Сочинение по тексту почему люди все время недовольны телевидением

Обновлено: 04.07.2024

Задачи: проанализировать текст В. Солоухина; познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему; сформулировать авторскую позицию; помочь старшеклассникам выразить свое мнение по проблеме, предложенной в тексте; аргументировать собственную позицию по поводу прочитанного (поддерживающая или опровергающая аргументация).

Подготовительный этап: знакомство с текстом, выполнение заданий, связанных с его содержанием, работа в группах.

Задание к уроку (группам): собрать информацию, используя все доступные источники (СМИ, художественная литература и др.), поддерживающую или опровергающую позицию автора.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Тип: развитие речи.

Оборудование: компьютер с проектором, диски с презентациями, распечатанный текст (Приложение 1), языковые и речевые стандарты-клише (Приложение 2).

Ход урока

Учитель: Сегодня мы готовимся к написанию сочинения по предложенному тексту. Наша задача состоит в том, чтобы определить, какие проблемы в нем подняты, выявить авторскую позицию, подобрать аргументы, поддерживающие справедливость точки зрения автора или опровергающие ее.

II. Повторение компонентов структуры текста (задание с развернутым ответом (C1))

  1. Вступление. Формулировка проблемы (проблема какая; формулировка в виде вопроса)
  2. Комментирование проблемы.
  3. Выявление авторской позиции.
  4. Выражение собственной позиции.
  5. Аргументация (не менее двух-трех аргументов).
  6. Выводы, заключение.

III. Работа с текстом.

а) Чтение и прослушивание текста по В. Солоухину (на столах учащихся лежат листы с распечатанным текстом, приложение 1)

б) Беседа по содержанию текста (с целью определения позиции автора). Выявление первичного восприятия, создание мотивации для написания своего текста.

  • Какой теме посвящен текст?
  • Как бы вы его озаглавили?
  • Близка ли эта тема вам? Чем для вас интересен этот текст?
  • Что такое проблема текста? (Слайд 2)
    Проблема – это основной вопрос, поставленный и решаемый автором текста.
    Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.
  • Какая проблема(-ы) рассматривается автором?
  • Какую роль, по его мнению, в общественной жизни играет телевидение? Как влияет оно на традиции народа? Опасно ли это влияние?
  • Что утверждает автор? В чем В. Солоухин видит причины потребительского отношения к искусству и снижения познавательной и творческой активности человека?
  • Есть ли, по его мнению, выход из создавшегося положения?

в) Задание. Сформулируйте проблему текста, используя различные способы формулировки проблемы

1 вариант: проблема какая?
2 вариант: формулировка в виде вопроса

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Делаем выводы. Автор рассуждает о роли телевидения в жизни человека, о его влиянии на традиции народа. В тексте подняты следующие проблемы:

Автор размышляет над проблемой влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека.

В тексте поднимается проблема.
Текст В. Солоухина заставил меня задуматься над непростой проблемой.
Автора волнует также проблема интереса людей к различным передачам.

Как влияет телевидение на познавательную и творческую активность человека? Опасно ли это влияние и чем? Какие передачи вызывают наибольший интерес зрителей? Что лежит в основе этого интереса? Этим непростым проблемам посвящен текст В. Солоухина.

Прочитав текст В. Солоухина, я задумался над вопросом: Как влияет телевидение . .
Как влияет телевидение. – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.
Автора текста интересует вопрос: как влияет телевидение.

г) Сформулируйте и запишите, какова позиция автора, отраженная в тексте?

  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
  • Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
  • Как выражено отношение автора к изображаемому?

Помните, если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

д) Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. Используйте различные способы формулирования авторской позиции. (Слайд 3)

Позиция автора такова:

– Автор считает, что .

– Автор стремится донести до читателя мысль о том, что .

– Автор убеждает нас в том, что .

– Цель автора текста – убедить читателя в том, .

– Основная мысль текста заключается в том, что .

– Автор подводит читателя к мысли о том, что .

  • всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека,
  • наибольший интерес вызывают развлекательные передачи, специальные передачи в первую очередь заинтересуют неспециалиста.

Приведем примеры комментариев к одной из проблем этого текста.

IV. Аргументация собственной позиции. Типы аргументов.

Учитель: Мы сформулировали позицию автора. При выполнении задания C1 выпускник должен выразить свое отношение к его точке зрения на данную проблему. Обратите внимание: недостаточно лишь формально заявить о своем мнении (я согласен/не согласен с автором). Позиция пишущего должна быть подкреплена двумя-тремя аргументами (с опорой на знания, жизненный или читательский опыт). В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение.

Теоретическая разминка (актуализация полученных ранее знаний)

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: потому что.

  • правдивыми, опираться на авторитетные источники;
  • доступными, простыми, понятными;
  • отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

V. Подбор аргументов. Самостоятельная работа. Работа в группах. Задание: подобрать два-три аргумента, подтверждающих вашу мысль.

  • Какие аргументы по поднятой проблеме в отрывке из очерка В. Солоухина можете привести?
  • Почему важна проблема? Что вы думаете об этой проблеме? Какими примерами подтвердите?
  • Вспомните какие-либо ситуации, жизненные факты.
  • Представьте аргументы, поддерживающие или опровергающие справедливость вывода, к которому пришел автор текста. По возможности используйте разные виды аргументов.

Обратите внимание на конструкции, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию. (Слайд 6)

  • Нельзя не согласиться с автором в том, что .
  • С автором можно поспорить:
  • Автор прав в том, что . однако его мысль о . вызывает сомнение.

VI. Подведение итогов. Проверка полученных аргументов, тезисная запись наиболее убедительных.

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, многие люди, как молодые, так и пожилые, посвящают просмотру телепрограмм значительную часть времени. Телемания может привести к тому, что у людей возникнет слишком много проблем. Рассмотрим только некоторые из них. Во-первых, по вине телевидения у школьников часто снижается успеваемость в школе из-за неумения распределять время, формируется представление, что обучение должно проходить в легкой, развлекательной форме, не требовать особых усилий. Учеба для таких детей становится мучением, т.к. они совершенно не привыкли заниматься. Во-вторых, мало времени уделяется чтению. В-третьих, в результате пассивного просмотра телепрограмм у подростка может сложиться представление, что все его потребности будут удовлетворяться сами собой, без малейших усилий с его стороны. Поэтому у него развивается инфантильное отношение к жизни. В-четвертых, из-за телевизора меньше времени остается для общения в семье, с друзьями. Кроме того, в ежедневных телепередачах часто можно увидеть аварии, взрывы, убийства, стрельбу, насилие, что может послужить причиной агрессивного поведения. (Дополнительные аргументы. Не остается времени для игр и спорта. Пристрастие к телевизору сказывается и на характере человека, на умении общаться с людьми. Часто, находясь среди друзей, вдруг замечаешь, что вообще не участвуешь в разговоре, а просто наблюдаешь за другими, будто смотришь телевизор.)

Телевизор необычайно популярен во всем мире. Просто невероятно, сколько времени многие люди проводят перед телеэкраном! Представьте, если смотреть телевизор по четыре часа в день, то к шестидесяти годам время, проведенное у экрана, составит десять лет. Просмотр телепередач отнимает время у семьи, отражается на успеваемости детей, мешает им приобретать навыки чтения, заниматься спортом, посещать музеи и театры, общаться с друзьями, развивать творческие способности. Подумайте, а что вы получили, сидя у телевизора, взамен? Вы научились петь, играть на музыкальных инструментах, ездить верхом, красиво танцевать, кататься на коньках, выращивать цветы и сажать деревья? Вы укрепили свое здоровье? Нет? .

Автор прав в том, что телевидение формирует потребительское отношение к искусству, влияет на творческую активность человека. Однако его мысль о том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами снижает познавательную активность зрителя, вызывает сомнения. Телевизор может стать мощным средством обучения, расширить наше представление о мире и человеке. Телепередачи дают нам возможность узнать о далеких народах и странах, в которых зрители никогда не бывали. Мы пробираемся сквозь тропические джунгли, достигаем полярных льдов, поднимаемся на вершины гор и погружаемся в океанские глубины. Мы проникаем взором в удивительный мир атомов и звезд. В прямом эфире мы можем наблюдать за событиями, которые происходят в другом городе или на другом конце земного шара. Мы находимся в курсе текущих событий, узнаем больше о политике, истории, культуре. На экране телевизора перед нами предстают люди в самые тяжелые и самые радостные моменты их жизни. Телевизор развлекает, обучает и даже воодушевляет.

Давайте поразмышляем и над таким примером. Всего лишь одна фотография может заставить нас плакать, смеяться, радоваться. Музыка также способна затрагивать наши чувства. Слова, даже напечатанные на бумаге, побуждают нас размышлять, переживать или действовать. Насколько же большей силой обладает движущееся изображение, искусно дополненное музыкой и словами! Вот почему от телевизора бывает не оторваться. И он есть практически в каждом доме.

VII. Домашнее задание.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Вариант 6 Сенина 2018. Текст О. Пташкина. Проблема влияния телевидения на общество и человека..

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

Телевидение как часть СМИ уже давно является одним из наиболее главных поставщиков информации для общества. Но какова актуальная ситуация с российским телевидением сегодня?

Именно проблему влияния СМИ (в частности телевидения) на общество ставит в указанном тексте О.П. Пташкин, русский журналист и политический деятель, описывая сегодняшнюю ситуацию в российском телевидении.

Телевидение - это мощная сила, влияющая на общество, одно из основных орудий пропаганды (27 предложение).

Российское телевидение уничтожает своих граждан, хотя это происходит не буквально, а более умным способом – прививанием ложных ценностей, развитием моды на бездуховность, алчность, аморальность (19 предложение). Таким образом, разрушаются фундаментальные ценности человеческого общества, такие как: уважение к старшим, любовь к ближнему, милосердие к угнетённым теперь становятся не модными – и всё это навеяно трендами телевидения.

Позиция О. Пташкина предельно ясна: он считает, что современное российское телевидение разрушает фундаментальные человеческие ценности, обедняет внутренний мир, прививая моду аморальности. С мнением автора невозможно не согласиться. Действительно, телевидение сейчас представляет собой рекламу трендов бездуховности, а о главной своей функции – просвещении, руководители телеканалов и вовсе позабыли в погоне за рекламными деньгами…

Рассуждая над этой проблемой, мне на ум пришло произведение советского писателя и общественного деятеля Д. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Печально осознавать, что современное телевидение напрочь забыло о просвещении граждан. Сейчас телевизор - это рассадник аморальности, бессмыслия и бездуховности. А ещё неприятней от того, что мы, рядовые граждане, никак не можем на это повлиять.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проверочная работа в 10 классе. Комплексный анализ текста.

1.Почему люди все время (не)довольны телевидением этим величайшим даром ц…вилизации? 2.Потому что это дар данайцев. 3.В нас бунтует подавле (н,нн)ая (не)находящая реализации часть нашего живого существа. 4.Даже в новогоднюю ночь как невольники на галерах мы пр…кова(н,нн)ы к телеэкранам (не)способные сами ни петь ни плясать ни кричать ни смеяться ни играть ни разыгрывать друг друга. 5.Не общаемся а только смотрим смотрим в промежутках немного пьем и жуем жуем жуем…

(По В. Кутырёву)

(Знаки препинания в предложениях 1-9 не расставлены)

Выполните задания по тексту.

1.Определите стиль данного текста, тип речи. Какова основная функция данного стиля?

2.Сформулируйте тему текста.

5.Объясните смысл предложений №10 -11. Какое значение в жизни человека имеют чувства?

6.Какой смысл автор вкладывает в слова роботообразные, наркообразные?

7.Определите средства выразительности я в тексте?

9) А человек разумный — разве в этом случае разумный?

12) (15)По телевидению мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете — и слышали обо всем. (16) Но что это дает? (17) Общее впечатление без переживания.

13) (1) Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2) Потому что это дар данайцев.

8. Сформулируйте проблему текста.

10. Сформулируйте собственное отношение к проблеме текста.

11.Расставьте пропущенные знаки препинания.

12.Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор орфограммы.

13.Укажите № предложений с обособленными определениями. Выделите графически.

14.Укажите № предложений с обособленными обстоятельствами. Выделите графически.

15.Укажите №предложений с обособленными приложениями. Выделите графически.

16.Укажите № предложения с вводным словом.

17. Укажите предложение с уточняющим членом предложения.

18.Укажите № неопределенно-личного предложения.

19. Указать № предложений с придаточным местоименно-определительным.

20.Указать № предложения с придаточным определительным.

21. Составьте схему предложения № 7. Укажите тип связи главного и придаточных предложений.

(1) Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2) Потому что это дар данайцев. (3) В нас бунтует подавленная, не находящая реализации часть нашего живого существа. (4) Даже в новогоднюю ночь, как невольники на галерах, мы прикованы к телеэкранам и видеомагнитофонам, неспособные сами ни петь, ни плясать, ни кричать, ни смеяться, ни играть, ни разыгрывать друг друга, — фактически не общаемся, а только смотрим, смотрим, в промежутках немного пьем и жуем, жуем, жуем…

(По В. Кутыреву)

Средства выразительности

А человек разумный — разве в этом случае разумный?

(1) Почему люди все время недовольны телевидением, этим величайшим даром цивилизации? (2) Потому что это дар данайцев.

(15)По телевидению мы были везде: во всех городах, во всех странах, на всей планете — и слышали обо всем. (16) Но что это дает? (17) Общее впечатление без переживания.

1. Контекстные синонимы

3. Контекстные антонимы, окказионализмы

8. Ряд однородных членов предложения

9. Риторический вопрос

10. Сравнительный оборот

11. Вопросно-ответная форма построения

15. Композиционный стык

Художественные средства

1. Мэтр Паоло Белличини писал свое соло для скрипки. Его губы шевелились, напевая, нога нервно отбивала такт, и руки, длинные, тонкие и белые, как бы от проказы, рассеянно гнули гибкое дерево смычка. Многочисленные ученики мэтра боялись этих страшных рук с пальцами, похожими на белых индийских змей… Беспомощно-неловкий, при своем высоком росте и худощавости он напоминал печальную болотную птицу южных стран.

…И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта. Громадные виолончели, лютни и железные пюпитры удивительной формы, как бредовые видения, как гротески Лоррэна, Калло, теснились в темных углах.

2. Скрипка, покорная и нежная, как всегда, смеялась и пела, скользила по мыслям, но, доходя до рокового предела, останавливалась, как кровный арабский конь, сдержанный легким движением удил. И, казалось, что она ласкается к своему другу, моля простить ее за непослушание. Тяжелые омы гордых древних поэтов чернели по стенам, сочувствовали скрипке и как будто напоминали о священной преемственности во имя искусства.

3. Внезапно его мозг словно бичом хлестнула страшная мысль. Что, если уже в начале его гений дошел до своего предела, и у него не хватит силы подняться выше? Ведь тогда неслыханное дотоле соло не будет окончено! Ждать, совершенствоваться? Но он слишком стар для этого, а молитва помогает только при создании вещей простых и благочестивых.

4. Внизу к потоку приходили стройные газели. Долго вслушивались, подняв свои грациозные головки, потом пили лунно-вспененную влагу.

5. Бумеранг оживает в злобной руке дикаря, летит, поворачивается и, разбив голову врагу, возвращается к ногам хозяина.

6. Еще оно тысячелетие такой же напряженной работы, и я навеки погружусь в печальные сумерки небытия.

3 — вопросно-ответная форма построения;

5 — ряд однородных членов;

Задание 3. Прочитайте текст и отметьте номера неверно указанных средств выразительности:

(1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? (6)Кто…

(14)Пакость многообразна, границы ее бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами. (15)Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

(22)И силу, добавлю я, всеобщую, народную!

1) риторические вопросы (1–5 пр.)

2) контекстные синонимы (10 пр.)

3) вопросно-ответная форма построения (16–20 пр.)

4) цитирование (10, 21 пр.)

5) парцелляция 17–19 пр.)

6) лексический повтор (20 пр.)

7) инверсия (21 пр.)

8) антитеза (7 пр.)

9) риторическое обращение (9 пр.)

10) просторечные слова (20 пр.)

11) контекстные синонимы (20 пр.)

12) эпитеты (12 пр.)

13) ряд однородных членов (16 пр.)

14) олицетворение (12)

15) контекстные антонимы (15 пр.)

16) градация (20 пр.)

17) анафора (2–6 пр.)

18) метонимия (11 пр.)

19) сарказм (4–5 пр.)

20) сравнительный оборот (14 пр.)

Ответ: 1, 9, 12, 18, 20

Задание 4. Прочитайте текст и укажите номера ошибочных утверждений.

(1)Хотите увидеть чудо? (2)Настоящее, живое, которое всегда рядом с вами? (3)Тогда не поленитесь весной в лесу присмотреться к тому, что вы, наверное, видели не раз.

(4)Вот упруго свернутыми кулечками пробились сквозь толщу прошлогодней листвы листья ландыша цвета изумруда и с наслаждением потягиваются, подставляя солнышку блестящие щёчки. (5)Рядышком — только не поленись, дружок, пригнись пониже! — зелёной гусеничкой, свернувшейся в колечко, выглядывает папоротник: стоит ли разворачиваться, не обожгут ли морозы? (6)Но солнышко ласковой ладошкой-лучиком коснулось его — и вот папоротник-гусеничка словно тянется за этой ладошкой, раскручивая своё колечко. (7)Их, таких колечек на стебельках, в кустике несколько, и не куст это даже — удивительно ажурная причудливая амфора у тебя на пути с изящно изогнутыми боками. (8)А что там, на пригорке растет, похожее на россыпь бирюзы небесного цвета? (9)Это лесные фиалки маленьким хороводом приветствуют приход весны. (10)Между ними — золотые цветки мать-и-мачехи, похожие на солнышки: даже в непогоду от них полянки светлые, теплые. (11) Наверное, эта алая божья коровка, яркой капелькой украсившая один таких цветков, потому и замерла: греется, засунув крохотные ножки в пушистую глубину теплой желтой звездочки…

1. В 4, 5, 8, 9,10 предложениях используется сравнительный оборот.

2. 1 и 2-ое предложения построены по принципу синтаксического параллелизма.

3. В 7-ом предложении есть эпитеты.

4. В 10 предложении есть градация.

5. В 11 предложении используется метафора.

6. В 6-ом предложении есть лексический повтор.

7. В 4-ом предложении есть олицетворение.

8. В 10–ом предложении есть инверсия.

9. Первый абзац — вопросно-ответное построение.

10. В 11-ом предложении есть антитеза.

11. В 5-ом предложении есть риторическое обращение.

12. В 9-ом предложении используются контекстные синонимы.

13. В 5-ом предложении есть контекстные антонимы.

Ответ: 2, 4, 10, 12, 13

Задание 5. Отметьте, какое из указанных средств выразительности не использовано автором данного текста?

(Д. Мережковский)

д) развернутая метафора;

з) ряд однородных членов

Задание 6. Поставьте напротив указанного языкового средства номер примера из правого столбца таблицы.

1. Контекстные антонимы

А) Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто. (К. Ушинский)

Б) Бродяги океанов, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по морям, становясь источниками легенд, пока их не поглотит пучина. (Д. Давидов)

3. Ряд однородных членов

В) Что значит интеллигентность, культурность человека? Знания, эрудиция, осведомленность? Нет! (Д.С. Лихачев)

Г) Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. (М. Сервантес) Ты богат, я очень беден…Ты румян…, я …тощ и бледен. (А.С. Пушкин)

Д) Воспитанные люди не рисуются, не пускают пыли в глаза… Делая на грош, они не носятся с своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили. (А.П. Чехов)

6. Вопросно-ответная форма изложения

Е) Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (А.П. Чехов)

Ж) Как же так получилось, что чувство милосердия в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным, совсем пропало? (Д. Гранин)

З) Летняя синева небес и изумрудные гривы деревьев, весенняя капель и весело шумящие ручейки, осенний золотой листопад или белоснежные сугробы зимы — все это великолепие является бесплатным лекарством от депрессии и пережитого стресса. (Е. Лебедева)

И) Романтика — это вариант желания жить не так, как ты живешь…Романтика — это преодоление трудностей и испытания себя в них. Романтика — это стремление к свободе, осуществление свободного выбора. (М. Веллер)

10. Сравнительный оборот

К) В тайге, после зимней смерти, творилось первое звериное дело — весенняя радость рождения. (Б. Пильняк)

11. Лексический повтор

Л) Римские цирюльники пользовались большим почетом среди горожан. Английские брадобреи ничуть не уступают своим греческим и римским предшественникам.

12. Контекстные синонимы

М) Нелепости, придуманные чудаками, рано или поздно осуществляются. Обычно это происходит тогда, когда чудака уже нет в живых, когда все, кроме чудаков, поступают так, как чудак, когда тому чудаку можно уже спокойно ставить на площадях городов памятники. (И. Ялимов)

13. Композиционный стык

Н) Наш хулиган — он родной и понятный. Он может ударить чем угодно: кулаком, палкой, кастетом, то есть знакомыми вещами. А у этих (американцев — курсив мой —Е.Г) что на уме?

14. Риторический вопрос

О) Кто станет спорить, что благотворительность — это проявление сострадания, желания облегчить чью-то жизнь? У кого хватит ума и совести охаять тех, кто щедро делится с ближними своими деньгами? (Н. Орловский)

15. Риторическое обращение

П) Крошечную козявку термита днём не часто увидишь, но ночью они идут на охоту целыми полчищами. (В. Песков)

16. Синтаксический параллелизм

Р) Это тоскливое веселье продолжалось до самого утра. Тревожная радость светилась в глазах Антона. (С. Стеблов)

С) Нам давно пора очнуться и понять, что Родина у нас одна. Одна у нас всех — русских и якутов, татар и марийцев… (В. Распутин)

Т) Родная Русь моя, как больно мне без тебя, как горько! (М. Алданов)

У) Исчезают техники. То есть они еще есть пока что, они живут и работают, но самое бытие их в некотором роде эфемерно, мнимо. На Люберецком заводе, куда я выехал расследовать это странное происшествие, числятся по штатам семь тысяч рабочих, более шестисот инженеров и. шестьдесят три техника. Армия без сержантов. Солдаты есть, и офицеры есть, сержантов почти нету. Их должности исчезли, выпали из штатных перечней. Категория тружеников, могучая и славная, утратила свое былое значение. (А. Аграновский)

Ф) Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста… (А.П. Чехов)

Х) Я пел бы на деревенских свадьбах. Пел для влюбленных и одиноких. Для героев и поэтов.Для обманутых и потерявших веру в добро… (К. Паустовский)

Ц) Лежит снег белый, переливаясь на солнце огнями ослепительными … (М. Пришвин)

Выполните задание В8 экзаменационного теста: прочитайте тексты и фрагменты сочинения по ним. В этих фрагментах рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в сочинениях, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

(1)Во время одной из записей рассказа о блокадных днях Ленинграда возник разговор, поразивший нас. (2)Рассказывала женщина, слушали ее дочь, зять, внуки.

(3)Та запись, о которой идет речь, была нелегкой, рассказ был тяжелым, и, видимо, младшим все эти подробности о бедах их семьи были неизвестны. (4)Они слушали внимательно, напряженно. (5)Первым не выдержал зять. (6)Он воскликнул:

— Зачем, ну зачем нужны были такие страдания? (7)Сдать надо было город. (8)Избежать всего этого. (9)Для чего людей было губить?

(10)Так просто, естественно вырвалось у него, с досадой на нелепость, на странность того, минувшего. (11)Поначалу мы не совсем поняли, что он имел в виду. (12)Ему было лет тридцать пять, казалось, он не мог не знать.(13) Потом мы сообразили, что мог.(14) То есть, вероятно, он где-то когда-то слыхал, читал о планах фюрера уничтожить, выжечь, истребить, но ныне все это стало выглядеть настолько безумным, фантастичным, что наверняка потеряло реальность.

(15)Время, минувшие десятилетия незаметно упрощают прошлое, мы разглядываем его как бы сквозь нынешние нормы права и этики.

(16)В западной литературе мы встретились с рассуждением уже иным, где не было недоумения, не было ни боли, ни искренности, а сквозило скорее самооправдание капитулянтов. (17)Там сочувственным тоном вопрошают: нужны ли были такие муки безмерные, страдания и жертвы подобные? (18)Оправданы ли они военными и прочими выигрышами? (19)Человечно ли это по отношению к своему населению? (20)Вот Париж объявили же открытым городом… (21)И другие столицы, капитулировав, уцелели. (22)А потом фашизму сломали хребет, он все равно был побежден — в свой срок…

(23)Мотив такой звучит напрямую или скрыто в работах, книгах, статьях некоторых западных авторов. (24)Как же это цинично и неблагодарно! (25)Если бы они честно хотя бы собственную логику доводили до конца: а не потому ли сегодня человечество наслаждается красотами и историческими ценностями Парижа и Праги, Афин и Будапешта да и многими иными сокровищами культуры, и не потому ли существует наша европейская цивилизация с ее университетами, библиотеками, что кто-то себя жалел меньше, чем другие, кто-то свои города, свои столицы защищал до последнего в смертном бою, спасая завтрашний день всех людей? (26)И Париж для французов, да и для человечества спасен был здесь — в пылающем Сталинграде, в Ленинграде, день и ночь обстреливаемом, спасен был под Москвой… (27)Той самой мукой и стойкостью спасен был, о которых повествуют ленинградцы.

(28)Когда европейские столицы объявляли очередной открытый город, была, оставалась тайная надежда: у Гитлера впереди еще Советский Союз. (29)И Париж это знал.(30) А вот Москва, Ленинград, Сталинград знали, что они, может быть, последняя надежда планеты…

(34)Но подвиг ленинградцев вызван не угрозой уничтожения. (35)Нет, тут было другое: простое и непреложное желание защитить свой образ жизни. (36)Мы не рабы, рабы не мы, мы должны были схватиться с фашизмом, стать на его пути, отстоять свободу, достоинство людей.

(38)Чтобы оценить это, надо ощутить меру испытаний, вынесенных нашим народом.

(39)Сегодня новым поколениям, наверное, как раз и нужно как можно полнее, подробнее узнать, ощутить, что было до них. (40)Надо же им знать, чем все оплачено, надо знать о тех, кто сумел выстоять, об этих людях, не имевших оружия, которые могли лишь стойкостью своей что-то сказать миру.(41) Надо знать, какой бывает война, какое это благо — мир…

(По А. Адамовичу, Д. Гранину)

Читайте также: