Сочинение по стихотворению заболоцкого оттепель

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по литературе в 6 классе

Цели деятельности учителя: продолжить формирование и закрепление у обучающихся навыков работы со стихотворным текстом; повторить основные понятия, необходимые для анализа любого текста; формировать речевые навыки и умения учащихся; развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.

Предметные: научатся выразительно читать стихотворение о природе; понимать настроение автора; получат возможность научиться различать средства художественной выразительности в литературном произведении; видеть развитие настроения.

Метапредметные: универсальные учебные действия (УУД): Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют её реализацию и способы выполнения; самостоятельно работают с учебной литературой.

Познавательные: устанавливают аналогии между литературными произведениями разных авторов и языков.

Коммуникативные: учитывают позицию одноклассника, настроение других людей.

Личностные: проявляют заинтересованное отношение к литературному чтению.

Введение в тему урока.

Учитель. Да, действительно, имя поэта- Николай Алексеевич Заболоцкий.

Итак, перед вами ещё одно стихотворение Н.А. Заболоцкого. Прочитайте его про себя, приготовьтесь прочесть выразительно вслух.

Вспомните, какие две формы словесного выражения существуют в языке?

Да, прозаическая и стихотворная. Перед нами стихотворная форма словесного выражения. Почему? (Для шестиклассников достаточен такой ответ: существует чёткая рифма, стихи делятся на строчки, речь построена по законам ритма, т.е. чередуются ударные и безударные слоги).

Итак, это стихотворный текст. А текст ли это? Докажите. (Ребята вспоминают определение текста, приводят доказательства, говорят о том, что каждый текст создаётся на определённую тему).

Вспомним, что такое тема.

Где может отражаться тема текста? (В заглавии)

Но в заглавии может отражаться и основная мысль текста, т.е. идея. Вы это хорошо знаете.

Так какова же идея этого текста?

(Учащиеся отвечают, что поэт нежен к природе, чуток к её пробуждению, он доказывает, что жизнь, природа – это очарование. Природа – тайна и тайна не страшная, не ужасная, а привлекательная).

Какой же тип речи использует автор? (Описание, т.к. перечисляются характерные признаки оттепели, её свойства).

Укажите непонятные для вас слова? (Оттепель, неизмеримая, кочевья и т.д.) Ученики ищут в словарях лексические значения непонятных слов.

Выделим в тексте микротемы. (Предварительно ребята знакомились с этим термином и знают, что микротема – это связанные между собой тематической лексикой строфы).

Строфа – начало оттепели

2,3,4 строфы – непосредственное изображение оттепели, детали этого пейзажа.

5строфа – завершает размышления лирического героя мечтой о скорой весне.

IV . Как же удаётся автору нарисовать эту простую, наполненную прелестью картину пробуждающейся весны?

Прежде всего, благодаря точному подбору слов. Назовите имена существительные, которые употребляет автор. (Оттепель, метель, пурга, сугробы, снега, тучи, луна). Это слова с конкретным лексическим значением. Они создают впечатление простоты, реальности происходящего.

Так как это текст – описание, то слова какой части речи должны играть особую роль? (Прилагательные)

Как вы считаете, во время оттепели краски какие? (Неяркие, робкие).

(Обращаю внимание ребят на репродукции А.К. Саврасова, Ф. Васильева, В. Борисова – Мусатова).

Как же этот цвет передаётся в тексте именем прилагательным?

Основная нагрузка в данном случае падает на глаголы, которые заключают в своём значении элемент цвета. Назовите эти глаголы. (Потемнели, блещет, светятся).

1м/т – глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида – оттепель уже началась.

2м/т – в форме настоящего времени несовершенного вида – природа в действии, в работе, но работа не завершена.

3м/т – глаголы в форме будущего времени совершенного вида – дело за будущим, и эта работа будет завершена.

Т.е. соответственно каждой микротеме и работают глаголы.

V . Осторожен поэт при отборе средств художественной изобразительности.

1. С помощью каких средств создаёт Заболоцкий картину оттепели?(На эту работу учащимся отводится 5 минут. Карандашом в тексте отмечают эпитеты, сравнения, олицетворения, антитезу, аллитерацию, метафору и др).

2. Обратите внимание на повтор слов в последней строфе: скоро…

Впервые ребята знакомятся с анафорой. Слово записывается на доске и в тетрадях, даётся полное объяснение этого приёма.

VI . Раскрытию авторского замысла способствует и синтаксис стихотворения.

Посмотрим, с помощью каких синтаксических средств языка создаётся полная картина оттепели. Какие по строению предложения употребляет автор?

2,3 строфы – простые предложения.

4,5 строфы – бессоюзные сложные предложения. А почему бессоюзные сложные предложения?

Перестройте бессоюзные сложные предложения в сложноподчинённые. Что у вас получилось?

ВЫВОД: появляется громоздкость, неблагозвучие, отсутствие легкости. А бессоюзные сложные предложения лёгкие, воздушные. Простые и бессоюзные предложения создают какую – то одноплановость, мы явно представляем картину, нарисованную поэтом. Это почти как картина художника, нарисованная словами (Обращаемся к репродукциям о ранней весне).

Особую выразительность этим предложениям придаёт инверсия. Укажите примеры инверсии в этом стихотворении. (Более подробно на этом не останавливаемся).

Как же могут быть связаны предложения в тексте? Докажите, что здесь параллельная связь, что она даёт дополнительно для понимания смысла стихотворения? (Здесь параллельная связь – предложения связаны без сцепляющих слов. Но, начиная со 2-го предложения, они грамматически и по смыслу связаны с первым. Они как бы развёртывают, конкретизируют смысл 1-го предложения).

VII . А теперь обратимся к словам, записанным на доске:

Проникнем на 1 минуту в творческую лабораторию поэта. Как вы думаете, какие слова являются ключевыми в данном стихотворении? Слова, которые непосредственно работают на образ оттепели? (Работаем со словами: оттепель, потемнели, мокрый, лужи, работа, проснутся, затрубят). Попытаемся их заменить синонимами, определить, почему поэт употребил именно эти слова, а не другие, тоже возможные т.к. близки по значению.

VIII . ВЫВОДЫ по уроку:

В художественном тексте нет ничего случайного; даже повтор свидетельствует не о бедности языка, а о ювелирной работе автора с текстом. Н. Заболоцкий создал стихотворение ясное, лаконично. Изображая картину оттепели, он находит красоту в самом обычном, на первый взгляд, неприметном. Выражает эту красоту с помощью Слова.

А теперь, исходя из сделанного нами анализа стихотворения, вы можете определить его название.

IX . Рефлексия деятельности:

- Мы сегодня сделали попытку увидеть и почувствовать…

- На меня произвело большое впечатление…

- У меня осталось…….настроение от услышанного на уроке…..

- У меня появилось желание выучить стихотворение наизусть…….

X. Домашнее задание.

Наполните смыслом строки стихотворения, дописав по заданным рифмам. (Рифмы записаны на доске).

Читайте также: