Сочинение по плану капитанская дочка исторические предпосылки

Обновлено: 05.07.2024

А.С.Пушкин приступил к работе над “Капитанской дочкой” в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы в России возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории. В драме “Борис Годунов” поэт поднимает важную проблему народа и власти. Затем снова затрагивает эту тему в незаконченной повести “История села Горюхина” и продолжает ее в “Дубровском”. Начиная работу над “Капитанской дочкой”, писатель акцентирует внимание на “мнении народном”, как активном и даже решающем факторе истории. По мысли Пушкина изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянской массы. Вероятно, именно над этой идеей и размышлял Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”, в которой не только отражается восстание 1773—1775 годов, но и затрагиваются такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства. В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Петруша Гринев не является безликим средством передачи фактов и событий, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типического, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Показывая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины II. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих “ежегодно получаемый” “Придворный календарь”, уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий “барское дитяте” всем сердцем, тоже является типическим образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но ведь было и много таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев. Образы Швабрина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его “господами генералами” — все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называл эти образы “чудом совершенства по верности, истине содержания мастерству изложения”. Эту повесть можно назвать историческим сочинением не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно ясно в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности — восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала). Из вышеизложенного можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было именно крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Пытаясь найти пути сближения дворянства с крестьянами и показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет: что дворяне еще не способны понять низшее сословие. В некоторых местах повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников; он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву. Дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя против своего сердца. Пушкин, конечно, не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам возможность увидеть, на каких идеалах стояло общество того времени. Это еще раз показывает, что повесть носит исторический характер. Подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные автором в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.
Читая повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, мы одновременно следим за сюжетом обыкновенной повести и наблюдаем за событиями исторического повествования. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению В.Г.Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.







Собирая материалы для будущей работы, автор посетил множество мест, связанных с историческим событием. Отправившись в путешествие по Поволжью и Приуралью, он собирал сведения очевидцев страшных событий 1770-го года. Так же, Александр Сергеевич получил от Николая I доступ к неопубликованным архивным записям о восстании. Именно во время сбора сведений о Пугачевском восстании, у писателя зарождается замысел написания романа.

Во время создания главного персонажа Пушкин основывался на описаниях приближенных к Пугачеву людей, а в последствии, использовал их образы для создания героев. Герой-повествователь П.А. Гринев основан на пленнике Пугачева – Барашине. Барашин бежит из пугачевского плена, а затем вступает в сопротивление восстанию, возглавленное генералом Михельсоном. Пушкин множество раз менял фамилию, но остановился на варианте, действительно присутствовавшем в военной хронике. Менялся и образ персонажа, первоначальный замысел рисовал противоречивого героя-дворянина, позже разбитого на двух противоположных персонажей. Положительного, честного и справедливого Гринева и его полную противоположность – подлеца и изменница Швабрина. Именно этот приём помог обойти некоторые ограничения цензуры.

Для образа Швабрина использовался некий армейский офицер Шванич, что был сослан за свое буйство в другой гарнизон, а после сделался сообщником Пугачева, но не из личных побуждений, а из страха быть повешенным. Фигура Шванича заинтересовала Пушкина, а на её основе был создан образ человека, готового пожертвовать своими принципами и честью, дабы сберечь самого себя или же получить выгоду. Швабрин становится важным связующим звеном для создания сюжетной линии между Гриневым и Машей Мироновой.

Вариант 2

Прототипы. Первоначально Пушкин решил, что основной персонаж должен быть дворянином. Но, у него должны были поменяться взгляды, и он должен был поддержать бунт. Соответственно прототипы это Шванвич и Вашарин. В итоге, автор пришел к тому, что создал два образа, Гринев и Швабрин. Первый добрый, второй строг и коварен. Такой прием поспособствовал усилению политической темы, ведь герои были из одного слоя общества, но имели разные политические взгляды. Это также повлекло за собой упрощение в цензурном плане.

История создания 3

Савельич был типичным представителем слуг, полностью преданному одному хозяину, он полностью убежден, что рабочие крестьяне существуют, для того чтобы работать исключительно на своих хозяев. Этот образ созданный Пушкиным, был по-настоящему искренним, благородным человеком. Старик Савельич, был трагическим героем того произведения. Более преданного слуги не было ни у одного хозяина.

Образ Пугачева был описан весьма суровым и жестковатым человеком. Вождь народного восстания, был беспощаден, особенно это было заметно по отношению к его врагам, к тем, кто не желает мериться с его властью. Несмотря на жестокость присущую его характеру, он был очень справедлив. Он всегда встает на защиту слабых. Пушкин очень ярко выразил образ Пугачева, и это не было поэтическим замыслом, так на самом деле представлялся ему вождь. Александр Сергеевич, показал его как человека с открытой чистой душой, он был образцом смелости и решительности, именно таким представлял себе писатель простого русского человека.

Прототипы героев и интересные факты

Также читают:

Картинка к сочинению История создания романа Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

Александр Исаевич Солженицын-писатель-философ , он беспокоился о проблемах современности и пытался ответить на вечные вопросы. Все его тревожные думы нашли отклик в рассказе Матрёнин двор. За основу автор берет образ старухи Матрёны

Каждый человек желает иметь крепкое здоровье и прекрасную фигуру. Для некоторых людей эти аспекты являются решающими на всем жизненном пути.

Автор: Инна Колокольникова

Автор: Самый Зелёный · Published 05.12.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 08.07.2019

Сочинение: Значение творчества Гоголя в русской литературе

Автор: Самый Зелёный · Published 30.10.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

В центре сюжета – юный Петруша Гринев, молодой дворянин, воспитанный отцом в лучших традициях дворянства. Гринев-старший прививал сыну любовь к Отечеству, умение держать собственное слово, чтить семейные традиции, не придавать большого значения наградам и почестям. Не желая, чтобы Петр вырос избалованным барчуком, отец отдал его на службу, чтобы отпрыск рода Гриневых смог морально и физически окрепнуть вдали от дома.

Оторвавшись от семьи, Петруше довелось пройти весьма суровую школу жизни. Поначалу он крупно проигрался в карты, обидел старого слугу, который верой и правдой долгие годы служил его семье. Петр понимал, что поступил дурно, а потому мучился угрызениями совести. Прибыв в Белогорскую крепость, он познакомился с семьей Мироновых, и влюбился в их единственную дочь Машу. Петру пришлось защищать честь возлюбленной, вызвав на дуэль Швабрина – незадачливого поклонника Марьи Ивановны. Гринев-старший, узнав о причине дуэли, отказался дать Петру свое родительское благословение на брак с бесприданницей.

Захват Белогорской крепости бунтовщиками стал настоящим испытанием для Петра, который, несмотря на угрозу для жизни, остался верным данной им присяге. Емельян Пугачев по достоинству оценил смелость юноши и оставил его в живых. Кроме того, он помнил, как в свое время Гринев отдал свой полушубок замерзшему в дороге путнику, коим и оказался Пугачев. Писатель еще не раз сталкивал лицом к лицу двух героев, но неизменно Гринева выручала его природная доброта и искренность.

Однако на этом испытания, уготованные Гриневу судьбой, не окончились. Юноше пришлось выбирать между службой, честью офицера и спасением своей возлюбленной. Петр, нарушив приказ начальника, вызволил Машу из рук коварного Швабрина, который принуждал девушку к замужеству. Пугачев и в этот раз пришел на выручку Гриневу, и милостиво отпустил пленницу. По навету Швабрина Петр был арестован, и его ожидала весьма горькая участь. Узнав об этом, Марья Миронова отправилась к императрице, чтобы вымолить прощение для своего любимого. Трогательная история любви, их удивительная верность и преданность друг другу растрогали Екатерину Вторую, которая отдала приказ об освобождении Петра Гринева. В дальнейшем судьба влюбленных сложилась счастливо, и они обвенчались. Участь Емельяна Пугачева оказалась гораздо более печальной, хотя и весьма прогнозируемой – его арестовали, и в присутствии большого скопления народа четвертовали.

Пушкин полагал, что в основе всех поступков человека лежат его убеждения. Так, Петр Гринев был воспитан глубоко порядочным человеком, в то время как Швабрин имел совсем иные жизненные ценности и стремился оказаться в выигрыше любой ценой. Автор хотел показать, как сложно в этом мире противостоять искушениям, и единственным способом уберечь молодые неопытные души от соблазнов является правильное родительское воспитание.

Взросление человека, становление личности неизбежно связано со всевозможными испытаниями, которые показывают, насколько зрелым является человек. Не стоит их бояться - в борьбе с трудностями закаляется характер, выкристаллизовываются жизненные ценности и приоритеты. Если бы не служба в Белогорской крепости, Петр стал бы заурядным чиновником в Петербурге, чьи способности заключались бы только в хорошем знании охотничьих собак. Вряд ли бы он понял, насколько сложной и вместе с тем интересной является настоящая жизнь, он не научился бы забираться в людях, ценить любовь и дружбу.

Главные герои повести "Капитанская дочка" - их характеристика

Среди центральных персонажей произведения – Петр Гринев, Мария Миронова, Емельян Пугачев, Алексей Швабрин, Архип Савельев и Екатерина Вторая. В повести присутствует много других героев, однако приведем описание только главных персонажей.

Отец отправляет молодого дворянина Петра Гринева служить в захолустье, чтобы он научился настоящей армейской службе. По дороге он попадает в буран, обращается к путнику с просьбой стать его проводником, затем дарит провожатому, который позже оказывается Пугачевым, заячий тулуп.

В Белогорской крепости он влюбляется в дочь коменданта Машу и вступает в поединок из-за нее с Швабриным.

Чуть позже территория Оренбургской губернии, где протекает служба Гринева, оказывается охваченной народным восстанием под предводительством Пугачева. Мятежники захватывают Белогорскую крепость, убивают коменданта и его жену. Гринева Пугачев узнает и отпускает в Оренбург, который вскоре оказывается осажденным разбойниками.

Швабрин переходит на службу к Пугачеву, его оставляют главным в Белогорской крепости, и Маша оказывается у него в руках. Швабрин пытается принудить девушку выйти за него замуж.

Гринев самовольно покидает Оренбург, чтобы спасти свою невесту. Судьба вновь сводит его с Пугачевым, который помогает герою воссоединиться с возлюбленной.

Машу Гринев отправляет к родителям, сам остается воевать против мятежников вместе с гусарами.

После подавления восстания Гринева арестовывают по ложному доносу Швабрина. Не желая впутывать в неприятное дело свою невесту, Гринев не может объяснить причину самовольного оставления Оренбургской крепости, его признают изменником. Маша ходатайствует за своего жениха перед Екатериной II, и та прощает Гринева, очищая от позора его доброе имя.

Основная сюжетная линия в произведении – любовная. Завязкой является поединок Гринева с Швабриным, после которого он и Маша признаются в сердечной склонности друг к другу. Кульминацией становится момент, когда Маша оказывается в руках Швабрина, и когда благодаря покровительству Пугачева герою удается вырвать свою невесту из рук бесчестного соперника. Развязкой можно считать эпизод, когда Маша спасает своего жениха, обвиняемого в измене, ходатайствуя за него перед самой Екатериной II.

Повествование построено на контрасте. Пугачев сначала является простым казаком, которому Гринев дарит заячий полушубок. Потом он становится предводителем мятежников, присвоившим себе имя погибшего ранее государя, и уже он одаривает Гринева овчинным тулупом и конем. Гринев сначала предстоит неопытным и доверчивым юношей, мечтающим о кутежах, затем – мужественным человеком, способным принимать ответственные решения, блюсти дворянскую честь и защищать свою невесту. Его соперник Швабрин сначала предстает уверенным в себе, храбрым и насмешливым, а на поверку оказывается жалким трусом и предателем. А вот Маша, которая в начале повести кажется трусихой, которая боится даже звука ружейного выстрела, наоборот, оказывается смелой женщиной, способной защитить своего жениха и свое счастье, даже если ради этого нужно подать прошение самой императрице.


Идея произведения

народного бунта, пугачевщины;
любви;
дома, семьи;
служения Отечеству;
взросления человека, становления личности.
Все эти темы тесно между собой связаны. Какую из них считать главной, точно сказать нельзя. Однако темы бунта, любви и становления личности, очевидно, развиты в произведении лучше других.

Раскрывая основную мысль произведения, автор поднимает следующие проблемы:

Сочинение по литературе 8 класса

Также в произведении поднимается тема воспитания. Пётр Гринёв смог стать достойным человеком только благодаря воспитанию, которое ему дали его родители. Он получил те важнейшие духовные основы, на которых строится благородство.

В число основных тем входит и любовная тема. Чувства Петра Гринёва и Марии Мироновой – пример чистой искренней любви. На протяжении всего романа они отстаивали своё право быть вместе, доказали всем окружающим, что достойны счастья.

Композиция произведения

  1. Экспозиция: детство Петра Гринёва и все события, которые происходили до его появления в Белогорской крепости.
  2. Завязка: знакомство Петра Гринёва и Маши Мироновой.
  3. Развитие действия: жизнь Петра Гринёва в Белогорской крепости, конфликт со Швабриным.
  4. Кульминация: захват Белогорской крепости Емельяном Пугачёвым, казнь капитана Миронова и ео жены.
  5. Развязка: спасение Маши Мироновой, помилование Петра Гринёва императрицей.

Проблематика

Центральной проблемой романа является проблема чести и долга, и автор целенаправленно помещает своих героев в такие трудные жизненные ситуации, из которых им удаётся выйти, сохранив своё достоинство. Отсюда ещё следует проблема нравственного выбора, любви и верности, дружбы и предательства.

Таким же образом воспитана и Маша Миронова, которая не побоялась пойти к самой императрице, для того чтобы доказать невиновность своего возлюбленного и вернуть ему честное имя.

Ещё одной важной проблемой, поднятой в романе, является проблема взросления и становления человеческой личности. Через что необходимо пройти человеку, для того чтобы повзрослеть? Благодаря событиям, произошедшим, в Белогорской крепости, главный герой рано повзрослел и стал настоящим офицером, человеком чести, однако цена этого взросления оказалась слишком высокой.

Смысл названия произведения

Несмотря на то, что главным героем романа является Пётр Гринёв, в названии упоминается не он. Мария Миронова – это умная, добрая и честная дочь капитана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Её родителям не удалось нажить себе богатства, зато они воспитали достойную, порядочную дочь. Маша сумела сохранить свою честь даже после захвата крепости пугачевцами, которые убили её отца и мать. Она осталась там совсем одна во власти подлого Швабрина, державшего девушку в заточении до тех пор, пока она не согласится стать его женой. Маша была напугана и сломлена гибелью своих родителей, однако ничто не могло заставить её предать свою любовь и выйти замуж за другого человека.

Для истинных представителей дворянства честь была превыше всего, как и преданность своей Родине. За оскорблённую честь шли в бой, уничтожали врагов, дрались на дуэлях. Но Швабрину оказалось это понятие незнакомо, несмотря на его происхождение. Он с лёгкостью присягнул Пугачёву, когда понял, что его жизни угрожает реальная опасность. Он переступил через дворянскую честь и достоинство, ради собственного благополучия. В то же время Петр Гринёв отказался давать клятву верности предводителю бунта, чем и заслужил его неподдельное уважение. Даже таким преступникам, как Пугачёв, оказалось не чуждым чувство долга. Он по достоинству оценил отвагу Гринёва, и даже даровал ему помилование.

Основная идея

Однако преданным можно быть не только своей земле. Мария Миронова даже в самых трудных ситуациях оставалась верной Петру Гринёву. Она не отказалась от своей любви к нему даже тогда, когда эта непоколебимость могла ей стоить жизни. Маша не покорилась Швабрину, несмотря на то, что он держал её в заточении и морил голодом. Таким образом, автор показал, что не только преданность Родине делает человека храбрым, преданность любимому человеку – не менее значима.

Замысел автора

Писатель начал работать над произведением в 1833 году. Со временем роман об исторических сражениях перерастал в художественную повесть, события которой происходили на фоне пугачевского восстания. Когда автору были доступны все материалы, архивы и даты, он начал осмыслять всю информацию и преподносить ее в художественном стиле.

Александру Сергеевичу приходилось несколько раз переписывать свой роман из-за цензуры. Изначально Пушкин хотел, чтобы сюжет разворачивался вокруг одной личности, которая самостоятельно перешла на сторону врага. Однако спустя некоторое время автор создает два противоположных образа. При этом он описывает положительные черты Гринева и отрицательные качества Швабрина. Во время написания Пушкин несколько раз изменял имена главных героев, прототипами которых являлись реальные люди, принимавшие участие в восстании.

При описании Емельяна Пугачева Александр Сергеевич старался раскрыть его с двух сторон. Он пытался показать его, как:

  1. Историческую личность.
  2. Интересного человека, который умеет чувствовать и сопереживать.

Публикация романа

Для Александра Сергеевича Пушкина писать об этой истории было не так уж и просто. Об этом свидетельствует такие данные:

  1. Смена имен главных героев.
  2. Перестроение сюжетной линии.

Создание этого романа заняли последние годы великого поэта. После выхода романа Пушкин погиб на дуэли.

Любовная линия

В романе Пушкина рассматривается одновременно несколько острых проблем. Тот период смутного времени раскрывает такие вопросы как:

  1. Положение власти.
  2. Нравственный выбор.
  3. Проблема воспитания.

Смысл и тема названия романа заключаются в само́й сути произведения. Дело в том, что автор на фоне любовной истории рассказывает о восстании. Главная героиня Мария, дочь капитана Миронова, стала основным катализатором всех действий Гринева. Влюбленный в нее парень решается на смелые и отчаянные поступки. Его любовь сыграла огромную роль в формировании характера и нрава. Это просматривается в сюжете, когда Гринев вступает в конфликт со Швабриным и становится на защиту беззащитной девушки.

Пугачев также оценил смелость Гринева по достоинству. Кроме этого, стоит отметить смелость хрупкой девушки Марии, которая также из-за сильной любви отважилась обратиться к само́й королеве.

Особенности композиции

Благодаря тому что автор использовал необычную композицию при построении текста, он смог избежать все преграды цензуры. Пушкину удалось передать всю суть происходящего.

Автор использовал необычную композицию при построении текста

Большое значение в романе играет описание пейзажей. Посредством них автор с максимальной точностью передает происходящие события, а также придает им значимости.

История создания романа носит непростой характер. Автору пришлось многое изменить для того, чтобы описать, как именно развивались события. Если сопоставить все анализируемые факты, вывод напрашивается сам собой и заключается в том, что зрелость личности зависит от воспитания и среды обитания.

Читайте также: