Сочинение по анализу текста

Обновлено: 05.07.2024

Предлагаемый Н. М. Пащук цикл занятий придет на помощь словеснику, желающему не просто натаскивать

на экзамен, но продолжать формировать у ученика осмысленный навык создания связного и доказательного письменного текста.

И помните – до экзамена осталось всего ничего!

Введение

В части С1 КИМов по русскому языку предлагается написать сочинение по прочитанному тексту: сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, выявить позицию автора, согласиться или не согласиться с его точкой зрения, а также привести не менее двух-трех аргументов. Задача, право, не из легких: по сути, работа ученика должна состоять из двух частей: первая – анализ текста; вторая – собственное

Приступая к выполнению работы, важно помнить, что сочинение не монолог, а диалог ученика с автором текста. Встреча автора и ученика будет интересной только тогда, когда второй научится понимать строение текста, его смысл, прочувствует каждое слово, фразу, интонацию автора.

Следует ли напоминать, что диалог должен вестись в корректной форме? Думаю, да, в противном случае не избежать “наказания” – вызвать негативную оценку экзаменатора и потерять баллы. К работе выпускника предъявляются серьезные требования – она должна показать:

– насколько глубоко и полно понят смысл текста;

– способен ли старшеклассник зрело судить о проблемах, затронутых в тексте;

– может ли он ясно и убедительно, вежливо и корректно изложить свою позицию, даже если она расходится с авторской;

– умеет ли грамотно излагать свои мысли, не нарушая норм литературного языка;

– выразительна ли его речь: эмоциональна, богата художественными средствами.

Предвижу и сомнения по поводу того, что невозможно соответствовать всем этим требованиям в рекомендованном объеме Сочинения – 150 слов. Но ведь это всего лишь рекомендации: можно и увеличить объем до 200-250 слов, тогда работа будет более полновесной и качественной. Вспомним русскую пословицу “Глаза боятся, а руки делают”; в нашем случае – “руки пишут”.

Занятие № 1
Анализ публицистического текста

Публицистический стиль. – Теоретические основы анализа текста. – Практикум по анализу текста.

Публицистика – литературный жанр, посвященный рассмотрению актуальных тем общественно-политической жизни.

Публицистический стиль – стиль, используемый в общественно-политической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, устных выступлениях на собраниях, митингах.

Функциональная особенность : информативная и воздействующая функции.

Цель публицистического текста : информировать читателя о событиях в стране и мире, формировать общественное мнение.

– чередование книжных слов с экспрессивными;

– использование оценочной лексики;

– наличие клишированных выражений, например: Иметь значение, играть роль, главное событие И т. д.;

– использование неологизмов, окказионализмов (собственно авторские выражения);

– использование в экспрессивных целях заголовков, вводных эпизодов, тропов, цитат, элементов других стилей (разговорного, художественного, научного).

– употребление существительных с суффиксами – ость, – ство, – ние, например: Личность, Алчность, сотрудничество ;

– слов с интернациональными суффиксами и префиксами – изм, – ист, – ция, анти-, контр-, де – , например: Пацифизм, интеллигенция, антиисторический ;

– слов, образованных сложением основ, например: Общественно-политический, Социально-экономический и др.;

– употребление форм страдательных причастий прошедшего времени, например: Ознаменован, изготовлен.

– использование эллиптических конструкций;

– присоединительных и парцеллированных кон­струкций;

Теоретические основы анализа текста

По первым трем критериям (К1-К3) оценки выполнения заданий с развернутым ответом (часть С1) проверяются умения ученика анализировать текст: 1) определять тему текста, формулировать проблему; 2) комментировать ее; 3) выявлять позицию автора. Следующий критерий (К4) позволяет проверить умение ученика создавать свой собственный текст. Рассмотрим каждый элемент подробно.

Тема – 1) предмет повествования, круг жизненных явлений, осмысляемых автором; 2) круг событий, служащий для постановки философских, социальных, этических, идеологических проблем.

Формулировка проблемы

Проблема – Сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

Перечислим несколько способов формулировки проблемы:

1) в вопросно-ответной форме;

2) в виде предложения-тезиса, требующего пояснения;

3) в виде номинации (названия) темы;

4) с использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений (однотемной лексики), риторических вопросов, градации и др.;

5) в виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.

Комментарий проблемы

Комментировать – значит пояснять, толковать, делать примечания. Комментировать проблемы текста можно двумя способами.

1) “Я иду вслед за автором” (аналитический пересказ текста).

2) “Свободный” комментарий, основанный на откликах, ассоциациях читателя.

не пересказывать весь текст; не комментировать несформулированную проблему; не увлекаться чрезмерным цитированием текста.

В этой части работы (комментарий проблемы) можно использовать следующие выражения и вводные конструкции: автор (писатель, публицист) заявляет; Ф. И. О делится своим пониманием проблемы; по убеждению автора (публициста, писателя)…; совершенно очевидным, по мнению автора (Ф. И. О, публициста, писателя), является…

Автор. Позиция автора

Позиция автора – это его точка зрения. Автор неизменно выражает (умозаключениями в публицистических текстах, образами – в художественных) свое отношение к установкам, ценностным ориентирам героев или поставленным проблемам; раскрывает читателю свой духовный мир. Отношение автора к проблеме может быть либо сугубо индивидуальным, либо диалогичным (диалог с читателем); к героям – отстраненным или родственным, но не нейтральным. Говоря о взаимоотношениях читателя и автора, Л. Н. Толстой писал: “Когда мы знакомимся с творчеством писателя, перед нами встают вопросы: “А ну-ка, что за человек?

Что нового можешь сказать мне о жизни?”” Вот так и мы, читая текст, должны спросить автора: что ты за человек, каков твой духовный мир, как ты оцениваешь этот мир и какова твоя позиция?

Аргументация своего мнения

Ученику необходимо выразить свое отношение к проблеме(ам), поставленной(ым) автором текста, согласившись или не согласившись с ним. Это самая трудная часть работы, потому что надо не только высказать свое мнение, но и привести два-три аргумента. По типу речи эта часть сочинения не что иное, как рассуждение. Следовательно, должен присутствовать Тезис (то, что нужно доказать).

Тезисом может послужить точка зрения автора на проблему (позиция автора). Затем нужно привести аргументы в пользу или против выдвинутого тезиса и сделать вывод, то есть обобщить свои умозаключения. Аргумент – фактическое доказательство, логический довод, служащий основанием для доказательства.

К аргументам можно отнести примеры из истории, научных открытий, художественных произведений или фильмов. Это наиболее выигрышные аргументы. Не будем забывать о том, что в тексте может быть несколько проблем.

Посоветуем ученикам “не растекаться мыслью по древу” и прокомментировать одну заинтересовавшую его проблему.

Несколько полезных советов ученикам по этой части работы (аргументация собственного мнения):

– соблюдайте фактологическую точность в приводимых примерах;

– указывайте точные даты, правильные названия произведений и их авторов, имена героев произведений, исторических лиц;

– приводите верные факты биографии, не искажайте исторические и культурные реалии;

– не допускайте этических ошибок: высокомерного или циничного отношения к автору текста;

– не проявляйте речевую агрессию, не выказывайте свою недоброжелательность, негативные эмоции: грубость, насмешку, употребление сниженной лексики.

Если вы не согласны с мнением автора, можно, например, использовать следующие речевые обороты: Пожалуй, наиболее спорной выглядит мысль о том…; позволю себе не согласиться с автором в той части, где он рассуждает о…; на этот счет у меня сложилось другое мнение…

Предложим учащимся отработать каждый элемент анализа на примере публицистической статьи В. П. Астафьева (текст взят из учебно-методического пособия: Мамона Т. Н. Русский язык // ЕГЭ. М.: Экзамен, 2005).

Практикум по анализу текста

Исходный текст (В. П. АСТАФЬЕВ)

1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов?

2) Кто портит телефоны-автоматы?

3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил?

4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство?

5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей?

7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много.

8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими?

9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?

10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: “Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…”

11) Пакость чаще всего творится скрытно.

12) Если бы ее “засветили”, если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, все же иногда и при зрителе происходит и для него делается.

13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для нее почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.

14) Пакость многообразна, границы ее бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами.

15) Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

16) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой Не – : “не курить!”, “не бросать”, “не переходить”, “не шуметь”, “не распивать”.

17) И что же, пакостник унялся?

20) Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие; ему пакостная жизнь – цель жизни, пакостные дела – благо, пакостный спектакль – наслаждение, и тут не помогут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая.

21) Не годится, тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: “Власть употребить!”

Тип материала: Конспект урока русского языка для 11 класса

Автор материала: Трофимова Светлана Михайловна, учитель МБОУ СОШ №1 Энгельсского муниципального района Саратовской области, г. Энгельс

Тип урока - урок формирования умений и навыков учащихся.

Цели: образовательные аспекты:

  • учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения;
  • закрепить знания учащихся, реализуя на практике принципы взаимосвязи изучения лексики, грамматики, стилистики с работой по орфографии и пунктуации
  • развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов; стимулировать мыслительную
  • деятельности, творческие способности учащихся;
  • воспитательный аспект: формирование гражданской позиции; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас.

Задачи: Повторить такие разделы науки о языке, как:

  1. стилистика – стили литературного языка, типы речи, связь предложений в тексте (доказать принадлежность данного отрывка к тексту);
  2. лексика прямое и переносное значение слов, синонимы, антонимы, работа со словарём;
  3. орфография – правописание безударных гласных в корне слова, з/с в приставках, н-нн в причастиях и прилагательных, слитное и раздельное написание не с причастиями;
  4. синтаксис - синтаксический разбор предложений, обособленные обстоятельства и определения;
  5. пунктуация – знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчинённом и бессоюзном сложном предложениях.

Оборудование: выставка книг, таблицы, раздаточный материал, текст, диск с записью звуков моря, презентация урока, запись текста для прослушивания.

Ход урока:

2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса

Итак, работа на уроке – это подготовка к ЕГЭ по русскому языку, к сочинению-рассуждению

А ещё это подготовка к домашней работе.

Запишите домашнее задание. Сборник изложений. Текст № 1:

  1. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
  2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста
  3. Сформулируйте позицию автора
  4. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором данного текста, привести аргументы, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Ч А Й К И

(1) Они появились неожиданно, эти большие серые птицы. (2) Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством.

(3) Это были морские чайки, (не) похожие на наших, речных. (4) Тела их, серовато-белые, точеные, переливались в ярких лучах дневного солнца. (5) Где-то на середине широких крыльев белый цвет переходил в серый, густой, мягкий, бархатистый.

(6) Они были очень красивы, эти чайки над Енисеем!

(7) Первыми заметили чаек дети. (8) Маленький мальчик, белоголо¬вый, в матроске, крикнул:

(9) И застыл, завороженный, у борта. (10) Скоро вся палуба была полна людьми .

(11) Чайки, плавно проносясь, на секунду застывали на гребне и тут же взмывали, зажимая в клювах добычу . (12) Чаек становилось все больше. (13) Они чертили воздух, взлетали, садились и что-то гортанно, с клекотом кричали.

(14) Люди на палубе кричали, как дети, в ответ, махали руками.

(15) Я смотрел на своих знакомых и не узнавал их. (16) Куда девалась их солидность.

(17) И вдруг появился этот человек, в надвинутой на брови кеп¬ке, в темном пиджаке, с руками, покрытыми густой паутиной нако¬лки. (18) Он подошел к мальчику в матроске, положил тяжёлую руку ему на голову и спросил:

(20) Человек засмеялся:

(21) Он вынул из кармана моток суровых ниток, поискал и вытянул большой четырехзубый крючок, похожий на жало.

(22) - Сейчас мы его,- повторил человек и повернулся к мальчи¬ку: - Дай-ка хлеба.

(23) Мальчик принес хлеба. (24) Человек утопил жало в мякоти, зале¬пил его со всех сторон на широкой темной ладони. (25) Он работал аккуратно, (не) торопясь, со знанием дела. (26) Все см..трели и молчали.

(27) Человек подергал нитку повыше крючка и бросил его за борт. (28) На палубе стало тихо. (29) Молчали взрослые, молчали ребята .

(30) Кусок хлеба за кормой то возникал, покачиваясь на гребне, то исчезал в провалах между волнами. (31) Моток в руках человека разматывался и таял. (32) Человек пускал дым сквозь едва разжимавшиеся губы и цедил:

(33) Чайки проносились над предательским куском, почти касаясь его крыльями, пикировали, но почему-то все время промахивались.

(34) Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями, и мы поняли: она будет пикировать.4 (35) Это была очень красивая чайка, с почти перла¬мутровым телом. (36) Она камнем упала на гребень и взмыла, вскинув красивую голову.

(37) В клюве белел размокший кусок хлеба.

(38) Мы все, кто стоял на палубе, радостно, ликующе, торжествующе закричали, восторженно замахали руками.4

(39) Человек с тёмными наколотыми руками торопливо смотал бечёвку, подхватил пустой четырёхзубый крючок и спросил:

- У кого есть хлеб?

(40) Никто ему (не) ответил. (326 слов.)

(По Ю. Графскому)

2. Знакомство с текстом (презентация)

  • Можем ли мы сказать, что перед нами текст? (Да. Ответы)

Текст – целостное речевое произведение, имеющее своё начало, структуру развёртывания мысли и конец, как завершение.

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Предложения в тексте расположены строго в определённой последовательности.

  • Каковы основные правила построения текста? (Отвечают на вопрос, а на экране появляется таблица.)

Таблица: основные правила построения текста

  • Заглавие
  • Начало, основная мысль, заключение
  • Абзацное членение
  • Композиционная завершённость
  • Предложения следуют в строго определённом порядке и связаны по смыслу и грамматически
  • Между собой предложения связаны при помощи цепной и параллельной связи (пояснение).
  • Вид текста (стиль речи).
  • Тип речи.
  • Средства художественной выразительности.

К какому стилю речи можно отнести этот текст? ( Ответы)

К какому типу речи можно отнести этот текст?(Ответы)

*** Это повествование, т.к. в основе текста лежит случай. Можно задать вопрос – что произошло? И в то же время здесь есть элементы описания чайки и человека с густой паутиной наколок.

Приведите доказательства. Выступление ученика.

Это повествование, т.к. автор не только передаёт в определённой последовательности все тесно связанные между собой события, но и подробно называет их. Мы словно видим всё происходящее. Это достигается за счёт сменяющих друг лруга и называющих действия глаголов прошедшего времени совершенного и несовершенного вида, а так же деепричастных оборотов.

Ярко выделяется начало повествования:

место - море, теплоход, Енисей;
время – в один из солнечных дней;
действующее лицо – Юрий Графский.

Середина повествования – рассказывается о красоте морских чаек, бездушии человека, решившего поймать чайку на крючок, о торжестве справедливости и молчаливом осуждении жестокого поступка.

Конец повествования – развязка истории. Это чувство радости за чайку, сумевшую обмануть человека в тёмном пиджаке.

Можно даже сказать, что это рассказ, т.к. перед нами небольшое произведение повествовательного типа, в котором речь идёт о случае, произошедшем с автором.

  • Действительно, если мы рассмотрим таблицу, то увидим… (таблица спроектирована через мультимедийный диапроектор).
  • О чём же этот рассказ? ( Ответы)

*** Рассказ Юрия Графского о красоте морских чаек, о радости общения с удивительными птицами, о человеческом бездушии, душевном убожестве, молчаливом презрении и осуждении жестокого поступка

Терминологический диктант

*Сочетание противоположных по значению слов (оксюморон)

*изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (сравнение)

*чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета (гипербола)

*образное определение (эпитет)

*перенесение значения по сходству (метафора)

*расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости (градация)

*одинаковое начало нескольких предложений (анафора)

*одинаковая концовка (эпифора)

*членение предложения на части, при котором какая-то часть его отделяется от основной на письме точкой, многоточием или тире (парцелляция)

*расположении членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок слов для усиления выразительности (инверсия)

(Оксюморон, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, градация, анафора, эпифора, парцелляция, инверсия.)

На экране проецируется правильный ответ.

А какие средства художественной выразительности есть в нашем тексте? (работаем с рецензией. Через 3 минуты один из учеников читает образец рецензии, текст которой лежит на парте у каждого ученика)

Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр на бланке.

Умолчание в конце одного из предложений передаёт переживания взрослых и детей за жизнь чайки.

Список терминов:

  1. сравнение;
  2. парцелляция;
  3. метафора;
  4. ряды однородных членов;
  5. инверсия;
  6. лексический повтор слов;
  7. гипербола;
  8. обособленные обстоятельства;
  9. олицетворение;
  10. анафора;
  11. эпифора;
  12. эпитеты;
  13. градация.

Слайд №11 (проверка)

(Листочки с ответами рецензии собираю. На экране проецируется правильный ответ.)

  • Все средства названы? Учащиеся должны найти ещё два средства художественной выразительности. Если они затрудняются – подсказываю. (Парцелляция, инверсия.)
  • Какие синтаксические конструкции преобладают в данном тексте? (Ответы. Предложения с обособленными членами).
  • А какие члены предложения называются обособленными?(Ответы)

Найдите предложение, в котором присутствуют обособленные определения и обстоятельства?

Л..тели за т..плоходом пл..нировали широко раскинув крылья и вдруг выпуская кр..сноватые лапки пикировали на пе(н,нн)ые буруны вздымающиеся над в..дя(н,нн)ым пространством.

А на какие орфограммы пропущены буквы в данном предложении?(Ответы)

У доски 3 ученика приводят примеры, рассказывают правила

  1. безударная гласная в корне слова: появились, большие, летели, морские;
  2. О/Е после шипящих и Ц: крючок, тяжёлую, подошёл, бечёвку;
  3. Н,НН в прилагательных и причастиях: точёные, пенные, водяным, заворожённый.

Когда в прилагательных мы будем писать Н, НН? (ответ)

Буквенный диктант

  1. раненный в бою
  2. крашеная рама
  3. званый ужин
  4. вещь спрятана
  5. девочка взволнованна
  6. ветреный день
  7. старинная вещь
  8. серебряная монета
  9. нерешённая задача
  10. заворожённый взгляд

Красивая чайка (согласование)
гортанно кричали (примыкание)
перламутровым телом (согласование)
переливались в лучах (управление)

Какие синтаксические конструкции преобладают в этом тексте?

(предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, с однородными члены предложения, сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения).

Произведите синтаксический разбор предложения. (Только грамматические основы!) Объясните постановку знаков препинания.

(34) Вдруг одна качнула раскинутыми крыльями и мы поняли она будет пикировать.

(38) Мы все кто стоял на палубе радостно ликующе торжествующе закричали восторже(н,нн)о зам..хали руками.

  • Но в этом тексе есть и ошибки! Найдите среди предложений 10-16 предложения с грамматической ошибкой.

  • Итак, какова же главная мысль данного текста?
  • Какую проблему поднимает автор текста? (отношение человека к окружающей среде, к братьям нашим меньшим; безразличие и бездушие окружающих, безмолвное осуждение)
  • Какова позиция автора? (автор осуждает человека в надвинутой на брови кепке, и это презрение передаётся через выражения:

В тёмном пиджаке
Руками, покрытыми густой паутиной наколок
Тяжёлая рука
Широкая тёмная ладонь
Едва разжимавшиеся губы
С тёмными наколотыми руками

Осуждаем его, и в то же время людей, стоящих на палубе. Хорошо, что крючок, похожий на жало, не смог погубить чайку. Очень обидно за людей, спокойно наблюдавших за происходящим со стороны.

Провальное сочинение (по тексту Е. Кореневской)
В работе сформулирована проблема, выражено отношение к ней автора и собственное мнение. Всё это потянуло только на 5 исходных баллов из 23 возможных.

Хорошее сочинение (по тексту С. Соловейчика)
Полшага до отличного сочинения. 22 балла из 23 возможных.

Ещё одно неплохое сочинение по тексту С. Соловейчика
Работа набрала 18 баллов. Автор проигнорировал требование К2 и недотянул с первым аргументом. Кроме того, в работе есть ошибки.

Типичное сочинение (по тексту С. Довлатова)
Работа набрала 18 баллов только благодаря грамотности её автора. Содержание оказалось далеким от идеального. Автор даже не пытался следовать "Критериям оценивания": К1, К2, К3 и частично К4 смешаны. Отсутствие абзацного членения в первой части работы закономерно: скудного содержания не хватило бы на несколько абзацев.

Неграмотное сочинение (по тексту Н. Коршуновой)
8 из 23 возможных баллов автор потерял из-за недостаточной грамотности.

Сочинение с большим количеством лексических ошибок (по тексту Д. Лихачёва)
Лексические ошибки особенно досадны. Совет: точнее подбирайте слова при формулировании своих мыслей. И не используйте слов, значений которых вы не знаете. 17 баллов из 23 возможных.

Сочинение из стобалльной работы 2012 г. (по тексту Ю. Нагибина)
Для многих отрывки из художественных произведений — самые сложные исходные тексты. По такому непростому тексту и была написана данная работа. Вполне удачное сочинение, стройное, логичное и грамотное. Оценка: 23 балла.

Сочинение с 55 орфографическими ошибками (по тексту Д.Н. Медведева)
В сочинении допущено 55 орфографических ошибок. При этом "Критерии оценивания" позволяют выставить за него 19 баллов. Из 23 возможных баллов 3 балла "сняты" за орфографию и 1 балл — за пунктуацию.

Слишком короткое сочинение (по тексту академика А. Мигдала)
Исходный текст вовсе не прост, но автор сочинения с ним справился. Работа грамотная и вполне внятная. 0 баллов из возможных 23 автор получил за излишнюю лаконичность. Работы, объёмом менее 70 слов, получают 0 баллов.

Слишком длинное сочинение (по тексту В. Солоухина)
Эта работа в два - два с половиной раза больше того объёма, который требуется. Хорошо ли это? Было бы лучше, если бы автор сформулировал мысли более внятно и чётко и избежал множества ошибок, снижающих впечатление от данного сочинения. Работа от этого только выиграла бы.

Сочинение без плана (по тексту Р. Рождественского)
Сочинение без плана, соответствующего требованиям К1, К2, К3 и К4, не может получить 23 исходных балла.

Сочинение с нарушениями логики (по тексту И. Ильина)
Очень поверхностная работа. Много нарушений логики. Нет связи с исходным текстом. Автор решил: " А-а-а, текст про дружбу! Сейчас я напишу про дружбу". Но для С1 этого оказалось мало. 8 баллов из 23 возможных.

Сочинение по неверно понятому тексту Ф. Кривина
Исходный текст понят и интерпретирован ошибочно. За работу можно поставить 8 баллов. Это максимум при самом лояльном отношении к её автору. При более жестких личностных установках балл будет еще ниже.

Сочинение без абзацного членения (по тексту И. Серкова)
Сочинение, которое могло бы быть лучше. Запомните: абзацное членение – обязательное требование К5. Думайте о проверяющих, помогите им понять вашу работу. И не соглашайтесь с авторами исходных текстов бездумно: это чревато осложнениями.

Содержательное сочинение (по тексту Ю.Бондарева)
Пример хорошей, содержательной работы, но автора подвела грамотность. 17 баллов из 23 возможных. Обязательно обратите внимание на нарушение фактологической точности. К сожалению, допущенная автором фактическая ошибка типична для многих.

Сочинение с типичными недочётами в содержании (по тексту В. Астафьева)
Что бывает, когда исходный текст прочитан невнимательно. Автору удалось верно сформулировать проблему, но прокомментировать её и выразить своё мнение у него не получилось. Комментарий и аргументация есть! Просто они имеют малое отношение к исходному тексту. Это типичная ошибка многих выпускников. 16 баллов из 23 возможных.

Сочинение, в котором своё мнение превалирует над писательским. О чём не писал Вл. Солоухин
10 баллов из 23 возможных. Автор сочинения неправильно понял содержание исходного текста и предложил слишком вольную его интерпретацию. Никогда не сочиняйте за других: учитесь внимательнее читать исходный текст.

Не самое грамотное сочинение (по тексту В. Никляева)
Автора подвела грамотность. 18 баллов из 23 возможных. Обратите внимание на неудачный комментарий к проблеме исходного текста.

Сочинение с неудачным тактическим приёмом (по тексту Н. Галь)
18 баллов из 23 возможных. В работе использован тактический приём ссылок на номера предложений из исходного текста, приём неудачный, стоивший автору сочинения 2 исходных баллов.

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).

2. Выделив ключевые слова , можно определить тему текста. Часто бывает трудно обозначить тему. В этом нам помогут клише:

… - вот тема, к которой обращается автор текста.

Автор обращается к актуальной теме – теме…

1. Не старайся высказаться в одном предложении.

3. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.

ПРОБЛЕМА (от греч . problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Проблема: Сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-л. проблему.

Коснуться какой-л. проблемы.

Уделить внимание какой-л. проблеме.

Над какой-л. проблемой думать, работать.

Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

… ? Над ним (этим вопросом) задумывается автор текста.

Автора интересует вопрос (:…) о …

… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор.

4. Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это - самое сложное. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

• Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?

• Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?

• Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

• С каким настроением пишет автор? (грустная ирония, сарказм, печаль, грусть, радость и т. п.) Нужно указать, в чем это проявляется (желательно основываться на выборе писателем (или публицистом) конкретных слов, деталей).

• Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

• Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

Просмотрите, как вы прокомментировали проблему. Важно заявить и прокомментировать одну и ту же проблему, а не разные – автор в тексте может поднимать несколько проблем, вам важно говорить только об одной!

Комментируя, можно отметить:

2.) комментируя проблему, необходимо выявить авторское отношение к ней.

непосредственно выраженное выражено опосредованно

Поможет лексика! Глаголы в 1-м лице ед. ч., эпитеты, метафоры, образы подскажут, как относится автор (лирический герой) к тому, что происходит. Например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами передадут нежность лирического героя (автора). Некоторые суффиксы придают слову негативно-пренебрежительные оттенки.

ВЫВОД: При комментировании можно ответить на следующие вопросы:

· К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)?

· Какова степень ее актуальности? (актуальная, второстепенная, животрепещущая, острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая, вечная и т. п.) Что дает основание утверждать о ее злободневности?

· Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее?

· Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию).

· Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь)?

· Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию?

· Если есть какие-либо критические замечания по поводу прочитанного, можно их высказать .

Именно сейчас, по мнению автора, …

Автор (Ф.И.О.) удивлён (возмущен)

Как найти приметы публицистического стиля (как определить авторскую позицию):

- Рекламность (прямая: эмоциональные эпитеты, сравнения, метафоры, восклицания; косвенная: ирония, сарказм, отрицательные оценки, риторические вопросы);

- Открытая оценочность (то же + слова с ярким оценочным значением);

- Документальная точность (даты, проценты, исторические факты, точное воспроизведение каких-либо высказываний, научных заявлений и пр.);

- Соединение экспрессии и стандарта;

Не обязательно видеть в тексте все эти черты!

Автор призывает … и т. п.

Автор текста стремится к предельной точности в описании событий

Автор текста доказывает свою осведомлённость положением дел в (называй отрасль жизни: культуре, образовании, политике, археологии и т. п.), приводя высказывания (чьи?)

При помощи цитирования (пример) автор обогащает текст информацией о том, что…

Слышится ещё одно мнение по поднимаемой проблеме, с которым можно согласиться (или: с которым трудно согласиться), потому что …

Автор подводит читателей к мысли о том,…

Идея текста такова:…

… - вот главная мысль (идея) текста

Решая проблему, автор приходит к (такому) выводу:…

Цель автора текста – убедить нас (читателя) в том, что…

6. Выражаем собственное отношение к проблеме. Доказывая, приводим 2-3 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или (и) жизненного опыта. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли – еще не ваш собственный аргумент. Покопайтесь в памяти, вспомните, что вы читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть достаточно развернутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе сформулируйте, что именно вы доказываете приведенным примером.

Кстати, если не пишется или пишется мало и с трудом набирается 149 слов, можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задали себе вопрос и сами на него отвечаете. Но тоже без особого энтузиазма, знаете ли. Этот прием хорош в комментариях, но его можно использовать не более 2- 3 раз. .

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

тезис (положение, которое надо доказать);

аргументация (доказательства, доводы);

вывод (общий итог).

правдивыми, опираться на авторитетные источники;

доступными, простыми, понятными;

отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Учтите, что каждый аргумент нужно начинать с нового абзаца , но обязательно продумывать связи между абзацами. Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторых…следовательно и др.), указательных местоимениях и наречиях и союзах тоже, также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах.

К сильным аргументам, обычно относят:

положения законов и официальных документов;

законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

ссылки на признанные авторитеты;

цитаты из авторитетных источников;

Приведенный перечень больше подходит для подготовки публичного выступления.

При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:

ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;

пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;

примеры из личной жизни и жизни окружающих;

примеры из художественной литературы.

Внимание! Типичная ошибка! Поскольку точного текста цитаты у вас не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы не поставите в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведенной фразы, и сможете избежать обвинения в искажении цитаты.

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

С автором можно поспорить.

Автор прав в том, что…. Однако его мысль о … вызывает сомнение.

С автором трудно согласиться

Я (не) разделяю точку зрения автора

Позиция автора близка (понятна) мне, но…

В чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить…

Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы)

Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…

Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной…) (Далее рассказ со ссылкой на источник информации).

Косвенно мое мнение подтверждает и такой факт…

7. Как начать сочинение? 2-3 вступительных, вводных предложения!

• Написать о впечатлении, которое произвел текст (но без пафоса и лжи) Если впечатление резко отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику. Если текст произвел впечатление, желательно подумать почему.

• Можно обрисовать типичную (аналогичную изображенной в тексте) ситуацию. (Часто бывает так, что…)

8. Как заканчивать сочинение?

1). Выражением собственного отношения к авторской позиции.

Не забывайте каждую часть начинать с красной строки и продумывать логику перехода от одного абзаца к другому.

9. Собираем всё вместе. Пишем сочинение-рассуждение.

Строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

2. Проблема, над которой размышляет автор.

4. Авторская позиция

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент. (А можно и третий! См.выше)

8. Вывод (заключение).

Похожие документы:

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

. создают ткань текста, участвуют в построении текста. Модель написания сочинения-рассуждения 1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для .

Пояснительная записка На егэ наиболее сложным для учащихся является задание поэтому в процессе подготовки ведется целенаправленная кропотливая работа по обучению учащихся.

. рассуждения. 2. Как правильно понять исходный текст? 3. Чтение текста. 4. Анализ текста. А) Определение стиля и типа речи . для написания сочинения - рассуждения 1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова .

Памятка для написания сочинения рассуждения

ПАМЯТКА для написания сочинения - рассуждения 1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова .

. Филологический анализ художественного текста значим при выявлении идиостиля . педагогического опыта. Актуальность темы: «Филологический анализ текста как путь к . и психологические, и социальные, начинаются со сверхличностной трагедии отчуждения человека .

. Филологический анализ художественного текста значим при выявлении идиостиля его . пособия), другими словами, анализ текста начинаем с определения связей его . В готовом тексте замысел трансформируется в тему и идею целого текста. Тема произведения – .

Читайте также: