Сочинение по фильму агора

Обновлено: 04.07.2024

Гипатия родилась примерно в 370 году и была дочерью александрийского математика Теона. С раннего детства она имела склонность к наукам, и впоследствии, благодаря исключительности ума, снискала уважение и почет как философ и ученый. Она занималась вычислением астрономических таблиц, написала комментарий к сочинению Аполлония и Диофанта. Имеются сведения о том, что Гипатия изобрела ареометр - прибор для определения плотности жидкости, астролябию - прибор для определения астрономических координат, планисферу, позволяющую вычислять заход и восход небесных светил. Не было в Александрии человека, не знавшего о Гипатии. Ее имя упоминается во многих книгах и письмах ученых и политиков того времени.
Характерно высказывание Сократа о Гипатии: “Она достигла таких высот познания, что превзошла всех философов своего времени; наследница платоновской школы, возрожденной Плотином, она читала философские лекции всем тем, в ком было желание услышать”.
Увы, историкам неизвестны ни философские взгляды, ни математические результаты исследований Гипатии, поскольку судьба была беспощадна и к ней самой и к ее книгам. Ни одна из написанных ее работ не дошла до нас, а сама Гипатия стала жертвой заговора. Ее убийство, имевшее место в марте 415 года, во время великого поста "навлекло немало позора на александрийскую церковь".

Фанатики христианской веры в фильме ведут себя хуже большевиков в 17-м году. Они последовательно: неполиткорректно высказываются о язычниках, кидают в шутку их в огонь, получают отпор и, озлобившись, уничтожают Александрийский научный центр Серапеум, храм бога Сараписа, а также крупнейшее книгохранилище Александрийскую библиотеку. По свидетельству древних писателей, во время того набега сгорело семьсот тысяч томов. В картине все это происходит на глазах Гипатии, которая сама готова умереть за свитки, но ее удерживают рабы ее отца. Возможно, так оно и было, ведь реальная Гипатия и ее семья жили на территории Серапеума.
После полного свержения язычества в городе, продолжаются гонения на иноверцев, теперь люди нового епископа Кирилла устраивают еврейские погромы. Особенно неистовствуют парабаланы (бывшие солдаты и гладиаторы). Помимо того, церковь осуществляет давление на префектов округов и в какой-то момент решает убрать с дороги Гипатию, имеющую большое влияние среди ученой знати и обоснованно критикующую политику епископа.

Историческая драма такого уровня требует обильных затрат, Аменабар уложился в $73 000 000, воссоздав древнюю Александрию довольно детально, однако, скорее всего, в качестве исторических источников были использованы стандартные путеводители. Храм, театр, общественный туалет, в котором римляне мужского пола сидят и читают со спущенными (не задранными) юбками. Костюмы с первого кадра зрительно подчеркивают разделение персонажей на хороших и плохих. Хорошие (язычники) в белых тогах, плохие (христиане) в черном тряпье, евреи в чем-то сером.
Забавным художественным решением выглядит периодически вставленная в фильм земля из космоса и эффекты, имитирующие Google-Earth, призванные проиллюстрировать с одной стороны размышления Гипатии об устройстве вселенной, а с другой демонстрирующие, что Бога нет.

Так что, решайте сами, смотреть в эти выходные о гонениях на язычников или праздновать языческую масленицу:-). "За" фильм говорит немалое количество номинаций на национальную кинопремию Испании "Гойа" (13-ть), результаты будут известны в прощеное воскресенье, 14 февраля.

Внимание! Сколько людей, столько и мнений. Автор высказывает свою точку зрения, чего и вам желает. Никаких рекламных, либо антирекламных целей не преследую, да и не собираюсь.

Исторические фильмы снимать крайне сложно в силу многих причин: нужны хорошие декорации, погружающие в атмосферу показываемой эпохи; необходим интересный и как можно более правдоподобный сюжет, который будет интересно смотреть; актёры, подходящие не только по статусу, но и вписывающиеся своей внешностью и игрой в фильм. Таких нюансов очень много и, разумеется, многие их не соблюдают. Исторические картины про войну снимать всегда было легче, чем о мирных периодах истории. В данном фильме хоть и нет войн между государствами, зато есть война не менее разрушительная и жестокая – война религий. Дамы и господа, перед вами обзор на фильм Алехандро Аменабара “Агора”.

Немного о сюжете:

Египет на рубеже пятого века нашей эры. Гипатия – дочь директора Александрийской библиотеки, одной из богатейшей библиотеки того времени. Гипатия обладает многими достоинствами: она красива, умна, популярна. У нее есть страсть к философии, к математике, астрономии. К ее мнению прислушивались многие. Влияние Гипатии на людей было не по нраву христианским фундаменталистам, стремительно набиравшим популярность у народа. Дочь директора же предпочитала религиозным и политическим интригам науку. Но настал период выбора – стать последовательницей религии или остаться преданной своему делу и поставить жизнь под угрозу.

Данный фильм, разумеется, далеко не о мирной эпохе процветания. Мир в тот период трансформировался на фоне религиозных потрясений и разваливающейся Римской Империи в IV - начале V века нашей эры. Споры о религиях, столкновения язычества, христианства и иудаизма не чем не отличались от войны, только вот гибли при этом мирные люди. Вопрос выбора веры не перестал быть актуальным и сегодня, но тогда выбора особо ни у кого не было.

Фильм очень подробно показывает нам то, во что превращается толпа людей, одержимых идеей. На фоне общего безумства очень иронично мелькают мирные разговоре о Боге и сыне его, о помощи бедным, о том, где же находится Солнце и какую форму имеет планета Земля. Из таких вот островов размышлений и действий состоит данная картина. Показано это очень ловко и не скучно, повествование хорошо сбалансировано и распределено по всему хронометражу так, что бы зрители не скучали, но и не уставали от происходящего на экране.

Отдельно хотелось бы отметить декорации. Они просто великолепны, если учитывать то, что бюджет картины составил всего 70 млн $, что для хорошего исторического фильма довольно скромно. Без графики, разумеется, не обошлось, но её заметить трудно и в глаза она не бросается. Всё сделано с умом и очень аккуратно.

Актёрский состав не блещет именами первой величины. В фильме сыграли Рэйчел Вайс, Макс Мингелла, Оскар Айзек, Ашраф Бархом, Майкл Лонсдейл и другие. Кроме Вайс и Айзека по большей части узнаваемых лиц и нет. Но это не помешало всем сыграть хорошо и как надо. Некоторые пререкания вызывает игра Вайс – то ли в её задачу входило раздражать буквально всеми своими действиями, то ли сама актриса сыграл так, чтобы сложилось такое впечатление. Все моменты с ней довольно скучные, однообразные и несколько фальшивые. Благо, что фильм держится не только на её игре.

Как и все исторические картины, не нужно воспринимать “Агору” как достоверное документальное кино. В нём много расхождений и неточностей. Многим фактам, имеющим место в фильме, нет официального документального подтверждения. И, если бы данный фильм был документальным, то это было бы непростительно, но это кино является художественным, поэтому все взятки с него гладки.

“Агора” – это хороший, местами чуть надуманный, красивый фильм о важных вещах. Он несёт очень интересную и правильную, но незаметную сразу мысль – нужно всегда оставаться человеком со своей головой на плечах. Разумеется, толпе мы этого не объясним, пусть и горькая, но правда. Кино это получилось с душой, и хотя бы только за это ему стоит простить все огрехи в достоверности. А отличные декорации, операторская работа и саундтрек ещё надолго закрепят данную картину в списке одной из самых лучших в историческом жанре.


Агора (2009)
Agora
драма, исторический, мелодрама, приключения
Режиссер: Алехандро Аменабар
В ролях: Рэйчел Вайс, Макс Мингелла, Оскар Айзек, Ашраф Бархом, Мишель Лонсдаль
Премьера: 11 февраля 2010 года
Смотри на


Александрия, пятый век. Империя разваливается, власть Рима слабеет, христианство становится основной религией. Красивая молодая дама – философ Гипатия (Рэйчел Вайс) – учит молодых аристократов и умных рабов физике и философии – что, собственно, на тот момент одно и то же. Иллюстрирует всемирное тяготение при помощи падающего платочка, смущает влюбленных в нее мужчин при помощи менструальной крови. В Бога не верит, в истинах сомневается, фраппирует окружающих научной прямотой и вольным поведением. А времена, в общем, не те, чтобы кого-нибудь фраппировать. Власть в городе постепенно захватывают христианские фанатики. Они штурмуют и уничтожают Великую библиотеку – чудо света, знакомое нам по игре в "Цивилизацию" (слышен красивый фырчащий звук, с которым под куполом летают свитки древней мудрости). Они побивают камнями евреев во время концерта World music, устраивают полноценный pogrom и в конце концов убивают Гипатию. Все это нечеловечески красиво и сопровождается пафосной музыкой.


Утверждается, что когда Алехандро Аменабар писал сценарий, он хотел, чтобы в фильме снялся Саша Барон Коэн. Коэн, по слухам, испугался сложной темы и будущего скандала. Коэн. Испугался скандала. Очень характерная для тематики этого фильма история – Аменабар снял дико тревожное кино про мир, который разваливается. Твердая рука Римской империи позволяла уживаться тысячам культов и племен, строила акведуки и поддерживала знания – и всего этого больше не будет, потому что гопники в состоянии уничтожить все, к чему прикоснутся, потому что префектом великого города назначен безвольный конформист, который путает трусость с реалполитик, потому что атеизму, равноправию женщин, уму и красоте Рэйчел Вайс нет места в мире, который разваливается на глазах. Странно не то, что Гипатию забили камнями – странно, что они не сделали это четырьмя бунтами раньше.


Ну и общая атмосфера в этом фильме несколько напоминает даже не мексиканский сериал, а средневековый роман. Один из героев, раб Гипатии, влюбленный в нее с детства, пытается во время бунта ее изнасиловать – но не может, потому что начинает плакать. Префект Александрии пытается втянуть ее в простенькую интригу, чтобы избавить город от христианских гопников – и тоже начинает плакать. Тот же самый бывший раб избавляет ее от страданий – и крупные прозрачные слезы катятся по его щекам, а зритель вздыхает и думает: надо было ей родить еще десять лет назад. Грандиозный антимещанский и антигопнический пафос наводит на самые что ни на есть мещанские и гопнические мысли, но это нормально.


Удивительно при этом то, что прокатная судьба фильма очень хороша. Лента стала самой успешной в Испании, собрала в первые выходные проката больше десяти миллионов евро и в общей сложности больше двадцати миллионов в разгар кризиса, а в соседней Италии не нашла прокатчика и фактически была запрещена, как антихристианский памфлет.

Для дорогой европейской киноподелки с государственным участием – предельно достойный результат. Для разваливающегося мира, поднимающего голову религиозного фанатизма и нашествия гопников на всех уровнях – тем более.

К сожалению, большинство людей в наше время не только плохо знают историю, но и не понимают, откуда вообще берется знание о прошлом, как работают историки. Отсюда проистекает невероятная доверчивость ко всякого рода спекуляциям на историческую тему. Многие уверены, что все действительно обстояло именно так, как это показано в кино или написано в художественной литературе.

Поэтому, чтобы быть понятым, мне придется не только говорить о событиях, происходивших в Александрии IV–V веков, но и по ходу дела пояснять некоторые вещи, очевидные для специалиста, но совершенно неочевидные для читателя массового издания. И хотя это неизбежно ведет к упрощению, но в формате популярного журнала иначе, наверное, и не выйдет. В любом случае призываю тех, кто всерьез заинтересуется этой темой, ознакомиться с первоисточниками.

Волнения в Александрии

Начнем с событий 391 года. О разрушении храма Сераписа и сопровождавших это событие столкновениях между христианами и язычниками повествуют как языческий автор Евнапий (около 346–414), так и церковные историки Руфин Аквилейский (около 345–410), Сократ Схоластик (около 380–439) и Созомен (около 400–450). Как видим, все эти авторы имели возможность в своих свидетельствах опираться на рассказы непосредственных участников событий.

В первую очередь отметим, что столкновение 391 года было далеко не первым конфликтом между христианами и язычниками в Александрии. Подобного рода столкновения были чрезвычайно характерным явлением в жизни многих позднеантичных городов, но в Александрии противостояние язычников и христиан было особенно острым и часто заканчивалось кровопролитием. Так, в 361 году языческая толпа растерзала здесь арианского епископа Георгия. Кстати сказать, в первые три века новой эры гонения на христиан инициировались зачастую не властями империи, а агрессивной толпой. В IV–V веках борьба шла не только между христианами и язычниками, но и между христианами и иудеями, а также и среди самих христиан: между православными и еретиками (в IV веке — арианами, в V веке — монофизитами).

Но события 391 года важны для нас тем, что очевидным образом свидетельствуют о победе в Александрии христианства над язычеством, поскольку разрушение храма Сераписа было бы невозможно без обращения или сочувствия новой вере большей части населения города. Евнапий, как язычник, оценивает случившееся крайне негативно. В его интерпретации язычники не дали христианам никакого повода для разрушения храма Сераписа. Церковные же историки, напротив, подробно говорят о причинах, побудивших александрийских христиан столь решительно выступить против язычников.

Руфин Аквилейский рассказывает, что тогдашний александрийский епископ Феофил занялся ремонтом одной из старых базилик. Эта базилика некогда была языческим храмом, а христианам ее передал еще император Констанций во второй четверти IV века. Долгие годы, однако, она находилась в запустении, и лишь при Феофиле ее начали обустраивать. В ходе работ были обнаружены некие тайные гроты, в которых совершались языческие священнодействия. Язычники истолковали эти раскопки как святотатство, начались кровавые столкновения.

В результате христиане начали теснить язычников, и те заперлись в храме Сераписа. Храм этот фактически представлял собою крепость, в нем можно было выдержать долгую осаду. В фильме, кстати, эта осада показана, но не показано другое — в плену у укрывшихся в Серапеуме язычников находились некоторые христиане, которых те заставляли приносить жертвы богам, а отказавшихся подвергали всяческим мучениям. Рассказ об этом сохранился у христианских историков, Евнапий же, естественно, об этом умалчивает.

Загадка гибели Александрийской библиотеки

Гораздо более сложный вопрос — что же произошло с Александрийской библиотекой? Судя по всему, большая часть рукописей погибла еще во времена так называемой Александрийской войны Юлия Цезаря в 48 году до Рождества Христова. Во время военных действий возник пожар, и сгорело, по свидетельствам античных историков, от 400 до 700 тысяч томов. В 70-е годы III века император Аврелиан взял Александрию штурмом, в ходе боевых действий библиотека могла серьезно пострадать. Вообще, неизвестно даже, сохранилась ли какая-то ее часть до 391 года и где именно она находилась. Историк IV века Аммиан Марцеллин свидетельствует, что она хранилась в Серапеуме, но говорит о ней в прошедшем времени.

Следует отметить, что не только христианские историки, но и язычник Евнапий, рассказывая о разрушении храма Сераписа, ни словом не упоминают о том, что были уничтожены какие-либо книги. Замечу, что молчание на этот счет Евнапия можно считать решающим свидетельством в пользу того, что никакой библиотеки в 391 году христиане не уничтожали. Этот антихристиански настроенный автор не упустил бы возможности обвинить христиан в столь вопиющем варварстве.

Есть, кстати, свидетельства, согласно которым Александрийская библиотека была уничтожена в VII веке арабами. Якобы халиф Омар сказал, что если в этих книгах говорится то же, что и в Коране, то они бесполезны, а если нечто другое, то они вредны, и повелел библиотеку сжечь. Однако свидетельство это весьма позднее, и сами мусульмане вполне справедливо оспаривают его достоверность.

Как бы то ни было, ясно, что возлагать на христиан вину за уничтожение Александрийской библиотеки (что утверждается в фильме) никак нельзя. Нет ни одного исторического источника, подтверждающего это. Версию же о виновности христиан выдвинул в XVIII веке английский историк Эдуард Гиббон, который вообще именно в распространении христианства видел основную причину упадка Римской империи.

Святитель Кирилл Александрийский — выдающийся ученый и богослов. Фрагмент фрески из храма Печской Патриархии, Сербия, XIII в.

Святитель Кирилл и александрийские иудеи

После этого святитель Кирилл вызвал к себе иудейских лидеров и потребовал от них, чтобы они прекратили возмущение против христиан. Как предполагает Сократ Схоластик, епископ вынужден был пустить в ход какие-то угрозы. В результате иудеи почувствовали себя оскорбленными и решили показать святителю Кириллу, что не боятся его. С этой целью они обманом заманили христиан в одну из александрийских церквей и многих убили. После этого святитель Кирилл собрал народ, захватил синагоги и выгнал иудеев из города. В фильме показано, что изгнание сопровождалось убийствами, но ни в одном источнике об убийствах не сообщается.

И вот тут-то произошла трагедия с Ипатией, о которой, кстати, Сократ Схоластик говорит с нескрываемым восхищением. Народ был убежден, что Ипатия имеет влияние на префекта Ореста и побуждает его к ссоре с епископом. Толпа под предводительством некого Петра схватила Ипатию и зверски ее убила. К чести создателей фильма, они смягчили этот эпизод и не показали всех отталкивающих подробностей.

Встает вопрос: откуда же тогда возникло мнение, будто святитель Кирилл виновен в этом жестоком убийстве? Никто из вышеназванных историков такого не говорил. Единственный источник, прямо указывающий на это, — фрагмент из сочинений языческого философа Дамаския, жившего на рубеже V—VI веков. Дамаский рассказывает о том, что епископ Кирилл позавидовал популярности Ипатии и организовал против нее заговор, а потом с помощью взяток избавился от судебного преследования. Но эта история выдержана в духе характерных для античной литературы занимательных рассказов из жизни знаменитых людей, и рассматривать ее правильнее всего в свете антихристианских взглядов Дамаския.

Политик или отец Церкви?

Есть еще один момент, требующий комментария. Это — личность святителя Кирилла Александрийского. Для православных христиан он не просто историческая фигура, а святой, прославленный Церковью. Но в фильме его образ окрашен исключительно в черные тона, и именно это, а не демонстрация буйства христианской толпы является основной неправдой фильма.

Очевидно, что святитель Кирилл был, как и многие другие епископы крупных городов, не только пастырем, но и политическим деятелем. Однако нам необходимо понять, зачем ему нужна была политическая активность и была ли она главным в его жизни. Ведь если изначально воспринимать его как властолюбца, для которого вера — только способ занять высокое место в стремительно христианизирующемся мире, то остается один шаг до того, чтобы счесть его циником, внутренне способным на убийство.

Но Церковь знает совсем другой образ святителя Кирилла, и знает его не из вторых рук, не из каких-то внешних свидетельств, тенденциозно перетолкованных (как в фильме), а из собственных его творений. Святитель Кирилл является выдающимся богословом, причем его учение о Христе — это не какие-то интеллектуальные упражнения и философские спекуляции, оно основано на очень глубоком личном духовном, молитвенном опыте.

Именно это позволяет нам понять мотивацию его церковно-политической деятельности. Если исходить из того, что он в первую очередь был выдающимся отцом Церкви, выдающимся богословом, выдающимся пастырем, то и его свершения как политика становятся более понятными: они были направлены на то, чтобы бороться за чистоту Православия, отстаивать интересы Церкви, а в ту эпоху, не участвуя в политической борьбе, делать это было зачастую невозможно.

Грех против Церкви

Так что же произошло в Александрии 1 600 лет назад? Что мы знаем доподлинно и насколько эти знания совпадают с картиной, представленной в фильме?

Безусловно, в 391 году по рождеству Христову христианами был уничтожен языческий храм Сераписа. Безусловно, в 415 году александрийские христиане под предводительством святителя Кирилла изгнали из Александрии иудеев. Безусловно, в том же году была убита выдающаяся женщина-философ Ипатия.

Чего мы не знаем и в чем, соответственно, не имеем права обвинять христиан Александрии? Скорее всего, не было ни уничтожения Александрийской библиотеки, ни убийств, сопровождавших изгнание из города иудеев. Мы не вправе обвинять святителя Кирилла Александрийского ни в подстрекательстве к убийству Ипатии, ни в каких-либо проклятиях в ее адрес. Все это не подтверждается источниками. Все это домыслы, которые создатели фильма подают как правду — и тем самым фактически сеют ложь.

Однако уже появились зрительские отзывы, в которых это убийство воспринимается в качестве аргумента против христианской веры как таковой. Но ведь и Сам Христос говорит: Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7:21). И обращение в христианство не делает из склонной к возмущениям толпы кроткое стадо, ведь всякое обращение есть только начало пути ко Христу и духовному преображению.

Вторая и главная ложь фильма (подозреваю, именно ради нее он вообще и снят) — это попытка показать христиан армией фанатиков-марионеток, у которых нет ни свободы мысли, ни иной цели, кроме как уничтожать культуру, изгонять и жестоко убивать инакомыслящих. То есть христианство, по версии создателей фильма, — это не любовь к Богу и к людям, не милосердие, не красота, не глубина мысли, а только жестокость и невежество. Вся история Церкви доказывает, что такое обобщение лживо.


Действие фильма происходит в египетской Александрии на рубеже IV и V веков. Фильм рассказывает об исторической личности — женщине-математике Гипатии. Она оказалась свидетельницей уничтожения великих памятников античности — Мусейона и Библиотеки. В 415 году Гипатию растерзала толпа новообращенных христиан.

О Гипатии:


Портрет Гипатии (Ипатии) из Александрии

Гипа́тия (Ипа́тия) Александри́йская ( древн.греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα ; 370—415) — женщина-ученый греческого происхождения, астроном, математик, философ. Преподавала в Александрии; схоларх Александрийской школы неоплатонизма.
Убита группой христиан под руководством епископа Кирилла.



Биография
Образование Гипатия получила под руководством своего отца, Теона Александрийского, принадлежавшего к числу ученых Александрийской школы.
Около 400 года Гипатия была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр — кафедру философии. Преподавала философию Платона и Аристотеля; также преподавала математику, занималась вычислением астрономических таблиц. Написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли.
Историк Сократ Схоластик характеризует Гипатию следующим образом:
"Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей."



Оригинал
ἐπεὶ γὰρ συνετύγχανε συχνότερον τῷ Ὀρέστῃ͵ διαβολὴν τοῦτ΄ ἐκίνησε κατ΄ αὐτῆς παρὰ τῷ τῆς ἐκκλησίας λαῷ͵ ὡς ἄρα εἴη αὕτη ἡ μὴ συγχωροῦσα τὸν Ὀρέστην εἰς φιλίαν τῷ ἐπισκόπῳ συμβῆναι. Καὶ δὴ συμφρονήσαντες ἄνδρες τὸ φρόνημα ἔνθερμοι͵ ὧν ἡγεῖτο Πέτρος τις ἀναγνώστης͵ ἐπιτηροῦσι τὴν ἄνθρωπον ἐπανιοῦσαν ἐπὶ οἰκίαν ποθέν• καὶ ἐκ τοῦ δίφρου ἐκβαλόντες͵ ἐπὶ τὴν ἐκκλησίαν ᾗ ἐπώνυμον Καισάριον συνέλκουσιν͵ ἀποδύσαντές τε τὴν ἐσθῆτα ὀστράκοις ἀνεῖλον• καὶ μεληδὸν διασπάσαντες͵ ἐπὶ τὸν καλούμενον Κιναρῶνα τὰ μέλη συνάραντες πυρὶ κατηνάλωσαν. Τοῦτο οὐ μικρὸν μῶμον Κυρίλλῳ καὶ τῇ Ἀλεξανδρέων ἐκκλησίᾳ εἰργάσατο• ἀλλότριον γὰρ παντελῶς τῶν φρονούντων τὰ Χριστοῦ φόνοι καὶ μάχαι καὶ τὰ τούτοις παραπλήσια. Καὶ ταῦτα πέπρακται τῷ τετάρτῳ ἔτει τῆς Κυρίλλου ἐπισκοπῆς͵ ἐν ὑπατείᾳ Ὁνωρίου τὸ δέκατον͵ καὶ Θεοδοσίου τὸ ἕκτον͵ ἐν μηνὶ Μαρτίῳ͵ νηστειῶν οὐσῶν

Перевод, выполненный в Санкт-Петербургской духовной академии
Так как она очень часто беседовала с Орестом, то её обращение с ним подало повод к клевете [в церковном народе],будуто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего [чтеца] Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, [разорвали на части],а [куски] тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало скорби [позора] и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста.


Следует отметить, что в переводе, выполненном в Санкт-Петербургской духовной академии имеется несколько пропусков и искажений. Из текста убрано упоминание того, что причиной убийства стали слухи именно в "церковном народе", а организатором убийства был чтец - также клирик. Кроме этого, последствием произошедших событий на самом деле стала не скорбь у Кирилла (перевод), а хула на Кирилла (оригинал). Также из текста убрано описание того, что тело Гипатии было разорвано христианами на части (Διασπάσαντες).

Вскоре после смерти Гипатии многие из ее учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра.

Философская и научная деятельность
В прежние времена Гипатия представлялась языческой мученицей, которая была растерзана толпой за религиозную нетерпимость. Сегодня многие полагают, что Гипатия, наоборот, относилась лояльно к прочим религиям.



Гипатия признавала примат разума над религиозными верованиями. Сближалась с Порфирием по вопросу об отсутствии субординации в трактовании трех основных ипостасей неоплатонизма, и расходилась с прочими неоплатониками в высокой оценке гражданских добродетелей.

Гипатия, как считается, изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: дистиллятор (прибор для получения дистиллированной воды), ареометр (прибор для измерения плотности жидкости), астролябию (инструмент для астрономических измерений, усовершенствовав астролабон Клавдия Птолемея) и планисферу (плоскую подвижную карту неба).


Читайте также: