Сочинение островский последняя жертва

Обновлено: 08.07.2024

Лавр Мироныч (манит лакея). Эй, ты, фрачок! Фалдочки! Какую прислугу держат: факельщики какие-то вместо официантов. Эй, любезный, оглянись! Шевелись, братец!

Сакердон (подходя). Что угодно-с?

Лавр Мироныч . Звезды считаешь, любезный? Не трудись, сосчитаны. Как зовут тебя?

Сакердон . Сакердон-с.

Лавр Мироныч . Как, как?

Сакердон . Сакердон-с.

Лавр Мироныч . Ну, ступай с богом!

Сакердон . Помилуйте, за что же! Я могу-с…

Лавр Мироныч . Коли я теперь, трезвый, твое имя не скоро выговорю, как же я с тобой после ужина буду разговаривать? Мы с дамами ужинаем, любезный. Что мне за неволя язык-то коверкать да конфузиться. Я приехал сюда, чтоб в удовольствии время прожить. Ступай, ступай! (Машет другому служителю.) Эй, милый.

Сергей (подходит). Что прикажете?

Лавр Мироныч . Как дразнят-то тебя?

Сергей . Сергеем-с.

Лавр Мироныч . Ну, так вот что, Сережа, служи!

Сергей . Будем стараться-с.

Лавр Мироныч . Ты прежде пойми нас!

Сергей . Кажется, могу-с… Не в первый раз, служили господам-с.

Лавр Мироныч . Вон там под березками закуску сформируй!

Сергей . Слушаю-с. (Вынимает книжку и карандаш.)

Лавр Мироныч . Пиши! Водка всех сортов, высших только. Зернистая икра.

Сергей . На сколько персон прикажете?

Лавр Мироныч . Не перебивай! Твое дело слушать. А еще похвалился, что господам служил.

Сергей . Виноват-с.

Лавр Мироныч . Честер. Селедок не надо, сардинок тоже. Анчоусы есть?

Сергей . Спрошу-с.

Лавр Мироныч . Оливки фаршированные, омар в соку… Ну, ты понял теперь, что нам нужно? Так уж сам подумай, не все тебе сказывать.

Сергей . Слушаю-с.

Лавр Мироныч . Да, вот еще: головку подай поросячью! Мы мозжечок вынем, язычка покрошим помельче, тронем перцем, да маленькие тартинки и намажем.

Сергей . Закуска высокая-с.

Лавр Мироныч . В рассуждения не вступай! Господам служил! Либо господа у тебя плохи были, либо господа-то хорошие, да ты-то плох был.

Сергей . Виноват-с.

Лавр Мироныч . Да закажи ужин заранее, чтоб не дожидаться, чтоб шло как по маслу, без антрактов. Дай карту!

Сергей подает. Лавр Мироныч рассматривает карту.

Лавр Мироныч (Сергею). Пиши! Беф а ля мод с трюфелями, стерляди паровые, вальдшнепы жареные в кастрюлях. Да чтоб ворчали, когда подаешь…

Сергей . Понимаю-с!

Лавр Мироныч . Все это персон на двенадцать. Скажи поварам, что кушать будет Флор Федулыч, а платить Лавр Мироныч; нас знают. Да чтоб после ужина приходили получать пять рублей на водку.

Сергей . Слушаю-с.

Лавр Мироныч . Вместо пирожного виноград и фрукты в вазах. Персики чтоб спелые были. Зеленый персик та же репа. Да поставь два ананаса… с зеленью, для декорации!

Сергей . Слушаю-с.

Лавр Мироныч . Теперь вина: к говядине лафит, самый высший, дамам особенно подать послаще чего-нибудь… Икем, тоже высший. Да смотри, как у дам вино доходит, сейчас чтоб другая, да переменяй так, чтоб глазом нельзя заметить.

Ты Германа фокусника видел? Бутылка одна, но чтоб бесконечная, чтоб двух бутылок перед дамами не стояло. Боже тебя сохрани!

Сергей . Понимаем, помилуйте-с.

Лавр Мироныч . После лафиту прямо шампанское. (Дульчину)

Ведь так, я думаю?

Дульчин кивает головой.

И чтоб это беспрерывно.

Салай Салтаныч выходит из-за деревьев и останавливается сзади Лавра Мироныча, который его не замечает.

Как по стакану разольешь, пустые бутылки прочь, и чтобы пара свежих стояла, так постепенно и подставляй! Как ты ставишь, как откупориваешь, этого чтоб я не видал, а чтоб две свежих на столе постоянно были, а пустой посуды ни под каким видом, чтоб она исчезала. Слышишь? — две, ни больше, ни меньше! Мы приехали поужинать и выпить, а не хвастаться! К нам будут подходить разные господа, так чтоб видели, что ужин богатый, а скромный; фруктов много, а вина мало.

Сергей . Слушаю-с.

Салай Салтаныч (Лавру Миронычу). Кутишь?

Лавр Мироныч (пожимая плечами). Вот народ! Нельзя поужинать порядочно: сейчас кутишь. Когда я дождусь, что вы образованнее будете?

Салай Салтаныч (Сергею). Кажи, что написал?

Сергей подает книжку.

Лавр Мироныч . Да, посмотрим еще! Ты всю жизнь за счет должников и обедаешь и ужинаешь, так навострился, вкус знаешь. (Рассматривает книжку.)

Салай Салтаныч (отдает книжку Сергею). Хорошо, чего еще! Закуску прибавь: балык. Хороший есть, с Дону пришел.

Лавр Мироныч . Благодарю, забыл, из ума вон. Ты с нами ужинаешь, Салай?

Салай Салтаныч . Куда еще пойду! Конечно.

Лавр Мироныч (Дульчину). Вадим Григорьич, вы сделаете нам честь откушать с нами? Позвольте просить.

Дульчин (издали). Благодарю вас, с удовольствием.

Лавр Мироныч (Сергею). Пойдем, я тебе покажу место. (Лавр Мироныч и Сергей уходят.)

Рецепты некоторых вышеперечисленных блюд, опубликованные на сайте "Деревенское хозяйство". Чтобы прочитать текст – кликните по ссылке:

Влюблённость Юлии

Влюблённость Юлии

В своей пьесе автор повествует о жизни московского купечества. В центре сюжета взаимоотношения Юлии Павловны Тугиной, молодой богатой вдовы, и Вадима Григорьевича Дульчина, обедневшего барина. Женщина влюблена и мечтает выйти замуж за избранника. Вадим — морально опустившийся мужчина, он потерял наследство и нахватал долгов. Он представляется богатым помещиком, скрывая своё истинное финансовое положение. Негодяй не собирается жениться, единственная цель его ухаживаний за Юлией — получение денег.

Тугина даёт деньги избраннику

Юлия отправляется к Флору Федулычу Прибыткову, пожилому дальнему родственнику. Мужчина богат, у него нет детей, а супруга умерла. Когда-то он обещал Юлии своё покровительство. После длительных уговоров старик соглашается дать ей необходимую сумму. Дульчина с радостью приносит деньги избраннику, а тот проигрывает их в карты.

Юлия отправляется к Флору Федулычу Прибыткову

Об отношениях Вадима и Юлии становится известно родной тёте девушки Глафире Фирсовне. Женщина переживает за племянницу и пытается предостеречь её от роковой ошибки, однако та безответно влюблена и верит Дульчину. Тогда Глафира Фирсовна рассказывает об их связи Прибуткову. Он расстроен из-за племянника Лавра Мироныча.

Анализ пьесы

После Октябрьской революции пьеса приобрела большую популярность. В ней затрагивается тема, которая перекликается:

Флор Федулыч отличается:

Чтобы добиться своего, он готов пойти на многое. В ход идут интриги, подкуп, наглое враньё. Он не беспокоится, что пострадают его близкие: племянник и внучка. Пускай это ничтожные люди, но ведь герой так часто говорит о своих добрых намерениях и родственных чувствах. Глафиру Фирсовну можно охарактеризовать, как рабу денег предыдущего персонажа.

Вадим — картёжник и прожигатель жизни

Вадим — картёжник и прожигатель жизни. Он потерял доставшееся от родителей наследство, однако скрывает это, выдавая себя за человека с огромным состоянием. Юлия беззаветно влюблена в негодяя, чем он с радостью пользуется, разоряя девушку.

Когда Дульчин очередной раз проигрывает деньги, он делает предложение Ирине, которая, как он думает, богата, об этом становится известно Юлии. В пьесе есть сцена, когда тётка девушки сообщает обманщику о кончине племянницы.

Однако через короткое время она появляется живой и невредимой. Можно подумать, что женщина соврала, однако это не так.

Перед Вадимом предстаёт уже совсем другая Юлия. Это уже не та девушка, кого он знал раньше. Тугиной, способной на большое и светлое чувство, больше нет. Теперь есть только невеста Флора Федулыча.

Это произведение о манипуляторах, отчаянно требующих снисхождения к себе, людях, которые с лёгкостью играют на чувствах добропорядочных и наивных членов общества.

Певец купеческого Замоскворечья

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский (1823—1886) начал заниматься литературным трудом, будучи студентом юридического факультета Московского университета. Основным предметом его творчества стала жизнь купечества в Замоскворечье, где драматург родился и провёл детские и юношеские годы. Взаимоотношения между людьми в мещанской среде, описание патриархального быта, поэтика национального своеобразия — этим темам посвящены труды русского писателя.

Первую театральную постановку произведения в Москве осуществил Малый театр 8 ноября 1877 года во время бенефиса Н. И. Музиля, исполнявшего роль Салая Салтаныча. В роли Дульчина выступил А. П. Ленский, Тугину сыграла М. Н. Ермолова. На сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге премьера состоялась 2 декабря 1877 года. Режиссировал спектакль сам автор.

  • Маргарита Володина (Юлия Павловна Тугина);
  • Олег Стриженов (Вадим Григорьевич Дульчин);
  • Михаил Глузский (Флор Федулыч Прибытков).

Краткое содержание

События, описанные в пьесе, происходят в Москве. Действия разворачиваются в доме Тугиной, в гостиной Флора Федулыча, на лужайке перед дворянским клубом и в кабинете Дульчина. Время действия — 80-е годы XIX века. Главные действующие лица:

  • Дульчин Вадим Григорьевич;
  • Тугина Юлия Павловна, вдова;
  • Прибытков Флор Федулыч, богатый купец;
  • Глафира Фирсовна, пожилая тётка Юлии;
  • Прибытков Лавр Мироныч, племянник Флора Федулыча;
  • Ирина, дочь Лавра Мироныча;
  • Салай Салтаныч, кредитор;
  • Дергачёв Лука Герасимыч, приятель Дульчина.

Посетители дома Тугиной

Пьеса начинается с визита Глафиры Фирсовны, которая пришла проведать племянницу. Пока хозяйки нет дома, пожилая женщина беседует с ключницей и узнаёт об отношениях Тугиной с Вадимом Григорьевичем. Вернувшаяся из церкви Юлия Павловна рассказывает, как после вечерни присутствовала на венчании незнакомых людей. Обсуждая Дульчина и Прибыткова, женщины отправляются перекусить.

Дергачёв приносит письмо от Вадима. Получив послание, Тугина выпроваживает визитёра и читает записку от любимого человека.

Приезжает Флор Федулыч. Купец предлагает взять Юлию на содержание, если она ответит любовью на заботы старика. Тугина отклоняет предложение, объяснив отказ намерением выйти замуж за другого. После ухода Прибыткова появляется Дульчин. Он просит достать денег и трижды обещает любящей женщине, что это её последняя жертва.

В гостиной Флора Прибыткова

В начале второго действия Глафира Фирсовна обещает Флору Федулычу разузнать всё о Дульчине и расстроить отношения Юлии с кавалером. В комнату входят Лавр Мироныч с дочерью. Выясняется, что Ирина без ума влюблена в Вадима Григорьевича. Пока гости рассматривают новую картину, хозяин дома и Глафира Фирсовна составляют план интриги.

В гостиной Флора Прибыткова

К Прибыткову приезжает Тугина. Ей необходимо встретиться с хозяином по неотложному делу. Используя всевозможные уловки, молодая женщина пытается раздобыть денег. Сначала купец отказывает. Но когда вдова слёзно молит о помощи, Флор Федулыч идёт на уступку и даёт деньги. Юлия от всей души благодарит старика и искренне целует его.

В саду дворянского клуба

Третье действие начинается на лужайке перед входом в клуб. Разносчик вестей оповещает присутствующих о появлении в Москве богатой невесты. Выходит Дульчин и жалуется Дергачёву на невезение в картах. Появляется Салай Салтаныч, которому Вадим должен 5 тыс. рублей. Молодой человек просит кредитора подождать с возвратом долга. Ростовщик отказывает и удаляется.

Дульчин просит у Лавра Мироныча руки его дочери

На сцену выходят Глафира Фирсовна и вдова Пивокурова. Женщины приглашают Дульчина отобедать с ними. Тем временем Лавр Мироныч заказывает роскошный ужин. Три приятеля предлагают Вадиму присоединиться к карточной игре.

Дульчин проигрывает оставшиеся деньги. Салай Салтаныч читает нравоучения неудачнику. Глафира убеждает Вадима сделать предложение влюблённой в него Ирине. Между молодым человеком и девушкой происходит объяснение. Дульчин просит у Лавра Мироныча руки его дочери. Отец согласен и приглашает будущего жениха приехать в гости.

Тайное становится явным

В начале четвертого действия Юлия мечтает о семейной жизни с Дульчиным. Вдова отправляется к портнихе заказывать подвенечное платье. После отъезда хозяйки поочерёдно приезжают Глафира Фирсовна, Лавр Мироныч и Флор Прибытков. Не застав ее, визитёры разъезжаются.

Появляется Дергачёв. Вслед за ним возвращается Тугина. Лука Герасимыч сообщает об отъезде Вадима в Петербург. Юлия понимает, что приятель Дульчина лжёт. Женщина, поражённая вероломством возлюбленного, выпроваживает Дергачёва из дома.

Оставшись одна, Тугина обнаруживает оставленный Лавром конверт с приглашением на помолвку Дульчина с Ириной. Возвращается Флор Федулыч. Юлия собирается ехать к Вадиму и просит купца помочь вернуть деньги. Прибытков объявляет, что это невозможно, так как Дульчин нищий. Юлия падает в обморок.

Финита ля комедия

Ростовщик извещает об аресте Лавра и требует возврата выданных креди́тов. У Дульчина нет денег. Уходя, Салай обещает найти способ взыскать долги.

Удручённый Вадим и Ирина

Возвращается Ирина. Удручённый Вадим объясняет девушке, что свадьба не состоится, потому что денег нет ни у него, ни у неё. Тем не менее молодые люди расстаются друзьями. Дульчин решает вновь обратиться за помощью к Тугиной.


В XIX веке многое решал удачный брак на богатом человеке. Женщина стремилась найти достойного партнёра по жизни, не считаясь ни с чем, свято уверенная в важности занять высокое положение в обществе, за чем настоятельно следили их мамы, особенно, если дочь была молодой. Выдать успешно замуж — больше ничего не имело значения. Мужчина тоже искал приличную партию, чей капитал он сможет расходовать на собственные нужны, а то и добавить к своему имени более высокий титул. Жизнь общества превратилась в размен имеющегося за твоими плечами, достигнутого чаще не лично, а благодаря родителям. При неумелом подходе всё улетучивалось, оставляя после себя пустоту, заставляя людей поправлять положение только с помощью грамотного супружества.

Один порок мешает человеку, показывая в нём звериное начало — это тяга к получению сиюминутных удовольствий, возникающая спорадически и неконтролируемая сознанием, иной раз до дрожи во всём теле. Сколько людей сводило итог с жизнью, когда ситуация становилась безвыходной, и сколько их продолжает поступать аналогичным образом сегодня? Человека легко загнать в ловушку, из которой можно уйти подобно волку с отгрызенной лапой, чтобы после этого тебя загрызла своя же стая, не терпящая среди себе подобных искалеченных особей, мешающих волчьему обществу существовать по праву постоянно находящегося в движении коллектива жаждущих жить вольно существ. У людей всё протекает много мягче: отгрызенная лапа легко может быть поправлена чьей-то милостью, где самым оптимальным считается как раз удачный брак.

Но куда девать порок, если он в крови? Решив одну проблему — легко заработать новую, загоняя в ловушку уже других людей, также вынужденных искать покровителей на стороне. Всё вертится вокруг золотого тельца, а жизнь стремительно ведёт человека по кривой дороге в недра отчаяния. Хорошему человеку может повезти, но он скорее от своей скромности останется в тени и продолжит прозябание без желания кому-то сообщить о своём досадном положении; порочный же человек будет крутиться и изыскивать для себя любые возможности к восстановлению утраченных позиций.

Популярное в русских кругах самоубийство не всегда было актуальным, либо пьеса Островского оказалась слишком короткой, показав маленький фрагмент чьей-то жизни.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: островский последняя жертва критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Alexander Ostrovsky, analysis, review, book, content

Читайте также: