Сочинение по картине станционный смотритель художник добужинский

Обновлено: 05.07.2024

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Станционный смотритель (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 134-136)

Paзмышляем о прочитанном

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?

Станционный смотритель имеет низший чин. Он постоянно выслушивает ругань, могут быть и побои. Проезжающие винят именно смотрителей во всех бедах.

Этот рассказ наполнен грустью, переживаниями.

2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?

Это сделано для того, чтобы показать оценку происходящего от повествователя.

Основа этих двух историй похожа. Только блудный сын - это о принятии Бога в душе, а судьба Дуни - бытовой случай. Но, у этих двух историй один финал - каждый нашел свое счастье. Кто-то в Боге, а кто-то в любви.

Единственный неравнодушный человек - это рассказчик, так как он все равно приезжал навещать Вырина. Он искренне переживал за его судьбу после ухода Дуни. (“Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!”, “ не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”.)

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

А вот каким встретил его рассказчик в свой следующий приезд: “я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину”.

Он любил дочь и очень переживал за ее отъезд: “он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Мне кажется, что рассказчик явно симпатизирует Вырину. Он честный человек, живет по совести. Повесть грустная, заставляет задуматься о том, как нужно себя вести по отношению к другим людям.

Литература и изобразительное искусство

Самой точной иллюстрацией я считаю ту, на которой изображена Дуня у могилы отца. По девушке видно, что она хорошо одета, ее образ жизни значительно изменился. Но и это не помешало ей проведать могилу отца.

Вырина я представлял себе седым стариком, ущемленным, сгорбленным и совсем потерявшим себя в жизни. Дуня кажется мне барышней с тонкой талией и убранными волосами под чепец. Минский представляется мне высоким, гордым, в официальном костюме.

Настроение иллюстраций зависит от того, что на них изображено. Например, там, где гусар прикинулся больным, Вырин выглядит намного лучше, чем когда он приехал искать Дуню.

Фонохрестоматия

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Я считаю, что первые страницы наполнены грустью, тоской, разочарованностью.

2. Какие чувства переживает автор во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение? Как эти настроения отражаются в чтении актёра?

Во время первого посещения автор заинтересован этим местом и взволнован жизнью этих героев. Настроение сменяется на более радостное. Автор проявляет заинтересованность. Актер отражает смену настроений интонацией чтения, паузами.

3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?

Обстановка была ветхой, уже не было цветов. Это явно огорчило рассказчика, как и внешний вид Самсона. Актер передал этом сменой тембра голоса, вздохами и удивлением.

4. Как вы думаете, почему автор повести, позволив начать рассказ о побеге Дуни с гусаром Самсону Вырину, затем продолжает его сам? Как актёр передаёт всю сложную гамму переживаний обманутого отца?

Автор продолжает рассказ сам, чтобы передать читателю свое отношение к этой истории. Переживания отца передает актер сменой голоса, вздохами, паузами.

5. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?

Жена показалась мне безразличной, грубой, а Ванька послушно выполнил ее приказание. Он относился к смотрителю уважительно, вспомнил, как тот угощал его орешками.

Я считаю, что он назвал ее так только из-за пятака. Потому что он акцентировал свое внимание на ее материальном положении.

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

С самого начала своего графического творчества М.В.Добужинский стремился (когда позволял текст) к внутреннему единению стилистики иллюстраций с изобразительным искусством времени создания данного литературного произведения. Это можно заметить уже в его работе к "Станционному смотрителю" А. С. Пушкина (1905), когда художник оставил перовой рисунок, обычный для мирискусников, и обратился к карандашной иллюстрации, близкой по своему характеру тоновому рисунку начала XIX вовесть "Станционный смотритель" входит в цикл "Повести Белкина", опубликованный впервые, включая "издательское" предисловие, в книге "Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П." в 1831 году. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года: "Гробовщик" – 9 сентября; "Станционный смотритель" – 14 сентября; "Барышня-крестьянка" – 20 сентября; "Выстрел" – 14 октября; "Метель" – 20 октября. Первоначальный план повести "Станционный смотритель" сохранился среди страниц рукописи "Гробовщика". План этот не во всем соответствует окончательному тексту. (Рассуждение о смотрителях. Вообще люди несчастные и добрые. Приятель мой смотритель вдовый. Дочь. Тракт сей уничтожен. Недавно поехал я по нем. Дочери не нашел. История дочери. Любовь к ней писаря. Писарь за нею в Петербург. Видит ее на гулянии. Возвратясь, находит отца мертвого. Могила за околицей. Еду прочь. Писарь умер. Ямщик мне рассказывает о дочери.)
Повесть вначале датирована 13 сентября, но на другой день Пушкин вернулся к ней, кое-что поправил и вставил новый эпизод – сцену, в которой молодой человек похищает брошенные смотрителем ассигнации. После этого он исправил дату окончания на 14 сентября.
". В "Повестях Белкина" человек оказывается сложнее, чем кажется на первый взгляд, богаче собственных намерений и представлений о ценностях жизни. Неожиданность открытий читателя, непредсказуемость сюжетов являют собою гуманизм пушкинской мысли о неисчерпаемости человека
"Повести Белкина" обнаруживают расхождение природы человека и роли, навязанной ему обществом, которую он готов исполнять. В "Станционном смотрителе" дается опровержение сниженной до лубочных картинок истории о блудном сыне.
"Станционный смотритель" открывается спором о достоинствах "почтовой станции диктатора". И опять, как в "Гробовщике", обнаруживается, что положение станционного смотрителя, его должность, похожая на "настоящую каторгу", не исчерпывают всего человека: "Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые". " Маранцман В.Г. Литература. 8 класс. Методические рекомендации.

Мы возвращаемся к Пушкину. Продолжим прерванный обзор "Повестей Белкина". На очереди — "Станционный смотритель", а начнём с изданий 1930-х гг.

"Станционный смотритель" — яркий пример пушкинской гармонии. Вроде и тема остро-социальная — о "маленьком человеке", об "униженных и оскорблённых" — а не скучно, не слезливо и на борьбу с режимом не зовёт. Но, может быть, Пушкин своим заглавием заманил социологическую школу критиков в ловушку. Может, эта вовсе и не трагедия про неудачника Самсона Вырина, а история успеха второго поколения станционных смотрителей (конкретно — как дочери станционных смотрителей попадают в столицу и меняют свой статус). Очень актуально и в духе европейских трендов. Бальзак-то чуть попозже написал романы про то, как беспринципные провинциалы штурмуют Париж.

Самый знаменитый цикл иллюстраций к "Станционному смотрителю" принадлежит М.Добужинскому . Как и с иллюстрациями Бенуа к "Пиковой даме", успех был обеспечен талантом и творческой одержимостью графиков, входящих в начале XX века в круг журнала "Мир искусства" (русский модерн). Все встречали хотя бы одну из иллюстраций Добужинского к "Станционному смотрителю", но мало кто видел весь цикл этих иллюстраций, изданный в книге.

Считается, что иллюстрации были созданы в 1905 году, но напечатаны впервые — только в 1934 году в виде миниатюрного библиофильского издания в количестве восьмисот нумерованных от руки экземпляров.

Видно, что качество печати очень хорошее. Но картинки совсем маленькие: искажения, видимо, неизбежны.

Далее в советское время отдельные иллюстрации Добужинского постоянно включали в альбомы, в собрания сочинений Пушкина, в хрестоматии, издавали на открытках. Иллюстраций всего шесть, но сегодня даже в Интернете все их в одном месте не встретишь (следствие того, что они полностью в одной книге долго не воспроизводились).

Из современных изданий, где имеется весь цикл Добужинского в приличной компьютерной обработке, мне известен вот этот однотомник (М.: Эксмо, 2009).

Непонятно, каково эталонное качество иллюстраций Добужинского. Подлинники в московском музее хранятся. Возможно, с подлинников были сделаны репродукции в альбоме иллюстрированной пушкининаны (1987). Сравним современное воспроизведение (эталон из альбома — слева, из современного сборника — справа).

Современное воспроизведение высушено и утратило оттенки (слева они есть, как ни странно). В наше время появились и современные "раскраски" иллюстраций Добужинского.

В общем, иллюстрации я взял из Интернета — они покачественнее моих фоток, а хороших картинок с оригиналов нигде нет.

Ну, посмотрим, наконец, все иллюстрации Добужинского и освежим в памяти сюжет "Станционного смотрителя".

Композиция повести сложная: 1) рассказчик (не Белкин даже, и тем более не Пушкин) случайно посещает почтовую станцию, где служит Самсон Вырин и рассказывает нам свои впечатления, в том числе об очаровательной Дуне; 2) рассказчик через несколько лет вновь оказывается на станции и пересказывает рассказ Вырина о том, как его лишили дочери; 3) рассказчик ещё через несколько лет вновь посещает место действия и пересказывает рассказ местных жителей о смерти Вырина и о визите Дуни на его могилу.

А сюжет-то повести прост: молодой аристократ увозит (но не похищает) в столицу дочь бедного и забитого чиновника; дочь счастлива с похитителем; брошенный отец умирает; дочь рыдает на его могиле.

Пушкину не свойственны долгие вступления — а в этой повести экспозиция почти на половину текста, и начинается экспозиция и повесть с описания бесправности низших чиновников. Вот так Пушкин внимание в сторону отводил. Бесправные смотрители; грубые официальные лица, передвигающиеся по казённой надобности (делам государственного значения). И молоденькая Дуня.

. вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила.

В первой части (где повествование ведётся от имени рассказчика) как раз и вырисовывается образ Дуни — а образ этот двойственный и очень современный (или вневременной, как история про Золушку). Главное — от Дуни не хочется уезжать.Свою власть над мужчинами Дуня осознавала.

Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет.

Дуня пользовалась своей властью над мужчинами вроде бы для улаживания конфликтов по месту службы отца. Об этом сам Вырин будет рассказывать во второй приезд рассказчика к нему.

Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались.

И последний штрих в дунином портрете. На прощанье рассказчик попросил у Дуни разрешения поцеловать её. Дуня согласилась, поцелуй был профессиональным, рассказчик навсегда его запомнил (а девочке-то всего 14 лет). Так Дуня продемонстрировала гибкость своих моральных устоев и готовность перейти пределы. Опасная личность перед нами. Но Пушкин избрал для неё безобидную судьбу матери и любимой женщины.

Добужинский начинает чуть ли не с середины повести. Вся долгая экспозиция Пушкина им отброшена — только основной сюжет рассказа. Гусарский ротмистр Минский зимой году где-то в 1817-м одет не по форме: папаха ("черкесская шапка") и шаль поверх шинели. Да, долго ещё наша военная форма будет к климатическим условиям России приспосабливаться (и не только к холоду). Минский выглядит свирепым, у Самсона Вырина подкашиваются ноги, вбегает Дуня. В принципе, Добужинский большую часть пушкинского введения отразил.

. путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие. Гнев проезжего прошел.

Чтобы побыть с Дуней несколько дней, Минский прикидывается больным. Продажный доктор подтверждает его болезнь, Дуня ухаживает за больным.

Дело происходит на проезжем тракте. Наверное, никто из ухажёров так долго (три дня) с Дуней не оставался. Если уж она через час знакомства готова была целовать первого встречного, то ради Минского. Видимо, спонтанно возникла идея бегства. И Дуня не отказалась от предложения уехать с Минским насовсем (хоть и поплакала).

Вырин поехал за дочерью в Петербург. Добужинский не отказывает себе в удовольствии рисовать город и маленького человека на его фоне.

Вырину удаётся подкараулить Минского и свою Дуню.

В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы.

Для целомудренной русской литературы это сцена была почти эротической. Художники не упускали возможности проиллюстрировать такие интимные и доверительные отношения.

Теперь некоторые самодеятельные художники в Интернете стали рисовать Дуню не на "ручке кресел", а на коленях у Минского. До такой распущенности Пушкин в своей повести не дошёл (это вам не "Гавриилиада"). Более того, рисовать Дуню на коленях у Минского — идеологически не верно. Где-то в чьих-то воспоминаниях встречается, будто в жизни Пушкин свою Наталью Николаевну себе на колени усаживал тогда, когда он чуть ли не с ножом у горла выспрашивал её про Дантеса. Так что возлюбленная на коленях у героя — это когда в воздухе запах крови чувствуется.

Ну а по сюжету — возвращаться в прежнее состояние Дуня не собиралась; увидев отца, упала в обморок. Вырин уехал ни с чем.

Навестить отца Дуня приехала через несколько лет, уже окончательно утвердившись в новом статусе (с тремя детьми). Приехала она "в карете в шесть лошадей".

Эту картинку не жалуют при помещении в иллюстративный ряд. Внешне она ничего не говорит о сюжете: просто любовно выписанная карета. Но для Добужинского эта была важная декларация его принадлежности к новой графике модерна. Где-то мельком видел аннотацию научной статьи в Интернете (сейчас уже не найду), в которой исследовались прообразы академической живописи именно этой иллюстрации Добужинского.

Узнав о смерти отца, Дуня заплакала, пошла на кладбище и, со слов деревенского мальчика-рассказчика, "легла здесь и лежала долго".

Иллюстрации Добужинского стали эталонными. Многие картинки других художников будут нам напоминать о Добужинском.

Уже знакомое нам издание "Повестей Белкина" в ленинградской пушкинской юбилейной серии (1936). Иллюстратор Л.Хижинский

К каждой повести по одной гравюре на дереве. Хижинский рисует Вырина в Петербурге. Самсон смотрит на деньги. Редкий случай, когда художник решил уйти от ожидаемых сцен.

По приезду в столицу, Вырин без труда нашёл адрес Минского и явился к нему с просьбой вернуть ему обесчещенную дочку. Минский конфузится, уверяет, что любит Дуню и вежливо выставляет смотрителя за дверь. За обшлагом рукава у Вырина обнаруживаются деньги "несколько пяти и десятирублевых смятых ассигнаций".

Очень острый психологический момент. Уже после этого Вырин выследил Минского, когда тот приехал к Дуне в отдельную квартиру, и застал их вдвоём. Во вторую встречу Минский уже очень грубо выставил смотрителя за дверь.

"Повести Белкина", выпущенные легендарным издательством "Academia" (1937). Иллюстратор Н.Пискарев

Здесь к каждой повести по заставке и концовке. Сцены как раз ожидаемые: Дуня сидит "на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле" и Дуня "легла здесь и лежала долго".

Технически ксилографии выполнены прекрасно.

Редкое и дорогое брюссельское издание "Повестей Белкина" (1930). Иллюстратор — русский эмирант А.Алексеев

Отрывочные картинки с сайтов аукционов. Вот к "Станционному смотрителю" обнаружилась иллюстрация. Дуня и Минский. Здесь внимание художника сосредоточено не на том, насколько вульгарно Дуня села как наездница (нашли, чем Европу удивить), а на том, как "она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы".

Алексеев верен своей манере: зыбкие тени, лунный свет.

Вырин должен был в Петербурге убедиться в том, что Дуня счастлива, должен был догадаться, что возвращаться Дуня не собирается. Наверное, это его и подкосило по возвращении: апатия, пьянство и смерть.

Кстати, в пушкинские времена дамы в специальном дамском седле "сидели как наездницы" не как сейчас сидят, раздвинув ноги, а боком — сомкнутые ноги на одну сторону.


С самого начала своего графического творчества М.В.Добужинский стремился (когда позволял текст) к внутреннему единению стилистики иллюстраций с изобразительным искусством времени создания данного литературного произведения. Это можно заметить уже в его работе к "Станционному смотрителю" А. С. Пушкина (1905), когда художник оставил перовой рисунок, обычный для мирискусников, и обратился к карандашной иллюстрации, близкой по своему характеру тоновому рисунку начала XIX в.





Повесть "Станционный смотритель" входит в цикл "Повести Белкина", опубликованный впервые, включая "издательское" предисловие, в книге "Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П." в 1831 году. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года: "Гробовщик" – 9 сентября; "Станционный смотритель" – 14 сентября; "Барышня-крестьянка" – 20 сентября; "Выстрел" – 14 октября; "Метель" – 20 октября.
Первоначальный план повести "Станционный смотритель" сохранился среди страниц рукописи "Гробовщика". План этот не во всем соответствует окончательному тексту. (Рассуждение о смотрителях. Вообще люди несчастные и добрые. Приятель мой смотритель вдовый. Дочь. Тракт сей уничтожен. Недавно поехал я по нем. Дочери не нашел. История дочери. Любовь к ней писаря. Писарь за нею в Петербург. Видит ее на гулянии. Возвратясь, находит отца мертвого. Могила за околицей. Еду прочь. Писарь умер. Ямщик мне рассказывает о дочери.)
Повесть вначале датирована 13 сентября, но на другой день Пушкин вернулся к ней, кое-что поправил и вставил новый эпизод – сцену, в которой молодой человек похищает брошенные смотрителем ассигнации. После этого он исправил дату окончания на 14 сентября.

". В "Повестях Белкина" человек оказывается сложнее, чем кажется на первый взгляд, богаче собственных намерений и представлений о ценностях жизни. Неожиданность открытий читателя, непредсказуемость сюжетов являют собою гуманизм пушкинской мысли о неисчерпаемости человека
"Повести Белкина" обнаруживают расхождение природы человека и роли, навязанной ему обществом, которую он готов исполнять. В "Станционном смотрителе" дается опровержение сниженной до лубочных картинок истории о блудном сыне.
"Станционный смотритель" открывается спором о достоинствах "почтовой станции диктатора". И опять, как в "Гробовщике", обнаруживается, что положение станционного смотрителя, его должность, похожая на "настоящую каторгу", не исчерпывают всего человека: "Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. сословие станционных смотрителей представлено общему мнению в самом ложном виде. Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые". " Маранцман В.Г. Литература. 8 класс. Методические рекомендации.

*Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957) – русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения "Мир искусства", художественный критик, мемуарист. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы "Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон"), писал исторические картины.
Много работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу "Ночной принц" С.А.Ауслендера (1909), "Барышне-крестьянке", "Станционному смотрителю" и другим произведениям А.С.Пушкина, "Свинопасу" Андерсена (1922), "Белым ночам" Достоевского (1923), "Трём толстякам" Ю.Олеши (1928) и многим другим произведениям. (см. иллюстрации М.Добужинского к стихотворению О.Мандельштама "Примус")

В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем. Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.

Отрадой смотрителя является его дочь Дуня — красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.

Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.

Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.

Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.

Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.

Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.

В конце повести автор упоминает, что барыня — Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.

Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.

Вариант 1

В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем.

Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.

Отрадой смотрителя является его дочь Дуня — красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.

Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.

Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.

Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.

Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.

Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.

В конце повести автор упоминает, что барыня — Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все-таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.

Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.

Вариант 2

Самсон Вырин занимает должность станционного смотрителя. У него растет красавица дочь − Дуня. Самсон воспитывает ее без матери. Работа у Вырина очень сложная. Ему надо угодить проезжающим гостям, которые часто бывают недовольны. Ведь лошадей не всегда хватает, а люди спешат по своим делам. Свое неудовольствие проезжающие высказывают смотрителю. Дуняша, разумная не по годам, помогает сглаживать отцу конфликты с приезжими. Ведь она наделена природной красотой и обаянием. А также она создает уют в доме, обслуживает клиентов. Гости часто дарят красивой девушке подарки. Мужчины делают комплименты.

Самсон Вырин очень сильно любит свою дочь. Она является главным его смыслом жизни. Юная девушка мечтает о любви. Конечно же она хочет, чтобы ее избранник был красивым и богатым.

Однажды в их семью заехал красавец гусар Минский. Молодые люди понравились друг другу. Минский решил увести Дуню с собой, тайно от отца. Судя по всему, Дуня была не против этого похищения.

Отъезд своей дочери из дома Самсон воспринял очень болезненно. Ему кажется, что его наивную Дуняшу гусар увез силой. Он считает, что молодой повеса натешится с его дочерью и бросит ее.

Он пускается на поиски беглянки. Ему удалось найти гусара в городе Санкт-Петербурге. Но тот не хочет отдавать ему дочку обратно. Он откупается от просьбы отца деньгами. Самсон видел и Дуню. Но она растерялась и не смогла разговаривать с отцом.

Самсон уезжает к себе домой в полной растерянности. Он не знает, что будет с его дочерью дальше. Забитый жизнью человек не верит, что бедная девушка будет счастлива с богатым гусаром. От горестных дум станционный смотритель начинает употреблять алкоголь.

Произведение запоминается своим трагическим концом. Постепенно, Вырин спивается и умирает. Повзрослевшая Дуня, видимо узнав о кончине отца, приезжает на могилу его. Конечно же она чувствует глубокую вину перед ним. Вероятно, она будет мучать ее всю жизнь. Дуня осуществила свою мечту. Судя по описанию конца произведения, она стала женой Минского.

Произведение учит нас любить своих близких и всегда находить общий язык с ними.

Вариант 3

При помощи своего внутреннего обоняния и внешней красоты она помогает отцу сглаживать конфликты с клиентами. Но отец воспитывает дочь неправильно. Вероятно, и его родители так же относились к нему. Дуня привыкла заискивать и хитрить перед приезжими. Но, как и большинство юных девушек Дуня мечтает стать богатой и счастливой. Она хочет прожить более счастливую жизнь, чем ее отец. Конечно же, она мечтает быть любимой, замужней дамой. Ей удается осуществить свои задуманные планы.

Судьба послала юной девушке удачный шанс. Однажды к ним заехал красавиц гусар Минский. Они понравились друг другу. Прибегнув к хитрости и обману, Дуня сбегает из дома отца с приезжим щеголем. Смотритель же, привыкший видеть жизнь в темных красках, понимает все по-своему. Ему кажется, что его любимую дочь увезли насильно. Недальновидный отец считает, что Дуня всегда должна жить с ним или выйти замуж за человека ее сословия. Он боится, что богатый гусар бросит девушку из бедной семьи. Смотритель предпринимает попытку вернуть дочь, едет за ней в Санкт-Петербург и находит ее. Но она даже не захотела встретиться со своим бедным отцом. Вероятно, Дуня боится быть непонятой или счастье затмило ее разум. Офицеру Минскому тем более Вырин не нужен. Часто богатые люди не замечают и не хотят знать своих бедных родственников.

Отец и дочь не смогли найти общего языка между собой. Узкое мировоззрение бедного человека не может представить, что его Дуня нашла свое семейное счастье. Произведение заканчивается трагическим финалом. Бедный смотритель, из-за переживаний, связанных с дочерью, постепенно спивается и умирает. Опомнившаяся Дуня приезжает через несколько лет навестить отца, богатая и счастливая. Она даже привозит с собой внуков, в надежде показать их Вырину, но находит лишь могилу его. Дуня осуществила свою мечту, но заплатила за нее высокой ценой.

Угрызения совести о безответственном поступке перед родителем будут мучить ее всю жизнь. Произведение Пушкина остается актуальным и в наши дни. Оно учит нас не забывать о близких, дорогих нашему сердцу людях. И если вам суждено судьбой стать богатым человеком не надо высокомерно относиться к более низшим слоям общества.

Вариант 4

Позже этот образ дополнили в своем творчестве Гоголь, Чехов, Толстой.

Свое повествование автор начинает подробным описанием жалкого и беспросветного существования станционных смотрителей. У всех проезжающих прочно закрепилось негативное отношение к этим людям.

Накопившуюся в поездках злость и досаду, путники вымещают на смотрителе, который ни в чем не повинен.

А на самом деле, смотрители в большинстве своем люди смирные и кроткие, готовы услужить в любое время, им в любую погоду и время суток приходится выбегать на улицу, чтобы встретить или провести постояльцев.

После этих рассуждений о жизни всех смотрителей, автор переходит к описанию истории жизни одного из них, а именно главного героя — Самсона Вырина.

Все трудности жизни станционных смотрителей, которые были перечислены выше, в полной мере присутствовали и в его жизни тоже. Самсон Вырин был бедным человеком, который привык к тому, что в жизни нет ничего хорошего. Единственной радостью в его нелегкой жизни была красавица дочка Дуня. Поэтому ее побег из дома с гусаром Минским стал для Самсона Вырина настоящим потрясением.

Он разыскал Дуню в Петербурге. Оказалось, что она жила с тем гусаром, у них был красивый дом, на ней была хорошая одежда.

Но отец не верил в реальность того, что увидел. Он звал дочь домой, умолял Минского отдать ему дочь, но тот прогнал его.

Это окончательно добило бедного Вырина. Он запил с горя, за короткое время постарел.

Он мучил себя воспоминаниями. Самсон во всем происшедшем винил только себя. Вместо того, чтобы радоваться за дочь, он верил, что Минский вскоре прогонит Дуню.

Он даже не представлял, что гусар может полюбить дочь станционного смотрителя, мысль о женитьбе он и вовсе не допускал. В таких мучениях спился и умер Самсон Вырин. Описывая эту жизненную трагедию, Пушкин сочувствует своему герою и объясняет ограниченность его мышления условиями его жизни.

Этот человек привык к ругани и притеснениям, он считает себя низшим существом, и в силу этого способен мыслить только как мученик.

Вариант 5

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь — милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.

То, чего боится Вырин, — реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.

Вариант 2

Повесть рассказывает о судьбе маленького человека — Самсона Вырина. Он служит станционным смотрителем на постоялом дворе. Вырину приходится в любое время суток и в непогоду встречать гостей. В этом ему помогает единственная дочка Дуня, которую Самсон воспитывает один. Он не может на неё нарадоваться. Девочка растёт умницей, красавицей и отличной хозяйкой в доме. Она способна своим очарованием и тактичностью смирить гнев самого капризного постояльца. Гости ей тоже отвечают добром, дарят дорогие подарки.

Однажды на постоялый двор приезжает офицер, который требует дать немедленно лошадей. Он устраивает скандал смотрителю, но увидев Дуню, сменяет гнев на милость. Позже гусар притворяется больным для того, чтобы задержаться на станции и принимать ухаживания от очаровательной дочери станционного смотрителя. В душе коварного офицера созревает план украсть понравившуюся девушку. В день своего отъезда он предлагает Дуне подвезти её до церкви. Ничего не подозревающий отец разрешает дочери прокатиться с гусаром. С этого времени Дуня бесследно исчезает из родного дома. Самсон не может простить себе такой оплошности. Отчаявшись ждать возвращения дочери, он предпринимает решительные действия и едет разыскивать Дуню в Петербург. Вырин находит свою дочь в северной столице. Она живёт на содержании ротмистра Минского в роскошном доме, прекрасно выглядит и производит впечатление, что довольна жизнью. Увидев отца, Дуня падает в обморок, а её возлюбленный совершенно не рад неожиданному гостю. Он вышвыривает несчастного смотрителя на улицу, откупившись от него крупной суммой денег, которую Вырин в сердцах выбрасывает. Ради несчастного отца Дуня не готова пожертвовать своей богатой и беспечной жизнью. Оскорблённый и униженный отец отказывается бороться за свои права и ни с чем уезжает домой. Он по-прежнему переживает за судьбу дочери, думая, что натешившись с красавицей, гусар прогонит её. От одиночества и душевных страданий Вырин спивается и умирает.

Впоследствии ротмистр Минский всё-таки женится на дочери станционного смотрителя. Став знатной дамой и мамой двоих детей, Дуня в полной мере осознает свою вину перед отцом. Она приезжает к нему, но слишком поздно раскаяние. Дочери остаётся только безутешно плакать на могиле отца.

Произведение Пушкина учит взрослых детей помнить о своих немолодых родителях, уделять им внимание и заботиться о них.

На примере Самсона Вырина автор показывает неравенство в обществе, пренебрежительное отношение высокопоставленных чиновников к людям ниже рангом. Он призывает быть справедливыми и ценить человека за его моральные качества.

6 класс, 7 класс

  1. Вступление
  2. Где разворачивается действие повести
  3. Изменения в Дуне
  4. Что повлияло на решение Дуни остаться в Санкт-Петербурге?
  5. Возвращение Дуни в отчий дом
  6. Вывод

Действие разворачивается в двух противопоставленных друг другу местах: на станции, где живёт Дуня с отцом до приезда Минского, и в блестящем Санкт-Петербурге, куда хитрый офицер увозит девушку. Если в доме станционного смотрителя ничего не происходит, и жизнь идёт своим чередом, то в граде Петровом каждый день — событие: бал, ужин у какого-нибудь знатного лица, встречи или новые знакомства. Городская суета привлекает красивую Дуню, поэтому она и сбегает из отцовского дома, меняя скучную жизнь в провинции на городскую и суетливую.

Ставшая частью нового мира Дуня не захотела покидать прекрасный Санкт-Петербург. Если здесь она могла почувствовать себя свободной и насладиться светским обществом, то в отцовском доме ей пришлось бы вновь занять роль прислуживающей миленькой дочки старика — станционного смотрителя. В сверкающей северной столице ей никто не командовал: она могла жить с любимым человеком, иметь огромный гардероб роскошной одежды и наслаждаться каждым новым днём. Вернувшись на маленькую станцию, ей бы пришлось подчиняться приказам отца, и каждая новая неделя была бы похожа на предыдущую. Кроме того, рассчитывать на удачную партию девушка не могла, что также сказалось на выборе Дуни.

Несмотря на все прелести роскошной Санкт-петербургской жизни, Дуня, уже с детьми, навещает родной дом. Но там она находит лишь могилу отца, который так и не смог смириться с новой жизнью дочери. Притча о блудном сыне, которую рассказчик видит на картинах в доме станционного смотрителя, нашла отражение в жизни героев. Антитеза станции Петербургу в повести не случайна. Увидев все прелести городской жизни и став частью её, Дуня не захотела возвращаться в дом станционного смотрителя. Но ни любовь Минского, ни блеск северной столицы России не смогли заменить ей главного — любви отца.

История создания


Таким образом, в течение этого времени Александр Сергеевич написал три произведения:

Вместе с тем, Вырин думает лишь о своих чувствах и переживает о своей доле: он не может понять и принять тот факт, что дочь добровольно его покинула, как не верит и Минскому, “который только посмеется над ней и никогда не возьмет замуж”. С исчезновением дочери теряется смысл его и без того тяжелой жизни.

Безутешный отец не может найти себе места и всего за несколько лет душевных терзаний и горя, по словам безусловно сопереживающего ему автора, он превращается из “бодрого мужчины” в “хилого старика”. Вырин умирает в одиночестве и нищете, так и не простив себя за то, что не уберег дочь.

Характеристика произведения

Таким образом, смотритель — это символ всех простейших должностей, какие только бывают. Лицо Самсона Вырина — это образ всех небольших чинов в глазах властных и меркантильных богачей.

Читайте также: