Сочинение по камо грядеши

Обновлено: 05.07.2024

Апостолы Петр и Павел действуют в романе наряду с жестоким императором Нероном, писателем Петронием Арбитром, фавориткой Нерона Актой, императрицей Поппеей Сабиной и политическими деятелями Вителлием и Тигеллином.

В годовщину смерти Генрика Сенкевича (15 ноября 1916 года), мы вспомним главный труд его жизни, увлекательность и психологическая глубина которого не подвластны времени.

В начале 90-х годов XIX века Генрик Сенкевич задумал роман, в котором собирался воссоздать картину Рима четырех последних лет правления императора Нерона — времени жестоких гонений на христиан. Такая тема требовала большой исторической достоверности, и писатель изучил огромное количество исторических источников и трудов античных авторов (Плутарха, Сенеки, Тацита, Диона Кассия и других), что заняло два года. По словам Сенкевича, в 1893 году он осматривал Рим с Тацитом в руках.

«Сенкевич начинает с того момента, когда кончается Новый Завет. В 61–62 году апостол Павел приезжает в Рим. Обрыв. Конец хронологических рамок Нового Завета. И именно с этого года начинается повествование Сенкевича. Он дает яркую многоплановую панораму Римской империи. Тут и вольноотпущенники, и рабы, и патриции, и царедворцы, и сам император, и чиновники, и сенат. И вот на этом фоне, за парадным фасадом могучей державы, мы чувствуем гниение, кризис духовный, политический и даже экономический. И вот появляется христианство, как малое русло, как малая речушка, и ему принадлежит будущее, потому что в нем заложены семена духа, семена веры, семена нравственности. Сенкевич вовсе не идеализирует христиан. Он показывает, что и среди них есть люди разного пошиба, есть и фанатики, и добрые, и глупые, и образованные — всякие. Но ведет их Христос. Поэтому они выдерживают самый тяжкий напор империи, они идут навстречу массовым гонениям, погибают, и во главе их погибают апостолы Петр и Павел.

Книга принесла Сенкевичу всемирную известность. На русский язык роман был переведен практически сразу после его выхода — в том же 1896 году.

Историческая эпоха

64 – 68 гг. н. э. стали последними годами правления императора Нерона. Все события романа происходили в это время, открывая перед читателями одну из самых тяжелых и кровавых страниц мировых событий. На заре своей юности император Нерон не отличался дурными наклонностями, однако его мать пыталась любым способом занять ведущее положение и была убита с ведома Нерона. Так император вступил на путь преступлений, которые и приведут к гибели династии и способствуют началу новой гражданской войны. На фоне этих исторический событий читатель наблюдает роман молодого знатного воина с девушкой славянского происхождения. Влечение юноши перерастает в настоящее чувство, действия развиваются на фоне грандиозных событий: по приказу императора был организован пожар, который продлился девять дней. Чтобы отвести от себя подозрения, Нерон отдал приказ на арест тех, которых называли христианами. Это название происходит от имени Христа.

что означают слова камо грядеши

Сюжет

Действие романа развивается в Римской империи на протяжении последних четырех лет правления императора Нерона (64–68 годы н. э.). Чтобы найти вдохновение и написать грандиозную поэму, правитель устроил грандиозный шестидневный пожар, уничтоживший большое количество построек и унесший множество жизней. Чтобы не навлечь на себя гнев обездоленных людей, в поджоге обвинили христиан. Христиане подверглись жестоким казням и гонениям. На этом трагическом фоне разыгрывается история любви молодого язычника-воина Марка Виниция к прекрасной христианке Лигии.

Одними из главных героев романа оказываются апостолы Петр и Павел, обратившие многих язычников в христианскую веру и принявшие мученическую смерть за Спасителя. Однако христиане выдерживают тяжелый напор великой империи, безнравственные основы которой рушатся. Падают языческие идолы. Гибнет император Нерон.

Роман заканчивается следующими словами:

Камо грядеши?

Продолжение после рекламы:

В доме у Авла Виниций наговорил Лигии много пылких слов, и в сердце девушки вспыхнуло ответное чувство. Но она почему-то нарисовала на песке рыбу… Потерявший голову Виниций готов жениться на Лигии. Но Петроний рассказывает Нерону, что Виниций влюбился в худосочную заложницу-лигийку. Слова эти сразу отвращают самого императора от девушки — и он обещает Петронию забрать её во дворец и отдать Виницию.

Во дворец Лигию сопровождает великан и силач Урс, лигиец, попавший в Рим вместе с маленькой царевной и, как и она, ставший здесь христианином. Вечером трепещущую от страха девушку ведут на пир. К радости Лигии место рядом с ней занимает Виниций. Вскоре, опьянённый страстью и вином, он начинает пылко целовать красавицу, шепча, что завтра Нерон отдаст её ему. Подоспевший Урс отшвыривает Виниция и уносит испуганную девушку из пиршественной залы.

Брифли существует благодаря рекламе:

Лигия рыдает. Она не желает становиться наложницей Виниция. Лучше нищета, чем роскошь и бесчестье! Лигия решает бежать.

Узнав об исчезновении Лигии, Виниций в бешенстве убивает старого раба, вынянчившего его. Впервые в жизни кто-то посмел воспротивиться желаниям юного патриция! Обезумев от любви и отчаяния, Виниций разыскивает Лигию. Петроний, сочувствуя племяннику, готов подарить ему свою прекрасную рабыню, золотоволосую гречанку Эвнику. Но та столь страстно молит не отсылать её из дома, что изумлённый Петроний понимает: девушка влюблена в него самого! И преданность Эвники трогает его сердце. Эвника приводит хитрого грека Хилона — пьяницу и краснобая, мошенника, соглядатая и доносчика, который берётся найти Лигию. Узнав, что девушка рисовала на песке рыбу, человек этот, похожий на обезьяну и лису одновременно, отправляется на поиски.

Вскоре он выясняет, что рыба — тайный знак христиан. Прикинувшись христианином, Хилон проникает в их среду и встречает лекаря Главка, семью которого в своё время выдал разбойникам, а самого оставил умирать на дороге. Теперь Хилон боится, что Главк опознает его, и пытается натравить на лекаря другого христианина, простодушного силача Урбана, которому говорит, будто Главк — шпион императора. По тому, как вздрагивает гигант, когда Хилон случайно упоминает имя Лигии, хитрый грек понимает: Урбан — это Урс!

Продолжение после рекламы:

В Рим пребывает апостол Петр. На его ночную проповедь собираются все христиане города. Хилон ведёт туда Виниция, который надеется встретить там Лигию. Апостол Петр поражает юношу простотой и величием. Лицо старца светится такой силой убеждения, какая присуща одной лишь истине. Но проповедь Петра — это отрицание всей привычной Виницию жизни. Однако рассказ о распятии и воскресении Христа потрясает молодого патриция. И он вдруг понимает, что христианка Лигия никогда не станет его наложницей. Увидев Лигию в толпе, Виниций любуется одухотворённой красотой девушки и осознает, что против её веры вся его сила и отвага — ничто.

Отправившись после проповеди вслед за Лигией, Виниций врывается в её жилище и пытается унести девушку, но Урс обрушивает на голову патриция свой могучий кулак.

В бедной каморке Лигии лекарь Главк врачует Виниция. Сама Лигия нежно ухаживает за юношей. Тот счастлив; не желая покидать любимую, он решает остаться у христиан и посылает за Хилоном — единственным, кому известно, где сейчас Виниций. Увидев Хилона, Главк узнает в нем негодяя, погубившего всю его семью, а Урс — старца, который натравливал его на Главка. Хилон завывает от ужаса, но появившийся апостол Петр отпускает грека с миром: Главк и Урс прощают врага своего…

Брифли существует благодаря рекламе:

Потрясённый Виниций размышляет о доброте и милосердии христиан. Потом он впадает в забытье, и чудится ему, что Лигия ведёт его туда, где сияет солнце.

Через несколько дней Виниций чувствует, что страсть его сменяется глубокой истинной любовью. Но истерзавшаяся Лигия, не смея любить язычника с волчьим римским сердцем, решает расстаться с юношей.

А обезумевший Нерон грезит о великом пожаре — и вскоре приспешники императора поджигают Рим. Ища Лигию, Виниций в отчаянии мечется по объятому пламенем городу. С трудом выбравшись в тлеющей тунике из моря огня, юноша натыкается на Хилона, который советует ему искать Лигию и Петра в одной из подземных молелен христиан. Виниций спешит туда и видит множество отчаявшихся людей, которых успокаивает ласковым словом апостол Петр. Заметив ослабевшего от пережитых ужасов Виниция, Петр ведёт его к Лигии. Упав на колени, юноша горячо благодарит Господа, и Петр, которого полюбил Виниций всем необузданным сердцем своим, крестит молодого патриция в бедной хижине землекопа.

Чернь охвачена жаждой крови, брошенные в темницу христиане — жаждой мученичества. Страдания Виниция превышают силы человеческие. А святой Петр получает откровение: в сём граде сатаны хочет Христос основать столицу Свою!

Столь же спокойно идёт в тот же день на казнь и Павел. Он знает, что посеянное им уже никогда не развеет вихрь злобы.

Виниций и супруга его Лигия мирно живут на Сицилии. Они любят друг друга, веруют — и безмерно счастливы.

А из почвы, пропитанной кровью и слезами, тихо, но неуклонно подымаются всходы посеянных Петром семян…

В чем смысл романа

В романе противопоставляются два мира: языческий — материальный, развращенный с бесконечными кровавыми расправами, зрелищами и пирами, произволом и злодеяниями, и мир христианский, добродетельный, полный духовной жизни и любви к ближним.

Сенкевич намеренно описывает времена смуты, распрей и упадка. Старый языческий мир, лишенный нравственных идеалов, находящийся в духовном, политическом и экономическом кризисе, обречен на гибель. В языческом обществе утеряно самое главное — любовь к человеку. И только идеал христианства, исполненный любви людей друг к другу и любви к Богу, способен излечить общество.

Исторический роман Генриха Сенкевича

С 1894 по 1896 годы опубликовывал он главы книги одна за другой. Очень скоро роман был переведен на все основные языки европейских государств. В 1905 году Сенкевич получает Нобелевскую премию за достижения в литературе. Критиками роман был встречен положительно, но были и такие времена, когда писателя ругали за чересчур яркое описание языческого мира. Хотя такая крайность в оценках произведения присутствовала, тем не менее, она открывала для читателя новую возможность для понимания смысла бессмертного романа.

что означает фраза камо грядеши

Экранизации

Роман часто экранизировали. Уже в 1899 году братья Люмьер сняли 30-секундную ленту по мотивам романа.

Наиболее известны одноименные фильмы по роману:

1951 года режиссера Мервина Лероя.

Мини-сериал 1985 года, снятый Франко Росси.

И экранизация 2001 года, режиссером которой выступил польский режиссер Ежи Кавалерович.

Что значит “Камо грядеши”?

Современное понимание фразы

После того, как фраза перестала быть неразрывно связанной с библейской легендой, её начали использовать в повседневном общении и литературе. С течением времени она обретала все более широкое значение. Она не имеет одного конкретного значения и может интерпретироваться как автором, так и получателем по-своему, в зависимости от контекста.

  • В чем твое предназначение?
  • Что ты делаешь со своей жизнью?
  • Правильно ли ты живешь?
  • Верен ли ты своим убеждениям?
  • В чем состоит твоя жизненная мотивация?
  • Что значит смысл жизни для тебя?

Камо грядеши заставляет задуматься о правильности всей своей жизни: решений, принятых когда-то давно, положении дел в текущий момент времени и планов на будущее. Умение взглянуть на себя без предвзятости, как бы со стороны, является важной составляющей рационального мышления.

С психологической точки зрения такая постановка и понимание вопроса расценивается как побуждение другого к рефлексии (в случае использования фразы в диалоге) или как самоанализ (если индивид сам задается этим вопросом).

Также фраза может иметь комический оттенок, если вопрос будет задан буквально, а не метафорически, но значительно утрируя его значимость и подчеркивая несоответствие обстоятельствам и неуместность торжественности. К примеру, если хорошо знакомые между собой люди случайно встретились бы на улице.

События, описанные в романе, происходят в древнем Риме во времена правления жестокого и злобного императора Нерона, благодаря которому Рим погряз в разврате и преступлениях. Марк Виниций – патриций и римский воин прибыл на отдых домой. Находясь в гостях у Плавтия Авла, он встречает там девушку по имени Каллина – дочь вождя лигийцев, когда-то взятую в заложники из своего племени. Она жила у Авла и его жены Помпонии Грецины, которые воспитывали ее, как дочь. Нежная красота и целомудрие Лигии покорило сердце сурового воина.

Между тем, Марк, узнав об исчезновении Лигии, совершенно обезумел от гнева. Он хотел обладать ею сразу, сейчас, немедленно, но его счастье отодвинулось на неопределенное время. Вся нежность по отношению к ней растворилась, а гнев из-за несбывшихся надежд говорил, что он сделает девушку своей рабыней.

Он сразу же начал поиски. Ему помогал Хилон, человек крайне подлый, завоевавший доверие христиан. Это он обнаружил место тайных встреч последователей новой религии, а затем дом, в котором жила Лигия. Виниций решил похитить ее с помощью Кротона, одного из силачей Рима. План провалился, и Кротон в результате драки погиб от руки великана Урса, а Марка спасло от смерти только вмешательство Лигии. Изображая поездку в Беневент, тяжело раненный юноша, остается у христиан. Под влиянием любви к Лигии, ее нежной заботы и принципам новой религии, в нем происходит моральное прозрение. Проповедь апостола Петра о распятии и воскрешении Христа потрясла молодого патриция до глубины души. Сейчас он понял, что Лигия, будучи христианкой, никогда не станет его любовницей. Страсть влюбленного сменяется настоящим сильным чувством.

Но девушка сама влюбляется в Марка. Защищаясь от этого чувства, она сбегает и меняет свое местонахождение. Виниций возвращается с чувством пустоты в свой особняк. В поисках любимой ему снова помогает Хилон. Влюбленный римлянин отправляется к христианам, с их одобрения просит руки Калины, и она становится его невестой.

Вскоре после этого Виниций должен сопровождать Нерона в Анциум. В конце концов, когда он получил разрешение императора Нерона на вступление в брак, в Риме вспыхнул пожар. В ужасе Марк верхом мчится в столицу империи, чтобы спасти свою возлюбленную. К счастью, нашел ее в надежном месте.

Между тем, нужно было публично наказать виновников пожара города. Настоящим руководителем поджога был Нерон, которому понадобилось творческое вдохновение, а трагедия города должна была ему это дать. Он не собирался в этом признаваться и, по побуждению Тигеллина, командира преторианцев, обвинил в поджоге Рима христиан. А хитрый грек Хилон доносит на христиан и выдает их. Чернь неистовствовала, поэтому им обещали новые дома, еду и зрелища. Начались массовые аресты. В тюрьме оказалась и Лигия со своим верным Урсом. Хрупкая девушка заболела тюремной лихорадкой, а попытки Виниция вытащить ее не принесли результата. И Петроний, и Виниций потеряли доверие Нерона и уже опасались за свою жизнь.

Началось большое представление для черни. Христиане в борьбе с дикими животными должны были доставить развлечения Нерону и его окружению. С просветленными лицами идут на смерть христиане, благословляя Господа. По приказу кровожадного Меднобородого развлечение должно было завершиться необычным зрелищем – обнаженную Лигию привязывают к рогам свирепого быка, а Урс мог защитить ее только голыми руками, и сделал это, свернув шею животному. Виниций выбежал на арену, умоляя о жизни для своей возлюбленной, и получил поддержку аудитории аплодисментами. Нерон неохотно, под давлением римского народа согласился на помилование.

Так что, Лигия и Урс получили право на жизнь и на свободу. Марк, не откладывая сбежал в свое поместье на Сицилии, где они с Калинной поженились. Для Петрония же все закончилось печально. Предугадав действия императора по поводу своей казни, он вскрыл вены и умер вместе с любимой Эвникой.

Также читают:

Рассказ Сенкевич - Камо грядеши (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Главный герой произведения – Ефим Озеров, солдат, которого демобилизовали во времена восстановления колхозов. Он был выбран на собрании главным секретарем колхоза, под его руководством трудились бедные

По жанровой направленности произведение является небольшой сказочной пьесой, основная тематика которой заключается в проявлении смекалки и находчивости при разрешении сложных жизненных ситуаций.

Главной героиней произведения является Энн Эллиот, представленная в образе молодой девушки, являющейся младшей дочерью аристократа, влюбленной в офицера Фредерика Уэнтуорта.

В доме у Авла Виниций наговорил Лигии много пылких слов, и в сердце девушки вспыхнуло ответное чувство. Но она почему-то нарисовала на песке рыбу… Потерявший голову Виниций готов жениться на Лигии. Но Петроний рассказывает Нерону, что Виниций влюбился в худосочную заложницу-лигийку. Слова эти сразу отвращают самого императора от девушки — и он обещает Петронию завладеть её во дворец и отдать Виницию.

Во дворец Лигию сопровождает великан и силач Урс, лигиец, попавший в Рим совместно с маленькой царевной и, как и она, ставший тут христианином. Вечером трепещущую от страха девушку ведут на пир. К радости Лигии место рядом с ней занимает Виниций. Вскоре, опьяненный страстью и вином, он начинает пылко целовать красавицу, шепча, что завтра Нерон отдаст её ему. Подоспевший Урс отшвыривает Виниция и уносит испуганную девушку из пиршественной залы.

Лигия рыдает. Она не желает становиться наложницей Виниция. Лучше нищета, чем роскошь и бесчестье! Лигия решает бежать.Лучше нищета, чем роскошь и бесчестье! Лигия решает бежать.

Узнав об исчезновении Лигии, Виниций в бешенстве убивает старого раба, вынянчившего его. Впервые в жизни кто-то посмел воспротивиться желаниям юного патриция! Обезумев от любви и отчаяния, Виниций разыскивает Лигию. Петроний, сочувствуя племяннику, готов подарить ему свою прекрасную рабыню, золотоволосую гречанку Эвнику. Но та столь страстно молит не отсылать её из дома, что изумленный Петроний понимает: барышня влюблена в него самого! И преданность Эвники трогает его сердце. Эвника приводит хитрого грека Хилона — пьяницу и краснобая, мошенника, соглядатая и доносчика, который берется найти Лигию. Узнав, что барышня рисовала на песке рыбу, человек тот самый, похожий на обезьяну и лису одновременно, отправляется на поиски.

Вскоре он выясняет, что рыба — тайный знак христиан. Прикинувшись христианином, Хилон проникает в их среду и встречает лекаря Главка, семью которого в свое час выдал разбойникам, а самого оставил умирать на дороге. Теперь Хилон боится, что Главк опознает его, и пытается натравить на лекаря другого христианина, простодушного силача Урбана, которому говорит, будто Главк — разведчик императора. По тому, как вздрагивает гигант, когда Хилон случайно упоминает имя Лигии, хитрый грек понимает: Урбан — это Урс!

В Рим пребывает апостол Петр. На его ночную проповедь собираются все христиане города. Хилон ведет туда Виниция, который надеется повстречать там Лигию. Апостол Петр поражает юношу простотой и величием. Лицо старца светится такой силой убеждения, какая присуща одной лишь истине. Но проповедь Петра — это отрицание всей привычной Виницию жизни. Однако рассказ о распятии и воскресении Христа потрясает молодого патриция. И он вдруг понимает, что христианка Лигия никогда не станет его наложницей. Увидев Лигию в толпе, Виниций любуется одухотворенной красотой девушки и осознает, что против её веры вся его сила и отвага — ничто.

Отправившись после проповеди следом за Лигией, Виниций врывается в её жилище и пытается унести девушку, но Урс обрушивает на голову патриция свой могучий кулак.Отправившись после проповеди следом за Лигией, Виниций врывается в её жилище и пытается унести девушку, но Урс обрушивает на голову патриция свой могучий кулак.

В бедной каморке Лигии лекарь Главк врачует Виниция. Сама Лигия нежно ухаживает за юношей. Тот счастлив; не желая покидать любимую, он решает остаться у христиан и посылает за Хилоном — единственным, кому понятно, где в данный момент Виниций. Увидев Хилона, Главк узнает в нем негодяя, погубившего всю его семью, а Урс — старца, который натравливал его на Главка. Хилон завывает от ужаса, но появившийся апостол Петр отпускает грека с миром: Главк и Урс прощают врага своего…

Потрясенный Виниций размышляет о доброте и милосердии христиан. Потом он впадает в забытье, и чудится ему, что Лигия ведет его туда, где сияет солнце.

Через несколько дней Виниций чувствует, что страсть его сменяется глубокой истинной любовью. Но истерзавшаяся Лигия, не смея любить язычника с волчьим римским сердцем, решает расстаться с юношей.

А обезумевший Нерон грезит о великом пожаре — и вскоре приспешники императора поджигают Рим. Ища Лигию, Виниций в отчаянии мечется по объятому пламенем городу. С трудом выбравшись в тлеющей тунике из моря огня, юноша натыкается на Хилона, который советует ему искать Лигию и Петра в одной из подземных молелен христиан.С трудом выбравшись в тлеющей тунике из моря огня, юноша натыкается на Хилона, который советует ему искать Лигию и Петра в одной из подземных молелен христиан. Виниций спешит туда и видит множество отчаявшихся людей, которых успокаивает ласковым словом апостол Петр. Заметив ослабевшего от пережитых ужасов Виниция, Петр ведет его к Лигии. Упав на колени, юноша горячо благодарит Господа, и Петр, которого полюбил Виниций всем необузданным сердцем своим, крестит молодого патриция в бедной хижине землекопа.

Чернь охвачена жаждой крови, брошенные в темницу христиане — жаждой мученичества. Страдания Виниция превышают силы человеческие. А святой Петр получает откровение: в сем граде сатаны хочет Христос основать столицу Свою!

Столь же спокойно идет в тот же день на казнь и Павел. Он знает, что посеянное им уже никогда не развеет вихрь злобы.

Виниций и супруга его Лигия мирно живут на Сицилии. Они любят приятель друга, веруют — и безмерно счастливы.

А из почвы, пропитанной кровью и слезами, тихо, но неуклонно подымаются всходы посеянных Петром семян…


Главные действующие лица романа, помимо императора, это молодой патриций Виниций, девушка Лигия, удерживаемая в Риме как дочь царя покоренного римлянами государства, и приближенный к императору арбитр изящества Петроний. Виниций - герой боевых действий, подлинный сын римской цивилизации, способный избивать рабов для удовольствия. Увидев однажды Лигию, он теряет сон. Считая ее рабыней, он хочет завладеть ею силой. Однако сделать этого не получается, даже с помощью козней, которые начинает плести его дядя Петроний. Чуть позже выясняется, что Лигия христианка и посещает проповеди апостола Петра. Тогда Виниций решает забрать ее силой у христиан. Но на защиту своей госпожи встает раб-великан Лигии по имени Урс, сила которого очень велика. Виниций от удара великана теряет сознание, а когда приходит в себя, то встречает заботу христианской общины, а вовсе не месть. Так начинает меняться его мировоззрение. Он проходит путь от слабых сомнений, до полного перевоплощения в подлинного христианина, готового пожертвовать жизнью ради обретения Небесного Царства. Главная интрига романа связана с пленением Лигии как христианки. Теперь ее ожидает смерть от лап разъяренных животных на арене - именно такое зрелище уготовил Нерон народу, обвинив именно христиан в сожжении Рима. Спасти Лигию может только чудо, ибо даже Петроний, имеющий наибольшее влияние на императора, ничего не может противопоставить своенравию этого молодого самодура. Казни христиан носят массовый и ужасающий характер. Их скармливают голодным экзотическим зверям, их распинают на крестах и сжигают. И никто не может остановить императора, даже когда, кажется, уже сам народ понимает, что в своей жажде зрелищ зашел слишком далеко. Лишь придворные льстецы всем довольны.

Генрик Сенкевич вывел драму двух влюбленных на высокий религиозно-метафизический уровень. Виниций и Лигия не просто влюбленные люди, а может быть, первые в Риме, кто полюбил через веру. Любовь Виниция начиналась как слепое желание обладать, причем молодой патриций и помыслить не мог о каком-либо сопротивлении со стороны девушки. Но урок смирения, преподанный ему христианами, заронил сомнения в его душе. Постепенно он принял христианское учение, причем принял его в высшей форме, признав, что жизнь может стать жертвой. Он не верит в спасение Лигии, но верит, что Христос вернет ему ее на небесах. Не нужно говорить о том, что Виниций сильно изменился как человек. Раньше он мог повелеть избить рабов просто по причине плохого настроения, теперь же считает любое насилие ошибкой. Он не готов бросить вызов Нерону, но уже не считает себя частью римского мира.

При чтении романа становится совершенно ясно, что автор сам в восторге от христианского учения. Конечно, в первом веке христианство только зарождалось, общины жили в полупещерах, а изощренной и мощной христианской метафизики еще не было. Поэтому в целом Сенкевич скорее с восторгом передает фундаментальные основы учения Христа, чем пытается пойти дальше и встать, скажем, на сторону будущих отцов церкви, создавших на основе Нового Завета сложную и богатую картину мира. Христианство у Сенкевича очень примитивно. Сводится оно к простой формуле: главное верить в Христа, если надо, необходимо претерпевать муки, и тогда на небе все воздастся. Тем не менее эта простая идея в романе даже откровенных подлецов ставит на пусть христианской истины, позволяя им смертью искупить грехи.

Читайте также: