Сочинение по сказке репка в формате егэ

Обновлено: 17.05.2024

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте
сформулированную проблему.
Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме
исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. ПРОБЛЕМА в предложенном тексте = вопрос, над которым задумывается автор
В предложенном тексте Иван Иванович Пупкин поднимает проблему
взаимодействия людей для достижения общей цели.
ИЛИ:
Как человеку следует поступать с проблемами, которые выглядят
нерешаемыми? Именно таким вопросом задается Иван Иванович Пупкин
в предложенном тексте.

2.1. Пример 1 из предложенного текста (иллюстрация к проблеме)
Как человеку следует поступать с проблемами, которые выглядят
нерешаемыми? Именно таким вопросом задается Иван Иванович Пупкин
в предложенном тексте.
Со сложной проблемой столкнулся герой текста, когда не смог сам
вытащить репку.

2.3. Пример 2 из предложенного текста (иллюстрация к проблеме)
Как человеку следует поступать с проблемами, которые выглядят
нерешаемыми? Именно таким вопросом задается Иван Иванович Пупкин
в предложенном тексте.
Со сложной проблемой столкнулся герой текста, когда не смог сам
вытащить репку. Все мы понимаем, что такое может случиться с каждым: вдруг
задача оказывается человеку не по силам. Но дед нашел выход и позвал на
помощь всех, кто был рядом.

2.5. Как ЛОГИЧЕСКИ связаны пример 1 и пример 2?
Как человеку следует поступать с проблемами, которые выглядят
нерешаемыми? Именно таким вопросом задается Иван Иванович Пупкин
в предложенном тексте.
Со сложной проблемой столкнулся герой текста, когда не смог сам
вытащить репку. Все мы понимаем, что такое может случиться с каждым: вдруг
задача оказывается человеку не по силам. Но дед нашел выход и позвал на
помощь всех, кто был рядом. Важно, что он не опустил руки и решил
действовать дальше.

2.5. Как ЛОГИЧЕСКИ связаны пример 1 и пример 2?
Как человеку следует поступать с проблемами, которые выглядят
нерешаемыми? Именно таким вопросом задается Иван Иванович Пупкин
в предложенном тексте.
Со сложной проблемой столкнулся герой текста, когда не смог сам
вытащить репку. Все мы понимаем, что такое может случиться с каждым: вдруг
задача оказывается человеку не по силам. Автор показывает развитие этой
ситуации.
Но дед нашел выход и позвал на
помощь всех, кто был рядом. Важно, что он не опустил руки и решил
действовать дальше.

2.6 Анализ связи: ПОЧЕМУ они связаны именно так? (ЗАЧЕМ автору именно такая
связь?)
Как человеку следует поступать с проблемами, которые выглядят
нерешаемыми? Именно таким вопросом задается Иван Иванович Пупкин
в предложенном тексте.
Со сложной проблемой столкнулся герой текста, когда не смог сам
вытащить репку. Все мы понимаем, что такое может случиться с каждым: вдруг
задача оказывается человеку не по силам. Автор показывает развитие этой
ситуации., чтобы продемонстрировать, что человек должен делать в подобных
случаях.
Но дед нашел выход и позвал на
помощь всех, кто был рядом. Важно, что он не опустил руки и решил
действовать дальше.

Комментарий закончен!
Как человеку следует поступать с проблемами, которые выглядят
нерешаемыми? Именно таким вопросом задается Иван Иванович Пупкин
в предложенном тексте.
Со сложной проблемой столкнулся герой текста, когда не смог сам
вытащить репку. Все мы понимаем, что такое может случиться с каждым: вдруг
задача оказывается человеку не по силам. Автор показывает развитие этой
ситуации., чтобы продемонстрировать, что человек должен делать в подобных
случаях. Дед нашел выход и позвал на помощь всех, кто был рядом.
Важно, что он не опустил руки и решил действовать дальше.

Внимание!
Связь и ее анализ могут быть в разных местах комментария!
Пример 1:
Как человеку следует поступать с проблемами, которые выглядят
нерешаемыми? Именно таким вопросом задается Иван Иванович Пупкин
в предложенном тексте.
Со сложной проблемой столкнулся герой текста, когда не смог сам
вытащить репку. Все мы понимаем, что такое может случиться с каждым: вдруг
задача оказывается человеку не по силам. Но дед нашел выход и позвал на
помощь всех, кто был рядом. Важно, что он не опустил руки и решил действовать
дальше. Здесь автор показывает развитие первоначальной ситуации, чтобы
продемонстрировать, что человек должен делать в подобных случаях.

Внимание!
Связь и ее анализ могут быть в разных местах комментария!
Пример 2:
Как человеку следует поступать с проблемами, которые выглядят
нерешаемыми? Именно таким вопросом задается Иван Иванович Пупкин
в предложенном тексте.
В сказке автор сначала подводит героя к сложной задаче, а затем
показывает развитие первоначальной ситуации, чтобы продемонстрировать, что
человек должен делать в подобных случаях. Герой текста не смог сам вытащить
репку. Все мы понимаем, что такое может случиться с каждым: вдруг задача
оказывается человеку не по силам. Но дед нашел выход и позвал на помощь всех,
кто был рядом. Важно, что он не опустил руки и решил действовать дальше.

Внимание!
Связь и ее анализ могут быть в разных местах комментария!
Пример 3:
Как человеку следует поступать с проблемами, которые выглядят
нерешаемыми? Именно таким вопросом задается Иван Иванович Пупкин
в предложенном тексте.
Со сложной проблемой столкнулся герой текста, когда не смог сам
вытащить репку. Все мы понимаем, что такое может случиться с каждым: вдруг
задача оказывается человеку не по силам. Автор показывает развитие этой
ситуации: дед нашел выход и позвал на помощь всех, кто был рядом. Важно, что
он не опустил руки и решил действовать дальше. Таким образом И. И. Пупкин
демонстрирует, что человек должен делать в подобных случаях.

Как еще можно обосновать?
➦ Афоризмы и крылатые выражения
➦ Примеры из мультфильмов
➦ Примеры из комиксов и манги
➦ Примеры из компьютерных игр
➦ Примеры из семейной истории
➦ Вообще любые примеры!
Обоснование может быть любым!

ПОДГОТОВКА К ЧАСТИ С ЕГЭ


Задание "Репка"

Начните тренироваться к части С ЕГЭ со сказок. Например, с "Репки". Определите тему, выявите проблему (лучше две - для надёжности), как автор сам относится к этой проблеме (ученикам обычно дают шаблоны); согласны вы или нет, почему, изложите свои аргументы. Сейчас для оценки принимаются два аргумента: один - основанный на личном опыте ученика; второй - на основе опыта чтения художественной литературы. Что бывает редкостью! Потому что для того чтобы написать, надо прежде прочитать! Здесь мы почти бессильны помочь.

Посадил дед репку и говорит:
— Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!
Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.

Бабка за дедку,
Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —

Тянут-потянут — и вытянули репку.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Чтобы осенью вытащить репку из земли, понадобилась помощь всех домочадцев и даже мышки. Все вместе, дружно взявшись за работу, семья одолела репу.

Я согласна с точкой зрения коллективного автора незатейливой сказки. МОИ АРГУМЕНТЫ ТАКОВЫ:

ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ. В одиночку трудную проблему решить невозможно. Уже древние сообща строили оросительные каналы в Египте, возводили соборы в средневековой Европе, в наше время сообща осваивают просторы космоса и глубины океанов. Человечество объединяло свои силы, чтобы победить вредное влияние микробов на организм человека (эпидемии) или выстоять перед лицом социальных и природных катаклизмов.

ТРЕТИЙ АРГУМЕНТ. Помощь в совместном усилии должна быть бескорыстной. Какой прок собаке, кошке или мышке от репы? Но технология хороших дел такова: если ты кому-нибудь поможешь, то и на твой зов откликнутся. Даже если просто скажут спасибо, то тебе будет приятно.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРГУМЕНТ. Репку вытягивала семья. Семья – это ячейка общества. Общество может процветать, если в семье будет лад.

Я вступил(а) в юношеский возрастной период; как говорят специалисты, мы переживаем вполне понятный эгоизм. Иногда мне кажется, что я сама смогу достичь высот в карьере и личной жизни. Но сказка предупреждает меня о том, что я должна опираться на опыт своих родителей, опыт народной мудрости и общественного сознания (книги, произведения искусства).

Не впапдайте в уныние от прочитанного. Одна ученица, прочитав это, сказала: Да ни в жисть так не напишу. Если пытаться разбираться вместе с нами, то по прочтении нескольких текстов у Вас появится в голове некая схема, которая Вам и поможет в дальнейшем. Успехов!

Как работать над частью С.

Часть С — это сочинение по тексту. Главная задача — определить, какую проблему поднимает автор текста и показать, как он ее решает. Но самое важное — высказать СОБСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОДНЯТОЙ АВТОРОМ ПРОБЛЕМЕ.

Объем сочинения — не меньше 150 слов. Это значит — не меньше полутора страниц тетради в линеечку. Больше можно, но не намного.

Надо помнить, что в тексте обязательно есть тема, проблема и идея.

ТЕМА — это то, о чем в тексте говорится

ПРОБЛЕМА — это тот вопрос или те вопросы, которые автор текста решает в этом тексте.

ИДЕЯ — это то же самое, что авторская позиция, то есть это тот ответ, который дает на поставленные им же вопросы.

Например, обратимся ко всем известной сказке про репку ТЕМА сказки — попытка семьи дедки вытащить из земли небывалых размеров корнеплод. ПРОБЛЕМА сказки — от чего зависит успех общего дела. ИДЕЯ сказки — всякий, даже самый, казалось бы, незаметный и маленький член коллектива вносит свой вклад в решение общей задачи, причем вклад самого маленького и незаметного может оказаться порой решающим.

Запомним эти сведения, они пригодятся нам в работе над сочинением по тексту сказки. (Значит, первое, с чего мы начнем работу, - определяем ТЕМУ, ПРОБЛЕМУ, ИДЕЮ текста, особенно обращаем внимание на проблему и идею).

Теперь ВНИМАНИЕ! Переходим к поэтапному созданию нашего бессмертного произведения. Всего в сочинении должно быть СЕМЬ абзацев (в крайнем случае — шесть). Внимательно рассмотрим таблицу. Слева — общие рекомендации, справа — сочинение, созданное по тексту сказки про репку в соответствии с левыми рекомендациями.

Не забывай, что надо говорить: ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ, ИГРАЕТ РОЛЬ (а не наоборот!)

1 часть. Формулировка проблемы исходного текста (2-3 предложения)

В Первом абзаце мы должны сформулировать проблему/ы, поднятую автором текста. Удобнее это делать в виде вопросительных предложений, после которых можно использовать следующие варианты завершения абзаца:

Именно над этой проблемой размышляет автор текста.

Эту проблему рассматривает в своем тексте. (кто именно рассматривает)

Об этом предлагает задуматься читателю.

Именно эта проблема волнует автора текста.

Именно над этим вопросом невольно задумываешься прочитав текст. (чей именно)

Именно этот вопрос задает себе автор текста.

Что влияет на успех общего дела? Какой коллектив может быть назван по-настоящему сильным и дееспособным? Именно над этими вопросами невольно задумываешься, прочитав текст неизвестного автора.

2 часть. Комментарий к поднятой в тексте проблеме (3-4 предложения)

Создавая второй абзац, мы должны подумать над следующими вопросами ( и не только подумать, но и дать на них ответ в письменном виде, что и будет являться комментарием к проблеме):

Можно ли данную проблему назвать актуальной? Почему? Что зависит от решения этой проблемы? Сталкивались ли мы сами с подобной проблемой? Как её решить? и.т.п.

ВНИМАНИЕ! Вовсе не обязательно отвечать на ВСЕ эти вопросы, достаточно ответить на первый и второй, только ответить надо обстоятельно, аргументированно.

Нет сомнений в том, что эта проблема актуальна в любое время. Ведь пока существует род человеческий будет существовать необходимость в коллективных действиях по решению той или иной задачи. Коллективы бывают самые разные — от нескольких человек до сотен, а то и тысяч, и зачастую от их согласованных действий может зависеть очень многое — от успешного возведения здания до безопасности государства.

3 часть. Позиция автора (3-4 предложения)

В этом абзаце мы должны сформулировать позицию автора текста, то есть идею текста, то есть показать, что мы поняли, как автор решает поднятую в тексте проблему, какой ответ дает на поставленный в тексте вопрос. Если самому никак не додуматься, обращаем внимание на ПОДСКАЗКИ — задания А-29 и В-8

В этом абзаце вполне уместно ЦИТИРОВАНИЕ Можно выписать из текста предложение, в котором идея текста сформулирована, если такое предложение в тексте есть (см. А-29) можно ничего не выписывать, а все сформулировать самостоятельно. Если же все-таки решил выписывать, НЕ ЗАБЫВАЙ ПРО КАВЫЧКИ.

А начать абзац можно, используя один из следующих вариантов:

Автор, безусловно, имеет свою точку зрения на данную проблему.

Позиция автора текста выражена ясно. Он считает/убежден, что.

Размышляя над поднятой в тексте проблемой автор стремится убедить нас в том, что.

Автор текста хочет донести до читателей важную мысль о том, что.

Решение этой проблемы автор видит в. и.т.п.

Автор текста хочет донести до читателей важную мысль о том, что успех общего дела зависит от каждого члена коллектива. Мудрый народный сказатель убеждает нас в том, что всякий даже самый, казалось бы, не значимый и маленький член коллектива вносит свою лепту в решение общей задачи, причем вклад самого маленького и незаметного может оказаться порой решающим. Мы видим это на примере маленькой мышки, без вмешательства которой оказалось невозможно вытащить из земли гигантский корнеплод.

4 часть. Наша собственная позиция по поднятой в тексте проблеме

Наша главная задача при создании этой части — убедить эксперта, который проверяет наше сочинение, в том же, в чем автор текста убедил читателя (если мы не согласны с автором), или опровергнуть позицию автора своими УБЕДИТЕЛЬНЫМИ примерами и рассуждениями.

ПЕРВЫЙ абзац четвертой части — тезис: согласен ты или нет с позицией автора? В чем именно согласен? Если НЕ согласен, то не должно быть ПРЯМОЛИНЕЙНЫХ высказываний, типа:

Автор не прав.

Я не согласен с автором.

Примеры, приведенные в тексте, я считаю неудачными. и.т.п.

Возражать надо ВЕЖЛИВО:

Автор очень убедителен в отстаивании своей точки зрения. И все же позволю себе не во всем согласиться с ним.

Позиция автора во много близка мне. Я тоже думаю, что. Но все-таки мне кажется, что автор слегка преувеличил утверждая, что. и.т.п.

Если же согласен с автором, начать можно так:

Я никогда серьезно не задумывался над подобными вопросами, но размышления автора затронули меня за живое.

Трудно не согласится с мнением/позицией автора.

С этим утверждением нельзя не согласиться.

Размышления автора не могут оставить читателя равнодушным.

Безусловно, нельзя не признать правоту относительно. и.т.п.

ВТОРОЙ и ТРЕТИЙ абзацы четвертой части — аргументы в пользу нашей точки зрения. Поскольку требуется привести два аргумента, то речь идет о двух абзацах. Если же второй аргумент не приходит в голову, значит, абзац будет один.

Надо учесть следующее: важно не просто привести пример из жизненного опыта или ссылку на литературное произведение, но еще и объяснить, ПОЧЕМУ мы обращаемся именно к этим примерам, какую мысль и как они подтверждают. В противном случае наши примеры не будут засчитаны в качестве аргументов. То есть надо не просто упомянуть о чем-либо, а порассуждать об этом.

Можно оба аргумента поместить в одном абзаце, а в следующем подвести итог своих рассуждений.

Поступки всех этих людей стоят в одном ряду, потому что их объединяет общая цель — защита родины. Россия победила Наполеона именно потому, что русский народ, состоящий отдельных людей, стал непобедимым, сплоченный общей целью. И в дело победы каждый внес свой непосильный вклад.

ЧЕТВЕРТЫЙ (или третий) абзац четвертой части — вывод. Он должен перекликаться с нашим тезисом. Надо еще раз вспомнить, какую мысль мы доказывали в нашем сочинении (см. 3 абзац — позиция автора), и что-нибудь красивое сказать по этому поводу, призвать к чему-нибудь, воскликнуть что-нибудь.

ВОТ и ВСЕ. Считаем слова, проверяем ошибки, переписываем на чистовик.

В нашей жизни бывают моменты, когда в одиночку сделать ничего невозможно. Некоторые вещи под силу только единому, дружному коллективу. Мне кажется, что эта мысль неоспорима!


Попалось деду зернышко, крохотное, круглое. Посадил он его в землю. Выросла не морковка и не петрушка, не свекла и не редька, а настоящая, круглая репка. Репка такая хитрая — за землю хвостиком крепко держится. Решил дед репку рвать. Да куда там! Сидит репка в земле крепко. Позвал дед бабку. Напустилась бабка на деда:

— Ох, нелёгкая эта работа, вынуть репку — такая забота, — сказала бабка и начала помогать дедке.

Но не поддалась репка бабе и деду.

— Ну вот, старая, ворчала на меня, а и с твоей помощью с репой не справились. Придется внучку звать. А то без еды останемся.

Призвали на помощь внучку. Внучка совсем ещё девчушка. Силы у неё немного. Не смогла она помочь деду с бабкой чудо-репу вытащить. Говорит внучка:

— Больше людей в доме нет. Пора зверей на помощь звать.

Сначала пригласили Жучку. Жучка полаяла для порядка, а потом в дело впряглась.
Но репка сидела в земле крепко и покидать насиженное место не хотела.

Пришлось звать кошку. Жучка поначалу была против, все ведь знают, как кошка с собакой живут, но Жучка привыкла человеку помогать, а тут как раз нужна была помощь.

Но кошкины усилия тоже оказались зряшными. Репка как сидела в земле, так и сидит.

Решили позвать мышку. У репки хвост сильный, длинный. А ведь у мышки тоже хвост не маленький. И тоже крепкий. Может, хвостатые друг другу помогут? И точно — с помощью мышки репку вытащили.

Хотя причём здесь хвост? Всем миром любое дело быстрее и лучше делается. Маленькая помощь присоединяется к большой помощи – и получается хороший результат.

Главный смысл сказки про репку заключается в том, что сообща любое дело быстрее делается. С помощью репки удалось выяснить, что семья-то на самом деле дружная была, и каждый был готов потрудиться на благо общего дела.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: