Сочинение по развитию речи

Обновлено: 25.06.2024

Человек на протяжении всей жизни повышает навык речевой грамотности, познает богатство языка. Каждый период взросления привносит что-то принципиально новое в развитие речи человека.

Большинство детей до 6 лет воспринимают предложение как нерушимое целое. Отдельные слова выделяются ребенком лишь потому, что они связаны с наглядными представлениями.

Начиная делить предложение, ребенок выделяет конкретные категории слов – существительные и глаголы. Позже он научится выделять предлоги и союзы, поскольку для него это абстрактные категории. В возрасте до 6 лет, согласно множеству исследований, дети плохо вычленяют отношения между словами и словосочетаниями, поэтому запас наиболее употребляемых слов в основном состоит из существительных и глаголов, тогда как прилагательные и числительные, а так же предлоги имеют для ребенка второстепенное значение. Не удивительно, что во время восприятия речи ребенок воспринимает образ ситуации или метафору напрямую, не пытаясь разобраться в истинном положении вещей.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Слово наполняется значением не сразу, а в кропотливом процессе накопления и осмысления личного опыта.

Когда ребенок приходит в школу, его словарный запас увеличивается многократно, поэтому маленькому школьнику не составляет труда объясниться с другим человеком на практически любую тему. Трехлетний ребенок употребляет до 500 слов, а у шестилетнего эта планка вырастает от 3000 до 7000 слов. Преимущественно в начальной школе словарь ребенка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов.

Вместе с расширением словарного запаса расширяется смысловая наполненность слов. Значение слова в раннем возрасте уточняется постепенно. Изначально ребенок ассоциирует со словом случайное объединение тех впечатлений, которые происходили с ним в момент произнесения слова. Затем в слове объединяются наглядные признаки конкретных ситуаций, и лишь в подростковом возрасте ребенок начинает мыслить за словом конкретные и отвлеченные категории.

Слово – для ребенка пустой сосуд, который он наполняет, исходя из своего личного опыта. Поэтому значения слов у ребенка и взрослого разнятся. Когда ребенок объединяет предметы в классы, он исходит не из существенных, а скорее из бросающихся в глаза признаков. На первых стадиях формирования речи слово у ребенка обозначает не понятие, но комплекс, в котором предметы собраны по произвольным признакам.
В младших классах ребенок постепенно начинает овладевать письменной речью, которая является абстрагированной от ситуации и значительно произвольнее, чем устная.

Письменная речь – это особенный способ общения и тренировки мышления. Детский психолог Д.Б. Эльконин выделял несколько особенностей, отличающих письменную речь от устной. Прежде всего – это большая произвольность. Умения разделять слово на составляющие его звуки – первая операция, которую должен постигнуть ребенок при письме. Затем следует навык придавать мысли синтаксически развитую форму, что, в свою очередь требует, расчленения самой мысли, представляющей собой в момент зарождения в голове смысловое целое. Приучая ребенка к расчленению потоков мыслей, к ее развернутому выражению письменная речь дисциплинирует мышление. Письменные структуры ребенок запоминает и накапливает благодаря чтению.

Чтения является тем путем, идя которым, ребенок придет к самостоятельному овладению письменной речью. То, что запоминает ребенок при чтении, постепенно становится формой его собственных мыслей. Обучение чтению – это фундаментальный процесс в умственном развитии ребенка. Овладев чтением, ребенок способен самостоятельно впитывать опыт человечества, обобщенный в мировой литературе, в общем, и в отдельных текстах, в частности.

Развитие речи в младших классах – сложный и многоступенчатый процесс. В первую очередь, это совершенствование устной речи: работа над произношением звуков, овладение сложными структурами предложений, употребление деепричастных оборотов, залогов, теории синтаксиса и т.д.

Стоит отметить, что главным условием развития грамотности является информативное письмо и чтение. Чтобы соблюдались эти условия, нужно подбирать интересную литературу и стараться читать в совместном процессе (строчку – ребенок, строчку – взрослый). Так, ребенок быстрее овладевает чтением, чем при работе над текстами методом заучивания. Для того, чтобы у ребенка ускоренно развить письменную речь, опытные педагоги предлагают сочинять и записывать сказки, писать письма, сочинения о каникулах, друзьях, домашних животных.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В завершении хочется сказать, что основным фактором, влияющим на развитие речи школьника младших классов, является грамотная и богатая речь педагога.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей :

1-й - подготовительный - до одного года;

2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;

3-й - дошкольный - до 7 лет;

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способсочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи - монологической речью.

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Работа над словом является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Она направлена на создание лексической основы речи и имеет большое значение для общего развития ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря, его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь.

После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трем годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900-2000.

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.

С самого начала становления методики обучение родному языку рассматривается широко: как педагогическое воздействие на речь детей в повседневной жизни и на занятиях (Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, М. М. Конина). Что касается повседневной жизни, то здесь имеется в виду содействие речевому развитию ребенка в совместной деятельности воспитателя с детьми и в их самостоятельной деятельности.

Для развития словаря детей в детском саду используются различные средства. Одним из важнейших средств являются пальчиковые игры и упражнения. Они как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Благодаря играм и упражнениям дети получают не только определенный объем знаний, но и учатся владеть этими знаниями, вооружаются навыками умственной работы, развивается активность, самостоятельность мышления.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто дети испытывают затруднения у доски, понимая материал,.

Развитие инициативной речи у детей дошкольного возраста Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст. Виктор Мари Гюго Развитие речи - одна из ведущих и главных задач в дошкольном образовании.

Согласно В.В. Виноградову, речь является психическим процессом, который представляет собой деятельность общения с использованием языка. Человеческая речь в силу своего семантического характера может быть использоваться для осознанного общения с другими людьми.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Речь как психический процесс, по определению Рубинштейна С. Л., это деятельность общения посредством языка. Семантический характер человеческой речи обусловливает возможность ее использования для сознательного общения.

Развитие речи учеников – это процесс освоения речи: ее восприятие, способы выражения мыслей посредством языка и речевых механизмов.

Основные условие для успешного развития речи учеников в начальных классах: дети должны испытывать потребность в общении; должна быть развитая речевая среда, которая бы питала формирующуюся речь школьника, изучающего языковые средства; должен использоваться значимый материал, составляющий содержание речи; нужно овладеть теоретическими знаниями о закономерностях языка; нужно постоянно корректировать речь, подчинять ее изучаемым правилам, приобретать культуру речи.

Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Система речевого развития подразумевает использование речевых ситуаций, организацию речевой среды, проведение словарной работы, использование синтаксических упражнений, организацию работы с текстами, интонациями, исправления и совершенствование речевой компетенции.

Все это базируется на правилах лексики и грамматики, стилистики, фонетики, а также на принципах словообразования. Работа проводится также в соответствии с теорией речи и текста. Она не изучается в школу, но при этом является основой для методики развития речи учеников.

Сочинение как средство развития речи

Речь младших школьников можно развивать в процессе написания сочинений.

Уже с первого класса дети работают над сочинениями. Сначала они оформляются в виде небольших устных высказываний. Затем они перерастают в форму ярких эмоциональных рассказов. Постепенно сочинение превращается в настоящую интеллектуальную работу. Сочинение формирует интеллектуальные способности, учит контролировать эмоции, приучает школьников оценивать пережитое и размышлять над ним, формирует наблюдательность, учит делать выводы, сравнивать.

Сочинения дают возможность детям более глубоко осознавать собственные чувства, побуждения.

Сочинения классифицируют на разные параметры. В зависимости от источника, можно поделить на те, которые составляются об увиденном, пережитом, об услышанном. Также бывают те, которые основаны на книгах, фильмах или картинах. Еще одна группа – это те, что включают в себя разные источники. И последняя группа – это сочинения, написанные на основе воображения учеников.

Если говорить о самостоятельности или несамостоятельности, то можно выделить коллективные сочинения, на общую для всего класса тему и индивидуальные.

Если говорить о жанровой принадлежности, то сочинения могут принимать форму рассуждения, описания или повествования. В начальной школе редко сочинения принимают вид повествования или другого жанра в чистом виде. Обычно школьники пишут в смешанном жанре.

  1. Повествование характеризуется тем, что описываемые в нем события протекают последовательно и связаны между собой. Эти сочинения обладают сюжетом, они похожи на рассказы. Повествование – это наиболее живой, подвижный жанр для сочинений.
  2. Описание характеризуется в том, что можно указывать признаки явлений и предметов. Цель описания — предоставить ребенку наиболее полные и точные сведения о предметах. Элементы описания обычно встречаются в текстах повествовательного типа.
  3. Рассуждения – это связное повествование, которое использует различные приемы доказательства чего-либо: сопоставления, суждения, наглядные примеры, выводы.

Если говорить о стиле, то сочинения могут быть деловыми и образными. Образными обычно являются рассказы о произошедших событиях и описания красивой природы. Деловые – это наблюдения, отчеты и планы, описания дел, объявления, задачи по математике и т.п.

Сочинения также можно классифицировать по темам. Это могут быть следующие тематики: описание природы России; трудовая деятельность; профессии для города и деревни и т.п.

Также сочинения могут принимать форму письменных и устных. Они могут быть домашними, классными или смешанного типа.

Если говорить о целях проведения, то сочинения могут быть контрольными или обучающими.

Первое, что делает при подготовке преподаватель – это определяет тему. Тема – это предмет, обозначающий то, о чем пойдет речь. Тема позволяет отобрать материал, найти подходящие признаки и факты, а также явления, которые отражаются в сочинении.

От того, как тема будет сформулирована педагогом, как школьники ее понимают, зависит полнота ее раскрытия в тексте. Тема неразрывно связана с идеей. Идея – это мысль автора, которая выражается в художественных образах.

Детям нравятся образные и яркие заглавия. Ведь понимание темы часто зависит от того, как ее преподнести: сухо или эмоционально, художественно или лаконично.

Если во время работы над сочинением дети не только выполняют задание педагога, а испытывают более глубокие и серьезные побуждения – стремятся о чем-то рассказать, то это будет побуждать их к творчеству. В таких работах обязательно будет место идейному содержанию, которое непрерывно сливается с темой.

Но если ученики пишут на слишком широкую тему, они могут потеряться и не раскроют ее достаточно глубоко и определенно. Они могут описывать конкретные детали, слабо их связывая между собой.

Поверхностное раскрытие темы – это один из распространенных недостатков сочинений детей. Но он не единственный. Дети не всегда способны обнаружить границы темы. Они могут писать обо всем, что хоть как-то напоминает указанную тему. Другими словами, они недостаточно точно понимают суть темы.

Работая над сочинением или рассказом, дети могут использовать один из двух подходов: от материала к теме, от темы через наблюдения к материалу.

Чтобы ученики развивались гармонично, они должны использовать оба способа. В первом случае педагог помогает детям готовиться, иногда долгое время. Учит их наблюдать, копить факты и материал, обдумывать его. Подобным образом сочинения пишутся о прогулках и походах, когда дети описывают пережитое или увиденное.

В других случаях детям предлагают тему, начинается работа над планом подготовки к ее описанию. Дети накапливают материал, отбирают наиболее важные его компоненты, систематизируют данные. После этого пишется текст.

Некоторые темы подразумевают использование двух вариантов работы.

  1. Первое условие для написания хорошего сочинения – это грамотная организация работы над темой, понимание этой темы и ее раскрытие.
  2. Следующий шаг в работе над сочинением – это составление плана. План – это обязательная часть работы как над устными, так и над письменными сочинениями. Любое речевое высказывание основано на плане. Это своего рода каркас или проект сочинения. План может принимать форму устного, письменного или даже картинного.

Обучение работе с текстом по возрастам

В первом классе функцию плана выполняют вопросы преподавателя. Дети просто на них отвечают, составляя связанные по смыслу предложения. Во втором классе школьники с помощью вопросов учителя составляют план.

В третьем классе они начинают работать коллективно, опираясь на составленный или самостоятельный план.

В четвертом классе дети самостоятельно составляют план на заданную тему.

План рекомендуется делать из трех – пяти пунктов. Дошкольники должны сами составлять планы – готовые им не выдаются. Иначе это будет препятствовать развитию мышления. Обычно план составляют перед написанием сочинения. Но иногда его можно составить и заранее. Например, если подразумевается длительная подготовка к сочинению. В этом случае план можно перестраивать и совершенствовать.

Время составления плана должно определяться целью сочинений и их видом. К примеру, план сочинения по картинкам должен составляться перед тем, как он будет написан. Даже перед тем, как будет рассмотрена картина. Могут быть два варианта: план по рассмотрению картины и план рассказа, основанного на сюжете картины.

План сочинений об экскурсиях составляют на основе того, как проходила сама экскурсия или по плану наблюдений. План можно уточнять перед тем, как дети приступят к написанию работы.

Накопление материала – это еще одна подготовительная ступень к работе над сочинением. Нужно различать два способа накопления и канала: общее развитие, эрудиция, более широкий круг компетенций и процесс целенаправленного сбора или отбора материала. Также сюда включается накопление материала, подчинение его конкретной цели, определенной теме выступления или сочинения.

Первый вариант более непрерывный и постоянный. Второй протекает достаточно быстро, иногда задолго до процесса написания сочинения и даже еще до выбора конечной темы. Подготавливаясь к теме перелетных птиц, сложно ограничиться во времени.

А чтобы подготовиться к теме погоды в феврале, нужно хотя бы месяц подготовки. Детей водят в музеи и на выставки, изучение материалов продолжается на основании разных материалов: каталогов, проспектов и альбомов. Часто проводятся обсуждения и дискуссии. Дети долго время проводят наблюдение и исследование.

Материалы для будущих сочинений не только накапливают в сознании детей, но и записывают в виде заметов, зарисовывают и составляют из него словарики, подбирают опорные слова. Продолжительность сбора такого материала значительно больше, чем время для выступления или для написания текстов.

Сбор материалов заканчивается систематизацией и выделением главных аспектов, что должно использоваться обязательно с отсечением второстепенных и лишних деталей. Параллельно со сбором этого материала, с его расположением можно подготовиться. Это включает в себя подготовку словаря, запоминание правописания отдельных слов, составление словосочетаний или отдельных предложений, а также текстовых фрагментов.

Естественно, что во время подготовки к сочинению, могут использовать разные варианты работы. Ведь каждая ступень работы над сочинением носит в себе творческий характер, что проявляется в индивидуальности всех учеников, в их интересах, в одаренностях и способностях.

Кульминация работы – это процесс написания сочинения. Во 2 классе процессу уделяется целый урок. В третьем классе для сочинения уделяется урок и еще 20 минут следующего занятия.

Этапы работы с текстом

Обычно подготовка к сочинению и сам процесс по написанию занимает больше времени, чем другие виды работ. Накопление материала на тему проведенной экскурсии проводится задолго до самого написания.

За явлениями природы наблюдения проводятся в течение недели или даже месяца. Картину обычно рассматривают непосредственно перед написанием сочинения. Иногда план составляется заблаговременно, поэтому урок по написанию текста рассматривается, как итоговое занятие всей проведенной работы.

Если к сочинению долго готовились, то процесс построение урока во многом определяется процессом подготовки. Можно выделить некоторые главные этапы уроков письма сочинения:

  1. Обозначение темы, его задач, обсуждение этого с учениками.
  2. Беседа, с помощью которой материал упорядочивается.
  3. Составление плана.
  4. Подготовка к написанию текста: дети составляют отдельные словосочетания, фрагменты текста.
  5. Подготовка к орфографически грамотному написанию сложных слов.
  6. Написание.
  7. Самопроверка, исправление ошибок.

Развивать речь детей младшего школьного возраста во время занятий по русскому языку при работе с сочинением можно, используя три группы методов: имитация, коммуникации и конструирование. Все эти группы можно сочетать в работе педагога и учащихся.

Они хорошо друг друга дополняют. В целом они позволяют создать основу для системы развития речи учеников, которая прочно связана с обучением русскому языку, литературе, риторике и помогает вести активную социальную деятельность ученикам.

Дети выбирают слова и другие языковые средства, моделируют образцовые текст, создают на основе этих моделей предложения и текст, обобщают правила и даже занимаются творчеством – пересказывают и письменно излагают, стараясь творчески дополнять и изменять, инсценировать и драматизировать.

Обучение по образцу подразумевает использование широкого набора типов и приемов ученических работ: это множество типов пересказа прочитанного, это письменные изложения разных типов: с использованием языкового разбора текста, с иллюстрированием и жанровым изменением.

Методы по образцу включают в себя и более мелки упражнения частного характера: дети составляют предложения или элементы текста по модели или типу данного. Они отрабатывают правильное произношение, учатся применять паузы и интонацию, учатся пользоваться ударением по образцу учителя.

Также они учатся понимать замысел автора – писателя, основываясь на артистическом исполнении разных рассказов и письменных сочинений, учитывая прочитанное.

Они учатся использовать в рассказе стилистику, содержание и композицию. Знакомятся с этими особенностями для других жанров: для очерка, для отзыва, для газетной заметки, для характеристики. Также они учатся составлять деловые бумаги: писать заявления и объявления, деловые письма и телеграммы.

Методы обучения сочинительству

В начальных классах часто используют имитационные методы. Но этого недостаточно: ведь работа с образцами помогает лишь подготовить учеников к следующим методам речевого развития.

Методы коммуникации основаны на теории речевой деятельности, например на анализе речевых актов: при этом учитывается каждая ступень: ситуативная ступень, мотивация, восприятие речи слушающим, обратная с ним связь.

Эти методы подразумевают использование разных приемов и обучающих средств, а также типов упражнений. Педагог создает речевые ситуации или выбирает их из жизненного потока. Он устраивает ролевые игры, организует трудовую деятельность, проводит экскурсии и походы, организует наблюдения за картинами.

Также широко используются и другие способы накапливать впечатления и материал. Сюда можно включить любой тип деятельности, которые вызывает у ребенка потребность к высказыванию. Это же относится и к ведению записей в дневниках, рисование, создание воображаемых сказочных сюжетов, выбор разных жанров работы: выступления по радио, доклады, ведение телепередач, рекламная деятельность.

Коммуникативные умения и навыки

Эта методика подразумевает, что ученики должны обладать целой системой умений, которые реализуются в разного рода устных и письменных речевых упражнениях. Сюда включаются семь групп таких навыков:

  • навыки, которые связаны с темой, с ее пониманием и нахождением для нее границ;
  • навыки подчинять свои сочинения конкретному замыслу, способные выражать в них свою мысль, эмоции, отношения;
  • навык собирать, накапливать материал, находить в нем главное и второстепенное, учитывая тему и замысел;
  • способность систематизировать материал, составлять по нему план, использовать композицию;
  • способность подготавливать текст: подбирать слова в соответствии с темой, использовать нужные сочетания, фразы, подготавливать фрагменты текста в устном варианте;
  • способность составлять текст в устной речи: импровизировать, а в письменной – писать без грамматических ошибок, правильно располагать текст на листе и делить его на отдельные абзацы;
  • способность совершенствовать, исправлять написанное, осуществлять редакцию, проверять на орфографические ошибки.

Конструирование текста

Конструирование – это метод синтетического характера. Он работает в связи с первыми двумя. При обучении детей по образцам, проводится анализ и моделирование.

В последствии ученики начинают конструировать собственные тексты, опираясь на эти модели. Конструирование также имеет прочную связь и с коммуникативным методом. Ведь он позволяет обеспечить мотивацию в речи, делает ее действенной, определяет личностные и социальные функции речи.

Конструирование текста подразумевает использование большого набора типов речевых упражнений, приемов. Многие из них обладают подготовительной и вспомогательной функцией: они внедряются в подготовительный процесс речевых упражнений на всех их этапах.

Эта работа со словами и словосочетаниями носит логический характер. Ребенок должен оперировать с понятиями, строить их определения, сравнивать разные предметы или природные явления, учитывая их признаки.

Также дети моделируют структуру текста, подчиняют собственный текст этой модели. Они способны его редактировать, отрабатывая типы связи в нем. Они учатся составлять тексты разной смысловой функциональной модели и разных жанров.

В следующей статье рассмотрим педагогические условия развития речи учащихся начальных классов при работе над сочинением.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучающие: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения; составлять план;

Развивающие: развивать словарный запас, умение анализировать, выбирать оптимальный способ решения

Воспитывающие: воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Предметные: познакомятся с репродукцией картиныА. А. Пластова, анализировать иллюстрацию, составлять план текста и записывать текст по плану и опорным словам (после разбора текста)

Метапредметные : познавательные - самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, составлять план текста, составлять монологическое высказывание по рисунку; регулятивные – высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи, оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своих действий; коммуникативные – сотрудничать в совместном решении задачи.

Личностные: Осознавать личностный смысл учения, проявлять интерес к изучению языка, владеть навыками сотрудничества на уроке, осознавать эстетические потребности, чувство прекрасного при работе с картиной .

Межпредметные связи : чтение (работа над сочинением по картине), русский язык ( типы текстов)

1.Организационный момент.

Мы с вами сегодня попробуем себя в роли мастера, и нашим инструментом будет слово. Значит, кем мы сегодня будем? Мы будем писателями

- Скажите, а что можно составить из слов? Правильно. Словосочетания, предложения, текст.

- А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.)

3 . Формулировка темы и задачи урока .

Значит, что мы свами будем писать? Писать сочинение по картине

- А как подготовиться к сочинению? ( Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его)

- Вот вы и сформулировали задачи нашего урока.

Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Сурикова

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится.
И на землю тихо.

Падает, ложится.
И под утро снегом

Поле забелело,
Точно пеленою

О чем идет речь?

- Как называются картины, изображающие природу? / пейзаж/

- Предлагаю вам познакомиться с автором этой картины. (слайд 3)

- Что интересного вы узнали о художнике Аркадии Алексеевиче Пластове?

- Эту картину мы называем сюжетной , но сюжет неразрывно связан с пейзажем , придающим картине лиричность и поэтичность.

5. Беседа по содержанию картины:

- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

-Как вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)

- Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

Как изменилась улица, крыши домов, деревья, палисадник после выпавшего снега? (все побелело)

За углом видна часть деревенской улицы. Вся она покрыта пушистым снегом, снег везде: на крышах домов, и на деревьях, и на кустарнике в палисаднике. Снег засыпал мелкие ветки кустарника, пригнул их к земле. Возле дома палисадник.

Кто знает, что это?

Палисадник — это небольшой огороженный садик, цветник перед домом.

Ребята, посмотрите на небо. Что о нем можно сказать? (небо серое, покрыто тучами)

Посмотрите, по картине видно, что на улице ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу. Кое-где он уже тает.

Какие краски художник использовал при написании картины? (белые, серые, коричневые)

Так Пластов показал деревню обычной, будничной и в тоже время нарядной от первого снега. Ослепительная белизна снега способствует передачи чувства радости, которое испытываешь, глядя на картину. Так хочется встать рядом с восторженными детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега

6. Работа со словарем настроений:

- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

7. Выявление изобразительных средств картины:

- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза – это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине – дети и их настроение.)

- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)

8. Речевая подготовка к сочинению:

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

9. Составление плана сочинения:

Первый день зимы. Небольшое вступление о художнике.

Мое отношение к картине.

10. Орфографическая подготовка.

- Обратите внимание на словосочетания, которые вам помогут в написании сочинения.

Накинула на голову

Застыла на месте

Спокойно и важно шагает

11.Самостоятельное написание сочинения

- Ребята, чем мы занимались на этом уроке? (писали сочинение)

Кто изображен на этой картине? (деревенские дети)

Давайте прочитаем несколько сочинений.

(2-3 ученика зачитывают вслух свои сочинения)

- Понравилась ли вам картина? Чем?

- Какие трудности вы испытывали?

- Какое настроение у вас вызвал этот урок?

- Спасибо за урок .

Самоанализ урока

Тип урока: решение частных задач, развитие речи

Обучающие: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения; составлять план;

Развивающие: развивать словарный запас, умение анализировать, выбирать оптимальный способ решения

Воспитывающие: воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Адаптационные цели: продолжать формирование умения работать в коллективе, прислушиваться к мнению других людей.

Предметные: познакомятся с репродукцией картины Аркадия Пластова, анализировать иллюстрацию, составлять план текста и записывать текст по плану и опорным словам (после разбора текста)

Метапредметные : познавательные – самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, составлять план текста, составлять монологическое высказывание по рисунку; регулятивные – высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи, оценивать совместно с одноклассниками и учителем результат своих действий; коммуникативные – сотрудничать в совместном решении задачи.

Личностные: Осознавать личностный смысл учения, проявлять интерес к изучению языка, владеть навыками сотрудничества на уроке, осознавать эстетические потребности, чувство прекрасного при работе с картиной .

Межпредметные связи : чтение (работа над сочинением по картине), русский язык ( типы текстов)

Формы: индивидуальная и фронтальная.

Методы: словесный, наглядный, практический :беседа, наглядно-иллюстрационный, диалог, метод развития речи, самостоятельной работы и работы под руководством учителя, обучающий контроль.

Считаю, что урок соответствовал требованиям ФГОС: структура урока соответствует типу и дидактическим задачам. Основной этап урока – подготовка и написание сочинения. Этапы занятия логически последовательны, соответствуют построению, содержанию и поставленным целям урока. Для активизации познавательной деятельности использовались информационные компьютерные средства, картина, музыкальное произведение, индивидуальные карточки. Содержание урока: Освещение материала на уроке соответствуют возрастным особенностям учащихся, постоянно поддерживался интерес к изучаемому материалу. Проводится работа по развитию концентрации внимания и памяти. Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, чтение сочинений детьми. Урок цели достиг.

Хорошо развитая речь для каждого школьника – важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Владение связной речью – один из показателей образованности и культуры человека. Мы, учителя начальных классов, стоим у истоков речевой культуры детей.

Начинать работу по развитию речи надо с первых дней пребывания ребенка в школе, на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на уроках русского языка и литературного чтения и специальных уроках по развитию речи учащихся.

Система уроков развития речи – один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. На уроках развития речи в большей степени по сравнению с традиционными уроками русского языка происходит обогащение словарного запаса и грамматического строя речи детей, обучение нормам языка и их использование в речи, совершенствование коммуникативных умений.

Работа по обучению написанию сочинения предусматривает обогащение словаря учащихся: введение в устные рассказы детей новых слов, подбор синонимов, антонимов, включение фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением, знакомство с переносным значением слов, усвоение сочетаемости слов. Бедность словаря школьника порождает однообразность его речи, делает ее неинтересной. Первые сочинения – это коллективно составленные рассказы на основе собственного опыта школьников, их наблюдений, материала, почерпнутого из книг, рассказов учителя, кинофильмов. Это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении. Почти все дети обладают врожденным языковым чутьем, легко творят новые слова, получают удовольствие от словесной игры, ибо в школу приходят с огромным эмоциональным зарядом и воображением.

Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. На уроках русского языка дети получают представление о стилях и типах речи. Все эти сведения помогают в работе над сочинениями и служат совершенствованию умений их написания.

Особое внимание в работе над сочинением необходимо уделить выбору темы сочинения. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Дети любят яркие, образные заглавия. Но если учащимся предлагается широкая тема, они не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко. Для полноты раскрытия темы надо учить детей наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы.

Составление плана – неотъемлемая часть работы над сочинением. Необходимо отходить от традиционного написания сочинения по плану, данному учителем или коллективно составленному. К плану, к композиции построения текста ребенок должен прийти самостоятельно, исходя из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях.

В начальной школе дети учатся писать сочинения разных видов. Работая над сочинением-описанием школьники приучаются упорядочивать результаты наблюдений, к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения. Предлагаю детям написать сочинения на темы:

  • “Полюбуйся, весна наступает”.
  • “Эти волшебные облака”.
  • “Светло-пушистая снежинка белая”.
  • “Чародейка зима”.
  • “Береза под моим окном”.
  • “Осень – рыжая хозяйка”.
  • “Моя любимая игрушка”.
  • “Узор на оконном стекле”.
  • “Моя милая мама”.

Описание картины – самая трудная форма сочинения. Картина воздействует на чувства ребенка, помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику, учит понимать искусство живописи. Здесь важно, чтобы ученик, использую свои знания, жизненный опыт, создавал в своем воображении сюжет, представил события, изображенные на картине. Для написания данного вида сочинений использую репродукции картин И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, К.Ф. Юона “Русская зима”, И.И. Левитана “Золотая осень”, “Березовая роща”, “Март”, И.И. Шишкина “Дубовая роща”, “Ручей в березовом лесу”, В.Д. Поленова “Ранний снег”, “Золотая осень”, А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.

Для успешной работы над сочинением – рассуждением надо учить детей устанавливать причинно – следственные связи в явлениях и событиях, формировать умения делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Дети рассуждают на темы:

  • “Что такое детство?”
  • “К чему приводит человека мечта?”
  • “Где на свете райское местечко?”
  • Герой…Есть ли он среди нас?”
  • “Дружба – великая сила”.
  • “Любимый труд – это радость”.
  • “С чего начинается Родина?”
  • “Лето – чудная пора”.
  • “Почему я люблю математику”.
  • “Дятел – полезная птица”.
  • “Нужны ли нам книги”.

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Правильно организованная работа над сочинением позволит развивать у детей творческие способности, самостоятельную мыслительную деятельность, формировать культуру речевого поведения, положительное мотивированное отношение к изучению родного языка.

Читайте также: