Сочинение по лихачеву цель

Обновлено: 02.07.2024

При написании сочинения (задание части С) дети в большинстве случаев способны сформулировать тему текста, уяснить позицию автора, то при её комментировании испытывают затруднения. Ещё более сложно старшеклассникам изложить собственный взгляд на проблему; опираясь на мысли, содержащиеся в тексте, представить свои аргументы, доказывающие или опровергающие справедливость выводов автора.

Цель: проанализировать содержание текста, определить, какие проблемы в нём подняты; выявить авторскую позицию; подумать, согласны ли вы с Д.С. Лихачёвым, решить, какие аргументы, подтверждающие справедливость точки зрения автора или опровергающие её, можете привести. Результатом должно стать сочинение, написанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению задания С единого государственного экзамена.

(1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку.
(2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
(3) Если человек рассчитывает приобрести все элементарные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
(4) Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
(5) Он ставит себе цель, достойную человека.
(6) Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

Смысл жизни нельзя найти в готовом виде раз и навсегда данным, уже утверждённым.
Каждый человек, как в физическом, так и в духовном смысле, чтобы жить, должен сам дышать и питаться!

  • Д.С.Лихачёв рассматривает проблему того, что есть цель жизни.
  • В тексте излагается проблема о смысле жизни.
  • Автор анализирует проблему о поиске смысла жизни.
  • Проблема, о которой затронул автор, очень актуальна.
  • В тексте поднимается проблема смысла жизни.
  • Проблема о том, что нужны цель и задачи жизни, волнует Д.С.Лихачёва.

ПАМЯТКА: В тексте исследуется, поднимается, рассматривается, затрагивается, анализируется проблема (ЧЕГО?) подвига, нравственного выбора, интеллигентности…..

Фрагменты сочинений учащихся по статье Д.Лихачёва

1. Д.Лихачёв рассуждает о том, что человек должен сознательно выбирать свою жизненную цель. Автор говорит, что цели могут быть разные: одни люди стремятся приобрести материальные блага, другие хотят приносить людям добро. Нельзя не согласиться с Д.Лихачёвым, что только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить жизнь с достоинством.

2. Автор текста утверждает, что от того, какую цель выбирает человек, зависит его самооценка. Доказывая свою позицию, Д.Лихачёв рассуждает о том, что, мечтая только о материальных благах, человек и себя ценит на их уровне: как владельца машины, дачи. Если же цель высокая, то и ценит он себя достойно.
В статье также говорится о том, что высокая цель позволяет человеку прожить свою достойно.

1. Проанализируйте и оцените сочинения в соответствии с первыми критериями (К1, К2).
2. Отметьте достоинства понравившегося вам текста.
3. Какие недочёты вы можете отметить в других комментариях?

На чем следует акцентировать внимание, чтобы избежать ошибок по критериям 1 и 2?

– С какой целью Д.Лихачёв употребляет в тексте однокоренные слова жизнь, жизненная, живёт, жизненно? Сколько раз повторяется слово человек? Определите авторскую позицию, дописав следующие предложения:

Авторы стремятся донести до читателя мысль о том, что…… – эти языковые средства позволили ему образно, ярко выразить свою позицию.

Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции

2. Рассуждения автора показались мне очень актуальными для нашего времени. Как часто мы даём оценку человеку по тем вещам, которыми он владеет. Знакомясь с новым человеком, смотрим: дорого ли он одет, узнаём, есть ли машина, деньги. Да и он себя часто ценит так же. Даже вуз порой выбираем не для того, чтобы знания получать. А из расчёта престижности.
Конечно, обладание определенными материальными благами – это хорошо. Д.Лихачёв и не призывает отказываться от машины или дачи. Но должно же быть и что-то высокое.
Любуются люди храмом Василия Блаженного, Исаакиевским собором, росписями Сикстинской капеллы. Века прошли со времени их создания, а все любуются. Какой была самооценка их творцов? Такой же, как и цель, – на века.

1. Удалось, ли автору сочинения сформулировать собственное мнение?
2. Какие аргументы он приводит в подтверждение своей точки зрения? Назовите их.
3. Предлагаем вашему вниманию логические схемы исходного текста. Оцените их. При необходимости внесите уточнения.

Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения

1. О необходимости высокой цели знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
Именно поэтому к данной теме и обращается Д.Лихачёв. Он помогает нам увидеть проблему влияния цели на жизнь каждого из нас с новой стороны.

4. Проблемы нравственности, духовности – это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть рещено. Но особенность нравственных проблем в том и заключается, что каждый человек находит в них что-то своё.

Вот и Д.Лихачёв помогает нам по-новому посмотреть на проблему взаимозависимости жизненной цели и самооценки человека.

1. Соответствуют ли вступления основной проблеме?
2. Какие виды вступлений использовались? Какое вступление использовали бы для своего сочинения вы? Обоснуйте своё мнение.


Оглавление

  • Письма к молодым читателям
  • Письмо первое. Большое в малом
  • Письмо второе. Молодость – вся жизнь
  • Письмо третье. Самое большое
  • Письмо четвертое. Самая большая ценность – жизнь
  • Письмо пятое. В чем смысл жизни
  • Письмо шестое. Цель и самооценка
  • Письмо седьмое. Что объединяет людей
  • Письмо восьмое. Быть веселым, но не быть смешным

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Письма о добром предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Цель и самооценка

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая — неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности — огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции — огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина — опять огорчение, и еще какое!

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, — явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

При написании сочинения (задание части С) дети в большинстве случаев способны сформулировать тему текста, уяснить позицию автора, то при её комментировании испытывают затруднения. Ещё более сложно старшеклассникам изложить собственный взгляд на проблему; опираясь на мысли, содержащиеся в тексте, представить свои аргументы, доказывающие или опровергающие справедливость выводов автора.

Цель: проанализировать содержание текста, определить, какие проблемы в нём подняты; выявить авторскую позицию; подумать, согласны ли вы с Д.С. Лихачёвым, решить, какие аргументы, подтверждающие справедливость точки зрения автора или опровергающие её, можете привести. Результатом должно стать сочинение, написанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению задания С единого государственного экзамена.

(1) Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку.
(2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
(3) Если человек рассчитывает приобрести все элементарные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
(4) Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчить их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
(5) Он ставит себе цель, достойную человека.
(6) Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

Смысл жизни нельзя найти в готовом виде раз и навсегда данным, уже утверждённым.
Каждый человек, как в физическом, так и в духовном смысле, чтобы жить, должен сам дышать и питаться!

  • Д.С.Лихачёв рассматривает проблему того, что есть цель жизни.
  • В тексте излагается проблема о смысле жизни.
  • Автор анализирует проблему о поиске смысла жизни.
  • Проблема, о которой затронул автор, очень актуальна.
  • В тексте поднимается проблема смысла жизни.
  • Проблема о том, что нужны цель и задачи жизни, волнует Д.С.Лихачёва.

ПАМЯТКА: В тексте исследуется, поднимается, рассматривается, затрагивается, анализируется проблема (ЧЕГО?) подвига, нравственного выбора, интеллигентности…..

Фрагменты сочинений учащихся по статье Д.Лихачёва

1. Д.Лихачёв рассуждает о том, что человек должен сознательно выбирать свою жизненную цель. Автор говорит, что цели могут быть разные: одни люди стремятся приобрести материальные блага, другие хотят приносить людям добро. Нельзя не согласиться с Д.Лихачёвым, что только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить жизнь с достоинством.

2. Автор текста утверждает, что от того, какую цель выбирает человек, зависит его самооценка. Доказывая свою позицию, Д.Лихачёв рассуждает о том, что, мечтая только о материальных благах, человек и себя ценит на их уровне: как владельца машины, дачи. Если же цель высокая, то и ценит он себя достойно.
В статье также говорится о том, что высокая цель позволяет человеку прожить свою достойно.

1. Проанализируйте и оцените сочинения в соответствии с первыми критериями (К1, К2).
2. Отметьте достоинства понравившегося вам текста.
3. Какие недочёты вы можете отметить в других комментариях?

На чем следует акцентировать внимание, чтобы избежать ошибок по критериям 1 и 2?

– С какой целью Д.Лихачёв употребляет в тексте однокоренные слова жизнь, жизненная, живёт, жизненно? Сколько раз повторяется слово человек? Определите авторскую позицию, дописав следующие предложения:

Авторы стремятся донести до читателя мысль о том, что…… – эти языковые средства позволили ему образно, ярко выразить свою позицию.

Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции

2. Рассуждения автора показались мне очень актуальными для нашего времени. Как часто мы даём оценку человеку по тем вещам, которыми он владеет. Знакомясь с новым человеком, смотрим: дорого ли он одет, узнаём, есть ли машина, деньги. Да и он себя часто ценит так же. Даже вуз порой выбираем не для того, чтобы знания получать. А из расчёта престижности.
Конечно, обладание определенными материальными благами – это хорошо. Д.Лихачёв и не призывает отказываться от машины или дачи. Но должно же быть и что-то высокое.
Любуются люди храмом Василия Блаженного, Исаакиевским собором, росписями Сикстинской капеллы. Века прошли со времени их создания, а все любуются. Какой была самооценка их творцов? Такой же, как и цель, – на века.

1. Удалось, ли автору сочинения сформулировать собственное мнение?
2. Какие аргументы он приводит в подтверждение своей точки зрения? Назовите их.
3. Предлагаем вашему вниманию логические схемы исходного текста. Оцените их. При необходимости внесите уточнения.

Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения

1. О необходимости высокой цели знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
Именно поэтому к данной теме и обращается Д.Лихачёв. Он помогает нам увидеть проблему влияния цели на жизнь каждого из нас с новой стороны.

4. Проблемы нравственности, духовности – это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть рещено. Но особенность нравственных проблем в том и заключается, что каждый человек находит в них что-то своё.

Вот и Д.Лихачёв помогает нам по-новому посмотреть на проблему взаимозависимости жизненной цели и самооценки человека.

1. Соответствуют ли вступления основной проблеме?
2. Какие виды вступлений использовались? Какое вступление использовали бы для своего сочинения вы? Обоснуйте своё мнение.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв! Отработаны все проблемы по его "Письмам о добром и прекрасном"!

Забота скрепляет отношения между людьми. С самого рождения человек окружен заботой. За заботу о себе дети платят заботой о родителях. Эта забота перерастает в память об ушедших родителях. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена на будущее. Незаботливый человек или беззаботный – человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром. Сострадание заставляет нас бороться за сохранение памятников культуры, за природу, за уважение памяти. Дмитрий Сергеевич считает, что забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Автор считает, что чрезмерная обидчивость – признак недостатка ума. Он призывает нас быть умными. Обижаться нужно лишь тогда, когда нас действительно обижают. Не стоит обижаться на невнимательность. Старайтесь сами никого не обижать.

Человек всегда устремлен в будущее. После учебы наступает время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек видит цель в устройстве себя в выгодном положении. По мнению Лихачева, это и есть карьеризм

Человек должен быть интеллигентен. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

Получить хорошее образование можно и у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. По мнению Лихачева, воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению.

Сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка становятся взрослыми – на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Влияния бывают хорошие и плохие. Дмитрий Сергеевич призывает помнить об этом. Плохих влияний следует опасаться. Человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь.

Зависть – ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Чтобы избавиться от этого чувства, нужно развивать свои способности, склонности, свою неповторимость в этом мире, быть самим собой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете - значит не нашли себя.

Жадность – это забвение собственного достоинства, попытка поставить свои материальные интересы выше себя. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость; жадность – ее искажение, болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.

В жизни часто приходится спорить, возражать, не соглашаться. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, отстаивает свои убеждения. В споре обнаруживается интеллигентность, логическое мышление, вежливость, умение уважать людей и самоуважение. Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать, это пустой человек и спор пустой.

Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и легче включиться в работу, продолжить ее. Надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Окружающим следует поддерживать того, кто признал свои ошибки.

Язык свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, потому что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, способности не поддаваться влияниям среды.

Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Основной способ интеллектуального развития – чтение. Нужно развивать в себе интерес к чтению. Интерес может быть результатом самовоспитания. Нужно читать осознанно. Литература дает нам опыт жизни, делая человека интеллигентным, развивая в нем чувство красоты, понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрее.

Не бросайтесь на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясно, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты.

Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить. Бездуховность – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

Быть счастливым – значит иметь привязанности, любить глубоко и серьезно, уметь жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, – несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве мелких, низменных наслаждений.

На человеке лежит тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – все, что нужно человеку с самого раннего возраста. Учиться нужно всегда. Все крупные ученые учились до конца жизни. Перестанешь учиться – не сможешь жить. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учебы – молодость. Именно в этом возрасте ум человека более восприимчив. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков.

Человек рождается и оставляет о себе память. Какую он оставит о себе память? Об этом нужно заботиться не с определенного возраста, а с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И очень важно, какую память он оставит. Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Нужно знать историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. И нужно защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой, одухотворенной.

Почему телевизор частично вытесняет книгу? Да потому, что телевизор заставляет нас не торопясь смотреть какую-нибудь передачу, сесть поудобнее, отвлекает нас от забот. Нужно выбирать книги по своему вкусу, отвлекаться на время от забот, понимать, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

Одно из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам. Любой город, страна, место, к поездке в которые мы не подготовились, неинтересны и скучны. И наоборот, если, по мнению Лихачева, мы знаем историю места, оно становится в десять раз интереснее. Путешествия многое нам открывают, о многом заставляют думать, мечтать

По мнению академика, основные черты русского характера – это доброта, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства, благожелательность

О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу – самая верная позиция. Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации

Искусство играет очень важную роль в жизни человека. Наделенный даром понимать искусство человек становится нравственно лучше, счастливее. А самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Искусство заставляет человека с большим вниманием и пониманием относиться к чужой беде, к чужой радости. Искусство человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку. Пониманию искусства следует учиться у самого себя – у своей искренности

Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с чувством зависти, недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, со злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя злобой

У природы есть своя культура. Культура социальна. Социальность ее в том, что оно может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если он в свою очередь бережет ее. Не хранить родную природу – это то же, что не хранить родную культуру. Она – выражение души народа. Чем более дика природа, тем острее и глубже ее сообщество с человеком

Академик считает одна из важных задач наших градостроителей - сохранить разнообразие наших городов и сел, их историческую память и своеобразие. Вся страна - грандиозный культурный ансамбль

Сады и парки должны быть сохранены. Они одинаково важны и в городе, и за пределами города. Сад – идеальная культура, в которой облагороженная культура идеально слита с добротой человека. Не случайно Достоевский мечтал превратить самые злачные места Петербурга в сады

Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков

Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую мы порой не умеем опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и защищать. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет

Культурное прошлое нашей страны должно быть понято не в своих частях, а в своем целом. Необходимо не только сохранять отдельные здания или пейзажи и ландшафты, но и сохранять сам характер и природный ландшафт. А это значит, что необходимо, чтобы новое строительство как можно меньше противостояло старому

Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное, это и любовь к своему городу, к местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. К патриотизму нельзя призывать, его нужно воспитывать

Если жить только для себя, своими мелкими заботами, то от прожитого не останется и следа. Если же жить ради других, то они сберегут то, чем служили, чему отдавали силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.

Читайте также: