Сочинение по рассказу паустовского бакенщик рассуждение

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: родная литература (русская)

Класс: 6 Дата :

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

обучающие: углубление представления о жизни и творчестве К.Г.Паустовского, совершенствование умения выразительного чтения, пересказа; обучение характеристики героя, выявлению художественной идеи произведения;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять план;

воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических представлений.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы обучения: проблемные (эвристическая беседа).

Приемы обучения: слово учителя, комментированное чтение, работа с текстом, беседа.

Планируемые результаты :

Метапредметные:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; воспитание уважения к национальной культуре, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа .

Мотивационный этап

Приветствует. Мотивирует к обучению.

Демонстрируют готовность к уроку.

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Организует повторение пройденного.

1) Опрос д/з:

- дифференцированное задание: гуманистическая направленность русской л-ры

4) Постановка учебной задачи:

= Прочитайте высказывание Паустовского. О чем оно? Как оно связано с темой урока?

Выполняют предложенные задания.

Совместно с учителем формулируют проблемные вопросы, пытаются на них ответить.

К.: выражение, пояснение и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление рефлексии своей деятельности.

П.: умение применять знания в конкретной ситуации.

Выявление места и причины затруднения

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа

1) Беседа

- Почему вам сложно ответить на некоторые из вопросов?

Обдумывают ответы на вопросы.

Л.: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Организует беседу по постановке целей урока

1. Совместное целеполагание.

2. Составление траектории изучения темы урока (под руководством учителя).

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

Практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

М. М. Пришвин – тонкий знаток и ценитель родной природы.

За умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днем, год за годом записывал он голоса леса, воды, лета, осени.

Подготовленные группы учащихся читают миниатюры, делятся впечатлениями, представляют рисунки.

Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег наверху.

После дороги птицы перелетают кормиться на поля, на те места, где стало черно.

Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут на снегу, отчего мало-помалу снег становится зернистым.

Последние хрустящие остатки льда на дороге – их называют черепками. И то ледяное ложе, по которому бежал поток, тоже размыло, и оно размякло под водой: на этом желтом ложе заяц, перебегая на ту сторону ночью, оставил следы.

РУЧЕЙ И ТРОПИНКА

Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей: так вдоль опушки по солнцепеку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка, а за ручьем на северном склоне среди хвойных деревьев лежит сибирский таежный нетронутый лес.

- О чем эти миниатюры?

- Какую особенности прозы Паустовского вы заметили?

Два плана рассказов:

внешний – событийный;

внутренний – мотив красоты родной природы.

Физкультминутка

Выполняют задания, фиксируют в тетрадях основные положения.

К.: сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своей деятельности, ее коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы.

Первич­ное закре­пление с коммен­тировани­ем во внеш­ней речи

Организует работу по обобщению и систематиза­ции знаний и формированию рациональных способов при­менения их на практике.

1) Аналитическая работа с текстом рассказа (коллективная + работа в парах):

Словарная работа .
Читай правильно:
Бакен – бакенщик;
Комель – комлем;
Ворчит – ворчливый – ворчун;
Речь – речевая – многоречивый.
Запомни значение :
Намедни – недавно;
Осквернение – оскорбление;
Труха – сыпучая сухая масса, мелкие остатки перегнившего дерева;
Развести пилу – наточить пилу;
Тотчас – немедленно;
Пионеры – первые во всём.
Подбери синонимы:
Спорый дождь –
Соломенный цвет –
Схорониться –

Выразительное чтение рассказа

Эвристическая беседа:

Выделяют глав­ное, устанавли­вают причинно-следственные свя­зи между отдель­ными языковыми явлениями. Выполняют задания, отве­чают на вопросы.

Л.: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом со­зидательном процессе; оце­нивают усваиваемое содер­жание.

Р.: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления.

К.: фор­мулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.

Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.

1) Р.р. Творческая работа: ответ на проблемный вопрос (работа в парах с последующим обсуждением)

Выполняют задания. Рецензируют ответы друг друга

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по плану.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.

1) Обобщающая беседа:

Рассматривают, сравнивают иллюстрации, высказывают свое мнение.

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению связного речевого высказывания.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап рефлексии

– Какое предупреждение таит в себе рассказ Паустовского?

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

ЕГЭ 2022

Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам. Только к вечеру я вышел к реке, к сторожке бакенщика Семена.
Сторожка была на другом берегу. Я покричал Семену, чтобы он подал мне лодку, и пока Семен отвязывал ее, гремел цепью и ходил за веслами, к берегу подошли трое мальчиков. Их волосы, ресницы и трусики выгорели до соломенного цвета. Мальчики сели у воды, над обрывом. Тотчас из-под обрыва начали вылетать стрижи с таким свистом, будто снаряды из маленькой пушки; в обрыве было вырыто много стрижиных гнезд. Мальчики засмеялись.
- Вы откуда? - спросил я их.
- Из Ласковского леса, - ответили они и рассказали, что они пионеры из соседнего города, приехали в лес на работу, вот уже три недели пилят дрова, а на реку иногда приходят купаться. Семен их перевозит на тот берег, на песок.
- Он только ворчливый, - сказал самый маленький мальчик. - Все ему мало, все мало. Вы его знаете?
- Знаю. Давно.
- Он хороший?
- Очень хороший.
- Только вот все ему мало, - печально подтвердил худой мальчик в кепке. - Ничем ему не угодишь. Ругается.
Я хотел расспросить мальчиков, чего же в конце концов Семену мало, но в это время он сам подъехал на лодке, вылез, протянул мне и мальчикам шершавую руку и сказал:
- Хорошие ребята, а понимают мало. Можно сказать, ничего не понимают. Вот и выходит, что нам, старым веникам, их обучать полагается. Верно я говорю? Садитесь в лодку. Поехали.
- Ну, вот видите, - сказал маленький мальчик, залезая в лодку. - Я же вам говорил!
Семен греб редко, не торопясь, как всегда гребут бакенщики и перевозчики на всех наших реках. Такая гребля не мешает говорить, и Семен, старик многоречивый, тотчас завел разговор.
- Ты только не думай, - сказал он мне, - они на меня не в обиде. Я им уже столько в голову вколотил - страсть! Как дерево пилить - тоже надо знать. Скажем, в какую сторону оно упадет. Или как схорониться, чтобы комлем не убило. Теперь небось знаете?
- Знаем, дедушка, - сказал мальчик в кепке. - Спасибо.
- Ну, то-то! Пилу небось развести не умели, дровоколы, работнички!
- Теперь умеем, - сказал самый маленький мальчик.
- Ну, то-то! Только это наука не хитрая. Пустая наука! Этого для человека мало. Другое знать надобно.
- А что? - встревоженно спросил третий мальчик, весь в веснушках.
- А то, что теперь война. Об этом знать надо.
- Мы и знаем.
- Ничего вы не знаете. Газетку мне намедни вы принесли, а что в ней написано, того вы толком определить и не можете.
- Что же в ней такого написано, Семен? - спросил я.
- Сейчас расскажу. Курить есть?
Мы скрутили по махорочной цигарке из мятой газеты. Семен закурил и сказал, глядя на луга:
- А написано в ней про любовь к родной земле. От этой любви, надо так думать, человек и идет драться. Правильно я сказал?
-Правильно.
- А что это есть - любовь к родине? Вот ты их и спроси, мальчишек. И видать, что они ничего не знают.

- А раз знаете, так и растолкуйте мне, старому дураку. Погоди, ты не выскакивай, дай досказать. Вот, к примеру, идешь ты в бой и думаешь: "Иду я за родную землю". Так вот ты и скажи: за что же ты идешь?

- За свободную жизнь иду, - сказал маленький мальчик.

- Мало этого. Одной свободной жизнью не проживешь.

- За свои города и заводы, - сказал веснушчатый мальчик.

- За свою школу, - сказал мальчик в кепке. - И за своих людей.

- И за свой народ, - сказал маленький мальчик. - Чтобы у него была трудовая и счастливая жизнь.
- Все вы правильно говорите, - сказал Семен, - только мало мне этого.
Мальчики переглянулись и насупились.
- Обиделись! - сказал Семен. - Эх вы, рассудители! А, скажем, за перепела тебе драться не хочется? Защищать его от разорения, от гибели? А?

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам (Паустовский ЕГЭ 2018).

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


*24 балла за сочинение*

В предложенном тексте Паустовским поднята проблема любви к Родине.

Голосом автора стал персонаж Семен, который, прочитав газету, размышляет о любви к родной земле (предложения 16-18). Отношение автора к природе полно передает диалог Семена и мальчишек, где они выясняют, за что надо драться (предложения 22-27). Но что бы не назвали мальчики, это в полной мере не передаст всю любовь к Родине, так как ". не за одно это мы родную землю любим".

Позиция автора, как мне кажется, выражена в предложениях 43-44 текста. Паустовский считает, что человек без желания уберечь, защитить, не дать осквернить красоту родной страны - не человек, а труха.

Я разделяю и полностью поддерживаю мнение автора. Я думаю, человека как личность определяет уровень его патриотизма.

К примеру, герои произведения Пушкина "Капитанская дочка" Петр Гринев и Швабрин отлично противопоставлены по этому признаку.

Петр, любящий свою страну, не отступился от своих принципов даже под страхом приближающейся смерти. Его верность и преданность отчизне характеризуют Гринева как сильного, волевого, смелого и доброго человека. В то время как Швабрин, офицер, предавший Родину, оказавшись в тех же условиях, что и Гринев, оказался подлым, трусливым и просто жалким. Я считаю, что человек без устойчивых принципов, взглядов на жизнь и верности едва может считать себя человеком, если готов изменить Родине, братьям и сестрам, и даже самому себе.

(придумайте второй аргумент)

Подводя итог своих рассуждений, могу сказать о том, что любовь к Родине определяет нас, помогает понять, за что в жизни нужно бороться и к чему стремиться. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Принадлежность к своей стране, по моему мнению, должна стать гордостью любого уважающего себя человека.

Лиризмом проникнуто описание природы в произведениях Паустовского. Он помогает читателям почувствовать “сказку жизни”. “…Если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального юрка, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчание Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона,- я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно”,- говорит писатель в рассказе “Жильцы старого дома”. Паустовский стремился показать прекрасное и романтичное в самом обыкновенном.

его произведений чутки к красоте природы, они не пассивные ее наблюдатели, а творцы жизни, борцы за прекрасное.

Так, в рассказе “Корзина с еловыми шишками” дочь лесника Дагни Педерсен открыла мир музыки. Поэтичен сюжет этого небольшого рассказа. Незадолго до смерти Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками. Она собирала в корзину еловые шишки.

Детская непосредственность Дагни очаровала композитора, и он обещал сделать ей подарок, когда она вырастет. Григ написал музыку о “глубочайшей прелести девичества и счастья” и посвятил ее Дагни Педерсен. И она получила этот подарок через

Дагни услышала музыку Грига, поняла все то, что хотел сказать композитор; она “сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира”. В произведениях Паустовского чутко улавливается взаимосвязь искусства, природы и человека-творца. Они помогают читателю понять неповторимый язык природы, воспитывают любовь ко всему земному. И в то же время в них ясно выражено отношение автора к эпохе, к человеку.

Особенно чувствуется это в произведениях военных лет, например, в рассказах “Бакенщик”, “Правая рука”.

В рассказе “Бакенщик” старый Семен учит ребят уважению к родной земле, он считает, что от любви к ней “человек и идет драться”. У бакенщика Семена находятся меткие, живые слова для всего, что он видит: для ромашки, которую “грех сапогом раздавить”, для медуницы, для купены, цветы которой напоминают ему белые колокола – “заденешь и зазвонят”. Ему близко в природе все: облако, клевер, грибной дождь. “Такой дождь дороже золота. От него река теплеет, рыба играет, он все наше богатство растит”,- говорит Семен.

Мальчишки, которых он перевозит через реку, любят старика, хотя и посмеиваются над его ворчливостью. В рассказе “Правая рука” автора волнует тема “человек и природа”. Главный герой – Тихон Рябцев, зенитный пулеметчик, был ранен в руку под Петергофом.

Рана долго не заживала, пришлось отнять руку. Тихона перевезли через Ладожское озеро в Вологду, а потом и в Сибирь, в Бийск. Только летом выписался он из госпиталя и начал служить сторожем в Белокурихе. Здесь в живописных сибирских лесах он встретился с двумя мальчиками, которые рассказали, что до войны жили под Ленинградом.

Когда началась война, они были в лагере, и всех, у кого не было родителей, увезли сначала на Волгу, а потом в Белокуриху. Тихону понравился один из мальчиков – Мигуэль. Он испанец, сирота, его отец-старик был убит в Мадриде. Суровый Тихон полюбил бледного, застенчивого мальчика, привязался к нему, словно к сыну.

Когда лагерь перевели под Москву, Тихон чувствует себя одиноким и ненужным без мальчика. В конце весны попрощался он с сибирскими горами, зашил адрес лагеря в подкладку бушлата и отправился к сыну-приемышу. Основная мысль рассказа воплотилась в словах Тихона, сказанных им однажды мальчику-испанцу: “Ты сиротой между нами не будешь. Наш народ, конечно, простой, бывает грубый, но душевный”.

Тема любви к природе, родине сливается в этом рассказе с интернациональной темой.

Своеобразие творческой манеры Паустовского в произведениях, заключается в лиризме повествования и в романтическом описании изображаемой действительности. Лиризм создается особой интонационной настроенностью, идущей часто от автора-повествователя. Творчество К. Паустовского помогает человеку стать добрее, лучше, открывает красоту мира, учит любви к родной земле.

Читайте также: