Сочинение по картине бочка по морю плывет

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2.Краткий обзор содержания и видов работ на уроках раздела

3.Разработка урока «Музыкальные и литературные образы в сказках А. С. Пушкина.

Тематическое планирование.

День, полный событий

У стен святых на ярмарках веселых любил поэт средь старцев пошутить… Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь

…Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне…

Зимнее утро. Зимний вечер

С природой в унисон в родных местах переживу от близких отлученье

Стихи А. С. Пушкина

«Унылая пора! Очей очарованье! (мелодекламация)

Музыкальные произведения

Задания для развития ассоциативного мышления:

· Сравнение муз .произведений, построение ассоциативной связи

· Какая музыка отвечает настроению поэта?

Слово, музыка, живопись – искусство А. С. Пушкина, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, В. Попкова, - это родственный взгляд на мир.

У стен святых на ярмарках веселых любил поэт средь старцев пошутить…

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

Какую музыку мог слышать А. С. Пушкин на ярмарках?

Музыкальные произведения

Рассказ учителя о ярмарках, картина В. Кустодиева, помогут уч-ся установить связь с народным характером пьес П. И. Чайковского.

Музыкальные произведения

На уроке решается одна из задач раздела-

Раскрыть перед уч-ся самые разные направления связи музыки с жизнью.

…Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне…

Музыкальные произведения

Нас делая добрее и красивее,

Шуршат страницы под рукой…

Ариной Родионовной Россия

Склоняется над пушкинской строкой…

Музыкальные произведения

Стихи А. С. Пушкина

«Мороз и солнце; день чудесный!

Сравнение стихотворения и музыки

· Какие чувства ребенка (героя музыкальной пьесы) передает музыка?

Вопрос вызывает у учащихся эмоциональный отклик на чувства ровесника. Возникают невольные ассоциации со своим настроением и чувством при

чтении стихотворения А. С. Пушкина и слушанием музыки П. И. Чайковского.

Так формируется у уч-ся способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращенную композитором к сердцу, уму и душе человека.

· Сравнение, сходство и различие. Эмоциональный отклик на вопрос. Интонационно-образные связи.

Зимний вечер.

Слово учителя о няне А. С. Пушкина.

Музыкальные произведения

Стихи А. С. Пушкина

· Сравнения мелодий, связь музыки с настроением стихотворения.

· Музыкальное прочтение стихотворения

Музыкальные и литературные образы в сказках А. С. Пушкина.

· Восприятие образного содержания музыкальных произведений русских композиторов (Н.А.Римский - Корсаков) и поэтического слова.

· Формирование навыков построения ассоциаций у детей младшего школьного возраста.

· Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера.

· Развитие вокально-хоровых навыков.

· Воспитание интереса и любви к классической музыке, к русской поэзии, живописи.

  • Учебники.
  • Хрестоматия музыкального материала для 4-го класса; записи: вступление к 1 и 2 действиям оперы “Сказка о царе Салтане”.

· Портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.

· Чтение учащимися сказок А.С. Пушкина и выполнение иллюстраций к ним.

Актуализация через повторение. Дети раскрывают значение сказок, называют своего любимого героя сказок А.С. Пушкина, определяют: портреты каких композиторов видят на доске.

Цель. Развитие музыкального слуха, ритма, памяти, внимания.

На основе отрывка из сказок А.Пушкина: “Сказка о царе Салтане”

Подведение итогов урока, оценка результатов урока.

Учитель. Под какую музыки вы вошли?

У. Какое настроение создает эта музыка?

Д. Она поднимает нам настроение, мелодия радостная, светлая, динамичная. (перечисляют).

У. Вот такое настроение пусть не покидает вас. По какому произведению написана музыка?

У. Мы продолжаем путешествовать по замечательным страницам произведений А.С. Пушкина.

К уроку вы вспоминали сказки А.С. Пушкина, выполняли иллюстрации к ним. Назовите своего любимого героя сказок Пушкина и композиторов, кто раскрыл сказочные образы поэта в своих произведениях.

(Учащиеся комментируют свои иллюстрации, отвечая на вопрос учителя.)

Вы уже знаете, что Римский-Корсаков – композитор-сказочник, так как среди пятнадцати опер девять написаны на сюжеты русских сказок и былин.

В год создания оперы исполнилось 100 лет со дня рождения А.С. Пушкина, это вдохновляло композитора и возлагало на него большую ответственность. Музыка оперы получилась “солнечной”, яркой, необычной, а почему необычной вы догадаетесь сами.

Как начинается опера “Руслан и Людмила” М.Глинки?

Д. С увертюры. (Дают определение увертюры.)

У. А в опере “Сказка о царе Салтане” нет увертюры. Как пролог, так и все четыре действия начинает короткое фанфарное вступление.

Работа с учебником.

Звучит вступление. Какое оно по характеру, какие интонации во вступлении? (Слушаем вступления ко 2-му действию.)

Д. Звонко, празднично и мажорно звучит труба, настраивая нас на начало чего-то интересного.

У. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С. Пушкина композитор Н.А. Римский-Корсаков передал в музыке. Послушайте вступление ко второму действию оперы. При этом следите за развитием поэтического текста.

Попытайтесь сравнить текст и музыку.

1. В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

2. Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

3. И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

Выделяем три музыкальные темы:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

В оркестре возникает широкая, величественная тема мерно колышущегося океана. Эта тема пронизана короткими аккордами челесты. В холодноватых звуках мы слышим, видим, как зажигаются звезды.

У. Помогает ли картина русского художника И.Билибина “Бочка по морю плывет. ” создать тревожное настроение моря?

Д. Да, темные, холодные краски передают сильное, страшное, недоброе море. На картине настоящая буря, разбушевавшаяся водная стихия.

· Вторая тема соответствует следующим строкам:

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица.

Новая тема в оркестре тяжелая, плач царицы передают – “всхлипывания” скрипок, флейт и кларнетов, создающих фон.

· Тема князя Гвидона.

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

Контрастна второй теме, светлая, прозрачная.

Тема моря проходит через всю оперу, и никто из композиторов так красочно не раскрывал эту тему, как Римский-Корсаков.

У. Помогла ли музыка почувствовать красоту пушкинской сказки?

Д. Да, симфонический оркестр рассказал нам сказку, передал все события ярко и понятно.

Подводим итог: стихи + музыка + живопись создают яркую образную картину.

Вновь вовлекаем детей в активную деятельность.

Задания – загадки: подготовленные учащиеся читают отрывки из текста Пушкина, а класс отвечает на вопросы.

1. О каком герое идет речь?

Не в саду, не в огороде,

А в кремле при всем народе…

Да орешки все грызет (белка)

2. В чешуе как жар горя… (33 богатыря)

3. За морем ………. есть,

Что не можно глаз отвесть,

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. (царевна-лебедь)

Художники и вы, ребята, нарисовали свои иллюстрации красками, а Н. А. Римский-Корсаков написал для каждого чуда свою музыкальную тему.

-Как вы думаете, эти музыкальные отрывки похожи или отличаются друг от друга?

См. вопросы учебника (стр.50-51).

Вывод: характер музыкальных тем разный, соответствует литературным характеристикам героев сказки.

- В музыкальной теме какого чуда вы услышали знакомые интонации народной песни, кто из этих героев также весел и непоседлив как и вы? (белка)

Работа по традиционной методике разучивания муз.произведений.

· Работа над дыханием.

· Работа над чистотой интонирования.

· Работа над ритмическим рисунком.

· Выразительное исполнение произведения.

Подведем итог нашего урока.

Сказки Пушкина вам знакомы с детства, много отрывков из них вы знаете наизусть. Сегодня вы услышали музыку, написанную по сказкам поэта, увидели картины известных художников, иллюстрирующие эпизоды сказок. Единство поэтического слова, музыки и живописи создает богатую картину образов в вашем воображении.

Ребята отвечают, чем запомнился урок, сами себя оценивают – как работали, что нового узнали.

Домашнее задание: составить кроссворд по теме урока.

Выход под увертюру из оперы “Руслан и Людмила” М.И.Глинки.

Виды знаний и виды деятельности уч-ся используемые в уроках раздела, способствовали развитию

· Образного и ассоциативного мышления, творческого воображения

· Содержание уроков раздела обогатило знания уч-ся о жизни А.С.Пушкина, способствовало воспитанию эстетического вкуса, привлекло внимание уч-ся к пониманию внутреннего мира человека, его переживаниям.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 718 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Примерный план сочинения:
1. Иллюстрация к эпизоду сказки А.С. Пушкина
2. Описание переднего плана
3. Внешний вид, позы Гвидона и царицы
4. Сказочный город глазами художника и поэта

Описание Гвидона, царицы и города

Царица прилегла на земле. И немного приподнялась на локте, чтобы рассмотреть строения. Ее голова закутана в огромный бордовый платок. Он расшит золотыми нитями. На лбу из-под ткани выглядывает кусочек традиционный кокошник. Женщина одета в русский сарафан светлого фиолетового цвета и сероватую блузу. Создается впечатление, что сын и мать еще не поверили своему счастью. Ведь до этого момента они путешествовали по морю в бочке.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Сведения о создании картины и ее авторе
2. Сюжет
3. Описание главных героев
4. Описание планов
5. Цветовая палитра
6. Мое мнение

Перед нами открывается сюжет удивительной сказки. Тот ее момент, когда Гвидон с матушкой-царицей впервые видят чудный город со златоглавыми церквями и белоснежными крепостными стенами, возвышающийся на высоком зеленом холме.

Главные герои картины завороженно глядят на это диво-дивное. Очарованные красотой, они не в силах даже перекинуться парой фраз. Мы не видим лиц матери и сына, но по позам понимаем, что оба будто околдованы открывшимся им зрелищем.

Интересно, что наряды царицы и царевича сливаются с растениями, находящимися на переднем плане. Юноша стоит, распрямив спину, а его мать сидит на роскошном ковре из живых цветов. На заднем плане — ярко-голубое небо с белыми облаками. От города эту пару отделяет луг и речка. И мы знаем, что совсем скоро они вступят на его улицы и будут признаны его повелителями.

Удивительная цветовая палитра выбрана художником для создания настроения и поддержания веры в чудо. Пышная, сочная растительность за спиной и возле ног главных героев, пестрит красными, бордовыми, лиловыми, розовыми, белыми и синими красками. Им вторят и узоры на нарядах Гвидона и его матери. Спокойный оттенок зеленого поля и голубая гладь реки, в которой отражается небо, подводят наш взор к великолепным городским строениям.

Когда я рассматриваю эту картину, меня посещают яркие эмоции. Хочется радоваться за этих несправедливо наказанных людей. Ведь такой дар они получили за свои страдания в опасном путешествии по бурному морю в темной, тесной деревянной бочке. Как хорошо, что у большинства сказок хороший конец!

Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

Иван Билибин – один из лучших русских художников-иллюстраторов. Он работал над оформлением детских книг и сказочных театральных постановок. Творчество этого мастера был очень значимо для оформительской культуры. Он создал свой стиль, который современники называли билибинским.

На переднем плане мы видим главных героев картины на усыпанном прекрасными цветами холме. В сказке их выбросило на остров после путешествия по морю в бочке. Проснувшись утром, Гвидон и его матушка увидели сказочный город. Они с удивлением смотрят на это чудо посреди моря. Стройный и сильный царевич первым вскочил на ноги. Царица даже ещё не успела встать. Она лишь приподнялась и замерла от неожиданности.

Одежда сказочных персонажей очень яркая и нарядная. Художник с точностью воссоздал детали одежды тех времен. Кафтан Гвидона и платок царицы в роскошных узорах. Ворот кафтана расшит жемчугом, шапка царевича оторочена мехом соболя. Синий кушак и бирюзовые сапоги придают одежде героя ещё большей нарядности. Синее платье и богатый чудными орнаментами малиновый платок царицы словно продолжение цветочной поляны вокруг неё.

Раскинувшийся на заднем плане город восхищает сказочной красотой. Он обнесён защитной каменной стеной. К городским воротам ведёт дорога. По ней предстоит пройти главным героям, чтобы вступить во владение прекрасным и богатым городом. Сверкают купола его церквей и соборов. Виднеются крыши домиков простого люда. Кажется, что слышен колокольный звон из самой высокой башни. Всё в городе уже готово к тому, чтобы принять дорогих и долгожданных гостей.

Природа на картине тоже наполнена атмосферой сказки. Роскошный цветочный ковёр покрывает зелёный холм, на котором стоят герои картины. Июльский солнечный день в самом разгаре. По голубому небо ветер гонит белые облака. Всё вокруг дышит теплом и радостью.

Художник использовал для иллюстрации яркие и насыщенные краски. Она мне напоминает драгоценный ковёр. Нельзя не восхищаться множеством красивых орнаментов, самобытной архитектурой города на острове. Цвет куполов и колоколен повторяет оттенки в одежде главных героев. Это делает одним целым город и его будущих владельцев. Все детали в картине выписаны точно и подчинены общей гармонии. Глядя на всё это, будто переносишься в Древнюю Русь.

Билибин тщательно изучал историю родной страны. Он стремился в своих работах раскрыть самобытность и загадочность Древней Руси, красоту прошлых времён. Не случайно ему так нравилось иллюстрировать народные сказки и былины. Трепетно относился автор картины "Гвидон и царица" к творчеству великого русского поэта Пушкина. Он видел в нём уважение и любовь к русской старине. Эти же чувства присущи художнику, создавшему эту прекрасную иллюстрацию.

Картина "Гвидон и царица" нравится мне тем, что помогает проникнуться духом древней Руси. Я невольно почувствовала гордость за наших предков, за красоту древнерусских городов.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Пушкин

10 февраля - ДЕНЬ ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА.

File:1901. Portrait of Ivan Bilibin by B. Kustodiev.jpg

Билибин, Иван Яковлевич

(4 (16) августа 1876 — 7 февраля 1942)

Иллюстратором русской сказки был замечательный художник Иван Яковлевич Билибин.

Он выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

.

Её Иван Яковлевич иллюстрировал первой.

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трёх девиц.

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег.

В этой сцене нет ничего сказочного.

И всё-таки дух сказки присутствует.

Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом.

А вдали церковь шатровая.

В XVII в. по всей Руси строили такие церкви.

И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезённых из Греции, Турции, Ирана, Италии

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина

.

Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравёра.

Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман.

После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью.

В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях.

На море присутствует легкий штиль. От этого пейзаж вызывает состояние умиротворения. Волны с легкостью совершают набеги одна на другую. Порой кажется, что они застыли на одном месте. Загадочность и необыкновенное сочетание нескольких цветов запечатлено художником в изображении водного пространства. На переднем плане морская вода изумрудного цвета, скрывающая в своих недрах нити водорослей, плавно сменяется багровым оттенком. Завершают панораму темные дали синего цвета. Две белокрылые чайки обследуют свои владения в поисках пищи, не находя пристанища.

Несколько парусников, спокойно перемещающихся по воде, привлекают внимание своим количеством. Они вызывают чувство легкости, свободы. Один из них попадает под солнечные лучи. Цвет его паруса отличается от других, белея ярким пятном на темном фоне.

Облачное небо кажется огромным за счет пышных белых кубов, которые оттеняет розовый тон. Горизонт представляет стык моря и поднебесья. Кажется, что в мире больше ничего не существует помимо водного морского пространства и хмурого неба над ним.

Работа автора не перестает удивлять щедростью использованных цветов, использованных для изображения одного природного явления. Они передали все многообразия морской стихии, которую порой мы недооцениваем. Картина навеивает ощущение расслабленности, слияния с миром природы, вносит в жизнь нотку романтики.

Вариант 2

Русские художники одни из самых талантливый пейзажистов в мире. Они всегда умели четко подчеркивать настроение природы, мастерски передавать чувственность в мельчайших деталях, невероятно красиво превозносить красоту природы. Сегодня в школе мы знакомимся с очень с художником — Дубровским Николаем Никаноровичем. Пейзажист родился в далеком 1859 году в городе Новочеркасске. Николай Никанорович — это один из художников передвижников, который внес немалый вклад в изобразительное искусство России. Его картины и по сей день дают вдохновение многим людям.

Репродукция наполнена очень теплыми оттенками. Художник умело играет всеми цветами синего начиная от белого-голубого, заканчивая изумрудно-салатовым. Теплые краски придают картине некоторую воздушность и легкость. Спокойные краски голубого оттенка даже преподносят некую романтическую атмосферу.

Море спокойное и тихое. Очевидно лишь, что совсем легкий ветерок несет волны к берегу, где они создают звучания морского берега. Хочется остановиться на берегу и слушать эти морские урчания до самого вечера.

Солнца на небе не видно, но картина все равно пропитана теплом. Облака будто белый пух окутали все небо. Есть ощущение , что вот-вот и до них можно будет дотянуться рукой.

Где-то там в дали, где море соприкасается с небо виднеются одинокие парусники. Они будто бы летают над море. Они никуда не торопятся и спокойно качаются на волнах из стороны в сторону.

Я думаю, что парусники в море находятся совсем не случайно. Автор нарисовал их для придания картине романтичности. Мне кажется, смотришь на одинокий парусник, а в голове всплывает какая-то милая картина из прошлого.

Кажется, что ветер вот-вот остановится и одинокие парусники совсем перестанут плыть по волнами. Парусники замрут и мы с вами насладимся тотальной тишиной происходящего.

Я испытываю очень необычные чувства, когда смотрю на эту картину. Море так и тянет к себе, оно манит этой невероятной красотой. Смотришь на картину и сразу на душе так хорошо, все проблемы сразу отступают. Море оно будто бы призвано успокоить каждого из вас. А Парусники на заднем плане они заставляют погружать в какую-то романтическую и нежную атмосферу. Смотришь на полотно и сразу вспоминается что-то теплое и доброе. Я считаю, что Дубровский смог передать свое настроение на все сто процентов.

Море Дубовского

Море Дубовского

Популярные сочинения

Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Я учусь в школе и имею много друзей, так же и среди одноклассников. Но, как и у многих детей, самые лучшие друзья – родители, которые и подарили мне кошку.

Писатель и поэт Некрасов – один из самых популярных авторов, которые смогли отличиться не только в России, но и за рубежом. Его произведения очень часто читают в Европе и также на Западе

Читайте также: