Сочинение по рассказу мужик марей

Обновлено: 08.07.2024

Надежда Жернакова, Union College, Schenectady, N.Y.

Краткий рассказ "Мужик Марей", написанный Достоевским на автобиографической основе для февральской книжки Дневника писателя за 1876 г., может, на первый взгляд, ввести читателя в заблуждение и показаться ему обыкновенным воспоминанием. Однако, за краткостью повествования таится многозначность этого художественного рассказа при тонком психологическом изображении "воспоминания в воспоминании". Укажу на два аспекта, заслуживающих внимания читателя.

У Достоевского в "Мужике Марее" мы сталкиваемся с двумя различными категориями воспоминаний. К первой из них относятся те бесперерывные, плавные воспоминания о всей его прежней жизни, которым Достоевский отдавался в остроге, лёжа на нарах, и о которых он сам пишет, что он их "анализировал" и "поправлял беспрерывно" (1), что указывает на рациональный метод умственной работы. Ко второй категории принадлежит центральный эпизод с мужиком Мареем, вокруг которого вращается весь рассказ. Он-то припомнился Достоевскому "вдруг", т.е. путем не-рационального "вдохновления". Здесь сам процесс вспоминания не является для писателя главной целью творимого им произведения наподобие Пруста, а своего рода шоком, ударом молнии, внезапным, потрясающим всю нервную систему и открывающим ворота в иной мир.

Интересно проследить употребление слова "вдруг" в "Мужике Марее", причем сделать это на фоне тщательного исследования, проведённого В.Н. Топоровым в его статье о структуре Преступления и наказания. В своем анализе Топоров отдает должное место употреблению Достоевским слова "вдруг". Он приходит к заключению, что все тексты Достоевского насыщены этим словом, но особенно в Преступлении и наказании становится оно "одним из самых действенных приёмов". (2) По расчётам Топорова, на 417 страницах Преступления и наказания слово "вдруг" появляется 560 раз. Нам подсчитывать - куда легче: на четырёх страницах "Мужика Марея" это слово повторяется 8 раз! Оказывается, что "Мужик Марей" нисколько не уступает Преступлению и наказанию в этом отношении.

Далее Топоров указывает на характерное сгущение конструкций со словом "вдруг" у Достоевского, т.е. на своего рода цепочку, иногда даже в три-четыре члена. Слово "вдруг", продолжает он, "организует не отдельные фразы, а целые совокупности их, образующие содержательные единства." (3) Пример этого можно привести и из "Мужика Марея": "Я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что вдруг, каким-то чудом, исчезла совсем всякая ненависть и злоба в сердце моем" (49; курсив здесь и далее -мой. Н.Ж.).

Анализируя построение текстов Достоевского, Топоров почеркивает его тенденцию "к минимализации времени перехода" и выделяет излюбленные переходные обороты и слова писателя, такие как: "в это мгновение. внезапно. вдруг. неожиданно. , и т.д." (4) Топоров замечает в связи со словом "вдруг", что именно "на сюжетные шаги, совпадающие с переходами" и прихо-

дится "максимальная частота [его] употребления", а также и "на описание смены духовных состояний", (5) или, по словам А. Белкина, на "неожиданные повороты психики героев". (6) Топоров считает этот художественный приём Достоевского уникальным во всей русской литературе. Рассмотрим его проявление в рассказе "Мужик Марей".

- Впервые слово "вдруг" появляется в тексте "Мужика Марея" когда Достоевскому "на этот раз. вдруг припомнилось почему - то одно незаметное мгновение из [его] первого детства. " (47), т.е. в самый значительный момент повествования, в момент сюжетного перехода из реальной жизни в воспоминание.

- Затем следует второе "вдруг" уже внутри воспоминания, когда душевное состояние мальчика резко меняется: "Вдруг, среди глубокой тишины, я ясно и отчетливо услышал крик: 'Волк бежит! ' " (48) .

- Начиная с третьего раза, употребление этого слова учащается. Шесть раз появляется оно на последней странице рассказа. Третьим "вдруг" отмечается переход от состояния испуга к полному успокоению мальчика: "И вдруг, откуда ни возьмись бросилась ко мне наша дворовая собака Волчок. С Волчком-то я уж вполне ободрился. " (49).

- В четвертый раз, употребляется оно в связи с обратным переходом из воспоминаний в реальную жизнь: "Я вдруг очнулся и присел на нарах. " (49).

- Пятый и шестой раз составляют совокупность фраз и подчеркивают их "содержательное единство": "И вдруг теперь, двадцать лет спустя, в Сибири, припомнил всю эту встречу. Значит, залегла же она в душе моей. и вдруг припомнилась тогда, когда было надо" (49).

- Близкостоящие седьмой и восьмой примеры употребления этого слова усиливают чувство исчезновения злобы у Достоевского и обозначают переход к совсем иному душевному состоянию: "Я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем другим взглядом и что вдруг, каким—то чудом, исчезла всякая ненависть и злоба в сердце моем" (49).

Итак, выводы В.Н. Топорова всецело подтверждаются при внимательном чтении "Мужика Марея". Как бы в подтверждение того значения, которое Достоевский придавал такому незначительному, казалось бы, слову, как "вдруг", приведем еще одну деталь из его письма А.Н. Майкову от 31 декабря 1867 г. Достоевский пишет, что в душе и голове его мелькают "много зачатий художественных мыслей", но, что полного воплощения целого, "которое всегда происходит нечаянно и вдруг," пока что не произошло. (7) А в своей записной тетради за 1875-76 гг. Достоевский записывает: "Марей. Картинка из детства. - и вдруг вспомнился мне Марей." (8)

По тем целям, которые Достоевский ставил перед собой, принимаясь за работу над Дневником писателя, по общему своему

плану и основному замыслу, Дневник писателя есть произведение публицистическое, но автор его - художник. Однако, удачное сцепление двух творческих начал - художественного и публицистического - в существенной мере придает этому своеобразному произведению его ощутимую живость и неоспоримое значение.

Рассказ "Мужик Марей" теснейшим образом связан с предшествующей ему статьей, озаглавленной "О любви к народу. Необходимый контрак с народом", и относится к тем частям Дневника писателя, в которых автор почти незаметно переходит от размышлений к художественному образу, в данном случае - от размышлений о русском народе и его историческом характере к живому образу мужика Марея. Гранью между статьей и рассказом, своего рода переходным пунктом, является выражение "profession de foi", с которого писатель начинает свой рассказ и которое здесь следует понимать как высказывание его глубоких моральных воззрений. Оглядываясь на свою статью, Достоевский пишет: "Но все эти professions de foi, я думаю, очень скучно читать, а потому расскажу один анекдот. " (46). Однако, прав проф. Джексон когда, в своей ценной работе о "Мужике Марее" ("The Triple Vision: Dostoevsky's 'The Peasant Marey'"), он говорит: "Dostoevsky's professions de foi, of course, point forward as well as backward." (9) И действительно, в этом рассказе Достоевского перед читателем раскрывается, не собирательным путем, а в едином, цельном образе мужика Марея, символ русского народа как носителя морально - этических ценностей, идея, которая проходит красной нитью через всё творчество Достоевского.

Здесь не место для подробного рассмотрения этой фундаментальной мысли Достоевского. Хочу лишь бегло коснуться тех художественных аттрибутов во внутренней структуре "Мужика Марея", которые позволяют утверждать, что в этом своем кратком произведении Достоевский глубоко народен. (10) Идея народности, мне думается, актуализируется в этом рассказе именно во внутренней его форме.

Для Достоевского "контракт с народом", о котором он говорит в своей статье, происходит при "встрече" с мужиком Мареем как раз тогда, когда он о ней вспоминает в остроге на второй день Пасхи. Праздник Христова Воскресения всегда имел в русской народной, как и церковной жизни огромное значение. Это был "праздник из праздников" и "торжество из торжеств", дающее новый смысл человеческой жизни. (11) Народ готовился к нему не только духовно-молитвенно и семинедельным постом, но и обновлял и убирал свои жилища к празднику. Достоевский не мог пройти мимо того светлого духа обновления, который знаменовала для него Пасха, и в этом рассказе, его собственное нравственное преображение как раз и совпадает с этим великим праздником. Теперь уже, говоря о каторжниках, Достоевский называет их "эти несчастные". Тут не мешает припомнить, что простой русский народ жалеет преступников и называет их "несчастными". Народ "исходит из убеждения, что преступление есть великое несчастие прежде всего для самого преступника", (12) мысль, которая отводит нас непосредственно к Раскольникову и Преступлению и наказанию. Итак, употребление Достоевским этого слова в контексте рассказа о русском народе (но только лишь после своего собственного нравствен-

ного обновления - это важно помнить) весьма показательно и вряд ли случайно.

Не случайны также выбор имени Марея и описание этого крепостного русского мужика в ту минуту, когда он с лаской и любовью утешает своего испугавшегося барчонка. Говоря о Марее, Достоевский утверждает, что не знает, существует ли такое имя. Читатель, конечно, сразу же настораживается в ожидании чего-то необыкновенного. В действительности, Марей есть в просторечии форма имени Марий, что неизбежно влечет за собой ассоциацию с Марией, т.е. с Богоматерью, известной в народе как "всех скорбящих Радосте". Такое восприятие невольно усиливается при описании "материнской, нежной улыбки" (48) Марея, его "тонкой, почти женственной нежности" и его "сияющего светлою любовью взгляда" (49) во время уединенной встречи с мальчиком, когда всему свидетель один Бог. (13)

"Известно то исключительное место, которое занимает почитание Богородицы в жизни русского православного народа," читаем мы у Г.П. Федотова в его работе о космологии русского народа. (14) И действительно, религиозное сердце русского человека обращено к Богоматери, к Ее женскому образу материнской чистоты, и под Ее покровом ищет оно утешения.

Как известно, уже в Бесах, в связи с Хромоножкой, Достоевский "провозгласил родство религии Богоматери с религией 'матери - земли'. хранительницей нравственной правды." (15) Однако, в народном эпосе, "мать - сыра земля" также именуется "хлебородницей" или "землей-кормилицей", а с этими эпитетами тесно связан образ пахаря. Именно пашущим представляет Достоевский мужика Марея, и слово "пашет" или "пашущий" повторяется в рассказе четыре раза на протяжении лишь нескольких строк. (16)

Следует также указать на то, что искреннее чувство и лояльность крепостных крестьян к своим барчатам (маленьким или уже взрослым) не раз упоминались в русской литературе и нашли в ней свое отражение. Достаточно вспомнить Детство Толстого, Капитанскую Дочку или Евгения Онегина Пушкина. В "Мужике Марее" вырисовывается случайно вызванный, искренний порыв "бедного крепостного мужика" ободрить и приласкать испугавшегося ребёнка - "всё же его барчонка" (49). (17)

По всем этим аттрибутам становится очевидным, что для Достоевского, в этом кратком произведении, мужик Марей воплощает глубинные народные черты и качества. Он является в творчестве Достоевского своеобразным образом и уникальным олицетворением его идеи русского народа. И если вспомнить, что это он, Марей, коснулся своим толстым, запачканным в земле пальцем уст будущего писателя, то всё это "приключение" (49) принимает явную мистическую окраску.

В заключение, следует упомянуть тот факт, что, наряду с рассказами "Мальчик у Христа на ёлке" и "Столетняя", из художественных произведений, напечатанных в Дневнике писателя, сам Достоевский, под конец своей жизни, больше всего ценил своего "Мужика Марея". (18)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: 1) вспомнить, какие требования предъявляются к заданию27; проанализировать текст, выделить проблему текста, примеры, которые нужно прокомментировать; поработать над связкой между примерами и ее комментарием; выделить позицию автора, подобрать примеры для обоснования своей позиции;

Ход урока.

Эпиграф:

"Человек есть тайна. Её надо разгадать; и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”.

1.Вступительное слово о Ф.М.Достоевском

11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского — великого русского писателя, отчаянно азартного игрока и человека, который пережил великие взлёты и падения. Он с ходу вознёсся на литературный олимп, вскоре попал на каторгу, откуда возврата в высшее общество быть уже не может, но сумел вернуться, чтобы писать великие романы ради расплаты с долгами, которых он наделал, проигрывая гонорары за написание других великих романов.

Достоевский — единственный в российской истории человек, который смог проделать путь из каторжан в национальные гении.

Это событие(юбилей) имеет большое значение не только для любителей творчества Достоевского, но и для всей страны, ибо сложно переоценить тот вклад, который внёс писатель, как в отечественную, так и в мировую культуру.

По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное наследие анализируется литературоведами, изучается современными школьниками и студентами, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы. В то же время, ни об одном из классиков литературы не высказано столько противоречивых суждений.

2.Чтение и восприятие текста:

Определяем тему текста: В тексте говорится о встрече девятилетнего мальчика с крепостным мужиком Мареем, которая изменила отношение ребенка к простому русскому крестьянину. Автор вспоминает историю с волком, страх перед которым заставил его искать помощи у Марея.

Ребенок вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру.

Работаем с примерами-иллюстрациями:

-Выделяем доминанты (Марей, мальчик), ключевое событие – встреча с волком.

Тезис 1 Ребенок-Марей до истории с волком

Будучи ребенком, не общался с крепостными, побаивался их.

Связка

Тезис 2 Ребенок-Марей после истории с волком

Марей оказался добрым, сострадательным человеком, совсем не страшным. Он попытался успокоить ребенка

Пример из текста

- Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде.

- немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним

-мало общался с крепостными

- эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми

-вызывали страх.

Противопос

тавление: Однако, но, совсем иначе, совсем по-другому

Пример из текста

- напуганный голос, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав,

- я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун

- Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали

- Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня

- Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.

- Полно, родный

- протянул руку и вдруг погладил меня по щеке

- улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой

- а я те вослед посмотрю. Уж я тебя волку не дам!

- я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него

- он всё точно так же ласково улыбается.

- когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается. (страха больше не было)

- могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём.

Комментарий (микровывод)

Ребенок не предполагал, какими человечными могут быть эти крепостные крестьяне, сколько доброты и ласки скрывается в них.

мальчик оценивал крепостных лишь по внешности, по тому, какими он их видел, ведь знал он о них немного.

Комментарий (микровывод)

Мальчик, чувствуя заботу и теплоту, уже не боится Марея, а только робко и вопросительно смотрит на него. Спокойно стало на душе ребёнка, открывшего для себя, что за внешней суровостью скрывается нежная душа человека

Спустя 20 лет на каторге вспоминает его. Его доброта и нежность помогли писателю совсем по-другому посмотреть и на несчастных каторжан.

Позиция автора: Нельзя судить о человеке, оценивая лишь его внешние качества (облик и поведение). Нужно уметь заглянуть в человеческое сердце, где может жить доброта, умение сочувствовать и любить.

Выходим на проблему:

Всегда ли можно судить о человеке по его внешнему облику и поведению? Может ли за грубой внешностью(поведением), скрываться доброе сердце?

Моя позиция и ее обоснование: С автором сложно не согласиться… Действительно..

умение понимать людей, ценить их по делам и поступкам, видеть лучшее в каждом – это очень важно. Внешность может быть неприглядной в силу природных данных, да и трудные жизненные обстоятельства часто отражаются на ней.

Примеры:

(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.

(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.

− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!

(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.

− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.

− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.

(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.

(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.

(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце.

(по Ф.М. Достоевскому) Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель,

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированности умений анализа художественного текста, умения видеть главное и второстепенное, сопоставлять, делать выводы, аргументировать собственную позицию. Урок носит ярко выраженную нравственную принадлежность.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_obshchestvoznaniya_v_5_klasse.doc 94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа основного общего образования по обществознанию Боголюбовой Л.Н.

Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок комплексного применения знаний.

- развитие навыков самостоятельного обобщения полученной информации, умения анализировать, сравнивать, оценивать полученную информацию;

- развитие духовно-нравственных качеств обучающихся;

- развитие умения работы с текстом как источником информации;

- развитие умений делать выводы и умозаключения;

-развитие умения работать в группе по решению общих задач;

- развитие умения использования устной речи для аргументации, отстаивания своей точки зрения;

- использование литературоведческих знаний при анализе художественного произведения.

Анализ темы урока. Объяснение учащимися смысла афоризма Сенеки.

Знакомство с подобранными учащимися афоризмами о душе и выявление их смысла.

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека. Ф.М.Достоевский.

Плохо, когда человеку недостает разума, но плохо вдвойне. Когда ему недостает души. С.Джонсон

Лишь беда души великой благородство испытывает.Шиллер

…мы любим не человека, а его свойства. Спиноза. (Если провести работу по подготовке афоризмов заранее, то все они могут высвечиваться на слайдах)

Острог – работа слабого ученика с толковым словарем.

Каторжник, анекдот. На слайдах – толкование слов

Дневник – вопрос к классу. Ведет ли кто-нибудь дневник? Зачем человеку вести дневник?

Пасха – короткий рассказ заранее подготовленного ученика.(На слайдах – пасхальные открытки 19 века)

Геркулес – знания по изучению мифов Древней Греции (5 класс) – ответ по желанию учащихся в классе (На слайде портрет Герклеса)

Заранее подготовленный ученик коротко рассказывает о причинах нахождения Достоевского на каторге.

Когда же начинал о детях он рассказ,

О бедных, сиротах – какой тоской сердечной

Звучала речь его!

Какою всякий раз

Он вдохновлялся к ним любовью бесконечной!

Я не могу без слез страницы те читать,

И если плакал я, то что же будет с вами?

Вы, чистые сердца, вы будете рыдать –

Рыдать от всей души – хорошими слезами!

5. Работа с классом . Общее впечатление от прочитанного.

- Какие чувства вы испытали, закончив чтение рассказа?

(Учащиеся говорят о том, что чувства разные: и неприязнь образа жизни каторжников, и жалость к мальчику,удивление поступкам простого мужика)

- Как писатель определяет жанр своего произведения?

Может прозвучать 2 ответа. (После ответа учащихся – высветить их на слайдах презентации)

Анекдот. - -Похоже ли данное повествование на анектот? Нет.

  1. – Какие функции пейзажа вы знаете? (На слайде – правильный ответ)

- Почему в минуту тяжелого душевного состояния герой-рассказчик вспомнил свое детство?(детство – самая беззаботная пора в жизни человека, ловля лягушек, букашек, ящериц. На всю жизнь герой сохранил в себе запах березняка.) На слайдах картины русской природы средней полосы России.

- каково роль уточнения, что воспоминания о детстве пришли к герою во второй день светлого праздника?

- является ли тема роли детства главной в этом рассказе? Аргументируйте свой ответ. (Главным в рассказе является встреча мальчика с мужиком Мареем.

- Зачитать портрет Марея. Есть ли в портрете мужика что-нибудь особенное? А что в нем особенного? (его душа) Портрет крепостного мужика – на слайде.

- О каком высоком образовании русского народа говорил Константин Аксаков? И в этом с ним согласен Ф.М.Достоевский. (На слайде – портрет Аксакова)

Учитель. Вернемся к определению жанра.Почему этот рассказ – заключительная часть трактовки о народе.

- расскажите о состоянии героя, находящегося на каторге, после воспоминаний о Марее. (из сердца исчезла ненависть и злоба)

Какие нравственные уроки вы получили в результате анализа рассказа?

(В любом человеке следует прежде всего видеть человека. В человеке важна его внутренняя составляющая. Помощь, жалость, любовь способны изменить человека)

Согласны ли вы с высказыванием Сенеки, которое стало темой нашего сегодняшнего урока? (Да, почему. Нет, почему.)

Можете ли вы привести примеры из своей жизни, когда чужое неравнодушие вам в чем-то помогло?

Домашнее задание : написать отзыв(слабым учащимся) и эссе (сильным учащимся) по рассказу. На слайде краткие комментарии о том, как писать отзыв и как писать эссе.

Празднование на Руси

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста (см. Посты). Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. В народном сознании христианское осмысление пасхальной еды соединилось с языческими представлениями о яйце как символе возрождения и обновления, знаке плодовитости и жизненной силы и о хлебе как о живом существе и даже воплощении Бога Языческим аналогом кулича был хлеб, который выпекали весной перед началом сельскохозяйственных работ и использовали в продуцирующих земледельческих и скотоводческих обрядах, а также свадебный каравай, который, по поверью, мог обеспечить брачной паре многочисленное потомство. Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

С праздником Пасхи связано множество различных поверий. По народным представлениям, день Пасхи настолько чист и свят, что черти и бесы с пасхальным благовестом проваливаются сквозь землю, а их вопли и стоны, вызванные злобой на Воскресение Иисуса Христа, можно слышать во время пасхальной всенощной и всего первого дня Пасхи. Крестьяне верили, что в этот день становится видимым то, чего не увидишь в другие дни, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. Считалось, что во время пасхальной службы, если перевернуть свечу пламенем вниз, можно увидеть колдуна: он будет стоять спиной к алтарю, а на голове у него будут видны рожки. А если встать у дверей с творогом, то легко будет опознать проходящую мимо и помахивающую маленьким хвостиком ведьму.

Идея воскресения из мертвых легла в основу представлений о том, что в пасхальную ночь на землю приходят души умерших. При желании люди, тоскующие о смерти своих близких, могут увидеть их в церкви на пасхальной службе, выслушать их просьбы и жалобы. После литургии русские крестьяне, несмотря на запреты священников, шли на кладбище христосоваться с покойниками.

Продолжением дня Пасхи была Пасхальная (светлая) неделя , длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно.

Приложение № 2 Причины нахождения Достоевского на каторге.

Весной 1846 года на углу Невского проспекта и Большой Морской к Достоевскому подошёл Михаил Петрашевский и пригласил бывать на его пятницах. Знамениты они были не только литературными беседами, но и спорами о социализме, идеях Фурье и Сен-Симона. Как переводчик департамента внутренних сношений Министерства иностранных дел, Петрашевский имел доступ к изъятым при обысках сочинения социалистов-утопистов, запрещённых в России. Вместе с критиком Валерианом Майковым он издал карманный словарь иностранных слов, в котором дал отнюдь не официальное толкование слов “республика”, “революция”.

Петрашевский прославился ещё и тем, что в собственном имении пытался устроить фаланстер (ОБЩЕЕ ЖИЛИЩЕ) по всем канонам своего кумира Фурье, однако ночью, перед заселением, крестьяне сожгли этот прообраз коммунистического рая.

В начале 1848 года в кружке появился некто Антонелли, сослуживец Петрашевского. Он-то и донёс, что 7 апреля 1849 года молодые люди устроили обед в честь Фурье, а 15-го Достоевский публично прочитал крамольное письмо Белинского к Гоголю.

И ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ЧЛЕНЫ КРУЖКА СОБРАЛИСЬ УЖЕ ПО ВОЛЕ III ОТДЕЛЕНИЯ НА Фонтанке. Затем состоялся суд.

Достоевский обвинялся в том, что он бывал на их собраниях, принимал участие в обсуждении разных социально-политических вопросов, в частности - вопроса о крепостном праве, восставал вместе с другими против строгости цензуры, слушал чтение "Солдатской беседы", знал о предложении завести тайную литографию и читал несколько раз на собраниях знаменитое письмо Белинского к Гоголю (именно чтение письма было главным обвинением. Достоевский в письме к брату говорил о том, что он уже и не хотел читать.. . Но дал слово. И был вынужден это слово сдержать) .

Его присудили к смертной казни, но государь заменил ее каторгой на 4 года.

22 декабря Достоевский вместе с другими осужденными был привезен на Семеновский плац, где над ними проделали церемонию объявления приговора о смертной казни через расстреляние.

Приговоренные пережили весь ужас "смертников", и лишь в последнее мгновение им объявили, как особую милость, настоящий приговор (о переживаниях Достоевского в эту минуту см. "Идиот").

В ночь с 24 на 25 декабря Достоевский был закован в кандалы и отправлен в Сибирь.

Читайте также: