Сочинение по тексту евгения ивановича носова

Обновлено: 05.07.2024

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

(1)В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями. (2)Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати. (3)На снимке просматривались одни только глаза да ещё солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голове. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние человеческие черты, подёрнутся жёлтым налётом небытия. (5)И даже память, быть может, всё труднее, всё невернее воскрешает далёкие, годами застланные черты. (6)И верным остаётся только материнское сердце.

(7)Хозяйка взяла со стола рамку, опять отнесла её в тёмную боковушку и, воротясь, подытожила:

— Четверо легло из нашего дома. (8)А по деревне так и не счесть. (9)Ездила я года два назад поискать папину могилку. (10)Сообщали, будто под Великими Луками он. (11)Ну, поехала. (12)В военкомате даже район указали.

(13)И верно, стоят там памятники. (14)Дак под которым наш-то? (15)Вечная слава, а кому — не написано. (16)А может, и не под которым. (17)А Лёша наш до сего дня без похоронной. (18)Одна мама всё надеется.

(19)Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила:

— Сыграй, милый, сыграй.

(20)И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:

— Шопен, соната. номер. два.

(23)3вуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, об оконные, испуганно подрагивающие стёкла. (24)Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом. (25)Старуха, держа большие тёмные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо. (26)Она слышала всё и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаённо и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери.

(27)И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто-то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою.

(28)Боль такова, будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и священнослужители, горестно склонившие головы перед неисчислимыми жертвами.

(29)И как проливается последний дождь при умытом солнце уже без туч и тяжёлых раскатов грома, так и дядя Саша повёл потом мелодию на своём корнете в тихом сопутствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов. (30)Это было то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплаканно, и просветлённо. (31)Печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она истончилась совсем, завершившись как бы лёгким вздохом и обратясь в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук.

(32)Старуха наконец встала и поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками.

— (33)Ну вот и ладно. — проговорила она. — (34)Хорошо сыграли. (35)Вот и проводили наших. (36)Спасибо.

. (37)Музыканты шли к большаку непроглядным ночным бездорожьем. (38)Всё так же сыпался и вызванивал на трубах холодный невидимый дождь, всё так же вязли и разъезжались мокрые башмаки. (39)Шли молча, сосредоточенно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжёлое, упрямое дыхание строя. (40)Как тогда, в сорок третьем.

Евгений Иванович Носов (1925–2002) — русский писатель, участник Великой Отечественной войны.

Пояснение

Проблема влияния музыки на человека.

Какое влияние может оказать музыка на человека?

Проблема исторической памяти.

Как люди сохраняют память о погибших в годы Великой Отечественной войны?

Проблема проявления материнской любви.

В чём проявляется материнская любовь?

Проблема роли музыкантов на войне.

Какова роль музыкантов на войне?

(1) В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями. (2)Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати. (3)На снимке просматривались одни только глаза да ещё солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голове. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние человеческие черты, подёрнутся жёлтым налётом небытия. (5)И даже память, быть может, всё труднее, всё невернее воскрешает далёкие, годами застланные черты. (6)И верным остаётся только материнское сердце.

(7)Хозяйка взяла со стола рамку, опять отнесла её в тёмную боковушку и, воротясь, подытожила:

—Четверо легло из нашего дома. (8)А по деревне так и не счесть.

(9)Ездила я года два назад поискать папину могилку. (Ю)Сообщали, будто под Великими Луками он. (11)Ну, поехала. (12)В военкомате даже район указали.

(13)И верно, стоят там памятники.. (14)Дак под которым наш-то?

(15)Вечная слава, а кому — не написано. (16)А может, и не под которым. (17)А Лёша наш до сего дня без похоронной. (18)Одна мама всё надеется.

(19)Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила:

—Сыграй, милый, сыграй.

(20)И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:

—Шопен, соната. номер. два.

(22)Она с растерянной улыбкой покосилась на старуху, но та лишь прикрыла глаза и поудобнее положила одна на другую сухие руки.

(23)3вуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, об оконные, испуганно подрагивающие стёкла. (24)Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом. (25)Старуха, держа большие тёмные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо. (26)Она слышала всё и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаённо и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери.

(27)И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто- то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою.

(28)Боль такова, будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и священнослужители, горестно склонившие головы перед неисчислимыми жертвами.

(29)И как проливается последний дождь при умытом солнце уже без туч и тяжёлых раскатов грома, так и дядя Саша повёл потом мелодию на своём корнете в тихом сопутствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов. (З0)Это было то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплаканно, и просветленно. (31)Печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она истончилась совсем, завершившись как бы лёгким вздохом и обратясь в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук.

(32)Старуха наконец встала и поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками.

—(ЗЗ)Ну вот и ладно. — проговорила она. — (34)Хорошо сыграли. (35) Вот и проводили наших. (З6)Спасибо.

. (37)Музыканты шли к большаку непроглядным ночным бездорожьем. (38)Всё так же сыпался и вызванивал на трубах холодный невидимый дождь, всё так же вязли и разъезжались мокрые башмаки. (39) Шли молча, сосредоточенно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжёлое, упрямое дыхание строя.

(40)Как тогда, в сорок третьем..

Евгений Иванович Носов (1925-2002 гг.) — русский писатель, участник Великой Отечественной войны.

Каримов Айрат (группа 3 уровня)

Война - это самое страшное событие в истории человечества. Она не щадит никого: ни стариков, ни женщин, ни детей, оставляя свой печальный след в доме каждого человека. Поэтому очень важно сохранить память о людях, которые боролись за мир на земле.
В данном для анализа тексте автор поднимает проблему потери близких во время войны.
Вопрос, поднятый Е.И.Носовым, особенно актуален в современном мире, так как война унесла жизни огромного количества людей, которые, не щадя себя и не жалея своих сил, боролись за мирное небо над землей. Этот печальный опыт позволит избежать решение конфликтных ситуации таким радикальным способом в будущем.
Рассуждая над данной проблемой, автор показывает трепетное и уважительное отношение героев к погибшим. Музыканты, игравшие сонату у памятника, наполняли души людей скорбью, которая нависла над этим местом, заставляя задуматься о павших героях.
Е.И.Носов считает, что война унесла жизни огромного количества людей. Поэтому необходимо сохранить память о тех, кто отважно сражался за мир во всем мире, особенно о своих близких, которые отважно боролись с врагом.
Я полностью согласен с мнением писателя. Действительно, война оставляет огромные душевные раны в сознании у тех, кто потерял близких. Необходимо так же чтить память о героях, которые бились против вражеских захватчиков.
В подтверждение своих слов и позиции автора хочу привести в пример произведение М.А.Шолохова "Судьба человека". Страшное горе постигло Андрея Соколова во время войны. От бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы. Эти потери были очень болезненны для главного героя.
В качестве еще одного аргумента хочу привести произведение В.П.Катаева "Сын полка". Маленький мальчик Ваня в начале войны потерял отца, мать убили немцы, пытаясь отобрать единственную корову. Бабушка и младшая сестра главного героя умерли от голода. Эти потери трагически отразились на сознании мальчика.
Таким образом, война оставила печальный след в судьбе каждого. Она унесла миллионы жизней невинных людей. Необходимо сохранить память о тех, кто сражался за мирное небо над землей.

Хамзина Камилла, 2 уровень.

С момента своего появления и по сей день искусство играет огромную роль в жизни каждого.Вне зависимости от вида искусства оно всегда влияет на внутренний мир человека,на его эмоции и воспоминания. В данном для анализа тексте автор поднимает проблему влияния музыки на человека.

Автор считает,что музыка помогает пережить тяжёлые моменты жизни и выразить чувства,скрытые в душе человека.Она способна передать то,что невозможно рассказать словами.

Невозможно не согласиться с мнением автора,действительно,роль музыки в жизни человека невозможно переоценить.Она воздействует на внутренний мир человека,оживляя те чувства и эмоции,которые скрыты глубоко внутри нас,скрашивает обыденную жизнь, помогает справляться с невзгодами.

В заключение хочется сказать,что музыка пробуждает в человеке желание жить и любить.Она способна затронуть наши души,сделать нас лучше,благороднее.

Музыка… Какую роль в жизни человека она играет? Какие чувства возникают у людей при прослушивании музыки?

Сможет ли человек прожить без песен и мелодий? Над проблемой влияния музыки на человека рассуждает автор текста-Е. И. Носов.

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Е. И. Носов рассказывает историю о старушке, которая на войне потеряла сына и, чтобы проститься с ним попросила сыграть.

“Звуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, об оконные, испуганно подрагивающие стекла”. Сколько

Со вниманием слушала старушка сонату Шопена. “Она слышала все и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаенно и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердце матери”.

Русского писателя радует, что музыка долетает не только до ушей слушателей, но и до души. Музыка, проникающая в души, пронизывает их и достигает потайных уголков. Человек получает удовольствие и погружаются в свой внутренний мир.

Я согласна с мнением автора и считаю, что музыка важна в жизни человека,

Примером служит рассказ “Певцы” И. Тургенева. Главный герой – Яшка. Произвел незабываемое впечатление на каждого человека, который слышал его пение. Яшка начал петь с волнением, и его голос был наполнен неуверенностью и дрожью.

Однако голос его влиял на присутствующих такой неизгладимой силой, молодостью, робостью, что вывернул души людей наизнанку: у всех без исключения лились слезы. Русская душа звучала в нем и хватала за сердце.

Другим ярким примером служит рассказ “Гамбринус” А. Куприна. Талант главного героя скрипача Сашки вызывал у каждого человека восторг. Музыкант исполнял мелодии различных национальностей: и английские, и Русские, и еврейские…

Все люди собирались в Гамбринусе после тяжелого трудового дня, для того чтобы отдохнуть и послушать Сашку.

В заключение хотелось бы сказать, что музыка составляет неотъемлемую часть нашей жизни. Музыка помогает быть сильнее, мечтательнее, добрее…. Музыка просачивается в сердце и оживляет его.

Любовь…. Какое прекрасное слово! Любовь между мужчиной и женщиной есть самое окрыленное и незабываемое чувство. Но любовь сильна та, которая проявляется в матери к детям.

Над проблемой проявления материнских чувств рассуждает автор текста – Е. И. Носов.

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Е. Носов рассказывает историю старушки, которая потеряла своего сына на войне. Огромная утрата для родителей – потеря детей, особенно молодых, только начинавших жить…. Однако память о нем осталось лишь в небольшой рамке, где вставлена крошечная фотография. “И верным остается только материнское сердце”. Старушка верит и ждет, что она найдет могилку своего сынишки, или найдет его тело и похоронит его по-настоящему….по-христиански. “Одна мама все надеется…”

Русского писателя волнует, что материнское сердце начинает любить и переживать за ребенка в первые минуты его жизни. Несмотря на ссоры, обиды, только мама поймет и простит. Она всегда будет рядом.

Каждая мама надеется и молится за свое чадо, верит, что он найдется, если тот пропал.

Я согласна с мнением автора и считаю, что только материнское сердце направит детей на путь истинный, что только мама искренне поддержит свое дитя в трудные минуты его жизни.

Например, в рассказе “Русский характер” А. Толстого, главный герой – Егор Дремов. На войне он был ранен, лицо его было обожженным. Ему делали пластические операции, но тщетно: лицо осталось уродливым. Егор не хотел беспокоить родителей и невесту, боялся, что испугает их, и не признался им, что приезжал.

Позже он получил письмо от матери, которая написала, что материнское сердце видело в госте его, Егорушку. И оно старушку не обмануло.

Другим ярким примером служит очерк “Прости меня, мама…” А. Алексина. Повествование ведется от самого автора. Он рассказывает о своей матери, о ее любви к сыну, о ее поддержке в любой ситуации. Только мама всегда рядом.

Она не просто мама, но еще и друг, брат, психолог, жилетка для слез… Анатолий Алексин просит всегда помнить о маме, звонить ей, говорить нужные и добрые слова при жизни, пока не поздно. Важно любить матерей так, как любят они детей.

В заключение хотелось бы сказать, что любовь единственная раскрывает в человеке лучшие качества, особенно, если эта любовь – материнская.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: дать понятие о сочинении-рассуждении (в формате ЕГЭ), учить писать сочинение по алгоритму, анализировать художественный текст, определять проблематику, подбирать литературные и жизненные аргументы.

Развивающие: развивать письменную речь.

Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной работе и работе в парах, нравственной культуры учащихся, воспитывать любовь к Родине, ответственное и бережное отношение к родным местам

Метапредметные связи: русский язык, литература, история

Образовательные: дать понятие о сочинении-рассуждении (в формате ЕГЭ), учить писать сочинение по алгоритму, анализировать художественный текст, определять проблематику, подбирать литературные и жизненные аргументы.

Развивающие: развивать письменную речь.

Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной работе и работе в парах, нравственной культуры учащихся, воспитывать любовь к Родине, ответственное и бережное отношение к родным местам

Метапредметные связи: русский язык, литература, история

Учитель русского языка : сегодня мы с вами познакомимся с текстом Евгения Носова, определим проблемы, подберём литературные и жизненные аргументы к нашему сочинению, которое мы будем писать на следующем уроке.
Учитель истории: цель нашего сегодняшнего урока - познакомиться с музейными материалами, свидетельствующими о примерах героизма наших земляков в военные годы, осмыслить понятие Отечественный войны.

Композиция сочинения.
Вступление
Формулировка проблемы исходного текста
Комментарии к сформулированной проблеме
Позиция автора
Собственное мнение ученика
Литературный аргумент
Аргумент из жизни
Заключение.


Чтение текста Евгения Носова (читает ученик)

- Вспомните, о чём оно?

- Определите проблемы текста.

Примерный круг проблем

1. Проблема влияния музыки на человека. (Какое влияние может оказать музыка на человека?)

1. Музыка влияет на душу человека, помога­ет пережить даже самые тяжёлые моменты жизни. Музыка помогает выразить те чувст­ва, которые скрываются в душе человека, и тем самым утешает в горе.

2. Проблема исторической памяти. (Как лю­ди сохраняют память о погибших в годы Ве­ликой Отечественной войны?)

2. В каждой семье, где есть погибшие на войне, стремятся сохранять о них память: берегут фотографии, ухаживают за могила­ми, ищут места захоронения, верят, что поя­вятся вести о пропавших.

3. Проблема проявления материнской люб­ви. (В чём проявляется материнская лю­бовь?)

3. Материнская любовь неисчерпаема. Ма­теринское сердце всегда будет помнить о детях, погибших на войне, надеяться, что пропавшие без вести найдутся.

4. Проблема роли музыкантов на войне. (Ка­кова роль музыкантов на войне?)

4. Музыканты тоже воины, ведь музыка имеет большое значение в жизни людей да­же во время таких тяжёлых испытаний, как война: музыка поднимает боевой дух, утешает, вселяет надежду.

Поговорим о проблеме проявления материнской любви

- В чём проявляется материнская лю­бовь?

- Какие литературные аргументы вы можете привести?

Мать - это тот человек, который в любую минуту нашей жизни утешит, поймет и простит. Любовь ее - великая сила, которая помогает нам в самые тяжелые мгновения жизни.

Вот строки из сочинения …

Проблема исторической памяти и проблема материнской любви тесно взаимосвязаны.

Торжественно открытый накануне 50-летия Победы памятник семье Володичкиных, представляет собой композицию о великой жертвенности и высокой силе духа матери – скорбящей и надеющейся на лучшую долю для оставшихся в живых детей-солдат – и её сыновей-героев, которых одного за другим уносили с земли раны войны. На стеле из розового и серого гранита (высотой в одиннадцать с половиной метров) укреплены девять бронзовых журавлей (весом в 100 килограммов каждый), будто уходящих клином в небо, а рядом расположена изготовленная из того же металла скульптура матери-героини Прасковьи Еремеевны Володичкиной.

Подвиг Степановой Епистинии Фёдоровны - матери девяти сыновей, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины приравнен к воинскому и отмечен боевой наградой – орденом Отечественной войны I степени.

Дружна крестьянская семья Степановых была известна в округе своим трудолюбием и весёлым нравом. Сыновья - надёжные помощники отцу по хозяйству и в поле, не боялись никакой работы. А после безвременной смерти отца – стали утешениеми опорой для матери – Епистинии Фёдоровны.

Братья были заводилами в драмкружке и агитбригаде, создали в селе оркестр народных инструментов, который успешно вступал перед сельчанами и даже был награждён комплектом музыкальных инструментов.

Когда на побывку домой приехал Фёдор в новенькой лейтенантской форме, братья наперебой примеряли командирскую фуражку.

И вот настал час, когда каждому из Степановых довелось встать на защиту Родины.

(Ребята с портретами погибших детей)

Просмотр видеоролика о семье Степановых

Знакомство с музейными материалами, свидетельствующими о примерах героизма наших земляков в военные годы

Соченко Макар Степанович

- Сынок! Мы с отцом зачитали письмо до дыр, не веря своим глазам. Месяц назад нам сообщили о твоей гибели. Не довелось ли тебе повидаться с братьями Иваном, Григорием, Харлампием, Захаром? Теперь на фронте все наши сыновья.

Береги себя, Макарушка, ты же у нас младшенький! Пиши чаще, только бы знать, что ты жив…

- Дорогие родители! Не волнуйтесь за меня. Дело у меня простое, солдатское – воюем. Это не так сложно, как кажется. Только за людей мне сейчас приходится отвечать. А это тяжелее, чем за себя.

Мама, ты пишешь мне, чтобы был осторожнее. Это невозможно. Я командир. С кого же солдаты будут брать пример, если я в бою буду осторожным? Конечно, хотелось бы пройти всю войну до конца, остаться живым и встретить с вами день Победы. Но я хочу пройти войну так, чтобы даже в дальних уголках моей души не было сомнений: ты поступил не как следует.

Не волнуйтесь, если долго не будет писем. Сегодня ночью ухожу на ответственное задание …

- День Победы мы встретили без Макара. Погиб сынок 16 апреля 1944 года в тяжёлом бою на Украине.

Учитель:

Редкое солдатское счастье хранило Шиловского Василия Осиповича с первого до последнего дня войны. Он воевал под Ленинградом, Москвой, Сталинградом, освобождал столицу Австрии Вену. Пробитый осколком комсомольский билет Василия Шиловского стал одним из ценнейших экспонатов школьного музея ещё полвека назад. Именно с этой реликвией связан, пожалуй, самый волнующий момент из семейных преданий.

Один из осколков засел на 3 мм выше сердца.

Выздоравливал я трудно, то и дело терял сознание. Однажды по радио услышал свою фамилию в списке награждённых орденом Красной звезды ПОСМЕРТНО!

- Дважды я получала похоронку. Второй раз из – под Сталинграда, но сердцем чувствовала – жив сынок!

- Вернувшись с фронта, я долго донашивал гимнастёрки, а награды носить стеснялся. Все воевали, ведь Родину защищать – обычная мужская работа.

Вывод: Проблема влияния музыки на человека. (Какое влияние может оказать музыка на человека?)

… Звуки росли, крепли, становились всё более властными, захватывали сердце объединённой и замиравшей толпы. Каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегающими руками…

Читайте также: