Сочинение по картине в 5 классе ходякова

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Предмет: русский язык Класс 5

Ф.И.О. студента: Селезнёва Мария Александровна

Тема урока: сочинение описание по картине

Тип урока: комбинированный урок

-обучающие :

1) формировать умение строить текст в определенной композиционной форме и систематизировать собранный материал;

2) сформировать представление о жизни и творчестве;

3)совершенствовать умение анализировать то, что изображено на картине;

4)совершенствование работы с лексическим словарем;

5)совершенствовать умение писать развернутые сочинения-описания по картине.

-развивающие:

1)способствовать развитию устной и письменной речи (устный ответ);

2)способствовать развитию внимания; (зрительного внимания - работа с наглядным материалом; слухового внимания– установка на слушание);

3)способствовать развитию слуховой памяти (установка на слушание);

4)организация активной мыслительной деятельности учащихся;

5)воспитание навыков самоконтроля, развитие самостоятельности;

6)способствовать развитию воображения, речи (распространение предложения);

-воспитательные:

воспитывать аккуратность (запись на доске, в тетради);

воспитывать внимательное отношение к собеседникам;

формирование трудолюбия с помощью отметок, словесного поощрения;

воспитание эстетических чувств и эстетического восприятия действительности (через знакомство с произведениями искусства)

Оборудование: компьютер, доска, учебник, презентация.

Литература: Обучение сочинению по картине 5-9 классы. Конспекты уроков. Волгоград: Учитель, 2013.

Прив. слово

Целевая установка на восприятие звучащего текста

Оформление тетради

2. Биография и творчество автора

Вступительная беседа

3. Знакомство с картиной.

Фронтальная беседа

4. Языковая подготовка

5. Составление плана

Установка

6. Написание сочинения на черновике

Прием: целевая установка учителя

7. Написание чистового варианта сочинения. Поведение итогов урока

2.Слово о биографии и творчестве автора

Жанр речи учителя: прив. слово , целевая установка на восприятие звучащего текста.

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста! Проверьте готовность к уроку. На столах у вас должны быть письменные принадлежности, тетрадь и черновик.

Сегодня нам предстоит написать сочинение описание по картине, а так же вспомнить такое понятие как пейзаж.

Вступительная беседа:

-Итак, ребята, мы с вами упомянули такое понятие как пейзаж.

Вашим домашним заданием было посмотреть значение этого слова в разных источниках. Кто нам сейчас прочитает определение этого слова всему классу?

-Хорошо, молодец. Так что может быть предметом изображения в пейзаже? Как вы поняли?

-Правильно! Ребята, как вы думаете, природа всегда будет изображаться одинаково? Чем будет отличаться пейзаж летнего леса и весеннего леса?

-Хорошо, какой мы можем сделать вывод? Что такое пейзаж, что может быть предметом пейзажа? Сформулируйте своими словами.

-Все верно. Вы правильно поняли, что темой пейзажа может быть определенное время года.

Ребята, любите ли вы осень? Если любите, то за что?

-Хорошо. Многие поэты и художники, также как и вы, ребята, очень любят это время года. Именно осень вдохновила их на написание стихотворений и картин.

-Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение? Как вы думаете как относится автор к осени?

Жанр речи учителя: слово учителя

А.М Герасимов-русский советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор. Доктор искусствоведения! Первый президент Академии художеств СССР в 1947-1957 годах.

Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

- Пейзаж-это рисунок, картина, изображающая природу, а так же описание природы в литературном произведении.

-Природа: деревья, реки, небо, животные.

-Нет, в разные времена года природа в пейзаже изображена по-разному! Летом природа цветет, а весной только начинает потихоньку просыпаться.

-Пейзаж-это изображение природы на картине. Природа в зависимости от времени года может быть изображена по-разному.

Задачи данного учебного пособия состоят в том, чтобы познакомить учителей-словесников с современным подходом к использованию живописи на уроках русского языка, оказать помощь учителю в подготовке, проведении и анализе сочинений по картине.

В учебном пособии большое внимание уделяется отбору произведений живописи для развития речи учащихся, устанавливается связь между жанром живописи и типом речевого произведения, между темой картины и изучаемым на уроке русского языка лексико-грамматическим материалом. В пособии используются произведения русских художников ХIХ—ХХ в., близкие, понятные детям. При отборе картин учитывались требования программы по развитию связной речи учащихся, возможность обеспечения взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, формирования культуроведческой компетенции, художественная ценность произведения, интерес учащихся к картине.

Более полному восприятию и пониманию произведения живописи учащимися помогают искусствоведческие тексты, интерпретирующие художественную картину в единстве содержания и формы.

Эти тексты повышают эффективность работы по картине, выполняют функцию образца построения высказывания определенного жанра и служат материалом для формирования речеведческих понятий, коммуникативных умений и обогащения словарного запаса учащихся.

Сочинение по картине в пособии рассматривается как один из элементов системы работы по развитию связной речи. Раскрываются приемы обучения созданию высказываний на основе искусствоведческого текста.

Предлагаются наиболее эффективные приемы организации устных и письменных высказываний по картине, приемы обогащения словаря учащихся, методика работы над сочинением разных типов речи в соответствии с тем или иным жанром живописи: сочинение-описание предмета (натюрморт), сочинение-описание животного (анималистический жанр), сочинение-описание природы (пейзаж), сочинение-повествование о событии, изображенном на картине, или на основе ролевой игры (жанровая картина), сочинение-описание внешности человека (портрет), сочинение-рассуждение, сочинение-отзыв (любой жанр).

Пособие состоит из двух разделов. В первом (теоретическом) раскрываются роль и место картины в системе работы по развитию речи учащихся, ее культуроведческие и воспитательные возможности, приводятся требования к отбору произведений живописи, показываются особенности методики работы, структура и содержание уроков русского языка по картине.

Второй (практический) раздел содержит 20 методических разработок уроков по картине, в которых представлены подготовительные упражнения, словарно-стилистическая работа, содержание беседы по картине, анализ искусствоведческого текста, варианты домашних заданий, примерные сочинения школьников.

Для более эффективной работы с книгой перед каждой темой (их шесть) вводится необходимый методический комментарий, раскрывающий специфику урока по картине, обоснование отбора той или иной картины в соответствии с требованиями программы по развитию связной речи, отмечаются отличительные особенности предлагаемого урока.

В книге представлены цветные репродукции картин по каждому жанру живописи с учетом тем программы по развитию связной речи. Репродукции картин желательно ксерокопировать, чтобы обеспечить ими учащихся для внимательного рассмотрения. Можно использовать альбомы по искусству и слайды.

Р а з д е л 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОПИСИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В этом разделе рассматриваются основные теоретические проблемы, возникающие в связи с использованием произведений живописи (в дальнейшем — картины) на уроках развития речи при изучении русского языка. Теоретический раздел включает также общие вопросы методики работы по картине.
Эффективность использования картины

для обучения сочинению

Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.

Эффективность воздействия живописи состоит в возбуждении сопереживания, вызываемого у зрителей. Сопереживание оставляет глубокие следы в сознании воспринимающего картину, заставляет его путем сосредоточенного внимания особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей.

Эмоциональные факторы приобретают большое значение в процессе усвоения разных аспектов изучаемого языка. Уроки с использованием репродукций живописи заинтересовывают учащихся, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.

Еще в середине прошлого века основоположником отечественной методики преподавания русского языка Ф. И. Буслаевым была высказана мысль о соединении в учебном процессе изучения языка с историей и культурой народа.

В настоящее время в научно-методической литературе по проблемам обучения родному языку преобладает точка зрения о необходимости культуроведческого подхода к изучению языка, поскольку язык, как один из основных признаков нации, выражает национальную культуру, а культура становится предметом изучения при обучении языку. Культуроведческий подход к содержанию и методам обучения родному языку предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальные традиции, религия, нравственно-этические ценности, искусство) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых.

Использование произведения живописи на уроках русского языка позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействует мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся.

Работа над произведениями живописи позволяет реализовать учащимся такую важную человеческую потребность, как познавательно-творческая, которая проявляется в стремлении учащихся как можно больше узнать о предметах, постичь причинно-следственные связи между ними и уяснить пространственные отношения, познать красоту и выразительность цветосочетаний. Положительное воздействие искусства на развитие творческих способностей учащихся отмечают многие психологи и педагоги. Они считают, что при восприятии искусства в духовную работу включаются все силы и творческие способности: и чувства, и интеллект и память, и воображение. Искусство способно показать человека лучше, чем он есть в данный момент, — таким, каким он может стать. Раскрыть то́ в его личности, о чем он и сам, быть может, не знает.

Восприятие произведения искусства вызывает у учащихся творческое вдохновение, в свою очередь порождающее у них собственную потребность в творчестве, которая может быть реализована, например, в такой деятельности, как создание сценария, рассказов по репродукции картины, придумывание эпизодов, предшествующих изображенному на ней моменту разыгрывание ролей ее персонажей, наделение их биографиями, высказывание собственного мнения о том или ином произведении живописи. При этом важно, чтобы учитель выступал в роли посредника усиливающего с помощью слова эстетическое освоение произведения искусства, его воспитательное воздействие на учащихся, способствуя проявлению собственных творческих способностей детей с учетом их возраста уровня владения речью.
Отбор картин для уроков развития речи

Успех работы по произведениям живописи на уроках русского языка во многом зависит от того, какие репродукции картин будут предложены для рассмотрения.

Выбор картины должен отвечать поставленным учебным задачам, в частности, служить источником материала для проведения лексических, стилистических и грамматических упражнений. Картина должна выполнять роль опоры, стимула для осуществления речевых действий, вызывать учащихся на разговор, обсуждение (во время которого они могли бы высказать свое личное мнение, сформировать собственное отношение к изображенному), позволять организовать учебный материал с использованием типичных ситуаций, воспроизведенных на художественном полотне, формировать социально-ролевые отношения между обучаемыми.

Следует подбирать такие картины, которые смогли бы обеспечить соответствие между достаточной информативностью картины и уровнем языковой компетенции учащихся. Это предполагает необходимость отбирать картины с небольшим количеством персонажей или предметов, несложные по композиции и понятные по содержанию.

Следующим важным критерием отбора картин для уро ков русского языка в 5-м классе является возможность формирования культуроведческой компетенции учащихся, ознакомление их с историей, культурой, традициями, бытом народа. Этот критерий предусматривает соединение языка и культуры в учебном процессе и предполагает обогащение словарного запаса учащихся искусствоведческими терминами, словами с культурным компонентом, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере.

Художественное полотно несет в себе не только отпечаток личности художника, его индивидуальное видение мира, но и след определенной исторической эпохи, аккумулирует срез национально-культурных традиций. Необходимо отбирать те произведения живописи, которые выдержали проверку временем, так как отражают типичные стороны жизни и представляют собой наибольшую художественную, познавательную и воспитательную ценность.

Целесообразно отбирать для уроков развития речи произведения преимущественно отечественных художников, составляющих важную часть национально-культурного самосознания русского народа, его стремлений и надежд. Следует также иметь в виду, что страноведческая информация, содержащаяся в произведении художника, должна быть доступна учащимся. В этом плане детям школьного возраста более понятны произведения реалистического искусства.

При отборе картин для уроков русского языка необходимо в первую очередь учитывать их эстетическую и воспитательную функцию. Приобщение к шедеврам русского искусства постепенно формирует у учащихся чувство красоты, добра, справедливости, уважение к родному народу, воспитывает понимание преемственности с традициями лучших достижений мировой культуры.

Одним из важных критериев отбора любого дидактического материала на урок является наличие у учащихся интереса к нему.

Произведение живописи должно рождать у учащихся естественный интерес и определенное отношение к изображенному, чтобы у них появилось желание рассказать о том, что ими увидено в плане личностного восприятия, чтобы возник эффект соучастия зрителя. Чувство интересного усиливает эмоциональный и мыслительный подъем личности.

Какие же картины, по нашим наблюдениям, вызывают интерес у учащихся?

Во-первых, те произведения, которые близки жизненному опыту учащихся. Когда сюжет пробуждает у ребенка пережитое в личном опыте, картина вызывает связный рассказ об изведанном и служит отправной точкой, отталкиваясь от которой, ребенок возвращается к пережитой ситуации или знакомому предмету в действительности.

Во-вторых, картины с четко выраженным сюжетом, более или менее развернутой фабулой, где присутствует событийность. Картина, представляющая интерес для учащихся, является эффективным средством их познавательной активности.

Большое значение при отборе картин для уроков русского языка имеет учет межпредметных связей, в частности с уроками изобразительного искусства, и особенностей восприятия учащимися произведений живописи в зависимости от их жанра, содержания, изобразительно-выразительного строя. Опора на знания учащихся по изобразительному искусству позволяет более эффективно организовать работу по картине на уроках русского языка, употреблять в беседе искусствоведческие термины, рассматривать картину в единстве содержания и формы, экономить время на уроке, определять последовательность ознакомления учащихся с жанрами живописи на каждом этапе обучения русскому языку.

Оборудование:

Хожу в пушистой шубе.

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

(Белки рыжего цвета. У них пушистый хвост. Ведь недаром в стихотворении про нее написано:

Вот она по веткам скачет,

Промелькнула над кустом,

Точно бойкий рыжий мячик,

С пышной шерсткой и хвостом.)

  • А какие у белки привычки, характер? (Она очень ловкая, быстрая, шустрая, проворная. Есть, к примеру, такие загадки про белку:

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет.

Живет в дупле-избушке.

(Эта пословица говорит о проворности белки, о том, что она умеет все делать очень быстро.)

Больше всего белка любит грибы и орехи. Есть этому доказательства и в тексте:

Почему грибы на елке,

На сучках сидят верхом?

Не в корзине, не на полке,

Не во мху, не под листком —

У ствола и среди веток,

На сучки они надеты.

Грузди, рыжики, синявки,

Не в сухой осенней травке,

А надеты на сучки!

Кто устроил их так ловко?

Кто с грибов очистил сор?

Это белкина кладовка,

Это белкин летний сбор!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.)

Беседа по картине, Демонстрация

— Правильно, ребята, мы видим белочку и синицу, сидящих на дереве. Синица — это птица, а белочки, как вы уже успели заметить, любят строить жилище на деревьях, поэтому совсем не удивительно, что события происходят именно там. Как же выглядит белочка? Что вы можете сказать про ее шерсть? Какого она цвета? (Белочка ярко-рыжего цвета, правда, хвост у нее более темный, почти коричневый, на конце — сероватого цвета, а кое-где — даже черного. Хвост у белочки большой и очень пушистый.)

Речь на защиту вкр образец. Как подготовить речь к дипломной работе

Лапки и живот у белочки дымчатого цвета, Дымчатый и голубоватый

(Грудка у белки белая, как снег, словно обведенная ободком дымчатого цвета)

— Что вы можете сказать о мордочке белочки? О ее ушках? Глазах? На что они похожи? (Сразу под носом у белки мех белого цвета, у нее черные усики. Уши белки достаточно длинные, коричневого и дымчатого цвета. Заканчиваются они пушистыми кисточками. Глаза темные, почти черные, похожие на семечко.)

— А теперь давайте попробуем описать синицу. Какие цвета преобладают в ее окраске? (Голова у нее темно-синего цвета, круглая, разделенная на две половинки, нижняя из которых белого цвета. Прямо посередине остренький, коричневого цвета клювик. Мы видим ее не полностью, ведь она выглядывает из дупла. Туловище у нее желтоватого цвета, прямо вперед выпирает круглый животик.)

— Вы только подумайте, как все взаимосвязано в жизни: ведь не просто так птица эта получила название синицы — преобладающий цвет в ее окраске именно синий. Присмотритесь повнимательней к ее наряду. Не кажется ли вам, что синичка на самом деле одета в какой-то костюм? (Да, она как будто в пиджаке. А прямо на шее у нее бабочка. Есть на пиджаке у синицы и маленькая черная пуговка.)

(Глаза синицы черного цвета. Вокруг обведены белой полоской. Они очень похожи на бусинки.)

  • Ребята, а теперь давайте попытаемся выяснить, почему именно в такой позе изобразил художник белку? (Белка стоит, облокотившись одной лапкой на ствол дерева. Кажется, словно она что-то доказывает синице.)

(Она внимательно и даже робко слушает белку)

(Картина очень понравилась, так как на ней изображен занимательный эпизод.)

  • Кто из героев вам понравился более всего и почему? (Больше всего понравилась синичка. Потому что становится ее жалко, какая-то она испуганная. А белочка вы глядит решительно.)

Словарно-стилистическая работа

Работа по составлению диалога

(Возможно, синичка заняла домик, построенный белочкой дупло. И теперь белочка возмущается)

  • В этой сценке будут участвовать трое: рассказчик, белка и синица. Какова же роль рассказчика? (Он должен рассказывать о том, что произошло: как началась эта история, как закончилась, каким образом вели себя белочка и синичка.)

(О том, что произошло, какие события совершились)

(Больше всего будет глаголов, потому что именно глагол обозначает действие.)

Урок русского языка. -описание животного. Белка

. После перехода на обычное вскармливание пищу им носят родители по очереди. какого цвета белка В неволе животные тоже размножаются, но при условии должного за ними ухода. . кусочки мягкой ткани, кусочки шерстяной пряжи, мелкие древесные опилки, немного ваты, которые белочка обязательно использует при организации гнезда. Владелец должен иметь доступ в домик (для .

— Мы выяснили все в отношении автора. Но ведь основной разговор будет происходить между белкой и синицей. Разговор между двумя людьми называется диалогом . Причем в каждом диалоге есть тема — то, о чем пойдет разговор. Так что перед тем, как оживить сцену, изображенную на рисунке, подумайте, какова же будет основная тема.

Ситуативно-ролевая игра

(Можно ввести еще какое-нибудь животное или птицу, например, дятла.)

(Возможно, он будет помогать кому-нибудь из животных.)

(Возможно, они подружатся.)

Приведем один из возможных вариантов инсценировки:

Р а с с к а з ч и к. Белочка как всегда на зиму облюбовала себе дерево для жилья. Как же долго пришлось ей уговаривать дятла, чтобы он соорудил ей небольшой, но уютный домик! А сколько она обустраивала свое жилище: но сила веточки, листья, не забыла она и про шишки. Все лето было потрачено на приготовления к зиме. Оставалось доделать крышу и дом готов. Именно по поводу крыши и отправилась белочка к дятлу. Вернулась она уже в полдень. Смотрит, а из ее гнездышка выглядывает синичка.

Б е л о ч к а. Ах, наглая птица! Зачем ты забралась в мое жилище? Кто тебя впустил сюда? Не успела я отойти, а она уже тут как тут! Бессовестная! Я знаю, что у тебя на уме: ты хочешь остаться жить у меня в новом доме.

С и н и ч к а. Прости меня, белочка! Не хотела я занимать твое жилище.

Б е л о ч к а. Посмотрите на нее: она не хотела! Тогда почему ты здесь оказалась, бесстыжая?

Р а с с к а з ч и к. На ту пору летел мимо дятел.

Д я т е л. Ты весь лес на ноги подняла своим криком, белка! Что туг произошло?

С и н и ч к а. Да вот некуда мне податься! Страшная буря была вчера и разлетелось мое гнездышко. Нет больше у меня дома. А я ведь одна жила. Поэтому и прилетела к белке в домик.

Р а с с к а з ч и к. Горько заплакала синичка.

Д я т е л. И неужели тебе не жалко птицу, ведь нет у нее теперь угла родного. А ведь так важно, когда у человека есть свой дом.

Р а с с к а з ч и к. Стало жалко белке птицу.

Б е л о ч к а. Не отчаивайся, синичка, мы обязательно что-нибудь придумаем.

В непринужденной.

— Вы все правильно сказали, но к тому же нужно отметить и интонацию. Посмотрите, здесь и вопросительные, и восклицательные предложения, то есть мы видим богатство интонаций. Таким образом, мы убедились в том, что перед нами разговорный стиль речи.

Составление плана сочинения

Сочинение по повести глаз волка

. жалея собственной жизни, защищает жизнь отца своего хозяина. Описывая события глазами волка, автор показывает, что между ним и человеком очень много . его дружбе здесь никто не нуждается. Несмотря на это, молодой волк все же хранит свою преданность человеку. Попав к новому . его жадный и бессердечный хозяин зарабатывает на этом немалые деньги. Волк ненавидит уже не только этого человека, но и весь .

План

1. Мое первое впечатление от рисунка.

4. Разговор синицы и белки.

Устное сочинение

Приведем одно из сочинений учащихся.

Рисунок Л. Гамбургера, выполненный акварелью, не оставит равнодушным никого. Уж очень трогательная сценка изображена на нем.

На дереве мы видим рыжую белку. У нее большой пушистый хвост, более темные лапки, кое-где окрашенные дымчатым цветом, а кое-где голубоватым. У нее белая пушистая грудка. А глаза ее похожи на пуговки. Белка облокотилась на дерево и вызывающе смотрит на маленькую птицу синицу.

Синичка не просто называется именно так. Основной цвет в ее окраске — синий. Кажется, что она одета в какой-то костюм с черной бабочкой. Глаза ее похожи на бусинки, только они круглые, а у белки овальные.

Сразу видно, что синичка испугалась. Она робко смотрит на белку.

  • Зачем ты забралась на дерево? Зачем заняла мой дом? Ну-ка, лети отсюда, воровка! — кричит белка.
  • Да не воровка я совсем.

Просто думала я, что у дома этого нет хозяина, вот и решила перезимовать тут, ведь нет у меня дома, — несмело отвечает синица.

Пожалела белка синичку и приютила ее у себя. С тех самых пор и завязалась крепкая дружба между синицей и белкой.

Написание сочинения

1) подготовить пятиклассников к сочинению-описанию животного на основе картины и текста-образца;

2) дать понятие о научно-популярном стиле речи, повторить сведения о художественном стиле речи;

4) обогатить словарь учащихся оценочными именами прилагательными, а также прилагательными, обозначающими цвет.

Оборудование:

Вступительное слово учителя

Сегодня мы будем учиться описывать животное.

(Это дикое животное)

(Вероятно, потому, что волки очень много могут съесть.)

— Да, ребята, известно, что волк, если он голоден, может съесть за один присест 10-11 килограммов мяса! Волки стали излюбленными героями сказок. Скажите, как в русских народных сказках изображаются волки? Это положительные или отрицательные герои? Какова их роль? (Очень во многих сказках волки отрицательные герои. Они обычно хотят кого-то украсть или съесть, не хотят работать. Но всегда в конце сказок они наказаны.)

(Это тигр Шер-хан. Он не хочет, чтобы Маугли остался в джунглях, потому что решил съесть его.)

— Какими же в этом произведении показаны волки? Какие черты характера им свойственны? (Они спокойные, мудрые, рассудительные. А мать-волчица очень добрая, приветливая, ласковая. Она полюбила Маугли так же, как и своих детей — волчат.)

Текст рассуждение в научном стиле урок русского языка

. плана к тексту- рассуждению; отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле Получается, ребята. (С. . текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью аргументов. на лингвистическую тему предполагает рассуждение по вопросам языкознания. Из каких частей состоит сочинение – рассуждение? .

Беседа по картине

(Они живут на севере, там, где всегда снег)

Демонстрация

— Раз вы в первую очередь обратили внимание на шерсть, то попробуйте описать, какая она. (Сразу видно, что шерсть у волков пушистая, но, с другой стороны, художник изобразил мех похожим на иголки, торчащие в разные стороны. Шерсть переливается, лоснится. Поскольку шерсть у волков очень пушистая и, наверное, теплая, им совсем не холодно даже в лютый мороз.)

Запись на доске:

(Да, особенно на лапах животных заметен золотистый и лимонный цвет.)

Запись на доске: золотистая

  • Посмотрите, как много цветов использует художник! Причем совершенно разных! У него на картине сочетаются и так называемые холодные цвета и теплые.

Запись на доске:

Холодные цвета: Теплые цвета:

с ощущением холода Напоминают тепло, огонь

Запись в тетрадях

— Обратите внимание на мордочки волков. Что вы можете сказать про них? (Мордочки у волков немного приплюснутые, расширенные по бокам. Заканчиваются они большим черным носом. Ушки небольшие, но сразу видно, что настороженные. Брови у них туго сдвинуты, а на лбу словно большая морщина.)

  • Мы с вами совершенно забыли про глаза, а ведь какие они яркие! Попробуйте подобрать прилагательные, характеризующие глаза.

Запись на доске:

— Вы сказали, что глаза у волков карие. А как по-другому можно сказать о глазах? Каким цветом обозначить? Подберите синоним. Вспомните, существуют такие драгоценные камни и, естественно, бусы. Наверное, девочки видели их у своих мам. ( Янтарное .)

  • Умница! Это действительно янтарный цвет. Запишите у себя в тетрадях. Этот цвет тоже является оттенком желтого.

Запись на доске:

Глаза янтарные

(Глаза волков можно назвать хитрыми.)

— А что вы можете сказать о туловище волков? (У волков продолговатое туловище. Они совсем не худые, не тощие. Сразу видно, что они хорошо питаются. Туловище у волков заканчивается большим пушистым хвостом. Наверное, он очень мягкий. Лапы у них, как и все туловище, переливаются разны ми цветами. Но чаще всего встречается лимонный цвет.)

(Вокруг волков только лед и снег. Они и идут по снегу)

  • Какие цвета использует художник, чтобы изобразить снег и лед? (Снег белого цвета с голубыми прожилками. Также художник использует синий цвет, особенно хорошо он виден под ногами волков. Наверное, там лед.)

По картине Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”

  • Как вы думаете, куда же держат путь эти волки? (Вряд ли они идут охотиться. Ведь тогда бы их глаза были злыми. Скорее всего, они просто идут к месту своего жилья)

— Молодцы, ребята, вы очень внимательно смогли рассмотреть картину. И вы правильно сказали, что волки, изображенные на картине, похожи на сказочных животных. Особенно хорошо этому помогают краски, которые использует художник. Для нас с вами эти животные, действительно, как из сказки, а вот для жителей севера вовсе не в диковинку арктические волки. Давайте прочитаем, что же про них пишет писатель А. С. Барков.

Беседа по тексту

(Чтобы рассказать о том, кто такие арктические волки, как они выглядят, как живут.)

(В тексте описываются волки и то, как они выглядят, то есть признаки.)

(16 имен прилагательных, 15 имен существительных, 8 глаголов.)

1. Такой, который все могут понять. 2. Такой, который многим нравится, пользуется успехом у многих; известный.

  • Таким образом, научно-популярный стиль объединяет в себе доступность, понятность, известность.

Чтение текста

Дж. Лондону, Беседа по тексту

— Вы заметили разницу в языковом оформлении этих текстов? (Да, если в первом тексте сообщается сухая информация о волках, их внешности, повадках, правда, в доступной форме, то во втором автор ярко выражает сны отношение к волкам, описывает их с восхищением, любовью.)

(Текст этот написан для того, чтобы описать, как выглядел волк.)

— Правильно, ребята. Посмотрите, как много имен прилагательных использует автор для того, чтобы как можно убедительнее описать волка. С какими оттенками коричневого цвета вы встретились в этом тексте? (Коричневый, темно-коричневый, красно-коричневый, бурая, темная, грязноватая, неизгладимо-коричневый.)

Примеры похожих учебных работ

Сочинение по повести глаз волка

. собственной жизни, защищает жизнь отца своего хозяина. Описывая события глазами волка, автор показывает, что между ним и человеком очень . дружбе здесь никто не нуждается. Несмотря на это, молодой волк все же хранит свою преданность человеку. Попав к .

Урок русского языка. -описание животного. Белка

. четыре вида белок, вот некоторые из них: Обыкновенная белка. Белополосая белка. Белка-крошка. Двухцветная белка. Западная серая белка. Индийская гигантская белка. Капская земляная белка. Каролинская белка. Красная белка. Кремовая белка. Размножение и .

Урок русского языка 4 класс сочинение описание белка

По картине Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”

Описание предметов (цветов)


Художник нарисовал несколько заснеженных берез на фоне голубого неба. Деревья увязли в снегу. За ними располагается лес. Судя по цвету, там растут ели и сосны. Вот и все, что там изображено. Но какие чувства вызывает она у зрителя? Лично я испытал чувство гордости за красоту родного края. Художник передал ту самую пору, когда появляются первые лучи солнца, предвещающие весну. Еще лежат снега, еще прогоняют с улицы морозы, но ослепительное солнце уже разгоняет тоску и обещает тепло. Если взглянуть на небо, можно увидеть тот же голубой цвет, который так нравится летом. Березы уже не клонятся в сторону под тяжестью снега, они выпрямились и тянутся к свету. Такой пейзаж вызывает улыбку и надежду на скорый приход весны. В такие моменты красота нашей великой родины становится более заметной, и художники это чувствуют. Поэтому они рисуют, на первый взгляд, простые сюжеты, но выбирают такое время года и время суток, что обычные березки преображаются и становятся символами нашей природы. Она такая же честная, скромная и открытая, как эта картина. Нашим сердцам очень дороги эти кривые стволы, густые леса и бесконечные просторы.

Мне эта картина понравилась тем, что она солнечная и яркая. Художник очень верно передал все краски февральского неба, которые отразились и на снегу. Поэтому она хоть и изображает зиму, но выглядит по-весеннему. Она излучает тепло, которого так не хватает сейчас на улице.



Пример сочинения 2

Это зимний пейзаж. Повсюду еще лежит снег, но он уже не такой, как в начале зимы. Когда снег только начинает идти, то он белый и пушистый. А в феврале днем часто светит солнце, и он становится рыхлым. Живописец использует для снежного покрова голубые и белые краски. Есть еще и розоватый оттенок. Как будто он переливается под солнечными лучами.

На переднем плане самая крупная береза. У нее изящно изогнутый ствол и густая крона. Создается впечатление, что она нам позирует. Густые ветви березы припорошены инеем, который сверкает на солнце. Поэтому кажется, что они светятся.

Художник нам хотел показать, что деревья могут быть красивыми и нарядными не только летом, когда на них зеленая листва, или осенью, когда они в золотом убранстве. Но и зимой наша природа необычайно хороша.
Картина завораживает своим волшебством. Хочется самому оказаться в этой зимней сказке.


Пример сочинения 3

План:
1. И.Э. Грабарь известный пейзажист
2. Композиция картины
3. Береза - главный компонент на картине
4. Борьба между зимой и весной
5. Общее настроение картины

И.Э. Грабарь – русский художник, который жил в 20 веке. Его любимыми жанрами были пейзажи природы. На данной картине мы видим небо, снег, лес и поляну с березами. Это были любимые деревья Грабаря. Видимо потому что береза - символ России.

Картина изображает солнечный, но холодный февральский день. Земля покрыта снегом, которые художник показал в несколько оттенках: синей, белой и голубой краской. На главном плане мы видимо старую изогнутую березу. Ее нестройность не предает ей плохого вида. На среднем плане также березы, они более ровные. Их ветки переплетаются с главной березой. На все деревьях еще сохранилась листва, которая сверкает на солнце. Ветки покрыты инеем который под лучами солнца набирает золотой оттенок.

Художник явно хотел показать контраст между зимой и наступающей весной. На заднем плане мы наблюдаем темный лес. В нем до сих пор царствует суровая зима. На картине не изображено солнце, но мы явно чувствуем его тепло.Также мы наблюдаем фиолетовые тени, которые падают от берез. Над лесом и поляной мы видим безоблачное небо, ярко-синего цвета.

Автор использовал несколько оттенков, когда его рисовал. Общее настроение картины радостное. Художник хотел показать нам, что теплая весна всегда приходит и побеждает холодную суровую зиму.



Пример сочинения 4

Художник Игорь Грабарь известен своими пейзажами, особенно красиво ему удавались картины, на которых изображена зимняя природа. У художника был особый взгляд на окружающий мир. Его картины не похожи на пейзажи других живописцев. И. Грабарю всегда удавалось найти уникальную палитру, чтобы показать всю красоту русской природы.

Картина “Февральская лазурь” получилась сказочной и необычной. На переднем плане изображены березы. Это достаточно символичное дерево для нашего народа. Красоту и утонченность берез воспевали в своих произведениях художники, поэты и писатели во все времена. На картине Грабаря березки пышные и нарядные. Даже зимой кроны деревьев не выглядят голыми.

Деревья покрыты тонким слоем инея, который переливается и блестит. Березки будто посыпаны золотыми лучами сонного зимнего солнца. Они надели янтарные бусы и ждут теплых весенних дней. О весне напоминает чистое, голубое небо, которое меняет цвет от нежно-голубого до насыщенно-синего.
В картине использованы теплые цвета. Несмотря на то, что произведение называется “Февральская лазурь” в нем очень мало белого цвета. Художнику удалось гармонично вписать в зимнюю картину самые неожиданные оттенки. Даже снег на картине имеет нежный фиолетовый окрас. А лес на заднем плане приобрел богатый янтарный оттенок.

На фоне голубого неба пейзаж смотрится празднично. Использование ярких красок напоминает, что скоро весна. Пейзаж получился сказочным и фантастическим. Трудно поверить, что вся эта красота окружает нас каждый день. Картина поднимает настроение. Так и хочется оказаться в этой февральской березовой роще, пройтись по снегу и вдохнуть свежего, морозного воздуха.



Пример сочинения 5

Февраль – удивительный месяц, который становится завершающим аккордом злобной и ненасытной зимы. В одни дни зима запугивает прохожих морозами, вьюгами, а в другие дни зима балует солнечной погодой и красивыми пейзажами.

Сверху, над березовой рощей, раскинулось чистое небо, манящее и доброе. От него веет прохладой и чистотой, поэтому можно почувствовать легкое дуновение ветерка и свежий аромат весны.

От этого полотна веет свежестью и чистотой, которая кажется потрясающей на фоне современного телевидения. Хочется наяву вдохнуть свежесть морозного солнечного дня, полюбоваться снежными нарядами берез, а пока остается лишь восхищаться мастерством художника.

Читайте также: