Сочинение по фильму весна на заречной улице

Обновлено: 07.07.2024

Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. При нарушении правил сайта и официального судебного запроса Администрация сайта предоставит все необходимые данные об авторе-нарушителе.

Сериал Валерия Тодоровского "Оттепель" неизменно занимает первые строчки в списках лучших российских сериалов последних лет.

Но едва ли можно считать простым совпадением тот факт, что когда-то его отец, прославленный Петр Тодоровский, был оператором одного из первых фильмов новой эпохи в кинематографе.

"Весна на Заречной улице" — само название точно отражает "оттепельные" настроения, ведь весна — это время обновления.

История любви рассказана в акварельных красках, лишена тяжеловесности и конкретности картин сталинской эпохи. Ясноглазая светловолосая учительница — не лозунг и не призыв к перевыполнению плана, а мечта, греза. Она не тащит героя твердой рукой в светлое будущее, а будоражит его сердце и воображение, вдохновляет к полету.

Как тут не отметить летящую камеру, которая потом станет любимым приемом шестидесятников. И снова резкая антитеза неподвижности и монументальности фильмов 30-х и 40-х годов.

На протяжении всего фильма Саша мучительно ищет новые слова, новый язык, чтобы объясниться с миром — еще одна прозрачная метафора "оттепели". И после осенне-зимнего ненастья наступает весна, а с ней оживает любовь и надежда на счастье.


Недосказанность остается, ведь в конце авторы символически ставят не точку, а троеточие. И для героев, и для зрителей. Ведь "многое еще осталось впереди", а значит время определенности и предельной очерченности жизни прошло. Наступает эпоха сомнений, размышлений, впечатлений и грез, где поиск важнее результата, где дорога значит больше, чем достижение цели.

"Весна на Заречной улице" придала новый импульс привычной производственной драме, подарила второе дыхание. Именно с нее начинается эпоха реабилитации частной жизни, где чувства и переживания становятся важнее идей и лозунгов.

Неслучайно Марлен Хуциев отдал главные роли дебютантам, а главную героиню сыграла непрофессиональная актриса. Весна — время молодых, и картина тоже о молодых людях, у которых все впереди. В этом смысле и тема вечерней школы возникает не просто так.

Мысль о втором шансе для тех, кто не смог получить полноценное образование из-за войны и последующего восстановления страны резонировала с новым обликом рабочего — культурного героя советской ментальности. Можно варить сталь и при этом слушать музыку Рахманинова. Можно соединить молот и серп с лирой. Прежние границы отменяются, свежий ветер врывается в окно. Грядет оттепель.

Татьяна Сергеевна — Снежная королева или девушка с достоинством?

Юная учительница русского языка и литературы Татьяна Сергеевна Левченко приезжает в город, где расположен крупный металлургический комбинат. В отделе образования она получает направление в вечернюю школу, где учатся молодые работники завода. Опоздав на автобус, Татьяна Сергеевна садится в машину к проезжающему мимо сталевару Юре. Девушка ведет себя холодно, отстраненно, не улыбается и не болтает, а лишь сухо отвечает на вопросы водителя.

Вскоре Юра берет еще одного пассажира — работника комбината, ударника труда Александра Савченко. Увидев симпатичную девушку, он не упускает шанса за ней приударить. Татьяна Сергеевна резко пресекает намеки попутчика и даже просит остановить машину. Скромная, неприступная красавица, она приехала в чужой город не для того, чтобы крутить шашни. Девушка преследует куда более высокую цель: привить своим ученикам любовь к литературе, дать им представления о прекрасном.

Может показаться, что Татьяна Сергеевна ведет себя заносчиво и высокомерно. Когда Саша вежливо стучится к ней комнату, чтобы пригласить к столу, та не ведет и ухом. Не царское это дело — с работягами общаться? Вовсе нет. На самом деле Татьяна Сергеевна поступает абсолютно правильно. Ее ученики уже давно не дети, и если она с самого начала станет для них подружкой, своей в доску, то воспринимать ее как педагога они больше не смогут. Девушка намеренно не вступает в этот диалог, чтобы выстроить с учениками уважительные отношения.

Татьяна Сергеевна твердо и с достоинством защищает свои границы. Она не дает Саше сорвать урок, когда тот пытается ерничать, и выгоняет его из класса, когда парень кривляется у доски. Будучи совсем юной, девушка не дает продавить себя, не бежит жаловаться директору, не заигрывает с учениками, пытаясь им понравиться. Саша, как и все остальные в классе, понимает, что перед ним необыкновенный человек, педагог с большой буквы, уважение которого нужно заслужить.

Саша Савченко — донжуан и повеса или человек с большим потенциалом?

То, что некая приезжая дамочка публично дает Саше от ворот поворот, лишь еще больше раззадоривает его. Он симпатичный парень, душа компании, толковый работник и передовик производства. Девушки на него так и вешаются, а тут какая-то учительница строит из себя недотрогу. Несмотря на все попытки Савченко обратить на себя внимание, Татьяна Сергеевна продолжает сохранять дистанцию: он ученик, она учительница, и ничего между ними быть не может.

К моменту знакомства с Левченко у Саши уже есть подруга, Зина. Зина совсем не такая, как Татьяна. Ее не интересуют тонкие материи. Все ее интересы сводятся к обсуждению сплетен и танцулькам с потенциальными ухажерами. В то время как Татьяна Сергеевна самозабвенно слушает второй концерт Рахманинова, Зина с матерью думают, как бы отвадить Савченко от симпатичной учительницы. Татьяна убеждена, что Саше необходимо учиться, а Зина уговаривает его бросить школу. И тем не менее Зину искренне жаль: она видит, что с появлением Левченко в Саше что-то изменилось, но ничего не может с этим поделать.

Саша и сам не сразу понял, что с ним происходит. Он не может разделить высокоинтеллектуальных увлечений Татьяны Сергеевны, не знает, кто такой Блок, и не ощущает того, что испытывает девушка, когда слушает классическую музыку. Однако единожды соприкоснувшись с прекрасным, он чувствует что-то важное: в его душе загорается искра. Савченко словно прозревает. Он еще не дорос до уровня Левченко, но уже не может тратить свою жизнь на бессмысленные развлечения, бегание за юбками и пустое общение с прохиндеем Юрой.

Есть ли будущее у пары Савченко — Левченко?

Отказ уязвляет самолюбие юноши. Саша бросает школу, но все же не перестает думать о Татьяне. Он пытается вернуться в привычную компанию Юры и Зины, но чувствует себя среди них неуютно. Александр уже видел другую жизнь, общался с умными, культурными людьми, и этот опыт оставил в его сердце неизгладимый след.

А как вы считаете, правильно ли вела себя Татьяна Сергеевна с учеником Савченко? Верите ли вы в их историю любви?

Знаете, что делает человек в тяжелые времена? в грустные, унылые. он опирается на что-то хорошее, что было в его жизни.

У меня это было детство. пускай бедное, скромное и друзей было мало особенно в раннем возрасте. Я была счастливым, любимым ребёнком, хоть и вели со мной беседы как со взрослой, называли вещи своими именами, показывали примером. Мы с мамой проводили много времени, смотрели фильмы на старом чёрно-белом телевизоре. Один из них 'Весна на Заречной улице'. Эта история не только про светлое чувство, эта история про людей.

Про рабочих парней, про девчонок с престижным образованием, про обычную жизнь, которой наше поколение так стыдится. НАДО ВСЁ И СРАЗУ. надо денег, надо гаджетов, надо шмоток, поездок, то сё, а душа на каком месте в порядке этих ценностей?

Вот она молодая девушка, учитель, укутанная в шаль. Вы видели сейчас девчонок укутанных хоть во что-нибудь? мороз, ветер, а она дурочка щиколотки демонстрирует. а парни? Герой не программист, не блоггер, у него образования то, толком нет. Простой рабочий человек, он не стыдится своей не образованности, своих не знаний, он разгильдяй, но с таким огромным сердцем. Что простота его поступков и помыслов трогает за живое.

Умели снимать и играть. всегда были плохие люди, но транслировали то другое!

Мы привыкли принимать за норму, что надо хватать побольше, и никакие методы не позорны. Цель оправдывает средства. Никто никому не должен. Мол спокойно продай всё святое и важное ради выгоды, малыш. ради комфорта зайка.

Наглая ложь! Это на самом деле удел слабых, трусливых, ничтожных людей.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 6 / 0
  • тип рецензии:

Есть фильмы из нашего давнего прошлого, которые я пересматриваю всегда, когда они идут по ТВ. Это фильмы о временах, когда было гораздо больше искренности и теплоты в отношениях, когда ещё не было так привычно теперь разделяющих нас железных дверей, когда мы запросто ходили к соседям смотреть телевизор и спокойно занимали у них 3 рубля до зарплаты. Это о времени, когда всё было просто и понятно, и мы спокойно могли гулять по ночам, не опасаясь за свою жизнь. Это о времени, когда мы были молоды и счастливы и ещё вся жизнь была впереди и казалась бесконечной. Это о времени, когда появлялись такие сильные и глубокие фильмы, которые мы с удовольствием смотрим до сих пор. А раз их показывают, значит (используя современную терминологию) рейтинг таких фильмов очень высок, ведь на телевидении - куда теперь без рейтинга? Это о времени, которое мы вспоминаем с теплотой и ностальгией, когда любовь рождалась не обязательно в концертных залах или тиши библиотек, а и в грохоте заводских цехов или в классе вечерней школы рабочей молодёжи. Это о великом и непростом времени, когда создавалось наше СЕГОДНЯ, и о людях, которые это будущее творили!

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 12 / 0
  • тип рецензии:

Любви дорога в будущее.

С фигурой Марлена Хуциева не просто так ассоциируется та самая 'хрущевская оттепель'. Среди множества партийных, классово-верных режиссёров он стал чуть ли ни первым, кто средствами киноязыка отказался от индустриальной пропаганды пролетариата в стране, только-только отвергнувшей культ личности Сталина. Тем самым, Хуциев выдохнул немного воздуха свободы, так необходимого Советским творцам будущего: Параджанову, Тарковскому, Шепитько. И необходимого самой стране, где великолепных постановщиков губила политика государства. Наконец-то восторжествовал лозунг 'фильмы ради искусства', хоть и ненадолго, не раскрывшийся до максимума, всё равно оставивший заметный след в истории мирового кино.

Самое главное, дебютная работа Хуциева 'Весна на Заречной улице', снятая совместно с однокурсником из ВГИКа Феликсом Миронером, - это кино для людей и про людей. Не приправленное рабоче-крестьянским духом стремления к идеалам коммунизма, оно блестяще передает быт и социальную структуру тех лет. Оно рассказывает самую обыкновенную историю о любви, об отношениях двух молодых людей. Сталевар Савченко, сыгранный будущим народным артистом РСФСР Николаем Рыбниковым, передовик производства на местном заводе, беззаветно влюбляется в свою учительницу Татьяну Сергеевну (актриса Нина Иванова) - не престарелую вредную женщину, а молодую, красивую девушку. тоже вредную, как кажется поначалу. Или, скорее, очень закрытую. Она предстаёт далёкой от здешних реалий персоной и словно боится промышленного города, его общества и порядка. Воспитанная на идеалах поэзии, классической музыки, Татьяна никак не сближается с Сашкой Савченко, даже дружески, не то что сердечно.

А Савченко этого ой как хочет! Ещё при первой встрече он пытается деревенским флиртом соблазнить девушку из, по сути, другого мира и проваливается: она ведёт себя максимально прагматично, закрывается чуть ли не до беглого отторжения. И дальше ситуация не облегчается, отношения учитель-ученик продолжают мучить сталевара. Но почему? Ведь можно просто бросить всё и пойти к хабалке Зине - та отдастся с распростёртыми объятиями, да и подобных ей немало: например, дружок с гитарой постоянно таскает вокруг себя девок, нисколько не стесняющихся провести вечер с достаточно подозрительным мужиком. Нет, Саша всеми силами старается понравиться учительнице, как может. А может он максимум дедовскими методами, отчего беснуется на уроках в попытках привлечь внимание и увиливает за Татьяной Сергеевной после них, словно мальчишка. Мальчишка, переросший молодые годы с кочергой в руках, не видевший их в принципе. Начинаешь понимать, что его чувства не такие, какими были раньше. Он хочет, чтобы Татьяна не стала для него девушкой на пару недель.

Получается, что из-за желания понравиться он раскрывает в себе ранее невиданные черты, причём так и не проникнувшись к академической культуре. Хорошим моментом сблизиться с Татьяной Савченко так и не воспользовался, когда тихо сбежал из комнаты с радио, транслировавшем музыку Рахманинова. И стихи не получились, не нашлось страсти к ним. Литература как была далека герою, так и осталась. Тут следует уточнить, что его образ остаётся постоянным, он нисколько не меняется. Он только раскрывается, так сказать, перевоспитывается без прямой сути перевоспитания. Деревню из Савченко не вытащишь, но вот прекрасное начинает выступать. Можно сказать, Татьяна оказалась ему нужна еще и для истинного взросления, отхода от затянутой пубертатности, отчего метафорически интересной выглядит профессия последней. Раскрываются личностные черты Александра, он начинает задумываться о движении к вершинам вроде прославления фамилии. А отказ в отношениях, брошенный однажды из уст героини, вызывает искреннюю и чудовищную обиду, грусть в душе взрослого дядьки, невольно западающую внутрь зрителя.

Но интересно то, что ситуация действует и наоборот: учительнице нужен Савченко. Потому что он единит девушку с рабочим городом. Потому что он также раскрывает её человеческие чувства. Она начинает восторгаться всплеском огня в цеху, думать романтически, и пьяный, не подобно Блоковскому образу, смиренному и оглушенному, раскрытый Сашка становится вдруг кем-то особенным. Тот самый, кто раньше казался раздолбаем, отныне привлекает внимание, а любое упоминание невольно отражается на лице героини заинтересованностью. Важно и то, что она перестаёт быть высокомерной особой: начинает открываться населению, собственным ученикам, в которым видит друзей, а не здоровых школьников; улыбаться; смущеннее реагировать на беседы про амурные думы Савченко. Становится понятно, что Татьяна - женщина, а не пролетарская холодная машина. И ей важно в первую очередь не строить коммунизм, не быть строгой и закрытой училкой, а жизнью дышать. Поэтому она однажды заплачет, когда устанет терпеть отторжение людей, вызванное интерпретацией физического закона на общество, где действие равно противодействию.

А вместе с весной приходит оттепель. Оттепель в жизни города, которая уже никак не связана с Хрущевым. Заречная улица словно выходит из спячки. На смену тёмным вечерам в школе приходят яркие и живописные места. Как раз с наступлением первых теплых дней приходит и такое ожидаемое перевоспитание героев. Зрительски это крайне важно ощутить, ибо драма Савченко успела по-настоящему в неё поверить, как и в намерения оного. С зимой чувства сталевара только подтвердились, он по-прежнему влюблен в Татьяну. А финал символически, с многоточием на конце, намекнет на незаконченность рассказа. Финал вернёт надежду на светлое продолжение, а не на печальное окончание истории. Вообще, в плане художественного символизма создатели постарались очень объемно, что может не показаться на первый взгляд. В этом смысле 'Весна на Заречной улице' является неповторимо особенным кино. Неудивительно, что именно с него открылась новая эпоха Советской кинематографии, впервые серьёзно отмеченной за рубежом в целом, множеством различных произведений. Фильм неявно проносится сквозь историю СССР, через революцию и Великую Отечественную войну, вырисовывая как бы уход тех времен и нашествие новизны. И да, никакой должной новизны так и не пришло. Кино в Союзе так и осталось рычагом пропаганды вплоть до перестройки. Но если бы не работа Хуциева и Миронера, то, возможно, зарекаться в той стране об искусстве вообще бы не приходилось.

Но самое главное, что отразилось в 'Весне на Заречной улице' - это обыкновенная жизнь. Жизнь без серпа и молота в руках, без коллективного восхваления идей Ленина. Даже завод в городе выступает третьестепенным объектом, потому что является совершенно ненужным в жизнях героев, авторы с нарочной иронией выделяют ему лишь несколько минут хронометража (хотя съёмки в цехах выглядят так же впечатляюще, как и в других местах). Но также они не унижают страну, не маскируют какой-то деструктивный скрытый смысл и не принижают граждан. Режиссёры напомнили простым гражданам, что жизнь - вот она, подобно картине. Неудивительно, что люди шли в кинотеатры толпами, в итоге - более 30 миллионов человек. Им было необходимо осознать, что они не проклятьем заклейменные.

Читайте также: