Сочинение по иконе троица

Обновлено: 05.07.2024

Символы склоненной горы, склоненного дуба к храму - к дому молитвы, к обители в святая святых храма Святого Духа уже достаточно хорошо раскрыты в литературе, посвященной иконе Троица Андрея Рублева.
Иисус Христос молился о своих учениках: " Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду, Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы" (Ин 17-11).
Молитва об единстве мира на Руси, о своих учениках, также руководила святым Сергием в его бессмертном подвиге жизни и служения Господу. Сергий Радонежский молился, чтобы жестокий, звериный, разделенный ненавистью мир преисполнился той взаимной братской любовью и совместной молитвой, которая объединяет и царствует в Предвечном Совете Животворной Троицы.
Андрей Рублев явил в своем гениальном шедевре эту молитву, выразившую надежду святого Сергия о Святой Руси.

Закончить эту статью мне бы хотелось проникновенными строками стихотворения
В.М. Василенко:
Три ангела, три странника у дуба
Мамврийского. Какая тишина
От них исходит! Как озарена
Сияет глубь иконы! Сердцу любы
Они давно. Печалью мягкой светят
Глаза у одного, и нежный лик
Его задумчив, он главой поник.
В другом - величье, строг и светел третий!
Пред ними чаша. Посохи свои
Они поставили. Пред вещей тайной!
Дух замирает. Тихи, не случайны
Сейчас их речи, полные любви.
Они здесь близко. В мир сошли печали,
Чтоб осенить покровом и спасти,
Три странника из озаренной дали,
Вкушающие хлеб и соль в пути

А я и не знал, что, оказывается, существуют разногласия по определению, кто есть кто на этой иконе. Я то всегда думал , да и уверен был, что в центре - Бог сын, то есть Христос. А слева - Бог отец. И объяснение простой. Вы правы, на иконе - всё символ. Каждый жест, каждый цвет, поза персонажей и место в пространстве иконы- всё наполнено символом. На столе, а это тот же алтарь, стоит чаша. Не простая, жертвенная чаша. На неё Бог сын возлагает два перста. А это символ двойственной природы Христа, божественной и человеческой. А возлагает он эти персты на чашу в знак согласия пожертвовать собой ради спасения рода человеческого. И с этими словами он обращается к своему отцу. А над головой отца мы видим некое строение. Тоже символ. Строение - это наш общий дом, который сотворил Бог отец. Создатель и творец всего сущего. И о чём же здесь спорить?
Тут вылез некий Ваня. Больной на голову и типичный тролль. Гоните его в шею и не обращайте внимания.

Дурно то, что люди не знают Бога, но хуже всего то,
что люди признают Богом то, что не есть Бог.

Александр,я плохо понял, что Вы хотели сказать этим. У Толстого было своеобразное отношение к Богу. Настолько своеобразное, что его отлучили от церкви.

Геннадий! Мне до ТолстOго, конечно, далеко, но я тоже воспринимаю Бога как реальность, а не как скверную рублёвскую картинку на досках (хотя и ценную с точки зрения древней истории). Эта мазня не имеет абсолютно никакого отношения к истинному Богу! Бог настолько велик, что его невозможо охватить взглядом, а тем более нарисовать в виде мужиков вокруг какого-то придуманного стола.

Все домыслы автора рецензируемой статьи Вадима и Ваши открытия - это фальшь и пустые разговоры о несуществующем явлении. Вы уподобляетесь героям сказки про голого короля, приписывая детскому по исполнению рисунку какие-то загадочные символы и смыслы, которых там нет.

Но все вокруг согласно кивают головами и важно надувают щёки: да Рублёв - это божественно, это свято, это высокое искусство, это истина, это сущее. Сотни и сотни дутых "философов" обсуждают и яростно ломают копья, спорят над пустой по содержанию и недостоверной картинкой.

Вы гляньте трезво на "Троицу" глазами художника и верующего и перестаньте славословить то, чего нет.

Толстой верил в Бога. Он даже написал собственное Евангелие.Только он говорил, что он для общения с Богом ему совсем необязательно ходить к попам. На этой почве он с ними и поругался Ничего нового. Вот у некоторых протестантов те же взгляды. Протестантом он был. Ну и слава Богу. Только он нигде не сказал, что икона это доска с некой мазней поверх неё. Нигде. Надо сказать, что и у Вас тоже очень своеобразное отношение к Богу. Покруче, чем у Толстого. Во всяком случае такого отношения к иконе Троица Андрея Рублёвая я нигде ни разу не слышал и не читал. Вы очень оригинальны. А какой Вы вообще веры? Какого её направления? То, что не православного - это очевидно. А может быть Вы вообще сектант. Ну и хорошо!

Не пытайтесь угадать мою веру и, ради Бога, не приписывайте к сектантам. Сейчас я как раз занимаюсь исследованием основ православия, ислама и индуизма на основании их главных священных книг. И в словах ТолстОго нахожу истину, которую священнослужители веками прикрывали мишурой из расшитых золотом одежд, замысловатых красочных обрядов, стройных песнопений, блеска иконостасов и куполов, колокольного звона да таинственными тёмными образАми неких святых старцев. В результате подобного хорошо замаскированного шарлатанства "люди признают Богом то, что не есть Бог".

В то же время в отношении личности Бога есть мудрые построения Его образа и в Библии и в Коране, и в Ведах. Вот где следует искать истинного Бога.

Свои краткие суждения о Боге из святых книг я планирую опубликовать на суд читателя Проза.ру в ближайшие сроки.

С добрыми пожеланиями!

Александр, для вас иконы Андрея Рублёва мазня!
Вы иудей, скорее всего. Это иудеям запрещено изображать Бога.

А как вы относитесь к "Чёрному квадрату" Малевича? Это, конечно, "высокое" искусство, не то, что "мазня" Андрея Рублёва, по мнению таких, как вы!

У Вас искажённые представления об изображении богов на иконах различных религий.

То есть, по недостоверным источникам. Сам художник, изображающий несуществующую персону, никогда не видел бога ни в лицо, ни со стороны.

Что касается примитивной техники живописи Андрея Рублёва, то она, прямо скажем: никакая. А все рассуждения о божественности и канонической правильности этой иконы — не более, чем заурядные словоизлияния ни о чём священнослужителей и иже с ними.

Вы совершенно не осведомлены в вопросах религии. Вы путаете запрет на изображения богов в иудаизме и исламизме, то есть Иуду путаете с Аллахом. И затем без всякого основания неодобрительно причисляете меня к иудеям. Хотя в этой вере ничего зазорного для любого верующего не содержится, к Вашим ошибочным сведениям.

Всё хорошо в иудаизме, но мне не нравится, что меня там называют двуногим рабочим скотом, то есть гоем. И делать с гоем можно всё что угодно, даже убить. А уж почитаешь раввина Менахема Шнеерсона "Наши планы относительно славян", так совсем начинаешь не любить эту религию.

Евреи добились, что в Америке убрали из Библии фразу:"Кровь Его на нас и на детях наших". Если Библия напечатана в Америке, то там этой фразы и всё, что с ней связано, нет. Так почему бы и евреям не убрать все фразы о гоях?

Ответ не по существу обсуждаемого вопроса.

автору этого замечательного рецензионного отклика - благодарность !

Ещё добавлю от уже слышанного к Вашему слову "жертвенность" :

Гостеприимный хозяин угощает пришедшую Троицу пищей. Но пищей такой, какую он считает ДЛЯ СЕБЯ хорошей.

Не понимает, кто к нему пришёл.
Не понимает, что ангелам его "хорошая" мясная пища - не нужна.

Ангелы скорбят, не подают почти вида об этом, но и сделать ничего не могут - хозяину "некуда вместить" знания и нужной ангелам пище.
Не может хозяин этого знания пока вместить.

"Хозяин" ещё почти жывотное.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

“Троица” Андрея Рублева была плодом подлинного и счаст­ливого вдохновения – вдохновения художника, который все свои порывы, весь жар своего сердца воплощал в прекрасных крас­ках и линиях. Все то, что ученейшие из византийцев так сложно выражали в своих произведениях, вставало перед его глазами как живое, было близко, осязаемо, выразимо в искусстве.

Он сам испытывал счастливые мгновения высокого художе­ственного созерцания. Близкие его не могли понять, что он нахо­дил в древних иконах, работах

своих предшественников, почему он не бил перед ними поклонов, не шептал молитв, но, устремив взор на их дивные формы, в свободные от трудов часы подолгу просиживал перед ними. К этому высокому созерцанию прекрас­ного призывает Рублев своей “Троицей”, и созерцание это в каж­дом образе его творения раскрывает неисчерпаемые глубины.

Прославленный шедевр был создан мастером в годы его наи­большей творческой зрелости. Но высшее вдохновение озарило художника после того, как он прошел путь настойчивых иска­ний. Еще в ранних произведениях его привлекала композиция в круге как образ гармонического совершенства.

Гармония круговой композиции служит символом единства, покоя и совершенства.

Чуткость к частностям сочетается с ощущением их сопря­женности с целым, с основной темой всего творения. На что бы мы ни обращали свой взор, всюду находим отголоски основной круговой мелодии, соответствия линий, ритмические повторы, музыкальное согласие форм. Все, вплоть до мельчайших под­робностей, образует невыразимое словами, но неизменно чару­ющее глаз симфоническое богатство линейных и живописных отношений.

Краски составляют одно из главных очарований “Троицы”.

Рублев был замечательным колористом. Миниатюры “Еван­гелия “Хитрово говорят о том, что он владел искусством нежных лучезарных тонов. В иконах звенигородского цикла розовые и голубые краски – светлые, нежные – слегка белесоваты, как во фресковой живописи.

В “Троице” мастер поставил задачу, чтобы краски зазвуча­ли во всю мощь, чтобы красочная гармония стала насыщенной и плотной. Он добыл ляпис-лазури, драгоценнейшей и высоко­чтимой у старых мастеров краски, и, собрав всю ее цветовую силу, не смешивая с другими красками, бросил ярко-синее пят­но в самый центр иконы. Синий плащ среднего юноши чарует глаз, как драгоценный самоцвет, и сообщает всему спокойную,

ясную радость. Поистине такой чистый цвет мог утверждать только человек с чистым сердцем, бодро смотрящий на жизнь.

Но Рублев не остановился на утверждении одного цвета, пре­красного самого по себе. Он стремился создать в своей иконе богатое цветовое созвучие. Вот почему рядом с сияющим “го­лубцом”, как говорили встарь на Руси, чарует взор глубокий вишневый тон и солнечное золото охры.

Может быть, в звон­ком аккорде этих чистых красок нашли косвенное отражение впечатления от ясного русского летнего дня – золотистой спе­ющей нивы с яркими синими вспышками васильков.

Но непосредственное ощущение красок родной природы дол­жно было пройти через горнило творческого преображения для того, чтобы вылиться стройной мелодией.

“Троица” Рублева отмечена печатью юношеской свежести и чистоты. Это отпечаток юности русской культуры, ее пробужда­ющейся весны. Мы не знаем в точности времени возникновения “Троицы”, но, надо полагать, возникла она в Итоге многолетних неустанных трудов художника и означает вершину его исканий.

Андрей Рублев трудился с великим усердием и смирением, не притязая на признательность современников, не помышляя

о славе последующих поколений. Но по прошествии шести сто­летий перед нами выступает во всем величии всемирно-истори­ческое значение его свершений.

Мое сердце замирает, когда я смотрю на творение Рублева. Мне кажется, что я становлюсь участником этого разговора без слов, где понятно все.

ясную радость. Поистине такой чистый цвет мог утверждать только человек с чистым сердцем, бодро смотрящий на жизнь.

Но непосредственное ощущение красок родной природы дол­жно было пройти через горнило творческого преображения для того, чтобы вылиться стройной мелодией.

Андрей Рублев трудился с великим усердием и смирением, не притязая на признательность современников, не помышляя

о славе последующих поколений. Но по прошествии шести сто­летий перед нами выступает во всем величии всемирно-истори­ческое значение его свершений.

Мое сердце замирает, когда я смотрю на творение Рублева. Мне кажется, что я становлюсь участником этого разговора без слов, где понятно все.

4.9 (98.16%) 87 votes

На этой странице искали :

  • сочинение по иконе троица
  • описание картины рублева троица
  • рублев троица описание
  • сочинение по картине Троица
  • андрей рублев троица описание картины

Сохрани к себе на стену!

Сочинение на тему “История догмата о Пресвятой Троице”

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии

Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

пресвятая троица бог завет

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: “Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы”.

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице “не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.”

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.

Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): “Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа”.

Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.

Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что “один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен”. “И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии”.

Недостатком этой аналогии является то, что цвета спектра не есть самостоятельные личности. В целом для святоотеческого богословия характерно весьма настороженное отношение к аналогиям.

Примером такого отношения может служить 31-е Слово святителя Григория Богослова: “Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях”.

Иначе говоря, нет образов для представления в нашем уме этого догмата; все образы, заимствованные из тварного мира, являются весьма несовершенными.

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе “Троическое явися поклонение”. Учение о Христе “для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие” (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для “строгого” иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане).

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина “омоусиос” понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.

Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия “сущности” и “ипостаси”. Василий Великий определил различие между “сущностью” и, “ипостасью” как между общим и частным.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие “ипостась” и “лицо”. “Лицо” в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.

Отождествив “лицо” и “ипостась” в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин – “личность”. Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы.

Амфилохий Иконийский называли Божественные ипостаси “способами бытия” Божественной природы. Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу. Таким образом, личностное существо в своих конкретных проявлениях не предопределено сущностью, которая придана ему извне, поэтому Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам. Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу.

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете

В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа.

Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1, 1): “Вначале сотворил Бог небо и землю”. Глагол “бара” (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное “элогим” – во множественном, что буквально означает “боги”.

Быт. 11, 6 – 7, где речь о Вавилонском столпотворении: “И сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их”, слово “сойдем” – во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: “Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе – это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения”.глава книги “Бытия”, явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит “Иегова”. Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом “Адонаи”, буквально “Господь”, в единственном числе.

В святоотеческой эгзегезе встречается два толкования этого места. Первое: явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое толкование мы встречаем у мч. Иустина Философа, у святителя Илария Пиктавийского, у святителя Иоанна Златоустого, у блаженного Феодорита Киррского.

Однако большинство отцов – святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, – считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества.

Именно второе мнение было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии, где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, и в иконографии (известная икона “Троица ветхозаветная”).

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Блаженный Августин (“О граде Божием”, кн. 26) пишет: “Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому – исповедал Единого Бога в Трех лицах”.

Указание на троичность Бога в Новом Завете – это прежде всего Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества.

Далее, заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении (Мф. 28, 19): “Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Здесь слово “имя” стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: “Сказал Господь “во имя”, а не “во имена”, потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога”.

Кор. 13, 13: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами”. Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом.

Ин. 5, 7: “Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино”. Это место из послания апостола и евангелиста Иоанна является спорным, поскольку в древнегреческих рукописях этот стих отсутствует.

Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1): “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.

Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.

Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.

Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.

При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

1. Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (История учения о св. Троице). – Сергиев Посад, 1914.

2. В. В. Болотов. Учение Оригена о Св. Троице (1879)

3. П. И. Верещацкий. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме (1911)

Иконы Звенигородского чина и Евангелие Хитрово



Спас. Икона из Звенигородского деисусного чина (фрагмент), ранее приписываемая Андрею Рублеву. 1410-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва



Андрей Рублев. Страшный суд: Шествие праведных в рай (фрагмент). 1408. Успенский собор, Владимир



Апостол Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина (фрагмент), ранее приписываемая Андрею Рублеву. XV век. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С начала ХХ века Андрею Рублеву приписывали Звенигородский чин — собрание икон, созданных по заказу звенигородского князя Юрия. Историки предполагают, что первоначально их было семь, и предназначались они для княжеского Успенского собора или Рождественской церкви Саввино-Сторожевского монастыря. Сохранились же всего три большие иконы — поясные изображения Спаса, апостола Павла и архангела Михаила. Исторических свидетельств, подтверждающих авторство Рублева или устанавливающих дату создания образов, не осталось. В 1926 году искусствовед Игорь Грабарь провел стилистический анализ икон Звенигородского чина и атрибутировал их как работы Андрея Рублева. Многие искусствоведы того времени поддержали его. Но в 2020 году сотрудники Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации провели еще одно исследование и установили, что эти иконы писал другой мастер.

Кроме создания фресок и икон Андрей Рублев занимался и иллюстрированием церковных книг. Он создал несколько рисунков к Евангелию Хитрово: его назвали так по имени владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись конца XIV века была украшена изображениями Христа, Девы Марии и апостолов, но и рисованными заставками, инициалами в виде животных. Рублев написал для нее миниатюры апостолов-евангелистов — Луки, Марка, Иоанна и Матфея. На отдельных листах он изобразил и символы евангелистов: быка, льва, орла и ангела. До того в русских Евангелиях эти символы не помещали на отдельных страницах: их вплетали в орнамент, окружавший текст, или делали их частью других иллюстраций. До начала ХХ века Евангелие Хитрово, помещенное в богатый оклад, хранилось в Троице-Сергиевой лавре, затем его передали Российской государственной библиотеке.

История создания иконы строится преимущественно на догадках. Общепринятая версия гласит, что писалась она по заказу преподобного Никона Радонежского для Троицкого собора. Вопрос даты написания остается открытым, неизвестно, к постройке какого здания икона была готова: к деревянному храму 1411 года? К каменному строению 1425-27 годов? Дошедшие до современности источники дать ответ на вопрос не способны.

Эта доска иконописца быстро стала образцом для всех последующих создателей образов Святой Троицы. К 1551 году Стоглавым собором было объявлено, что все будущие изображения должны соответствовать ей. А в 1575 году царь Иван Грозный приказал украсить ее золотым окладом. В последствии другими царями оклады также менялись, а сама икона обновлялась в соответствии с представлениями художников тех времен. Восстановлением первоначального вида произведения занялись только к 1904 году.

Описание иконы


Головы ангелов, на которых виднеются золотые лики, опущены вниз. На лице их можно увидеть полуулыбку, что говорит о том, что они ведут беседу, которая им приятна.

На столе художник изобразил вазу. Она тоже имеет символичное значение. Чаша здесь олицетворяет страдания Божьи. В руках каждого ангела имеется скипетр. Одеяния их свободны и отражают свет. На каждом из них есть элемент одежды синего цвета, что говорит об их причастности к Богу.


За ангелом, находящимся в центре, художник изобразил дерево, или ветвь. В данном случае они символизируют Дерево Жизни. За ангелом, расположенным на иконе слева, находится здание. Несложно догадаться, что художник имел ввиду храм Божий.

Справа виднеется гора. Рублёв тоже придал ей символичное значение. Гора здесь олицетворяет искупление падшего мира. Это прообраз Голгофы, на которую нес тяжелый крест Иисус Христос, а позже был распят на нём от рук язычников.


В образе отсутствуют лишние детали. Каждому элементу художник придал символичное значение. Автор не стал изображать бытовые мелочи. Все внимание сосредоточено на 3 ангелах.

В основу образа заложена идея круга. Несложно догадаться, что она тоже символична. В данном случае задумка олицетворяет Божественное триединство, вечность, бесконечную любовь.

Образ Троицы Ветхозаветной воплощает основополагающий догмат христианской религии, согласно которому Бог един в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа.

В Ветхом Завете повествуется о том, как столетнему праведному старцу, праотцу Аврааму, явился Бог в виде трех странников-ангелов. Авраам и Сарра угощают путников под дубом Мамврийским. Ангелы предрекают им рождение сына Исаака.

Раскрыта в 1926–1927 в ГРМ И. Я. Челноковым, в 1936 Я. В. Сосиным.

Симон Ушаков неоднократно обращался к теме Ветхозаветной Троицы, однако до нашего времени дошла лишь одна крупная икона его работы с таким изображением. Второе монументальное произведение на эту тему он написал в 1677 году совместно с Никитой Павловцем (МГОМЗ).

Показать полный текст Скрыть полный текст

История иконы


Известно также, что Андрей, будучи в юном возрасте, покинул дом, ушёл в монастырь и стал монахом. Ученые полагают, что это произошло в начале XIV века.

В это же время Андрею Рублеву, вместе с Феофаном Греком, поручили украшать иконостас Благовещенского собора, находящегося в Московском Кремле. Также известно, что художник был задействован в росписи иконостаса в городе Владимире и Успенского собора.


Вместе с ним работал и Даниил Черный. За несколько лет до своей смерти Андрей Рублев занимался росписью в Троице-Сергиевом и Спасо-Андрониковом монастырях. Скончался Андрей Рублев в 1430 году.


Что касается того, когда создана икона, то и здесь нет четкой позиции. Образ имеет две вероятные даты написания. Это 1411 год и период с 1425 по 1427 годы.

Дело в том, что в 1411 году была построена деревянная Троицкая церковь. Основателем ее стал приемник Сергия Радонежского — Никон.


В 1425 году был возведен Троицкий собор из камня, который, кстати, сохранился до сегодняшнего дня. Предчувствуя свою смерть, Никон пригласил в свои покои Даниила Черного и Андрея Рублева. Он попросил художников закончить роспись только что построенного собора.

Через почти 100 лет после написания работу спрятали на 5 веков под оклад. Это произошло в 1575 году, по приказу Ивана Грозного. Согласно записям монастыря, образ, написанный Рублевым, занимал главное место среди всех остальных икон. Однако основной святыней в Троице-Сергиевой Лавре считались мощи Сергия Радонежского.


В 1904 году началась расчистка образа. В то время практически все православные иконы подверглись этой процедуре. Занимался этим реставратор и иконописец Василий Гурьянов.


После того, как Гурьянов снял с иконы оклад, рублевская живопись не была обнаружена. Сначала он увидел записи XX века, затем XVIII. После этого он обнаружил фрагменты других времен. Под всеми этими слоями (всего их было три) и хранилась оригинальная живопись.

1918 году икона потемнела и ее снова пришлось раскрывать. Причина – неподходящая влажность в помещении. Эта работа была поручена Юрию Олсуфьеву.


В 2008 году состоялось совещание реставрационного совета. Там было принято решение поставить маячки для наблюдения за образом и его состоянием. Через несколько дней реставрационный совет снова собрался, но уже для того, чтобы решить, куда транспортировать икону.

Значение иконы Андрея Первозванного: как молиться

В чем помогает Тихвинская икона Божией Матери: значение для России

Невозможно поверить, но пять столетий икона провисела на одной из стен Троицкого собора в знаменитой Троице-Сергиевой лавре. Ничем особым не привлекала внимания прихожан и монахов: не чудотворила и не мироточила.

Отношение к иконе стремительно поменялось в начале ХХ века, когда древнерусскую иконопись стали рассматривать как искусство.

Этот сюжет истолковывали по-разному. Одна из самых распространённых версий, что таким образом Создатель донес до христиан сущность трех божественных ипостасей Святой Троицы

Читайте также: