Сочинение по алгоритму 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. В работе над сочинением использую памятку.

ВложениеРазмер
uchimsya_pisat_sochinenie_pamyatka.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.

Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.

  1. вступление
  2. основная часть
  3. заключение

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

ВСТУПЛЕНИЕ — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Во вступлении может:

Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

В основной части следует избегать:

  1. пересказа литературного произведения
  2. изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

Заключительная часть должна быть:

  1. короткой, но емкой
  2. органически связана с предыдущим изложением

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как писать сочинение-рассуждение

Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.

Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис - утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.

Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.

Схема сочинения-рассуждения

1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.

Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.

В роли аргументов могут выступать:

  • исторические факты;
  • статистические данные;
  • эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
  • пословицы и поговорки, афоризмы;
  • мнения авторитетных людей…

Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.

Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:

Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)

Достаточно привести такой пример…

Это можно доказать следующим образом.

Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, .

В этом легко убедиться, обратившись к…

По свидетельству (кого-либо)…

Предположим…

Так как; потому что…

Во-первых, во-вторых и т.д.

http://www.oshibok-net.ru/storage/c/2017/02/01/1485961356_095942_84.jpg

Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно.

Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:

  • основной тезис соответствует теме сочинения,
  • отобранные доказательства достаточно весомы,
  • между частями сочинения тесная логическая связь,
  • выводы четко сформулированы.

Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок - практикум по русскому языку в 7 классе.

Цель урока : выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тип урока : урок обучения умениям и навыкам.

Технология : технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.

развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы, отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы : беседа, фронтальная работа, групповая работа,

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.

УМК и оборудование : видеоролик, презентация, раздаточный материал

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД : умение работать с текстом, анализировать, выстраивать

последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы поговорим о чувстве, которое должно быть присуще всем нам. А вот о каком чувстве пойдёт речь об этом вы узнаете, посмотрев видеоролик.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Учитель: Ребята, о каких чувствах идёт речь в видеоролике?

Ответ ученика: Я считаю, что речь идет о сострадании, жалости, милосердии, тех качествах человека, благодаря которым его можно назвать Человеком.

Слово учителя: В каких поступках героя выражается его милосердие? Что получает юноша в ответ за свои поступки? Как меняется мир от его доброты и милосердия?

Ответы учащихся: Юноша помогает всем нуждающимся, которых встречает на своем пути: кормит голодную собаку, подаёт милостыню, уступает место в трамвае, поливает почти увядший цветок, регулярно оставляет связку бананов престарелой женщине… Его поступки бескорыстны. От его добрых дел и милосердия мир становится прекраснее и лучше.

Учитель: Итак, ребята, о чем мы будем говорить на уроке?

Ответ ученика : О милосердии

Слайд 2( Эпиграфы)

Эпиграф на доске (запись в тетради):

Прекрасно там, где пребывает милосердие.

Пока человек чувствует боль – он жив.

Пока человек чувствует чужую боль – он Человек.

Перед вами текст, с которым мы будем работать и задания к нему, итак, чем же мы займемся? Ребята, давайте сформулируем цели урока.

Ответ ученика:

Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.

Учитель: Итак, давайте прочитаем задание. (Чтение учащимися задания)

Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения. Слайд 3

Ответ ученика: Тезис, аргументы (доказательства), вывод.

Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?

Ответ ученика:

Тезис −это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы −это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения. Памятка №1

Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения? Слайд 4

Ответ ученика : Памятка № 2

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта

Учитель: Обратите внимание на критерии оцениванивания композиции сочинения (С3К3, С3К4) . (Памятка №3). Какие в них требования к тексту?

Ответ ученика: Текст должен характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, композиционной завершённостью.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Достаточно ли у нас материала к написанию сочинения?

Учащиеся: Нет.

Работа по сбору материала к сочинению.

Учитель: Предлагаю поразмышлять над понятием милосердие, определить лексическое значение этого слова. Для этого мы подберём к нему ассоциативные слова.

С чем же ассоциируется у вас слово милосердие?

Ответы учащихся: сердце, доброе сердце, сострадание, сочувствие… (учащиеся записывают ассоциативные слова на стикерах и заклеивают их на доске) Слайд 5

Учитель: А теперь поработаем в группах: 1-ая группа подбирает синонимы к слову, 2-ая - антонимы, а 3-ья - однокоренные слова и делает морфемный разбор слова.

Ответы учащихся:

Учитель: А теперь обратимся к словарям. Какое толкование они дают слову милосердие?

Милосердие – готовность из сострадания помочь тому, кто в ней нуждается (Толковый словарь русского языка Ушакова).

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или чему-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие – взывать к чьему-либо милосердию (Толковый словарь Ожегова)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: А теперь давайте сформулируем определение слова милосердие и запишем его, воспользовавшись речевыми клише, представленными на слайде. Слайд 7, 8

М – это нравственное качество человека, выражающееся в способности откликаться на чужую боль, а также в стремлении бескорыстно помогать людям, прощать их.

Слово учителя: Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлено милосердие?

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Работа с текстом.

Учитель: А теперь, давайте обратимся к нашему тексту. (Ученик зачитывает текст)

О чем мы узнаём из текста? Кто является героем этого текста? Кто сумел проявить милосердие и в чём оно выражается?

Ответы учащихся: История, с которой мы знакомимся в рассказе А. Приставкина, конечно же, о милосердии. Воспитанницы детского дома не замечали самую маленькую из них, Люсеньку, им не было до неё дела (предл. 11). Когда девочки поймали её с рыбкой в руке, они могли жестоко наказать малышку за воровство. Но они не стали этого делать. Беззащитность Люсеньки пробудила в них милосердие. Она ведь сама напоминала худенькую рыбку (предл. 24), которую хотелось защитить. Поэтому и бросилась Инна за хлебом для малышки (предл. 29).

6. Включение в систему знаний.

Слово учителя: Следующий этап — аргументы из жизни.

Учитель: Мы с вами сформулировали, что такое милосердие, сумели привести пример милосердия из текста, а теперь обратимся к примерам из жизненного опыта и литературных произведений и примерам милосердия в наших родных чувашских традициях (Использование национально-регионального компонента). Работаем в группах.

Ответы учащихся: Примером милосердия в наши дни может служить донорство, деятельность различных благотворительных фондов, по сбору средств для тяжелобольных и нуждающихся. Милосердие является одной из основополагающих черт в национальных чувашских традициях. Так, ребёнка, который оставался круглой сиротой никогда не бросали на произвол судьбы и, несмотря порой на нищету и многодетность своего семейства, брали под опеку ближайшие родственники или соседи. Именно благодаря милосердию соседей Прохоровых, сумел подняться на ноги наш знаменитый просветитель И.Я. Яковлев.

Слово учителя: Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише. (Слайд 9)

Итак, в заключение скажем, зачем нужно милосердие, как оно влияет на нашу жизнь?

Слово учителя: Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение.

7. Рефлексия (Слайд 10)

Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.

8. Итог урока.

Подводя итог нашему уроку я хочу отметить активную работу следующих уч-ся, а также предлагаю вам оценить те ЗУН, которые вы получили и закрепили в течение урока, для этого, поставьте соответствующую букву на полях своих тетрадей:

А – Тема урока была лёгкой и понятной, написание сочинения-рассуждения не вызывает у меня затруднений.

Б – Тема в основном понятна, но имеются некоторые затруднения.

В – Тема урока для меня показалась слишком трудной

Домашнее задание вариативное (А – написать сочнение-рассуждение на тему милосердие,

Б – составить небольшой сопроводительный текст для продемонстрированного видеоролика,

В - записать предложения из видеоролика, подчеркнуть в них ошибки и через тире записать предложение, устранив речевые, грамматические и орфографические недочёты)

А в добрых сердцах нет ни капли расчёта,
У них совершенно другие заботы,
Любить бескорыстно, душой сострадать,
Безропотно путь сей земной принимать.

Чины, дивиденды для них лишь пустое,
Им чуждо фальшивое и напускное,
Под фантиком ярким они не таят
Ни чувства, ни мысли, ни жизненный взгляд.

Они не встречают людей по одёжке,
Не судят о книгах по глянцу обложки,
И лживые роли не примеряют,
Под маскою лица свои не скрывают.

И в век наш лихой "всё продай да купи"
Задаром способны помочь и спасти,
По-братски понять и руку подать,
Рубашку последнюю снять и отдать.

И нет миллиардов у них, лишь гроши,
Зато не страдают от рака души,
Нажива и выгода их не терзают,
Чудными порою их называют.

Но доброе сердце обиды прощает
И колких насмешек не замечает,
А доброе сердце в хорошее верит
И доброты для людей не жалеет.

Котёнка накормит, утешит старушку
И хлеба накрошит для птичек в кормушку,
В час скорби спасёт безутешную душу
И гостя незваного встретит радушно.

Последний полтинник пожертвует скромно,
Пальтишко отдаст погорельцам бездомным.
Поможет бесплатно, спасёт без корысти,
На бедах несчастных поживы не ищет.

И пусть не поймут его финансисты,
Его капитал - в сердце - добром и чистом!

© Copyright: Кристина Робертовна Навицкая , 2018
Свидетельство о публикации №118050506297

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его

Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,

речевой связностью и последовательностью изложения

:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью, ошибок в построении текста нет

Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1 –С3К4

Памятка №1

План сочинения-рассуждения

1. Тезис −это положение, утверждение, которое требуется доказать.

2. Аргументы −это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

3. Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения.

Памятка №2

Структура сочинения-рассуждения

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста +комментарий

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта +комментарий

Памятка№4

Аргументы из жизни

2.Высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

3. СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

4.примеры из читательского опыта

5.Результаты личных наблюдений

6.Биография известного человека(назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)

7.Культурные, национальные традиции (народная мудрость).

Памятка №5

Я познакомился. (с фактами проявления милосердия в повседневной жизни и литературе)

Было непросто. (комментировать определение)

У меня получилось. (написать аргумент из жизни)

Хотелось бы. (успешно завершить работу над сочинением – рассуждением

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

Урок дал мне для жизни…

Памятка 6 Клише для сочинения.

Для вступления:

· Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.

· По моему мнению, … – это….

· Я думаю, что … – это….

· … – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?

· Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.

· Я согласен с ФИО в том, что … - это

· Попробуем разобраться в смысле этого слова

· Попробуем определить данное слово

· Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что

· Текст ФИО заставил меня задуматься над…

· Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..

Для основной части:

· Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так,в предложении .

· Чтобы подтвердить сказаннное, обратимся к тексту.

· В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)

· Предложение … подтверждает мысль о том, что.

· Примеры … можно встретить и в жизни.

· В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)

· Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.

· Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.

· Обратимся к тексту, в котором говорится о .

· В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.

· Автор говорит. подчеркивает. размышляет. высказывает свое мнение. делает акцент.

· Свое мнение я могу подтвердить примером из..

· Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что

· В жизни мы часто сталкиваемся с . (наблюдаем . )

· Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как.


Для заключения:

· Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.

· В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что.

· Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.

· Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова .

· Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.



Учитель:
Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о качествах хорошей речи, научимся писать сочинения-миниатюры, используя разные приёмы и методы работы над прозаическими текстами. Как вы думаете, для чего человеку нужна хорошо оформленная речь?



Ученик:
У каждого из нас есть свой стиль и манера общения друг с другом. Иногда ребята говорят примитивно. Их словарный запас скуден и сводится к нескольким простым предложениям. Такая речь вряд ли может считаться богатой, так как она лишена сложных синтаксических конструкций, в ней нет и различных смысловых оттенков интонации.




Учитель:
Вы правы, ребята, по нашим высказываниям многое можно сказать о человеке. Для того, чтобы сделать нашу речь красивой, надо научиться владеть всеми богатствами языка. Представьте, что у художника было бы всего три цвета в палитре, какие бы картины у него получились? А музыкант?



Вместо семи нот у него, к примеру, было бы только две, какая скучная музыка звучала бы из его рояля? Так и у любого говорящего или пишущего человека: бедный словарный запас ведёт к скудоумию и низкому интеллекту. Другими словами, богатство речи - главное её качество наряду с точностью, логичностью, чистотой и уместностью. Ребята, а как вы считаете, помогают ли нам в этом вопросе словари?








Учитель:
Да, с речевыми ошибками мы встречаемся в работах очень часто. Иногда мне приходится читать и бессвязные тексты, лишённые логики, полные так называемых слов-паразитов, типа, ну, значит, это. как его. Поэтому, не стоит, ребята, забывать о правильности как устной, так и письменной речи. А умение говорить приходит к нам постепенно.Надо только научиться прислушиваться к звучанию слов, стараться находить их пёстрые образы в большом океане разноцветной речи.



«Жила-была черепаха. Она мечтала быстро бегать или даже летать. Получалось у неё это занятие, к сожалению, только во сне. Черепаха пыталась подпрыгивать, мысленно рассчитывала свой шаг, пыхтела, что было силы, но результата не было видно ни капельки…Как-то раз черепаха увидела высоко в небе самолёт, парящий, как птица. Грусти нашей медлительной леди не было предела.



-Как же быть? Что предпринять? Неужели мне всю жизнь плестись в хвосте?- так думала черепаха, гдядя в безоблачное небо, где парил самолёт, словно хвастаясь крыльями и дразня расстроенную черепашку. Наблюдая за самолётом, любопытная черепаха дождалась того счастливого момента, когда шустрый самолётик приземлился неподалёку от неё. Хитрая бестия воспользовалась удачным моментом, чтобы осуществить свой замысел. Она тихонько забралась внутрь кабины самолёта, оставаясь незамеченной. Вскоре серебристый лайнер взлетел высоко-высоко в небесную высь.





А чем закончилась эта фантастическая история, допишите сами, дорогие друзья! Я надеюсь, что вам было интересно, и вы с пользой провели заседание нашего литературного кружка. Можете научить этому приёму своих младших братьев и сестёр, когда сами овладеете им в совершенстве. До новых встреч!

Читайте также: