этого назад тянулись назад и вперёд цепочки поколений. (30) А теперь осталась только одна цепочка – назад. (31) Нитки поколений перерезаны ненасытной жадностью человека.

( По В. Солоухину)

– Итак, с чего начать сочинение? Смотрите, сколько вариантов вступлений может быть к нему по предложенному тексту.

Варианты вступлений

Вступление может быть написано в форме:

1. Лирического размышления.

2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме) текста.

3. Рассуждения о заглавии, которое вы бы дали тексту. (Не забудьте: в заглавии может звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт.

4. Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста.

5. Ряда назывных предложений, создающих картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.

6. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику. Будьте осторожны, если начинаете сочинение с цитаты! Только тогда используйте её, когда помните дословно, а иначе любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка.

7. Может начинаться с ключевого слова текста (именительного темы).

8. Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста.

9. Описательного утверждения.

Варианты вступлений

– Посмотрите, какой вариант вступления вам проще всего написать. Выбрали? Тогда и выбирайте ещё и вариант заключения.

Варианты заключений

Заключение может быть написано в форме:

1. Обзора всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств.

2. Этически корректного возражения автору исходного текста.

3. Спора с воображаемыми критиками позиции автора.

4. Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста.

5. Яркого примера, обобщающего ваши суждения.

6. Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного(-ых) положения (-ий).

8. Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям.

9. Развёрнутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.

Варианты заключений

– Хотите проверить, насколько хорошо вы запомнили варианты создания вступления и заключения? Тогда напишите их по предложенным образцам к следующему тексту:

(1)Говорят, что у всякой наглости есть предел. (2)Это очень хорошая поговорка, даже мудрая. (3)Но, к сожалению, не жизненная. (4)Практикой не подтверждается. (5)Любой россиянин знает, что у наглости предела нет.

(6)Вот недавний конкретный пример.

(7)Не где-нибудь в дремучем захолустье, а прямо в столице нашей родины, средь бела дня, в пяти шагах от выхода из метро два молодых здоровых боевика избили Героя России. (8)Швырнули на землю, вываляли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину. (9)Герой России, человек далеко не молодой и не слишком здоровый, еле спасся. (10)А из людей, стоявших вокруг, на помощь ему не пришел никто.

(11)Правда, у этих равнодушных граждан есть маленькое оправдание: дело в том, что боевики были одеты в милицейскую форму, да еще с сержантскими погонами. (12)Мало того, они и были сержантами милиции. (13)Чеченцы, что ли? (14)Да нет, светловолосые и светлоглазые, абсолютно наши люди. (15)Просто боевые ребята, всегда готовые врезать, кому надо и не надо, чтобы каждый знал свое место.

(16)Герой России пожаловался милицейскому начальству. (17)Оно вникло в происшествие и ответило, что боевые ребята, даже если малость погорячились, по существу правы, потерпевший сам виноват: зачем сопротивлялся, когда били и волокли в машину? (18)В конце концов, они власть, а он кто? (19)С учетом, что Герой России, преследовать по закону его не стали, но впредь пусть учтет.

(20)Надо сказать, потерпевший, действительно, был виноват, и даже дважды. (21)Нет, не в том, что упирался, когда волокли, тут его понять можно: уж если на людях бьют, то что сделают в закрытой машине, не предскажет никто. (22)Виноват он был в том, что, во-первых, по имени Магомет, а, во вторых, по фамилии Толбоев. (23)То есть, ярко выраженное лицо кавказской национальности. (24)И боевые ребята просто хотели проверить. (25)А иным методам проверки их, судя по всему, не обучили. (26)За что же наказывать – они же старались!

(27)Наверное, тем бы все и кончилось – но абсолютно рядовое происшествие раздули журналисты. (28)Дали информацию в газеты, сделали коротенький сюжет на телевидении. (29)И более высокое начальство решило проявить вежливость: перед Героем России, испытателем самолетов и космических аппаратов, извинился сам лично глава московской милиции. (30)Словом, инцидент вполне можно считать исчерпанным.

(31)Но меня гложет вот какое сомнение.

(32)А если бы потерпевшим вдруг оказался не знаменитый человек? (33)Тогда что? (34)Стала бы эта история событием? (35)Подхватили бы ее журналисты? (36)Извинялись бы перед пострадавшим от рук милицейских боевиков?

(37)Не знаю. (38)Честно скажу – не знаю. (39)Подозреваю даже, что не подавляющая, но достаточно значительная часть граждан даже одобрила бы их превентивные действия.

(47)Все эти тексты я не придумал – я их слышал не раз, не два и не двадцать два. (48)Ну не можем, никак мы не можем примириться с тем, что Россия – великая держава, а Москва – мировая столица. (49)Не можем примириться, что у всех ста восьмидесяти крупных и малых этносов, населяющих нашу огромную державу, права и на Россию, и на ее столицу не гостевые, а хозяйские. (50)Любой квадрат нашей общей земли принадлежит любому россиянину. (51)Где хочет, там и живет. (52)Его страна!

(53)И это для нас не беда, а большая удача. (54)Ведь как повезло Москве, что сюда понаехали Арам Хачатурян, Святослав Рихтер, Вахтанг Чабукиани, Махмуд Эсембаев, Таир Салахов и Давид Ойстрах! (55)Насколько бедней была бы сегодняшняя столица без Николая Цискаридзе, Михаила Жванецкого или Армена Джигарханяна!

(61)Тысячу лет назад в нынешнее Нечерноземье с Севера понаехали варяги, с Юга – греки, с Запада – поляки и немцы, с Востока – татары. (62)Но и сами русские не зевали: Ермак понаехал в Зауралье, Хабаров – на Амур, Крашенинников – на Камчатку, а Пржевальский – вообще, в пустыню Гоби. (63)И поди теперь разбери, кто где коренной, а кто понаехавший. (64)Так что единственный реальный выход из создавшейся мешанины – признать, что все мы равноправные россияне, понаехавшие из России в Россию. (65)И чем глубже мы это поймем, тем быстрей и бескровней оформится и затвердеет монолитная российская нация, которую никому не удастся раздробить на куски или разодрать на лохмотья.

(По Л. Жуховицкому)

– Завершая разговор о роли вступления и заключения в экзаменационном сочинении, ещё раз вспомним, каковы задачи вступления и заключения и приёмы их написания.

Зачем нужны войны? Почему человечество не может извлечь уроки прошлого?

Может ли компьютер заменить книгу?

Часто бывает так, что…

общие сведения об обсуждаемой проблеме

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии…

ссылка на авторитетное мнение

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения — это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом — благо или зло? Над этой проблемой задумывается В. Солоухин.

создание определенного эмоционального настроя

Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор данного текста.

обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям

. П. Чехова В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в рассказах А. П. Чехова, как она им раскрывается. Поставив проблему счастья людей – важнейшую проблему человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости . дал его родной брат. Он стремился к счастью, которое заключалось в даче и в крыжовнике, а не в близких людях. Эта жизнь явилась для него идеалом, он мечтал, .

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура — это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д. С. Лихачевым, — проблема экологии культуры.

Не начинайте эссе со следующих выражений:

  • В этом тексте говорится…
  • Автор данного текста обратился к проблеме…
  • Этот текст посвящён…
  • В статье Л. Долининой рассказывается…
  • В своём тексте автор…
  • Проблема … – основной вопрос, который поднимается в тексте.

В любом случае в ступление не должно быть очень объемным (2-3 предложения), должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически. Важно помнить, что основная цель вступления — подвести к формулировке проблемы .

(1)Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди и не только не считающие себя диверсан­тами, но мнящие себя друзьями природы.

(2)Говорят, что мы сбрасываем в Мировой океан ежегодно 10 000 000 тонн нефти. (З)Говорят, Рейн несёт в своих водах каждые сутки столько же ядовитых химических веществ, сколько могут пе­ревезти 1000 железнодорожных составов.

(4)Говорят, одна только средней мощности электростанция, ра­ботающая на мазуте, выбрасывает в сутки в окружающий воздух 500 тонн серы, в виде серного ангидрида, который, соединяясь с любой водой, тотчас дает серную кислоту.

(5)Цифры, если их собрать, потрясающие; картина, если ее на­

рисовать, ужасна. (б)Остановиться уже нельзя. (7)Но я сейчас думаю не о точке остановки, а о точке начала, о той пружине, которая дала первый толчок и подвигнула человека на этот пагубный путь.

(8)Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну. (9)Сытый лев пропускает мимо себя стадо антилоп, не пошевелив ухом. (10)Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например перепелят. (11)Он схватит одного и улетит, что­бы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, за­программированную в нём от века. (12)Насекомоядная птица по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех каких-нибудь там личинок, однако её возможности ограничены самой природой.

(16)Врезавшись в одуревшее стадо бизонов на летящем поезде, люди стреляют, пока есть патроны либо пока есть бизоны.

Проблема смысла жизни

. живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не . соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём . Ключевой, с моей точки зрения, является финальная часть текста, в которой герой-рассказчик обращается к своим детским .

(17)Лежбище котиков. (18)Люди ходят между беззащитными зверями и палками избивают их. (19)Избиение продолжается до тех пор, пока есть силы или есть котики. (20)Как можно больше убить, как можно больше схватить…

(21 )Истреблена морская корова, истреблена птица гага, истреб­лены — фактически — зубры, если не считать нескольких штук в Беловежской пуще.

(22)Под угрозой истребления киты, слоны, страусы, крокодилы, носороги, многие виды животных и птиц.

(23)Бей, пока есть патроны, бей, пока видишь, бей, пока шеве­лится, бей, если можешь убить и… положить в карман гладкий хо­лодный кружочек золота.

(24)Да, как ни печально это сознавать, но первым толчком, под­вигнувшим человека на путь так называемого технического про­гресса, была неутолимая, ненасытная жадность.

(25)Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но перешаг­ните уязвлённое самолюбие, посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, от золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории.

(26)Кто-то убил последний экземпляр морской коровы, послед­ний экземпляр гаги. (27)Кто-то убьет последний экземпляр кита и лебедя. (28)Мало ли что другие экземпляры. (29)Но ведь именно от этого тянулись назад и вперед цепочки поколений. (30)А теперь ос­талась только одна цепочка — назад. (31)Нитки поколений перере­заны ненасытной жадностью человека.

Вступление может быть написано в форме:

1) Лирического размышления.

2) Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста).

Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим де­тям есть отравленную рыбу? Пить ядови­тую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней? Кто захочет поехать за город, чтобы от­дохнуть там в весёлом березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, если мы продолжим отно­ситься к природе так, как об этом расска­зывает В. Солоухин.

3) Рассуждения о заглавии, ко­торое ты бы дал данному тес­ту. (Не забудь: в заглавии мо­жет звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт).

Вступление может быть написано в форме:

4) Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста.

Давай возьмем с тобой Красную книгу и перелистаем её. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжёлая? Ещё бы: ты по­смотри, сколько представителей флоры и фауны стали её постоянными, вечным! жи­телями… Нет, не всемирный потоп, и не ледниковый период, и не коварные смерто­носные вирусы стали причиной их гибели, Да и вряд ли они смогли бы наделать столь­ко зла. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вме­сте прочтем статью В. Солоухина, писатель даст нам исчерпывающий ответ.

5) Ряда назывных предложе­ний, создающих образную картину, возникающую по ас­социации в связи с проблема­тикой текста.

Черная, обугленная земля до самого гори­зонта…

Запах смерти… Мертвая тишина… Ощу­щение дикого, вселенского одиночест­ва…

Все это ждет человечество, если оно про­должит тот пагубный путь, о котором пи­шет В. Солоухин в своей статье.

6) Может начинаться с цитаты, пословицы, пого-ворки, но вы­бранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику.

Будь осторожен, если начи-на­ешь сочинение с цитаты! Только тогда используй ее, ко­гда помнишь дословно, а ина­че любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка (К 12)!

7) Может начинаться с ключе­вого слова текста (именитель­ный темы).

Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и то она выглядит отвратительно!), и со­всем другое, когда овладевает душами ты­сяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повеству­ет в своей статье В. Солоухин.

Вступление может быть написано в форме:

8) Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или

основной проблемы текста.

9) Описательного утверждения.

Когда мы запрокидываем голову, разгля­дывая ночное небо, то пытаемся предста­вить, что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. По едва ли найдется ещё одна такая планета, которую бы так варварски, так дикарски уничтожали ее самые разумные обитатели… Что движет ими, что застав­ляет их совершать такие безумные поступ­ки? Об этом с горечью и болью рассуждает писатель В. Солоухин.

Примеры похожих учебных работ

Историческая память свой аргумент из жизни. Проблема памяти, родины, истории — аргументы .

, в котором своё мнение превалирует над писательским. О чём не писал Вл. Солоухин

КАК ПИСАТЬ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ

. проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПРИ АРГУМЕНТАЦИИ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ, Примеры сочинений 1. . его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается .

Проблема любви к Родине. По В.А. Солоухину

. ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе. (6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может . у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова. (По В.А. Солоухину)

По прочитанному тексту

. было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1)0днажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская .

(1)Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди и не только не считающие себя диверсан­тами, но мнящие себя друзьями природы.

(2)Говорят, что мы сбрасываем в Мировой океан ежегодно 10 000 000 тонн нефти. (З)Говорят, Рейн несёт в своих водах каждые сутки столько же ядовитых химических веществ, сколько могут пе­ревезти 1000 железно дорожных составов.

(4)Говорят, одна только средней мощности электростанция, ра­ботающая на мазуте, выбрасывает в сутки в окружающий воздух 500 тоня серы, в виде серного ангидрида, который, соединяясь с любой водой, тотчас, дает серную кислоту.

(5)Цифры, если их собрать, потрясающие; картина, если ее на­рисовать, ужасна.

(6)Остановиться уже нельзя. (7)Но я сейчас думаю не о точке остановки, а о точке начала, о той пружине, которая дала первый толчок и подвигнула человека на этот пагубный путь.

(8)Лев, нападая на стадо антилоп, убивает только одну (9)Сытый лев пропускает мимо себя стадо антилоп, не пошевелив ухом. (10)Ястреб не будет заниматься бесцельным истреблением птиц, например перепелят. (11)Он схватит одного и улетит, чтобы насытиться, утолить голод, утолить потребность в пище, запрограммированную в нём от века. (12)Насекомоядная птицаа по своей прожорливости могла бы съесть сразу всех каких-нибудь там личинок, однако её возможности ограничены самой природой.

(16)Врезавшись в одуревшее стадо бизонов на летящем поезде, люди стреляют, пока есть патроны либо пока есть бизоны.

(17)Лежбище котиков. (18)Люди ходят между беззащитными зверями и палками избивают их. (19)Избиение продолжается до тех пор, пока есть силы или есть котики. (20)Как можно больше убить, как можно больше схватить.

(21)Истреблена морская корова, истреблена птица гага, истреблены — фактически — зубры, если не считать нескольких штук в Беловежской пуще.

(22)Под угрозой истребления киты, слоны, страусы, крокодилы, носороги, многие виды животных и птиц.

(23)Бей, пока есть патроны, бей, пока видишь, бей, пока шеве­лится, бей, если можешь убить и. положить в карман гладкий холодный кружочек золота.

(24)Да, как ни печально это сознавать, но первым толчком, подвигнувшим человека на путь так называемого технического прогресса, была неутолимая, ненасытная жадность.

(25)Можно оскорбиться и обидеться в этом месте, но перешагните уязвлённое самолюбие, посмотрите внимательно на действия человека в разные эпохи и в разных условиях, проанализируйте его действия от охотника за жемчугом до Александра Македонского, от золотоискателя на Аляске до Наполеона, от собирателя грибов до собирателя миллионов, и вы увидите, что именно жадность была основным двигателем человеческой истории

(26)Кто-то убил последний экземпляр морской коровы, послед­ний, экземпляр гаги. (27)Кто-то убьет последний экземпляр кита и лебедя. (28)Мало ли что другие экземпляры. (29)Но ведь именно от этого тянулись назад и вперед цепочки поколений. (30)А теперь ос­талась только одна цепочка — назад. (31 )Нитки поколений перере­заны ненасытной жадностью человека.

В. Солоухин

Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении

Вступление может

Заключение

1) Вводить в тему текста

1) Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, предыдущим изложением.

2) Сообщать об основной проблеме текста

2)Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное.

3)Быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать

3)Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем,

4) Быть основанием для объяснения основной проблемы.

4)Может содержать твоё решение проблемы, поставленной автором.

5) Быть формулировкой твоего понимания авторской позиции.

5)Может отражать твоё личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.

6) Содержать сведения о своеобразии художественного мира автора текста ,если это своеобразие нашло отражение в теме, идее, проблематике текста.

6)Может дополнять мысль автора.

7) Определять круг проблем, затро­нутых автором.

7) Может содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем.

8) Содержать твой взгляд на основ­ные вопросы, рассматриваемые ав­тором.

8) Может содержать этически кор­ректное возражение автору.

9) Содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором.

9) Может представлять собой раз­вернутую или логически завершен­ную мысль, высказанную во вступ­лении. (Тогда твоя работа будет хороша в композиционном плане).

Варианты вступления

Вступление может быть написано в форме

1) Лирического размышления

2)Ряда риторических вопро­сов, созвучных теме (идее, проблеме текста).

Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим де­тям есть отравленную рыбу? Пить ядови­тую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней? Кто захочет поехать за город, чтобы от­дохнуть там в весёлом березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, если мы продолжим отно­ситься к природе так, как об этом расска­зывает

3) Рассуждения озаглавии, ко­торое ты бы дал данному тес­ту. (Не забудь: в заглавии мо­жет звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт).

4) Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста.

Давай возьмем с тобой Красную книгу и перелистаем её. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжёлая? Ещё бы: ты по­смотри, сколько представителей флоры и фауны стали её постоянными, вечными жи­телями. Нет, не всемирный потоп, и не ледниковый период, и не коварные смерто­носные вирусы стали причиной их гибели. Да и вряд ли они смогли бы наделать столь­ко зла. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вме­сте прочтем статью В. Солоухина, писатель даст нам исчерпывающий ответ.

5) Ряда назывных предложе­ний, создающих образную картину, возникающую по ас­социации в связи спроблема­тикой текста

Черная, обугленная земля до самого гори­зонта. ..Запах смерти. Мертвая тишина. Ощу­щение дикого, вселенского одиночест­ва. Все это ждет человечество, если оно про­должит тот пагубный путь, о котором пи­шет В. Солоухин в своей статье.

6) Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но вы­бранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его про­блематику.

(Будь осторожен, если начина­ешь сочинение с цитаты! Только тогда используй её, ко­гда помнишь дословно, а ина­че любое искажение есть не что иное, как фактическая ошибка (К12)

В. Гжешика, поразившую меня своей па­радоксальностью, а потому и запомнив­шуюся, я вспомнил сразу же, как только прочитал текст В. Солоухина о тех пер­спективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отноше­ния к природе.

7)Может начинаться с ключевого слова текста (именительный темы)

8)Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста.

9) Описательного утвержде­ния.

Когда мы запрокидываем голову, разгля­дывая ночное небо, то пытаемся предста­вить, что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдется ещё одна такая планета, которую бы так варварски, так дикарски уничтожали её самые разумные обитатели. Что движет ими, что застав­ляет их совершать такие безумные поступ­ки? Об этом с горечью и болью рассуждает писатель В. Солоухин.

Вариант заключения

Заключение может быть написано в форме:

1) Обзора всех положений, которые ты осмыслил в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств.

Итак, грязные реки и озера, ядовитые продук­ты, искореженная земля, леса, опустевшие без животных и птиц, воздух, который порой вы­зывает страшные заболевания, — вот тот мир, в который приведет человечество его алч­ность, не знающая предела.

2) Этически корректного возражения автору исход­ного текста.

Сложно не согласиться с В. Солоухиным, но есть факты, которые дарят надежду на то, что человечество всё-таки понемногу освобождается от власти денег, от жажды наживы: американцы свои леса, озера, реки считают высшей нацио­нальной ценностью; японцы активно занимают­ся восстановлением морских биоресурсов; европейские государства законодательно вводят высокие штрафные санкции против тех, кто на­рушает экологию. Радует и то, что многие ви­ды растений, птиц, животных, ранее занесенные в Красную книгу, уже не значатся как исчезаю­щие. Конечно, ещё пока рано рисовать оптими­стичные картины, но человечество, кажется, на­чало отличать истинные ценности от ложных.

3) Спора с воображаемы­ми критиками позиции автора.

Не все, наверное, согласятся с позицией В. Солоухина. Наверное, найдутся те, кто ска­жет, что слишком уж пессимистична картина, нарисованная автором в самом начале текста. Но разве не страшен тот факт, что за последние десятилетия исчезли сотни маленьких речек? А это следствие беспощадной вырубки леса вдоль берегов, осушения болот. Кто-то скажет, что мало верит в такое загрязнение Мирового океа­на. А разве не убедительны случаи массовой гибели морских животных и птиц? Разве не убедительно и то, что у нас всё меньше и меньше природных запасов чистой питьевой воды? И уж нужно быть сосем слепым упрям­цем, отрицая тот факт, что многие природные катаклизмы (самые очевидные из них — пожа­ры, наводнения) — результат безнравственного отношения человека к природе.

4) Цитаты, если она явля­ется итоговым суждени­ем, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть обя­зательно прокомментиро­вана.

(Ты уже помнишь, что нельзя искажать цитату?)

Отношение к природе, ко всему живому очень точно выразил Е. Евтушенко: Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Без соблюдения этой нравственной заповеди, без побед над своими пороками вряд ли каж­дый из нас может считать себя человеком разумным, бережно охраняющим своё жилище —Землю.

5) Яркого примера, обоб­щающего твои суждения.

6) Иллюстрации, облег­чающей понимание вы­сказанного (,-ых) положе­ния (-ий).

Одна из крайних сущностей денег — быть пла­той за убийство всего живого. Об этом неволь­но думаешь, прочитав текст В. Солоухина. А что потом человечество будет делать с желтым металлом на мертвой планете? Неужели мои потомки будут знать многие растения, живот­ных, рыб, птиц лишь по рисункам в токсичных пластиковых книгах? Даже страшно подумать о том, куда ведет нас путь наживы.

8) Яркого сравнения, под­водящего итог рассужде­ниям.

Мы уже давно твердим: природа — наш дом. Следовательно, её гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. Но если дом мы можем построить, отремонтировать, то нельзя построить или отремонтировать море или речку, животный или растительный мир. Да и вряд ли совестливый хозяин станет жить в покосившемся доме. А ведь бессовест­ных людей на Земле гораздо меньше. Тогда почему наш дом полуразрушен?

9) Развернутого рассуж­дения об идее текста, ко­торая сформулирована в одном или нескольких предложениях.

Комментируем основную проблему текста

Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художест­венных и публицистических текстах? Обычно они:

Читайте также: