Сочинение по картине устный счет

Обновлено: 25.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Татевская средняя общеобразовательная школа имени С.А. Рачинского

Оленинского района Тверской области

Конспект урока по русскому языку

Сочинение по картине Н.П. Богданова-Бельского

«Устный счёт. В народной школе

учителем русского языка

и литературы (первая категория)

УРОК развития речи в 6 классе (2 часа)

Цели: (Слайд 2)

1. Ввести обучающихся в мир творчества художника.

2. Развивать устную и письменную речь.

3. Формировать навыки анализа картины.

Задачи урока:

– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;

– систематизировать собранный материал;

– учить определять основную мысль сочинения;

воспитывающие:

– воспитывать любовь к родному краю;

развивающие:

– развивать чувство прекрасного;

_ развивать умение строить монологическую речь.

Оформление урока:

портрет художника Н.П. Богданова-Бельского,

2. Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине художника, чьё имя вам хорошо известно. Он тоже учился в школе С.А. Рачинского.

Это всемирно известный художник Н.П. Богданов-Бельский. (Слайд 4)

- Что вам известно об этом художнике?

- Какие картины художника вы знаете?

- Какие картины написаны в нашем селе?

Была в нашем Оленинском районе деревня Шитики, которая находилась недалеко от деревни Гусево. Там в 1868 году родился Николай Петрович Богданов-Бельский.

Художественные способности у мальчика проявились рано: с шести лет начал рисовать, вырезать фигурки из дерева. Жили они с матерью очень бедно. Всё лето мальчик вынужден был пасти скот, но зимой учился в Шоптовском двухклассном училище, любил петь, сочинял сказки. Его талант так бы и остался незамеченным, если бы не счастливая случайность: в Татеве профессор Московского университета С.А. Рачинский создал народную школу. Колю Богданова он увидел в Шоптовском училище. Мальчик украдкой рисовал пришедшего к ним на урок профессора. С. А. Рачинский пригласил талантливого ученика в Татевскую школу. Тяга мальчика к рисованию не осталась без внимания педагога: сначала он определил Колю в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре в Загорске (1882—1883) , затем в школу живописи, ваяния и зодчества в Москве(1884—1889), где Николай Богданов учился у известных художников В. Маковского,

И. Прянишникова, В. Поленова , И. Репина. Повышал свое мастерство в Париже, бывал в европейских столицах. В 1903году художник получил звание Академика живописи.

4. Беседа по картине. (Слайд 6)

1 этап – ознакомительный. (Слайд 7)

Внимательно рассмотрите картину.

- Что изображено на картине?

- Какой урок проходит в классе?

- Сколько учеников изображено на картине?

- Кто их учитель? Где он изображён?

- Почему художник не поместил С.А. Рачинского на передний план картины?

- Какова обстановка класса?

- Как ведут себя ученики?

-Каковы, по-вашему, взаимоотношения между учителем и учениками?

2 этап – познавательный. (Слайд 8)

- Какие чувства на лицах детей передаёт художник?

- С помощью каких художественных приёмов ему удалось передать разнообразную гамму чувств на лицах детей?

Внимательно рассмотрите мальчика, изображённого на переднем плане. Это Иван Ростунов, дедушка Ростуновой А.П.

- О чем говорит его одежда? Его выражение лица?

Теперь рассмотрим других детей.

Неподалёку от Ивана Ростунова стоит, закинув руки за голову, светловолосый мальчик. Это Григорий Молоденков из Татева. На ухо учителю шепчет Сергей Куприянов из деревни Горелки. Самый высокий мальчик, стоящий у доски, – Иван Зельтин из деревни Поперечье. В сапоги и лиловую рубаху нарядился Дмитрий Волков из Татева. Андрей Ольховиков и Василий Овчинников обсуждают задачу вместе. Крайний слева Андрей Жуков.

Интересна дальнейшая судьба этих мальчиков. Иван Евстафьевич Ростунов остался жить в родном селе, трудился в колхозе, работал почтальоном.

В его семье было семеро детей. Воспитанные на христианских идеалах доброты и человеколюбия, все они выросли настоящими людьми. Сыновья Ивана Евстафьевича Пётр и Александр в годы Великой Отечественной войны защищали Родину. Иван Ростунов умер в годы войны во время эвакуации. Большинство потомков этого рода – люди с высшим образованием. Среди них есть учителя, инженеры, военнослужащие, журналисты. В нашем селе живет его внучка Ростунова Александра Петровна, много лет проработавшая в нашей школе учителем физики.

Дмитрий Данилович Волков прожил долгую жизнь, посвятив себя служению людям. Благодаря С.А. Рачинскому, заметившему у мальчика интерес к медицине, он получил медицинское образование. Воевал в Первую мировую войну, работал в хирургическом отделении военно-полевого госпиталя. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на преклонный возраст, Дмитрий Данилович был военфельдшером партизанского отряда.

Многие из потомков рода Волковых в трудные для страны времена встали на защиту Родины. Воевали сыновья Дмитрия Даниловича: Иван – военный летчик, прошел всю войну, вышел в отставку в 1958 году в звании полковника; Пётр – инженер-приборостроитель, подполковник; Сергей, окончивший до войны железнодорожное училище, во время войны был пулемётчиком, получил тяжёлое ранение. Все они награждены орденами и медалями. Дочь Лидия была вместе с отцом в партизанском отряде, расстреляна фашистами. Ещё одна дочь Д.Д. Волкова, Прасковья Дмитриевна Кондрашова, стала учителем Татевской школы. Свою трудовую деятельность она начала ещё до войны и воспитала не одно поколение детей.

В настоящее время в Татеве живет один из ее сыновей, Кондрашов Валерий Григорьевич, посвятивший свою жизнь сельскому хозяйству.

Василий Овчинников и Андрей Жуков стали учителями. Василий Ефимович после революции работал в Комиссаровской школе учителем начальных классов. Его племянницы тоже стали учителями: Раиса Константиновна Артемьева, жительница п. Мирный Оленинского района, 37 лет проработала в школе, Нина Константиновна работала учителем начальных классов в Нелидове. Её сын Алексей Анатольевич тоже стал преподавателем. Получилась династия педагогов, возглавил которую Василий Ефимович Овчинников.

3 этап – эмоциональное восприятие картины. (Слайд 9)

Определите своё место в пространстве картины.

- Где бы вы встали? Почему?

- Как бы вы себя чувствовали в данной среде?

- Доводилось ли вам испытывать данную гамму чувств, изображенных на лицах детей?

Пожалуй, она сама по себе более известна, чем автор. В старых советских учебниках и занимательных книгах по математике для школьников ее обязательно можно найти.

Полотно интересно, прежде всего, реальностью действующих лиц, многие впоследствии узнавали в них своих отцов, дедушек и прадедушек.

На картине изображен учебный класс в школе села Татево Тверской области. Школа существовала до 1974 года. Сейчас в ней организован и действует краеведческий музей.

Идет урок математики, на доске задан пример для устного счета. Задачка уж очень заковыристая и все мальчишки с увлечением окунулись в ее решение.

Обычные деревенские дети в лаптях и рубахах, но сколько в их глазах пытливости, азарта, ума.

Кто-то из ребят стоит у доски в уме производя вычисления. Двое в сторонке справа обсуждают между собой возможное решение. Один из мальчиков, наверное, сообщает учителю готовый ответ.

Богданов-Бельский с любовью и теплом рисует сельских детей, которых всегда считал даровитыми, искренними и талантливыми.

Слева возле стены из тесаных бревен сидит учитель. Это реальный портрет основателя народных школ – Рачинского Сергея Александровича. Уникальнейший человек своего времени – происхождением из польских дворян, профессор университета Москвы, ученый-ботаник, математик, просветитель, педагог-энтузиаст – на свои средства создал народную школу с очень творческой атмосферой, прививая детям навыки мышления и обучая необходимым наукам.

Наук было не так уж и много, но в их число входило и обучение Закону Божиему. Рачинский считал, что знание церковно-славянской грамоты, церковных служб и пения, дает ключ к успехам в других науках и в жизни. Возможно, поэтому на стене мы видим и репродукцию иконы Богоматери и плакат с нотами.

Но, конечно, именно математика была любимым и главным предметом в системе обучения в школах Рачинского.

Богданов-Бельский этой картиной выразил признательность своему дорогому учителю, который сыграл в его жизни решающую роль, а также запечатлел милых его сердцу простых деревенских ребятишек, доказывая в очередной раз, что дети всегда одарённы независимо от их происхождения.

Картина находится в Третьяковской галерее и всегда возле нее останавливаются люди. Мимо нее нельзя пройти просто так. Останавливаются только для того, чтобы попробовать самому решить задачку со школьной доски.

Кстати, правильный ответ математической шарады очень простой – цифра два.

Картина “Устный счет” была написана 1895 году, то есть 110 лет назад. Это своеобразный юбилей картины, которая является творением рук человека. Что изображено на картине? Какие-то мальчики собрались около классной доски, и что-то рассматривают. Два мальчика (это те, которые стоят впереди) отвернулись от доски и что-то вспоминают, а, может быть, считают. Один мальчик что-то шепчет на ухо человеку, по-видимому, учителю, а другой, кажется, подслушивает.

– А почему они в лаптях?

– А почему тут нет девочек, только одни мальчики?

– А почему они стоят спиной к учителю?

– А что они делают?

Вы уже, верно, поняли, что здесь изображены учащиеся и учитель. Конечно, костюмы учащихся необычные: некоторые ребята в лаптях, а у одного из героев картины (того, который изображен на переднем плане), кроме того, и рубаха порвана. Ясно, что эта картина не из нашей школьной жизни. Вот и надпись на картине 1895 год – время старой дореволюционной школы. Крестьяне жили тогда бедно, сами они и их дети ходили в лаптях. Художник изобразил здесь крестьянских детей. Только в то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Посмотрите-ка на картину: ведь только трое из учеников в лаптях, а остальные – в сапогах. Очевидно, ребята из семей богатых. Ну, а почему на картине не изображены девочки, это тоже нетрудно понять: ведь в то время девочек, как правило, в школу не принимали. Ученье было “не их делом”, да и мальчики-то учились далеко не все.

Эта картина называется “Устный счет”. Посмотрите, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал учитель. Но, наверное, этот ученик уже скоро закончит свою работу, а ошибки не должно быть: уж очень серьезно относится он к устному счету. А вот тот ученик, который что-то шепчет на ухо учителю, видно, уже решил задачу, только ответ его не совсем правильный. Смотрите: учитель слушает ответ ученика внимательно, но на лице его нет одобрения, значит, ученик сделал что-то не так. А может быть, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают верно, так же как первый и поэтому не спешит одобрить его ответ?

– Нет, первый даст правильный ответ, тот который стоит впереди: сразу видно, что он лучший ученик в классе.

А какую же задачу дал им учитель? Не сможем ли решить ее и мы?

– А вот попробуйте.

На доске я запишу так, как привыкли писать вы:

Как видно, каждое из чисел 10, 11, 12, 13 и 14 нужно умножить само на себя, результаты сложить, а полученную сумму разделить на 365.

– Вот так задача (такой пример не скоро решишь, да еще в уме). А все-таки попробуйте сосчитать устно, в трудных местах я буду помогать вам. Десятью десять – 100, это каждый знает. Одиннадцать умножить на одиннадцать – это тоже нетрудно сосчитать: 11·10=110, да еще 11 – всего 121. 12·12 – это тоже не хитро сосчитать: 12·10=120, да еще 12·2=24, а всего будет 144. Так же я сосчитал, что 13·13=169 и 14·14=196.

Но пока я умножал, то почти забыл, какие числа у меня получились. Потом я вспомнил их, а ведь эти числа надо еще сложить, да потом сумму разделить на 365. Нет, это уже сами вы не сможете вычислить.

– Придется немного помочь.

– Какие же числа у вас получились?

– 100, 121, 144, 169 и 196 – это сосчитали многие.

– Теперь вы, наверное, хотите сложить сразу все пять чисел, а потом уже делить результаты на 365?

– Мы это сделаем по-другому.

– Ну-ка, сложим первые три числа: 100, 121, 144. Сколько получится?

– А делить на сколько надо?

– Сколько же получится, если сумму первых трех чисел разделить на 365?

– Один! – это уже каждый сообразит.

– Теперь сложите остальные два числа: 169 и 196. Сколько получится?

– Вот так пример, и совсем нехитрый. Получается-то всего лишь два!

– Только для его решения надо хорошо знать, что сумму можно делить не сразу всю, а по частям каждое слагаемое в отдельности, или же по группам в два-три слагаемых, а потом уж сложить получившиеся результаты.

Эта картина называется “Устный счет”. Написал ее художник Николай Петрович Богданов-Бельский, который жил с 1868 по 1945 год.

Богданов-Бельский очень хорошо знал своих маленьких героев: вырос в их среде, был когда-то пастушком. “…Я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельский стал по имени уезда”, - рассказывал художник о себе.

Ему посчастливилось попасть в школу известного русского педагога профессора С.А. Рачинского, который заметил художественный талант мальчика и помог ему получить художественное образование.

Н.П. Богданов-Бельский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у таких известных художников, как В.Д. Поленов, В.Е. Маковский.

Немало портретов и пейзажей написано Богдановым-Бельским, но в памяти людей он остался, прежде всего, как художник, сумевший поэтично и верно рассказать о смышленой сельской детворе, жадно тянувшейся к знаниям.

Кому из нас не знакомы картины “У дверей школы”, “Новички”, “Сочинение”, “Деревенские друзья”, “У больного учителя”, “Проба голоса”, - вот название лишь некоторых из них. Чаще всего художник изображает детей в школе. Прелестные, доверчивые, сосредоточенные, задумчивые, полные живого интереса и всегда отмеченные природным умом – такими знал и любил крестьянских ребятишек Богданов-Бельский, такими увековечил в своих произведениях.

Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. С 1833 по 1902 год жил известный русский педагог Сергей Александрович Рачинский, замечательный представитель русских образованных людей позапрошлого века. Он был доктором естественных наук и профессором ботаники Московского университета. В 1868 году С.А. Рачинский решается идти в народ. “Он держит экзамен” на звание учителя начальных классов. На свои средства открывает школу для крестьянских детей в селе Татьево Смоленской губернии и становится в ней учителем. Так вот, его ученики так хорошо считали устно, что этому удивлялись все посетители школы. Как видите, художник изобразил С.А. Рачинского вместе с его учениками на уроке устного решения задач. Между прочим, сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А. Рачинского.

На уроке нужно было написать только основную часть и, по возможности, заключение.
Сначала писали на черновике, потом переписывали на чистовик.

На картине Богданова-Бельского изображена деревенская школа XIX века во время урока устного счёта. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский. Он был профессором Московского университета, ботаником и математиком. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.
На доске написана задача, которую необходимо решить ученикам.
Урок математики. Учитель Рачинский даёт задание ребятам, а они должны найти ответ и шёпотом сказать об этом учителю.
Учитель на картине изображён слева. На нём чёрный костюм. Он сидит, немного согнувшись. Один ученик шепчет ему что- от на ухо: видимо, решил задачку. Мы всматриваемся в учителя и видим умного, терпеливого, образованного, внимательного человека. Видно, что ребятам на уроке очень интересно и хорошо. Каждый хочет найти ответ на эту трудную задачу. Но решить её надо в уме. А это непросто. Ребята не сидят за партами. Они передвигаются по кабинету так, как им хочется. Это правильно: ведь человек должен чувствовать себя легко и свободно, если ему интересно. одеты бедно. Это крестьянские ребятишки. Но им интересно учиться. Им хочется идти в школу, потому что лица ребят заинтересованы и сосредоточены. Вот на переднем плане стоит мальчик. Правой рукой он держится за подбородок. Видимо, он уже почти решил предложенный пример. Чуть позади него стоит мальчик. В его глазах и позу тоже виден интерес к тому, что происходит в кабинете.
Большая часть ребят на заднем плане столпились у доски. Им хочется решить задачу, но это не так просто: много цифр – их же надо запомнить. Ребята разных возрастов. Есть маленькие, но есть совсем взрослые. На этой картине все увлечены, всем интересно. Думаю, что ребята любят и уважают своего учителя.
Картина сейчас находится в Третьяковской галерее.

Читайте также: