Сочинение по прозе 20 века

Обновлено: 04.07.2024

Русская литература XX века — наследница традиции золотого века русской классической литературы. Ее художественный уро­вень вполне сопоставим с нашей классикой.

На протяжении всего столетия возникает в обществе и в литера­туре острый интерес к художественному наследию и духовному по­тенциалу Пушкина и Гоголя, Гончарова и Островского, Толстого и Достоевского, творчество которых воспринимается и оценивается в зависимости от философских и идеологических течений времени, от творческих поисков в самой литературе. Взаимодействие с традици­ей носит сложный характер: это не только развитие, но и отталкива­ние, преодоление, переосмысление традиций. В XX веке в русской литературе рождаются новые художественные системы — модер­низм, авангардизм, социалистический реализм. Продолжают жить реализм, романтизм. Каждой из этих систем присущи свое понима­ние задач искусства, свое отношение к традиции, языку художест­венной литературы, жанровым формам, стилю. Свое понимание лич­ности, ее места и роли в истории и национальной жизни.

Литературный процесс в России XX века во многом определялся воз­действием на художника, культуру в целом различных философских сис­тем и политики. С одной стороны, несомненно влияние на литературу идей русской религиозной философии конца XIX начала XX века (труды Н. Фе­дорова, В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова и др.), с другой — марксист­ской философии и большевистской практики. Марксистская идеология, начиная с 1920-х годов, устанавливает в литературе жесткий диктат, изго­няя из нее все несовпадающее с ее партийными установками и строго рег­ламентированными идейно-эстетическими рамками социалистического реализма, директивно утвержденного основным методом отечественной литературы XX века на Первом съезде советских писателей в 1934 году.

В изучении русской литературы и ее периодизации преодолевают­ся принципы исключительной и прямой обусловленности литератур­ного развития социально-политическими причинами. Конечно, лите­ратура реагировала на важнейшие политические события времени, но в основном в плане тематики и проблематики. По своим художест­венным принципам она сохраняла себя как самоценную сферу духов­ной жизни общества. Традиционно выделяются следующие периоды:

1) конец XIX века — первые десятилетия XX века;

2) 1920—1930-е годы;

3) 1940-е — середина 1950-х годов;

4) середина 1950-х—1990-е годы.

Конец XIX века были переломным ис­торическим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых выступлений, полити­зацией жизни и необычайным ростом личностного сознания. Че­ловеческая личность осознается как единство многих начал — со­циального и природного, нравственного и биологического. И в ли­тературе персонажи не определяются исключительно и по преиму­ществу средой и социальным опытом. Появляются разные, порой полярные, способы отражения реальности.

Литература начала XX века — литература философской пробле­матики по преимуществу. Любые социальные аспекты жизни при­обретают в ней глобальный духовный и философский смысл.

Определяющие черты литературы этого периода:

интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного челове­ка и человечества; загадка национального характера и истории Рос­сии; мирское и духовное; человек и природа;

интенсивный поиск новых художественных средств вырази­тельности;

появление нереалистических методов — модернизма (симво­лизм, акмеизм), авангардизма (футуризм);

тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и напол­нение их новым содержанием.

Необходимость и закономерность синтеза принципов реализма и модернизма обосновывали и осуществляли в своей творческой практике молодые писатели-реалисты: Е. Замятин, А. Ремизов и др.

Особенно интенсивные поиски нового содержания и новых форм происходили в поэзии. Философские и идейно-эстетические тенденции эпохи воплотились в трех основных течениях.

В середине 90-х годов в статьях Д.Мережковского и В.Брюсова тео­ретически обосновывался русский символизм. Большое влияние на символистов оказали философы-идеалисты А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, а также творчество французских поэтов-символистов П. Верлена, А. Рем­бо. Символисты провозгласили как основу своего творчества мисти­ческое содержание и символ — основное средство его воплощения. Красота — единственная ценность и главный критерий оценки в поэзии старших символистов. Творчество К. Бальмонта, Н. Минского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба отличает необычайная музыкальность, оно ориентировано на передачу мимолетных, озарений поэта.

Литературный футуризм был тесно связан с авангардистскими течениями в живописи. Почти все поэты-футуристы были профес­сиональными художниками.

Свое особое место в литературном процессе начала века зани­мала новокрестьянская поэзия, опирающаяся на народную культу­ру (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, П. Орешин и др.)

Это время расцвета поэзии. Направления поэтические различны, но модернистские взгляды преобладают. Это временной отрезок, когда пересматриваются устои, идеалы, ценности.

М. Горький и Л.Н. Андреев не последнюю роль сыграли в литературном движении того времени. После революции у России начался период не простой. Он тяжело переносится ни только людьми, которым выпало жить после революции, но и для литературного бомонда является почти катастрофическим. Многие литераторы были вынуждены покинуть Родину. Кто-то был выдворен, а кто-то эмигрировал по доброй воле. Но жизнь творческая, литературная в России не прекращается. Сложное время открывает новые таланты. Яркие, со свежим взглядом и острым словом молодые писатели, участники Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев. У них не похожий на классиков слог, взгляд. Но они интересны, востребованы, близки народу.

Но это время дарит нам таких талантливых людей как:В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева. Сегодня невозможно себе представить литературы и поэзии без этих имён. А жизнь их в то время постоянно подвергалась опасности. Произведения могли никогда не выйти. Мы не узнали бы трогательных стихов Цветаевой, не услышали ритма Маяковского, не смеялись бы над Зощенскими рассказами, не признавались бы в любви Есенинскими стихами и не размышляли бы над загадочным слогом Булгакова.

Период двадцатого века в русской литературе ознаменован явлением кризиса. Кризиса душ, кризиса ума, кризиса чувств. Но читая произведения, написанные литераторами и поэтами того времени четко понимаешь, что талант это дар, который не победить. Он как росток пробьёт асфальт и будет тянуться к солнцу, тянуться к жизни. И путь будет не из легких, но сама жизнь расставит все по местам. Есть место на полке книжной каждого дома для книги поэтов и пишущих прозу литераторов двадцатого века.

Другие сочинения: ← Особенности русской литературы 19 века↑ ДругиеОсобенности изображения героев русской литературы 19 века →

Сочинения

Русская литература имеет периоды развития, которые соответствуют определенному отрезку времени. С каждым новым веком рождались писатели, формировались новые направления, появлялись прекрасные произведения и нам есть чем и кем гордиться. Каждый из писателей внес свою лепту в развитие литературы и писатели двадцатого века не исключение. Остановимся более подробно на литературе 20 века, на ее развитии, направлениях и нравственных проблемах, которые поднимались писателями.

Характеристика литературы 20 века

Литературу двадцатого века характеризуют несколько периодов. Так, конец девятнадцатого — начало двадцатого века — это эпоха бурного развития различных направлений. В этот период преображалась жизнь, а в воздухе витало ощущение новой эпохи, что несла переоценку духовности и эстетических идеалов. Отразились эти изменения и на литературе. Начались меняться художественные ориентиры, обновились литературные приемы, стала развиваться русская поэзия. Начало двадцатого века позже назовут периодом серебряного века, что характеризуется появлением новых мастеров слова. При этом мы замечаем, что литераторам уже не интересна реальность и социальные проблемы. Их уже не удовлетворяет эстетика реализма. Писателей интересует возвышенное. Они все чаще интересуются глубинными вечными вопросами.


Писатели и поэты все чаще затрагивают темы добра и зла, жизни и смерти, вечности, а фоном литературных поисков выступает капиталистическое отношения и революционное движение. Во всем ощущается кризис всех сторон жизни, который отражается и в литературе двадцатого века. Классические каноны в писательстве остаются позади, вместо них обозначаются такие основные направления, как реализм, модернизм и авангард. Среди модернистских течений развивается русский символизм, который соединил в себе религиозное, художественное и философские начала. Символизм подарил такие имена, как Брюсов, Блок, Мережковский.

В лоне символизма зарождается и акмеизм. В отличие от символистов, представители акмеизма не стремились к познанию непознанного, их интересует человеческая жизнь во всем многообразии. Представителями акмеизма были Ахматова, Гумилев, Мандельштам.

В это же время зарождается течение футуризма. Произведения в этом направлении выделяются стилевыми особенностями. Так, обновляются значения слов, литераторы отказываются от знаков препинания, вводятся технические термины, вульгаризм, стираются границы между высоким и низменным. Яркими представителями футуризма были Гуров, Маяковский, Бурлюк.

В литературе 20 в. тридцатых годов намечается переломный этап, в это время замедляются литературные процессы. Это период репрессий, жесточайшей цензуры, арестов. Для развития нет никакого толчка, преследования, осуждение, тотальная проверка. Но все равно, пусть и робкими шагами, но литература движется вперед. В этот сложный период на горизонте появляются такие таланты, как Цветаева, Шолохов, Есенин, Маяковский, Ахматова.

Период Великой Отечественной войны — это новый этап развития литературы 20 века.

Война в литературе 20 века

Война 1941 года вносит в литературу 20 в. новое направление — военное. Тема войны в произведениях встречается все чаще. Сначала это очерки, репортажи, далее монументальные полотна. Патриотическая лирика и произведения таких писателей как Твардовский, Ахматова, Симонов, Быков, Астафьев красочно описывает борьбу советского народа против фашистов. До сих пор читатель зачитывается военной литературой, переживая вместе с героями произведений все ужасы военного времени. Писатели тех лет являлись свидетелями военных событий, лично принимая участие в борьбе против фашизма. Они, как никто другой, могли правдиво передать ужасы войны, и писали о мужестве солдат и долгожданной победе. Говоря о войне в литературе 20 века, сразу вспоминаешь Твардовского и Василия Теркина, стихотворение Симонова Жди меня, Ольгу Берггольц и Ленинградскую поэму, роман Блокада, А зори здесь тихие.

Во второй половине двадцатого века следуют сталинские репрессии, оттепель, период застоя, перестройка, реформы. Все это отражается и в литературе. Таким образом литература двадцатого века характеризуется многоплановостью и противоречиями. Прослеживается неравномерность ее развития, где были то идеологическое насилие, то раскрепощение, то цензура, то послабление. Вот в такое нелегкое время писателям приходилось поднимать актуальные темы, среди которых были и нравственные проблемы.

Нравственные проблемы в литературе 20 века

Нравственные искания народа — это тема, которую часто поднимали писатели всех времен. Не обошли стороной нравственные проблемы и писатели двадцатого века, которые поднимали проблемы современности, стараясь донести до читателя такие ценности, как человеческое достоинство, совесть и справедливость. Среди них можно выделить Валентина Распутина, и его размышления о мужестве и нравственных позициях человека.

Приставкин в своей работе Ночевала тучка золотая поднимает вопросы связи поколений, национальных отношений, раскрывает тему добра и зла, и главное, указывает на то, что без общей культуры невозможно прийти к решению проблем.

С проблемой нравственного выбора, когда человеку приходится руководствоваться не прямым приказом, а прислушаться к голосу совести, сталкиваются герои Быкова в работах Сотников, Обелиск, Дожить до рассвета. Все они выходят с достоинством из сложившихся ситуаций.

Это далеко не все писатели, что поднимали вопросы нравственности в литературе 20 века. Но наше сочинение о литературе XX века подходит к концу и мы надеемся, что оно поможет не только получить хорошую оценку, но и обратить ваше внимание на бесценное литературное наследие.

Сочинение о литературе 20 века

А какую оценку поставите вы?

Сочинение по поэзии 20 века

Природа играет важную роль в поэзии, и авторы это понимают, поэтому описывают её как сказку.

Дремлет лес под сказку сна.

Удивительно тонко А. Ахматова, практически не писавшая стихов о природе, сумела предать всю легкость ощущений, которые появляются в природе и душе человека с приходом весны. Весна – это обновление, победа над сном, появление чего-то нового, неожиданного:

И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

Мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится лёгким и неузнаваемым.

Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей…

Читая стихи о природе, невольно слышишь дивную музыку мироздания и ощущаешь созвучие её мелодии с душой поэта.

С чего начинать?

Марина Цветаева

Цветаева, как и многие другие поэты и писатели своей эпохи, перенесла немало невзгод. Она пережила арест мужа и дочери, последние годы находилась в крайне бедственном положении. Тайна ее могилы не раскрыта и по сей день.

В сочинении, посвященном поэзии двадцатого века, можно также изложить анализ творчества Анненского, Северянина, Ахматовой, Брюсова или Бальмонта. Стоит помнить, что выполнение такого задания предполагает хорошее знание биографии поэта.

Александр Блок


Май 21, 2019 | 0 комментариев

Сочинение о литературе 20 века

Русская литература имеет периоды развития, которые соответствуют определенному отрезку времени. С каждым новым веком рождались писатели, формировались новые направления, появлялись прекрасные произведения и нам есть чем и кем гордиться. Каждый из писателей внес свою лепту в развитие литературы и писатели двадцатого века не исключение. Остановимся более подробно на литературе 20 века, на ее развитии, направлениях и нравственных проблемах, которые поднимались писателями.

Характеристика литературы 20 века

Литературу двадцатого века характеризуют несколько периодов. Так, конец девятнадцатого — начало двадцатого века — это эпоха бурного развития различных направлений. В этот период преображалась жизнь, а в воздухе витало ощущение новой эпохи, что несла переоценку духовности и эстетических идеалов. Отразились эти изменения и на литературе. Начались меняться художественные ориентиры, обновились литературные приемы, стала развиваться русская поэзия. Начало двадцатого века позже назовут периодом серебряного века, что характеризуется появлением новых мастеров слова. При этом мы замечаем, что литераторам уже не интересна реальность и социальные проблемы. Их уже не удовлетворяет эстетика реализма. Писателей интересует возвышенное. Они все чаще интересуются глубинными вечными вопросами.

Сочинение о литературе 20 века

Писатели и поэты все чаще затрагивают темы добра и зла, жизни и смерти, вечности, а фоном литературных поисков выступает капиталистическое отношения и революционное движение. Во всем ощущается кризис всех сторон жизни, который отражается и в литературе двадцатого века. Классические каноны в писательстве остаются позади, вместо них обозначаются такие основные направления, как реализм, модернизм и авангард. Среди модернистских течений развивается русский символизм, который соединил в себе религиозное, художественное и философские начала. Символизм подарил такие имена, как Брюсов, Блок, Мережковский.

В лоне символизма зарождается и акмеизм. В отличие от символистов, представители акмеизма не стремились к познанию непознанного, их интересует человеческая жизнь во всем многообразии. Представителями акмеизма были Ахматова, Гумилев, Мандельштам.

В это же время зарождается течение футуризма. Произведения в этом направлении выделяются стилевыми особенностями. Так, обновляются значения слов, литераторы отказываются от знаков препинания, вводятся технические термины, вульгаризм, стираются границы между высоким и низменным. Яркими представителями футуризма были Гуров, Маяковский, Бурлюк.

В литературе 20 в. тридцатых годов намечается переломный этап, в это время замедляются литературные процессы. Это период репрессий, жесточайшей цензуры, арестов. Для развития нет никакого толчка, преследования, осуждение, тотальная проверка. Но все равно, пусть и робкими шагами, но литература движется вперед. В этот сложный период на горизонте появляются такие таланты, как Цветаева, Шолохов, Есенин, Маяковский, Ахматова.

Период Великой Отечественной войны — это новый этап развития литературы 20 века.

Война в литературе 20 века

Война 1941 года вносит в литературу 20 в. новое направление — военное. Тема войны в произведениях встречается все чаще. Сначала это очерки, репортажи, далее монументальные полотна. Патриотическая лирика и произведения таких писателей как Твардовский, Ахматова, Симонов, Быков, Астафьев красочно описывает борьбу советского народа против фашистов. До сих пор читатель зачитывается военной литературой, переживая вместе с героями произведений все ужасы военного времени. Писатели тех лет являлись свидетелями военных событий, лично принимая участие в борьбе против фашизма. Они, как никто другой, могли правдиво передать ужасы войны, и писали о мужестве солдат и долгожданной победе. Говоря о войне в литературе 20 века, сразу вспоминаешь Твардовского и Василия Теркина, стихотворение Симонова Жди меня, Ольгу Берггольц и Ленинградскую поэму, роман Блокада, А зори здесь тихие.

Во второй половине двадцатого века следуют сталинские репрессии, оттепель, период застоя, перестройка, реформы. Все это отражается и в литературе. Таким образом литература двадцатого века характеризуется многоплановостью и противоречиями. Прослеживается неравномерность ее развития, где были то идеологическое насилие, то раскрепощение, то цензура, то послабление. Вот в такое нелегкое время писателям приходилось поднимать актуальные темы, среди которых были и нравственные проблемы.

Нравственные проблемы в литературе 20 века

Нравственные искания народа — это тема, которую часто поднимали писатели всех времен. Не обошли стороной нравственные проблемы и писатели двадцатого века, которые поднимали проблемы современности, стараясь донести до читателя такие ценности, как человеческое достоинство, совесть и справедливость. Среди них можно выделить Валентина Распутина, и его размышления о мужестве и нравственных позициях человека.

Приставкин в своей работе Ночевала тучка золотая поднимает вопросы связи поколений, национальных отношений, раскрывает тему добра и зла, и главное, указывает на то, что без общей культуры невозможно прийти к решению проблем.

С проблемой нравственного выбора, когда человеку приходится руководствоваться не прямым приказом, а прислушаться к голосу совести, сталкиваются герои Быкова в работах Сотников, Обелиск, Дожить до рассвета. Все они выходят с достоинством из сложившихся ситуаций.

Это далеко не все писатели, что поднимали вопросы нравственности в литературе 20 века. Но наше сочинение о литературе XX века подходит к концу и мы надеемся, что оно поможет не только получить хорошую оценку, но и обратить ваше внимание на бесценное литературное наследие.

Начало двадцатого века в русской литературе это яркость "Серебряного века" во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн. Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие. Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду с философскими и религиозными теориями отражались литературой.

Это время расцвета поэзии. Направления поэтические различны, но модернистские взгляды преобладают. Это временной отрезок, когда пересматриваются устои, идеалы, ценности.

Хронология в литературной жизни двадцатого века прослеживается следующая: 1892 – 1917 годы окончание безвременья (революционный подъем общества, манифест и сборник "Символы", творчество Максима Горького). Хотя, возможно конец этого периода приходится на 1921-1922 годы. Время эмигрантов, ссыльных писателей, философов и историков. Русскую литературы XX века принято подразделять на: реализм, модернизм, литературный авангард.

М. Горький и Л.Н. Андреев не последнюю роль сыграли в литературном движении того времени. После революции у России начался период не простой. Он тяжело переносится ни только людьми, которым выпало жить после революции, но и для литературного бомонда является почти катастрофическим. Многие литераторы были вынуждены покинуть Родину. Кто-то был выдворен, а кто-то эмигрировал по доброй воле. Но жизнь творческая, литературная в России не прекращается. Сложное время открывает новые таланты. Яркие, со свежим взглядом и острым словом молодые писатели, участники Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев. У них не похожий на классиков слог, взгляд. Но они интересны, востребованы, близки народу.

Тридцатые годы характеризуются в литературе как "года великого перелома". Прежние устои рушатся. Партия активно контролирует литературную среду. Аресту подвергают П. Флоренского, А. Лосева, А. Воронского, И Д. Хармса. Репрессируемая интеллигенция гибнет.А ведь основой интеллигенции как раз являются деятели культуры. Результатом репрессий тридцатых годов является гибель большого числа писателей, в их числе: Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. Возможностей, для развития литературы практически никаких. Все оспаривается, осуждается, подвергается тотальной проверке.

Но это время дарит нам таких талантливых людей как:В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева. Сегодня невозможно себе представить литературы и поэзии без этих имён. А жизнь их в то время постоянно подвергалась опасности. Произведения могли никогда не выйти. Мы не узнали бы трогательных стихов Цветаевой, не услышали ритма Маяковского, не смеялись бы над Зощенскими рассказами, не признавались бы в любви Есенинскими стихами и не размышляли бы над загадочным слогом Булгакова.

Период двадцатого века в русской литературе ознаменован явлением кризиса. Кризиса душ, кризиса ума, кризиса чувств. Но читая произведения, написанные литераторами и поэтами того времени четко понимаешь, что талант это дар, который не победить. Он как росток пробьёт асфальт и будет тянуться к солнцу, тянуться к жизни. И путь будет не из легких, но сама жизнь расставит все по местам. Есть место на полке книжной каждого дома для книги поэтов и пишущих прозу литераторов двадцатого века.

Русская литература 20 века (9 класс)

Несколько интересных сочинений

По размеру тиража экземпляров книг Горького удалось опередить лишь произведениям мэтров русской литературы Пушкина и Толстого. Пять раз Максим Горький был выдвинут на Нобелевскую премию. Был основателем трех издательств.

На мій погляд, не існує жодної юної дівчини яка б не мріяла зустріти своє єдине та справжнє кохання. Є безліч цікавих та романтичних книг про світле почуття любові. Найбільш яскравою книгою про романтичне кохання

Читайте также: