Сочинение по сольфеджио 8 тактов

Обновлено: 06.07.2024

Как написать музыкальный диктант? Практически каждый человек, связавший хотя бы часть своего жизненного пути с музыкой, сталкивался с необходимостью писать диктанты.

Дело это непростое. И если у вас нет от природы особенных слуховых способностей, диктант может стать проблемой. Опыт показывает, что не всякий педагог сольфеджио может помочь вам решить эту проблему. Тем не менее, существует множество разнообразных методик, которые могут заметно облегчить процесс написания диктанта.

Как правило, на уроке сольфеджио даётся 8 проигрываний. Между каждым разом есть 2-3 минутный интервал. Если у вас нет хорошей стратегии для написания диктанта, очень вероятно, что вы не справитесь с заданием за отведённое количество времени. Всегда будет казаться, что проигрываний недостаточно. Для того чтобы грамотно использовать отведённое для диктанта время необходимо иметь внутренний план. Приводим здесь возможный вариант работы над диктантом.

Стратегия написания музыкального диктанта

Первое проигрывание при написании музыкального диктанта

Даётся для общего ознакомления. Вы можете ничего не записывать в тетрадь – просто позвольте мелодии проникнуть в вас. Определите размер.

Второе проигрывание

Здесь начинается письменная работа. Мы уже знакомы с мелодией и определили размер. Зная размер, мы можем определить количество тактов и проставить тактовые черты. Здесь же определяем ступень, с которой начинается и заканчивается мелодия. Не забудьте поставить ключевые знаки. Если вы запомнили самое начало или самый конец мелодии – запишите.

КАК НАПИСАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Третье проигрывание

Некоторым удобно записать над нотным станом весь ритм, без звуковысотности. Вы можете попробовать такой вариант.

Четвертое-седьмое проигрывание

Последнее проигрывание. Проверка

В идеальном случае, к последнему проигрыванию большая часть диктанта должна быть готова. Во время проверки вы сопоставляете услышанное с тем, что вам удалось записать. Довольно часто закрадываются досадные описки.

За каждым проигрыванием закреплена своя задача, мы должно понимать каждый раз, что мы сейчас хотим расслышать и на что обратить внимание. Ваш план, конечно, будет несколько отличаться от вышеприведенного, темп и стиль написания диктанта у всех немножко разный. Наша задача лишь обозначить этапы, на которые может опираться ваше внимание.

Есть две основных стратегии написания диктанта:

  1. Запись нот во время проигрывания
  2. Запись по памяти

Первый способ не всегда срабатывает. Не всякий диктант удобно записывать сходу, не всякий раз преподаватель будет играть в комфортном темпе. Гораздо вернее опираться на музыкальную память. И здесь наиболее активная работа должна совершаться в интервалах между проигрываниями. Мы стараемся удерживать мелодию в памяти и записываем в тетрадь то, что запомнили.

Скорей всего, наиболее правильный подход здесь – комбинировать эти два способа. Во время проигрывания мы записываем всё, что успели распознать. А в промежутке заполняем белые пятна по памяти. Такой подход позволит нам эффективно распоряжаться отведённым на работу временем.

Диктант – это комплексное упражнение, которое сочетает в себе сразу несколько важных музыкальных навыков. Все эти навыки можно и нужно тренировать отдельно. Пойте несложные номера с листа, играйте и слушайте интервалы, простукивайте ритм мелодий.

Отдельное внимание стоит уделить аккуратности в оформлении диктанта.

Имейте всегда заточенный, надёжный карандаш – об диктанты сломано немало копий – а также качественный ластик. Эти рекомендации могут показаться лишними, но практика показывает, что это чуть ли не полдела. Наши инструменты не должны нам мешать.

Наталия Трифонова

Здесь вы можете написать задание, которое не получается выполнить самостоятельно и получить решение и объяснение темы.

Анастасия Осетрова

Здравствуйте. Не могли бы вы мне помочь. Просто на уроки не ходила по некоторым причинам. Отстала от класса.
4 класс.
32 и 33 задания.

Анастасия Осетрова

Наталия Трифонова

Наталия Трифонова

Настя, здесь все решения. Рекомендую не просто переписать, а разобраться: это очень просто!
Задание 32, алгоритм:
1) Определяем тональность по знакам. В задании "а" в ключе один диез, значит, тональность соль мажор или ми минор. В задании указано, что тональность мажорная, поэтому выбираем соль мажор. В задании "б" знаки соответствуют не мажору, "в" - си-бемоль мажору.
2) Римскими цифрами обозначены ступени, для соль мажора это:
соль - 1, ля - 2, си - 3, до - 4 и дальше по порядку. В других тональностях аналогично.
3) Подписываем нужные ноты в задание согласно римским цифрам.
4) Теперь нужно построить интервалы, обозначенные арабскими цифрами. Они обозначаются так:
1- прима
2- секунда
3- терция
4- кварта
5- квинта
6- секста
7- септима

5) Как Вы можете заметить в решённом мною задании, секунда - соседняя нота, терция - через 1 ноту, кварта - через 2 ноты и т.д. Просто отсчитайте от данной ступени нужное количество нот вверх.

Наталия Трифонова

Задание 33: тональность фа мажор. Как определить ступени, понятно из предыдущего задания.
Если что-то по-прежнему не ясно, обращайтесь: с удовольствием помогу. Удачи!

Анастасия Осетрова

Анастасия Осетрова

😋

Наталия, Все ясно и понятно!

Наталия Трифонова

Антон,
1) Однотональный, т.к. начался и закончился в одной тональности, в ми миноре.
2) 16 тактов, нормативный период. Понятия "малый" и "большой" в моей практике не встречались. Буду признательна, если поделитесь определениями, которые давали в Вашей школе. Скорее всего, он большой, т.к. больше 8 тактов.
3) Вариантно-повторного строения, т.к. третье предложение (вторая часть периода) начинается почти так же, как первое. Если такого термина Вам пока не давали, скажите, что повторного строения, но с небольшим изменением (на словах "он идёт).
4) Все каденции (через букву "а") полные, т.к. завершаются на тонике, и несовершенные, т.к. тоника появляется на слабую долю, да и доминанта не выражена.
5) и 6) Мелодия состоит из четырёх четырехтактовых предложений. Они почти идентичны ритмически, с небольшими изменениями для пропевания текста. Мелодически первое и четвертое предложения одинаковы, а второе и третье приносят некоторые варианты начала, впрочем, заканчиваются все четыре одинаково. Опора мелодии типична для русской народной песни - квинтовый и основной тон.

Рассмотрим занятия композицией на уроках сольфеджио в школе искусств. Не секрет, что сольфеджио является трудоемкой дисциплиной, включающей сложный комплекс знаний. Возникающие трудности в процессе обучения сольфеджио делают этот предмет малоинтересным для большинства учащихся, поэтому композиция может стать важной составляющей урока сольфеджио наряду с теорией и развитием музыкального слуха в рамках отведенного программой времени.

Первая важнейшая задача в обучении навыкам композиции состоит в том, чтобы научиться строить музыкальные темы, мелодии. С самого начала необходимо объяснить ученикам на примере лучших образцов народной и профессиональной музыки то, что, несмотря на своеобразие, различие тем имеются некоторые закономерности в их построении. На основе этих закономерностей, Г.И. Шатковский вывел следующие правила, которыми можно руководствоваться в сочинении тем:

- минимум средств – максимум выразительности (звуков как можно меньше, красоты и смысла больше);

- повторность музыкальных построений: мотивы, фразы, предложения, из которых состоит тема, повторяются либо безо всяких изменений, либо с изменениями высотного и ритмического характера;

- оригинальность мелодии, ее индивидуальная особенность, своеобразная красота.

Такое объяснение правил сочинения мелодии вполне доступно ученикам младших классов музыкальных школ и школ искусств.

Мы считаем, что первоначально следует начать с сочинения мелодии на текст, позволяющий по-разному его трактовать. Прежде всего, ученики должны научиться читать слова, придавая им самые разные оттенки: угроза, просьба, жалоба, шутка и т.п. Затем сочинить мелодии на эти слова, которые должны быть самыми разными по характеру: от светлых, радостных до печальных, скорбных. Задача на первом этапе состоит в том, чтобы, используя метроритмическую и структурную организацию музыкального материала, именно на один текст дать как можно больше вариантов разнохарактерных по эмоциональному строю мелодий.

Что касается отметки, то думается, что в процессе обучения и воспитания нельзя обойтись без оценки, но без отметки – можно и нужно. По мнению Г.И. Шатковского, отметка играет отрицательную роль в нравственном становлении ребенка: приучает его работать за что-то; ученик должен работать потому, что это – интересно.

Необходимо подчеркнуть следующее: чтобы научиться строить музыкальные темы быстро, грамотно и выразительно, следует сочинять несколько мелодий на один и тот же текст. Этот действенный прием повышает интерес к сочинению тем, способствует более глубокому постижению закономерностей строения музыкальной речи, а также особенностей взаимосвязей языка музыкального и литературного.

Отношение к природе характеризует человека, пожалуй, не меньше, чем отношение к матери. Одна из важнейших задач педагога состоит в том, чтобы воспитать чувство любви к прекрасному во всем: в жизни, в искусстве, в природе.

Полезно конкретизировать задание на каждом уровне, на каждом уроке, например: построить мелодии с применением главных ступеней, мелодии с применением альтерированных ступеней или построить в определенной тональности (Ре-мажор), в определенном размере (6/8) с применением широких интервалов. Таким образом, на все элементы музыкального языка сочиняются мелодии. Все, что знает и слышит ребенок, должно находить практическое применение – это повышает интерес к изучаемому материалу и способствует более глубокому постижению особенностей музыкального языка. Наиболее удачные мелодии следует варьировать, применяя простейшие средства варьирования (смена лада, размера, темпа, регистра, штрихов), а также придавая им черты того или иного жанра.

В принципе любое изменение высотного, ритмического, регистрового, штрихового, тембрового, темпового, динамического (и т.п.) характера служит средством варьирования музыкального материала. Однако важнейшими средствами варьирования являются различные типы и виды фигураций, к которым относятся: ритмическая, гармоническая, перемещение, мелодическая, смешанная фигурация. В работе с учеником нужно добиваться, чтобы ученик построил несколько вариаций в пределах каждой фигурации. Таким образом, основной методический принцип в строении мелодий на основе данного ритма: от мелодии - к ритму, от ритма – к мелодии.

Следующий шаг в построении музыкальной темы – работа над интонацией. Используя характерные интонации, можно сочинять мелодии с чертами того или иного жанра. Если ученик научился строить темы на основе литературного текста, заданного ритма, а также интонационного оборота, можно приступить к сочинению мелодий на основе заданной гармонии. При этом могут быть применены все типы и виды фигураций, но первоначально все-таки лучше строить мелодии из одних только аккордовых звуков, на основе гармонической фигурации.

Для ребенка начинающего осваивать тот или иной инструмент, наиболее доступными инструментами для воспроизведения сочиненных мелодий являются, помимо фортепиано, аккордеон и баян. Если на уроке сольфеджио (если в школе нет специализированного предмета композиции) занимаются дети, которые обучаются на разных инструментах, то на урок желательно приносить те инструменты, которыми дети уже хотя бы немного владеют. На каком бы инструменте ребенок не играл, главное – развивать его творческую фантазию, которая, в свою очередь, является существенным фактором в стимулировании навыков сочинения.

Muzykal

Музыкальный размер очень важная составляющая нотной грамоты. Его базовая функция — организовать музыку во времени. Также он существенно влияет на характер, образ и даже жанр музыкального произведения.

Размеры бывают всего трех видов – простыми, сложными и смешанными.

Чтобы разобраться, что же такое музыкальный размер и каким образом он организовывает музыкальную ткань, нам попутно потребуется ввести несколько новых понятий. Но, обо всем по порядку.

Пульсация

Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.

Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.

Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.

Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.

Доля

Доля – единица измерения пульсации.

Каждый удар пульса называется долей. Доли равномерны во времени, но отличаются по силе. Существуют сильные и слабые доли.

Отрезок музыкальной ткани, заключённый между двумя сильными долями, называется тактом. К этому понятию мы еще вернемся.

Сейчас все понятно 348

Размер, метр, такт

Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.

Tipy razmerov

Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.

Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.

Doli dve chetverti

Метр

Очередность сильных и слабых долей называется метром.

Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.

Такт

Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.

Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.

Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:

Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.

Doli tri chetverti

Ритм

Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.

Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:

Ritm chetyre chetverti

Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.

Виды размеров

Музыкальные размеры бывают простыми, сложными и смешанными.

Простыми называют двухдольные и трехдольные размеры.

Prostye razmery

Двухдольные читаются так: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.

Трехдольные так: три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.

Doli dve chetverti

Doli tri chetverti

Также вместо нот могут быть использованы паузы необходимой длительности:

Сергей Изотов

Сложные размеры

Сложные размеры образуются за счет сложения двух или более простых одинаковых размеров. Например, размер 4/4 это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 является суммой размеров 3/8 + 3/8.

Наиболее ходовыми сложными размерами являются:

  • Четырехдольный – 4/2; 4/4; 4/8
  • Шестидольный – 6/4; 6/8; 6/16
  • Девятидольный – 9/4; 9/8; 9/16
  • Двенадцатидольный – 12/8; 12/16

Сильная и относительно сильная доля

В сложном размере будет столько сильных долей, сколько простых размеров он включает в свой состав. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Значит сильных долей в каждом такте будет две. На изображении я поделил пунктирной линией такт на две части, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Красным цветом отмечены ноты, которые приходятся на сильную долю.

silnye i otnositelno silnye doli

На следующем изображении цифрами обозначены номера долей. Вы видите, что сильными долями в размере 4/4 являются первая и третья. Однако первую долю принято называть сильной, а третью – относительно сильной. Сильная доля более акцентирована и на изображении выделена знаком акцента красного цвета (>). Относительно сильная доля менее акцентирована и обозначена акцентом синего цвета.

akcenty v rasmere chetyre chetverti

Рассмотрим еще один пример – 6/8. Это шестидольный размер, где пульс шагает восьмыми нотами. Он сложен из двух простых размеров – 3/8 + 3/8. Как и всегда первая доля будет сильной, а относительно сильной будет четвертая, потому что она является начальной во втором простом размере 3/8. Взгляните:

gruppirovka vosmyh

Смешанные размеры

Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.

Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:

smeshannye razmery

Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.

summa prostyh rasmerov

От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.

Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.

Semidolnye rasmery

noty money

Понятно - это просто 348

Совсем тяжко идет 177

Группировка нот

Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:

nomer
nomer

Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:

В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:

gruppirovka not

Также паузы могут встраиваться в группу:

Pauzy v gruppirovke not

Группировка длительностей в такте

Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:

Gruppirovka doleyi v takte

Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.

А вот пример того, как группировать не следует:

Gruppirovka doleyi v takte ne vernaya

Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.

Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.

В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:

Gruppirovka doleyi v takte

Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:

Gruppirovka doleyi v takte

Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.

В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:

Primery razmerov

Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.

 Shest vosmyh

Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:

Shest vosmyh gruppirovka dolei

Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.

Статья понравилась 348

Статья не понравилась 177

Заключение

Мы познакомились с тремя видами размеров — простыми, сложными и смешанными. Надеюсь, теперь вам понятно что такое музыкальные размеры и на что они влияют. Если статья была интересна и понятна будем рады отзывам. Если возникли вопросы – тем более пишите их в комментариях, будем вместе разбираться. Также вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на Youtube канал.

Читайте также: