Сочинение по фотографии 5 класс разумовская

Обновлено: 05.07.2024

Вадим Гиппенрейтер один из известнейших фотографов СССР и современной России. Объективу его фотокамеры удается поймать тот момент, в котором природа раскрывается во всем своем многообразие.
На фотографии "Сухие стволы сосен" мы видим деревья, погибшие во время лесного пожара. Перед нами мертвые пепельно-серые стволы, иссяня-черные корни, превратившиеся в уголь. Некогда это были могучие лесные великаны, в чьих ветвях находили приют звери и птицы, а у подножия ветер колыхал лесное разнотравье, защищенное раскидистой кроной от палящих солнечых лучей. Быть может, ближе к осени в ним подходили люди и стучали палками по широкому красновато-коричнево­му стволу, и тогда с ветвей сосен сыпались смолистые шишки. В зарослях папоротники у корней дачники и жители окрестных деревень находили терпко пахнущие рыжики, опята, грузди, волнушки.
Как же случалась эта трагедия? Мы можем только гадать. Быть может. не затушенный до конца костер, разведенный беспечными отдыхающими. Быть может, осколок стекла, сфокусировавший солнечный свет, а вокруг сушь и ветер. Наверняка сосны вспыхнули мгновенно, как спички: смолистая древесина хорошо горит. И деревья, много лет дарившие кров множеству живых существ, превратились в обугленные остовы, лишь отдаленно напоминающие о былых красавицах.
Но жизнь не остановилась. Вначале на пепелище появился кипрей, расцветивший выгоревшую землю нежно-розовыми метелками. Позже стали пробиваться другие травы, затягивая лесные раны. И вот уже перед нами зеленеет молодая поросль, дающая начало новому лесу. А сухие, обгоревшие стволы сосен стоят как напоминание о прошедшей катастрофе, как предупреждение нам о том, как беззащитна и хрупка природа.
В. Гиппенрейтер в своей фотографии использовал прием антитезы - противопоставления двух явлений, разительно отличающихся друг от друга. Очень часто этот прием используется писателями в художественных произведениях. Фотография - не книга, но она тоже может рассказать, пусть без слов, о чем-то большом и важном.

Казалось бы, красивой может быть только живая природа: зеленая трава, яркие цветы, покрытые листочками деревья. Но знаменитый фотограф Вадим Гиппенрейтер доказывает нам, что и умерших растениях есть своя удивительная прелесть.

Но эти сухие стволы привлекают внимание своей необычной формой. Невольно возникают вопросы, на которые хочется разглядеть на фото ответ. Какие невзгоды так искорежили вас, сосны? Что пришлось пережить вам, что так невероятно изогнулись ваши стволы? Но молча стоят сухие сосны и хранят свои тайны от окружающих.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Бесплатные публикации.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

г. Гагарин Смоленской области

Бесплатные свидетельства о публикации.

Материалы для аттестации.

заместитель директора по УВР

Наталья Николаевна Покровкова

Презентации. Международный каталог для учителей, учеников и преподавателей.

Сайт Методического центра электронного периодического издания NUMI. RU

Сайт учителя начальных классов Ждырёвой Ларисы Александровны

Педагогическая газета

Сайт учителя начальной школы Соколовой Г.Л.

Портал Завуч.Инфо

Блог "Педагогический журнал"

45 минут из жизни учителя

Готовим урок по любому предмету вместе

Современные педагогические технологии

Копилка уроков - сайт для учителей

Учительский портал На Урок. Ру

Педагогический портал «Gold-творчество”

Методическая копилка учителя

Международный открытый каталог для учителей и студентов

Педагогическое сообщество "Edcommunity.ru"

Методическая копилка "так то ЕНТ"

Первая ступенька школьника

сайт "Копилочка" Фокиной Лидии Петровны

Сайт учителя школы VIII вида

Барагузиной Любови Васильевны

МетаШкола — интернет-кружки и олимпиады

Живой журнал Методичка

Сайт учителя Збандуто Надежды Николаевны

Сайт учителя начальной школы Кулаковой Н.И.

Сайт учителя начальных классов

Салиш Салтанат Салишевны

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 723 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.06.2017 368
  • RAR 19.4 мбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Савченко Елена Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

5 класс. Русский язык. Тип урока: урок развития речи.

Опыт работы в школе показывает, что пятиклассники на уроках русского языка не умеют грамотно описывать фотографии. Ученики в основном в 5-7 предложениях говорят о том, что они видят на фотографиях в общем, не выражая при этом ни чувств, ни мыслей, не имея представления о строении текста и грамотном высказывании своих мыслей. В связи с этим хочется поделиться опытом работы и представить урок развития речи по описанию фотографии в 5 классе.

Задача урока. Дать представление обучающимся, что значит описывать фотографию, учить составлять связное устное и письменное высказывание по фотографии, чётко определять строение высказывания(вступление, основная часть, заключение, абзацы, граница предложений), определять стиль и тип речи.

2) развивать связную речь, образное мышление;

3) обогатить словарный запас обучающихся;

4) Воспитывать любовь к родному языку.

I . Мотивация темы. Беседа с классом. Вопросы.

- Какое время года вам нравится больше всего?

- Как можно описать природу? При помощи чего?(с помощью красок, сфотографировать, словесное описание).


Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер

Советский и российский фотограф-пейзажист; многократный чемпион СССР по горным лыжам и слалому. Впоследствии тренер по горным лыжам.

Родился: 22 апреля 1917 г., Москва , Российскаяреспублика

Умер: 16 июля 2016 г. (99 лет), Москва , Россия

В. Е. Гиппенрейтер очень любил природу, много путешествовал, одно из любимых его занятий – запечатлевать красоты природы: пейзажи, животных, птиц, растений.

- Как вы думаете, что изображено на фотографии? (Природа). Как ещё можно назвать изображение природы? (Пейзаж).

2. Описание фотографии.(Ответы даны из беседы с учениками, а также из их работ)


- Что вы видите на фотографии? (Опавшие разноцветные листья, зелёная трава, веточки от разных деревьев)

- С чем можно сравнить эту картину? (Настоящий ковёр из листьев, осенний ковёр)

- Из чего состоит осенний ковёр? Откуда видно, что листья осенние? (Из листьев осины, дуба, жёлудей, разных веточек), (все листья разного цвета: красный, жёлтый, красно – жёлтый, коричневый, они яркие, такие краски характерны для осени)

- В каком осеннем месяце бывают такие листья? (Где –то конец сентября, может, начало октября, когда осень вступает в свои права)

- Как вы думаете, с какого дерева упали эти листья? (Здесь много осиновых листьев, есть дубовые листочки, но их меньше)

Опишем листья осины.

- На что они похожи по форме? (У них круглая форма с красивыми краями, они похожи на маленькие лоскутки, осиновые листочки такие яркие, что картина наполняется жизнью, они похожи на маленькие сердечки)

Обратим внимание на листья дуба.

- На что они похожи по форме? А по цвету? (Дубовые листочки свернулись и пожухли, стали коричневыми)

- Чем они отличаются от листьев осины?(Они пожухлые, коричневые, не яркие)

Листья упали на траву. Давайте найдём выразительные эпитеты для определения цвета травы. (Она яркая, зелёная, весёлая, как летом. Трава своим цветом добавляет радость и веселье фотографии)

- Что ещё можно увидеть на траве? (Желтовато – бурые жёлуди, они похожи на маленьких смешных человечков. Жёлуди висели в густой листве дуба в своих шапочках – беретиках)

- Что напоминает вся эта картина? (Прощальную красоту осени, самое красивое время года. Художник запечатлел осень в своей красоте и нашёл в ней не дождливый день, а показал нам, что в каждом предмете можно найти свою красоту).

Ребята, давайте с вами проведём словарную работу, которая поможет вам в описании фотографии (на проекторе показана словарная работа)

III . Первичное закрепление знаний.

1. Словарная работа.

1. Художница - осень раскрасила листья осины в яркие цвета. Они напоминают разноцветные лоскутки.

Совсем не похожи на них листья дуба. Их блеклые резные лапки сиротливо темнеют среди нарядных листьев осины.

Желтовато-бурые желуди выглядывают из-под листьев.

По-летнему свежая трава украшает этот великолепный ковер из листьев.

2. Выразительное чтение стихотворений и нахождение средств художественной выразительности.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Как А.С.Пушкин описывает осень? Какие он использует слова?

3. Составление плана сочинения на черновике (примерный план).

2. Основная часть. ( Самая большая часть, в которой ученики описывают всё, что видят на фотографии). Описание осеннего ковра:

а) листья осины и дуба;

в) трава и веточки.

3. Заключение. (Небольшое по объёму, в котором ученики делают вывод из всего написанного). Какое впечатление произвела на меня фотография В.Е. Гиппенрейтера?

IV . Закрепление знаний. Самостоятельная работа обучающихся. Работа с черновиком.

V . Рефлексия урока.

- Ребята, как вы думаете, сможете ли вы самостоятельно дома описать письменно фотографию?

- Какие сложности у вас могут возникнуть? (Некоторые ученики обратили внимание на построение сочинения, на соблюдение абзацев (ещё раз объясняем, что соблюдение абзацев примерное, главное, чтобы были вступление, основная часть и заключение – вывод; возникли затруднения, что писать во вступлении и заключении (это всё зависит от творчества, воображения учеников, но примерные вступления и заключения ученики могут зачитать по желанию, кто уже справился).

VI . Домашнее задание: написать сочинение на черновике. На следующем уроке несколько учеников по желанию читают свои сочинения, затем переписывают сочинения в тетрадь.

Как результат работы приведём в пример некоторые сочинения учеников.

Сочинение ученицы 5а класса Оленинской средней школы Брицкой Алины.

Осень очень любит рисовать, и каждый раз, когда весна и лето уходят, она берётся за свои краски и разрисовывает каждый бережно выращенный листок в свои особенные цвета.

Листья похожи на маленькие лоскутки, и все эти лоскутки составляют большой ковёр. Листья осины такие яркие, что картина наполняется жизнью, они похожи на маленькие сердечки. А дубовые листочки свернулись и пожухли, стали коричневыми.

Рядом лежат жёлуди, так что, наверно, фотография сделана в парке, там, где много всяких деревьев. И с них падаютмаленькие веточки, которые тоже есть на ней.

Среди листьев виднеется зелёная трава, наверно, фотография сделана в середине осени. Трава добавляет радость и веселье.

Мне очень понравилась эта картина осени на фотографии, она такая яркая, что настроение сразу поднимается.

Сочинение ( отрывок) ученицы 5 а класса Оленинской средней школы Алиевой Софьи.

Смотрю на фотографию В.Е. Гиппенрейтера, и на память приходят строки стихов Аполлона Майкова:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать.

Совсем недавно эти пожухлые осиновые листочки трепетно дрожали на ветру. А вот эти жёлуди висели в густой листве дуба в своих шапочках – беретиках.

Не только листья, но и веточки сорвал с деревьев злой осенний ветер и разбросал пёстрым ковром по ещё зелёной траве.

Эта фотография вызвала у меня желание сходить в лес и полюбоваться прощальной красотой осени.

Сочинение ученика 5а класса Оленинской средней школы Лаврентьева Дениса.

На осеннем ковре из листьев и зелёной травы больше всего я вижу листья осины. У них круглая форма с красивыми краями. Художница – осень раскрасила листья осины в яркие цвета: красный, жёлтый, зелёный, красно – жёлтый и коричневый.

Этого не скажешь о листьях дуба. Они отличаются от осиновых листиков цветом и формой. У листочков дуба коричневый и тёмно – зелёный цвет. Видимо, недавно прошёл дождь, потому что на листьях виднеются капли дождя и они не такие яркие, как на деревьях.

Ещё на фотографии желтовато – бурые жёлуди выглядывают из–под листьев. Они похожи на маленьких смешных человечков. Зелёная травка и веточки дополняют эту осеннюю фотографию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- обогащать лексикон учеников заимствованной лексикой.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Тема урока: Сочинение – описание по фотографии В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен

Тип урока: урок развития речи.

- научить писать сочинение – описание по фотографии;

- сформировать умение выражать основную мысль (идею) прямо сформулированной или провести её с помощью соответствующего отбора деталей;

- воспитывать любовь к слову.

- обогащать лексикон учеников заимствованной лексикой.

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация.

Универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: соотносят результат своей дея­тельности с целью и оценивают его.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

1.Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

2.Ознакомление со структурой текста типа описания предмета.

Строение текста типа описания предмета.

Описывать можно место, предметы (вещи, животных, людей), состояние (природы, человека). Поэтому среди описаний выделяют описание места, состояния, описание предмета.

В научном стиле описание предмета бывает предельно полным. В художественном стиле выделяются самые яркие его признаки, создающие его образ.

В описаниях предмета научного стиля признаки обычно выражаются прилагательными и существительными с прямым, часто отвлеченным значением. В художественных описаниях предмета используются более разнообразные языковые средства. Это и прилагательные с конкретным значением, и существительные, и глаголы, и наречия. В художественных описаниях предмета встречаются сравнения, употребление слов в переносном значении.

Читайте также: