Сочинение по произведению свадьба кречинского

Обновлено: 05.07.2024

Лидочка: “Послушайте, Мишель, я хочу, чтобы вы меня ужасно любили… без меры, без ума…”

Кречинский (берёт её за руку): “И душою и сердцем”.

С отцом своей жертвы становится любителем русской деревни, убеждает Муромского в том, что Москва ему опостылела и что он мечтает о собственном хозяйстве и мирном сельском труде. С Атуевой, тёткой Лидочки, Кречинский — светский мужчина, почитающий женщин в возрасте и понимающий толк в этикете. Кульминацией его изощрённой игры становится вечер, который он устраивает у себя дома для родни невесты. Подобно режиссёру даёт Кречинский указания своей прислуге: “Зажги карсели, канделябров не зажигать; убрать комнаты; накурить духами. Транспаранты везде”. Однако представление Кречинского с треском проваливается. Вечер был сделан на деньги, вырученные от заклада поддельного бриллианта. В роскошной квартире Кречинского — полиция. Разразился скандал. Опозорены все участники: Лидочка тайком от отца передала своё украшение жениху, а предприимчивый Кречинский дал ростовщику подделку. Итак, бытовая комедия с лихо закрученной интригой оборачивается настоящей драмой. Муромские и Нелькин “стремительно выходят из комнаты”.

Муромский: “Бежать, матушка. Бежать! от срама бегут”.

Фёдор: “Ну нет, говорит, я бабьих денег не хочу; сожмёт кулак — человек сильный — у меня, говорит, деньги будут; я, говорит, гулять хочу”.

У ютное пространство дома Муромских в Москве, где подвыпивший лакей никак не мог понять указаний престарелой модницы, сменяется негостеприимным Петербургом. Именно в этом городе — оплоте бюрократии государства — будет развиваться рассказанная в первой пьесе история. Список действующих лиц автор разделил на 5 частей: начальства, силы, подчинённости, ничтожества или частные лица и “не лицо” — Тишка. В самом списке действующих лиц представлена бюрократическая система империи. Разумеется, о “весьма важном лице” сказано — “здесь все и сам автор безмолвствует”. А частные лица, ничтожества, оказываются беспомощны перед государственной машиной. Интимный человек теряется в мощном механизме, ценность человеческой жизни нивелируется. Образ беспомощного человека в безжалостной государственной машине будет актуален в литературе XX века. Достаточно вспомнить Андрея Платонова.

В первом действии предстают уже знакомые нам герои — Нелькин и Атуева. Только атмосфера пьесы с самого начала безрадостная, гнетущая. Нелькин приходит в дом Муромских после четырёхлетней разлуки. Оказывается, скандал в доме Кречинского приобрёл серьёзный оборот. Лидочку обвиняют в содействии преступлению. Нелькин уверен в том, что обвинение — дело рук Кречинского. Но Атуева обезоруживает его письменным доказательством его невиновности. Кречинский предупреждает Муромских об опасности. Он советует старику дать чиновникам взятку. “Бывает уголовная или капканная взятка — она берётся до истощения, догола! Производится она по началам и теории Стеньки Разина и Соловья Разбойника; совершается она под сению и тению дремучего леса законов, помощию и средством капканов, волчьих ям и удилищ правосудия, расставляемых по полю деятельности человеческой”. Таким образом, в начале пьесы мы видим истинное лицо Кречинского. “Случилось мне обыграть проматывающегося купчика, но детей я не трогал, сонных не резал и девочек на удилище судопроизводства не ловил”. Совсем скоро Муромским придётся посмотреть в лицо настоящему злу. Безличному мундиру, системе, не обладающей человеческими качествами. Так что авантюрист Кречинский покажется безобидной насмешкой над этим злом: ведь он — какой бы ни был — человек, а неумолимое зло совсем иной породы.

Муромский отказался давать взятку. Решил, что “всякий с улицы у него по триста рублей серебром брать станет”. И на семью Муромских как стадо стервятников набросились чиновники. Каждый из них хочет урвать свой кусок. В государственном департаменте Петербурга своя система — отлаженная, безотказная. Свои воруют у своих же без зазрения совести. Сближает стервятников только чувство опасности. Хотя серьёзная опасность этому миру грозить уже не может. Здесь каждый знает, что его бесчинства прикроет более сильный. Вся Россия представляется Сухово-Кобылину огромным пыльным департаментом, где люди в одинаковых мундирах, вооружённые гусиными перьями, вершат зло. И нет силы одолеть это полчище. Сухово-Кобылин пророчествует Россию XX века и возникновение государства, где личность человека не берётся в расчёт, люди становятся ничтожествами, а власть получают варравины и тарелкины, которые стремятся обокрасть ещё и друг друга. (Быть может, пророчество это стоит отнести и к нашему времени!) Опасные насекомые, подобно Тарелкину, только усмехаются людской слабости и надеждам.

Тарелкин: “Вот я, видите, в мундире здесь сижу (показывает на стол), а вот там (указывает на прихожую) уже наведываются. А частный человек что? Частный человек — нуль! ха!”

Несчастный Муромский, несмотря на очевидный произвол чиновников, верит в то, что осудить безвинного человека не могут, и решается на крайний шаг. Он едет к князю за справедливостью. Монолог Муромского — монолог отчаявшегося человека, который знает, что хуже оттого, что он выпалит свою правду хоть самому государю, не будет. Этот человек дошёл до того, когда он не посмеет молчать хоть из уважения к себе самому — довольно унижений.

Муромский: “Нет у вас правды! Суды ваши — Пилатова расправа. Судопроизводство ваше — хуже иудейского! Судейцы ваши ведут уже не торг — это были счастливые времена — а разбой! Крюком правосудия поддевают они отца за его сердце и тянут… и тянут. и кровь-то так из него и сочится. За что меня мучают, за что?”

Лидочка и Нелькин произносят страстные речи о чести человека, о бессовестном законе. Лидочка готова “пойти по миру нищая, да честная”. Нелькин разъярённо называет закон “старым шутом, расшитым по швам, разряженным в ленты и повесившим себе на шею иудин кошель”.

Расплюев: “Я следователь, я! Все мышиные норки, все лазейки буду выворачивать наружу — я. А давно ли по этим лазейкам и норкам я свету Божьего бегал… вот этих петличек дрожал — а теперь меня дрожать будут. Раболепствовать будут!”

Тарелкин признаёт, что он пил кровь людей и уморил Муромского. А сообщников определяет широким жестом — “весь Петербург и вся Москва”. Россия — застенок, где человеку можно пришить нелепое, абсурдное дело. И в этом Сухово-Кобылин оказался пророком. Россия — страна, в которой закон превращён в орудие мерзавцев, у власти — упыри, которые никак не могут насытиться.

Расплюев: “Я теперь такого мнения, что всё наше отечество — это целая стая волков, змей и зайцев, которые вдруг обратились в людей, и я всякого подозреваю; а потому следует постановить правилом — всякого подвергать аресту”.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Свадьба Кречинского .

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Уже не первый месяц помещик Петр Константинович Муромский, доверив деревенское хозяйство управляющему, живет со своей дочерью Лидочкой и ее пожилой тетушкой Анной Антоновной Атуевой в Москве. У него обширные земли в Ярославской губернии и аж полторы тысячи крепостных душ — состояние нешуточное.

Кречинский возвращается домой с деньгами и с солитером. Долги розданы, счета оплачены, куплены дорогие наряды, наняты слуги в черных фраках и белых жилетах, заказан подобающий ужин. Идет прием невесты и ее семейства. Пыль пущена в глаза, пыль золотая, бриллиантовая! Все отлично!

Уже не первый месяц помещик Петр Константинович Муромский, доверив деревенское хозяйство управляющему, живет со своей дочерью Лидочкой и ее пожилой тетушкой Анной Антоновной Атуевой в Москве. У него обширные земли в Ярославской губернии и аж полторы тысячи крепостных душ – состояние нешуточное.

Разумеется, двадцатилетняя девица Лидочка – “лакомый

кусочек” для московских щеголей-женихов. Но этого не понимает ее тетушка. Она полагает, что Лидочку надо показывать свету, звать в дом гостей: “без расходов девочку замуж не отдашь”.

Но вдруг выясняется, что расходов-то никаких уже и не нужно.

Лидочка по секрету признается тетушке, что жених уже есть! Вчера на балу она танцевала мазурку с Михаилом Васильевичем Кре-чинским. И он – ах, Боже правый! – сделал ей предложение. Но вот что досадно – раздумывать нет времени!

Ответ нужно дать незамедлительно. “Мишель” не сегодня завтра уезжает из Москвы и желает знать до своего отъезда – “да”

Как быть? Ведь папенька не даст благословения на скорую руку. Он должен хорошо знать будущего зятя. А что такое этот Кречинский – фигура в высшей степени загадочная.

Он ездит в дом Муромского уже целую зиму, но известно о нем немного, хотя и достаточно для того, чтоб тетушка и племянница были от него без ума. Ему – под сорок. Статен, красив.

Пышные бакенбарды. Ловко танцует. Превосходно говорит по-французски.

У него обширнейший круг знакомств в высшем свете! Кажется, есть и имение где-то в Симбирской губернии… А какие у него аристократические манеры! Какая обворожительная галантность!

Какой изысканный вкус во всем – ведь вот как прелестно “обделал” он Лидочкин солитер (крупный бриллиант), то есть оправил его у ювелира в булавку, изготовленную по собственной модели…

Но Муромского не проймешь такими разговорами. Каково состояние Кречинского? Сколько у него земли, сколько душ – никто не знает.

Зато говорят, что шатается он по клубам, играет в карты и имеет “должишки”. А вот другой молодой человек, Владимир Дмитриевич Нелысин, давний “друг дома”, весь как на ладони. Скромен, даже застенчив. Карт в руки не берет.

Правда, плохо танцует и не блещет манерами. Но зато он сосед – имение его рядышком, “борозда к борозде”. И он тоже здесь, в Москве, и тоже навещает дом Муромского: молчаливо влюблен в Лидочку.

Его-то Муромский и прочит в мужья своей “кралечке” и “баловнице”.

Однако стараниями тетушки и самого Кречинского дело улаживается так, что Муромский в тот же день благословляет дочь на брак с “прекрасным человеком”, которому “князья да графы приятели”. Не-лькин в отчаянии. Нет, он не допустит, чтобы эта свадьба состоялась!

Ему кое-что известно о “грешках” Кречинского. Но теперь-то он “до-знает всю подноготную” и уж тогда представит старику этого “остряка” и “лихача” в истинном свете.

А “подноготная” есть. Да еще какая! Кречинский не просто играет в карты – он “страшный игрок”.

Он бредит игрою. И Лидочка с ее приданым – для него лишь куш, с которым можно вступить в большую игру. “У меня в руках тысяча пятьсот душ, – соображает он, – и ведь это полтора миллиона, и двести тысяч чистейшего капитала. Ведь на эту сумму можно выиграть два миллиона! и выиграю, выиграю наверняка”.

Да, но куш этот нужно еще заполучить. Благословение родителя – это только зыбкая удача, вырванная у судьбы благодаря вдохновенному блефу. Блеф нужно выдержать до конца!

Но как, как?! Положение Кречинского катастрофическое. Он связался с “шушерой”, мелким карточным шулером Иваном Антоновичем Расплюевым, чьи нечистые и ничтожные выигрыши едва поддерживают его существование. Квартиру, где он обитает вместе с этим жалким пройдохой, беспрестанно осаждают кредиторы.

Денег нет даже на извозчика! А тут еще является этот подлый купчишка Щебнев, требует выдать сию же минуту карточный долг, грозится сегодня же записать его имя в клубе в позорную долговую “книжечку”, то есть ославить его на весь город как банкрота! И это в ту самую минуту, когда Кречинскому “миллион в руку лезет”…

Да, с одной стороны, миллион, а с другой – нужны каких-нибудь две-три тысчонки, чтобы раздать долги, оплатить счета и наскоро – в три дня – устроить свадьбу. Без этих мелких ставок рухнет вся игра! Да что там! – она уже рушится: Щебнев согласен ждать лишь до вечера, кредиторы за дверью грозно бушуют.

Впрочем, надежда еще есть. Кречинский посылает Расплюева к ростовщикам, приказывая одолжить у них деньги под любые проценты. Дадут, непременно дадут, они ведь знают Кречинского: вернет сполна.

Но Расплюев является с дурными вестями. Ростовщики уже не могут верить Кречинскому: “видно, запахло. ” Они требуют надежного залога. А что осталось у бедного игрока! Ничего, кроме золотых часов в семьдесят пять рублей.

Все кончено! Игра проиграна!

И вот тут-то, в минуту полной безнадежности, Кречинского осеняет блистательная идея. Впрочем, ее блистательности еще не могут оценить ни Расплюев, ни слуга Федор. Они даже полагают, что Кречинский повредился рассудком.

И действительно, он как будто бы не в себе. Он достает из бюро грошовую булавку, ту самую, которую он использовал как модель, “обделывая” Лидочкин солитер, смотрит на нее с восторженным изумлением и восклицает: “Браво!. ура! нашел…” Что нашел? Какую-то “побрякушку”.

Камень-то в булавке стразовый, из свинцового стекла!

Ничего не объясняя, Кречинский велит Расплюеву заложить золотые часы и на вырученные деньги купить роскошный букет цветов, “чтоб весь был из белых камелий”. А сам тем временем садится сочинять письмо Лидочке. Он наполняет его нежностью, страстью, мечтаниями о семейном счастье – “черт знает каким вздором”.

И как бы между прочим просит ее прислать ему с посыльным солитер – он заключил пари о его размерах с неким князем Бельским.

Как только Расплюев появляется, Кречинский отправляет его с цветами и запиской к Лидочке, объясняя ему, что он должен получить у нее солитер и принести вещь “аккуратнейшим образом”. Расплюев все понял – Кречинский намерен украсть бриллиант и бежать с ним из города. Но нет! Кречинский не вор, честью он еще дорожит и бежать никуда не собирается.

Напротив. Пока Расплюев выполняет его поручение, он приказывает Федору подготовить квартиру для пышного приема семейства Муромских. Настает “решительная минута” – принесет ли Расплюев солитер или нет?

Принес! “Виктория! Рубикон перейден!” Кречинский берет обе булавки – фальшивую и подлинную – и мчится с ними в лавку ростовщика Никанора Савича Бека. Спрашивая денег под залог, он предъявляет ростовщику подлинную булавку – “того так и шелохнуло, и рот разинул”.

Вещь ведь ценнейшая, стоимостью в десять тысяч! Бек готов дать четыре. Кречинский торгуется – просит семь.

Бек не уступает. И тогда Кречинский забирает булавку: он пойдет к другому ростовщику… Нет-нет, зачем же – к другому… Бек дает шесть!

Кречинский соглашается. Однако требует уложить булавку в отдельную шкатулку и опечатать ее. В тот момент, когда Бек уходит за шкатулкой, Кречинский подменяет подлинную булавку фальшивой. Бек спокойно укладывает ее в шкатулку – бриллиант ведь уже проверен и под лупою, и на весах.

Дело сделано! Игра выиграна!

Кречинский возвращается домой с деньгами и с солитером. Долги розданы, счета оплачены, куплены дорогие наряды, наняты слуги в черных фраках и белых жилетах, заказан подобающий ужин. Идет прием невесты и ее семейства. Пыль пущена в глаза, пыль золотая, бриллиантовая!

Но вдруг на квартиру Кречинского является Нелькин. Вот оно, разоблачение! Нелькин уже все выведал: ах, Боже! с кем связался почтеннейший Петр Константинович!

Да это же проходимцы, картежники, воры!! Они ведь украли у Лидочки солитер… Какое там пари?! какой князь Бельский?! Солитера нет у Кречинского – он заложил его ростовщику Беку.

Все смущены, все в ужасе. Все, кроме Кречинского, ибо в эту минуту он на вершине своего вдохновения – блеф его обретает особенную внушительность. Великолепно изображая благороднейшего человека, чья честь оскорблена коварным наветом, он берет с Муромского обещание “по шее выгнать вон” обидчика, если солитер будет сейчас же представлен для всеобщего обозрения. Старик вынужден дать такое обещание.

Кречинский с торжественным негодованием предъявляет бриллиант! Нелькин опозорен. Его карта бита Сам Муромский указывает ему на дверь.

Но Кречинскому этого мало. Успех нужно закрепить. Теперь искусный игрок изображает другое чувство: он потрясен тем, что семейство так легко поверило гнусной сплетне о своем будущем зяте, муже!! О, нет! теперь он не может быть Лидочкиным мужем.

Он возвращает ей ее сердце, а Муромскому его благословение. Все семейство молит его о прощении. Что ж, он готов простить.

Но при одном условии: свадьба должна быть сыграна завтра же, чтоб положить конец всем сплетням и слухам! Все с радостью соглашаются. Вот теперь игра действительно выиграна!

Остается только выиграть время, то есть выпроводить дорогих гостей как можно скорее. Нелькин ведь не успокоится. Он может в любую минуту явиться сюда с Беком, фальшивой булавкой и обвинениями в мошенничестве.

Нужно успеть… Гости уже поднялись, двинулись к выходу. Но нет!

В дверь звонят… стучат, ломятся. Успел Нелькин! Он явился и с Беком, и с булавкой, и с полицией! Лишь на минуту Кречинский теряет самообладание; приказывая не отпирать дверь, он хватает ручку от кресла и угрожает “разнести голову” всякому, кто двинется с места!

Но это уже не игра – это разбой! А Кречинский все ж таки игрок, “не лишенный подлинного благородства”. В следующее же мгновение Кречинский “кидает в угол ручку от кресла” и уже как истинный игрок признает свое поражение возгласом, характерным для карточного игрока: “Сорвалось. ” Теперь ему светит “Владимирская дорога” и “бубновый туз на спину”. Но что это?!

От печальной дороги в Сибирь и арестантских одежд “Мишеля” спасает Лидочка. “Вот булавка… которая должна быть в залоге, – говорит она ростовщику, – возьмите ее… это была ошибка!” За сим все семейство, “убегая от срама”, покидает квартиру игрока.


История создания

Действующие лица

  • Пётр Константинович Муромский — зажиточный ярославский помещик.
  • Лидочка — его дочь.
  • Анна Антоновна Атуева — её тётка.
  • Владимир Дмитриевич Нелькин — помещик, близкий сосед Муромских; влюблён в Лидочку.
  • Михаил Васильевич Кречинский — видный мужчина лет под сорок, претендент на руку и сердце Лидочки.
  • Иван Антонович Расплюев — сосед и приятель Кречинского.
  • Никанор Савич Бек — ростовщик.
  • Щебнев — купец.
  • Фёдор — камердинер Кречинского.
  • Полицейский, слуги, швейцар.

Сюжет

Действие первое

Действие начинается в доме помещика Муромского. Хозяин, страдая из-за вынужденной разлуки с родной деревней, с утра ведёт шумные разговоры с Анной Антоновной Атуевой — тёткой его дочери Лидочки. Спор идёт вокруг потенциальных женихов двадцатилетней девушки. Муромский хвалит помещика Владимира Дмитриевича Нелькина, человека серьёзного и к светским развлечениям равнодушного. Зато другой ухажёр Лидочки — Михаил Васильевич Кречинский — слывёт любителем клубов, игр и женщин, а потому не вызывает у Петра Константиновича симпатий.

Оставшись наедине с собой, Михаил Васильевич вслух размышляет о том, что если его идея осуществится, то он обретёт огромное состояние. Против её реализации — Муромский и Нелькин. Зато в качестве поддержки можно использовать Лидочку, не скрывающую своей влюблённости в Кречинского, её тётку и симбирского бычка. Оказавшийся поблизости Владимир Дмитриевич слышит эти рассуждения; он решает выяснить, какую аферу замыслил соперник.

Действие второе

Фёдор, камердинер Кречинского, делает уборку в квартире Кречинского, попутно вспоминая о том, как в былые времена, когда у его хозяина водились большие деньги, Михаил Васильевич постоянно устраивал великосветские попойки с участием знатных людей. Теперь же, прокутив всё, включая собственное имение, Кречинский не имеет ничего, кроме долгов; из всех приятелей у него остался только сосед Расплюев, у которого тоже ничего нет за душой.

Именно с Расплюевым Кречинский делится своими планами: женившись на Лидии Муромской, он получает полторы тысячи душ и двести тысяч чистого капитала. Поставив обретённое богатство на кон, он сможет выиграть ещё два миллиона. Единственное препятствие к реализации этой задумки связано с отсутствием трёх тысяч рублей: деньги срочно нужны на предстоящие свадебные расходы. Затем в квартиру Кречинского начинают наведываться кредиторы: извозчик, прачка, торговец дровами. Особенно беспокоит хозяина визит купца Щебнева: тот требует вернуть карточный долг, обещая в случае отказа занести фамилию неплательщика в специальную книжечку и передать её в клуб, завсегдатаем которого является Михаил Васильевич.

Выход из положения подсказывает найденная в бюро булавка со стразами. Вспомнив, что у Лидочки есть точно такая же, только обрамлённая бриллиантами, Михаил Васильевич пишет невесте письмо с просьбой прислать украшение. После того как отправленный с поручением Расплюев возвращается от Муромских, Кречинский кладёт две одинаковые с виду булавки в бумажник и уходит к ростовщику Беку. Вернувшись с пачками денег, он просит Расплюева рассчитаться с кредиторами и объявляет, что вечером, когда к нему придут в гости Муромские и Атуева, одолженная булавка должна быть возвращена Лидии Петровне.

Действие третье

Во время ужина, проходящего у Кречинского, в квартире появляется Нелькин, который сообщает собравшимся, что хозяин дома — вор и шулер: он выпросил у невесты дорогую булавку и заложил её ростовщику. Поднимается шум; Михаил Васильевич вынимает украшение из бюро, отдаёт Лидочке, после чего указывает сопернику на дверь. Пётр Константинович, понимая, что Кречинский оскорблён, а дочь расстроена, извиняется перед будущим зятем за прежнее недоверие; свадьбу по предложению жениха решают сыграть на следующий день.

Сценическая судьба

Ещё до второго ареста Сухово-Кобылин успел передать свою пьесу труппе Малого театра. Произошло распределение ролей, артисты приступили к репетициям. Осенью 1855 года вышедший из тюрьмы автор включился в постановочный процесс; в его дневнике появилась запись:

Отзывы и рецензии

Герои и прототипы

Лидочкин ухажёр Нелькин противоречивостью натуры напоминает своего соперника Кречинского. Он по-настоящему влюблён в девушку, искренне стремится быть полезным её отцу. Но метания этого персонажа, стремление подсмотреть, подслушать, выведать и вывести на чистую воду никого не делают счастливыми.

Речь героев. Диалоги

Жанр произведения

Постановки в Российской империи

Премьера — 28 ноября (10 декабря по новому стилю) 1855 года в Малом театре, бенефис С. В. Шумского (Муромский — М. С. Щепкин, Лидочка — А. А. Воронова, Атуева — Н. В. Рыкалова, Нелькин — С. В. Васильев, Расплюев — П. М. Садовский, Бек — И. Е. Турчанинов, Щебнев — Н. М. Никифоров, Федор — В. А. Дмитревский).

  • 7 мая 1856 года — в Александринском театре, бенефис Ф. А. Бурдина (Муромский — П. И. Григорьев, Лидочка — Владимирова, Атуева — П. К. Громова, Нелькин — А. М. Максимов, Кречинский — В. В. Самойлов, Расплюев — Бурдин, позднее — А. Е. Мартынов).
  • Малый театр, 1859 (Кречинский — Милославский (как гастролер); 1871 (Лидочка — М. Н. Ермолова); 1899, бенефис В. А. Макшеева (Муромский — К. Н. Рыбаков, Лидочка — А. П. Домашёва, Атуева — Г. Н. Федотова, Нелькин — И. А. Рыжов, Кречинский — А. И. Южин, Расплюев — В. А. Макшеев).
  • Александринский театр, 1872 (Кречинский — И. И. Монахов, Расплюев — П. В. Васильев); 1880 (Муромский — П. М. Свободин, Атуева — Е. Н. Жулева, Кречинский — И. П. Киселевский, Расплюев — В. Н. Давыдов), 1894 (Расплюев — П. М. Медведев), 1902 (Муромский — К. А. Варламов, Кречинский — В. П. Далматов), 1910 (Кречинский — Р. Б. Аполлонский), 1917 (реж. В. Э. Мейерхольд и Лаврентьев, Кречинский — Ю. В. Корвин-Круковский, Ю. М. Юрьев, Расплюев — В. Н. Давыдов).

Читайте также: