Сочинение пишут не пером а умом

Обновлено: 04.07.2024

Ведущий. Нашу встречу хочется начать с загадки.

Учитель открывает текст пословиц на доске.

Он и поит, и кормит. Он и до Киева доводит. О чем говорится в этих пословицах?

Дети. О языке.

У. Конечно, это язык. Ну, а сегодня он не до Киева доведет одну из команд, а до победы. Итак, главный гость сегодня – его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Дети читают высказывания о русском языке, записанные на карточках.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, "русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам". Ему свойственны "величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность".

Ученик 2. "Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой". Так считал Лев Николаевич Толстой. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: "Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого".

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе:
"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?"

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев предупреждал: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданое нам нашими предшественниками".

Следующий ученик читает отрывок стихотворения К. Бальмонта "Русский язык".

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье.
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Ведущий. С какой любовью к родному языку написано стихотворение! Все собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.

II. Отборочный тур

Ведущий. Я приглашаю вас принять участие в увлекательной и полезной игре. Вы проверите свой интеллект и сообразительность, приобретете новые знания, расширите кругозор. Ну а девизом игры будет русская народная пословица "Не пером пишут, а умом". Какие команды примут участие в сегодняшней игре?

Знакомство с командами. Приветствие.

– Но если вы хотите выиграть, вы должны стать дружной командой. 150 баллов заработает та команда, которая даст правильные ответы на 15 вопросов. Если один из участников дает неправильный ответ, вы теряете 10 баллов. Определим команду, которая первой начнет игру. Для этого надо перечислить слова по количеству звуков, начиная с наибольшего.

соль, юрта, яма, юноша

Д. Юноша – 6 звуков, юрта – 5 звуков, яма – 4 звука, соль – 3 звука.

III. Игровая часть

Вопросы для первой команды

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха)
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)
11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква)
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак)
14. У этой части речи в прошедшем времени можно определить род. (Глагол)

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. (Окончание)
3. Эти члены предложения могут быть связаны интонацией перечисления или союзами и, а, но. (Однородные)
4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
9. Изменение окончаний глаголов по лицам и числам. (Спряжение)
10. Личные местоимения 1-го лица. (я, мы)
11. К этому склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце. (3-е склонение)
12. Существительное в именительном падеже в предложении является. (Подлежащим)
13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
14. Какая часть речи во множественном числе не изменяется по родам? (Прилагательное)

Подведение итогов викторины.

Ведущий. В русском языке, как, впрочем, и в любом другом, немало устаревших, малоизвестных, теперь уже непонятных слов и выражений. Но знать их надо: они употребляются в художественной литературе. За каждое правильно названное значение слова команда получает 20 баллов.

1. Ветрило

а) сильный ветер
б) парус
в) руль

Написать мини сочинение на тему не пером пишут, а умом.


Само произведение сочиняется в уме, а перо лишь переносит мысли на бумагу.

(можешь взять за основу).


Пж помогите написать сочинение на тему ум?

Пж помогите написать сочинение на тему ум.


Помогите написать сочинение на тему умею ли я говорить грамотно помогите плис?

Помогите написать сочинение на тему умею ли я говорить грамотно помогите плис.


Помогите написать мини сочинение на тему "шторм"?

Помогите написать мини сочинение на тему "шторм".


СРОЧНО?

Мини - сочинение на тему "По одежке встречают, по уму провожают".


Грамматическая основа предложения какая?

Грамматическая основа предложения какая?

Не пером пишут, а умом.


Не пером пишут , а умомА?

Не пером пишут , а умом


Написать мини сочинение на тему если бы я была доктором?

Написать мини сочинение на тему если бы я была доктором.


Написать минни - сочинение на тему что на земле было есть и будет?

Написать минни - сочинение на тему что на земле было есть и будет.


Напишите мини - сочинение на тему "Умею ли я удивляться "?

Напишите мини - сочинение на тему "Умею ли я удивляться ".


Помогите написатьмини сочинение на тему какая я?

мини сочинение на тему какая я?


Никто, какого - нибудь, ничьим, кое - что, никто, ни на чём, некто, никакими, ни в какое, ни под каким, ни за что, никто, никто.


Идя по осеннему парку, моё сердце радостно бьётся в восхищении. Как красива природа осенью! Светло жёлтые, оранжевые и багровые листья лежат на траве и тропинке. Золотые листья медленно опускаются и замирают, так они будет лежать до первого снега.


Когда наступает осень начинается волшебство. Все деревья меняют листву. Яркие и красивые цвета раскрашивают улицу. Когда мы идем по улице листва под ногами желтая, зеленая, красная. Всё это необычайно красиво.


Помните предков и их обычаи , берегите природу и старайтесь сохранить все это для потомков.


К примеру, домик. Суффикс - ик - .


В чаще леса, у ручья, Жили - были Ча и Ща. Ча – резвушка, хохотушка, Ща – сварлива, как старушка. Вот однажды у ручья Появилась саранча. Ща сказала : "Ах, как страшно! Выходить сейчас опасно! Лучше дома посидим Да в окошко поглядим! " Ча ответи..


Условная линия это линия которая делит карту на два полушария северное и южное.


Главные члены предложения приготовить, построили - глаголы. Чтобы замесить(глагол), восемнадцать(прил) поваров(сущ) бегали(гл). Булочка(сущ)получилась(гл).


Мы с мамой любим смотреть сериал. На многие песни делают ремикс. Имиджмейкер создает стиль и образ.



Урок русского языка должен быть уроком-любованием, уроком постижения красоты языка, его неисчерпаемых возможностей. На каждом уроке языка и литературы мы должны всматриваться и вслушиваться в слово, и тогда придет понимание законов, правил, системы языка. Учитель-филолог - это проводник в мире родного слова. Как вести ребенка не просто по маршрутам учебных программ, а помочь увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием поразительное разнообразие мир родной речи? Научить переводить переживание из внешних проявлений в форму текста - вот одна из серьезнейших воспитательных задач уроков развития речи.

Нельзя рассматривать сочинение как одно из упражнений по развитию речи. Такой подход мешает проявлению его специфики: единству содержания и формы и чувства. Детское сочинение необходимо рассматривать как уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников.

Например, я задаю пятиклассникам очень простой, на первый взгляд, вопрос:
- Все видели старый дуб у школьных ворот?
- Тысячу раз! - отвечают ретивые.
- Вот и хорошо. Опишите мне его, пожалуйста, подробнее - сначала устно, потом письменно.

Руки по инерции тянуться вверх (уж очень знакомый старый дуб), но быстро опускаются. Так и никто и не мог обрисовать даже знакомое-презнакомое дерево.
- Что вы скажите о своей наблюдательности, друзья? — коварно спрашиваю я.
- Если бы этот дуб посмотреть еще раз. - вздыхают ребята.
- Пойдемте — предлагаю с готовностью. — Берите черновые тетради и. вперед.

На берегу реки, в лесу, у ночного костра, в шалаше, под тихий шум летнего дождя я учу детей говорить о том, что их окружает. Радуюсь, когда моя любовь к слову передается детям, захватывает их мысли и сердце. Они учатся чувствовать красоту, аромат, тончайшие оттенки слов, их эмоциональную окрашенность. Чуткость к красоте слова - это огромная сила, облагораживающая духовный мир ребенка. В этой трогательной чуткости один из источников человеческой культуры, который я пытаюсь развить в детях. Овладеть поэтическим словом трудно, но выразить себя и свое видение мира через слово интересно.

Вернемся в школьный двор к старому дубу. Конечно, все видели и знали это дуб, но не умели выделить существенные признаки, вдуматься в них и высказать не чужое, а собственное мнение. И я поспешила им на помощь:
- Всмотритесь, какой это дуб: старый, молодой или совсем юный? Какие у него ствол, ветки, крона? Какой общий рисунок дерева, его форма, если смотреть издали? Обратите внимание на кору. С чем можно сравнить листики по форме и расцветке? Как выглядит дуб при солнечном освещении? Чувствуете ли осенний аромат?

Теперь ребятам стало понятно, о чем писать. И здесь самое важное - приучить ребят к самостоятельности, добиться выражения их творческой индивидуальности.

Все любят фантазировать. Можно предложить учащимся пофантазировать:
- Представь, что ты превратился в дом, или зеркало, или мяч, дорогу, школу, солнце, цветок, слезу, компьютер. Превратившись в столь неожиданный предмет, что ты чувствуешь, ощущаешь? Каковы будут твои действия? Постарайся свои мысли записать в форме маленького рассказа.

Временные неудачи не должны пугать учащихся. Их можно предупредить, используя работу с вариантами детских сочинений. Для записи первоначального текста мы используем тренировочные тетради, листы разделены пополам. В первой половине - ученический вариант, во второй - рекомендации учителя. Использую в работе только зеленый цвет как символ того, что путь к творчеству свободен.

Школьные поэтические жемчужинки рождаются порой очень неожиданно. Вот, к примеру, некоторые ответы на вопрос: "Чем пахнут цветы осенью?"
- Печалью уходящего лета. (Ч.Г., 6 кл.)
- Листопад. словно смерть ради жизни! (Б.С., 7 кл.)
- Пришла золотая осень. Теплая и нежная, остановилась она в парке. Здесь по утром так тихо, что можно слышать дыхание осени. Вот что называется хрустальной тишиной. Последний очаровательный бал природы (К.А., 8 кл.)
- Лужи - словно зеркала, заботливо и умело разбросанные осенью. (Д.Л., 9 кл.)

Учитель может учить до тех пор, пока сам учится, пока ему доставляет радость делиться с ребятами мыслями, переживаниями, впечатлениями. Считаю: именно образец - сочинение учителя - способно воспламенить ребят тем внутренним огнем, интересом, без которого не живет школьное сочинение. Сколько радостных открытий и вдохновений приносят ученику и учителю муки творчества в процессе совместного труда!

Только в творчестве двоих - ребенка и учителя - рождается истина.

1. "Методика развития речи на уроках русского языка" /Под редакцией Т.А. Ладыженской/. М, 1980 г.
2. "Учитель словесности" И.И Улин, М, 1990 г.
3. "Обучение и воспитание на уроках русского языка" А.Д. Дейкина, М, 1990 г.
4. "Развивайте дар слова" Т.А Ладыженская, Т.С. Зепалова М, 1990 г.
5. "Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку" Н.Г.Алдакаева //Русский язык в школе. 2001 г. №6.
6. "Развитие творческих способностей и личности учащихся" Л.А. Ашевская // Русский язык в школе. 2001 г. №6.
7. "Как сердцу высказать себя?" Л.П. Сычугова //Русский язык в школе. 2001 г. №8.
8. "Роль родного языка в становлении духовного мира личности" М.Р. Львов //Русский язык в школе. 2001 г. №4.
9. "Праздник творчества на уроках русского языка" В.А. Синицын //Русский язык в школе. 2000 г. №6.
10. "Еще раз о редактировании текста" Л.Ф. Ивченков //Русский язык в школе. 1999 г. №2.

Торяник Яна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с. Адо-Тымово,
Сахалинская область

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках декады русского языка и литературы

Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).

Формировать умения применять полученные знания на практике.

Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся, культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывать умение работать в группах, любовь к родному языку.

Наглядность и оборудование:

Раздаточный материал, компьютерная презентация.

Методы и приемы: коммуникативный, наглядный, игровой, поощрение, частично-поисковый.

Форма проведения: путешествие

I . Организационный момент

Каждый класс занимает свое место за столом, придумывает название, девиз команды. Командир представляет свою команду

Во время движения поезда (на слайдах) учитель загадывает название станций.

II . Вводная часть

- Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

III . Основная часть

- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).

1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

2. Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.

А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

3. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

4. Далеко мой стук слышится вокруг,

Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

- Назовите то слово, в котором звуков меньше, чем букв.

- Проверим ваши ответы

- Наш поезд может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию. Время 30 сек, кто подберет больше однокоренных слов.

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

- Назовите способ образования слов.

- Наш поезд может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

- Отгадайте шарады “Из волшебного короба”

Учитель читает шарады:

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

Начало слова – лес, конец – стихотворение,

А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)

Начало – голос птицы, конец на дне пруда,

А целое в музее найдете без труда. (Картина)

Начало деревом зовется, конец – местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)

- Наш поезд может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

4. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

- Игра. Вставьте пропущенную орфограмму

1. Срослись, росток, наложение, растение, межотраслевой;

2. Гонит, побелеет, зависит, строит, ненавидит;

3. Принцип, цыц, цилиндр, порция, цыганский;

4. Шорох, шепот, решётка, зачет, капюшон

- Наш поезд может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

5. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ

Отгадайте кроссворд. Время 1 мин. Кто быстрее.

Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?

Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?

Назовите один из непостоянных признаков имен существительных?

Определи часть речи выделенного слова: Снежное покрывало землю покрывало.

Каким годом объявлен 2012 год в России? Какими знаменательными датами богат этот год?

Расскажите, что вы знаете о Бородинском сражении.

- Наш поезд может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.

7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС

- Соберите предложение, выполнив ряд действий. Время 1 мин. Кто быстрее.

1. Из предложения

Стеной стоят желтые колосья пшеницы

возьмите определение, выраженное прилагательным, и согласуйте его с существительным листьями.

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень

3. Добавьте обстоятельство из предложения

Осень щедро одаривает леса краской.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

возьмите имя существительное, которое является обращением.

Ответ: Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги.

- Наш поезд может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.

8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ

Расставьте знаки препинания в схемах.

- Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

IV . Заключительная часть

Подведение итогов игры, награждение команд.

Краткое описание документа:

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках декады русского языка и литературы

1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).

2. Формировать умения применять полученные знания на практике.

3. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся, культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

4. Воспитывать умение работать в группах, любовь к родному языку.

Наглядность и оборудование:

Раздаточный материал, компьютерная презентация.

Методы и приемы : коммуникативный, наглядный, игровой, поощрение, частично-поисковый.

Форма проведения: путешествие

I . Организационный момент

Каждый класс занимает свое место за столом, придумывает название, девиз команды. Командир представляет свою команду

Во время движения поезда (на слайдах) учитель загадывает название станций.

II . Вводная часть

- Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

III . Основная часть

- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).

1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

2. Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.

А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

3. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

4. Далеко мой стук слышится вокруг,

Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

- Назовите то слово, в котором звуков меньше, чем букв.

- Проверим ваши ответы

- Наш поезд может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию. Время 30 сек, кто подберет больше однокоренных слов.

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

- Назовите способ образования слов.

- Наш поезд может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

- Отгадайте шарады “Из волшебного короба”

Учитель читает шарады:

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

Начало слова – лес, конец – стихотворение,

А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)

Начало – голос птицы, конец на дне пруда,

А целое в музее найдете без труда. (Картина)

Начало деревом зовется, конец – местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)

- Наш поезд может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

4. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

- Игра. Вставьте пропущенную орфограмму

1. Срослись, росток, наложение, растение, межотраслевой;

2. Гонит, побелеет, зависит, строит, ненавидит;

3. Принцип, цыц, цилиндр, порция, цыганский;

4. Шорох, шепот, решётка, зачет, капюшон

- Наш поезд может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

5. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ

Отгадайте кроссворд. Время 1 мин. Кто быстрее.

1. Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?

2. Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?

3. Назовите один из непостоянных признаков имен существительных?

5. Определи часть речи выделенного слова: Снежное покрывало землю покрывало.

Каким годом объявлен 2012 год в России? Какими знаменательными датами богат этот год?

Расскажите, что вы знаете о Бородинском сражении.

- Наш поезд может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.

7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС

- Соберите предложение, выполнив ряд действий. Время 1 мин. Кто быстрее.

1. Из предложения

Стеной стоят желтые колосья пшеницы

возьмите определение, выраженное прилагательным, и согласуйте его с существительным листьями.

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень

3. Добавьте обстоятельство из предложения

Осень щедро одаривает леса краской.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

возьмите имя существительное, которое является обращением.

Ответ: Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги.

- Наш поезд может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.

8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ

Расставьте знаки препинания в схемах.

- Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

IV . Заключительная часть

Подведение итогов игры, награждение команд.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 463 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 10.12.2014 1464
  • DOCX 38 кбайт
  • 35 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Петухова Людмила Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оборудование: презентация, карточки для групповой работы.

Ход урока

- Прежде, чем начать урок, хочется вспомнить хорошую русскую пословицу:

Пишут не пером, а умом. (Слайд 1)

- Объясните её значение. Это выражение станет девизом нашего сегодняшнего урока.

И мы переходим к его первому этапу – чистописанию.

- Почему именно эти гласные я взяла для чистописания? (Слайд 2)

2. Словарная работа.

На доске записаны слова с пропущенными безударными гласными.

См. ётся, в. дить, м. лчит, пот. мнело, н. чует, св. стит, л. вил, х. хочет, прол. тит. (Слайды 3,4)

(По цепочке устно работаем над словами – проверяем, записываем).

3. Что объединяет все записанные нами слова?

Тема урока. Роль глагола в речи. Лексическое значение глагола. (Слайд 5)

- Какое из ряда слов можно назвать лишним? Почему? Что мы уже знаем о глаголах неопределённой формы?

- Сегодня глаголы неопределённой формы помогут нам восстановить устойчивые обороты речи.

(в. дить) на голове хулиганить
(д. ржать) за нос обманывать
(кл. вать) носом дремать
(з. рубить) язык за зубами молчать
(х. дить) на носу запомнить

- Запишите фразеологический оборот, в котором глагол неопределённой формы содержит безударную гласную “о” (для 1 варианта), безударную гласную “е” (для 2 варианта).

- Что такое фразеологический оборот?

- Это устойчивый оборот в речи, который имеет определённое значение.

- Объясняем значение каждого оборота. (Слайд 7 )

-Что заметили? Есть ли одинаковые по смыслу выражения? Как их называют?

В русском языке немало синонимичных фразеологических оборотов. Познакомимся с некоторыми из них.

4. Вернёмся к словарной работе. Есть ли среди записанных слов - синонимы.

Смеётся, хохочет. Продолжить синонимичный ряд – хихикает, улыбается.

Слова выстроились в определённой последовательности. Почему? Что происходит?

- Идёт усиление действия.

5. Работа в парах. ( Слайд 8)

Попробуйте в парах подобрать слова-синонимы к глаголам говорит, шагает и выстроить их в порядке усиления действия.

- Вы хорошо поработали. В народе про хорошую работу говорили так:

Работай до поту, так и поешь в охоту. Объясните.

  • Слово молвит – соловей поёт.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
  • Что испёк, то и кушай.
  • 1 вариант записывает пословицы, где встретились слова, синонимичные слову “трапезничать”.
  • 2 вариант – произносить, изрекать.

- Обратим внимание на пословицу, которая оказалась лишней. (Как аукнется, так и откликнется.)

- Понаблюдайте за глаголами, что заметили?

- Что такое антонимы?

  • Мир строит, а война . (разрушает)
  • Умей вовремя сказать, вовремя . ( смолчать)
  • По платью встречают, по уму . (провожают)
  • Землю красит солнце, а человека - . ( ? )

- Возможно ли в последнюю пословицу вставить глагол – антоним?

- Значит, она является лишней.

- Какое слово походит для последней пословицы?

- Какой глагол использовали в пословице? Объясните его значение.

(украшает, делает красивым)

- Определите лексическое значение глагола “красит” в загадке:

Что за художник красит листья без кисти? (Слайд 12)

Следующую загадку записываем себе в тетрадь. Делаем акцент на орфограммы.

Образовались слова – близнецы. (Слайд 13)

Находим отличие, определяем части речи.

7. Давайте подумаем:

- Какими частями речи могут быть эти слова? (Слайд 14)

- Составьте предложения или словосочетания.

Правил, гнёт, дали, жгут, рой.

8. Работа в группах.

- Сегодня мы много говорили о глаголе, о его лексическом значении. Без глаголов мы вряд ли бы смогли понять друг друга. Убедиться в этом нам поможет следующее задание.

В стихотворении пропали все глаголы. Вставьте, пожалуйста, подходящие по смыслу слова. Работа в группах.

Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой:
Задачи решаю, на скрипке играю
Сынишку соседки в коляске катаю.
На стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто – пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.

- Есть ли здесь фразеологический оборот? Объясняем значение.

9. Заключительный этап урока.

- С какими понятиями русского языка нам пришлось сегодня на уроке поработать?

- Какой фрагмент урока для вас был самым интересным?

- Объясняю домашнее задание. Вставить подходящие по смыслу слова. Записать текст и придумать продолжение. (Слайды 15, 16)

Читайте также: