Сочинение по м анчарову

Обновлено: 07.07.2024

Какую роль играет нежность в отношениях между людьми? Именно этот вопрос поднимает в своем тексте русская писательница Н. А. Тэффи.

Позиция автора ясна: нежность позволяет человеку заботиться о любимом, охранять и опекать его. Нежность тесно связана с любовью, которую может испытывать любой человек, в любом возрасте.

Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, нежность является проявлением любви. Это желание безвозмездно заботиться о человеке, дарить ему тепло и уделять внимание самым незначительным вещам.

Подтверждение вышесказанному можно найти на страницах художественной литературы. Так, в произведении А. И. Куприна “Гранатовый браслет” нежность предстает читателю в непривычном свете. Желтков без памяти любит Веру, но понимая, что его любовь безответна, Желтков все равно стремится сделать своей любимой приятное. Он дарит ей подарки, сыплет бесчисленными комплементами в письмах, рассказывает о своих глупых подвигах, которые он совершает ради нее. Эта милая навязчивость является проявлением тех сильных чувств, которые Желтков испытывает к Вере. Эту нелепую заботу Куприн представляет читателю как нежность, которая побуждает Желткова ухаживать за Верой. Таким образом, нежность Желткова по отношению к Вере заставила ее задуматься о своей жизни, помогла почувствовать себя любимой.

В произведении Н. В. Гоголя “Старосветские помещики” нежности отведена особая роль. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна – пожилые супруги, которые даже в преклонном возрасте продолжают любить друг друга. Они не ссорятся, вместе занимаются хозяйством, коротают дни. Словом, их любовь проявляется в той чистой нежности, которую они дарят друг другу каждый день. Эта обоюдная забота друг о друге превратила их в единое целое, части которого не могут жить отдельно. Именно поэтому, как только Пульхерия Ивановна умирает, Афанасий Иванович теряет вкус к жизни и вскоре также отходит в мир иной. Именно нежность до конца жизни соединяла этих людей, побуждая их дарить друг другу радость и любовь к жизни.

Таким образом, нежность играет важную роли в любви. Без нее чувства превращаются в борьбу, которую нельзя назвать подлинной любовью. Нежность дарит людям все те возвышенные чувства, которые испытывает любящий человек.

  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Тексты ЕГЭ

Примеры сочинений / Примеры сочинений ЕГЭ

Мысли вслух №3. Нежность

Мысли вслух №3. Нежность


Если спросить, какое самое прекрасное чувство на свете, то большинство, не задумываясь и не вдаваясь в подробности, ответит – любовь. Так ли это на самом деле? Любовь может быть жестокой. Любовь может быть безответной. Любовь может быть платонической. Любовь может быть страстной. Любовь может быть собственнической. Любовь может быть, в конце концов, по расчету… Словом, любовь всегда и для всех представляет что-то индивидуальное и что-то свое, не похожее на все остальное. И далеко не всегда это чувство прекрасно. Очень часто оно приносит боль, прожигающее все нутро, и горькое разочарование. Многие, так и не справившись с нахлынувшими эмоциями, сходят сума, совершают преступления, заканчивают свою жизнь самоубийством… Именно поэтому самым прекрасным чувством для меня всегда являлась и является нежность. И я сейчас говорю с абсолютной уверенностью в истинности моего мнения. Только нежность способна подарить нам крылья, окутать нас теплом и светом, коснуться даже отдаленных и глубоко запрятанных частичек души. Нежность невозможно подделать, ее невозможно сыграть, ее нереально продать. Ее можно лишь чувствовать и ощущать всеми клеточками своей сущности.

И совсем другое дело, когда тебе хотят подарить (и, что не маловажно – действительно дарят) спокойствие и умиротворенность. Тогда нет места ни сомнениям, ни тревогам, ни грусти, ни унынию. Совершенно ничему нет места. Ты просто выдыхаешь и ощущаешь, как все вокруг замирает и исчезает. Остается лишь сильное и яркое чувство – самое лучшее чувство в мире – нежность. Оно переполняет тебя, и ты готов петь, танцевать, дарить окружающему миру радость и улыбки. Но вместо этого всего – просто наслаждаешься моментом. Мигом, когда все вокруг прекрасно и чудесно.

Берегите в себе нежность. Цените тех, кто привносит в нашу жизнь, далеко не всегда простую и безоблачную, мгновения, ради которых стоит жить.

Пускай каждый испытает то чувство, которое для меня дороже всех люблю-куплю в мире. Ведь оно поистине бесценно.

Мама и ребёнок

Через годы отношения между ними также нежны. Взрослый сын заботливо подхватывает сумку с продуктами, не позволяя матери поднимать тяжёлое. Помогает перейти улицу или поддерживает во время гололёда. А мама всегда готовит замечательные пирожки, когда сын приезжает в гости.

Мы живем в эпоху, когда энергия борьбы терпит фиаско – все меньше и меньше результата приходит от этой энергии. Энергия борьбы сейчас будет замещена энергией любви. А самая ощутимая энергия любви – это нежность.

На самом деле, мы с вами живем в пространстве, в котором есть нежность, она живет в нас. И мы вступили с вами в эпоху, когда эта нежность может стать силой, преобразующей всю нашу жизнь.

На днях мы с мужем гуляли по лесу и в очередной раз увидели то, что все вы видели неоднократно: как тоненький зеленый росточек разбивает твердую скорлупу асфальта. Всем известно, насколько нежен этот росточек. Но за счет чего происходит разбиение этой плотной структуры, как вы думаете?

Я вам скажу. Прежде чем травинка коснется асфальта, от нее излучается аура. То, что излучаем и мы с вами. И это можно сфотографировать на снимках Кирлиан, когда растение фотографируют в специальном электромагнитном поле. Вокруг травинки есть аура. И в этой ауре и заложены любовь, стремление жить и абсолютная непоколебимая уверенность, что она пробьется к солнцу. Т.е. это особый вид электромагнитного поля.

Я просто хочу сейчас вам показать, что сила нежности – это абсолютно физическая сила. Нежность – это состояние души. Оно может быть вообще не выражено, только во взгляде как-то просвечивать, в каких-то почти не ощутимых прикосновениях. Но это состояние нашей ауры, как и у этой травинки, которая просто излучает любовь к жизни и этим отодвигает, разрушает твердую структуру асфальта.

Почему же в нашем мире, в нашем обществе нежность под запретом? Она не поощряется, бережное отношение друг к другу не поощряется.

Здесь есть два важных момента.

Первый момент – выживание. Для физического выживания нежность неполезна. То есть была неполезна. Для физического выживания нужна была крепость, жесткость, способность выносить тяжелые физические условия – холод, голод, побои, удары, стресс, напряжение…

Тонкая, чувствительная душа физически не могла выжить в прошлые эпохи. И поэтому тонкие души рождались только в определенном слое. В том слое, где по самому укладу жизни было предрасположено время для того, чтобы быть наедине с собой, любоваться природой, изучать литературу, музыку, языки…

Второй момент – люди боятся выражать нежность, потому что считается, что это опасно. Что если ты будешь нежным, то тебя используют, и тебе будет больно. Почему мы так думаем?

В основе того, что мы так думаем, лежит страх быть недостойной нежности, исходящей к нам. Вдумайтесь в эту фразу. Потому что очень страшно признать, что кто-то лучше тебя. Что кто-то способен чувствовать тонко и способен тебе что-то отдать, а ты можешь не дать ему взамен столько, сколько надо, и тогда он тебя бросит, т.е. сделает тебе больно.

Поэтому люди часто обесценивают чувства партнера, чувства ребенка, чувства матери… Т.е. низводят их на уровень манипуляции. В том духе, что ребенок беспокоится о маме, потому что хочет, чтобы она ему купила что-то новенькое, или муж проявляет какую-то любезность, потому что хочет прикрыть какие-то свои темные делишки… Т.е. приписывается людям мотивация, которая сводит на нет положительные проявления сердечности в поведении.

И это все происходит именно потому, что мы не верим, что мы достойны нежности сами.

А это абсолютно практическое действие. Почему я на всех курсах призываю мазать кремом ручки, ножки, оглаживать тело, улыбаться себе в зеркало, расчесывать с нежностью свои волосы, любить свое тело как отдельную женщину. Потому что так вы заполняете пустоту, в которой есть сомнение – достойны ли вы нежности, достойны ли вы любви?

Почему во многих живет ощущение — я не достоин счастья? Потому что на данный момент я – человек с такими поведенческими привычками, с такими проявлениями пристрастий (кто-то к алкоголю, кто-то к перееданию, кто-то еще к чему-то), не могу принять нежность, потому что сам к себе никакой нежности не испытываю. Невозможно к этому существу испытать нежность. Это жестко звучит, но очень распространенная позиция, увы.



Однако наше тело всегда заслуживает нежности! Потому что как бы вы его ни раскормили, ни истощили, как бы вы его ни мучили вредными привычками, оно как может заботится о вас. Оно вам помогает жить, ходить, дышать, смотреть, испытывать, ощущать. Оно служит вам как преданная лошадка. И только поэтому вы можете испытывать к нему нежность. Именно с нежности к телу начинается нежность к себе.

Я бы очень хотела, чтобы в результате нашей с вами сегодняшней беседы вы бы задумались о том, что только в вашей власти разрешить себе принять нежность к себе от себя. И самое замечательное заключается в том, что если вы выбираете активировать свою божественную часть, испытать нежность, то рядом с вами по закону притяжения окажутся люди, которые тоже способны на это.

Нежность в любви

Если задуматься о трепетном проявлении чувств, то в первую очередь возникают мысли об отношениях между мужчиной и женщиной. Особенно это касается начальной стадии. Но существуют пары, которым удалось сохранить свежесть чувств на всю жизнь.

Нежность – это проявление особенного внимания. Влюблённые умеют слышать и понимать друг друга лучше, чем всех остальных. Мужчина мгновенно подаёт руку, чтобы помочь своей спутнице спуститься по лестнице. Но делает это не потому, что хорошо воспитан. Этот поступок у него связан с внутренним устремлением к своей возлюбленной.

Двое могут находиться рядом и ничем не выдавать себя. Но в мимолётное якобы случайное прикосновение будет вложено столько нежности, словно они стояли, обнимая друг друга.

"Золотыми" я называю сочинения, за которые на экзамене экспертами выставлен максимальный балл. Если следовать этой логике, сегодняшнее сочинение можно считать "серебряным": из 24 возможных баллов за свою работу ученица получила 23. Один балл снят за речь (К10), при этом за точность и выразительность речи (К6) стоит максимум. Знаю, что такого быть не должно, но .

Сочинение по тексту М. Гуминенко о писательской деятельности. ( На свете очень много людей по-настоящему талантливых. Каждому от рождения даются какие-то способности, которые он может употребить в будущем. Но хотя талант - это великая вещь и драгоценный дар, одного его недостаточно. Талант - это как самородный алмаз. )

Писательница не случайно делает акцент на отношении к работе других современных авторов. Многих из них собственные произведения устраивают "как есть", а работа с текстом "представляется чем-то ненужным". Этот пример показывает, что не все авторы стремятся доработать свои тексты, "отшлифовать" их. С расхождениями и неувязками они заставляют разбираться читателей. Это приводит к тому, что идею текста понимают неправильно или не понимают вообще.

М. В. Гуминенко доводит до нас мысль о том, что автор несёт ответственность за каждую написанную им строчку. Она считает, что писательская деятельность подобна скальпелю хирурга: можно с её помощью лечить, а можно калечить. Ответственное, профессиональное отношение к своей работе должно стоять на первом месте.

Нельзя не согласиться с мнением автора. В любой деятельности важно постоянно двигаться вперёд. А в писательстве, когда книга попадает в руки стольких людей, нужно быть особенно внимательным. Ярким примером человека, который вкладывал особый смысл в каждое написанное им слово, является А. П. Чехов. В своих рассказах он позволяет нам увидеть реальных людей. Каждое его небольшое произведение настолько отточено, что заставляет читателя о многом задуматься и сделать выводы.

Таким образом, Гуминенко подчёркивает важность ответственного отношения к своей работе, постоянного профессионального роста.

P.S сочинение опубликовано с согласия автора.

Несмотря на то что за эту работу не поставлен максимальный балл, она мне нравится больше "золотых" сочинений, опубликованных на канале ранее:

В прошлом учебном году на канале была опубликована серия статей о сочинении ЕГЭ (задание 27):

Также можете ознакомиться с моими вариантами готовых сочинений:

Предупреждаю: эти статьи и сочинения написаны по критериям прошлого года, в них не отражено новое требование к комментарию - проанализировать связь между примерами.

Почему так приедается все в жизни? Наверное, поэтому, что все, с чем
сталкиваешься, только схоже на то, чем оно обязано быть, и ты знаешь, что
это еще не 1-ый сорт и где-то есть то же самое, но лучше. Меняются моды.
Вчерашняя одежка кажется некрасивой, вчерашняя краса вызывает скуку,
вчерашняя идея - ее не замечаешь, вчерашняя удовлетворенность вызывает чувство
неловкости (чего радовался, дурак), вчерашняя удовлетворенность - это вчерашняя
наивность, а сейчас я поумнел и на зубах оскомина. Разыскиваем спасения в
нескончаемом поиске, но бесконечный поиск - это безграничный голод. Окончательно,
приятно представить впереди небывалое блюдо с постоянной
соблазнительностью, но не подсказывает ли это клочек сена, привязанный перед
носом ишака? Бесконечная дорога, безграничный голод и клочек сена, который
удаляется с той же скоростью, с которой приближается к нему бедный
неисчерпаемо милый ишак. Почему мы обязаны ждать от грядущего решения
сегодняшних заморочек? Ведь у будущего будут свои проблемы, только в нем не
будет нас.
- Но может быть, деятельность, стремления, движение ошибка? Может
быть, надобно уставиться в свой пупок и самодовлеть? А может быть,
давайте бесконечно пожирать друг друга, чтоб ощущать силу, чтоб
радоваться власти не только над природой, но и над человеком? Но ведь,
сожрав всех (а такие пробы делались), останешься один, завоешь в тоске и
ужасе и убежишь в смерть, в ампулу, которая припасена в бомбоубежище.
Давайте вспомним. Пускай наше тело вспомнит. Что никогда не
надоедало, не приедалось от повторения, чего ждешь и на что точно
отзываешься? Переберешь в памяти все и вспомнишь чувство руки, которая
задела чужого тела, - вдруг вспомнишь, поймешь: это оно, это чувство,
имя ему - нежность. Все цвета этого чувства, этого понятия: от свирепой
нежности борца, который, опустив клинок, брал на руки малыша недруга, и
девченка прижалась к его закаменевшей щеке, а он глядит вдаль и разговаривает:
"Не тронь!" - до тающей эластичной нежности любимой.
Только нежность однозначна, только нежность не терпит иносказаний,
маски, обмана, только нежность - она или есть, либо нет ее. Мы только
очень редко ее ощущаем, и она играет в нашей жизни незаметную роль. Но
может быть, главную.

  • Vitka Fishkis
  • Литература
  • 2019-04-09 09:06:57
  • 17
  • 1

Общество не развивается, все ежедневно, все то же самое, и что самое интересное, людей это полностью устраивает. Наше поколение всегда устремляется поддерживать свою красу особыми брендовыми вещами, чего не скажешь во времена наших протцов. "Встречают по одежде, провожают по разуму". Люди привыкли только к одной среде.. из-за чего создатель задает себе вопрос: "Почему так приедается все в жизни?". Мы стопроцентно опустились на дно, и только в одном автор видит счастье, что может нас изменить - это нежность, а если быть поточнее.. Любовь. Наихорошее в жизни - любить и быть любимым.

Михаил Леонидович Анчаров (1923 – 1990) по праву может считаться одним из основоположников авторской песни; сам он говорил о себе как о "Мафусаиле жанра " [1].

Его первые песни были написаны еще в 1937 г. на стихи А.Грина, романтический мир которого позднее окажет влияние на бардовскую поэзию 1950-60-х гг., а также Б.Корнилова и В.Инбер. По окончании восточного факультета Военного института иностранных языков Красной Армии Анчаров участвует в войне на Дальневосточном фронте, в Маньчжурии. Расцвет его песенно-поэтического творчества пришелся на вторую половину 1950 – середину 1960-х гг., когда создаются произведения, во многом предвосхищающие дальнейшую динамику авторской песни. При этом, по сравнению с некоторыми другими бардами – Б.Окуджавой, Ю.Визбором, В.Высоцким, – Анчаров мало выступал с публичными концертами, а его песни порой становились известными благодаря иным исполнителям: их пели Ю.Визбор, В.Высоцкий, А.Галич, Е.Клячкин и др.[2] , а известная "Песня про низкорослого человека…" (1955, 1957) исполнялась В.Золотухиным в спектакле Театра на Таганке "Павшие и живые". Со второй половины 1960-х гг. Анчаров отходит в основном от песенного творчества, обращаясь к прозаическим произведениям, куда нередко входили его песни, отдельно тогда не издававшиеся, а также к теледраматургии.

Критика отметила у Анчарова уникальный и непривычный для многих других бардов тип творческого поведения, сценического облика. "Резкость голосового рисунка", часто оказывающегося близким речитативу, по наблюдениям Л.А.Аннинского, была созвучной артистическому поведению поэта – "сдержанного, приторможенного, корректного, как бы застегнутого на все пуговицы" [3]. Подобная внешняя "закрытость" певца парадоксально сочеталась с напряженным, подчас исповедальным лиризмом, высокой романтикой, которыми пронизаны его лучшие вещи ("Песня об органисте…", "Баллада о танке Т-34…" и др.). Как о своем учителе в песенном творчестве не раз отзывался об Анчарове В.Высоцкий, в произведениях которого очевидны признаки глубокого знания наследия старшего барда и оригинального применения его творческих находок [4]. Существенным основанием сближения двух бардов была интенсивная разработка обоими жанра баллады, который и для Высоцкого, и для Анчарова, и для авторской песни вообще оказался одним из наиболее значимых при создании трагедийного образа эпохи и раскрытии глубин мироощущения автора и героев [5].

В небольшом по объему песенном наследии Анчарова, составившем несколько десятков произведений, баллада, под которой исследователи понимают "исполненные психологического драматизма сюжетные песни", где "представлены трагические бытовые коллизии и происшествия" [6], действительно выдвигается как ключевое жанровое образование, хотя в ряде вещей поэт предстает и как мастер элегии – например, в философских элегиях "Белый туман" (1964) или "Кап-кап" (1955, 1957)… Неслучайно сам автор часто выносил жанровое определение "баллада" в заголовки своих песен.

С опорой на опыт подробного изучения баллад Высоцкого [7] выделяются следующие жанрово-тематические разновидности баллад в творчестве Анчарова: это баллады военные (причем военная тематика оказывается стержневой как для этого жанра, так и для поэзии Анчарова в целом), "городские", философские, социально-исторические.

Генетически анчаровская баллада была связана с жанром городской зарисовки, драматургичной уличной сценки ("Одуванчики", "Дурацкая лирическая", "Про поэзию" и др.), где выводилась зачастую та "блатная" московская среда "подворотен" района Благуши, которая еще в 1920-е гг. запечатлелась в романе "Вор" Л.Леонова, а Анчарову знакома была по детским впечатлениям.

Сущностные свойства баллады Анчарова и мира ее персонажей намечаются уже в ранней песне "Сорок первый" (1945). Московский хронотоп "щербатых улиц", где даже природный мир напоминает о людской боли и неустроенности ("Над Москвою закат сутулится, // Ночь на звездах скрипит давно"), оказывается тем активным фоном, на котором разворачивается конфликт неуспокоенного лирического героя, "мечущегося из краев в края" и обремененного нелегким личностным и историческим опытом, – с миром усредненной безликости. Этот конфликт обнаруживается в психологически детализированной сцене с прохожим, презрительно ("глаза, как злая ртуть") реагирующим на душевный порыв героя. Неслучаен здесь ритмический сбой, когда реплика прохожего дана в прозаической форме и тем самым интонационно и стилистически дистанцирована от лирического монолога: "Слушай, парень, не приставай к прохожему, // А то недолго и за милиционером сбегать" [8]. В монологе центрального персонажа, отчасти построенном как обращение к возлюбленной, интимные переживания предстают в призме судьбы целого поколения, прошедшего сквозь беды довоенного времени и ужасы войны, но сохранившего, как верится герою-"повествователю", память и том, что "в каждом жил с ветерком повенчанный // Непоседливый человек".

Конкретизация в художественном исследовании внутреннего мира "героя времени", развертывание "летописи" военной памяти и послевоенного опыта "сорок шестого" осуществлены в "Песне про низкорослого человека, который остановил ночью девушку возле метро "Электрозаводская"" (1955, 1957). Примечателен здесь объемный подзаголовок, который воспринимался самим автором в качестве дополнительной строфы и форма которого впоследствии будет виртуозно разработана в произведениях Ю.Визбора, В.Высоцкого, А.Галича и др. Это "игровое" название, а также сценка в первой строфе ("Девушка, эй постой! // Я человек холостой…") контрастируют с горькой исповедью "ограбленного войной" безногого героя, раскрывающей трагическую причину его "низкорослости". В переживании своего горя и одиночества герой обретает новый опыт понимания ценности всего живого ("Асфальтовая река, // Теплая, как щека"), а военные события предстают в этом лирическом повествовании опосредованно, в кровоточащей памяти персонажа:

Давно утихли бои,
Память о них затаи.
Ноги, ноги мои! –
Мне б одну на троих

Звучащий в финале баллады, где драматическое сюжетное действие перенесено в сферу внутренней жизни героя, приговор войне звучит как выстраданный в душевной и физической боли: "Кто придумал войну, // Ноги б тому оторвать!".

Военная реальность в балладах Анчарова тесно связана с социальной конкретикой довоенной жизни – в частности, низовой благушинской среды – в песнях "Цыган Маша" (1959), "Баллада о парашютах" (1964) и др.

В первой из них от уравновешенно-"эпического" повествования о герое в начальной строфе ("Ах Маша, Цыган-Маша! // Ты жил давным-давно…") поэт переходит ко все более взволнованному изображению "блатной" среды Благуши, с жестокими законами дворовой жизни, с ее сниженным речевым колоритом: "С марухой-замарахой // Он лил в живот пустой // По стопке карданахи". Детали местной топонимики ("В Измайловском зверинце", "На Малой Соколиной"), антропонимики дворовых прозвищ ("Там были Чирей, Рыло, // Два Гуся и Хохол") создают ощущение личностной причастности рассказчика к жизни рисуемого им мира и его обитателей. Полуироническое описание ночных "дел" Цыгана резко сменяется военным эпизодом "на волжской высоте", величественной картиной героической гибели Маши и других обитателей Благуши – бойцов "штрафного батальона": "Ты помер, как Карузо, // Ты помер, как герой!".

Парадоксальное переплетение сниженного изобразительного ряда и высокой романтической героики, характерное в целом для балладного мира Анчарова, отвечало заветному идеалу поэта – "упорному отстаиванию человечности среди лязгающего, и скрежещущего, и взрывающегося мира" [9]. В песне "Цыган Маша" странное имя героя (на что обратил внимание Л.А.Аннинский: "Мир увиден со странной точки, потаенно очарованным сознанием" [10]); построенное на стилевых контрастах, на пропуске сюжетных "звеньев" изображение неожиданных поворотов его пути выводят на осмысление непостижимой глубины человеческой души, приоткрывающейся в катастрофическом состоянии мира. Оппозиция войны и мира приобретает здесь парадоксальную художественную трактовку: в душевном мире попавшего на войну персонажа происходит активизация героических порывов, преодоление той внутренней расслабленности, в которой пребывал герой в довоенные годы, увязнув в грубой, сниженной – как в социальном, так и в духовном плане блатной среде благушинской повседневности. В этом просматривается содержательное родство данной песни с "Песенкой про цыгана-конокрада" (1962), где цыганский напев и характерные для цыганской песни речевые обороты сочетаются со стилистикой "жестокого" романса и где в загрубевшей, казалось, душе героя рождается утонченное душевное переживание, порождающее трагическое чувство обреченности красоты:

Паутинка волос –
Стою зачарован.
Погибать довелось
В зори вечеровы.

Что ты, что ты, – в зори вечеровы.
Что ты, что ты, что ты, что ты, – в зори вечеровы

В балладе о "цыгане Маше" итогом остро драматичного повествования становится не менее острое для своего времени экспрессивное авторское замечание о "штрафных батальонах", об участи которых на войне напишет впоследствии В.Высоцкий в одноименной песне 1964 г. Вл.И.Новиков тонко подметил в завершающих строках произведения "драматургию слова", позволившую "смело и честно пересмотреть смысл самого выражения "штрафной батальон"" [11]:

Штрафные батальоны
За все платили штраф.
Штрафные батальоны –
Кто вам заплатит штраф?! [12]

У Анчарова, как впоследствии и в стихах-песнях В.Высоцкого, изображение личности на войне приобретает онтологический смысл.

В "Балладе о парашютах" (1964) сниженно-бытовое изображение тягостных условий боя ("Автоматы выли, // Как суки в мороз") облекается в мифопоэтическую образность, когда души погибших десантников, среди которых – "Гошка – благушинский атаман", предстают перед Богом – сюжетный поворот, созвучный "Песне летчика" Высоцкого (1968) [13]:
И сказал Господь:
– Эй, ключари,
Отворите ворота в Сад!
Даю команду –
От зари до зари
В рай опускать десант

В созданной Анчаровым художественной характерологии городского "дна" события войны "подсвечиваются" реалиями довоенного прошлого персонажей. В недрах "блатной" среды, "грешной" жизни благушинского атамана поэт-певец – "романтик, но не гигантских плотин, романтик души" [14] – распознает возможности небывалого взлета человеческого духа в ситуации крайних испытаний, концентрацию в условиях войны того личностного ядра, которое может быть распыленным в мирное время. Сюжет-катастрофа увенчивается в балладе катарсическим очищением души героя в посмертном соприкосновении с райскими силами, а подвиг бывшего атамана – десантника ставится даже выше традиционных образцов святости:

Так отдай же, Георгий,
Знамя свое,
Серебряные стремена, –
Пока этот парень
Держит копье –
На свете стоит тишина.

Сфера художественного изображения в анчаровской балладе устремлена от сниженной и грубой обыденности к космической перспективе, к масштабу бесконечности мира и человеческой души. В этом плане показательна динамика пейзажных образов. Военный и духовный подвиг героя как бы восстанавливает вывихнутое войной мироздание. Если в экспозиции баллады рисуется "мертвое солнце", то в финале небесное светило вновь обретает перспективу гармоничного бытия:

И счет потерялся дням,
И мирное солнце
Топочет в зенит
Подковкою по камням.

Глубокое проникновение в сердцевину мироощущения балладного героя предопределило в поэзии Анчарова новаторское использование композиционной формы "ролевого монолога", песни "от героя" [15]. Впоследствии жанр "песни-роли" получит интенсивное развитие в произведениях В.Высоцкого, Ю.Визбора, Ю.Кима, А.Галича, А. Городницкого и др.

Во многих "ролевых" балладах Анчарова ("МАЗ", "Песня про деда-игрушечника с Благуши", "Баллада о танке Т-34…" и др.) создается художественный ансамбль образов современников, в чьих подчас надрывных исповедях, рефлексиях о времени и о себе генерируется мощная энергия балладного лиризма [16].

Так, в "Песенке про психа из больницы имени Ганнушкина, который не отдавал санитарам свою пограничную фуражку" (1955, 1957), как пояснял автор, неслучайно фигурирует именно представитель пограничных войск, которые первыми приняли на себя удар войны. Развернутый заголовок песни дает возможность остро воспринять болезненную сосредоточенность героя на событиях войны, его "душевную, духовную контузию". В ролевом монологе персонажа трагизм кульминационного момента боя передан в призме потрясенного сознания и тем самым естественно освобожден от всяческой "победной" риторики:

Горы лезут в небеса,
Дым в долине поднялся,
Только мне на этой сопке
Жить осталось полчаса…

Ритмический рисунок песни отличается максимальной напряженностью пульсирующего чувства, мысли, навсегда оставшейся "на этой сопке". При авторском исполнении особенно заметно, как возрастает интонационное напряжение при приближении к концу каждой строфы, а в протяжном пропевании заключительных строк ("Приходи скорее, доктор! // Может, вылечишь меня…") звучит ничем не прикрытая скорбь. Таким образом, именно во взрывных интонациях ролевого монолога балладное действие приобретает повышенный психологический драматизм и открывает путь к тому, чтобы через частный эпизод войны ощутить неизгладимость ее следа в человеческих душах: "Молодая жизнь уходит // Черной струйкою в песок…".

Субъектом ролевого монолога может выступать в балладах Анчарова и неодушевленный предмет, который художественно трансформируется в чувствующее и мыслящее существо, – как, например, в "Балладе о танке Т-34, который стоит в чужом городе на высоком красивом постаменте" (1965).

Исповедь "убитого" в бою танка звучит как бы из "посмертья", из вечности, масштаб которой позволяет с позиций непреходящих ценностей осознать все произошедшее в угаре боя. В звучащем в мирное время рассказе о войне пересечение временных планов порождает особый драматизм. Воспоминание "как мозг, кипящего" танка о роковом бое, насыщенное философской рефлексией героя ("Я шел… как перст судьбы") и навсегда запечатлевшее скрежещущую явь батальной сцены ("дзоты трещали, как черепа", "автострады кровавый бинт"), неожиданно прерывается лирическим сюжетом. Этот сюжет прорисован в виде прозаической вставки, которая исполняется речитативом и тем самым выделяется в повествовательном пространстве своеобразным смысловым "курсивом":

И вот среди раздолбанных кирпичей,
Среди разгромленного барахла
Я увидел куклу.
Она лежала раскинув ручки,
В розовом платье,
В розовых лентах, –
Символ чужой любви, чужой семьи [17]…

Гибель героя из-за неспособности попрать танковой мощью "символ чужой любви" составляет сущность трагедийной динамики этого эпизода. Танк Т-34, подобно другим балладным героям Анчарова, обнаруживает в себе высокие романтические чувства в отнюдь не романтических обстоятельствах, этим возвышается над жестокостью тленного, преисполненного великими и малыми потрясениями мира и приобщается к вечности. В заключительной строфе на первый план выступает "драматургия" неожиданного "узнавания" героя в ином качестве, а образ любви предстает, как и в некоторых иных песнях Анчарова, в виде не отвлеченного понятия, но полнокровного одушевленного существа, бывшего когда-то грозным орудием:

И я застыл,
Как застывший бой.
Кровенеют мои бока.
Теперь ты узнал меня?
Я ж – любовь,
Застывшая на века.

Читайте также: