Сочинение по бардовской песне

Обновлено: 05.07.2024

Цель исследовательской работы – Раскрыть и охарактеризовать современную бардовскую песню.

  1. На основе анализа музыковедческой литературы дать определение бардовской песни
  2. Раскрыть историю развития бардовской песни
  3. Выяснить основные характеристики бардовской песни

Методы исследования: анализ, систематизирование, сравнение, обобщение.

Глава 1. Бардовская песня как самостоятельное явление современной жизни

1.2 История развития бардовской песни

Повзрослевшие барды - основатели жанра продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим. Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, А. Розенбаума, В. Долиной, а также бард-рокеров , таких как А. Макаревич, Б. Гребенщиков.

Третий этап (с середины 80-х гг. до начала 90-х гг) – эра спокойствия. После непродолжительного всплеска всеобщего интереса к авторской песне как ко всему, недавно еще запрещенному, вызванного, среди прочего, и новой волной социальной эйфории, ее развитие переходит в спокойное, теперь уже легальное, профессиональное русло. Растет число поющих поэтов и их исполнительское мастерство, множится количество их организаций, концертов, фестивалей, издаются многочисленные сборники, кассеты и компакт-диски, появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении, но в творческом отношении не происходит ничего принципиально нового. Вместе с легализацией и исчезновением столь плодотворного для авторской песни ощущения сопротивления материала, энергии противостояния, многие считают, что исчез и творческий импульс ее развития, что на этом история авторской песни и закончилась, что в ситуации политической свободы, без тоталитарного гнёта этот вид поэзии существовать не может. Уходит в прошлое магнитофонная форма существования авторской песни, размножаясь на компакт-дисках и видеофильмах, свободно печатаясь в журнальных и книжных изданиях, авторская песня перестаёт быть сама собой. Словом, авторской песней надлежит считать только то, что написано до начала 90-х годов, и где-то в этом времени надо поставить окончательную точку.

С такой точкой зрения можно поспорить, имея в виду, что наследие тоталитаризма изжито отнюдь не полностью, что вольный бунтарский дух бардовской поэзии ещё может быть востребован обществом и культурой. К тому же авторской песне присущи не только бунтарские темы, обличительный характер, но и вечные общечеловеческие - любовь, смерть, добро, зло и т. д. Ситуация неопределенности и тревоги за будущее в начале 90-х годов объясняется общей неблагоприятной социально-политической и экономической ситуацией в стране. По мере выхода общества из кризиса в целом, выходит из него и авторская песня, несомненно, обновленная, приобретшая новые черты, но не утратившая своего сущностного смысла. В конце 1990-х годов начинается мощное развитие фестивалей авторской песни, организовываются все новые центры. Это дает возможность каждому автору попробовать себя. Авторская песня стала носить массовый характер.

Существование и развитие авторской песни в современном обществе говорит о важности и заметном месте в культуре различных народов. Регулярно проводятся конкурсы и фестивали авторской песни, открываются новые клубы, бард-кафе в разных городах. Бардовская песня присутствует как течение в дополнительном образовании детей, звучат новые имена молодых авторов-исполнителей, огромное множество детских коллективов принимает участие в фестивалях. Многие из них – продолжатели бардовской субкультуры. Все эти объективные факты свидетельствуют о значимости и подлинном процветании данного вида словесности. Самые крупномасштабные фестивали – Ильменский и Грушинский, имеют более чем тридцатилетнюю историю, ежегодно собирают многие тысячи людей со всей страны и из-за рубежа. Основанием для наследников авторской песни, является поэтико-музыкальное творчество Визбора, Окуджавы, Высоцкого. Без их песен традиционно не обходится ни один бардовский фестиваль.

1.3 Характеристика бардовской песни

В связи с кризисом и упадком бардовской песни, к данному жанру в ряде случаев стали причислять сначала отдельных представителей, а затем и целые другие самостоятельные песенные течения (рок-песни, дворовые песни, песни преступной среды, армейские песни и даже эстрадные). Возникает необходимость уточнения смысла названия бардовской песни, а может быть, и замены прежнего названия более точным, отражающим суть. Основные признаки бардовской песни – это простота, цельность, высокий духовно-нравственный уровень идеи и ее раскрытия в песне.

Вторым признаком песен авторской песни является цельность , означающая подчинение всех частей песни раскрытию идеи, которую она выражает, ради которой она написана. В ряде других песенных течений нередки песни, в которых присутствуют части, не участвующие в раскрытии идеи песни. Эти части песен пишутся попутно как выражение мыслей, пришедших в голову автора во время творчества, что делает песню разбросанной по смыслу.

Третьим признаком песен авторской песни является высокий духовно-нравственный уровень идеи и её раскрытия в песне. Здесь, с одной стороны, необходима идея, возвышающая, облагораживающая человека. С другой стороны - гармоничное сочетание различных сторон идеи, высоко и глубоко раскрывающие ее. При гармоничном сочетании раскрываемые стороны идеи не мешают друг другу, а дополняют друг друга до общего целого, одинаково необходимо работая на ее раскрытие.

Четвертым признаком песен авторской песни является высокий уровень выражения идеи в слове , когда слова песни работают на раскрытие идеи большинством сторон своего смысла и звучания, соответствующего характеру выражаемой идеи.

Ближе всего к авторской песне стоит направление русской рок-песни. У него (его лучших образцов) есть черты, созвучные авторской песне - неприятие обывательской серости, жажда значительных событий и искренность, единство песни и жизни. Но на этом и кончается созвучие рока и авторской песни. Остальные же стороны рок-песни входят в резкое противоречие с духовно-нравственными основами авторской песни. Это крайний индивидуализм, разрушительный настрой без присутствия созидательной цели. Таким образом, нравственный уровень идей русского рока не соответствует высокому уровню идей авторской песни. Если говорить об уровне владения словом, то в рок-песне он в основном также значительно ниже уровня авторской песни. В роке есть такое понятие - рок-текст, то есть, не стихотворение, а набор фраз, передающих настрой, состояние автора. В рок-песне часто передача внутреннего эмоционального настроя важнее, чем передача смысла песни, и потому в отличие от авторской песни в рок-песне музыка часто заслоняет текст, увлекая массы слушателей в состояние бессознательного прожития передаваемого эмоционального настроя.

Эстрадная песня является полной противоположностью авторской. В ней полностью отсутствует единство песни и жизни певца. Воспроизводится внешняя форма - музыка, вокальное пение. Ни уровень идей, ни уровень владения словом в таких песнях, как правило, даже не стремится к уровню авторской песни.

Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой. Бардовская песня, как никакая другая песня, способствует работе души, а следовательно, и ее исцелению.

1.4. Основоположники бардовской песни

1.4.1. Булат Шалвович Окуджава

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Жил на Арбате до 1940г. В 1934 переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Окуджава возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси.

В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы в Тбилиси добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г.Моздок. В 1945 Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси.

Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945г по 1950г.

В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду. Жил в Москве. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын - Булат (Антон) Булатович Окуджава, музыкант, композитор. Булат Окуджава перенес операцию на сердце в США. Скончался 12 июня 1997 после краткой тяжелой болезни в Париже. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

1.4.2. Александр Галич

Александр Аркадьевич Гинзбург - Галич родился 19 октября 1919 года. Его рано проявившийся поэтический дар был отмечен Эдуардом Багрицким. В 1935 году он поступил в Литературный институт, где проучился 2 курса. Галич бросил институт и перешел в студию при МХАТе, возглавляемую К. С. Станиславским. При поступлении К. С. Станиславский сказал о Галиче: "Актером не станет, но толк будет. ". Во время войны Галич работал во фронтовом театре.

С 1945 года он становится профессиональным драматургом. В СССР поставлены 10 его пьес, в том числе "Вас вызывает Таймыр". Спектаклем "Матросская тишина" должен был открыться в 1957 году театр "Современник", но эту пьесу не пропустили и театр открылся пьесой Розова "Вечно живые". Для театра имени Вахтангова Галич писал стихи к пьесе Арбузова "Город на заре". Вместе с Вентцель А. А. Галич написал сценарии "За проходной" /1962 год/, "Будни и праздники" /1967-1968 годы/.

А. А. Галич - автор сценариев фильмов "Верные друзья", "На семи ветрах", "Чайковский", где прозвучали такие его песни, как:" До свидания мама. ", " Плыла, качалась лодочка по Яузе реке. ".

Концом его легальных выступлений явился концерт в Новосибирске в 1968 году, в то же время появилась разгромная статья в "Комсомольской правде". В начале 70-х годов по настоянию члена Политбюро ЦК КПСС Д. С. Полянского Галича исключают из Союза Писателей. Его исключают также из Союза Кинематографистов и из Литфонда. В 1974 году нагнетаемая атмосфера травли и враждебности вокруг Галича вынуждает поэта покинуть Советский Союз. А. А. Галич погиб 15 декабря 1977 года. Он был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа около Парижа.

1.4.3. Владимир Высоцкий

Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938 – 25 июля 1980) – советский поэт, актер и автор-исполнитель песен, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР. Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре.

Высоцкий вошел в историю как автор-исполнитель своих песен под русскую семиструнную гитару. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о правде и лжи", посвященную Окуджаве. Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями.

Выводы по главе 1

Бардовская, или авторская песня переживала немало взлетов и падений, она то была одним из наиболее признаваемых и любимых жанров, то о ней забывали широкие массы. В действительности авторская песня - не для каждого: она заставляет задуматься, открывает глубинные тайны и чувства, она помогает с иронией, грустью, тоской выразить те мысли, которые трудно передать словами.

Бард - это поэт, который поет свои стихи народу. Он не ждет за это вознаграждения, как не ждут вознаграждения собеседники за приятный разговор между собой. Авторская песня - это всего лишь форма передачи чувств и мыслей поэта. Барды были, есть и будут всегда. Многие полагают, что это явление так и осталось в той жизни вместе с талонами на сахар и походами на овощебазу. Есть несколько бардов, более или менее успешно эксплуатирующих свои старые песни; новых же имен не появляется, а движение авторской песни и вовсе сошло на нет. Между тем явление это не только не вымерло, но и заметно разнообразило формы своего существования. Фестивалей сейчас чуть ли не больше, чем во времена максимального расцвета бардовской песни. В радио- и телеэфире звучит огромное количество бардовских песен, выходит несколько специальных передач по авторской песне.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Бардовская песня (заметка в газету).

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Я пишу эту статью под впечатлением недавнего посещения концерта известного харьковского барда Владимира Васильева. Пошел я на этот концерт по совету родителей, которые очень любят именно этот песенный жанр авторской песни. Я хотел понять, почему, чем эти песни так милы моим родителям, почему они предпочитают их всем остальным. До этого концерта я не раз слышал песни многих бардов, читал кое-что о них, о проводимых фестивалях авторской песни. Но никак не мог понять, почему авторская песня оказалась столь живучей и не подвластной времени. Песни бардов широко распространились и стали популярными в нашей стране в 1960-е годы. С тех пор музыкальные вкусы менялись не раз. Рождались и сходили на нет различные направления в музыке, а бардовские песни жили, не изменяли себе, круг их любителей ширился. Появлялись новые авторы, менялись темы песни, затрагивались современные проблемы. Но ведь все это было и в других жанрах. На этом концерте я понял. Нет, не понял, а скорее почувствовал душой, в чем особенность авторской песни: она в доверительном, дружеском отношении к слушателям, которые не просто слушатели, а полноправные соучастники пения со сцены. Бардовские песни не заставляют вас вскакивать с мест, пританцовывать, размахивать руками, притоптывать в такт, как во время исполнения попсы. Песни, звучавшие в этот вечер со сцены, звали к сопереживанию, к ироническому отношению ко многим явлениям нашей жизни, к любви ко всему живому. Вот это духовное единство зала и исполнителей, я считаю, является тем феноменом, благодаря которому бардовская песня живет полнокровной жизнью как жанр. Если на этих концертах и встает зал, то только затем, чтоб общим пением почтить память ушедшего из жизни барда. А ушло их, великих, немало: Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий. Увидите афишу о концерте авторской, бардовской, песни – идите. Советую. Может, вы и не станете ее фанатом, но то, что получите удовольствие, – гарантирую.


Май 31, 2018 | 0 комментариев

Авторская песня на примере одного-двух произведений любого автора

Очень часто вечерами можно встретить компанию, которая окружает музыканта, исполняющего на гитаре свои или популярные бардовские песни. Слушаешь его и заслушаешься, ведь в песне звучит искренность и раскрывается потайное. Кто-то спросит, что такое авторская песня? Я бы ответила сразу же словами Галанова, который сказал, что авторская песня — это не просто слова, это состояние души. И я полностью с этим согласна. Раскроем тему авторской песни на примере 1-2 произведений любого автора.

Темы и поэты авторской песни

Поэты авторской песни в своем творчестве используют самые разные образы. Они создают разнообразные мотивы, а темы бардовских песен многоплановые и включают в себя разные направления. При этом авторы доносят до слушателя жизненные обстоятельства, изображая не только чувства героев, но и их быт. Если говорить о представителях авторских песен, то здесь можно назвать Якушева, Матвеева, Городницкого. Невозможно не вспомнить Окуджаву, который является ярким представителем авторской песни. Однако остановиться хочется на моем любимом авторе, которого многие чтят, а его имя до сих пор часто вспоминается. Это автор, о котором память переносят из одного поколения к другому, и это конечно Высоцкий. На примере его произведений и рассмотрим авторскую песню.

Авторская песня

Так какая же она, авторская песня, и какие герои и образы создаются певцом? Хоть официального признания Высоцкий при жизни так и не дождался, но уже при жизни он получил любовь и народное признание. Его песни звучали на каждом углу и по настоящее время являются нашим наследием. Его творения всеохватывающие, темы разнообразные, герои настоящие.

Высоцкий всегда старался раскрыть героя с его внутренней сущностью, его характер. Много работ автора носят высмеивающий характер, где автор часто иронизирует. Сама сатира двойственная. Высоцкий одновременно высмеивает героя, его нелепость поведения, и тут же сочувствует ему, ведь в сложившейся ситуации его вины нет, это все обстоятельства жизни и сложившихся устоев. Тому примером является произведение Диалог у телевизора, где поэт поднимает тему влияния телевизора, высмеивает разговоры жены ни о чем, заторможенность и апатию мужского пола. Работа жизненная, и показывает, как рутина убивает романтику и все ценное в человеческой душе.

Очень много своих произведений бард написал в стиле баллад, разных диалогов, а также притч, при этом они носят философский подтекст. Утерянное чувство справедливости и истины Высоцкий пытается найти в грустной и даже жестокой сказке под названием Притча о правде и лжи используя при этом как свой опыт, так и опираясь на фольклор русского народа.

Много песен у Высоцкого и о войне, которые затрагивают все струны души, откладываются в памяти и вызывают патриотические чувства.
Как по мне, то выдающимся этапом в русской поэзии в конце двадцатого века как раз и является творчество бардов с их авторскими песнями.

Авторская песня

Авторская песня

Песня. Эта самая простая форма вокальной музыки в жизни человека испокон веков играла весьма значимую роль, сопровождая его и в горе, и в радости. Ещё со времён античности музыка и поэзия были неразделимы, то есть являлись видом единого искусства, который со всей полнотой отображал жизнь различных социальных слоёв, а также наиболее полно передавал их стремления и интересы. Вполне естественно, что в процессе интенсивного развития данного демократичного жанра непрерывно появлялись новые виды, среди которых особого внимания заслуживают народные, исторические, детские, колыбельные, эстрадные, а также бардовские песни, в нынешнее время получивших название Авторских.

Что такое Авторская песня, а также историю её возникновения и развития читайте на нашей странице.

Что такое Авторская песня

Авторская песня – это обладающий яркими индивидуальными чертами, своеобразный песенный жанр, который зародившись в неформальной тёплой приятельской обстановке, более рассчитан не для концертного, а для бытового исполнения. Данные композиции не сочиняются на заказ, а создаются на глубоком эмоциональном подъеме внезапно и самопроизвольно.


Главной особенностью Авторской песни является то, что создателем поэтического текста и музыкального сопровождения композиции, является автор, который не значится профессиональным поэтом или музыкантом. Он же, как правило, под гитарный аккомпанемент, является и непременным исполнителем своего сочинения. Важно ещё отметить, что Авторскую песню принято характеризовать, как поющую поэзию, так как именно поэтический текст занимает в композиции пальму первенства, а мелодическое сопровождение лишь способствует эмоциональному воздействию на слушателей. Помимо этого Авторскую песню называют формой духовного общения людей, которые считают себя единомышленниками. Автор-исполнитель не отделяет себя от аудитории, а демонстрирует своё творчество в виде простой, доверительной беседы и при этом рассчитывает на ответную реакцию. Такому искусству присуще особая задушевность, глубокая искренность и выражение сокровенных мыслей, а потому оно доступно воспринимается любым человеком и очаровывает слушателей социальной правдивостью волнующих проблем.


Тематика, затрагиваемая в Авторской песне весьма разнообразна. В композициях повествуется о мужественных, смелых и стойких людях, о романтиках, путешествующих с гитарой и рюкзаком, а также особое внимание уделяется таким истинным ценностям, как любовь, дружба и верность. В них с восхищением рассказывается о красоте родной природы, но презирается мещанский уют, который в большинстве случаев высмеивается в сатирической форме. В Авторской песне, которую также именуют бардовской, весьма часто используется своего рода драматургия и потому некоторые композиции представляют собой, наполненные монологами, диалогами и даже сценками, маленькие спектакли.

Популярные авторские песни

Нам нужна одна победа


Солнышко лесное (Милая моя)

История Авторской песни

Авторская песня, которую помимо того заслуженно величают поющей поэзией, как жанр возникла в Советском Союзе, в середине пятидесятых годов, однако необходимо заметить, что истоки её истории необходимо искать по всему миру в глубине древних веков. Ещё до нашей эры на территории некоторых стран Европы проживали племена кельтов, бережными хранителями национальных традиций которых являлись мудрые певцы – поэты, именовавшиеся бардами. Почитавшиеся глашатаями истины, они воспевали мир и любовь к добродетели, а также вдохновляли воителей на славные подвиги во имя своего народа.


Позднее, во времена Средневековья значение слова бард заметно изменилось. В ту пору на Британских островах так называли странствующих поэтов – музыкантов, которые подобно французским трубадурам и немецким миннезингерам воспевали любовь к прекрасной Даме и героические подвиги доблестных рыцарей. Такие поющие поэты встречались во многих странах, только везде их называли по-разному: в Скандинавии – скальдами, на Украине— кобзарями, в Средней Азии – акынами, в Закавказье – ашугами, а на Руси – боянами, гуслярами или певцами - сказителями. Стоит также заметить, что с XV века по русской земле, развлекая народ, путешествовали скоморохи. Они не только веселили жителей городов и деревень, но и частенько в своих потешных представлениях, сопровождаемых песнями, высмеивали светскую и церковную власть, за что впоследствии поплатились и попали в опалу.


Александр Вертинский

Затем свершилась Октябрьская Революция, которая многое изменила в жизни людей нашего отечества. Изменился не только государственный строй, но и идеология, то есть отношения людей не только к преобразившейся действительности, но и друг к другу. Появились совсем иные песни, которые отражали темы труда, Советской Армии, колхозной деревни, молодёжного энтузиазма.

В следующие далее страшные для нашей страны военные годы все песни как профессиональные, и так называемые самодеятельные, призывая к подвигу, отражали героическую борьбу советской армии с фашистскими захватчиками, а также суровые испытания, выпавшие на долю тружеников тыла. Очень часто народные авторы перетекстовывали известные мелодии, но все они посвящались самоотверженному служению родине.

Наступившие затем послевоенные пятидесятые годы и принято считать временем зарождения нового, необыкновенно популярного жанра, который впоследствии был назван авторской песней.

Гитара

В начале 80 – х годов, видя силу воздействия авторской песни на молодёжь, власти начали её преследование, тем не менее благодаря магнитофонным записям, народ продолжал слушать любимых исполнителей. Ситуация смягчилась в середине десятилетия, а к началу 90 – х совсем изменилась. Авторская песня перестала быть протестующей и поющих поэтов стали допускать в концертные программы на радио и ТВ, а также не ограничивать в записи и выпуске альбомов.


Известные исполнители Авторской песни

В истории авторской песни довольно много ярких представителей, но поскольку развитие жанра разделяется на несколько периодов, то каждый этап имеет своих лидеров. С середины пятидесятых и до середины шестидесятых годов в магнитофонных записях особой популярностью пользовались композиции Ляли Розановой, Геннадия Шангина-Березовского, Дмитрия Сухарева, Ады Якушевой, Юрия Кима, Владимира Чернова и, несомненно, особых авторитетов, которых принято считать основоположниками авторской песни, Булата Окуджавы и Юрия Визбора .

В нынешнее время поклонники авторской песни наслаждаются творчеством таких талантливых исполнителей, как Александр Розенбаум, Сергей Трофимов, Вероника Долина, Сергей и Татьяна Никитины, Семен Слепаков, Александр Суханов, Владимир Бережков и, безусловно, Олег Митяев .





Интересные факты

Авторская песня. Этот самобытный жанр, всегда стремившийся быть свободным и неподцензурным, сегодня считают уникальным явлением в отечественной культуре. Композиции, привлекающие душевными поэтическими текстами, обращёнными к каждому человеку, а кроме того запоминающимися мелодиями, сразу располагают слушателя к искреннему восприятию исповедальных песен их талантливых авторов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Авторская песня

Читайте также: