Сочинение по музыке 5 класс шехерезада

Обновлено: 19.05.2024

Я прошу каждого вас сейчас про себя, глядя на свой рисунок, составить короткий рассказ (2-3 предложения) о своих представлениях об этом сказочном персонаже.

А я пока поставлю это произведение, чтобы вы смогли вспомнить музыкальный образ, нарисованный композитором А.К. Лядовым.

  1. Опрос д/з – рисунки и их защита (по желанию, 3-4 работы).

Конечно, все работы посмотреть мы не успеем, поэтому я прошу вас передать остальные рисунки мне на стол, оценки за них вы услышите на следующем уроке.

программная музыка – это такая музыка, в основе которой лежит определенный сюжет, программа;

программой также может служить заглавие, указывающее на вдохновившее композитора литературное или живописное произведение.

  1. Еще с одним из таких произведений мы познакомимся на нашем сегодняшнем уроке. Но прежде я хочу у вас узнать:
  1. Какие еще русские народные сказки вы знаете?
  2. А зарубежные народные сказки, или сказки зарубежных писателей?
  3. Знает ли кто-нибудь из вас восточные сказки?
  1. Н.А. Римский-Корсаков был родом из музыкальной семьи, его отец хорошо играл на фортепиано, а мама и дядя любили исполнять народные песни. Музыкальные способности своего сына они заметили, когда мальчику было 2 года, а с 6 лет стали обучать игре на рояле. У маленького композитора был абсолютный слух и прекрасная музыкальная память. Но больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли.
  1. Что же такое сюита как музыкальный жанр? Значение этого термина вы узнаете из ваших раздаточных материалов.

Обучающиеся зачитывают значение термина:

сюита – это музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, которые объединены общим замыслом и названием.

Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением, которое я с вашей помощью с удовольствием сейчас зачитаю. Я начну, а вы продолжайте:

«Султан Шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи.

Но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи.

Побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение.

«Вступление начинается темой Шахрияра – сильного и властного султана, могучего владыки своего государства. За ней следует тема Шехеразады – нежная и томная, исполненная певучей скрипкой с переливами арфы. В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы. Шехеразада рассказывает о легендарном моряке Синдбаде, который отправляется в плавание…

… Далее следует образ волнующегося моря, которая основана на теме Шахрияра, только теперь она становится темой героя сказки – отважного путешественника Синдбада, сохраняя суровый характер.

  1. Прослушивание фрагмента сюиты на фоне презентации.
  1. Как , на ваш взгляд, звучала музыкальная тема Шахрияра?
  2. Какой в музыке предстала перед вами Шахерезада?
  3. Каким показался вам музыкальный образ Синдбада?
  4. Какой была музыкальная тема Моря?
  1. Перед вами на партах – имена и названия музыкальных образов сюиты: Шахрияр, Шахерезада, Синдбад, Море. Ваша задача: в течение 2-х минут (пока звучит музыка сюиты) заполнить пробелы и дать словесные характеристики этим персонажам, опираясь на данные таблицы музыкальных характеристик (на доске – таблица эпитетов) и собственные впечатления.

Повторное слушание фрагмента сюиты (без презентации).

Выполнение самостоятельной работы:

  1. А теперь мы послушаем, что у вас получилось (зачитывание 2-3 работ).

Отлично! А теперь мы немного отдохнем!

Волшебную сказку расскажет зима,

Волшебные сны наколдуют метели,

А после умчатся в свои терема

Стелить голубые постели.

И долгими ночами не уснут никак,

Завтра будет счастливый день!

Выполнение ритмического упражнения.

  1. С творчеством какого русского композитора вы познакомились на уроке?
  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что вам запомнилось и понравилось?
  1. На нашей доске – нотный стан. Здесь есть скрипичный ключ, но нет ноток. Давайте вместе с вами заполним наш нотный стан веселыми нотками. Только в качестве ноток сегодня будут сердечки.

те из вас, кому на уроке было интересно и всё понятно, прикрепят сердечко красного цвета, а те ребята, кому урок показался скучным и неинтересным – синего.

Посмотрите, как весело у нас получилось! Это значит, что …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"

РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС.



Урок музыки в 5 классе.


Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)


Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и .


Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Подготовила: учитель музыки Савичева Наталья Владимировна

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Подготовила: учитель музыки Савичева Наталья Владимировна

Подготовила: учитель музыки Савичева Наталья Владимировна

Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить.

Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи, но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая ему их на протяжении тысячи и одной ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ

В теме Шахрияра – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисую.

В теме Шахрияра – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных А вот тема Шехеразады нежная и томная, исполненная певучей скрипкой соло. В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований Инструменты, рисующие героев:

В I части сюиты - "Море и корабль Синдбада" - музыка изображает картину огро.

В эпилоге сюиты тема Шахрияра становится мягкой и спокойной, ведь жестокий су.

Сюита Римского-Корсакова "Шехерезада" основана на сборнике арабских сказок "1000 и 1 ночь". В них Шехерезада рассказывала своему мужу, шаху, сказки, чтобы отвлечь его от его любимого занятия — убийства неповинных поданных, которым он занимался со скуки. Кроме этого, Шехерезада спасала и свою жизнь. Раньше Шахрияр казнил всех своих жен после первой ночи. Только Шехерезада смогла увлечь его своими рассказами, поэтому он с каждым днем откладывал время ее казни.

1880-е годы были тяжелым испытанием для композитора. Трудности в семье и на работе не оставляли времени и сил на творчество, однако музыканту удалось реализовать свою задумку сюиты для оркестра по мотивам сборника сказок "1000 и 1 ночь".

Музыкальное произведение состоит из четырех частей.

Первая часть начинается грозными мелодиями, которые символизируют образ шаха Шахриара. Образ Шехерезады создается мягкими звучаниями духовых инструментов и скрипки. Далее к ним присоединяется виолончель. Звуки становятся сильными и величественными. Это — образ моря. Духовые инструменты создают ощущение плещения волн. Флейтой создается образ Синдбады-мореходы. Поднимается буря, но вскоре стихает.

Вторая часть начинается с вступления спокойной и мягкой Шехеризады. Но события части неспокойны — изображается сцена битвы, выраженная образом Шахриара. Но вдруг битва прерывается на звучание флейты — образа сказочной птицы Рух. События наполнены вложением и напряжением.

В третьей части Шехеоезада рассказывает историю о царевиче и царевне. Образ царевича изображен лирическими, спокойными мелодиями. Царевна характерна более яркими, танцевальными, кокетливыми звучаниями. Рассказ женщины иногда прерывается на образ самой Шехеризады — звучание одинокой скрипки.

Четвертая часть посвящена празднику. Здесь соединяются все мелодии предыдущих частей, все герои будто бы собираются вместе в одном месте. Поднимается и затихает буря. Шахрияр смягчился и больше у него нет нужды казнить своих подданных. Нежная Шехерезада смогла помочь отказаться ему от старой привычки. Теперь их союз прочен и крепок.

Это музыкальное произведение показывает, что любая женщина может повлиять на своего мужчину в лучшую сторону, изменить его таким образом, чтобы он сам не заметил, как меняется. Шехерезаде помогли в этом мудрость и сказки, но это не единственные средства, применяемые на этом пути.

Также читают:

Рассказ Шехеразада (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Крылов Иван Андреевич появился на свет в городе Москва 2 февраля 1769 года. Его отец на тот момент был комендантом в Яицкой крепости. Но как только он уволился со службы, забрал всю семью и переехал в город Тверь

По жанровой направленности произведение является театральной постановкой, основная тематика которой заключается в раскрытии истинной сути человеческих взаимоотношений

Рупрехт весной 1534 года возвращается в родную Германию после длительной службы ландскнехтом в других странах, он встречает Ренату. Рупрехт ночует поблизости от родной деревни, слышит женские крики


"Шехеразада" - знаменитое произведение Н.А. Римского-Корсакова, посвященное восточному музыкальному миру. Симфоническая сюита была создана в 1888 году на основе известных арабских сказок. Она великолепно изображает силу и красоту морской стихии, шарм и таинственность восточной ночи, наполненной сладким голосом прелестной рассказчицы.
Время и история создания

Николай Римский-Корсаков в своих письмах к друзьям признавался, что идея создать оркестровую сюиту по мотивам восточных сказок возникла у него уже давно. Однако воплотить свой замысел композитор смог только летом 1888 года, когда гостил в имении под Петербургом. Он был в это время одним из самых востребованных музыкальных деятелей. К его мнению прислушивались и уважали. В виду большой занятости, на сочинительскую деятельность катастрофически не хватало времени.
Отдых за городом и душевная атмосфера способствовала быстрому написанию прекрасного произведения. Сюита была создана примерно за месяц. Н.А. Римский-Корсаков представил ее публике осенью 1888 года.

Содержание произведения

Симфоническая сюита "Шехеразада" представлена в четырех частях:
• Первая часть называется "Море и Синдбадов корабль". Музыка с удивительной точностью передает силу и красоту морской стихии. По бескрайнему морю плывет корабль отважного мореходца, бесстрашно встречая разбушевавшейся шторм. Вскоре буря утихнет, и море снова станет спокойным.
• Вторая часть называется "Рассказ царевича-Календера". Шехеразада вводит в повествование нового героя – прекрасного и отважного царевича. Композитор сначала изображает Календера, а потом виртуозно рассказывает об его удивительных приключениях.
• Третья часть называется "Царевич и царевна". Музыка здесь необычайно красива и лирична, а в основе повествования – любовный дуэт. Сильные чувства связывают влюбленных невидимой, но очень прочной нитью, призывая их следовать зову сердца.
• Четвертая часть называется "Багдадский праздник…". Очень проникновенно здесь звучат главные темы из предыдущих частей. Постепенно возникают новые оттенки. Безудержное праздничное веселье сменяется мощной бурей, которая словно предвещает беду. Грозное море показывает свое могущество, разбивая корабль об скалу.
Сюита "Шехеразада" - прекрасное музыкальное произведение, которое по сей день пользуется большой популярностью. Его фрагменты часто используют известные режиссеры, чтобы придать картине некой недосказанности и загадочности. Музыку из знаменитой сюиты можно услышать, например, в таких кинолентах, как: "Проклятие гробницы мумии", "Кавказская пленница", "Теневые танцы", "Мастер и Маргарита", "Области тьмы".

Читайте также: