Сочинение по картине 6 класс бабайцева

Обновлено: 15.07.2024

1. Развивать умения собирать и систематизировать лексический материал.

2. Развивать письменную речь.

3. Формировать эстетический вкус учащихся.

Задачи урока:

– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;

– систематизировать собранный материал;

– учить определять основную мысль сочинения;

воспитывающие:

– воспитывать умение работать в группах.

развивающие:

– развивать чувство прекрасного;

_ развивать умение строить монологическую речь.

Оформление урока:

Репродукции картин художников-пейзажистов: К. Юона, И.Шишкина, С.Жуковского, В.Бакшаева.

Выставка рисунков и творческих работ учащихся.

Распечатки стихов М. Пляцковского, С Есенина, А. Плещеева.

2. Вступительное слово.

Сегодня у нас урок развития речи, подготовительный этап к сочинению-описанию природы. (слайд№1)

Наша главная задача состоит в том, чтобы передать свои впечатления от того, что создано художником, найти своё понимание проблемы. Ваши работы будут итогом услышанного и увиденного на уроке.

3.Работа по вопросам.

1) Как строится описание?

2) Каковы задачи художественного описания?

Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел ( своеобразие композиции картины, краски, освещение), и передать своё отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.

3) Чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным, какие художественные средства надо использовать? (сравнения, метафоры, слова в переносном значении)

4) А какая часть речи помогает нам точно и ярко описать признаки предметов? (имя прилагательное)

Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа – по картине.

4. Аналитическая деятельность учащихся. (СЛАЙД №2, №3, №4,№5)

— Ребята, давайте внимательно рассмотрим картины художников Ивана Шишкина, Станислава Жуковского, Василия Бакшаева, Константина Юона.

1) Какое впечатление производят картины? Что вы чувствуете? Радость или грусть? Какие чувства, желания рождают пейзажи?

3) Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем плане? Что, по-вашему, больше всего нравиться художнику на переднем плане?

4) А как выглядит снег на переднем плане картины ? Каким изобразил художник небо?

5) Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? Какие краски преобладают на заднем плане?

ВЫВОД. Эти картины о том своеобразном настроении, какое испытывает человек в конце зимы: все истомилось и ждёт тепла и света. Небо нежное, все светится, переливается нежно- розовым, голубоватым. Оно высокое, в воздухе много света. Снег впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными, перламутровыми оттенками розового, зеленого. Радость, торжественное предчувствие нового, желание подставит ь свое лицо теплым весенним лучам. Ветки берез тянутся к небу, к теплым лучам солнышка подставляют свои ветки. Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льются теплые желтые тона. Картины полны воздуха, солнца, движения. (слайд№6)

Задание. Прочитайте стихотворения русских поэтов о весне (выходят чтецы).

Михаил Пляцковский

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей - весеннее!

Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

1) О чём стихотворения? Какое время года рисуют поэты?

2) Чем восхищаются поэты?

3) Какой лексический ряд, то есть слова-образы, для этого используют?

4) Какие средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) использует автор?

5) Что роднит стихотворения?

Вывод: Поэты восхищаются весной. Свои стихи они наполняют звуками, запахами, образами. Они выражают свои чувства при помощи эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений.

Музыкальный фрагмент к уроку

После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:

1) Что представляете вы, когда слышите эту музыку?

2) Как звучит мелодия в музыке П.И. Чайковского?

3) Понравилась ли вам эта музыка и чем?

4) Что общего между увиденными картинами и музыкальной пьесой П.И. Чайковского?

Вывод: В музыкальной пьесе мы услышали звон капели, журчание ручейка, трели жаворонка. П.И. Чайковский передал в звуках то же, что художники красками, - пробуждение природы, наступление весны.

5. Речевая подготовка

- Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.

Задание №1 Подобрать синонимы к словам ( слайд№7 )

Художник - живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина – полотно, репродукция.

(Картина) чудесная – замечательная, прекрасная.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует)

Блестит – искрится, сверкает, сияет

(Небо) голубое – лазоревое, светло-синее.

(Березки) стройные – статные

(Настроение) праздничное – бодрое, жизнерадостное.

Орфографическая подготовка

Обратить внимание детей на написание слов, обозначающих местоположение. (слайд № 8)

здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали.

Воспользуйтесь репродукциями картин, распечатками стихов, выберите из текстов подходящие слова, словосочетания, образные выражения, описывающие приход весны.

1.Вступление. Название картины, автор

Первый месяц весны

Плотный, серый, грязный. Потемнел, осел, подтаял

3. Небо, солнце, воздух

Голубое, ясное, высокое. Теплый, прозрачный

Ветки берез тянутся к небу, к теплым лучам солнышка .Почки набухли.

5. Настроение, вызванное картиной

7.Составление плана сочинения

Примерный вариант плана: ( слайд № 10)

Вступление. Название картины, автор.

Небо ,солнце, воздух.

Настроение, вызванное картиной.

8.Составление синквейна (работа в группах) (слайд №11)

Долгожданная и яркая

Приходит, живёт и радует.

Исходя из оставшегося времени на уроке и готовности работ, зачитываются

9. Домашнее задание: подобрать заголовок и написать черновик сочинения.

2 Урок русского языка (по УМК В. Бабайцевой) 6 класс Подготовка к написанию сочинения по картине Презентацию составила Лютикова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы Шатровской СОШ 2012 год

5 Масленица (1916)- вариант предыдущей картины

11 Искрятся морозным инеем крыши домов, светлые купола храмов и разноцветные колокольни устремляются ввысь к изумрудно-зеленому небу, по которому плывут желто-розовые облака и кружат стаи птиц. Вытянутое по горизонтали полотно вмещает целую панораму города, открывающегося на возвышенности. Наперерез друг другу мчатся веселые тройки, в лощине расположился праздничный базар, и вся площадка перед ним полна людьми, а въезжающая на пригорок главная тройка чуть притормозила свой бег, словно для того, чтобы зритель мог полюбоваться красотой ее убранства. Это собирательный образ России – во всей самобытности народа, обычаев, характерности пейзажа.


Все школьники с 5 до 9 классы пишут сочинения по картинам. Такая творческая работа развивает навыки описания, наблюдательности, способность улавливать мельчайшие детали и настроения.

Чтобы развить у учащихся грамотную и сознательную речь, им даются учителями такие задания, как описать картины известных художников. Такие задания направлены на то, чтобы заинтересовать детей чтением и искусством, а также помочь им овладеть литературным русским языком.

В учебниках по русскому языку даны репродукции картин художников. Задача ученика — составить содержательный рассказ или описание, опираясь на эту картину. Такое задание часто представляет трудность для детей, они не знают, с чего начать, как построить своё описание.

В этой рубрике собраны лучшие примеры школьных сочинений по картинам известных художников. Этот материал позволит вам сориентироваться и понять, в каком направлении нужно работать.

Здесь вы сможете найти примеры выполнения того или иного задания. Взяв за основу описание картины на этом блоге, вы можете воспользоваться им или же составить свою оригинальную работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: совершенствование речевых умений и навыков создания письменных текстов на основе необходимой информации; привитие интереса к литературе через анализ литературных образцов пейзажных сочинений; обогащение лексического запаса; развитие творческой фантазии детей; учить анализировать, сравнивать, доказывать; развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Русский язык. 6. Урок 97 (2ч).

Тема: РР. Описание природы. Структура данного текста. Его языковые особенности

Цели: совершенствование речевых умений и навыков создания письменных текстов на основе необходимой информации; привитие интереса к литературе через анализ литературных образцов пейзажных сочинений; обогащение лексического запаса; развитие творческой фантазии детей; учить анализировать, сравнивать, доказывать; развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

1. Орг. момент. Тема и цели урока.

Чтение стих. Ю. Левитанского:

- Что происходит на свете?

- Просто зима, полагаете вы?

- Полагаю. Я ведь и сам, как умею,

следы пролагаю в ваши уснувшие ранней порою дома.

- Что же за всем этим будет?

- Будет январь, вы считаете?

- Да, я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю.

Этот с картинками вьюги старинный букварь.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир зимней природы и научимся читать эту белую книгу, этот с картинками вьюги старинный букварь. Запишем тему урока.

2. Вступительное слово о влиянии близости к природе на язык человека.

Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.

3. Практикум. Работа с упражнениями.

-Упр. 326 стр. 8 – письменно, с комментированием.

4. Практикум. Работа с текстами.

Чтение учителем. Беседа.

Слышал я одну поучительную историю.

В некие времена, в деревушке, находившейся над ручейком, может, в той же Владимирской земле, жил паренек Захарка. Неизвестно, откуда взялась у него страсть к живописи, но только он достал красчонки в виде пуговиц, налепленных на картонку, и целыми днями пропадал в лесу да на речке. Были у него там излюбленные места, которые он и пытался переносить на бумагу.

В этой же деревеньке доживал свой век старый учитель. Говорили, что знал он некогда лучшие времена и будто бы учился в Петербурге с самим Репиным, но потом вышла незадача, и полетело все к черту. Такое случается с русским человеком, особенно при наличии какого-нибудь талантишка. Вот малюет однажды Захарка свой ярко-малиновый закат и вдруг слышит над ухом:

-Ну как, нравится?

Обернулся: стоит сзади учитель.

- Нравится, - ответил Захарка. - Похоже вроде бы.

- Хорошо. Давай разберем, что у тебя похоже. Сучок, вон тот, какого цвета?

- Зеленый, какому же ему быть, если он ольховый.

- Нет, ты забудь, какой он на самом деле, а каким сейчас видится, скажи.

- Черный, - нерешительно ответил Захарка, вглядываясь.

- Правильно, черный, потому что свет на него сзади падает. А ты его все же зеленым изобразил. Значит, не похоже? Тропика у тебя, смотри-ка желтая. Думаешь, песок обязательно желтым бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола. Глаз, что ли, у тебя нет? Заходи ко мне вечерком, я тебе новые глаза вставлю.

С тех пор Захарка повадился ходить к учителю. Что рассказал мальцу старик – неизвестно, только, правда, открылись у парня глаза: научился он красоту видеть. Вот ведь, оказывается, какая наука может быть!

Так никуда Захарка в этот раз дальше осинки и не ушел. Стоит и любуется. И дух захватило от осинкиной красоты, то есть от той красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не то что за красоту, а и за дело-то не считал.

Вот какую поучительную историю рассказал мне однажды добрый и умный друг.

- Чему же учил Захарку старый учитель?

- Какой же увидел осинку Захарка, после разговора?

(Розовый край неба, который освещал осинку; осинки теплились розовым теплом на фоне сырого серого неба, которое было похоже на свинец, когда его потом разрежешь)

Я распахнула дверь и очутилась на заснеженной улице. Студеный, морозный воздух щипал щеки. Какая красота! Вон та самая береза, которую я каждый день вижу из окна, вся в снегу. С ветки на ветку скачут резвые синички и красногрудые снегири. (Сочинение)

Сквозь чащобу голого березняка сеяло свои лучи морозное солнце, снег был нежно-розов, а у самого подножья березняка лежала тень, вся в мелких прожилках света, и казалось, что на розовую скатерть бросили густо подсиненное кружево. (С. Никитин.)

Вывод: Для того чтобы научиться описывать природу, необходимо ее наблюдать.

Коллективный разбор неудавшихся сочинений.

1. Снова наступает снежная суровая зима. Из-за леса доносился вой и шум деревьев. Издалека виднеется черный лес, в котором не было слышно разноголосых птиц. Только хвойный лес зеленеет. И над ним простирается печальное голубое небо.

- Как бы вы оценили это сочинение? Почему?

- В чем, по-вашему, главная причина недостатков его содержания?

- Что позволяет утверждать: автор сочинения не умеет и, видимо, не учится наблюдать окружающую природу?

(Слыханное ли это дело: вой и шум деревьев. И почему голубое небо кажется печальным? Если оно печальное, то не голубое, если голубое, то не печальное. И как можно слышать или не слышать пения птиц в лесу, который виднеется издалека.)

2. Как здесь было красиво! Кругом было бело. На высокой сосне раздавался стук дятла, по дереву прыгала проворная резвая белка. Макушки высоких елок были покрыты белоснежной пеленой. Деревья стояли голые.

3. В воскресенье мы с мамой пошли на прогулку в зимний лес. Мы видели, как резвая белка прыгала с ветки на ветку. Еще мы видели, как заяц бегал в своей белой, нарядной шубке. Когда мы пришли в глубину леса, тогда мы увидели, как дятел достает из-под коры личинок. Но вскоре стало темнеть. Все звери разбежались по своим домам. Мне было жаль уходить из леса.

(Такие сочинения можно писать сейчас, здесь, но в них нет ничего интересного – обо всем понемногу, все какое-то надуманное, ненастоящее и, в общем, всем известное. Для того чтобы написать подобные сочинения, совсем не нужно ходить в лес, учиться наблюдать).

- Запишите свои наблюдения о небе. Вы, наверное, скажете, что можно написать об одном небе? А как вы думаете? (Можно написать о цвете неба. Есть ли на нем облака, тучи, солнце. Птицы…) Писать нужно своими словами, но выразительно. Лучше написать немного, но ярко.

- На что похож описываемый вами предмет?

- Что он напоминает?

- С чем можно сравнить его цвет?

Какие мысли и чувства он вызывает?

5. Подготовка к сочинению. Составление плана.

- Упр. 329 стр. 9 – чтение задания.

I. Вступление. Зимнее волшебство.

II. Основная часть. Вид из окна (небо, снег, деревья, дороги, сквер, площадка).

III. Заключение. Чувства, вызванные зимним пейзажем.

6. Требования к сочинению.

1) Композиция в соответствии с планом.

2) Логичность рассуждения.

3) Соблюдение абзацев.

4) Изобразительно-выразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения).

Читайте также: