Сочинение ораторского жанра что такое

Обновлено: 25.06.2024

В средние века Ораторская проза становится достоянием христианской церкви, основной ее жанр — проповедь, в меньшей степени — полемическая речь на религиозные темы; по образцам Ораторской прозы строятся и письма Светское красноречие сводится к панегирикам в честь правителей. Классиками христианского красноречия были на греческом Востоке Василий Великий, Григорий Назианзин и особенно Иоанн Златоуст (4 век), на латинском Западе — Амвросий, Августин Аврелий, Григорий Великий (4-6 века). В Древнюю Русь ораторское искусство пришло из Византии и отчасти из Болгарии (Климент Охридский, Иоанн Экзарх); уже в киевскую эпоху Ораторская проза достигает высокого мастерства (митрополит Иларион, Кирилл Туровский, позднее, в 13 веке, Серапион Владимирский).

Эпоха Возрождения открывает античные памятники практики и теории Ораторской прозы и упражняется в подражаниях им; расширяется область светского красноречия (речи дипломатические, академические и пр.). Сильным толчком к оживлению и развитию Ораторской прозы были предреформация, реформация и вызванная ими религиозная борьба в Европе (Дж.Савонарола, М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин, Дж.Нокс, с католической стороны — П.Скарга; следует особо отметить тяготеющие к бурлеску и каламбуру барочные проповеди августинца Абрахама а Санкта Клара, 17 век). В литературную систему классицизма Ораторская проза входит как образец высокой торжественной речи, преимущественно панегирической, часто надгробной; наибольшее развитие это направление получило во Франции (Ф.де Саль, Ж.Б.Боссюэ, Ж.Б.Массийон и др.), но оказало влияние на всю Европу. В России Ораторская проза возрождается в 17 веке; виднейшими ораторами барокко и классицизма были Симеон Полоцкий (17 век), Феофан Прокопович, М.В.Ломоносов, Г.Конисский (18 век). Подъем политического красноречия наступает в эпоху буржуазных революций; важные образцы дала практика английских парламентских речей и памфлетов (Дж.Фоке, У.Питт, Э.Бёрк, Р.Шеридан и др.), но вершиной была Ораторская проза Великой французской революции (К.Демулен, О.Мирабо, Ж.Дантон, М.Робеспьер, Ж.П.Марат и др.). Дальнейшее развитие это направление получило в политической прозе 19 века (У.Гладстон, А.Тьер, Дж.Мадзини и др.), а также в речах судебных ораторов (в России — А.Ф.Кони). Последнее значительное явление буржуазной линии Ораторская проза, органически связанное с английской парламентской традицией, — речи У.Черчилля времен второй мировой войны 1939-45.

Смотреть что такое ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА в других словарях:

ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА

Широкое распространение во всех средневековых европейских литературах, в том числе и в литературе Древней Руси, получили различные жанры О. П. Одна из разновидностей О. П.— “учительное”, или дидактическое, красноречие. Существовало множество “слов”, поучений, “бесед” на темы христианской нравственности. В них осуждались пороки — злоба, зависть, гордость, жадность, разврат, пьянство, сквернословие и т. д. и прославлялись добродетели — смирение, кротость, богобоязненность, нищелюбие, соблюдение церковной обрядности, постоянная готовность к покаянию. Доминантой всех дидактических поучений была мысль о неизбежности “страшного суда” и необходимости для каждого человека соблюдать нормы христианской морали, чтобы избежать мучений в аду. Поэтому проповедники призывали творить добрые дела, остерегаться греховных поступков и замаливать их в постоянных искренних молитвах. Распространенной была тема “казней божьих”: христианские богословы объясняли разного рода бедствия—войны, землетрясения, засуху, нашествие саранчи, эпидемии — божественным возмездием за греховность народа целой страны. Особую группу дидактических “слов” составляли поучения, обращенные к монахам; в них выдвигались суровые требования аскетизма, ревностного подвижничества, смирения, непрестанного покаяния и молитвы. Такие обращенные к монахам заветы читались, например, в сборниках “Паренесис” (т. е. “увещевания”) Ефрема Сирина, “Лествица” (т. е. лестница, ведущая к райскому блаженству через благочестивые деяния) Иоанна Синайского. Поучения знаменитого византийского богослова Иоанна Златоуста (ум. 407) были объединены в переведенный на Руси с греческого не позднее XII в. сборник “Златоструй” (см. Сборники устойчивого состава). Значительная часть учительных “слов”, обращавшихся на Руси, принадлежала византийским богословам и проповедникам: Анастасию Синаиту, Василию Великому, Евсевию Александрийскому, Ефрему Сирину, Иоанну Златоусту, Максиму Исповеднику, Симеону Новому Богослову и др. В XI—XIV вв. в этом жанре творили и русские проповедники: Иларион, Феодосий Печерский, Лука Жидята, Серапион Владимирский, в последующем учительное красноречие на Руси замирает, уступая место церковной полемике, публицистике, торжественному красноречию (исключением был митрополит Даниил — автор нескольких поучений на нравственные темы), но зато вновь возрождается в XVII в., отчасти под влиянием украинских проповедников — И. Галятовского, Л. Барановича, А. Радзивиловского и др. Из русских проповедников этого периода были широко известны Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий, а затем писатели-старообрядцы, прежде всего Аввакум. В XVII в. получает распространение особая литературная форма — “приклад” — короткий нравоучительный сюжетный рассказ на темы церковной или гражданской истории или даже бытовая сценка, которые наглядно иллюстрировали доказываемую проповедником мысль о пагубности греха и божественном вознаграждении за добрые деяния. Другая группа памятников О. П. — торжественные “слова” и поучения. Особенно много праздничных “слов” (гомилий) было посвящено наиболее чтимым церковным праздникам: Рождеству Богородицы (отмечается 8 сентября по старому стилю), Воздвижению честного и животворящего креста (14 сентября), Введению Богородицы во храм (21 ноября), Рождеству Христову (25 декабря), Богоявлению (6 января), Сретению (2 февраля), Благовещению (25 марта), Преображению (6 августа) и Успению Богородицы (15 августа), а также подвижным праздникам — Пасхе, Вознесению и Троице. Эти праздники именовались двунадесятыми. Посвящались гомилий и валиким праздникам: Покрову (1 октября), Обрезанию (1 января), дню памяти апостолов Петра и Павла (29 июня), памяти Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) и Усекновению главы Иоанна Предтечи (29 августа). Похвальные “слова” посвящались архангелам, пророкам, апостолам, родителям Богородицы — Иоакиму и Анне, а также святым — в дни их успения или обретения мощей. Значительная часть праздничных “слов” и похвал принадлежала византийским богословам — Евсевию Александрийскому, Ефрему Сирину, Иоанну Дамаскину, Иоанну Златоусту, Кириллу Александрийскому, и болгарским писателям — Клименту Охридскому и Иоанну Экзарху; из русских авторов особенно известен своим циклом торжественных “слов” на Пасху и послепасхальные недели Кирилл Туровский. В XI—XVII вв. создается множество похвальных “слов”, посвященных Адриану Пошехонскому, митрополиту Алексею, Антонию Римлянину (новгородскому святому), Борису и Глебу, Варлааму Хутынскому, Герману Соловецкому, Сергию Радонежскому и др. подвижникам русской церкви. Памятники торжественного и учительного красноречия, созданные на византийской почве, сохранили и преумножили мастерство античного красноречия, а русские авторы гомилий успешно соревновались со своими греческими и болгарскими учителями. Приведем в качестве примера отрывок из похвального “слова” мученикам Борису и Глебу (в переводе Л. А. Дмитриева): “О блаженны гробы, принявшие ваши честные тела как сокровище многоценное! Блаженна церковь, в коей поставлены ваши гробницы святые, хранящие в себе блаженные тела ваши, о Христовы угодники! Поистину блажен и величественнее всех городов русских и выше город, обладающий таким сокровищем. Нет равного ему во всем мире. По праву назван Вышгородом — выше и превыше всех городов, второй Солунь явился в Русской земле (Вышгород, город около Киева, сравнивается с Солунью (Фессалониками), городом, заступником которого был святой Дмитрий), исцеляющий безвозмездно, с божьей помощью, не только наш единый народ, но всей земле спасение приносящий”. Другой пример — ПОХВАЛЬНОЕ “СЛОВО” СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ, написанное Епифанием Премудрым (фрагмент приводится в переводе Д. М. Буланина): “. этот преподобный отец наш воссиял в стране Русской, и как светило светлое воссиял посреди тьмы и мрака, и как цветок прекрасный среди терниев и колючек, и как звезда незаходящая; как луч, тайно сиящий и блистающий, и как лилия на сельском поле, и как кадило благоуханное, как яблоко ароматное. ”Учительные “слова”,напротив, отличались безыскусственностью, введением в текст живых реалий и бытовых черт. Так, в поучении против пьянства создается отталкивающий образ “винопийцы”: пьяница “тот лишь считает праздник славным, если лежат все спьяну, будто мертвые, как идолы — с раскрытыми ртами, рты имеют, а языком не пошевелить, глаза имеют, а не видят, ноги имеют, а ходить не могут”. Или о том же пьянице: он “словно идол валяется, и весь в грязи, и обмочится, и воняет, и лежит в час заутрени, ни в силах и головы поднять, рыгая, воняя от чрез меру выпитого, обмякший и потный”. Но и в учительных проповедях авторы прибегают к высокому слогу, осуждая пороки, навлекшие — по представлениям того времени — божественный гнев на целый народ: “Вот уже к сорока годам приближаются страдания и мучения, и дани тяжкие на нас непрестанны, голод, мор на скот наш. Кто же нас до этого довел? Наше безверье и наши грехи, наше непослушанье и нежелание каяться! Молю вас, братья, каждого из вас: задумайтесь о помыслах своих, вглядитесь очами сердец ваших в дела свои — возненавидьте их, и отвергните, и поспешите на покаяние. Гнев божий прекратится, и милость Господа прольется на вас. ”—так призывал в тяжкие годы монголо-татарского нашествия владимирский проповедник Серапион. И учительные “слова”, и памятники торжественного красноречия входили в многочисленные сборники разнообразного содержания (так называемые “сборники смешанного состава”), а также в сборники устойчивого состава, предназначенные как для богослужения, так и для домашнего чтения. Изд.: Красноречие Древней Руси (XI — XVII вв.) / Сост., вступ. ст., подг. древнерус. текстов и комм. Т. В. Черторнцкой.— М., 1987. Лит.: Архангельский А. С. Творения отцов церкви в древнерусской письменности.— Казань, 1889—1890.—T.I—4; Еремин И. П Ораторское искусство Кирилла Туровского // Еремин И. П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики.—М.; Л., 1966.—С. 132—143; Бегунов Ю. К. Проблемы изучения торжественного красноречия южных и восточных славян IX—XVI веков: К постановке вопроса // Славянские литературы: VII Международный съезд славистов. Варшава, август 1973 г.: Доклады советской делегации.—М„ 1973.—С.380—399; Буланин Д.М. 1) “Пандекты” и “Тактикой” Никона Черногорца // Словарь книжников.— Вып. 1.— С. 292—294; 2) “Паренесис” Ефрема Си-рина// Гам же.—С.296—299; Фомина М. С Златоструй//Там же.—С.187—190; Прохоров Г. М. “Лествица” Иоанна Синайского // Словарь книжников.— Вып.2, ч.2.— С.9—17; Елеонская А. С. Ораторская проза в литературном процессе XVII века.—М., 1990; Т в о р о г о в О. В. Древнерусские четьи сборники XII—XIV веков. Статья третья: сказания и гоми-лии на сюжеты священной и церковной истории // ТОДРЛ.— 1993. - Т. 47.— С. 3—33. О. Я. Творогов. смотреть

ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА

ОРА́ТОРСКАЯ ПРО́ЗА, живая речь, получившая художественную разработку, благодаря которой она оказывает влияние на развитие всех видов прозы (см. Поэзия и проза).

В средние века О. п. становится достоянием христианской церкви, основной ее жанр — проповедь, в меньшей степени — полемическая речь на религиозные темы; по образцам О. п. строятся и письма. Светское красноречие сводится к панегирикам в честь правителей. Классиками христианского красноречия были на греческом Востоке Василий Великий, Григорий Назианзин и особенно Иоанн Златоуст (IV в.), на латинском Западе — Амвросий, Августин, Григорий Великий (IV—VI вв.). В Древнюю Русь ораторское искусство пришло из Византии и отчасти из Болгарии (Климент Охридский, Иоанн Экзарх); уже в киевскую эпоху О. п. достигает высокого мастерства (митрополит Иларион, Кирилл Туровский, позднее, в XIII в., Серапион Владимирский).

Эпоха Возрождения открывает античные памятники практики и теории О. п. и упражняется в подражаниях им; расширяется область светского красноречия (речи дипломатические, академические и пр.). Сильным толчком к оживлению и развитию О. п. были предреформация, реформация и вызванная ими религиозная борьба в Европе (Дж. Савонарола, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Дж. Нокс, с католической стороны — П. Скарга; следует особо отметить тяготеющие к бурлеску и каламбуру барочные проповеди августинца Абрахама а Санкта-Клара, XVII в.). В литературную систему классицизма О. п. входит как образец высокой торжественной речи, преимущественно панегирической, часто надгробной; наибольшее развитие это направление получило во Франции (Ф. де Саль, Ж. Б. Боссюэ, Ж. Б. Массийон и др.), но оказало влияние на всю Европу. В России О. п. возрождается в XVII в.; виднейшими ораторами барокко и классицизма были Симеон Полоцкий (XVII в.), Феофан Прокопович, М. В. Ломоносов, Г. Конисский (XVIII в.). Подъем политического красноречия наступает в эпоху буржуазных революций; важные образцы дала практика английских парламентарных речей и памфлетов (Дж. Фокс, У. Питт, Э. Бёрк, Р. Шеридан и др.), но вершиной была О. п. Великой французской революции (К. Демулен, О. Мирабо, Ж. Дантон, М. Робеспьер, Ж. П. Марат и др.). Дальнейшее развитие это направление получило в политической прозе XIX в. (У. Гладстон, А. Тьер, Дж. Мадзини и др.), а также в речах судебных ораторов (в России — А. Ф. Кони). Последнее значительное явление буржуазной линии О. п., органически связанное с английской парламентской традицией, — речи У. Черчилля времен 2‑й мировой войны 1939 — 1945.

Выступления революционного пролетариата положили начало новой эпохе О. п.; ее мастерами были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и такие деятели социалистического и коммунистического движения, как Ж. Жорес, К. Либкнехт, А. В. Луначарский.



История мира повстречала уже десятки специалистов ораторского искусства, речи которых мы помним до сих пор. Самыми недавними гениями этого искусства были Гитлер, Хрущев и другие политики, проводившие агитационное выступление. Чаще именно политики дают пример как правильно обыкновенную речь превратить в нечто большее, элемент истории. Следует знать, что написание текстов для выступлений приносит деньги, ведь тема выступления бывает любой, в том числе и о заработке.

Для некоторых это хобби, а кто-то изучает красноречие, чтобы презентация получила высшие оценки и принесла пользу.

Выбор темы, которая подойдет для выступления


Выступать можно с любой темой, обо всем на свете, лишь бы эта тема была близка оратору и интересна слушателям.

О чем можно рассказать?

Можно, к примеру, блеснуть эрудицией и подобрать тему о каком-нибудь уникальном животном, о жителях подводного мира.

Расскажите о домашних питомцах – и это будет очень удачное ораторское выступление, которое будет идти из самого сердца.

Можно найти интересную тему, которую будут слушать. А о чем любят слушать люди?

Любят слушать, к примеру, о том, как кто-то был обычным, ничем не примечательным, человеком, но стал известным и успешным.

Также вас будут слушать о загадочном, о непостижимом или необычном.



В чём значение ораторского искусства в наши дни?

В чём значение ораторского искусства в наши дни? Буянов Олег

бульвар Рябикова, 50 Иркутск Россия 664043

Буянов Олег

Дата: 24 апреля, 2020 ||

Рубрика: Для саморазвития

Значение ораторского искусства в наши дни. В чем важность ораторского мастерства? Ораторское искусство как важный навык современного человека. В чём главный секрет ораторского искусства. Обо всё этом вы узнаете из этой статьи.

Одним из главных навыков является — навык общения, диалога, умение выражать свои мысли с помощью слова. Из этой заметки вы узнаете о важном умении современного человека, об ораторском искусстве.

Значение ораторского искусства в наши дни.

Успешному человеку необходимо обладать прекрасными ораторскими способностями. Как говорят историки, кто-то из великих картавил, заикался, не умел читать или писать. Их не остановили недостатки. Они нашли силы не обращать на них внимания или даже преодолеть.

Считается, что именно недостатки вызывают сильнейшее желание развиваться и стать лучше, чем есть, достичь целей. Действительно, вокруг много красивых людей со звучными, выразительными голосами, но они не пользуются своим талантом.

В то же время не каждый, кто полон недостатков, находит в себе силы и волю для совершенствования. Иначе мир был бы полон великими личностями.

В чем важность ораторского мастерства?

Искусство красиво говорить важно потому, что:

— это лучший способ выразить и донести обществу гениальные идеи;

— это лучший способ воздействия и убеждения;

— это лучший способ произвести благоприятное впечатление. Не зря же говорят, что встречают по одежке, а провожают по уму. Ум выражается с помощью речи.

— это метод борьбы со страхом перед большой аудиторией.

— это один из важнейших навыков в современном обществе.

Без умения говорить не продвинешь даже ту идею, которая не имеет риска проигрыша, а только явную пользу.

Ораторское искусство в современных реалиях.

Можно читать труды Цицерона, Юлия Цезаря, Владимира Ленина и др. для наглядного примера. Но все эти книги имеют один существенный недостаток: они были актуальны в свое время.

Сегодня как никогда раньше ценится лаконичность. Даже употребление метафор и уж тем более гипербол порицаемо в большинстве случаев. Поток информации бесконечен. Оградите себя от негативной информации, и впускайте только позитивную!

Чтобы запомниться и выделиться, нужны самые важные и сильные слова. Хорошими учителями могут стать обыкновенные дикторы и телеведущие. Екатерина Андреева, Михаил Леонтьев, Мария Ситтель и др. В условиях работы в ограниченном эфире они выражаются лаконично, и тем более учитывают все тонкости современной русской речи.

Главный секрет ораторского искусства.

Человек должен умело пользоваться своим телом и мимикой, дополняя ими слова. Запомните! Пусть лучше будет много живой мимики, но мало жестов, чем наоборот! Тренируйте свою дикцию!

Движения отвлекают и мешают понять смысл слов, а каменное лицо выдает неискренность. В умелом использовании всех возможностей тела и скрывается главный успех оратора.

Главное — постоянное развитие!

Тему ораторского искусства я продолжу в новых заметках на блоге. Техники ораторского мастерства, риторика, борьба со страхом и другие необходимые навыки — об этом вы прочитаете на моём блоге. Не пропустите!

До новых встреч на блоге, в моих новых статьях!

Рейтинг: 5 из 5 (2 голоса)



Редкие темы для выступления

  • Культура потребления
  • Молекулярная кухня
  • Готическая архитектура
  • Поп-арт
  • Элитарная культура
  • Дополненная реальность
  • Кто такие фрики
  • Дауншифтеры
  • Космический туризм
  • Бодипозитив
  • Декоративная гравировка
  • Муралы
  • Гротеск
  • Глобализация
  • Гегемония

Интересные темы, раскрытые в притчах

Лучшие притчи о жизни и мудрости

Темы, поднимаемые в притчах – мудрые, полезные. Притчи будут слушать все с большим удовольствием. Предлагаем готовые мудрые притчи, с которыми можно выступить перед любой аудиторией.

  • Секрет семейного счастья.
  • Секрет долголения
  • Как найти друзей
  • Как научиться делить поровну
  • Секрет воспитания
  • Притча о том, как покорить мужчину
  • Другие интересные притчи


Известные ораторы зарубежья

В зарубежных странах существует множество знаменитых величайших ораторов, которые отличались прекрасным умением строить свою речь во время выступлений так, чтобы люди не сомневались в их убеждениях . К самым выдающимся личностям следует отнести двух ярких политических деятелей:

Адольф Гитлер

Несмотря на всю свою дьявольскую сущность, этот человек был сильнейшим оратором, который выступая, всегда держал народные массы в напряжении и полном внимании. В выступлениях он применял резкую жестикуляцию рук, говорил эмоционально и даже грубовато. В его речах наблюдалась такая черта, как использование длительных пауз с целью подчеркнуть что-то важное и основное.

Гитлер

Уинстон Черчилль

Данный политический деятель всегда предварительно готовился к каждому своему выступлению, продумывая даже мимику и жестикуляцию. Он отрабатывал текст так, чтобы он был идеальным. Этот человек отличался харизмой, часто использовал в своей речи юмор.

Черчилль - великий оратор

Он так был воодушевлен своими идеями, что мог заражать ими весь народ. При составлении текста он активно пользовался такими художественными приемами, как метафора и сравнение. В процессе общения Черчилль старался быть спокойным и вести себя естественно. С рождения он имел такой дефект речи, как шепелявость, однако, со временем он сумел от него избавиться.

Виды публичных выступлений по форме и особенности каждого из них

К устной публичной речи относится:

ораторское мастерство риторика

публичная речь ораторское искусство

К диалогическим видам устных публичных выступлений относится:

  • Интервью.
  • Переговоры.
  • Дискуссии.
  • Совещания.
  • Пресс-конференции.

Дыхание

Вдыхаемый воздух является совершенно необходимым условием для произношения звуков, стонов, речи и пения. Легкие не могут дышать сами. Они скорее вентилируются благодаря работе дыхательных мышц.

Многочисленные альвеолы легких не могут быть активными, они зависят от мускулов, которые расположены вокруг легких. Задача человека — научиться не хватать воздух, а плавно набирать его в легкие. При этом желательно делать это через нос. В этом случае воздух нагревается и фильтруется. При осуществлении только ротового дыхания происходит быстрое пересыхание гортани, что ведет к осипшему голосу и воспалению дыхательных путей.

Кроме того, нужно стремиться к глубокому дыханию. Его еще называют диафрагменным или брюшным. Не следует довольствоваться поверхностным дыханием. Поскольку его последствиями могут выступать спазмы, особенно при поднятом положении плеч. Дыхание можно считать правильным, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.

Рекомендуется использовать глубокое дыхание и по возможности — свежим воздухом. Акцент делается на том, чтобы выдыхать и оставлять внутри воздух в спокойном, тихом состоянии для наполнения кислородом самых отдаленных уголков легких. Полезно представлять вдыхание аромата цветов.

Ребенок с книгой и летающие буквы вокруг


Начнем мы, пожалуй, с самого свежего примера. Это выступление бывшего главы Министерства обороны Канады Пола Хеллье, которое, пусть и не войдет в анналы истории, но точно останется в памяти миллионов людей, шокированных столь громким заявлением, впервые прозвучавшим из уст официального лица.

Что нужно тренировать

По мнению Х. Леммермана, фундамент красивой и свободной речи закладывается за счет хорошего управления дыханием, четкого произношения и эффективного речевого мышления. Постоянная тренировка памяти также является важным навыком для любого оратора.

Девушка нюхает цеточек

Речь оратора должна быть отчетливой и осмысленной. Звучание голоса тоже должно быть хорошим. Прежде всего необходимо добиться плавности речи. А вот силу голоса, тембр, темп, ударение и резонирование необходимо настраивать согласно контексту имеющейся ситуации.

Упражнения, направленные на формирование речи, должны выполняться систематически на протяжении достаточно длительного периода времени. Например, еженедельно в течение полугода. Здесь важно разумное поэтапное продвижение к заданной цели.

В качестве таких упражнений выступают, например, чтение текста вслух и передача смысла прочитанного своими словами. При этом читать нужно громко и периодически бросать взгляды на воображаемых зрителей. При пересказе текста важно запоминать детали и передать их по возможности дословно, либо собственными словами.

Для развития свободной речи рекомендуется регулярно практиковать формирование навыка на основе конспектов с ключевыми словами и развивать умение речевого мышления, то есть способности думать во время произнесения речи.

Фото: Shutterstock

Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.

Аудиоверсия материала:

Что такое ораторское искусство

Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.

Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.


Почему важно развивать ораторское искусство

Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.

«Ораторское искусство нужно для того, чтобы завоевывать достойное место в обществе, выдерживать конкуренцию и создавать свой публичный имидж, -

«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.

Основные принципы ораторского искусства

Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.

Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.

Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.

Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.

Фото:Unsplash

Как развить ораторское искусство

  • Первое, что хочется сказать тем, кто только заинтересовался изучением ораторского мастерства: если вы умеете говорить с друзьями на кухне, значит вы достаточно хорошо говорите.
  • Второе. Наша речь, как и наша человеческая природа, — это огромный котлован, очень глубокий. И здесь есть, чему учиться. Учиться нужно так же настойчиво, как читать и писать. Идти от слоя к слою. Ничто не заменит практики. Одно упражнение, сделанное со вдумчивым рассуждением, даст больше, чем десятки прочитанных книг. Наберитесь терпения — это долгий путь.
  • И третье. Всегда думайте о цели речи, о ее смысле. Что вы хотите донести, получить в результате? Спросите себя. Вам будет проще, если вы будете думать о пользе для людей, к которым обращаетесь. Что вы хотите, чтобы они сделали, выйдя из зала?

Фото:Steve Marcus / Getty Images

Где учиться ораторскому искусству

Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.

Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.


Практические упражнения

Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.

Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.

Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.

Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.

Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.

Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.

Читайте также: