Сочинение по тексту леонова как люди относятся к природе

Обновлено: 03.07.2024

Отрывок из романа Леонида Леонова "Русский лес", по которому написано моё сочинение, можно найти в предыдущей публикации . Само сочинение многократно правилось и подстраивалось под критерии ЕГЭ разных лет: сначала в нём был небольшой комментарий и два аргумента из литературы, потом комментарий разрастался, а литературные примеры сокращались. В этом году пришлось добавлять абзац с анализом связи между примерами-иллюстрациями в соответствии с новыми требованиями. Представляю на суд общественности старое сочинение на новый лад.

Противопоставляя поведение героев, Леонид Леонов заставляет читателя сформировать собственное отношение к происходящему и выбрать, кто ему ближе: человек-покоритель природы или человек, живущий в гармонии с ней.

Симпатии автора, безусловно, на стороне Ивана. Позиция Л.Леонова, на мой взгляд, заключается в следующем: если бы все люди любили русский лес так, как этот мальчик, если бы все бросались на защиту деревьев столь же самоотверженно, окружающий нас мир был бы в безопасности.

С позицией писателя трудно не согласиться. Действительно, бережное отношение к природе, которое демонстрирует Иван, меняется на её беспощадное покорение. Это долгое время не только не порицалось, но и пропагандировалось. В нашей стране в годы первых советских пятилеток противоборство человека и природы воспевалось в стихах и песнях. Знаменитое стихотворение Самуила Маршака, начинающееся со строк "Человек сказал Днепру: Я стеной тебя запру", называется "Война с Днепром". Почему-то долгие годы люди не понимали, что воевать с природой - это безнравственно. И сейчас мы пожинаем плоды этой войны: исчезает с лица Земли Аральское море, которое не так давно было четвёртым по величине солёным озером на планете; разрушается озоновый слой, который является своеобразным фильтром, поглощающим агрессивные ультрафиолетовые лучи; засоряется пластиковыми отходами Мировой океан; истощаются природные ресурсы и т.д.

Таким образом, мы убедились, что каждому из нас необходимо задуматься о природных богатствах и о том, что нас ждёт, если не прекратится безжалостная вырубка лесов, если человек не осознает, что дарами природы надо распоряжаться бережливо и ответственно, что мы тоже являемся частью природы и, уничтожая её, мы губим в том числе самих себя.

(1)С глазами, полными слез, Иван глядел в снег под собою: подступал конец его сказки. (2)Правда, добрая половина Облога стояла еще нетронутой, но в сознанье мальчика бор перестал существовать одновременно с гибелью той могучей хвойной старухи, что осеняла Калинову кровлю. (3)Оставлять её было немыслимо: в первую же пургу, при падении, она раздавила бы Калинову сторожку, как гнилой орех.

– (4)Теперь раздайсь маленько, – тусклым голосом сказал Кнышев. – Дакось и мне погреться чуток!

(6)Неожиданно для всех он сбросил с себя поддевку и остался в белой рубахе, опоясанной кавказским ремешком с серебряным набором. (7)Десяток рук протянули ему пилы; он выбрал топор у ближайшего, прикинул на вес, одобрительно, на пробу, тронул ногтем лезвие, прозвеневшее, как струна, и притоптал снежок, где мешал, – прислушался к верховому шелесту леса и неторопливо, как на эшафоте, с маковки до пяты оглядел свою жертву. (8)Она была неслыханно хороша сейчас, старая мать Облога, в своей древней красе, прямая, как луч, и без единого изъяна; снег, как розовый сон, покоился на ее отяжелевших ветвях. (9)Пока ещё не в полную силу, Кнышев размахнулся и с оттяжкой на себя, как бы дразня, ударил в самый низ, по смолистому затеку у комля, где, подобно жилам, корни взбегали на ствол, а мальчик Иван чуть не ахнул от удивления, что кровка не забрызгала ему рук.

– (10)Вот как её надоть, – наставительно промолвил Золотухин. – (11)Учитеся!

(12)И хотя Кнышев действовал без передышки, все понимали: он несколько подзатягивает свое удовольствие, чего простые люди никогда не прощали и заправским палачам…

–(13)Пошла-а… – придушенно шепнул кто-то над головой Ивана.

(14)Еле заметное движение родилось в ветвях, что-то деловито хрустнуло внизу и мелкой дрожью отозвалось в вершине. (15) Нет ничего медленней и томительней на земле, чем падение дерева, под чьей сенью посещали тебя смутные грёзы детства!

(16)Не дождавшись конца, весь содрогаясь, Иван отправился побродить по оголённому пространству. (17) Он вернулся, когда миновал приступ отчаяния.

(18)Непонятно по прошествии стольких лет, откуда у тихого крестьянского отрока взялась такая ярость, но следует допустить одно для понимания всего дальнейшего: призвание смолоду ведет человека по искусно подобранным зрелищам бытия, чтобы воспитать в нем сноровку и волю на осуществление его исторических целей. (19)Можно только гадать, каким чудом оказалась у Ивана рогатка, кто вложил ему камень в руку посреди зимы.

(20)Кнышев успел выпустить первое облачко дыма, когда в щёку ему угодил Иванов гостинец. (21)Произошло замешательство, скверная брань вспыхнула. (22) Подоспевший помощник Кнышева Титка псом бросился на обидчика, пустившегося к лесу по снежной целине. (23)Молодому было легче перескакивать завалы, зато на одном из них у Ивана соскочил валенок, и он с маху распорол себе ногу о сук, спрятанный под сугробом. (24)Уже не больше десятка шагов разделяло их, и ходить бы Ивану – будущему профессору Вихрову – век с надорванным ухом, если бы не подвернулась та спасительная, под отлогим углом наклонённая береза. (25)Мальчик с ходу взбежал до развилины и сидел там, как в седле, обнажив зубы, страшный в своем недетском озлоблении, а Титка похаживал внизу, длинным языком лизал снег с ладошки, перстом грозился, пока во всем снаряжении не подоспел сам Кнышев.

– (26)Слазь, волчонок, – глухо сказал большой, еле переводя дух.

– (27)Гнилой барин! – повторил маленький, словно знал, что для Кнышева, гордившегося своим здоровьем и плебейским происхождением, нет клички обидней.

(28)Тут за дело взялся Титка:

– (29)Покарауль его, сейчас мы его жердинкой оттеда сковырнём!

(30)Кнышев щурко смотрел на мальчонку, на его под рваным треушком сверкающие глаза, на босую, в крови, слегка посиневшую ступню. (31)Что-то изменилось в его намерениях: вряд ли пожалел человеческого зверька в лохмотьях, но подивился, наверное, что за целое десятилетие его злодейской деятельности лишь один этот, во всей России, крестьянский паренек с кулаками вступился за русские леса.

–(32) Ступай отсюда, дурак! – приказал Кнышев Титке. –(33) Нет, погоди… валенок ему сперва отыщешь…

Советский писатель Л. Леонов, автор предложенного текста, предлагает читателям задуматься над проблемой неравнодушного отношения к природе.

Нельзя не согласиться с писателем в том, что природу нужно любить и защищать, чувствовать с ней неразрывную связь. Проблема неравнодушного отношения к природе поднималась писателями классической русской литературы.

В заключение хочу вспомнить строки стихотворения российского поэта Ф. Тютчева, напоминающие нам о том, что нельзя быть безразличными к природе:

Как люди относятся к природе? Разумное, бережное ли отношение к ней они демонстрируют или, напротив, бездушное и равнодушное? Эту проблему ставит Ле­онид Максимович Леонов в данном тексте.

Отношение человека к природе, по мнению Л.М. Леонова, должно быть такое, как у Ивана: трепетное, бережное.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что нельзя быть жестоким по отношению к деревьям, животным - всему, что нас окружает. К природе мы, дей­ствительно, должны относиться так же, как Иван, бросаясь при жестоком отноше­нии к ней на её защиту.

Когда Егора назначили лесником, он рьяно принялся за дело, и, в частности, оказавшись по делам в Москве, Полушкин не удержался — купил в зоопарке две пары живых лебедей, чтобы озеро снова стало Лебяжьим.

Любовь к природе передалась и сыну Егора - Коле. Он отдал Вове новый ком­пас, чтобы спасти щенка, когда Вова решил его утопить, а после и спиннинг.

Егор Полушкин по-прежнему готов стоять на страже всего живого. Так и каж­дый из нас должен ценить природу и дорожить ею.

Сочинение по тексту М.С. Крюкова

В чём заключается значимость человеческой личности? Как каждому из нас найти своё место в жизни? Эти и другие вопросы ставятся в тексте известного писа­теля М.С. Крюкова. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема самооценки человеческой личности.

Нельзя не согласиться с автором. Действительно, завышенная самооценка че­ловека своих возможностей вредна не только для общества, но и для него самого.

Сочинение по тексту Л. Андреева

В данном тексте Л. Андреев ставит проблему отношения человека к войне.

Прочитав текст Л. Андреева, мы понимаем, что Л. Андреев считает войну бес­смысленной, безумной, бесполезной и жестокой. Авторскую позицию выражает в своём монологе брат человека, вернувшегося с войны: «Миллионы людей, собрав­шись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие?

Так война, бессмысленная и жестокая, разрушила семью, принесла боль и несчастье отцу и сыну.

по Л.М. Леонову (1)С глазами, полными слёз, Иван глядел в снег под собою: подступал конец его сказки. (2)Правда, добрая половина Облога стояла нетронутой, но в сознании мальчика бор перестал существовать одновременно с гибелью той могучей хвойной старухи, что осеняла Калинову кровлю. (3)Оставлять её было немыслимо: в первую же пургу, при падении, она раздавила бы Калинову сторожку, как гнилой орех. – (4)Теперь раздайсь маленько, – тусклым голосом сказал Кнышев. – (5)Дакось и мне погреться чуток! (6)Неожиданно для всех он сбросил с себя поддёвку и остался в белой рубахе, опоясанной кавказским ремешком с серебряным набором. (7)Десяток рук протянули ему пилы; он выбрал топор у ближайшего, прикинул на вес, одобрительно, на пробу, тронул ногтем лезвие, прозвеневшее, как струна, и притоптал снежок, где мешал, – прислушался к верховому шелесту леса и неторопливо, как на эшафоте, с маковки до пяты оглядел свою жертву. (8)Она была неслыханно хороша сейчас, старая мать Облога, в своей древней красе, прямая, как луч, и без единого изъяна; снег, как розовый сон, покоился на её отяжелевших ветвях. (9)Пока ещё не в полную силу, Кнышев размахнулся и с оттяжкой на себя, как бы дразня, ударил в самый низ, по смолистому затеку у комля, где, подобно жилам, корни взбегали на ствол, а мальчик Иван чуть не ахнул от удивления, что кровка не забрызгала ему рук. – (10)Вот как её надоть, – наставительно промолвил Золотухин. – (11)Учитеся! (12)И хотя Кнышев действовал без передышки, все понимали: он несколько подзатягивает своё удовольствие, чего простые люди никогда не прощали и заправским палачам. – (13)Пошла-а. – придушенно шепнул кто-то над головой Ивана. (14)Еле заметное движение родилось в ветвях, что-то деловито хрустнуло внизу и мелкой дрожью отозвалось в вершине. (15)Нет ничего медленней и томительней на земле, чем падение дерева, под чьей сенью посещали тебя смутные грёзы детства! (16)Не дождавшись конца, весь содрогаясь, Иван отправился побродить по оголённому пространству. (17)Он вернулся, когда миновал приступ отчаяния. (18)Непонятно по прошествии стольких лет, откуда у тихого крестьянского отрока взялась такая ярость, но следует допустить одно для понимания всего дальнейшего: призвание смолоду ведёт человека по искусно подобранным зрелищам бытия, чтобы воспитать в нём сноровку и волю на осуществление его исторических целей. (19)Можно только гадать, каким чудом оказалась у Ивана рогатка, кто вложил ему камень в руку посреди зимы. (20)Кнышев успел выпустить первое облачко дыма, когда в щёку ему угодил Иванов гостинец. (21)Произошло замешательство, скверная брань вспыхнула. (22)Подоспевший помощник Кнышева Титка псом бросился на обидчика, пустившегося к лесу по снежной целине. (23)Молодому было легче перескакивать завалы, зато на одном из них у Ивана соскочил валенок, и он со всего маху распорол себе ногу о сук, спрятанный под сугробом. (24)Уже не больше десятка шагов разделяло их, и ходить бы Ивану – будущему профессору Вихрову – век с надорванным ухом, если бы не подвернулась та спасительная, под отлогим углом наклонённая берёза. (25)Мальчик с ходу взбежал до развилины и сидел там, как в седле, обнажив зубы, страшный в своём недетском озлоблении, а Титка похаживал внизу, длинным языком лизал снег с ладошки, перстом грозился, пока во всём снаряжении не подоспел сам Кнышев. – (26)Слазь, волчонок, – глухо сказал большой, еле переводя дух. – (27)Гнилой барин! – повторил маленький, словно знал, что для Кнышева, гордившегося своим здоровьем и плебейским происхождением, нет клички обидней. (28)Тут за дело взялся Титка: – (29)Покарауль его, сейчас мы его жердиной от туда сковырнём! (30)Кнышев щурко смотрел на мальчонку, на его под рваным треушком сверкающие глаза, на босую, в крови, слегка посиневшую ступню. (31)Что-то изменилось в его намерениях: вряд ли пожалел человеческого зверька в лохмотьях, но подивился, наверное, что за целое десятилетие его злодейской деятельности лишь один этот, во всей России, крестьянский паренёк с кулаками вступился за русские леса. – (32)Ступай отсюда, дурак! – приказал Кнышев Титке. – (33)Нет, погоди, валенок ему сперва отыщешь.

Вступление

Человечество неразрывно связано с природой. Несколько тысячелетий назад люди способны были влиять на мир растений и животных не больше чем другие существа на планете. Но с развитием цивилизации ситуация резко поменялась. С технологическим процессом все вероятнее становится скорая гибель природных ресурсов из-за бездумного пользования их представителями высшего разума.

Проблема

По сей день человечество воспринимает природу как возможность для опытов, вступает с ней в противоборство. Однако многие из нас уже сейчас понимают необходимость бережного отношения к ней, чтобы мир продолжал радовать нас своей совершенной красотой. По своей сути человек сочетает в себе два противоположных качества – способность созидать и стремление разрушать. Проблему взаимоотношений людей и мира природы рассматривает Л. М. Леонов, современный русский писатель.

Комментарий

Карел ван Мандер. Аллегория природы.

Карел ван Мандер. Аллегория природы.

Авторская позиция

Писатель Л. Леонов не стремится ясно выразить свою позицию относительно произошедшего. Но читатель понимает, что природа, по его мнению, не просто украшает жизнь людей, она связана с человеком невидимой внутренней связью на ментальном уровне. Окружающий мир, его растения и животные, выступают символом естества, вечности, человеческой души. Его разрушение подразумевает попытку уничтожить историческое прошлое, самих себя.

Своя позиция

Я разделяю точку зрения Л.М. Леонова. Мы обязаны беречь мир, в котором живем, осознавать его неповторимость, выстраивать с ним взаимовыгодные отношения.

Аргумент №1

Аргумент №2

Заключение

В современном мире крайне важно ответственно относиться к окружающему живому миру. Природа – это храм, в котором все мы живем. Загрязняя ее, варварски уничтожая ее ресурсы, мы собственными руками убиваем то, что дает нам жизнь и процветание, умаляем возможность продлить существование планеты. Наша задача сейчас – обеспечить сохранность и преумножить природные богатства.

Читайте также: